КИТРСКАЯ, КАТЕРИНИЙСКАЯ И ПЛАТАМОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXV , С. 164-167
опубликовано: 21 февраля 2019г.

КИТРСКАЯ, КАТЕРИНИЙСКАЯ И ПЛАТАМОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Развалины епископской базилики в византийской крепости Китра. Кон. X в.Развалины епископской базилики в византийской крепости Китра. Кон. X в. [греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κίτρους, Κατερίνης κα Πλαταμῶνος], епархия Элладской Православной Церкви, кафедра в г. Катерини; кафедральный собор в честь Вознесения Господня. В наст. время территория митрополии совпадает с границами нома Пиерия, в ее состав вошли существовавшие в древности епископии Диона (упом. с 343, упразднена в VIII в.) и Петры (образована в Х в., упразднена в 1896), а также часть Платамонской епископии (возникла в Х в., первоначально называлась Ликостомийской, упразднена в 1881). Когда ап. Павел после проповеди в Веррии отправился в Афины, его путь пролегал по территории совр. К., К. и П. м. (Деян 17. 14-15). По преданию, он добрался (или дошел) до прибрежного г. Мефоны (ныне Метони) и оттуда отплыл на корабле в Афины (Βελιτσιάνος. 2008). Жители городка Колиндрос считают, что ап. Павел останавливался здесь во время этого путешествия (Κάνουρας. 2002).

В нач. IV в. в Фессалонике пострадал сщмч. Александр Пиднский. В Пидне он обратил в христианство многих язычников-греков. Предполагают, что Пиднская епископия возникла в нач. V в. (ранее считалось, что это произошло в период упадка Диона) и ее кафедра первоначально располагалась на территории совр. местности Лулудьес, между Кориносом и Аликес-Китру, где в 90-х гг. ХХ в. археологи обнаружили 3-нефную базилику и епископскую резиденцию, окруженную стеной с 4 башнями. Они были построены в посл. четв. V в. на месте рим. вилл нач. IV в. Создание епископской резиденции в 7 км от античной Пидны, возможно, связано с тем, что та вместе с городами Дион, Мефона, Веррия, Пелла и Кирр в 479/80 г. была передана имп. Зиноном готам. Апсида базилики, как и у базилик в Дионе, снаружи укреплена 5 контрфорсами. К нартексу были пристроены баптистерий и диаконник. После того как в 3-й четв. VI в. базилика была разрушена землетрясением, над ее центральным нефом была сооружена новая, к-рая просуществовала до сер. VII в. На месте боковых нефов были устроены погребальные камеры с арочными сводами. Наиболее интересна расположенная к западу от нартекса базилики гробница VI в. с 2 погребальными камерами. Ее стены украшены изображениями крестов, птиц и растений, одну из фресок сопровождает цитата из Пс 131. В Дионе рядом с агорой и термами находилась базилика A (посл. четв. IV в.), на фундаменте которой в 1-й пол. или в сер. V в. была построена большая по размеру 3-нефная базилика В с нартексом, атриумом и хорами. Между 3-й четв. VI и 1-й пол. VII в. ее деревянная крыша была заменена каменным сводом. Еще 2 базилики сохранились за городскими стенами. Раннехрист. памятники также обнаружены близ Като-Мильи (базилика V в., перестроенная в кон. VI в., и мартирий-эксагон нач. V в.), в Китросе (базилика свт. Афанасия Великого 1-й пол. VI в. с синтроном и фрагментами фресок) и в др. населенных пунктах, где раскопки еще не проводились (в Эйинио, Колиндросе, Метони, Элефтерохори, Пальямбеле, Макрийялосе, Лофосе, Тополиани близ Литохоро, Лептокарье). В кон. VI - нач. VII в., после землетрясений и последовавшего за ними наводнения, жители Диона покинули город и переселились на место совр. городка Кондарьотиса. Сохранившийся там храм Пресв. Богородицы Контариотиссы был основан в VIII в. и реконструирован в Х в. В крепости Платамона сполии храма кон. Х - нач. ХI в. были использованы в XIV в. при строительстве новой церкви на этом месте.

Церковь Пресв. Богородицы Контариотиссы. VIII и X вв.Церковь Пресв. Богородицы Контариотиссы. VIII и X вв.

