КЛИМЕНТ XI
Том XXXV , С. 539-548
опубликовано: 10 апреля 2019г.

КЛИМЕНТ XI

Содержание

Климент XI, папа Римский. 1708-1712 гг. П. Л. Гецци (Музей Рима, палаццо Браски в Риме)Климент XI, папа Римский. 1708-1712 гг. П. Л. Гецци (Музей Рима, палаццо Браски в Риме) (23.07.1649, Урбино, Папская обл.- 19.03.1721, Рим; до избрания папой - Джованни Франческо Альбани), папа Римский (с 23 нояб. 1700). Род. в знатной семье, тесно связанной с Папским престолом; его отец служил при кард. Франческо Барберини, племяннике папы Римского Урбана VIII. С 1660 г. учился в Римской коллегии, где увлекся изучением греческого языка и под рук. франц. эллиниста П. Пуссена работал с древнегреч. манускриптами в б-ке мон-ря Гроттаферрата, перевел некоторые из них на латынь. В 1666 г. Альбани издал в Риме свой перевод на лат. язык соч. «Похвальное слово апостолам Петру и Павлу» Иерусалимcкого патриарха свт. Софрония I, снабдив его предисловием (публикацию он посвятил кард. Ф. Барберини). В 1668 г. завершил учебу в ун-те Урбино, получив степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). По возвращении в Рим занимался исследованиями текстов античных авторов, общался со мн. известными юристами Римской курии, вошел в придворный кружок проживавшей в Риме бывш. швед. кор. Кристины. В 1670 г. получил должность каноника рим. ц. Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, являвшейся титулярным кардинальским храмом его покровителя кард. Ф. Барберини, после смерти к-рого Альбани получил в качестве бенефиция еп-ство Нардо. В 1673 г. сопровождал нового покровителя кард. Карло Барберини в аббатство Субиако, где по его просьбе составил новый устав для этого мон-ря.

В 1677 г. поступил на службу в Римскую курию в должности референдария Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви), а также советника Конгрегации консистории. В нач. 80-х гг. папа Римский Иннокентий XI назначил его наместником в г. Риети, затем в Сабине и Орвието. 5 окт. 1687 г. Альбани занял должность секретаря папских бреве, к-рую сохранял за собой в течение 13 лет, вплоть до избрания на Папский престол. 22 мая 1688 г. получил пост викария архипресвитера рим. базилики св. Петра (архипресвитером являлся кард. К. Барберини), вошел в состав Конгрегации фабрики св. Петра. 29 окт. того же года стал каноником капитула базилики св. Петра.

13 февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII возвел Альбани в достоинство кардинала. 10 апр. Альбани получил титул кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Aquiro), 22 мая был переведен на диаконию св. Адриана. По распоряжению папы включен в состав комиссии, работавшей над составлением текста папской буллы «Inter multiplices» (от 4 авг. 1690; обнародована 30 янв. 1691) с осуждением «Декларации четырех статей» (принята в 1682 ассамблеей франц. духовенства и стала манифестом галликанизма). После восшествия на Римский престол папа Иннокентий XII доверил Альбани работу над текстом буллы «Romanum decet Pontificem» (обнародована 22 июня 1692), официально упразднявшей систему непотизма в управлении католич. Церковью. Кардинал участвовал в работе над текстом бреве «Cum alias ad apostolatus» (обнародовано 12 марта 1699); этим бреве папа по просьбе французского кор. Людовика XIV осудил положения соч. «Explication des maximes des saints sur la vie interieure» (Объяснение высказываний святых о духовной жизни), написанного в защиту квиетизма Франсуа Фенелоном, архиеп. Камбре. В июне 1700 г. по поручению папы кард. Дж. Ф. Альбани составил текст письма, адресованного испан. кор. Карлу II, о престолонаследии в Испании: папа советовал бездетному монарху сделать своим наследником герц. Анжуйского Филиппа, внука французского кор. Людовика XIV, что впосл. стало одной из причин войны за «испанское наследство» (1701-1714). 30 марта 1700 г. Альбани был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Сильвестра, а в кон. сент. рукоположен в сан пресвитера.

