ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ
Том XVI , С. 709-713
опубликовано: 13 декабря 2012г.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ

Содержание

[нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт, Д. Бонхёффер, М. Нимёллер.

После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

Представители евангелической церкви были не согласны с Законом о демилитаризации и денацификации от 5 марта 1946 г., касавшимся значительной части клира и мирян, работавших в церкви. Компромисс был найден на основе того, что оккупационные власти позволили Е. Ц. Г. начать самостоятельный процесс «очищения» от пронацистских элементов. 10 окт. 1946 г. оккупационные власти признали Исповедующую церковь «антифашистской организацией сопротивления». 19 окт. 1945 г. было обнародовано «Заявление совета Евангелической Церкви Германии представителям Экуменического совета церквей», т. н. Штутгартское покаяние (Stuttgarter Schulderklärung), автором которого был переживший концлагерь Нимёллер. Международное экуменическое движение настаивало на том, чтобы Е. Ц. Г. открыто говорила не только о злодеяниях фашистов, но и о грехах всего нем. народа, включая духовенство. Впервые евангелической церковью на официальном уровне была признана собственная вина за злодеяния нем. рейха (такие представители евангелической церкви, как Барт, Бонхёффер и др., еще в период фашизма говорили об этой вине). Заявление вызвало неоднозначную реакцию. Большинство считало, что Штутгартское покаяние имеет неоправданно резкий характер, особенно в вопросе о коллективной вине немцев. Другие были недовольны тем, что в заявлении недостаточно сказано о вине немцев и христ. церкви Германии. Только 4 земельные церкви открыто заявили о согласии с его содержанием. В авг. 1947 г. Братский совет Исповедующей церкви составил «Послание по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), т. н. Дармштадтское послание (Darmstädter Wort). Текст был подготовлен Х.-И. Ивандом и Бартом, дополнения и поправки внесли Нимёллер и Г. Дим. Послание явилось результатом дискуссии о сложном положении евангелической церкви в Германии, по-прежнему разделенной на неск. частей. В документе говорилось о причинах возникновения национал-социализма в Германии и о ложных путях развития церкви в годы фашизма, основанного на националистической традиции и связях с правящими кругами, о необходимости истинного обновления церкви, к-рое послужит обновлению всего общества. Подчеркивалось, что немцы должны говорить открыто об общей вине за злодеяния фашистов, и это позволит им преодолеть свои заблуждения. Радикальными выглядели заявления о том, что перед 1933 г. церковь блокировала необходимые социально-революционные изменения, тем самым объективно проложив путь нацистам к власти. Был поставлен вопрос о необходимости строительства новых взаимоотношений между гос-вом и церковью. Церковь должна стать опорой бедных, способствовать созданию лучшего нем. гос. устройства, к-рое будет служить праву, благосостоянию, внутреннему миру и примирению народов. Все это создаст почву для построения нем. демократического социализма в стране. На 1-е место выходили проблемы сохранения христ. ценностей во время роста в Европе секулярных процессов. Г. Альберц и К. Шарф, члены Братского совета, были не согласны с отдельными положениями послания. Вскоре Братский совет Исповедующей церкви был вытеснен из церковного руководства, но незадолго до этого, в апр. 1948 г., успел выпустить Послание по еврейскому вопросу (Wort zur Judenfrage), к-рое явилось исходной точкой для выработки позиции Е. Ц. Г. (Die Kirchen und das Judentum. Münch., 1988. S. 541). Основной темой документа стал протест против антисемитизма, «признание вины за Холокост, за гордыню и молчание немецкого народа». В конституцию Е. Ц. Г. было включено положение о признании евангелической церковью своей вины и миссионерской ответственности по отношению к народу Израиля. После войны вышло большое количество заявлений Е. Ц. Г. против антисемитизма («Вина перед Израилем» (Schuld an Israel) в апр. 1950, в 1960, в 1975, в 1980 «Рейнское синодальное заявление» и др.).

