КИРЕЕВ
Том XXXIV , С. 104-105
опубликовано: 18 сентября 2018г.

КИРЕЕВ

Поликарп Миронович (ок. 1876, с. Ольховец Елецкого у. Орловской губ. (ныне Лебедянского р-на Липецкой обл.) - 10.04.1952, Ленинград), издатель духовно-музыкальных сочинений. Биографических сведений о К. сохранилось немного. С детских лет пел в сельском церковном хоре. Подростком отправился в С.-Петербург, надеясь приобрести к.-л. специальность. Летом 1907 г. опыт певчего помог ему поступить в С.-Петербургский митрополичий хор в партию басов (регент И. Я. Тёрнов). К. занялся изучением хранившихся в б-ке хора рукописных партитур, партий и сборников церковной музыки - от произведений композиторов 2-й пол. XVIII в. до сочинений М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. К. также заинтересовали местные напевы и мелодии, отражавшие певч. традиции разных регионов России. К. собирал материал в нотных б-ках мон-рей, соборов и церквей. Интерес К. к наследию прошлого определил содержание изданных им сборников.

В 1911 г. вышла 1-я серия сборников К. в 4 выпусках, имевшая заголовок «Духовно-музыкальная хрестоматия». В 1912-1918 гг. была издана 2-я серия в 28 выпусках с названием «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов». К. составлял сборники, а в качестве редакторов и аранжировщиков приглашал опытных с.-петербургских духовных композиторов и регентов. Редактором 1-й серии был М. А. Лагунов, помощник регента С.-Петербургского митрополичьего хора, в работе над 2-й серией принимали участие Е. С. Азеев, Н. Д. Лебедев, прот. сщмч. Георгий Извеков, С. В. Панченко, В. А. Фатеев (см. в ст. Фатеевы), И. Г. Ельцов, А. Е. Туренков. Партитуры гравировались и печатались акционерным об-вом «Самообразование» в нотопечатне «Энергия», большая часть выпусков была переиздана. Сборники были адресованы смешанным, 3- или 4-голосным муж., жен. или детским хорам. Певч. материал распределялся по литургическому принципу и в зависимости от состава хора. Основу сборников составили сочинения авторов XVIII-XIX вв., к ним были добавлены обиходные местные напевы и отдельные произведения совр. композиторов (в т. ч. редакторов).

В сборниках К. представлены сочинения композиторов XVIII - 1-й пол. XIX в. (Б. Галуппи, Дж. Сарти, А. Сапиенцы, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, С. А. Дегтярёва, Д. С. Бортнянского, С. И. Давыдова, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), иером. Виктора (Высоцкого), А. А. Алябьева, М. И. Глинки, Ф. Ф. Макарова, С. Г. Грибовича, А. П. Есаулова, свящ. Василия Старорусского и др.), забытых авторов 1-й пол. XIX в. (И. Т. Васильева, Лазаревича, Захарова, Быханова (возможно, Е. В.), Никитина, Яковлева, А. Велиумова, Должинского, Лаврова и др.), а также композиторов сер.- 2-й пол. XIX в. (А. Ф. Львова, Г. Я. Ломакина, прот. Михаила Виноградова, А. И. Рожнова, И. С. Дворецкого, Н. М. Потулова, Балакирева, Римского-Корсакова и др.). Только 4 сборника составлены из сочинений современных К. авторов (Н. М. Ромаскевича, свящ. Григория Баньковского, И. В. Семёнова, К. М. Куралесина, И. И. Тульчиева, А. А. Егорова, П. И. Гребенщикова, Г. К. Пахиопуло, П. Сунгурова, свящ. Михаила Ерхана, Н. Я. Венедиктова, А. В. Александрова, П. Г. Чеснокова и др.).

Благодаря невысокой цене, грамотным, хорошо отредактированным сочинениям, пригодным для исполнения малыми составами, сборники К. получили широкое распространение и пользовались популярностью.

Помимо сборников К. издал несколько сочинений композиторов Азеева, Чеснокова (Часы Св. Пасхи, 1917), Егорова (Часы Св. Пасхи, 1917), М. Д. Васильева, прот. Георгия Извекова (Торжественный канон Рождеству Христову, 1916, пасхальный концерт «Снизшел еси», 1917, и др.), Гребенщикова, Балакирева и Лагунова, а также собственное (Парастас).

В 1924 или 1925 г. К. начал выпускать у себя на дому духовно-муз. сочинения современных авторов и заниматься куплей и продажей нот. Партитуры, полученные от композиторов, он переписывал от руки и множил гектографическим способом на простой бумаге. Т. о. были напечатаны духовно-муз. сочинения Чеснокова, А. В. Никольского, Александрова, Г. И. Рютова, В. Г. Самсоненко, Венедиктова, Егорова, Н. Н. Толстякова, С. А. Богословского, А. В. Рождественского и др. В наст. время в различных нотных собраниях и коллекциях можно встретить литографированные издания 20-х гг. XX в., на к-рых стоит штамп: «Ленинград. 24-е почтовое отделение, П. М. Киреев». К кон. 20-х гг. XX в. под давлением властей К. был вынужден прекратить распространение духовно-муз. лит-ры. По воспоминаниям его внучатого племянника протодиак. Александра Киреева, в кон. 30-х или в нач. 40-х гг. XX в. К. был осужден по 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционная деятельность), впосл. освобожден.

