ДОСИФЕЙ
Том XVI , С. 61-63
опубликовано: 18 сентября 2012г.

ДОСИФЕЙ

(Забела; † 2.02.1544), еп. Сарский и Подонский (Крутицкий). В синодике Успенского собора (XVII в.) записан род иерарха: «Родители владыки Досифея Сарского: Петра, Улиту скимницу, Феодосиа скимника, Марфу скимницу, инока Ефрема, ерея Тимофеа, Матрену, Иллариона скимника» (ГИМ. Усп. № 64. Л. 254 об.).

В перечне настоятелей Троице-Сергиева мон-ря, находящемся во вкладной книге обители, после игум. св. Серапиона, к-рый был в янв. 1506 г. хиротонисан на Новгородскую кафедру, назван Д., управлявший мон-рем «год и полнедели» (ВКТСМ. С. 15). Возвышение св. Серапиона и поставление Д., имевшие место после смерти вел. кн. Иоанна III Васильевича (27 окт. 1505), позволяют предположить, что Д. принадлежал к числу тех троицких старцев, к-рые поддержали игум. Серапиона в его конфликте с вел. кн. Иоанном III (на Соборе 1503 г. троицкий игумен резко выступил против предложений вел. кн. Иоанна III о передаче гос-ву церковных земель). В Троице-Сергиев мон-рь при Д. давались жалованные грамоты и вклады (ААЭ. Т. 1. С. 118. № 145-146; С. 119. № 148; АРГ, 1505-1526 гг. С. 30. № 21; С. 30-31. № 22; С. 31-32. № 23; С. 33. № 25; С. 33. № 26; С. 38-39. № 32; С. 39. № 33; С. 40. № 34). Судя по датировке грамот, Д. являлся игуменом Троицкого мон-ря еще в апр. 1507 г., т. о., он был поставлен настоятелем не раньше апр. 1506 г. (Вопреки мнению свящ. Н. Соловьёва (Соловьёв. 1894. С. 47) нет достаточных оснований считать Д. пострижеником Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Невозможно также, как это делает А. А. Зимин, однозначно причислять архиерея к партии иосифлян. Будучи викарием Московских митрополитов (последовательно Симона, Варлаама, Даниила, свт. Иоасафа (Скрипицына), свт. Макария), Д., по-видимому, разделял и их позицию, и их труды по управлению Церковью.)

Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682)Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682)

23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта, к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского.

Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери. Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар.

29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. № 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в. // РД. 2003. Вып. 9. С. 428. № 23).

Д. стал верным сподвижником митр. Даниила. Известно послание Даниила Д., написанное «любви ради и спасения». Митрополит обращается к Крутицкому епископу со словами назидания, чтобы устранить возникшее недоразумение: «Мы же, враждующеся и роптающе, како не соблазним мьногих» (см.: Дружинин. С. 66-67; Макарий (Веретенников). С. 121-122). В 1522 г. Д. вместе с др. архиереями участвовал в составлении крестоцеловальных записей, где ручался в верной службе государю за кн. В. В. Шуйского (СГГД. Ч. 1. С. 414-415. № 149; ДРВ. М., 1788. Ч. 3. С. 26), в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского (СГГД. Ч. 1. С. 425-427. № 154), 5 февр. 1531 г.- за кн. Ф. М. Мстиславского (Там же. С. 439-443. № 159; ДРВ. Ч. 3. С. 74-83).

Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. № 149. Л. 25)Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. № 149. Л. 25)

Важной проблемой этого времени являлся вопрос о наследнике московского престола, поскольку вел. кн. Василий III был бездетен. События тех лет описаны в «Выписи о втором браке Василия III» (по мнению Зимина, составлена в нач. XVII в.: Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 135). После отказа вост. патриархов разрешить Василию III вступление во 2-й брак при жизни вел. кнг. Соломонии (см. София Суздальская, прп.) государь «для кручины своей» отправился в Александрову слободу, где велел быть «Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие» (Там же. С. 145). Перед вступлением государя в брак с Еленой Васильевной Глинской митр. Даниил собирал «преосвященный сонм», к-рый утвердил вел. князя в его намерении (Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 118; автор называет Д. в числе возможных авторов «Повести...»).

Д. принял участие в 2 Соборах, на к-рых был осужден прп. Максим Грек: в 1525 и 1531 гг. В 1525 г. вопросы прп. Максиму от имени митрополита задавал Крутицкий архиерей. На Соборе 1531 г. прп. Максим утверждал, что он исправлял рус. богослужебные книги с санкции митр. Варлаама и епископов, в т. ч. Д. Последний это категорически отрицал и выступил как главный обвинитель прп. Максима (задавал вопросы о книжном исправлении, о сомнениях афонского инока в святости нек-рых рус. подвижников, о высказывавшемся прп. Максимом неодобрении поставления Рус. митрополитов без благословения К-польского патриарха). На Соборе 1531 г. рассматривалось также дело Вассиана (Патрикеева). Вассиан, как и прп. Максим, ссылался на митр. Варлаама и «освященный собор» архиереев, включая Д., к-рые благословили Вассиана составить новую редакцию Кормчей книги (в ней отразились воззрения составителя, выступавшего, в частности, против монастырского вотчиновладения). Д. отрицал, что давал благословение Вассиану на эту работу.