В 40-50-х гг. в Е. Ц. Г. проходили многочисленные дебаты о ремилитаризации Германии, об атомном оружии, о вступлении в НАТО, о строительстве новых Вооруженных сил ФРГ - бундесвера, о фашизме, о капитализме и социализме в обоих нем. гос-вах. Нимёллер, Г. Хайнеман и Барт дистанцировались от политической привязанности ФРГ к зап. военно-политическому блоку, для которого традиционными оставались старые враги - коммунисты и Советский Союз. Поддержка ремилитаризации Германии мотивировалась необходимостью защитить страну от «безбожного большевизма». Хайнеман, президент Синода Е. Ц. Г. (1949-1955), считал, что внешняя политика К. Аденауэра отодвигает воссоединение Германии в отдаленное будущее, и выступал против гонки вооружений. Нимёллер, руководитель отдела внешних сношений Е. Ц. Г. в кон. 1949 г., предлагал осуществить воссоединение Германии под контролем ООН. Проблему воссоединения Германии связывали с проблемой мирного сосуществования. С кон. 60-х гг. обе эти проблемы стали рассматривать отдельно.

Противоречия внутри Е. Ц. Г. вновь обострились в связи с войной (1950-1953) в Корее и намерением Правительства ФРГ послать туда войска. Большинство клира (Вурм, Х. Лилье и др.) было готово поддержать милитаризацию, меньшинство (Барт, Нимёллер, Хайнеман) выступало против. Заявление лютеран в февр. 1952 г. «Вклад в вооружение и христианская совесть» (Wehrbeitrag und christliches Gewissen), поддержанное большинством земельных епископов, опиралось на учение М. Лютера о 2 царствах (Kirchliches Jb. 1953. S. 14-17). В заявлении утверждалось, что в мирской сфере действуют политические и военные средства. Для защиты права и мира, подчеркивалось в документе, военные рычаги власти вполне законны, но при этом необходимо противостоять духу ненависти и мести в Вооруженных силах. В Бонне заявление восприняли как согласие со своей политикой.

В 1956 г. Синод Е. Ц. Г. заключил договор с Правительством ФРГ о создании военно-церковной службы. В кон. 50-х гг. в спорах о ядерном оружии протестанты вновь оказались разделенными на противоположные партии. Барт, Нимёллер, их соратник по Исповедующей церкви Х. Гольвитцер и др. были против ядерного вооружения. Но мн. протестанты, особенно члены ХДС, выступали за атомную бомбу как за инструмент защиты зап. порядка, оружие против антихриста. В 1959 г. были опубликованы результаты деятельности специальной комиссии по атомному вооружению, т. н. Гейдельбергские тезисы Е. Ц. Г. В них говорилось, что церковь должна или отказываться от поддержки гонки вооружений, или сделать попытку с помощью атомного оружия обеспечить мир и свободу (имелась в виду готовность противостоять Советскому Союзу).

В 60-70-х гг. повсеместно в Европе прошли массовые студенческие волнения. В ФРГ молодежь протестовала против консервативной модели развития страны, построенной на гегемонии ХДС и ХСС, на антикоммунизме и клерикализме, на приверженности рыночной либеральной модели, а также против патриархальных моральных устоев, главной блюстительницей к-рых была церковь.

В 1965 г. появился «Восточный меморандум» (Ostdenkschrift) Е. Ц. Г. В нем звучали призывы отказаться от бывш. нем. вост. территорий, относившихся к Польше, по существу признавались установившиеся после войны границы по Одеру-Нейсе. Тем самым Е. Ц. Г. способствовала «новой восточной политике» федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта, возглавлявшего Социал-демократическую партию Германии и выступавшего за установление добрососедских отношений с народами гос-в Вост. Европы, прежде всего с народами Польши и СССР.

