КЛЕРК
Том XXXV , С. 376-381
опубликовано: 19 марта 2019г.

КЛЕРК

Содержание

[англ. Clerk, также Clerke, Clark] Джон (ок. 1480 - 3.01.1541, Лондон), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса.

Образование и церковная карьера

Точные дата и место рождения К. неизвестны; по нек-рым сведениям, он происходил из Грейт-Ливермира (графство Суффолк). В кон. 90-х гг. XV в. К. поступил в Кембриджский ун-т; в 1498 г. он получил степень бакалавра искусств (см. ст. Artes liberales), а в 1502 г. окончил обучение со степенью магистра искусств (см.: Alumni Cantabrigienses. Camb., 1922. Pt. 1: From the Earliest Times to 1751. Vol. 1. P. 342). Вскоре после этого К. отправился в Италию; в 1510 г. он окончил юридический фак-т Болонского ун-та со степенью доктора канонического права (в нек-рых источниках К. упоминается как доктор светского и канонического права (doctor juris utriusque); см.: Rex. 2004. P. 45). По окончании ун-та К. переехал в Рим и поступил на службу к кард. Кристоферу Бейнбриджу (ок. 1464-1514), архиеп. Йоркскому (с 1508) и послу кор. Англии Генриха VIII (1509-1547) в Римской курии. Основной обязанностью К. был надзор за деятельностью Английской гостиницы (The English Hospice), предназначавшейся для приема паломников и бывшей центром англ. влияния в Риме (см.: Allen J. The English Hospice in Rome. R., 1962). После смерти Бейнбриджа К. вернулся в Англию, где вошел в ближайшее окружение кард. Томаса Уолси (ок. 1473-1530), архиеп. Йоркского (с 1514) и лорда-канцлера Англии (1515-1529), пользовавшегося в этот период неограниченным влиянием на кор. Генриха VIII. Покровительство Уолси способствовало стремительной церковной карьере К. В 1516 г. он стал деканом Королевской капеллы (Chapel Royal) в Лондоне; во 2-й пол. 10-х гг. XVI в. получил при посредничестве Уолси значительное число бенефициев: ректорства в Ротбери (графство Нортамберленд), Портисхеде (графство Сомерсет), Дитчите (графство Сомерсет), Айвичерче (графство Кент), Саут-Молтоне (графство Девон); архидиаконство в Колчестере (графство Эссекс) и деканство в капелле св. Георгия (St. George's Chapel) в Виндзорском замке (Rex. 2004. P. 45). Значительное политическое влияние К. было обусловлено тем, что он часто выполнял роль посредника между кор. Генрихом VIII и Уолси, передавая королю устные и письменные сообщения от кардинала. К. занимал ряд гос. должностей: в 1519 г. он был одним из судей в Звёздной палате (Star Chamber) и впосл. неоднократно привлекался в качестве судебного заседателя и арбитра в спорах английских аристократов; в 1522-1523 гг. К. был начальником судебных архивов и председателем Апелляционного суда (Master of the Rolls).

Дипломатическая деятельность в Европе (1519-1528)

В 20-х гг. XVI в. К. стал одним из ведущих дипломатов Англии; он совершил неск. поездок в континентальную Европу и вел от лица кор. Генриха VIII переговоры с папами Римскими Львом X (1513-1521) и Климентом VII (1523-1534), а также со мн. европ. правителями. Впервые К. был назначен послом в Рим в 1519 г.; по дороге туда он посетил двор Луизы Савойской (1476-1531), матери кор. Франции Франциска I (1515-1547). В июне 1520 г. К. находился в свите кор. Генриха VIII во время организованной при активном участии Уолси встречи кор. Франциска I и кор. Генриха VIII близ Кале на «Поле золотой парчи».

Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г.Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г.