На конклаве, открывшемся 9 окт., после кончины папы Иннокентия XII (27 сент. 1700), кандидатура 51-летнего кард. Дж. Ф. Альбани вначале не получила одобрения из-за возраста кандидата, однако затем ее поддержала фракция итал. кардиналов «ревнителей» (zelanti), выступавших за независимость политики Папского престола от давления светских властей европ. стран. Процедуру избрания ускорило пришедшее в Рим 19 нояб. известие о смерти испан. кор. Карла II, и 20 нояб., на очередном туре конклава, кандидатура кард. Дж. Ф. Альбани получила большинство голосов. Сам он сначала отказался принять избрание и лишь после долгих уговоров кардиналов и консультаций с теологами 23 нояб. согласился признать свое избрание на Папский престол. Принял имя Климент в честь почитавшегося в этот день сщмч. Климента, еп. (папы) Римского. 30 нояб. в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., которое возглавил субдекан коллегии кардиналов Эммануэль Теодоз де ла Тур д'Овернь де Буйон, кард.-еп. Порто и Санта-Руфины. 8 дек. прошла церемония папской коронации. Исход конклава стал триумфом для фракции итал. кардиналов «ревнителей», представители к-рой заняли ключевые позиции в Римской курии и оказывали влияние на папу: К. назначил кард. Фабрицио Паолуччи гос. секретарем Папского престола, кард. Джузеппе Ренато Империали поручил управление Папским государством.

Папское государство

В начале понтификата К. провел реформу управления Папским гос-вом. В 1701 г. была создана Конгрегация облегчения (Congregazione del Sollievo), задача которой состояла в разработке единой экономической политики Папского гос-ва. Папа выступал за проведение политики протекционизма и меркантилизма, направленной на ограничение ввоза ткани, поддержку ремесел, производств и сельского хозяйства в Папской области и улучшение продовольственного снабжения; однако не все меры были успешно реализованы из-за недостатков в организации системы управления на местах. В этой связи в 1701-1705 гг. папа провел реформы Конгрегации благого правления (Congregazione del Buon governo), способствовав централизации адм. и финансового управления (Tabacchi. 1999). Папа утвердил новые уставы нек-рых ремесленных корпораций в Папском гос-ве (кузнецов, парикмахеров и музыкантов), оказал поддержку местным производителям товаров. При К. были приняты меры по борьбе с бандитизмом и по улучшению системы здравоохранения для жителей Рима и Папской области: созданы приюты для бездомных, вновь открыта больница Санта-Мария-делла-Консолационе, введен новый порядок размещения преступников в рим. тюрьме Сан-Микеле.

Понтификат К. стал временем расцвета искусства. С т. зр. нек-рых исследователей, при К. были определены основные направления культурной политики Папского престола, игравшего важную роль в европ. культуре (Johns. 1993. P. 4-5). 18 июля 1701 г. К. издал эдикт о запрете вывозить произведения античного искусства из Папского гос-ва, а также поручил провести каталогизацию предметов культурного наследия, хранившихся в папских дворцах в Риме. В том же году основал Академию художеств св. Луки на Капитолийском холме в Риме, где стали проводиться ежегодные выставки художественных работ. В 1711 г. Академия художеств была открыта в Болонье. При К. начались археологические исследования в Ватикане, был основан Музей христианских древностей. С 1712 г. велись реставрационные работы в рим. Колизее, к-рый был превращен в место поминовения мучеников. Папа финансировал масштабные реставрационные, строительные и художественные работы во мн. римских базиликах и храмах (Санта-Мария-ад-Мартирес, Двенадцати апостолов, Сан-Клементе, Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, Санта-Мария-ин-Трастевере, Сан-Теодоро и др.). В базилике Сан-Джованни-ин-Латерано были проведены работы по украшению главного нефа статуями 12 апостолов. В базилике св. Петра худож. К. Маратта украсил фресками нек-рые капеллы.

К. продолжил деятельность папы Иннокентия XII по реорганизации рим. ун-та Сапиенца, при котором была создана теологическая академия. В 1706 г. понтифик пожертвовал новые помещения и обширную б-ку Академии церковной знати. Будучи увлеченным библиофилом, К. положил начало богатейшей коллекции древних вост. манускриптов Ватиканской библиотеки, в 1707 г. направив Ильяса Ассемани для покупки рукописей в Египет.

Внешняя политика

7 февр. 1701 г. К. признал новым испан. королем герц. Филиппа Анжуйского, внука франц. кор. Людовика XIV; герцог получил испан. корону по завещанию бездетного кор. Карла II Габсбурга. Однако имп. Леопольд I настаивал на передаче испан. престола австр. эрцгерц. Карлу Габсбургу. Это противостояние положило начало войне за «испанское наследство». К. пытался сохранить нейтралитет, желая выступать в роли международного арбитра. В кон. 1700 г. он призвал правителей итал. гос-в никого не поддерживать, чтобы избежать войны на итал. территориях. Предложение папы о мирных переговорах было отвергнуто франц. кор. Людовиком XIV. Он ввел франц. армии в Ломбардию, где весной 1701 г. начались сражения с войсками императора. В апр. папа добился обещания от командовавшего имп. силами принца Евгения Савойского, что на территорию Папского гос-ва войска вводиться не будут. К сент. 1701 г. имп. Леопольд I получил поддержку Англии, Пруссии и Республики Соединенных провинций, опасавшихся усиления Франции. К. безуспешно пытался склонить стороны к миру. В нояб. он, сохраняя нейтралитет, отправил послов к имп. Леопольду I, кор. Людовику XIV и испан. кор. Филиппу V. Так, весной 1701 г. К. отказался принять символическую дань за Неаполитанское королевство, к-рое считалось вассалом Папского престола, предлагавшуюся и Филиппом V, и эрцгерц. Карлом Габсбургом.

К. не удалось сохранить мирные отношения с имп. Леопольдом I, который был недоволен действиями папы и сомневался, что в начавшейся войне Папский престол сохранит нейтральную позицию. В апр. 1701 г. папа отказался признать королевский титул за прусским герц. Фридрихом (имп. Леопольд I даровал титул в обмен на участие Пруссии в войне за «испанское наследство»), а в авг. 1701 г. К. оказал особые почести принцессе Марии Луизе Савойской по случаю ее брака с испан. кор. Филиппом V. В окт. 1701 г. К. заключил тайное соглашение с кор. Людовиком XIV о праве французских войск пройти через территорию Папского гос-ва. В янв. 1702 г. принц Евгений Савойский начал наступление на франц. позиции, нарушив т. о. запрет К. на проход имперских войск через папские владения, и захватил Парму, к-рая считалась вассалом Папского престола. К. заявил о нарушении нейтралитета и направил папские войска под командованием А. Альдобрандини в Пьяченцу; в февр. папская армия укрепилась в Ферраре. В мае 1702 г. папа отправил легата к Филиппу V, находившемуся в это время в Неаполе. В том же году папский нунций был выслан из Вены, император отказался принять посланного папой для переговоров чрезвычайного легата. Отношения Папского престола со Свящ. Римской империей осложнились после сдачи в июне 1704 г. папской армией крепости Фикароло французским войскам. После смерти имп. Леопольда I его преемник имп. Иосиф I (1705-1711) подтвердил разрыв дипломатических отношений с Папским престолом (июль 1705).

В 1706 г. франц. и испан. войска, поддерживавшие Филиппа V, потерпели неск. крупных поражений, в результате чего была утрачена Фландрия, а Каталония и Валенсия заняты имперскими войсками. В июне 1706 г. в Барселоне испан. королем был провозглашен эрцгерц. Карл Габсбург. В сент. принц Евгений Савойский победил в сражении под Турином, после чего почти вся Сев. Италия была оккупирована войсками императора. Несмотря на протесты папы в Парме, духовенство обложили особым сбором, в некоторых папских владениях (Болонья, Феррара) вводились дополнительные подати в пользу императора. В мае 1707 г. имперская армия, пройдя по территории Папского государства, вступила в Неаполитанское королевство и в марте 1708 г. захватила его. Было введено предварительное визирование документов Папского престола: документы могли быть обнародованы только после разрешения светских властей (т. н. право regium exequatur). В июне 1708 г. католич. духовенству было запрещено отправлять деньги Папскому престолу. 24 мая 1708 г. имперские войска оккупировали часть Папского гос-ва в Эмилии и Романье (Комаккьо), что вынудило понтифика принять решение о военном противостоянии императору. 2 июня К. обратиться к католич. монархам Европы с призывом оказать помощь Папскому гос-ву. Однако попытки папы создать Итальянскую лигу против Свящ. Римской империи и получить поддержку от кор. Людовика XIV оказались безуспешными. В нояб. 1708 г., одновременно с приближением имперских войск к Риму, начались переговоры между папой Римским и императором. По условиям достигнутых к 15 янв. 1709 г. договоренностей имперские войска должны были покинуть территорию Папского гос-ва и возместить военные поборы в обмен на признание Карла Габсбурга королем Испании. Когда о заключенном договоре стало широко известно, кор. Филипп V расторг дипломатические отношения с Папским престолом (май 1709), была закрыта нунциатура в Мадриде, проведена конфискация церковных доходов на тех испан. землях, к-рые находились под властью Филиппа V.

28 авг. 1709 г. Карл Габсбург отменил в Неаполитанском королевстве и Милане изданные от его имени постановления, вводившие право regium exequatur и ограничивавшие финансовый иммунитет католич. духовенства. 14 окт. К. признал его законным королем Испании, открыв нунциатуру при его дворе в Барселоне. 30 окт. кор. Филипп V запретил к.-л. отношения с Папским престолом и приказал своим подданным покинуть папские владения. Папа в свою очередь отказался признать совершенные королем назначения епископов на вакантные кафедры. В то же время отдельные части Папского гос-ва, в т. ч. Комаккьо, продолжали удерживать имперские войска; переговоры об их возвращении продолжались до смерти имп. Иосифа I (17 апр. 1711). Избрание 12 окт. 1711 г. новым императором Карла Габсбурга было в целом одобрено К. (официально признал его императором лишь 26 февр. 1714).

В окт. 1711 г. начались предварительные переговоры в Лондоне. 29 янв. 1712 г. в Утрехте открылся съезд делегатов от воюющих держав: от Папского престола там присутствовал легат Д. С. Пассионеи; представителя франц. короля, пресв. Мельхиора де Полиньяка, К. возвел в достоинство кардинала (18 мая 1712). В этих переговорах папская дипломатия потерпела полную неудачу. Согласно подписанному 11 апр. 1713 г. Утрехтскому мирному договору, Филипп V признавался королем Испании с отказом его самого и его наследников от прав на корону Франции. Договор совершенно не учитывал интересы Папского престола: Пармское герц-ство, Неаполитанское и Сицилийское королевства не рассматривались как вассалы папы Римского, без согласия К. герцогу Савойскому была передана Сицилия, после чего имп. Карл VI Габсбург даровал герц. Виктору Амадею II королевский титул. Папскому легату Пассионею не удалось добиться внесения в договор положений, закреплявших права католич. населения на территориях, отходивших под власть протестант. монархов Пруссии и Великобритании.

Восстановить отношения с испан. кор. Филиппом V К. удалось благодаря влиянию на короля его новой жены, Изабеллы Фарнезе, герц. Пармской. В 1715 г. в Мадриде вновь открылась нунциатура. В 1716 г. премьер-министром Испании стал пресв. Хулио Альберони, доверенное лицо кор. Изабеллы. Он сосредоточил в своих руках гос. управление и заявил о стремлении следовать политике Папского престола.

В дек. 1714 г. Венеция объявила войну Османской империи. К. принял решение организовать антитур. лигу. Папа надеялся, что борьба с турками поднимет его престиж и объединит католич. монархов под эгидой Папского престола. Согласие оказать помощь в борьбе с Османской империей выразила Испания. В июне 1717 г. пресв. Х. Альберони подготовил проект конкордата, предусматривавший выплаты в течение 5 лет из средств испан. духовенства на военные расходы. В благодарность К. возвел пресв. Х. Альберони в достоинство кардинала. Однако попытки папы привлечь к войне с турками Францию (в сент. 1715 после смерти кор. Людовика XIV к власти пришел регент, герц. Филипп Орлеанский) остались безрезультатными. Имп. Карл VI согласился заключить военный союз с Венецией лишь в апр. 1716 г., получив с помощью К. от кор. Филиппа V гарантии безопасности от испанского вторжений в Неаполитанское королевство, на Сардинию и в др. итал. владения Габсбургов (окт. 1715), а также добившись от папы разрешения использовать на военные нужды взимаемые в течение 3 лет доходы с церковных бенефициев, находившихся на территории всей империи. В австро-тур. войне (1716-1718) имперские войска под командованием принца Евгения Савойского одержали победы при Петроварадине, захватили крепость Тимишоара и в 1717 г. освободили Белград, а собранный папой флот в авг. 1716 г. снял осаду османов с о-ва Керкира (Корфу).