В кон. 70-х гг. разгорелись споры о нейтронном оружии. В кругах Е. Ц. Г. поддержали мирные инициативы. С сер. 80-х гг. чаще звучал лозунг «За мир без оружия», проводились «недели мира». Евангелический конгресс в Гамбурге в 1981 г. был важным событием в движении за мир. Нек-рые протестанты заговорили о возможном союзе пацифистов, христиан и коммунистов против гонки вооружений и фашизма. «Восточный меморандум» вызвал неоднозначную реакцию в обществе: был поднят вопрос о пределах вмешательства церквей в социально-политические проблемы. Ответом на это стал меморандум Совета Е. Ц. Г. 1970 г. «Задачи и границы церковной позиции по общественным вопросам» (Aufgaben und Grenzen kirchlicher Äuserungen zu gesellschaftlichen Fragen). Высказывая озабоченность социально-политическими и правовыми проблемами в обществе, церковь настаивала на взаимном, партнерском диалоге с общественными силами по их решению. При этом давалось теологическое обоснование возможности и необходимости такой кооперации, в частности при соблюдении политической этики. В меморандуме Е. Ц. Г. «Евангелическая церковь и свободная демократия» (1985) говорилось, что демократия как форма гос. устройства наиболее соответствует свободе христ. веры, подчеркивалось, что евангелическая церковь должна исходить из принципа ответственности перед Богом в осуществлении мирских дел, в т. ч. это относится и к политической деятельности.

Несмотря на разделение Германии, первоначально Е. Ц. Г. оставалась союзом евангелических земельных церквей обоих нем. гос-в - ГДР и ФРГ. Позднее, с момента возведения Берлинской стены в 1961 г., возникли организационные проблемы, стала отличаться повседневная деятельность евангелических церквей в обеих частях Германии. В результате в 1969 г. в ГДР был создан Союз евангелических церквей в ГДР (Bund der Evangelischen Kirchen in der DDR), к-рый объединял 8 земельных церквей. После воссоединения нем. гос-в (1990) Союз евангелических церквей в ГДР вновь вошел в состав Е. Ц. Г. В 1991 г. в Кобурге был конституирован новый высший орган федерации церквей - Синод. В Локкумском заявлении 1990 г. было отмечено, что и Е. Ц. Г., и Союз евангелических церквей в ГДР сохранят свои особенности и свой церковный опыт.

В 90-х гг., после создания единого нем. гос-ва, вновь возобладали секулярные тенденции. Налоговая реформа кон. 90-х гг. понизила ставки церковного налога (определенная доля подоходного налога в пользу церкви). Из-за отсутствия средств приходы закрывали социальные учреждения, сдавали в аренду здания. Церковь была вынуждена искать спонсоров, развивать свой бизнес (отели, туристические бюро и др.), заниматься торговлей, предоставлять церковные помещения для светских мероприятий. По итогам опроса 1996 г. лишь 45% немцев были верующими, в бывш. ГДР - 20%. В 2003 г. 180 тыс. чел. вышли из общин Е. Ц. Г., в 2004 г.- более 140 тыс. чел. Одновременно с этим существовала и противоположная тенденция: количество вновь вступивших в евангелические общины в 2000 г. было больше, чем в сер. 90-х гг. Этому способствовало и создание специальных административно-церковных пунктов по приему в церковные общины непосредственно в центрах городов и быстрое оформление необходимых документов. В целом по стране отмечался низкий уровень религиозности общества, но традиционно сохранялось «для очень многих немцев отнесение себя к христианской вере - прежде всего общекультурный контекст, например, отграничение от ислама, а не непосредственное участие в церковной жизни» (Иерусалимский В. П. Церкви Германии перед вызовом секуляризации // Современная Европа. 2006. № 4. С. 98). Несмотря на то что принцип плюрализма, преобладающий в совр. зап. обществе влияет на церковь в Германии, председатель Совета Е. Ц. Г. еп. Вольфганг Хубер констатировал, что «христианская традиция сохраняет особые значение и вес», «но все же мы не христианская страна»,- заключил он (Там же. С. 99). Е. Ц. Г. по-прежнему осуществляет благотворительную деятельность в больницах, домах инвалидов, приютах и образовательных учреждениях. Активно работает «Диаконическая служба» (Diakonisches Werk), собираются пожертвования. Свыше 3 млн мирян ежегодно посещают разного рода просветительные мероприятия церкви. Наиболее эффективным видом работы с общественностью являются «дни церкви» (Kirchentage), во время их проведения проходят массовые мероприятия для прихожан и друзей церкви, что является формой сочетания богослужений, теологических дискуссий, семинаров и фестивалей. В нем. протестантизме господствуют либеральные тенденции. В апр. 1992 г. первым еп.-женщиной стала Мария Йепсен. Снисходительно Е. Ц. Г. относится к проблеме гомосексуализма - однополые браки разрешены в 9 из 23 церквей.