Во время 2-й поездки в Рим, начавшейся в 1521 г., К. было дано специальное поручение: он должен был представить папе Льву X сочинение кор. Генриха VIII «Защита семи таинств против Мартина Лютера» (Assertio septem sacramentorum adversus Martinum Lutherum, 1521; совр. научное издание: Fraenkel. 1992), в к-ром с богословской и церковно-исторической т. зр. подвергалось жесткой критике учение о таинствах М. Лютера (1483-1546), а также оспаривались др. основоположения лютеран. богословия, преимущественно из области учения о папской власти. Причины, побудившие кор. Генриха VIII публично выступить против Лютера, до конца неясны; совр. исследователи предполагают, что главным инициатором этого был Уолси, в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. стремившийся сделать Англию политическим союзником Римского папского престола и прокатолически настроенного имп. Свящ. Римской империи Карла V (1519-1556). Сочинения Лютера и его католич. оппонентов стали распространяться в Англии после Лейпцигского диспута (1519), сделавшего учение Лютера предметом обсуждения для теологов за пределами нем. земель. В нач. 1521 г. Уолси принял ряд мер, направленных на запрещение сочинений Лютера в Кембриджском и Оксфордском ун-тах, а также в целом в Англии; их кульминацией стало публичное сожжение 12 мая 1521 г. книг Лютера на площади перед собором св. Павла и последовавшее через 2 дня распоряжение Уолси, предписывавшее духовенству Англии изымать книги Лютера и направлять их церковным властям (текст см.: Ecclesiastical Memorials / Ed. J. Strype. Oxf., 1822. Vol. 1. Pt. 2. P. 20-25). Именно к этому времени относится окончательная редакция соч. «Защита семи таинств...», где предметом критики стало содержание трактата Лютера «О вавилонском пленении Церкви» (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium, 1520), в к-ром Лютер выступал против католич. учения о таинствах, и нек-рые идеи ряда др. его трактатов. В письме папе Льву X от 21 мая 1521 г. (опубл.: Spicilegium Romanum / Ed. A. Mai. R., 1841. Vol. 6. P. XLVI-XLVIII) кор. Генрих VIII сообщал о завершении работы и свидетельствовал, что является убежденным противником «чумы и ереси Мартина Лютера», неизменно побуждающим европ. правителей искоренять ее в подчиненных им землях. Однако, считая, что политических мер недостаточно, король, по его словам, принял решение «в нашем собственном сочинении выразить, как мы относимся к Лютеру и каково наше суждение о его негодных книгах», чтобы тем самым ясно показать всем, что он является «неизменным защитником и хранителем (defensor ac tutator) Святой Римской Церкви» и готов служить ей не только «силой и оружием», но и способностями разума (Ibid. P. XLVII; ср.: Fraenkel. 1992. S. 15-16). Как у авторов XVI в., так и у совр. исследователей встречаются различные мнения по вопросу о том, в какой мере в действительности книга является собственным творчеством кор. Генриха VIII, а в какой была создана англ. теологами по его указаниям. Наиболее раннее свидетельство сомнений в авторстве кор. Генриха VIII содержится в заметках папского церемониймейстера Париса де Грассиса (ок. 1470-1528), к-рый, сообщая в «Дневнике» о том, как К. представлял книгу папе Льву X, отмечал, что она написана «отчасти королем, а отчасти его советниками» (см.: Il Diario di Leone X di Paride de Grassi, maestro delle cerimonie pontificie. R., 1884. P. 87). Впосл. к числу возможных соавторов кор. Генриха VIII относили Уолси, Т. Мора (1478-1535), Дж. Фишера (ок. 1469-1535), Э. Ли (ок. 1482-1544), Р. Пейса (ок. 1482-1536), Дж. Лонгленда (Ɨ 1547) и даже Эразма Роттердамского (Ɨ 1536). Вместе с тем Эразм Роттердамский, признанный всей Европой эксперт в области богословской лит-ры, в переписке выражал уверенность в том, что автором был король, и заявлял, что способностей и образования Генриха VIII было вполне достаточно для написания такого сочинения (см.: Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami / Ed. P. S. Allen e. a. Oxf., 1922. Vol. 4. P. 565-569. N 1227-1228). Лютер, хотя и считал возможным автором Ли (см.: Luther. WA. 1907. Bd. 10. Hbd. 2. S. 176-177, 183; Idem. WA: BW. 1931. Bd. 2. S. 565. N 511; S. 580. N 523), в то же время допускал, что автором трактата является король, и адресовал ответное соч. «Против Генриха, короля Англии» (Idem. Contra Henricum Regem Angliae // Idem. WA. Bd. 10. Hbd. 2. S. 180-222) ему лично. На основании нек-рых намеков, содержащихся в переписке Мора, исследователи делают вывод, что последнюю лит. и стилистическую правку сочинения осуществил по просьбе короля Мор, однако вопрос об авторстве основного текста остается открытым (подробнее об истории трактата см.: Fraenkel. 1992. S. 1-26; ср. также: O'Donovan. 1908. P. 40-93).