К. внес значительный вклад в дело сохранения муз. сочинений, составляющих певч. обиход России 2-й пол. XVIII - 1-й четв. XX в.

Репринтные и наборные переиздания «Сборников духовно-музыкальных песнопений разных авторов» К. были выпущены Тверским отд-нием Российского фонда культуры (№ 2; Тверь, 1992), Российским музыкальным изд-вом (№ 5; М., 1996) и изд-вом «Живоносный Источник» (№ 1-7, 9-26; М., 1997-2011).

Изд.: Духовно-музыкальная хрестоматия / Под ред. М. А. Лагунова. СПб., 1911. Вып. 1: Венчание: Для малого смеш. хора; Вып. 2: Из всенощного бдения: Для среднего смеш. хора; Вып. 3: Из всенощного бдения: Для малого смеш. хора; Вып. 4: Из литургии: Квартеты и трио. Ч. 1: [Песнопения литургии]; Ч. 2: [Концерты]; Сборники духовно-музыкальных песнопений разных авторов. СПб., 1912. № 1: На литургии: Для небольшого смеш. хора / Под ред. Е. С. Азеева; № 2: Из Постной Триоди: Для небольшого смеш. хора / Под ред. Е. С. Азеева; № 3: Всенощное бдение: Для жен. хоров / В аранжировке и ред. Е. С. Азеева; 1913. № 4: На литургии: Для жен. хоров (мон-рей и учебных заведений) / В аранжировке и ред. Е. С. Азеева; № 5: Из Цветной Триоди (пасхальный): Для небольшого смеш. хора / Под ред. Н. Д. Лебедева; № 6: Кондаки акафистам, припевы. Концерты двунадесятым праздникам: Для малого смеш. хора / Под ред. С. В. Панченко; № 7: [Сборник] Рождественских песнопений: Для небольшого смеш. хора / Под ред. Н. Д. Лебедева; СПб., 1914. № 8: На литургии: Для 4 муж. голосов (2 теноров, баса и баритона) / В аранжировке и ред. Е. С. Азеева; № 9: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора / Под ред. В. А. Фатеева; Пг., 1914. № 10: Турчанинов П., прот. Собрание духовно-музыкальных песнопений: Херувимские, задостойники и др. песнопения (в прежней редакции); 1915. № 11: На литургии: Для небольшого смеш. хора / Под ред. И. Г. Ельцова; № 12: На литургии: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; № 13: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; № 16: Венчание: Для малого смеш. хора / Под ред. Н. Д. Лебедева; № 19: На литургии: Для 3 муж. голосов (2 теноров и баса) / В аранжировке и ред. Г. Я. Извекова; 1916. № 14: На литургии: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; № 15: Всенощное бдение: Для малого смеш. хора: Из произведений совр. авторов; № 17: Извеков Г. Я., свящ. «Достойно есть»: 8 номеров знам. расп.: Для смеш. хора; № 18: Туренков А. Е. Сборник стихир на литии на двунадесятые и др. праздники: Знам. расп.: Для малого смеш. хора; № 20: Всенощное бдение: Для 3 муж. голосов (2 теноров и баса) / В перелож. и ред. А. Е. Туренкова; № 21: Венчание: Для малого смеш. хора / Под ред. М. А. Лагунова; № 22: Всенощное бдение: Для среднего смеш. хора / Под ред. М. А. Лагунова; № 23: Всенощное бдение: Для небольшого смеш. хора / Под ред. М. А. Лагунова; 1917. № 24: Постная Триодь: Для 3 и 4 муж. голосов / В перелож. и ред. Е. С. Азеева; № 25: Страстная седмица: Для 3 и 4 муж. голосов / В перелож. и ред. А. Е. Туренкова; № 26: На литургии: Для начинающего жен. или детского хора / В перелож. и ред. И. В. С[емёнова]; № 27-28: Сборник концертов А. Л. Веделя и С. А. Дегтярева: Для смеш. хора / Под ред. И. В. С[емёнова], К. И. К[азанского].
Лит.: Семёнов Д. С. Словарь правосл. рус. церковного пения. Кукарка-на-Вятке, 1961. Ркп.
О. А. Бычков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии
  • АВДЕЕВ Владимир Александрович (1862-1914); автор духовно-музыкальных сочинений
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
  • АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор "Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения"
  • АНТОНИЕВСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР из числа рабочих Выборгской стороны С-Пб., с 1888 г.