Являясь одним из институтов, принимающих активное участие в общественно-политической жизни страны, церковь делала заявления по таким вопросам, как война в Ираке, проблема иммиграции, отношения протестантизма и культуры и др. Е. Ц. Г. выступила против войны США в Ираке, считая ее неправедной и несправедливой. В войне Израиля против Ливана Е. Ц. Г. требовала перемирия. Синод, состоявшийся в Оснабрюке в нояб. 1993 г., рекомендовал принять за основу программу «Шаги на пути к миру» (Schritte auf dem Weg des Friedens), содержавшую определение справедливой войны. В документе подчеркивалось, что нельзя оставлять ближнего без защиты и помощи, что возможно применять силу в качестве ультиматума и «невоенной формы давления», чтобы воспрепятствовать эскалации военной силы.

С 1994 г. Совет Е. Ц. Г. и католич. Немецкая епископская конференция начали процесс взаимных консультаций по экономическому и социальному положению Германии. В совместном документе «К будущему - через солидарность и справедливость» (Für eine Zukunft in Solidarität und Gerechtichkeit // Die neue Gesellschaft. 1997. H. 4. S. 293-295), принятом в февр. 1997 г. Советом Е. Ц. Г. и Немецкой епископской конференцией, был дан критический анализ совр. положения Германии - массовой безработицы, кризисных явлений в социальной системе гос-ва, неоднозначных последствий объединения страны и т. д. К работе над окончательным текстом были привлечены профсоюзы, партии, союзы предпринимателей, частные лица. Составители заявления, руководствуясь христ. постулатом любви к ближнему, выдвинули требования сохранить социальную систему, способствовать ликвидации пропасти между благосостоянием и бедностью, чтобы предотвратить дальнейший раскол общества. В документе отмечалось, что церковь не политическая партия и не стремится к власти, чтобы осуществлять определенные программы. Ее задача в социально-экономической политике - указать ценностную ориентацию, обратиться к тем, кто быстро забывают уроки прошлого, а также к буд. поколению, к-рое может создать предпосылки для политики, ориентированной на солидарность и справедливость. Особо подчеркивалась ответственность за происходящее в стране как властей, так и всего общества. В нояб. 2003 г. Совет Е. Ц. Г. уполномочил Палату по общественным проблемам работать над уточнением и расширением проекта по социальной проблематике.

6 нояб. 1997 г. Синод Е. Ц. Г. призвал Совет Европы принять документы, учитывающие права и достоинство людей при проведении биомедицинских экспериментов, определить этические границы и закрепить их в законодательствах гос-в и объединенной Европы, запретить использовать людей в качестве материала для экспериментов, защитить человеческий эмбрион, обеспечить помощь больным, слабым и умирающим. На рубеже 90-х и 2000-х гг. высшие органы Е. Ц. Г. выступили с рядом посланий и заявлений по проблемам генетики, использования в медицине стволовых клеток и методов эмбриональной диагностики. Был проведен представительный конгресс под девизом «По подобию Божию - биоэтика в свете евангельского учения».

Е. Ц. Г. ищет новые теологические обоснования для своей деятельности в условиях быстро изменяющегося мира и общества. Председатель Совета Е. Ц. Г. еп. В. Хубер в 1998 г. издал кн. «Kirche in der Zeitenwende: Gesellschaftlischer Wandel und Erneuerung der Kirchen» (Церковь на повороте истории: Изменения в обществе и обновление церквей), в которой призвал церковь участвовать в поисках новой общественной картины мира, исходя из принципов веры. Необходима коррекция секулярных процессов, происходящих в самой церкви,- тема веры часто исчезает за призывами к морали и нравственности. В. Хубер считает, что церковь должна разъяснять людям Послание милости Божией, чтобы открыть им путь к Богу, и делать это совр. методами. Помимо свободы веры необходима самостоятельность действий - в этом епископ видит возможность возрождения евангелической веры.

