КИРИЛЛ
Том XXXIV , С. 359-362
опубликовано: 28 июня 2017г.

КИРИЛЛ

Содержание
Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в.Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в.

[греч. Κύριλλος; лат. Cyrillus] († ок. 304), сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля), еп. (архиеп.) Гортинский. Мученичества К. на греч. (BHG, N 467-467b) и лат. (BHL, N 2069-2070) языках, в значительной степени различающиеся между собой, были опубликованы в 1721 г. болландистом И. Пинием. Позднее П. Франки де Кавальери осуществил критическое издание греч. текста на основе 2 рукописей: Vat. gr. 1667 (X в.) и Ath. Vatop. 84 (IX-X вв.). По мнению исследователя, данная греч. версия и синаксарные сказания о К. были созданы на основе утраченного оригинала, составленного в кон. IV в.

Греч. Мученичество имеет черты энкомия; в нем говорится, что имп. Максимиан по наущению диавола издал указ против христиан и приказал им отречься от веры и принести жертвы идолам. Правитель Агриан начал преследовать христиан. Незадолго до ареста епископу К. было странное видение: птица унесла часть его головы в горы. Проснувшись, К. понял, что ему предстоит пострадать за Христа. 9 июля епископа привели к правителю и пытались принудить к выполнению приказа императора, угрожая, что в противном случае он не только сам будет казнен, но и навредит своим родным. Однако К. оставался непреклонен. Тогда его приговорили к усекновению мечом. Палачи вложили в рот К. конские удила и повели за город к месту казни. Епископ был весьма преклонного возраста и не мог быстро идти, поэтому его посадили на повозку, запряженную волами. По дороге К. сподобился еще одного видения: ему была показана лестница, ведущая в Царство Небесное, ангелы, приветствующие его, и Сам Христос как Судия, раздающий уготованные святым награды. Прибыв в труднопроходимую местность Ракс, волы остановились, а с неба раздался голос: «Досюда». После казни К. был похоронен благочестивыми христианами (точный возраст священномученика и срок его епископства неизв.). В Раксе совершалось ежегодное празднование памяти К. (впосл. здесь также был погребен прп. Евмений, еп. Гортинский (пам. 18 сент.)).

Франки де Кавальери отметил, что в описанном указе императора против христиан просматриваются черты 4-го эдикта, изданного в 304 г. имп. Диоклетианом (284-305) и его соправителем Максимианом Галерием (293-311), и на основе этого, а также нек-рых др. наблюдений пришел к выводу, что греч. Мученичество не лишено исторической достоверности (Franchi de' Cavalieri. 1953. Р. 219-220).

Согласно лат. Мученичеству, К. был хорошо известен среди египтян. С юных лет он отличался добродетелью; в возрасте ок. 50 лет был избран епископом (при этом епископская кафедра не указывается) и многих обратил ко Христу. В 82 года К. был схвачен правителем Луцием, к-рый пытался принудить его совершить жертвоприношения языческим богам, а затем приговорил к сожжению заживо. Однако огонь не причинил епископу никакого вреда. Луций, пораженный чудом, прославил христ. Бога и отпустил К. После этого он продолжал проповедовать, многих наставлял в вере и крестил. Услышав об этом, Луций разгневался на епископа, и по его приказу К. отрубили голову. В нек-рых лат. рукописях (напр., Monac. 4554, 3-я четв. VIII в., а также в неизданной ркп. (BHL, N 2071) Paris. lat. 5306, XIV в.) говорится, что К. пострадал в Египте 9 июля, при имп. Деции и правителе Луции.

Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40)Казнь сщмч. Кирилла, еп. Гортинского. Миниаюра из хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 40)

В «Истории царей» Генесия (2-я пол. X в.) рассказывается о Кирилле, еп. Гортинском, чудотворце, пострадавшем за Христа. Согласно данному источнику, на месте казни мученика долгое время была видна его кровь, не менявшая цвет, и истекало миро (Genesius. 1978. II 11). Нек-рые визант. хронисты (Псевдо-Симеон, Георгий Кедрин) X-XII вв. считали, что Кирилл пострадал в период завоевания Крита арабами (IX в.). Однако, поскольку память еп. Кирилла, претерпевшего мученическую кончину от мусульман, не встречается в греч. церковных календарях и служебных Минеях, а кроме того, о нем не упоминают др. византийские источники, вероятно, в сочинении Генесия речь идет о К.