12 июля 1521 г. по указанию кор. Генриха VIII в Лондоне были отпечатаны экземпляры 1-го тиража 1-го издания трактата (описание см.: Fraenkel. 1992. S. 77); во 2-й пол. июля шла работа над неск. подарочными иллюминированными экземплярами, к-рые предназначались для европ. государей, др. высокопоставленных и уважаемых лиц, а также для ведущих ун-тов. Особый экземпляр, созданный для Римского папы, является рукописной копией печатного издания и содержит многочисленные украшения и красочную иллюминацию (ныне в б-ке Ватикана: Vat. lat. 3731); рукопись была заключена в роскошный переплет, впосл. утраченный (полное описание см.: Vian. 1962. P. 370-371). Рукой короля в папском экземпляре было написано двустишие-посвящение: «Английский король Генрих посылает Льву Десятому / Это сочинение, свидетельство как веры, так и дружбы» (Fraenkel. 1992. S. 16; ср.: Duff. 1908. P. 3-4; Letters and Papers. 1867. Vol. 3. Pt. 2. P. 592. N 1450). В письме К. от 25 авг. 1521 г. Уолси сообщал, что высылает ему 28 экз. трактата для папы и кардиналов; они были получены в Риме в нач. сент. (см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. Pt. 2. P. 621-622. N 1510; ср.: Fraenkel. 1992. S. 17).

Подробности представления трактата папе Льву X известны из письменных донесений, к-рые К. посылал Уолси (см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574; P. 669. N 1607; P. 690-692. N 1654-1656; ср. также: Duff. 1908. P. 5), а также из свидетельств очевидцев этого события (анализ свидетельств см.: Vian. 1962. P. 366-369; Fraenkel. 1992. S. 26-29). В письме от 14 сент. 1521 г. (текст с купюрами см.: Ellis. 1846. P. 257-262; краткое изложение: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574) К. сообщал Уолси, что неск. днями ранее он преподнес книгу папе Льву X во время личной аудиенции. Папа немедленно со вниманием прочел предисловие и двустишие кор. Генриха VIII; книга произвела на него большое впечатление и вызвала многочисленные похвалы. По словам К., папа «не мог даже и представить, что столь полезная книга будет создана королем, который должен уделять свое внимание множеству других забот, в то время как многие писатели, посвятившие всю жизнь науке, не могут произвести ничего подобного» (Ellis. 1846. P. 259). Папа согласился на офиц. представление книги на заседании консистории; объявил, что направит ответное послание королю после представления книги; одобрил рассылку книги европ. правителям и попросил К. раздать неск. экземпляров кардиналам для ознакомления (ср.: Fraenkel. 1992. S. 26-27). Одним из получивших трактат членов Римской курии был кард. Лоренцо Кампеджо (1474-1539), к-рый в письме Уолси от 19 сент. 1521 г. называл сочинение «золотой книгой» (aureus libellus) и расточал многочисленные похвалы кор. Генриху VIII, к-рый, по словам Кампеджо, «был поистине вдохновлен не человеческим, но ангельским и небесным духом» при написании книги (Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 662-663. N 1592). Следуя указаниям Уолси, К. добивался того, чтобы офиц. представление книги папе Льву X состоялось с максимальной торжественностью. В письме Уолси от 25 сент. 1521 г. он сообщал, что папа Лев X согласился на представление ему книги «в открытой консистории» (in opyn Consistory), т. е. в ходе публичного заседания консистории кардиналов, за к-рым могли наблюдать все желающие (текст письма см.: Ellis. 1846. P. 255-256). Впосл., однако, папа изменил решение, сославшись на то, что публичное заседание может вызвать скандал и привести к волнениям в Риме, где среди низшего духовенства и мирян было достаточно явных и тайных сторонников Лютера. К. был вынужден согласиться на представление в «тайной консистории», т. е. в присутствии лишь папы, кардиналов и высшего духовенства курии (Ibid. P. 262-264; ср.: Fraenkel. 1992. S. 27-28).