Видимо, в VII в. Пиднский епископ перенес резиденцию из совр. местности Лулудьес в крепость Китра, построенную при имп. Юстиниане I на месте древней Пидны (близ совр. городка Макрийялос). Пиднская епископия подчинялась Фессалоникийской митрополии, входившей в диоцез Иллирик, к-рый в 731/2 г. перешел из юрисдикции Римской Церкви в ведение К-польского Патриархата. В средневизантийский период за Пиднской епископией закрепилось название Китрской. В «Тактиконе» имп. Льва III Исавра (в наст. время большинство исследователей относят его не к VIII, а к IX в.) Китрская епископия находится на последнем месте среди 19 епископий, подчиненных Фессалоникийской митрополии (Darrouzès. Notitiae. N 3. Р. 236), но с нач. Х в. в остальных нотициях она занимает 1-е место среди 11 епископий (Ibid. N 7, 9, 10, 13, 21. Р. 278, 299, 316, 358, 420). Это положение Китрская епископия сохраняла и в XIX в.

Герман, 1-й известный по имени Китрский епископ, участвовал в К-польских Соборах 869-870 гг. и 879-880 гг. (Mansi. T. 16. Col. 194; T. 17. Col. 377). В кон. Х в. крепость Китра была взята войском болг. царя Самуила, кафедральный храм сожгли, а неизвестного по имени епископа захватили в плен. После освобождения этой местности Василием II Болгаробойцей на фундаменте базилики 3-й четв. VI в. был построен новый кафедральный собор - купольная базилика с 3 апсидами и с обходными галереями.

Не названный по имени Китрский епископ, живший в кон. XI - нач. XII в., был адресатом Феофилакта Болгарского, архиеп. Охридского (PG. 126. Col. 324-325). Сохранились печати Китрских епископов: с именем Константина (XI в.), анонимная (XI-XII вв.) и с именем Льва (XII в.). Ранее считалось, что еп. Иоанн Китрский, автор антилатинских трактатов и сочинений по каноническому праву, занимал кафедру в кон. XII - нач. XIII в., однако исследования В. Кацароса позволяют относить его архиерейство ко 2-й пол. XIII - нач. XIV в. и отождествить его с одноименным епископом и членом известного фессалоникийского рода Сикунтинов (Κατσαρός. 1993. Σ. 145).

В 1204 г. Китр был захвачен крестоносцами, на месте алтаря сожженного кафедрального собора была построена 3-этажная башня. Китрскую кафедру занял латинский епископ. Из письма Римского папы Иннокентия III (1208) известно, что для улучшения экономического положения Китрской епархии он предоставил ее епископу право получения доходов вакантной Платамонской епископии (Hendrickx. 2002. Σ. 109). В нач. XIII в. жители Китра построили вне стен крепости небольшую кладбищенскую церковь, в XIV в. был сооружен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Перистаси. В 1-й четв. XIII в. крестоносцами была построена крепость Платамона. В 1224 г. Пиерия была отвоевана Эпирским деспотом Феодором Ангелом Комнином Дукой.

В сер. XIV в., во время гражданской войны между Иоанном V Палеологом и Иоанном Кантакузином, Китр сохранял свое значение как крепость, но в XV (XVI?) в. из-за угрозы нападений пиратов его жители переселились дальше от побережья, на место совр. городка Китрос. Туда же была перенесена епископская кафедра. В XV в. была построена и расписана ц. апостолов Петра и Павла в Эйинио, в 1489 г. был основан мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Ритини, в 1542 г.- Дионисия Олимпийского монастырь, в кон. XV - нач. XVI в. были выполнены фрески ц. Пресв. Богородицы Контариотиссы и 1-й слой росписей ц. свт. Афанасия Великого в Эйинио, в 1-й пол. XVI в.- 2-й слой фресок в этой церкви и в храме св. Соломонии в Литохоро.

В 1590 г. Китрский еп. Зосима подписал томос, подтверждавший учреждение Патриаршества в России. В 1607 г. Зосима занял митрополичью Фессалоникийскую кафедру. В 1612 г. Китрос подвергся нападению итал. пиратов, которые сожгли резиденцию тур. бея. Турки сочли виновными в происшедшем правосл. жителей Китроса и еп. Иеремию, которому пришлось бежать из епархии. Только спустя неск. лет он смог возвратиться на свою кафедру.

Мон-рь прп. Ефрема Сирина. 1985, 2000 г.Мон-рь прп. Ефрема Сирина. 1985, 2000 г.