В визант. синаксарях К. имеет неск. дней памяти и сведения о нем разнятся. В Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. упоминается под 5 сент. и 14 июня. В кратком сказании под 5 сент. говорится, что он с юности вел благочестивый образ жизни и подвизался в добродетели. В 60 лет К. стал епископом Гортины и 25 лет окормлял паству. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана К. был доставлен на суд к правителю Агриану; епископ смело исповедовал Христа и обращал к вере язычников. Тогда ему в рот вложили конские удила, посадили на повозку (согласно источнику, ему было 95 лет) и повезли на казнь. Когда процессия достигла местности, называемой Ракс, с неба раздался глас, и волы, впряженные в повозку, остановились. К. отрубили голову. В сказании под 14 июня говорится, что К. занял кафедру в 68 лет, был схвачен при имп. Максимиане и казнен правителем Агрианом.

В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память К. содержится под 14 июня и 9 июля. Под 14 июня говорится, что К., названный епископом Крита (Гортина не упом.), пострадал в возрасте 95 лет при имп. Максимиане. Вместе с 2 слугами - Феофаном и Феохаристом он отправился в некий мон-рь, но по дороге был схвачен и заключен в темницу язычниками; он услышал божественный глас, повелевающий ему идти в Рим. После проповеди в Риме К. возвратился на Крит, где был схвачен правителем (не названным по имени) и приговорен к усекновению мечом (место казни не указано). В сказании под 9 июля К. также назван епископом Крита, далее приводится краткая заметка, основанная на лат. Мученичестве К.

В греч. служебной Минее (Vindob. Theol. gr. 300) XIII-XIV вв. память К. отмечена под 28 марта (SynCP. Col. 568).

В XI в. прп. Георгий Святогорец (Мтацминдели) перевел синаксарное сказание о К. (груз. კჳრილე, ვირილე) на груз. язык, нач.: ამან პირველთაგან სიწმიდით აღასრულა ცხორებაჲ თჳსი... (Он с самого начала свято проводил свою жизнь...), и под 14 июня поместил его в Великий Синаксарь, рукописи которого (все XI в.) хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в Иверском монастыре на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. iber. 4), в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254).

Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский и ап. Тит. Роспись ц. арх. Михаила в Кавалариане, Крит. Мастер Иоанн Пагомен. 1327/28 г.Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский и ап. Тит. Роспись ц. арх. Михаила в Кавалариане, Крит. Мастер Иоанн Пагомен. 1327/28 г.

В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита сказание о К., в к-рое вошли сведения из греч. и лат. Мученичеств, содержится под 14 июня. В нем рассказывается, что К. был назначен епископом Гортины в 68 лет и окормлял паству в течение 25 лет. В 299 г., при императорах Диоклетиане и Максимиане, он был схвачен правителем Агрианом и за смелое исповедание Христа брошен в огонь. После того как епископ вышел из пламени невредимым, его отпустили на свободу, и К. обратил мн. язычников в христианство. За это его вновь схватили и в возрасте 93 лет казнили усекновением головы в месте Радзон (Раксон) (в рус. переработке «Нового Синаксариста» сказание о К. помещено под 6 сент.).

В Критской Православной Церкви день памяти К. отмечается дважды - 14 июня и 9 июля (Δίπτυχα. 2014. Σ. 909).

В Иеронимовом Мартирологе К., еп. Гортины, не упоминается, однако под 9 июля здесь обозначена память еп. Кирилла, «преданного огню» (MartHieron. P. 360).