Заседание консистории, на к-ром К. представил трактат, состоялось 2 окт. 1521 г.; на нем присутствовало ок. 20 чел. По указанию папского церемониймейстера К. произнес обращенную к папе речь, стоя на коленях в центре зала заседаний. В 1-й части речи К. указывал на широкое распространение по всей Европе «пагубного учения Мартина Лютера», к-рое, по словам К., берет начало «из ереси гуситов», т. е. последователей Яна Гуса (ок. 1370-1415). К. отмечал, что после знакомства с сочинениями Лютера кор. Генрих VIII решил написать против них книгу и посвятить ее папе (Clerk. Oratio. 1992. S. 107). При описании заблуждений Лютера К. не жалел ярких метафор и риторических приемов, называя его «разрушителем христианской религии», автором «невыносимых богохульств», «злодеем, решившим порвать на части нетканую ризу Христову и произвести возмущение в Церкви Божией», «трижды апостатом». По словам К., Лютер борется против того, что все католики считают святым: «...против церковной иерархии, Святого Престола и Камня, положенного Самим Богом», а потому «против всего тела Церкви Божией». В лютеранстве, по утверждению К., «разрушен обет целомудрия; упразднены святые посты, религиозные обеты, обряды, церемонии, богослужение, торжество мессы»; таинства совершаются как кому заблагорассудится и упрощаются настолько, что в конце концов превращаются в ничто (Ibid. S. 107-108). Вторую часть речи К. посвятил восхвалению заслуг кор. Генриха VIII как хранителя и защитника католич. веры. Такой акцент не был случаен, т. к. перед К. была поставлена задача добиться от папы Римского присвоения королю почетного титула «защитник веры» (fidei defensor). Желание англ. короля получить особый папский титул объясняется своеобразным «соперничеством» с франц. и испан. королями, т. к. 1-й титуловался как «христианнейший король» (rex christianissimus), а 2-й - как «католический король» (rex catholicissimus). Англ. дипломаты в Риме пытались добиться для короля особого титула в 10-х гг. XVI в., однако их усилия не увенчались успехом (подробнее см.: Brown. 1880; Bridgett. 1885). Создание кор. Генрихом VIII антилютеран. трактата изменило ситуацию: папа Лев X уступил просьбам К. и согласился присвоить титул, поэтому речь К. содержала обоснование правомерности притязаний короля на него. Как отмечал К., в то время как в континентальной Европе лютеране приобретают себе сторонников и вносят смятение в католич. Церковь, в Англии под руководством короля все духовенство единодушно противостоит «сыну беззакония», так что здесь «Церковь Божия пребывает в великом покое; в народе нет ни разногласий, ни споров, ни двусмысленных рассуждений, ни недовольства или ропота; исчезли все смущения умов, все мирские новшества, все тщеславие антихристова царства» (Clerk. Oratio. 1992. S. 109-111). К. упоминал и о заслугах перед католич. Церковью своего покровителя Уолси, отмечая, что именно благодаря его усилиям в Англии состоялось запрещение лютеран. книг, а также их публичное сожжение (Ibid. S. 109-110). Выступив письменно в защиту католической веры, кор. Генрих VIII, по словам К., явил свое почтение к папскому престолу и апостольской Римской кафедре, показал личное благочестие и готовность любыми средствами бороться за дело Божие и засвидетельствовал, что не будет молча смотреть на то, как религия попирается ногами еретиков (Ibid. S. 111-113). В заключение К. заверял, что кор. Генрих VIII во всем остается покорным сыном католич. Церкви, поэтому он распорядился распространять сочинение, лишь если папа, «от которого всем надлежит научаться истинному смыслу Евангелия», вынесет о нем свое положительное суждение и сочтет его достойным обнародования (Ibid. S. 113). Завершив речь, К. преподнес папе рукописный экземпляр трактата. В краткой ответной речи папа Лев X отметил, что дар короля является наиболее ценным и приятным в сложное время церковной смуты. Кор. Генриха VIII папа назвал «могущественнейшим, мудрейшим и поистине христианнейшим королем», тем самым косвенно противопоставив его королю Франции, с которым у Рима в это время были враждебные отношения. Одобрив книгу, папа отметил, что она отличается как превосходным стилем, так и исключительной мудростью, и вознес благодарение Богу, что столь великий государь встал на защиту католич. Церкви и папского престола (текст речи см.: Fraenkel. 1992. S. 114). Согласно протоколам консистории, на этом же заседании папа предложил кардиналам присвоить кор. Генриху VIII титул «защитник веры»; хотя некоторые кардиналы считали, что титул из 2 слов не вполне удачен, и предлагали подобрать иной титул (напр., «правоверный» (orthodoxus) или «вернейший» (fidelissimus)), в итоге был утвержден папский вариант (выписка из протоколов опубл.: Meletematum Romanorum mantissa / Ed. H. Laemmer. Ratisbonae, 1875. P. 200; ср.: Vian. 1962. P. 368-369). Сообщая о заседании консистории в пространном письме Уолси от 10 окт. 1521 г. (опубл.: Ellis. 1846. P. 262-269; краткое изложение см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 690. N 1654), К. отмечал, что 5 окт. 1521 г., во время приватной аудиенции, папа Лев X похвалил его за превосходную речь и пообещал в ближайшее время подготовить официальную буллу с утверждением нового королевского титула (Ellis. 1846. P. 267-268). 11 окт. 1521 г. была издана булла «Ex supernae dispositionis» (текст см.: Bullarium Magnum Romanum. 1860. T. 5. P. 773-775; ср.: O'Donovan. 1908. P. 165-173; Fraenkel. 1992. S. 116-118), в которой папа одобрял королевскую книгу и сообщал о присвоении титула «защитник веры»; особо упоминая в документе речь К., папа похвально отзывался о его красноречии. Содержание буллы, одобренной консисторией 25 окт. 1521 г. и впосл. официально направленной кор. Генриху VIII, было повторено в личном письме папы королю от 4 нояб. 1521 г. (текст см.: O'Donovan. 1908. P. 174-179; ср.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 733. N 1740). В Англии представление королевской книги папе и получение папской буллы о присвоении титула были восприняты как большой дипломатический успех К.; Уолси в письме К., отправленном в нояб. 1721 г. (опубл.: Ellis. 1846. P. 282-286; краткое изложение см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 742. N 1760), сообщал, что кор. Генрих VIII передает К. «сердечную благодарность» за его «рассудительную, важную и полезную» деятельность в Римской курии, помнит о нем и не оставит его без награды (Ellis. 1846. P. 283). Речь К. и ответное слово папы были впервые опубликованы в приложении к римскому изданию соч. «Защита семи таинств...», вышедшему в дек. 1521 г. (описание см.: Fraenkel. 1992. S. 77-78); в этом издании присутствует также десятистишие К., написанное по случаю представления трактата (текст см.: Ibid. S. 115). В 1522 г. речь К. была издана в Лейпциге в виде отдельного памфлета (Clerk. Oratio. 1522). Впосл. все тексты вместе с папской буллой помещались во мн. изданиях трактата перед самим сочинением (описание основных изданий XVI-XX вв. см.: Fraenkel. 1992. S. 78-87).