В посл. четв. XVIII в. епископская кафедра была перенесена в Колиндрос, а в 1904 г.- в быстро развивавшийся г. Катерини (Τζουμέρκας. 2008. Σ. 233-234). Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. в Фессалонике был казнен Китрский еп. Мелетий (21 июля 1821). В 1878 г. одним из лидеров освободительного движения в Македонии стал Китрский еп. Николай. В 1881 г., после включения Фессалии в состав Греческого королевства, Платамонская епископия была разделена на 2 части: 6 населенных пунктов, оставшихся в османских владениях, были присоединены к Петрской епископии. Но уже в 1896 г. Петрская епископия была упразднена и ее территория разделена между Элассонской и Китрской епископиями. В 1904 г. кафедру Китрской епархии занял деятельный еп. Парфений (Вардакас), который принимал активное участие как в освободительном движении, помогая греческим партизанам, так и в развитии образования. В окт. 1912 г. территория епархии вошла в состав Греческого королевства. После поражения греческой армии в греко-турецкой войне 1919-1922 гг. население Китрской и соседних епископий значительно увеличилось за счет беженцев из М. Азии и Вост. Фракии. В связи с этим в 1924 г. эти епархии были возведены в ранг митрополий. В том же году были установлены новые границы Китрской митрополии с Веррийской, которой были переданы нек-рые села, находившиеся в северной части Китрской епископии. В 1928 г. был канонически закреплен переход Китрской митрополии вместе с другими освобожденными епархиями «новых земель» из юрисдикции К-польского Патриархата в состав Элладской Православной Церкви.

В 1933 г., после смерти митр. Парфения, Свящ. Синод Элладской Православной Церкви издал постановление о присоединении Китрской митрополии к Веррийской. Однако это решение вызвало многочисленные протесты и было отменено. Епархия сильно пострадала во время нем. оккупации, в т. ч. в 1943 г. был разрушен мон-рь прп. Дионисия Олимпийского, в мон-ре Пресв. Богородицы Макриррахис был устроен концлагерь; 6 приходских священников были казнены.

В течение длительного времени Китрскую митрополию возглавлял известный специалист в области канонического права и писатель митр. Варнава (Дзордзатос). При нем началось значительное оживление церковной жизни в епархии: было создано более 55 храмов и ок. 50 отремонтировано, построены митрополичья резиденция (1956-1958), детский приют, дом престарелых, школа медсестер-добровольцев, пункт оказания первой медицинской помощи и моральной поддержки, детский сад и школа домоводства в Эйинио и Литохоро. Митр. Варнава открыл церковный семинар в Катерини (1955), школу визант. музыки (1958), катехизаторские школы, церковный просветительский центр «Святитель Фотий» с б-кой, лекционным залом и кинозалом, организовал об-ва правосл. молодежи в Катерини и Литохоро, благотворительные об-ва и кассы, учредил стипендии для студентов и школьников из бедных семей.

После того как Китрской митрополии были переданы селения Айос-Димитриос (1955, ранее в составе Элассонской митрополии), Каталония и Элафос (1970, ранее в составе Веррийской митрополии), ее границы полностью совпали с адм. границами нома Пиерия. С 1977 г. эта епархия именуется Китрской и Катеринийской митрополией, а с 1996 г.- К., К. и П. м.

Китрский митр. Агафоник (Фатурос; 1985-2013) продолжил активную просветительскую и благотворительную деятельность своего предшественника. В 1986 г. он создал в Катерини церковный музей, в 1995 г. была открыта б-ка, названная в память покойного митр. Варнавы «Варнавион». В митрополии действуют церковная школа в Свороносе, дома престарелых в Катерини и Свороносе, общая и приходские кассы помощи нуждающимся, бесплатные столовые «Хлеб насущный», пункты раздачи одежды «Святой Иоанн Милостивый», продуктов питания «Кормилец» и оказания первой помощи. В соответствии с решением Свящ. Синода Элладской Православной Церкви об уходе на покой архиереев, которые в течение длительного времени по состоянию здоровья не могут исполнять архипастырские обязанности, специальная комиссия посетила в окт. 2013 г. тяжелобольного Китрского митр. Агафоника и признала его неспособным продолжать архиерейское служение. 12 нояб. 2013 г. Китрская кафедра была объявлена вдовствующей, 27 февр. 2014 г. митрополитом был избран Георгий (Хризостому), хиротонисанный 1 марта 2014 г.

В наст. время в митрополии насчитывается 81 приходский храм и 131 парекклисион, действует муж. мон-рь прп. Дионисия Олимпийского (с подворьем в Литохоро), 3 жен. мон-ря: прп. Ефрема Сирина близ Кондарьотисы (основан в 1985), свт. Афанасия Великого близ Колиндроса (основан в 1987), Пресв. Богородицы Макриррахис (основан в Х или в XII в., восстановлен в 1993). В исихастирии вмч. Георгия Победоносца близ Кориноса осталась 1 престарелая монахиня. Близ Колиндроса создается новая жен. обитель - во имя праведных Иоакима и Анны.