По мнению И. Делеэ, речь идет о пострадавшем в Мёзии епископе и мученике, в краткую заметку о котором были ошибочно включены сведения из лат. Мученичества К. Т. о. произошло отождествление 2 Кириллов, поскольку оба они названы епископами и были казнены в преклонном возрасте (Delehaye. 1922. P. 61-62). Память Кирилла, еп. из Мёзии, в Иеронимовом Мартирологе повторяется несколько раз: то с указанием Аксиополя (ныне Чернаводэ, Румыния) и имен др. мучеников (под 26 апр. с мч. Киндеем; под 9 и 10 мая с Киндеем и Зеноном), то с указанием г. Томы (ныне Констанца, Румыния; под 9 июля, 1 авг.) (MartHieron. P. 210, 241, 243, 408). Возможно, он упоминается в Сирийском Мартирологе (411) под 10 марта с мч. Киндеем и под 12 мая с 6 др. мучениками, казненными в Аксиополе, чьи имена не обозначены (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 16. (PO; T. 10, fasc. 1)). По сведениям Г. Атанасова, о почитании св. Кирилла в Мёзии свидетельствует надпись V-VI вв. на мраморной плите базилики, находившейся за городской стеной Аксиополя. Кроме того, вероятно, военная крепость «Св. Кирилла», о к-рой упоминает Прокопий Кесарийский (Procop. De aedificiis. IV. 7, 15), носила имя именно этого святого. Крепость, находившаяся в 30 км к востоку от Доростола (ныне Силистра, Болгария), была построена в нач. IV в., сожжена в сер. V в., восстановлена при имп. Юстиниане I (527-565) и окончательно разрушена в кон. VI в. При проведении археологических раскопок на месте нахождения крепости были обнаружены остатки раннехристианской базилики, где, возможно, хранились мощи св. Кирилла (Атанасов Г. 345 раннохристиянски светци-мъченици от Българските земли (I-IV вв.). София, 2011. С. 50-52).

Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ)Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ)

Краткое сказание, составленное на основе лат. Мученичества К. с большими или меньшими подробностями приведено под 9 июля в западных Мартирологах IX в.- Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1155), Адона Вьеннского (Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 300) и Узуарда (MartUsuard // PL. 124. Col. 239). Как правило, в них говорится, что епископ К. (без указания кафедры) пострадал в Египте при имп. Деции и правителе Луции: сначала он был брошен в огонь, а затем обезглавлен. В заметке, вошедшей под 9 июля в состав Римского Мартиролога кард. Цезаря Барония (2-я пол. XVI в.), содержатся сведения о К. из греч. и лат. источников: К. назван епископом Гортины, он пострадал во время гонений Деция при правителе Луции, к-рый сначала приказал бросить святого в огонь, а затем обезглавить.

В слав. нестишных прологах сказания о К., несколько различающиеся между собой, первоначально помещались под 14 июня и 9 июля (см., напр.: РГБ. Рум. № 319. Л. 133 об., 145 об., нач. XIV в.). В сказании под 14 июня приводится рассказ из греч. Синаксаря (Vat. gr. 2046) XII-XIII вв. о путешествии К. в Рим с 2 слугами и сообщаются нек-рые детали: по дороге в Рим К. видел во сне в храме прп. Филиксина (Фелоксена), к-рый предрек ему епископство (согласно греч. сказанию, К. в то время уже был епископом Крита) и мученическую кончину. Из Рима К. отправился в Иерусалим, но по дороге ему явился муж в белых одеждах и велел идти на Крит. Там в возрасте 68 лет К. был поставлен епископом Гортины. Согласно данному сказанию, К. пострадал и был казнен правителем Агрианом в Раксе при имп. Максимиане. Сказание под 9 июля содержит краткие сведения из лат. Мученичества К.

В более поздних слав. Прологах память К. отмечается под 6 сент. (Пролог на сент.-февр. М., 1641. С. 65 об.- 66 об.) и приводится рассказ о путешествии К. и его слуг в Рим (согласно данной версии, К. стал епископом в 60 лет); под 14 июня (Пролог на июнь-авг. М., 16624. С. 64) обозначены императоры Диоклетиан и Максимиан; правитель, при к-ром пострадал К., назван Агрипином. Согласно данной версии, мученик был казнен в 90 лет в Раксе и занимал епископскую кафедру 25 лет (хотя стал епископом в 62 года). В слав. стишных Прологах (Петков. 2000. С. 240, 418) и в ВМЧ память К., посвященное ему двустишие и краткое сказание о нем содержатся под 6 и 10 сент. и 14 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15, 29, 226).

Ист.: BHG, N 467-467b; BHL, N 2069-2071; ActaSS. Iul. T. 2. P. 682-687; PG. 117. Col. 497-498, 531-532; MartHieron. P. 360; MartRom. P. 278; SynCP. Col. 17, 20, 568, 750, 808; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 225-227; Franchi de' Cavalieri P. Note agiografiche. Vat., 1953. T. 9. P. 203-229. (ST; 175); ЖСв. Июль. С. 209; Сент. С. 153-154; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20092. Τ. 10: ᾿Οκτώβριος. Σ. 172; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. 106-107; Т. 6. С. 120.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207, 273; Т. 3. С. 261-262; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 155, 432, 482; Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. T. 40. P. 61-62; MartHieron. Comment. P. 361; MartRom. Comment. P. 279; Παπαδόπουλος ᾿Ι. ῾Υπάρχει κα δεύτερος ἅγιος Κύριλλος ἐπίσκοπος Γορτύνης; // ΕΕΒΣ. 1940. Τ. 16. Σ. 247-251; Sauget J.-M. Cirillo // BiblSS. Vol. 3. Col. 1321-1322; Κωνσταντινηδης Ι. Χ. Κύριλλος // ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1155; Genesius Ioseph. Regum Libri IV / Ed. A. Lesmüller-Werner, J. Thurn. B., 1978; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 264; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000.
А. Н. Крюкова