После представления книги кор. Генриха VIII К. продолжал исполнять обязанности англ. посла в Римской курии. В нояб. 1521 г., следуя инструкциям Уолси, К. прилагал усилия к заключению на выгодных для Англии условиях военного союза Римского папы, Свящ. Римской империи и Англии, целью к-рого было совместное противостояние усилению Франции. В письме от 2 дек. 1521 г. К. сообщил Уолси о неожиданной кончине папы Льва X (опубл.: Ellis. 1846. P. 280-281; краткое изложение см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 781. N 1825). Хорошее представление о дипломатических талантах К. дают относящиеся к периоду sede vacante адресованные Уолси подробные письма-донесения, к-рые содержат скрупулезное описание обстановки в Риме после смерти папы и настроений, господствовавших среди различных групп влиятельных кардиналов, собравшихся для участия в конклаве (Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 804-809. N 1895; P. 827-829. N 1932). В качестве возможного кандидата на Папский престол рассматривался и Уолси, однако К. не имел специальных инструкций по продвижению его кандидатуры, т. к. англ. кардинал не пользовался популярностью в Италии, вслед. чего это предприятие было заведомо обречено на неудачу (ср. письмо кард. Л. Кампеджо Уолси: Ibid. P. 839. N 1952). Сообщая Уолси об избрании папы Римского Адриана VI (1522-1523) в письме от 13 янв. 1522 г. (опубл.: Ellis. 1846. P. 304-316; краткое изложение: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 841-842. N 1960), К. отмечал, что на последнем заседании конклава кандидатура Уолси была озвучена и за нее высказались сперва 9, затем 12 и при последнем голосовании 19 кардиналов, однако для избрания этого было недостаточно (Ellis. 1846. P. 307-308). Весну и лето 1522 г. К. провел в Риме в ожидании приезда туда папы Адриана VI; в нач. осени он был отозван в Англию. 26 марта 1523 г. Уолси отказался от епископства Бат и Уэлс, к-рым он управлял in commendam, обменяв его на епископство Дарем; по его рекомендации новым епископом Бата и Уэлса был избран К. Назначение К. было утверждено буллой папы Адриана VI, изданной 26 марта 1523 г.; 2 мая указом кор. Генриха VIII ему были предоставлены епископские темпоралии (Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 1267. N 3003). В мае 1523 г. К. вновь был направлен королем в континентальную Европу, где его задачей было проведение переговоров с папой Адрианом VI, имп. Карлом V и кор. Франциском I о заключении мирного договора. 3 июня 1523 г. К. прибыл в Рим и был благосклонно принят папой, однако политические переговоры с ним шли вяло и не имели заметного успеха (см.: Ibid. P. 1297-1298. N 3088-3093). В донесении от 14 сент. 1523 г. К. сообщил Уолси о последних днях и смерти папы Адриана VI (Ibid. P. 1386-1387. N 3331). На этот раз К. должен был добиваться избрания папой Уолси, однако в случае невозможности этого приказано поддерживать кандидатуру кард. Дж. Медичи, политического союзника Англии (Ibid. P. 1412. N 3377; P. 1416-1417. N 3389). В письмах от 24 окт., 7 нояб. и 2 дек. 1523 г. К. информировал Уолси о ходе конклава, отмечая, что основная борьба шла между профранц. кардиналами и сторонниками Медичи; последним удалось одержать победу, и новым папой с именем Климент VII стал Дж. Медичи (см.: Ibid. P. 1442-1443. N 3464; P. 1462. N 3514; P. 1494. N 3592). В дек. 1523 г. в Риме состоялась епископская хиротония К.; он представлял интересы Англии при Римском престоле до дек. 1525 г. С июля 1526 по сент. 1527 и с марта по нояб. 1528 г. К. был послом Англии при дворе кор. Франции Франциска I. Сохранились и частично опубликованы относящиеся к этому периоду многочисленные донесения К. в Лондон (см.: Ibid. 1870. Vol. 4. Pt. 1-2); их содержание свидетельствует, что К. профессионально и компетентно представлял Англию, однако не мог добиться особых успехов, поскольку был заложником противоречивой политики Генриха VIII, к-рый желал, с одной стороны, ослабить политическое влияние Франции в Европе, а с др. стороны, избежать полномасштабной войны с ней и не допустить усиления ее главного противника - имп. Свящ. Римской империи Карла V.

