КИРИЛЛ
Том XXXIV , С. 378-381
опубликовано: 30 октября 2018г.

КИРИЛЛ

Содержание

(† нач. XVI в. (?), близ Вельского погоста (ныне г. Вельск Архангельской обл.)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский.

Источники

Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей)Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей)Описание явления нетленных мощей К. и совершавшихся при его гробнице чудес содержится в севернорус. «Сказании вкратце о святем Кириле чюдотворце, иже на реке на Ваге, на Вельском погосте». Известны 5 списков «Сказания...» XVII-XIX вв., относящихся к 2 редакциям.

Основная редакция, представленная 2 списками (РГБ. Собр. Никифорова. № 661, нач. XVII в.; Муз. № 4306, XIX в.), создана, видимо, в связи с установлением местного почитания К. (в тексте он назван «святым» и «праведным») после перенесения мощей святого 1 сент. 1587 г. в Никольский храм на Вельском посаде (до 1550 Вельский погост). Основу редакции составляют документальные источники: расспросные речи, записи чудесных исцелений, сделанные со слов священников вельского храма и жителей окрестных деревень. Основная редакция содержит описание 18 чудес: 10 относятся к периоду, предшествовавшему перенесению мощей (1563 - 1 сент. 1587), 8 зафиксированы сразу после перенесения мощей в Никольский храм (сент.-нояб. 1587).

Более поздняя Синодальная редакция «Сказания...» существенно отличается от Основной; она представлена 3 вариантами. Список 1783 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 3-7 об.) является копией со «старинной рукописи», приложенной к донесению Архангелогородского и Холмогорского еп. Вениамина (Краснопевкова) от 20 окт. 1783 г. в Святейший Синод. В этом тексте описания чудес, относящихся к разному времени (до и после 1 сент. 1587), переставлены местами, в них указаны имена и прозвания исцеленных, их социальное положение, добавлено недатированное чудо об исцелении некоего Созонта, жителя Важского края. Второй вариант Синодальной редакции принадлежал священнику вельского Троицкого собора Димитрию Пахолкову, был включен в составленное им «Церковно-историческое и статистическое описание вельского Троицкого собора» (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 64-74 об., 1857 г.). Описание является частью «Исторического и статистического описания церквей г. Вельска и Вельского у. по благочинническим округам, составленного многими авторами в 1851-1857 гг.». В списке 1857 г. имеются примечания свящ. Димитрия и иереев 1-го благочиния Вельского у., церковно-исторический экскурс о христ. колонизации Важского края. Здесь же помещено предание о печальной участи вельских священников, препятствовавших почитанию К. и скрывавших место его погребения. Третий вариант Синодальной редакции отражен в списке вологодского краеведа свящ. Иоанна Верюжского, сделанном им 20 мая 1845 г. с дефектной копии текста 12-летнего мальчика из сев. мест. Нов. Погост (РНБ. ОСРК. F.I. № 778. Л. 17-22). Композиционно он сближается с 1-м вариантом, содержит пересказы и пространные комментарии Иоанна Верюжского, в т. ч. о новгородской колонизации Важского края.

Обретение мощей и почитание К.

Рассказ о явлении мощей безымянного святого на Вельском погосте типичен для севернорус. агиографии: мощи «вышли» из земли. К. явился в ночном видении местной жительнице Евлампии (в Синодальной редакции указано ее прозвище: Толщеболова или Толцеболова), попросил перезахоронить его мощи и построить над ними часовню. Тогда же произошло и 1-е освидетельствование останков К., к-рые оказались нетленными: местные священники «вскрыли гроб, узрешя мощи его целы и невредимыи от коегождо плотоятца, и погребалныа ризы его не истле никакоже» (РГБ. Собр. Никифорова. № 661. Л. 8-8 об.). Время обретения и 1-го освидетельствования мощей праведника из текста «Сказания...» остается неизвестным; в комментариях свящ. Димитрия Пахолкова указан 1551 г. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 67).