Актом исключительного исторического значения явилось заявление Синода Е. Ц. Г. от 6 нояб. 1996 г. «К вопросу о дезертирах второй мировой войны» (Zu der Deserteuren des Zweiten Weltkrieges), в к-ром были признаны агрессивный характер второй мировой войны и вина нем. народа за поддержку этой войны и участие в ней. Некоторые военные формирования, отмечалось в заявлении, по приказу высших инстанций вермахта расстреливали военнопленных, осуществляли массовые акции по истреблению мирных жителей на оккупированных территориях. На фоне этих злодеяний заслуживают уважения те, кто отказывались от участия в преступлениях. Преступный характер национал-социалистской диктатуры и ее военного руководства делает обвинения, предъявляемые за такие отказы, абсурдными. Синод требовал реабилитации дезертиров, предлагал бундестагу объявить противозаконными приговоры за дезертирство (ок. 30 тыс.), неповиновение приказам и разложение войск. Заявление допускало некоторые компромиссные формулировки. Так, следуя патриотической линии, представители Е. Ц. Г. подчеркивали, что речь не идет о том, чтобы осуждать весь вермахт и тех нем. солдат, к-рые считали, что исполняют свой долг перед Родиной. В заявлении отмечалось, что реабилитация дезертиров не может иметь последствий для бундесвера, т. к. Основной закон страны запрещает любые действия, направленные на развязывание агрессивной войны, солдатам бундесвера запрещено следовать преступным приказам.

Е. Ц. Г. регулярно поддерживает контакты с РПЦ, с 1959 по 2007 г. состоялись 23 встречи. В совместно изданных документах и книгах содержались свидетельства о преследованиях и страданиях обеих Церквей в годы тоталитарных режимов. В 2005 г., по случаю 60-летия окончания второй мировой войны, делегация Е. Ц. Г. во главе с В. Хубером прибыла с визитом в Москву. В ходе встреч и дискуссий подчеркивалось, что на фоне растущей секуляризации общества, морального и религ. релятивизма, ориентации на материальные ценности нужно защищать и вносить в гражданское общество традиц. духовные и христ. ценности, к-рые приобретают исключительное значение в совр. мире.

Структура Е. Ц. Г.

основана на федеративных принципах. 23 самостоятельные союзные земельные церкви составляют Е. Ц. Г.: Евангелическая земельная церковь Анхальта, Евангелическая земельная церковь в Бадене, Евангелическо-лютеранская церковь в Баварии, Евангелическая церковь Берлин-Бранденбург - Силезский В. Лаузиц, Евангелическо-лютеранская земельная церковь в Брауншвейге, Бременская евангелическая церковь, Евангелическо-лютеранская земельная церковь Ганновера, Евангелическая церковь в Гессене и Нассау, Евангелическая церковь Кургессена-Вальдекка, Липпская земельная церковь, Евангелическо-лютеранская земельная церковь Мекленбурга, Североэльбская евангелическо-лютеранская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Ольденбурге, Евангелическая церковь Пфальца, Померанская евангелическая церковь, Евангелическо-реформатская церковь, Евангелическая церковь в Рейнланде, Евангелическая церковь церковной пров. Саксония, Евангелическо-лютеранская земельная церковь Саксонии, Евангелическо-лютеранская земельная церковь Шаумбург-Липпе, Евангелическо-лютеранская церковь в Тюрингии, Евангелическая церковь Вестфалии, Евангелическая земельная церковь в Вюртемберге.