К. в первые годы английской Реформации (1529-1541)

Вскоре после возвращения в Лондон в кон. 1528 г. К. оказался непосредственно вовлечен в события, связанные со стремлением кор. Генриха VIII добиться от папы Римского аннулирования брака короля с Екатериной Арагонской (1485-1536), к-рые известны как «великое дело короля» (King's Great Matter). Несмотря на то что его покровитель Уолси выразил полную поддержку королю и был одним из инициаторов процесса аннулирования брака, К. первоначально присоединился к лагерю сторонников кор. Екатерины. Исследователи затрудняются в объяснении этого: в отличие от др. защитников королевы, напр. Мора и Фишера, К. не был человеком незыблемых моральных принципов и всегда являлся сторонником компромиссов, поэтому едва ли был склонен противостоять королю по велению совести. Возможно, К. понимал, что победа короля будет означать ухудшение или разрыв отношений с Римом, и, как дипломат, долгое время проработавший в Римской курии, стремился не допустить этого. Однако сближение К. с лагерем королевы могло быть и тонким политическим ходом Уолси, желавшего иметь в ее окружении верного лично ему человека.

О деятельности К. в качестве сторонника кор. Екатерины имеются лишь косвенные сведения, гл. обр. содержащиеся в протоколах допросов Мора и Фишера. Так, из протокола допроса Фишера от 12 июня 1535 г. следует, что К. написал совместно с Мором в 1529 г. трактат в поддержку королевы, впосл. сожженный им, а также письмо Фишеру, в котором не соглашался с предложенным королем толкованием места из кн. Левит о жене брата (Лев 20. 21), к-рое использовалось как основание для аннулирования брака, и отмечал, что это место относится лишь к жене живого брата и потому неприменимо к браку кор. Генриха VIII (см.: Letters and Papers. 1885. Vol. 8. P. 332-337. N 859; ср.: Bernard. 2005. P. 185). Во время судебных слушаний, проходивших в Лондоне летом 1529 г. под председательством Уолси и Кампеджо (в качестве папских легатов), К. был в числе назначенных для кор. Екатерины советников ее защиты (Scarisbrick. 1968. P. 215; Chibi. 2003. P. 111). Положение К. значительно усложнилось после опалы его покровителя Уолси. Во 2-й пол. 1530 г. К. оказался в числе 15 клириков, которым королевским прокурором было предъявлено обвинение praemunire, т. е. обвинение в нанесении ущерба королевской власти и в незаконной финансовой поддержке Уолси. Хотя частное обвинение против К. вскоре было снято, после смерти Уолси кор. Генрих VIII обвинил все англ. духовенство в поддержке кардинала и в пренебрежении королевской властью. Временный компромисс между клириками и королем был достигнут в ходе Конвокации 1530/31 г., участники к-рой согласились выплатить королю значительную сумму денег в виде штрафа и впервые признали, хотя и с оговорками, короля главой англ. католич. Церкви; К. был в числе подписавших это решение (см.: Letters and Papers. 1882. Vol. 6. P. 765. Append. N 9; Scarisbrick. 1968. P. 273-276; подробнее см.: Idem. The Pardon of the Clergy. 1956). Несмотря на постоянную опасность оказаться в опале и быть привлеченным к королевскому суду, К. в 1531-1532 гг. продолжал оставаться в числе противников аннулирования брака. Во время представления в марте 1531 г. в палате лордов англ. парламента отзывов европ. ун-тов, поддержавших аннулирование брака, К. и Генри Стандиш (ок. 1475-1535), еп. Сент-Асафа, выступили с протестом и заявили, что парламент не вправе выносить решение по столь важному вопросу без надлежащего исследования и учета мнений всех сторон (Letters and Papers. 1880. Vol. 5. P. 83-84. N 171). В мае 1532 г. К. отказался подписывать «Покорность клира» (Submission of the Clergy) - решение Конвокации о том, что король является высшим судьей в церковных делах (Scarisbrick. 1968. P. 300; Bernard. 2005. P. 186). По-видимому, кор. Генрих VIII пытался склонить К. к покорности разными способами: в сент. 1532 г. К. был в числе свиты кор. Генриха VIII и Анны Болейн во время их поездки в Кале для встречи с кор. Франции Франциском I (см.: Letters and Papers. 1882. Vol. 6. P. 545-546. N 1256; P. 773. Append. N 33); однако документы свидетельствуют, что король при этом по разным поводам налагал на диоцез К. значительные финансовые взыскания, к-рые епископ вынужден был выплачивать (Bernard. 2005. P. 186).