Гимнография

Святые Панкратий Тавроменийский, Кирилл Гортинский, Феодор Эдесский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)Святые Панкратий Тавроменийский, Кирилл Гортинский, Феодор Эдесский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 17, 314, 336) 6 сент., 14 июня и 9 июля без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 278) и в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 5; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 49-51, 55-60) память К. помещена под 6 сент.; соединяются богослужебные последования Чуда архистратига Михаила в Хонех, К. и Октоиха; К. назначается канон (греч. оригинал сохр. в рукописях - см.: AHG. T. 1. P. 98-107), составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Κύριλλον ὑμνῶ, τὸν πρόεδρον Γορτύνης. ᾿Ιωσήφ (Кирилла пою, председателя Гортины. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, со 2-й песнью, ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν̇ (  ), нач.: Κόσμος ἱερέων γεγονὼς (   ), цикл стихир-подобнов и седален. В более поздних студийских Типиконах (Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в., Мессинский Типикон 1131 г.), а также в различных редакциях Иерусалимского устава и совр. богослужебных книгах память К. не празднуется. Тем не менее по рукописям известны также др. песнопения К.: 6 сент.- анонимный канон со 2-й песнью плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι̇ (  ), нач.: Κεκοσμημένος τῇ αἴγλῃ (Украсившись сиянием); 9 июля - анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач.: Τὴν Κρήτην ἐφώτισας (Крит просветил) (Ταμεῖον. Σ. 39, 240).

Е. Е. М.

Иконография

Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в.Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в.

В иконописных подлинниках описание святого помещено под 6 сент. К. предлагалось писать как «святаго апостола», седым, «брада аки Иоанна Богослова», в святительском облачении, с Евангелием (Большаков. Подлинник иконописный. С. 27), хотя на минейных иконах его изображение встречается рядом со святыми, прославленными 9 июля,- святителями Панкратием Тавроменийским и Феодором Эдесским, как, напр., на годовой минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен). У В. Д. Фартусова сделан акцент на возрасте и этническом облике: «...старец греческого типа, 90 лет, с большой седою бородой, в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 8).

Самым ранним сохранившимся изображением К. можно считать мозаику в сев.-вост. части купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике (3-я четв. V в.). П. Мийович предполагал, что это изображение свт. Кирилла Александрийского (Миjовић. Менолог. С. 172), но такой атрибуции не соответствуют ни упоминаемый в надписи на мозаике месяц почитания - июль, ни иконография святого - седые волосы, слегка курчавые на концах пряди недлинной седой бороды; святой облачен в темное одеяние, руки разведены в стороны в жесте моления (см.: Bakirtzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Сent. Athens, 2012. P. 92-97. Il. 55, 58). Полуфигура К. есть в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) рядом со святыми под 9 июля (Миjовић. Менолог. С. 283). Изображений К. довольно много в храмовых росписях XIII-XV вв. на Крите, как правило в алтаре в сонме др. святителей, почитавшихся на острове (см.: Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. Р. 65, 73, 76, 108, 191).

Композиция со сценой казни К. встречается в Хронике Иоанна Скилицы, XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 20): царь отдает повеление воинам, воин усекает К. мечом. Святой изображен с темными волосами и недлинной бородой, он в багряной фелони, золотом прописаны поручи и епитрахиль.

В рус. лицевых подлинниках К. может быть изображен рядом со сщмч. Панкратием, еп. Тавроменийским, оба в фелонях и омофорах, как святители, с Евангелиями в руках (сер. XIX в., ГИМ, см.: Москва православная: Июль: Церк. история; история города в его святынях; благочестивые обычаи. М., 2000. С. 228).

С. П. Заиграйкина, М. А. Маханько
Ключевые слова
См.также