Сведения о жизни К. сообщаются в «Сказании...» в форме предания, услышанного от старых людей местной слепой старицей Акилиной по прозвищу Накапа, которая в подтверждение своего рассказа подошла к гробу К., приложилась к мощам и прозрела. Она рассказала, что К. был «наместничий тиун» новгородских посадников. По неизвестной причине наместник «роскручинился» на него, и К. побежал топиться в р. Ваге, но вода чудесным образом расступилась от него во все стороны на 3 саж. Наместник, увидев чудо, начал просить у К. прощения. К. ответил: «Бог простит и помилует», перекрестился и упал в воду. Наместник со слугами нашел тело К.; его похоронили с почестями «близ церкве на обычном кладбище, неподалеку от реки Ваги, близ слияния ея с Велью» (РНБ. ОСРК. F. I. № 778. Л. 17 об.). В Основной редакции «Сказания...» событие отнесено к нач. XVI в. (РГБ. Собр. Никифорова. № 661. Л. 9); в комментариях свящ. Димитрия Пахолкова указан XIV в. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 9 об.).

1 сент. 1587 г. мощи К. были перенесены из небольшой часовни, где они находились, в Никольскую ц. на Вельском посаде при участии священников Феодота (в Синодальной редакции - Феодота Козмина), Михаила и диак. Симеона. Гроб был поставлен справа от алтаря. В Основной редакции не говорится об освидетельствовании мощей К.; в Синодальной редакции описаны нетленные мощи святого: «…и узреша его мощи во гробу во плоти, ничимъже не вредимы, а губу верхнюю земли отдал… а саван и срачица на нем якоже вчера положена, и не истле никакоже, а гроб его не изгни и не вредим ничимъже». Здесь же впервые сообщается о возрасте К.: «...образом млад» (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 5). В чуде о явлении святого Созонту также говорится, что блаженный по виду «юноша млад» (РНБ. ОСРК. F.I. № 778. Л. 21 об.). Это описание противоречит преданию о жизни К.: вряд ли «наместничий тиун» мог быть молодым человеком. Возможно, эта деталь в «Сказании...» объясняется влиянием иконописной традиции: на иконах, распространенных в Важском крае, К. изображался в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу Ваги (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 63).

В Смутное время ц. свт. Николая Чудотворца была сожжена. Впосл., видимо, был построен храм в честь Положения Ризы Господней в Москве с приделом во имя прп. Кирилла Белозерского, где находились мощи К. Посвящение престола прп. Кириллу Белозерскому было неслучайным: почитание канонизированного святого являлось формой почитания не прославленного в то время тезоименитого ему местного святого. В день памяти прп. Кирилла Белозерского (9 июня) местные жители, приходившие в храм на престольный праздник, ставили свечи у гробницы К. «пред образом, на коем изображение въверху Пресвятыя Живоначальныя Троицы, под оным в средине на той же дске святителей Николая Чюдотворца и Иоанна Милостиваго, по сторонам Прокопия Устьянскаго и Кирилла Велскаго» (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 1).

В 1783 г. протопоп вельского Троицкого собора обратился к Архангелогородскому и Холмогорскому еп. Вениамину с просьбой рассмотреть вопрос «о уничтожении или поновлении состоящей в новоучрежденном городе Велске деревянной ветхой Положения Ризы Господни церкви и о перенесении из оной в другую церковь гробницы преподобнаго Кирилла Вельскаго». Епископ «истребовал... описание о житии праведнаго Кирилла Велского» и сведения о его почитании. Ему была прислана «рукописная тетрадка стариннаго писма о житии и чюдесах» святого. Как оказалось, у гробницы К. не служили ни молебнов, ни панихид, но его поминали на всенощном бдении и на утрене на молитве «Спаси, Боже, люди Твоя» по установившейся традиции: «Упоминают и Кирилла, Велскаго чюдотворца, по той причине, что и прежние священники и диаконы упоминали». «Образ праведнаго Кирилла Велскаго, на холсте писанной» находился на раке святого. В 1783 г. еп. Вениамин повелел «благочинному и той церкви священнику и диакону» произвести «наедине и без огласки» новое освидетельствование мощей К. Священнослужители обнаружили «вънутри гробницы покров белаго холсту с крестом, чернилами написанным, и другия два покровца - холщевой и китайчатой алой, мешечик холщевой, а в нем кости человеческия от главы и от других членов, горелые» (Там же. Л. 1-2).

20 окт. 1783 г. еп. Вениамин отправил в Синод донесение об освидетельствовании мощей К., присоединив к нему «рукописную тетрадку о житии и чюдесах» святого. 22 нояб. 1783 г. состоялось заседание Синода, на к-ром было заслушано донесение еп. Вениамина. Синод постановил прекратить почитание мощей К.: «Об оных Кирилла Вельского мощах ни одним словом не показано, и Святейшему Синоду доныне об них ни малейшего сведения не было. А представленная тетрадка, которая кем и когда составлена, неизвестно, с учиненным ныне означенной гробницы освидетельствованием оказалась совсем не сходственна, ибо в оной показано, что по обретении гробницы мощи в ней были неврежденны, а ныне оказались одни кости, и те обгорелые, а чьи, и кем, где, и когда собраны и в гробницу положены, неизвестно, то по таковому крайнему сумнительству найденные кости за святые почесть по силе «Духовнаго регламента» 2-й части 6-го пункта на листу 14-м отнюдь не можно» (Там же. Л. 12-12 об.). Наличие «горелых костей» в гробнице святого объясняется, видимо, тем, что мощи пострадали в Смутное время, когда был сожжен Никольский храм, но Синод не принял это во внимание. Еп. Вениамину предписывалось «означенную с костьми гробницу, не делая никакой разгласки, по отпетии панихиды опустить в землю в том же самом месте, где ныне состоит, и сверху положить по обыкновению камень. Имеющиеся же у той гробницы иконы, на которых Кирилл Вельский изображен, взять и хранить в архиерейской ризнице за печатью, и на молитвах «Спаси, Боже, люди твоя» и прочая оного Кирилла Вельского не воспоминать» (Там же. Л. 12 об.- 13). 27 нояб. 1783 г. указ был подписан Синодом, 2 дек.- имп. Екатериной II, 4 дек. отправлен еп. Вениамину. 28 мая 1784 г. мощи святого были положены тайно под спуд: «Избрали для могилы в той же церкви, где гробница стояла, под полом место», и «по литоргии, отпев над гробницею панихиду, опустили оную в могилу, и при себе зарыли оную всю землею, и на земле по обыкновению камень положили» (Там же. Л. 17 об., 21-21 об.). Иконы К. перевезли в Шенкурск для передачи в архиерейскую ризницу и хранения там «за печатью». «Репорт о действительном исполнении по присланному указу» еп. Вениамина датирован 7 июня 1784 г.; промедление архиерей объяснил большим стечением народа в Вельске зимой и весной на храмовые праздники.

В 1810 г. ц. Положения Ризы Господней была разобрана из-за ветхости. Над погребением К. поставили памятник, перед ним постоянно горела неугасимая лампада. В 1907-1909 гг. над надгробным памятником К. на средства прихожан построили «неуставную» (без офиц. церковного разрешения) часовню во имя К., освятили 1 сент. 1909 г. В сер. 20-х гг. XX в. она была разрушена. Несмотря на запрещение почитания святого, в XIX в. в Важском крае повсеместно были распространены иконы с изображением К. и списки «Сказания...» о святом. Согласно сообщениям священников Димитрия Пахолкова и Иоанна Верюжского, в вельском Троицком соборе имелась икона К. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 63; Верюжский. Вологодские святые. С. 374-375). В нач. XX в. на Соборной пл. Вельска 9 июня ежегодно проходила ярмарка - Кирилловский торжок; Кириллов день праздновался в городе до кон. 30-х гг. XX в.

Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор Всех святых, в Земле Российской просиявших, состав которого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 378). В месяцеслове июньской Минеи память святого указана под 9 июня (Там же. Июнь. Ч. 1. С. 660). К. был канонизирован как блаженный, несмотря на почитание его в предшествующий период в лике праведных. 12 апр. 1986 г. в Успенском храме Вельска один из престолов был освящен во имя К., в храме хранится чудотворная икона святого. 19-22 июня 1999 г. в городе прошел 1-й международный фестиваль «Кириллов день», в 2000 г. состоялся 2-й фестиваль. В 2000-х гг. на месте бывш. часовни проводились археологические исследования, но мощи святого обретены не были.