В недействующих мон-рях вмч. Георгия Победоносца близ Ритини работают летние лагеря митрополии, в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы в Петре (основан в 1134 или 1151) с 1927 по 2005 г. была размещена психиатрическая больница.

В митрополии особо почитаются ап. Павел, вмц. Екатерина (покровительница г. Катерини), сщмч. Александр Пиднский, прп. Дионисий Олимпийский.

Епископы Китрские: Герман (упом. в 870 и 879), Константин (XI в.), неизвестный по имени (между 1090 и 1108), Лев (XII в.), Иоанн Сикунтин (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), Георгий (упом. в 1329), Иаков (упом. в 1341), Григорий (?-1382; впосл. митрополит Лакедемонский), Феофил, Феодор (упом. в 1453), Неофит (упом. в 1486), Софроний (после 1543 - до 1560), Дамаскин (упом. в 1560/61 и 1564/65), Лукиан (упом. в 1567 и 1570), Зосима (1572 или не позднее 1590-1607; впосл. митрополит Фессалоникийский), Иеремия (? - до 1612; ранее епископ Полианийский), неизвестный по имени (1612-1615), Иеремия (повторно в 1615-1618), Максим (1-я четв. XVII в.), Анфим (упом. в 1649), Иоанн (?), Иоаким (1662-1679; впосл. митрополит Веррийский), Афанасий (1700-1715), Аввакум (упом. в 1720), Афанасий (упом. в 1725), Дионисий (упом. между 1767 и 1769), Констанций (1784-?), Косма (посл. четв. XVIII в.), Игнатий (?-1791; впосл. архиепископ Кассандрийский), Захария (1791 - после 1801), Мелетий I (Кириакос; 1812-1821), Кирилл (1821-1838; впосл. митрополит Косский), Самуил (1838-?), Мелетий II (1840 или 1842-1846; впосл. епископ Полианийский), Григорий (1846-1853), Феоклит (1853-1865), Филарет Византийский (1865-1872), Дорофей (1872-1873; впосл. митрополит Эносский), Мелетий III (Кавасилас; 1873-1875; ранее митрополит Неокесарийский и Эносский), Николай (Лусис; 1875-1878), Иоанникий (Маргаритиадис; 1878-1885, ранее епископ Элейский; впосл. митрополит Могленский), Леонтий (Элефтериадис; 1885-1893; впосл. епископ Парамифийский), Николай (Саккопулос; 1893-1896; впосл. митрополит Эдесский, Анкирский, Маронийский, Кесарийский, Халкидонский), Феоклит (Папаиоанну; 1896-1904; ранее епископ Иерисский и Св. Горы, затем Полианийский и Петрский), Парфений (Вардакас; 1904-1924).

Митрополиты Китрские: Парфений (Вардакас; 1924-1933), Константин (Койдакис; 1934-1954; ранее митрополит Каллипольский и Мадитский, затем Пломарийский), Варнава (Дзордзатос; 1954-1977).

Митрополиты Китрские и Катеринийские: Варнава (Дзордзатос; 1977-1985), Агафоник (Фатурос; 1985-1996).

Митрополиты Китрские, Катеринийские и Платамонские: Агафоник (Фатурос; 1996-2013), Георгий (Хризостому; с 1 сент. 2014).