Летом 1533 г., видя неизбежность отделения Англии от церковной власти Рима, К. уступил давлению кор. Генриха VIII и встал на его сторону. Он не только участвовал в коронации Анны Болейн, состоявшейся 1 июня 1533 г. (см.: Letters and Papers. 1882. Vol. 6. P. 300. N 661), но и убеждал (безуспешно) сделать то же самое Мора (Rex. 2004. P. 46). 6 июля 1534 г. К. вместе с духовенством его диоцеза в кафедральном соборе Уэлса подписал Акт о супрематии короля в Церкви Англии (Act of Supremacy) (Letters and Papers. 1883. Vol. 7. P. 392. N 1024. 6), а 10 февр. 1535 г.- декларацию об отказе признавать папскую юрисдикцию и подчиняться любой иноземной власти (Ibid. 1885. Vol. 8. P. 74. N 190. 3). Хотя К. формально не подвергался наказаниям за прежнюю позицию, фактически он оказался в полной зависимости от Томаса Кромвеля (ок. 1485-1540), бывшего в этот период ближайшим советником кор. Генриха VIII и определявшего всю церковную политику в Англии. В 30-х гг. XVI в. К. был вынужден отказаться в пользу короля или Кромвеля от мн. принадлежавших ему бенефициев и церковного имущества, в т. ч. от епископской резиденции в Лондоне; он перестал играть сколь-либо значительную роль при королевском дворе и основное время уделял делам своего диоцеза. Документация, относящаяся к его деятельности в подведомственных ему церковных областях, сохранилась лишь частично (опубл.: Maxwell-Lyte. 1940. P. 27-89), однако на основании прямых и косвенных свидетельств исследователи заключают, что К. был внимательным и строгим администратором: он регулярно совершал визитации, заботился об упорядочении жизни духовенства, боролся с еретическими группами и т. п. (Rex. 2004. P. 46).

Хотя К. признал образование независимой от Рима Церкви Англии, по своим религ. убеждениям он оставался консерватором и тяготел в вопросах религ. практики к католицизму; вместе с тем, опасаясь преследований, он старался не высказываться открыто по спорным вопросам и внешне выражал полную поддержку церковным реформам Кромвеля и Томаса Кранмера (1489-1556). Имя К. вместе с именами всех англикан. епископов было помещено в «Книге епископов» (Bishops' Book; также известна под названием «Христианское наставление» (The Institution of the Christian Man)), к-рая с 1537 по 1540 г. была одним из основных вероучительных документов англиканства, однако он не привлекался к работе над ее текстом, проходившей под рук. Кранмера. При этом, получив от Кромвеля текст книги, в письме к нему от 5 окт. 1537 г. К. отзывался о ней с многочисленными похвалами: «По моему мнению, это наиболее ясное, точное и высокое учение и лучше его никогда ничего не было. Не сомневаюсь, что авторы и составители книги... получат небывалую благодарность и похвалу как от Бога, так и от всего мира» (Letters and Papers. 1891. Vol. 12. Pt. 2. P. 293-294. N 834). В окт. 1539 г. К. вместе с др. консервативно настроенными англикан. епископами поддержал текст «Шести статей» (Six Articles), в к-рых отвергалось лютеранское и принималось католическое учение по 6 частным вероисповедным вопросам (см.: Chibi. 2003. P. 224-229).