21 нояб. 1533 г. Д. вместе с митр. Даниилом и Коломенским еп. Вассианом посетил смертельно больного вел. кн. Василия III в подмосковном с. Воробьёве. Те же иерархи отпевали почившего государя 4 дек. в Архангельском соборе. В 1535 г. Д. участвовал в переложении мощей Московских святителей Петра и Алексия в новые раки, торжества возглавил митр. Даниил. В 1537 г., во время мятежа кн. Андрея Старицкого, к нему из Москвы был послан Д., который, судя по наказу, данному ему митрополитом, должен был склонить князя к приезду в Москву с обещанием безопасности или же наложить на него церковное прещение в случае его намерения бежать.

6 февр. 1539 г. Д. участвовал во введении на митрополичий двор игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафа (Скрипицына), 9 февр.- в его хиротонии во митрополита всея Руси в Успенском соборе Кремля. В том же году в Оковецкой вол. около Ржева было явление чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. По этому поводу митр. Иоасаф совещался с 3 архимандритами и 2 епископами, видимо находившимися тогда в Москве, в т. ч. с Д. (Л[еонид (Кавелин)], а[рхим.]. Сказание о явлении иконы Пречистыя Богородицы Оковецкия (Ржевския) // РА. 1881. Кн. 2. С. 10). Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте ее встречи позднее был построен храм, куда 29 нояб. совершался крестный ход.

19 марта 1542 г. Д. участвовал в поставлении свт. Макария, архиеп. Новгородского, в митрополита Всероссийского (ПСРЛ. Т. 13. С. 142). (Как викарный архиерей Д., пребывая в Москве, мог участвовать в архиерейской хиротонии свт. Макария в 1526.) Последний по времени известный документ, связанный с Д.,- отпускная грамота, к-рую архиерей дал 29 дек. 1543 г. свящ. Косме, «Фотееву сыну», с правом перехода в др. епархию (Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего мон-ря XV - нач. XVII в. // РД. 2004. Вып. 10. С. 280).

О вкладах Д. в храмы и мон-ри прямых сведений нет. Возможно, вкладом архиерея в Троице-Сергиев мон-рь является крюковой Стихирарь нач. XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры с записью: «Сия книга, глаголемая Стихираль, владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго» (Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей Б-ки ТСЛ. М., 1879. Ч. 2. С. 137). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 гг. (ВКТСМ. С. 67); возможно, это были родственники архиерея.

Д. был погребен на Крутицах в крипте под храмом Воскресения Христова, в приделе Николая Чудотворца, как гласила об этом надпись на его несохранившейся надгробной плите ([Леонид (Кавелин), иером.] Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 68; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 267). Изображения Д. имеются в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности в Шумиловском томе, Царственной книге (РНБ, ГИМ, см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика опис. и изуч. разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169).

Ист.: АИ. Т. 1. С. 201, 530. № 290; ПСРЛ. Т. 8; Т. 13; Т. 30. С. 142; Т. 43 (по указ.); Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сб. XVI в. // ЛЗАК за 1908 г. СПб., 1909. Вып. 21. С. 66-67; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286-287 [Судный список Вассиана (Патрикеева)]; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки / Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 90, 106-114.
Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 176; Ратшин А. Историческое описание Крутицкого мон-ря (ныне упраздненного): с описанием погребенных в оном митрополитов и епископов Крутицких. М., 1859. С. 12; Строев. Списки иерархов. Стб. 138, 1034; Соловьёв Н., свящ. 1261-1788 гг.: Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 47-51; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 718; Смирнов И. И. Очерки полит. истории Русского гос-ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 53-74; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970. С. 195-205; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в. М., 1972. С. 235; он же. Крупная феодальная вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 282-283; Назаров В. Д. К истории церк. Соборов и идейно-полит. борьбы в России 1-й пол. XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. ст. М., 1990. С. 195; Маханько М. А. Привоз икон в Москву в XVI в. и его влияние на чин городских богослужений // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 75, 80; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.); Забелин И. Е. История г. Москвы: Неизд. тр. М., 2004. С. 325-326; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 106-121.
Архим. Макарий (Веретенников)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАССИАН († 8.04.1466), еп. Сарский и Подонский
  • ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых)
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский