ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ (КИЕВСКИЙ)
Том XVI , С. 79-81
опубликовано: 17 сентября 2009г.

ДОСИФЕЙ КИТАЕВСКИЙ (КИЕВСКИЙ)

(Ɨ 25/26.09.1777, Киев), прп. (пам. 25 сент. и в Соборе Рязанских саятых), мон., насельник Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры. Прославился как затворник и прозорливец, долгое время подвизался в пещерах на Китай-горе (см.: Китаевская киевская во имя Св. Троицы пуст.), многим указал монашеский путь спасения, благословил на постриг Прохора Мошнина (см. прп. Серафим Саровский).

Прп. Досифей Китаевский. Икона. XX в.Прп. Досифей Китаевский. Икона. XX в.Биографические сведения о Д. крайне скудны и противоречивы. Первоначальное Житие Д. было составлено, вероятно, в кон. ХVIII в., вскоре после его кончины. Анонимное рукописное жизнеописание Д. кон. ХVIII в. на полулисте синей бумаги было обнаружено в семейном архиве А. Лашкевича и опубликовано им в ж. «Киевская старина» (1884. № 7. С. 541-543). Согласно этому повествованию, насельник Киево-Печерской лавры рясофорный монах Д. происходил из «великороссийских крестьян», бежал от боярина, желая принять постриг. Пришел в Киев, но, как «беглый раб», не смог поступить ни в один мон-рь. Тогда он выкопал для себя небольшую пещеру за пределами Киева - на Китай-горе, близ лаврской Китаевской пуст., и долгое время подвизался «в великом воздержании».

В документах сведения о подвижничестве Д. впервые встречаются в запросе 1744 г. киевского ген.-губернатора М. И. Леонтьева «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3 общ. Д. 1-а). Хронологически запрос совпадает с посещением Киева имп. Елизаветой Петровной. Государыня жила в доме архимандрита Киево-Печерской обители, где, вероятно, могла слышать о пещерниках. Согласно рукописи, опубликованной Лашкевичем, во время визита имп. Елизаветы состоялась ее беседа с Д. После этой встречи государыня распорядилась постричь пещерника в рясофор. На следующий же день состоялся постриг, но Д. продолжал жить в пещере.

Вероятно, после указа о запрете отшельничества (сер. 60-х гг. XVIII в.) Д. оставил китаевскую пещеру и получил келью возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры. В 1766 г. Д., к-рый уже был в монашеском чине, вновь перевели из Дальних пещер в Китаевскую пуст. Документы свидетельствуют о широкой известности старца, к-рый к 1766 г. «не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». Причиной перевода в пустынь стала жалоба на Д. бунчукового товарища Федора Савича, к-рый утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в киевском в честь Вознесения Господня и св. Флора и Лавра мон-ре. После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Д. снова в Китаевскую пуст. «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать» (Там же. Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10). Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Д. по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пуст., где жил в уединенной келье у пруда.

В источниках существуют разночтения и в указании года кончины Д.- от 1775 (по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет) до 1778 г. (Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154). Киевский митр. Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Д. в Китаевской пуст.: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» (Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190). В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 506. № 92).

Наиболее достоверной датой кончины Д. следует считать 1777 г., на к-рый указывает дело из лаврского архива. 26 сент. 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Д. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено (Там же. Оп. 1 общемон. Д. 1130. Л. 4-6).

Прп. Досифей Китаевский. Гравюра. XIX в.Прп. Досифей Китаевский. Гравюра. XIX в.Биографические сведения о Д., изложенные в лит-ре 2-й пол. ХIХ - нач. ХХ в., легендарны и запутанны. В 1873 г. в Соловецком патерике впервые была опубликована информация, перекликавшаяся с популярными в народной лит-ре сюжетами, что Д. на самом деле являлся девицей. Согласно приведенному в патерике житию пустынника Феофана (СПб., 1873. С. 137-154), к-рый являлся келейником Д., последний скончался после 30-летнего затворничества в Китаевской пуст. в 1778 г., на 53-м году жизни. Затем, без к.-л. аргументации, автор патерика рассказывает: «После сделалось известным, что затворник Досифей была девица Дария из рязанских дворян Тяпкиных» (Там же. С. 140). Согласно патерику, с 2 до 9 лет Дарья жила в келье своей бабушки, насельницы московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Порфирии. За это время она настолько привыкла к монашескому образу жизни, что не смогла приспособиться к мирскому по возвращении домой. В 15-летнем возрасте Дарья «скрылась» во время прогулки с сестрами в роще. Спустя 3 года одна из сестер с матерью, посетив Троице-Сергиеву лавру, увидела некоего юного монаха, похожего на Дарью, и просила знакомого иеромонаха привести его к себе. Но инок, после того как ему передали просьбу, исчез. Спустя 20 лет сестра Дарьи посетила Китаевскую пуст. и беседовала со старцем, к-рый посоветовал «не допытываться, если кто из родных скрылся ради Господа». Лица монаха она не увидела. Приехав спустя нек-рое время в Китаево, она не застала старца в живых.

Вероятно, история из Соловецкого патерика, объединенная со сведениями, почерпнутыми из опубликованной в «Киевской старине» рукописи, легла в основу позднейшего жизнеописания Д., составленного послушником Киево-Печерской лавры Владимиром Зноско,- «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского» (К., 1906). Книга была издана типографией Киево-Печерской лавры вскоре после прославления прп. Серафима Саровского. Именно это Житие Д. получило наибольшее распространение и известность, в ХХ - нач. ХХI в. вышло неск. брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта. В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой Д. (Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.)

Предполагаемое место захоронения прп. Досифея в Китаевской пуст. Фотография. 2996 г.Предполагаемое место захоронения прп. Досифея в Китаевской пуст. Фотография. 2996 г.Работая над жизнеописанием старца, Зноско, по-видимому, осознавал отсутствие убедительных доказательств в предании о Дарье Тяпкиной, в результате чего в конце составленного им жизнеописания появился рассказ об узнавании старца-девицы его сестрой: «И только по смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав старца в живых, стала осведомляться о его жизни и взглянула на его портрет, всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных». Косвенным доказательством такого отождествления послужила и якобы имевшаяся посмертная записка Д., к-рая приводится Зноско, но не упоминается ни в других жизнеописаниях старца, ни в сохранившихся документах: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению» (Зноско. 1906. С. 72). После издания книги Зноско существование этой записки не вызывало сомнений у почитателей старца. Более того, данный «факт» повлек за собой новые вымыслы. Так, в 1999 г. была переиздана вышедшая впервые в 60-х гг. XX в. в Мюнхене книга И. Н. Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской лавре», в к-рой к неверно пересказанному повествованию о «Досифей-девице» добавлено то, что братия вопреки завету старца переоблачили его, с удивлением обнаружив, «что старец Досифей был женщиной». В «Воспоминаниях» приведен также никогда не существовавший текст с надгробной плиты старца: «Здесь покоится прах Досифей-девицы», несмотря на то что надпись с реально существовавшего памятника процитирована Зноско: «1776 года сентября 25 умре Досифей». В нач. 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте захоронения старца установлен памятник с надписью: «Рясофорный монах Досифей. Ск. 25.IX.1776 г. Господи, упокой душу раба Твоего в селениях праведных. Вечная память».

В 1993 г. Д. был канонизирован Собором УПЦ. Память отмечена под 25 сент. В 1994 г. издательский отдел УПЦ МП переиздал книгу Зноско (на основе публикации: Киев, 19113), дополнив портретом Д., на к-ром преподобный изображен безбородым старцем. Вероятно, портрет перепечатан из 1-го издания книги Зноско 1906 г., возможно, выполнен специально для него или в период подготовки к канонизации прп. Серафима Саровского (Зноско не уточнил происхождение портрета). Упоминания о более ранних изображениях Д. неизвестны. Нет подтверждений и словам Зноско о том, что среди почитателей Д. имел хождение список с его более раннего портрета.

Арх.: ЦГИАК. Ф.128. Оп. 3 общ. Д. 1-а; Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10; Оп.1 общемон. Д. 1130. Л. 1-8; Оп. 3. Д. 506. № 92; Оп. 3 тип. Д. 281.
Лит.: Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры. К., 1826. С. 190; Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-141; Лашкевич А. C. Киевский пещерник ХVIII ст. // Киев. старина. 1884. № 7. С. 541-543; Зноско В., свящ. Рясофорный мон. (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель-наставник прп. Серафима Саровского. К., 1906; ЖПодв. Сент. С. 255-270; Титов Ф. И. Рус. царствующий дом Романовых в отношениях его к Киево-Печерской лавре: 1613-1913. К., 1913. С. 100; Никодимов И. Н. Восп. о Киево-Печерской Лавре: 1918-1943 гг. К., 1999. С. 99-100; Степовик Д. В. Iсторiя Києво-Печерськоï лаври. К., 2001. С. 244-245; Прп. Досифея, затворница Киевская: Житие с акафистом / Под ред. иером. Сисоя (Савченко) и др. К., 2003; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004. С. 86-92; она же. Джерела з iсторiï Китаïвськоï пустинi ХVIII ст.: Нове прочитання деяких ключових моментiв // Православ'я - наука - суспiльство: Питання взаємодiï: Мат-ли 3 Всеукр. наук. конф. (20-21 жовтня 2005 р.). К., 2006. С. 39-42; она же. К биографии прп. Досифея Китаевского (Киевского): обзор архивных источников и историографии // ВЦИ. 2007. № 2. С. 235-250; Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: Свiт правосл. духовностi i культури (ХVII-ХVIII ст.). К., 2005. С. 342.
О. А. Крайняя
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
  • АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Шепелев Владимир Иванович; 1840–1917), иером., старец, прп., местночтимый св.
  • АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
  • АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)