ДУХ
Том XVI , С. 359
опубликовано: 25 октября 2012г.

ДУХ

[греч. πνεῦμα], 1) Дух Божий - см. статьи Бог, Святой Дух; 2) дух человеческий; 3) дух, духи [δαίμων, πνεῦμα ἀκάθαρτον ώ ΰὦ], бесплотные силы невидимого мира - см. статьи Ангелология, Бес, Бесоодержимость, Демонология.

Д. и душа - 2 стороны духовной природы человека (см. ст. Дихотомизм). Д. чаще отождествляется с душой: Мф 26. 38 («...душа (ἡ ψυχή) Моя скорбит смертельно»), Лк 23. 46 («Отче! В руки Твои предаю дух (τὸ πνευμά) Мой»), Ин 11. 33 («...Сам восскорбел духом (τῷ πνεύματι)...»), Деян 20. 10 («Павел... сказал: не тревожьтесь, ибо душа (ἡ ψυχή) его в нем»), Лк 8. 55 («И возвратился дух (τὸ πνεῦμα) ее; и она тотчас встала...») и др. Д. воспринимается и как высшая способность души человека: 1 Кор 15. 46 («Но не духовное прежде, а душевное»), Евр 4. 12 («...слово Божие... проникает до разделения души и духа...»), 1 Фес 5. 23 («...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»). Д. человека истолковывается также как благодать Св. Духа, обитающая в верующем. Д. человеческий, т. о., имеет начало в Духе Божием: «Господь... образовавший дух человека внутри него...» (Зах 12. 1); «...рожденное от Духа есть дух» (Ин 3. 6); «...Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин 4. 13); «...мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога...» (1 Кор 2. 12) - сошествие на апостолов в день Пятидесятницы Духа Св. подтверждают слова Писания, Д.- дар Божий.

Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБСОЛЮТ термин философии и богословия
  • АКЦИДЕНЦИЯ термин, обозн. преходящий, несущественный или случайный признак
  • АНТИНОМИЯ в философии и богословии - противоречие между двумя логически обоснованными положениями
  • АНТРОПОЛОГИЯ раздел богословия, посв. раскрытию учения Церкви о человеке
  • АПОСТАСИЯ отступление, отрицание религиозных догматов
  • АПОФАТИЧЕСКОЕ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ метод дискурсивного богопознания
  • БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым
  • БЕС наименование злого духа в древнеславянском язычестве, а также в христианскую эпоху на церковнославянском и других славянских языках