Лит.: Janin R. Citrus // DHGE. 1953. T. 12. P. 998-999; Βαρνάβας (Τζωρτζᾶτος), μητρ. Κίτρους, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. τ. 7. Σ. 598-604; Γλαβίνας ᾿Α. ᾿Επίσκοποι Κίτρους κατὰ τὴν τουρκοκρατίαν ἐπ τῇ βάσει τῶν πηγῶν // Μακεδονικά. 1978. τ. 18. Σ. 74-90; idem. ᾿Επίσκοποι Κίτρους στὰ τέλη τοῦ ΙΗ´ αἰώνα // Καιρός: Τόμος τιμητικὸς στὸν ῾Ομότιμο Καθηγητὴ Δ. ᾿Α. Δόïκο. Θεσσαλονίκη, 1995. τ. 2. Σ. 35-52; Διονύσιος (Λαδόπουλος), μητρ. ῾Ο Κίτρους Βαρνάβας (Βιογραφικά) // Τιμητικὸν ἀφιέρωμα εἰς τὸν Μητροπολίτην Κίτρους Βαρνάβαν ἐπ τῇ 25ετηρίδι τῆς ἀρχιερατείας του. ᾿Αθῆναι, 1980. Σ. 27-42; Κωνσταντινίδης ᾿Ε. ᾿Ι. ᾿Ανέκδοτος ἐπισκοπικὸς κατάλογος Κίτρους // Ibid. Σ. 225-230; Μαρκή Ε. Η Βυζαντινή Πύδνα // Οι αρχαιολόγοι μιλούν για την Πιερία: 28-29 Ιουλίου και 4-5 Αυγούστου 1984. Θεσσαλονίκη, 1985. Σ. 58-62; eadem. Λουλουδιές Κίτρους: Η βασιλική του επισκοπικού συγκροτήματος // Η Πιερία στα βυζαντινά και νεότερα χρόνια: Β´ Επιστημονικό Συνέδριο. Κατερίνη, 2002. Σ. 692-703; eadem. Το επισκοπικό συγκρότημα στις Λουλουδιές Πιερίας και οι λόγοι δημιουργίας του // Οι αρχαιολόγοι μιλούν για τη Β. Πιερία: Πρακτικά ημερίδων: Αύγουστος 2011 - Λουλουδιές Κίτρους Πιερίας, Αύγουστος 2012 - Αρχαία Πύδνα Πιερίας. Κατερίνη, 2012. Σ. 21-30; Fedalto. Hierarchia. P. 444; K[azhdan] A. Kitros // ODB. Vol. 2. P. 1131-1132; ᾿Ιγνάτιος (Σωτηριάδης), ἀρχιμ. Κατάλογος ἐπισκοπῶν κα μητροπολίτων Κίτρους // Η Πιερία στα βυζαντινά και νεότερα χρόνια: Επιστημονικό Συνέδριο. Θεσσαλονίκη, 1993. Σ. 239-256; idem. Πανόραμα ἱστορίας τῆς ῾Ιερᾶς Μητροπόλεως Κίτρους. Κατερίνη, 1999; Κατσαρός Β. Ο επίσκοπος Κίτρους Ιωάννης // Η Πιερία στα βυζαντινά και νεότερα χρόνια: Επιστημονικό Συνέδριο. Θεσσαλονίκη, 1993. Σ. 129-148; Μέντζος Α. Η εκκλησιαστική αρχιτεκτονική της Πιερίας στην πρώϊμη βυζαντινή περίοδο // Ibid. Σ. 153-162; Hendrickx B. Η Πιερία στο Μομφερρατικό βασίλειο της Θεσσαλονίκης // Η Πιερία στα βυζαντινά και νεότερα χρόνια: Β´ Επιστημονικό Συνέδριο. Κατερίνη, 2002. Σ. 99-110; Κάνουρας Α. Η πορεία του Αποστόλου Παύλου από τη Βέροια μέσω Κολινδρού στη Μεθώνη Πιερίας και ο ναός των Αγίων Αποστόλων Κολινδρού // Ibid. Σ. 259-278; Μισίου Δ. Η Βυζαντινή Πιερία από τον 4ο στον 9ο αιώνα: Πόλεις, διοικητική και εκκλησιαστική οργάνωση // Ibid. Σ. 35-76; Τζουμέρκας Π. Το καθεστώς της επαρχίας Κίτρους κατά τον 20ο αιώνα // Ibid. Σ. 327-367; idem. Επισκοπή Κίτρους ήτοι Πύδνης: Ερευνητικοί προβληματισμοί // Η Πιερία στα βυζαντινά και νεότερα χρόνια: Γ´ Επιστημονικό Συνέδριο. Κατερίνη, 2008. Σ. 227-239; Βελιτσιάνος Ι. Η προβληματική η σχετική με τη διέλευση του αποστόλου Παύλου στη Πιερία // Ibid. Σ. 209-217; Δαραράς Α. Η Επισκοπή Πέτρας // Ibid. Σ. 241-245; Κουκουσάς Β. Δ. Η Επισκοπή Πλαταμώνος: Βιβλιογραφία και προβληματισμοί // Ibid. Σ. 247-258; Θαργκάνης Μ. Η επισκοπή Δίου κατά την παλαοχριστιανική περίοδο // Ibid. Σ. 219-225; Τσουλιάς Θ. Α., πρωτοπρεσβ. Η Πιερία και οι επισκοπές της: Κίτρους ή Πύδνης, Δίου, Πέτρας, Πλαταμώνος και Λυκοστομίου. Κατερίνη, 2010; Δίπτυχα. 2014. Σ. 603-608; www.imkitrous.gr [офиц. сайт К., К. и П. м.].
О. В. Лосева
Рубрики
Ключевые слова
См.также