Границы между церквами унаследованы от княжеств и герц-ств наполеоновских времен и не совпадают с существующим адм. делением страны. Е. Ц. Г. состоит из 3 конфессий - лютеранской, реформатской (кальвинистской) и союзной униатской (unierte), включающей лютеран и реформатов. Лютеран. и униат. церкви самые многочисленные, в каждой - ок. 12,5 млн прихожан; в реформатской церкви - ок. 450 тыс. верующих. По данным на 2006 г., общее число прихожан Е. Ц. Г.- ок. 26 млн чел., к-рые входят почти в 17 тыс. церковных общин.

Вероисповедные документы Е. Ц. Г.

Вольфганг Хубер, еп. Евангелической Церкви Германии. Фотография. Нач. ХХI в.Вольфганг Хубер, еп. Евангелической Церкви Германии. Фотография. Нач. ХХI в. Апостольский Символ веры, Никео-Константинопольский Символ веры, Малый катехизис (см. ст. Катехизисы Лютера), Гейдельбергский катехизис, Аугсбургское исповедание, Барменская декларация, Лёвенбургское соглашение, Штутгартское заявление. Руководящие органы Е. Ц. Г.- Синод, Совет и Церковная конференция. Они ответственны за формирование задач церкви, за церковную конституцию и дисциплину. Синод Е. Ц. Г. является законодательным органом, к-рый ежегодно собирается в любом нем. городе по приглашению земельных церквей, вырабатывает общую позицию по церковным и общественным вопросам. Состоит из 120 чел., из них 100 чел. избраны Синодом земельных церквей, 20 чел. назначены Советом Е. Ц. Г.- это священнослужители, к-рые внесли особый вклад в церковные дела. В работе Синода принимают также участие 8 представителей от молодежных церковных орг-ций (4 - от Рабочего содружества евангелической молодежи и по 2 - от Евангелического студенческого сообщества и от студенческой миссии в Германии). Синодом руководит президиум во главе с президентом. Первым Президентом Синода Е. Ц. Г. был избран Г. Хайнеман (1949-1955), с 2003 г. им руководит женщина - Барбара Ринке. Совет Е. Ц. Г.- постоянно действующий исполнительный орган, реализующий на практике решения Синода и выступающий с посланиями к пастве. Состоит из 15 чел. (клириков и мирян). Избирается Синодом и Церковной конференцией на 6 лет. Совет из своих членов избирает Председателя. Первым Председателем Совета Е. Ц. Г. был Вюртембергский земельный еп. Т. Вурм (1945-1949), его заместителем - Нимёллер, с 2003 г. еп. Вольфганг Хубер (срок его полномочий истекает в 2009). Текущими делами наравне с Синодом занимается Церковная конференция, ее члены принимают участие в выборе Совета и выработке законов. В состав конференции входят руководители церквей - членов Е. Ц. Г. Церкви с количеством прихожан ок. 2 млн при голосовании имеют 2 голоса, остальные - по 1 голосу. Председатель Совета Е. Ц. Г. является и председателем Церковной конференции.

В Ганновере постоянно действуют церковная канцелярия и церковное управление (Kirchenamt), состоящее из 4 отделов (по руководству собственно церковными делами, правом и финансами, общественной деятельностью и образованием, экуменической деятельностью и работой за границей). Задачей церковных ведомств является также подготовка документации для Синода, Совета, Церковной конференции. При канцелярии функционирует пресс-служба. Разрешению церковных споров служат церковные суды с независимыми судьями (к центральным относятся конституционный, церковный суд Е. Ц. Г., церковная палата, земельные суды). Ведением церковных дел в бундесвере занимаются евангелическое управление, военный епископ, военные деканаты в Эрфурте, Киле, Мюнхене и др. городах. При Правительстве Германии и в органах управления Европейского сообщества существует служба уполномоченных Совета Е. Ц. Г.

Соответственно конфессиональному делению Германии большинство церквей-членов создали внутри Е. Ц. Г. свои церковные союзы. Наиболее крупные - униат. объединение Союз евангелических церквей (Union Evangelischer Kirchen (UEK)) и Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands (VELKD)). Реформатские церкви образовали Союз евангелическо-реформатской церкви Германии (Bund evangelisch-reformierter Kirche Deutschlands), к к-рому примыкают проч. протестант. церкви и общины. Существует еще ряд союзов, напр. Евангелический братский союз в Германии (Братская община) (Evangelische Brüder-Unität in Deutschland) (Brüdergemeinde), Конфедерация евангелических церквей в Н. Саксонии, Федерация евангелических церквей в Ср. Германии и др.

Е. Ц. Г.- член Рабочего содружества христ. церквей Германии, Всемирного Совета Церквей, Конференции европейских церквей. Офиц. сайт: www.ekd.de.

Ист.: Niemöller M. Über die deutsche Schuld, Not und Hoffnung: Ansprache an die Vertreter der Bekennenden Kirche in Frankfurt am Main 6 Januar 1945. Zürich, 1946; Kirchliches Jb. für die Evang. Kirche in Deutschland, 1945-1948. Gütersloh, 1950; Kirchliches Jb., 1952. Gütersloh, 1953; Gerstenmaier E. Reden und Aufsätze. Stuttg., 1956; Heinemann G. W. Glaubensfreiheit - Bürgerfreiheit: Reden und Aufsätze z. Kirche - Staat-Gesellschaft, 1945-1975. Fr./M., 1976; Die Schuld der Kirche: Dokumente und Reflexionen z. Stuttgarter Schulderklärung von 18/19 Okt. 1945. Münch., 1982; Die Kirchen und das Judentum: Dokumente von 1945 bis 1985 / Hrsg. R. Rendtorff, H. H. Henrix. Paderborn; Münch., 1988; Schritte zum Frieden: Theol. Texte zu Frieden und Aufrüstung. Wuppertal, 1983; Барт К. Барменская декларация // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теолог. тексты ХХ в. М., 1994. C. 54-65.
Лит.: Evangelische Kirche in Deutschland und die Wiederaufrüstungsdiskussion in der Bundesrepublik, 1950-1955 / Hrsg. W. W. Rausch, Ch. Walther. Gütersloh, 1975; Die Rolle der Grosskirchen in der Gesellschaft der Bundesrepublik Deutschland / Hrsg. J. Albertz. Wiesbaden, 1983; Schmidt D. Martin Niemöller. Stuttg., 1983; Vollnhals C. Evangelische Kirche und Entnazifizierung, 1945-1949. Münch., 1989; Hermle S. Evangelische Kirche und Judentum: Stationen nach 1945. Gött., 1990; Gesellschaft und Religion / Hrsg. J. Albertz. B., 1991; Neumann J. Zur religiösen Legitimation der Staatsgewalt in der BRD // Gesellschaft und Religion. B., 1991; Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх // Новая и новейшая история. 1991. № 4. С. 44-62; она же. Конформизм и конфронтация: Христ. церкви и нацистское гос-во // Свободная мысль. М., 1993. № 12. С. 78-92; она же. Христианство и национал-социализм: Мировоззренческий излом // Переходные эпохи в социальном измерении: История и современность. М., 2002. С. 351-377; она же. Дитрих Бонхёффер // ВИ. 2003. № 4. С. 58-76; Möller U. Im Prozess des Bekennens: Brennpunkte der kirchlichen Atomwaffendiskussion im deutschen Protestantismus, 1957-1962. Neukirchen, 1999; Evangelische Kirche im geteilten Deutschland (1945-1989/90) / Hrsg. C. Lepp. Gött., 2001; Walter F. Kirchen in Deutschland // Die Neue Gesellschaft. 2003. H. 5; Патрушев А. И. Германская история. М., 2003; он же. Германия в ХХ в. М., 2004; Мезенцев С. Д. Международное христианско-демократическое движение: теория и практика. М., 2004; Павлов Н. В. Современная Германия: Учеб. пособие. М., 2005; Иерусалимский В. П. Церкви Германии перед вызовом секуляризации // Совр. Европа. 2006. № 4. С. 94-109.
Л. Н. Бровко
Рубрики
Ключевые слова
См.также