Ист.: Рыжова Е. А. Сказание о явлении мощей и чудесах прав. Кирилла Вельского: История текста памятника и почитание святого // Русская агиография: Исслед., мат-лы, публ. Т. 3 (в печати).
Лит.: Мясников М. Н. Нечто о пятинах Новгородских и в особенности о стране, известной издревле под именем Ваги // Сев. архив. 1827. Ч. 27. № 9. С. 21; он же. Ист. черты о г. Вельске, собр. из древних летописей, старинных книг и архивных бумаг / Подгот. к публ. и коммент. Ю. С. Васильев // Важский край: Источниковедение, история, культура. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 214; Верюжский. Вологодские святые. С. 366-375; Голубинский. Канонизация святых. С. 150; Дмитриев Л. А. Жанр севернорус. житий // ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 192; Поважье в XVIII-XX вв.: (Важский у.- Вельский у.- Вельский р-н): Аннот. библиогр. указ. Вельск, 1999. С. 10; Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения // Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности сев. прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у. сер. XIX в.) // Двинская земля. Котлас, 2003. Вып. 2: Мат-лы 2 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. «Проблемы истории Северного края». С. 132-140; Верёвкина Г. А. Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Ист. вестн. 2001. № 2/3. С. 231-238; Васильев Ю. С. Описание Вельского посада в переписной книге Верховажской четверти Важского у. переписи писца Ф. Л. Караулова и подъячего А. Хрущева 1682 г. // Важский край. Вельск, 2002. [Вып. 1]. С. 181; Романова А. А., Рыжова Е. А. Сказание о Кирилле Вельском // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 867-869; Едовин А. Г. Археологические исслед. на месте часовни Кирилла Вельского (2002 г.) // Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 33-38; Черкасова М. С. Актовые источники в составе нек-рых «историко-статистических описаний» церк. приходов Севера // Там же. С. 155-176; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма»: (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции) // Там же. 2009. Т. 60. С. 51-84.
Е. А. Рыжова

Иконография

К. складывалась под влиянием косвенных сведений о его внешности из Жития: старица Акилина помнила, что святой был «тиун новгородских наместников» (т. е. имел достаточно зрелый возраст); Евлампии Толщеболовой (Толцеболовой) было видение неизвестного молодого человека, просившего перенести к храму его тело (после чего священники обнаружили на берегу Ваги гроб с нетленными мощами в одежде); больному Созонту К. тоже явился молодым (Верюжский. Вологодские святые. С. 367, 374).

Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский. Икона. Сер. XVIII в. (Вельский краевед. музей)Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский. Икона. Сер. XVIII в. (Вельский краевед. музей)

Икон К. сохранилось крайне мало. Практически все написаны сев. мастерами и бытовали на территории Вельского у. Вологодской губ., где находились мощи святого. Известно, что икона К. с неугасимой лампадой стояла в квадратном углублении каменного памятника в виде башенки над местом погребения обгоревших останков К. Когда в 1907-1909 гг. там была возведена часовня, иконы для нее исполнил важский иконописец А. В. Куклин (1883-1954), обучавшийся в живописной школе Соловецкого мон-ря. В часовне был образ К. и прп. Серафима Саровского (Летопись Вельского Троицкого собора // Вельский краеведческий музей. КП № 2138. Л. 98 об.). Икона блаженного находилась в иконостасе каменного Троицкого собора в Вельске (освящен в 1756). Известно много преданий об иконах К.: напр., в Прибавлении к историко-статистическому описанию вельского Троицкого собора, составленном свящ. Д. В. Пахолковым в 50-х гг. XIX в., отмечено, что «во многих домах, как городских, так и деревенских, даже в присутственных местах и в самом вельском соборе находятся иконы и изображения Кирилла Вельского. Он изображается младым, безбрадым, в сорочке, опоясанной поясом» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 63).

Блж. Кирилл Вельский. Нач. XX в. (ц. Успения Богородицы в Вельске)Блж. Кирилл Вельский. Нач. XX в. (ц. Успения Богородицы в Вельске)

Наиболее ранний сохранившийся образ К. на иконе «Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский», выполненной темперой на доске, относится к сер. XVIII в. (27×24,1 см; Вельский краеведческий музей). Святые представлены в рост вполоборота к центру, в молении Божией Матери с Младенцем, изображенной в овальном клейме в верхней части композиции. К.- юноша с короткими вьющимися коричневыми волосами; он в белых портах и подпоясанной рубахе, украшенной по кайме красным орнаментом; руки сложены на груди крестообразно; в надписи именуется праведным. В Житии К. приводятся многочисленные исцеления больных у его мощей. Вероятно, именно это позволило объединить на иконе его образ с всенародно чтимым св. целителем Пантелеимоном, что привело к созданию уникального извода.

Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. ЛапинБлж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин

Три иконы К. кон. ХIХ - нач. ХХ в. пядничного размера схожи между собой. Более ранним можно считать образ, хранившийся в напольном киоте в сев. приделе преподобных Кирилла Белозерского и Симеона Столпника ц. Успения Богородицы в Вельске (1795). Икона была похищена из храма, но остались ее фотографии и описания (45×35 см; Архив АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 410. Опись и альбом фотографий Успенской ц. г. Вельска. 1987 г.). Она была исполнена мастером из Поважья в масляной технике и покрыта серебряным позолоченным окладом-рамой, декорированным цветными эмалями, к-рый был изготовлен в одной из мастерских Центр. России. Святой написан юношей с разделенными на прямой пробор волосами; на нем штаны и белая рубаха с отложным воротником. К. в молении обращается к Иисусу Христу в облаках в левом верхнем углу средника. Пейзаж примечателен точными географическими мотивами: К. стоит на мысу при впадении р. Вель в Вагу, что является напоминанием об указанном в Житии месте захоронения; пологие берега соответствуют реальному пейзажу. Блаженный изображен скорее мальчиком, а не молодым человеком, как описано в Житии. Этот образ очень похож на иконы прав. Прокопия Устьянского, созданные на рубеже ХIХ и ХХ вв. Поскольку регионы почитания святых соседствуют (до 1929 оба входили в состав Вельского у.) и события обретения мощей прав. Прокопия и К. имеют много общего, то в крестьянском сознании могли объединиться традиции изображения этих святых. Местные иконописцы, работая над образом К. в кон. ХIХ - нач. ХХ в., ориентировались на иконографию прав. Прокопия, к-рая к тому времени была более устоявшейся и разнообразной.

Вторая икона К. (нач. ХХ в.) описанного извода хранится в приделе во имя К. и прп. Кирилла Белозерского ц. Успения Пресв. Богородицы в Вельске (27×22 см). Еще один образ того же времени находится в собрании Вельского краеведческого музея (27×24,3 см). Не исключено, что какая-то из этих икон была написана Куклиным.

В монументальной живописи необычный образ К. встречается за пределами сев. региона - в одной из настенных композиций галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, в группе подвижников XV в. (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Создатели росписи не были знакомы с традиц. иконографией святого и фактами его Жития - К. написан старцем в монашеском куколе, с округлой седой бородой.

Известны примеры совр. иконографии К. Так, мон. Саломия (Дербина) из пос. Ерцево Архангельской обл. написала в 2003 г. для Успенской ц. в Вельске икону блаженного, взяв за образец хранящуюся в храме. Оплечный образ К. в медальоне включен в стенопись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске (2010, иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин). Святой изображен юношей с короткими волосами коричневого цвета, одет в бордовый с орнаментами плащ, сколотый фибулой на плече, в руке держит свиток.

Ист.: Архив Вельского КМ. Ф. 5. Мат-лы по подготовке к изданию рукописи из фондов ГАВО (Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. 530 л.) «Историческое и статистическое описание церквей г. Вельска и Вельского уезда, 1851-1857 гг.»: Тексты, коммент., ввод. статьи. Л. 1-100.
Лит.: Верёвкина Г. А. Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Ист. вестн. 2001. № 2/3. Спец. вып.: Мат-лы междунар. науч. симпозиума «Православие и культура этноса». Москва, 9-13 окт. 2000 г. С. 231-238 (то же: Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Вельские вести. 2001. 19, 22 июня); она же. Храмовое строительство в г. Вельске Вологодской губ. на рубеже XIX-XX вв. // Уездные города России: ист.-культ. процессы и совр. тенденции: Мат-лы X Каргопольской науч. конф. / Сост.: И. В. Онучина. Каргополь, 2009. С. 111-118 (то же: Храмовое строительство в г. Вельске Вологодской губ. на рубеже XIX-XX вв. // Музейный летописец № 17 (Вельские вести). 2009. 6 февр. С. 6; 20 февр. С. 12).
Т. М. Кольцова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)
  • ВАРФОЛОМЕЙ ап. от 12 (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов)
  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
  • ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)