Неудачный брак кор. Генриха VIII c Анной Клевской (1515-1557), во многом связанная с этим опала Кромвеля, а также усиление недоверчивого отношения короля к сторонникам радикального реформирования Церкви Англии способствовали возвращению К. ко двору. В 1540 г. кор. Генрих VIII отправил его с посольством к Вильгельму (1516-1592), герц. Юлих-Клеве-Бергскому, поручив К. объяснить герцогу причины расторжения брака с Анной Клевской, сестрой герцога. Посольство К. было успешным, т. к. герцог не желал конфронтации с Англией и остался удовлетворен тем, что Анна сохранила после развода высокое положение при королевском дворе. Направляясь обратно в Англию, К. тяжело заболел в Дюнкерке (Франция); 27 сент. 1540 г. он составил здесь завещание (опубл.: Somerset Medieval Wills: 1531-1558. L., 1905. P. 61-62). Хотя ходили слухи о том, что болезнь К. была результатом намеренного отравления, исследователи не находят объективных политических или личных причин для этого и склонны считать, что К. оказался жертвой некой инфекционной болезни (Rex. 2004. P. 47). К кон. 1540 г. состояние здоровья К. несколько улучшилось и его смогли переправить в Англию, однако вскоре болезнь вновь обострилась, и 3 янв. 1541 г. К. скончался в лондонской резиденции, находившейся в упраздненном францисканском жен. мон-ре в р-не Олдгит. Согласно источникам, К. был погребен в расположенной неподалеку ц. св. Ботульфа (St. Botolph's Aldgate), однако надгробия, указывающего на место его захоронения, до наст. времени не сохранилось (см.: Weever J. Ancient Funerall Monuments. L., 1631. P. 426; Godwin F. De Praesulibus Angliae Сommentarius. Camb., 1743. P. 387; Cassan. 1829. P. 445-446).

Соч.: Io[annis] Clerk, pro Henrico VIII Angliae et Franciae Rege Potentissimo fidei defensore, apud Leonem X Pont[ificem] Max[imum] Oratoris, in exhibitione Regii Libri in consistorio habita oratio. [Lpz., 1522]; Idem // Fraenkel. 1992. S. 107-113. [= Oratio].
Ист.: Ellis H., ed. Original Letters, Illustrative of English History. Ser. 3. L., 1846. Vol. 1; Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII / Ed. J. S. Brewer e. a. L., 1867-1898. Vol. 3-16; O'Donovan L., ed. Assertio Septem Sacramentorum, or Defence of the Seven Sacraments by Henry VIII., King of England. N. Y. etc., 1908; Maxwell-Lyte H. Ch., ed. The Registers of Thomas Wolsey, Bishop of Bath and Wells, 1518-1523, John Clerke, Bishop of Bath and Wells, 1523-1541, William Knyght, Bishop of Bath and Wells, 1541-1547, and Gilbert Bourne, Bishop of Bath and Wells, 1554-1559. L., 1940; Fraenkel P., Hrsg. Heinrich VIII: Assertio septem sacramentorum adversus Martinum Lutherum. Münster, 1992. (Corpus catholicorum; 43).
Лит.: Cassan S. H. Lives of the Bishops of Bath and Wells: From the Earliest to the Present Period. L., 1829. [Pt. 1]. P. 442-447; Brown J. M. Henry VIII's Book, «Assertio Septem Sacramentorum», and the Royal Title of «Defender of the Faith» // TRHS. 1880. Vol. 8. P. 242-261; Brewer J. S. The Reign of Henry VIII: From His Accession to the Death of Wolsey. L., 1884. 2 vol.; Bridgett T. E. The Defender of the Faith // Dublin Review. Ser. 3. L., 1885. Vol. 13. P. 243-268; Duff E. G. The Assertio Septem Sacramentorum // The Library. N. S. L. etc., 1908. Vol. 9. N 33. P. 1-16; O'Donovan L. Introduction // Idem, ed. Assertio Septem Sacramentorum. 1908. P. 13-143; Parks G. B. The English Traveler to Italy. R., 1954. Vol. 1: The Middle Ages (to 1525); Scarisbrick J. J. The Conservative Episcopate in England, 1529-1535: Diss. Camb., 1956; idem. The Pardon of the Clergy, 1531 // CHJ. 1956. Vol. 12. N 1. P. 22-39; idem. Henry VIII. Berkeley; Los Ang., 1968; Vian N. La presentazione e gli esemplari Vaticani della «Assertio Septem Sacramentorum» di Enrico VIII // Collectanea Vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda a Biblioteca Apostolica edita. Vat., 1962. Vol. 2. P. 355-375. (ST; 220); Hembry Ph. M. The Bishops of Bath and Wells, 1540-1640: Social and Economic Problems. L., 1967; Chibi A. A. Henry VIII's Bishops: Diplomats, Administrators, Scholars and Shepherds. Camb., 2003; Rex R. Clerk, John // ODNB. 2004. Vol. 12. P. 45-47; Bernard G. W. The King's Reformation: Henry VIII and the Remaking of the English Church. New Haven; L., 2005.
Д. В. Смирнов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГАРДИНЕР Стефан (ок. 1483 - 1555), еп. Уинчестерский, гос. и церковный деятель
  • ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ (ок. 920-972/3), еп. Кремонский (с 962), историк, дипломат, политический деятель
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН [Август], еп. Никомидийский, сщмч. (пам. зап. 7 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
  • АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
  • АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)
  • АВИТ (571-594 или 595), еп. Клермонский, свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.)