Сложившейся ситуацией решил воспользоваться премьер-министр Испании кард. Х. Альберони, чтобы вернуть утраченные по Утрехтскому договору итал. земли под власть короля Испании, а также попытаться отменить закрепленный Утрехтским договором отказ Филиппа V от прав на франц. престол и объединить Испанию и Францию под его властью. В авг. 1717 г. испан. войска, отправленные на о-в Корфу для поддержки папского флота, оккупировали Сардинию, что нарушило данные папой имп. Карлу VI гарантии. Недовольный этими действиями император распорядился закрыть нунциатуру в Неаполе и потребовал от К. разорвать отношения с кор. Филиппом V. Однако 26 авг. 1717 г. папа подписал конкордат с Испанией, хотя и отменил в нем положение о ежегодных церковных выплатах в королевскую казну на военные нужды. К. направил кор. Филиппу V бреве, в котором призвал вывести испан. войска с Сардинии, но требование папы, так же как его запрет взимать в королевскую казну средства с испанского духовенства были проигнорированы. Во время переговоров с кард. Х. Альберони К. подтвердил его избрание в дек. 1717 г. епископом Малаги, но в 1718 г. отказал ему в назначении на архиепископскую кафедру Севильи, надеясь добиться освобождения Сардинии. Вопреки требованиям К. кард. Х. Альберони продолжил подготовку испан. войск к высадке на Сицилию, и в июне 1718 г. папа объявил о приостановке всех привилегий, данных Папским престолом испан. короне. В ответ кор. Филипп V выслал папского нунция из Мадрида и в июле испан. войска оккупировали Сицилию.

Действия Испании привели к образованию Союза 4 держав (Свящ. Римская империя, Великобритания, Франция, Республика Соединенных провинций), не желавших нарушения условий Утрехтского мира, и к его войне с Испанией. Антииспан. позиция К. способствовала нормализации отношений с имп. Карлом VI; летом 1719 г. он распорядился вновь открыть нунциатуру в Неаполе. В окт. того же года английские и имперские войска освободили Сицилию, франц. армия начала боевые действия в Испании. 5 дек. кор. Филипп V был вынужден отправить кард. Х. Альберони в отставку. 17 февр. 1720 г. в Гааге был заключен мирный договор между Испанией и странами Союза 4 держав. Договор предусматривал передачу Сицилии под власть имп. Карла VI и присоединения ее к Неаполитанскому королевству, в качестве компенсации кор. Виктор Амадей II Савойский получил Сардинию, при этом напоминание Папского престола о вассальной зависимости Сицилии было вновь проигнорировано. Отставка кард. Х. Альберони, которому удалось бежать от папского суда на территорию Генуэзской республики, способствовало нормализации отношений папы с Испанией, где в июле 1720 г. была вновь открыта нунциатура. 11 марта 1721 г. папа подписал новый конкордат с испан. королем.

В отношениях с Англией (с 1707 Великобритания) политика Папского престола при К. оставалась без изменений. В 1701 г., после смерти Якова II Стюарта, папа вместе с монархами Франции и Испании признал законным англ. королем его сына Джеймса Фрэнсиса Эдуарда Стюарта (под именем Яков III). В то же время К. безуспешно пытался через посредничество императора добиться от кор. Анны смягчения «карательных законов» в Великобритании и Ирландии, направленных против католич. духовенства и католиков. Папа отказался признать переход в 1714 г., после смерти кор. Анны, англ. престола к Ганноверской династии; оказывал финансовую поддержку якобитам (сторонники Якова II и его наследника), в 1708 и 1715 гг. пытавшимся высадиться в Шотландии и начать мятеж. После того как в 1716 г. Дж. Ф. Э. Стюарт был изгнан из Франции регентом Французского королевства герц. Филиппом Орлеанским, признавшим власть Ганноверской династии, К. пригласил его в Рим, выделил ему для проживания Палаццо Мути, взял на содержание его двор и способствовал заключению брака с польск. принцессой Марией Клементиной Собеской.

Церковная политика

В понтификат К. серьезной проблемой для католической Церкви вновь стала полемика со сторонниками янсенизма, вспыхнувшая после т. н. мира Климента, установленного в 1669 г. папой Римским Климентом IX. В кон. 1700 г. К. дал аудиенцию Петрусу Кодде, архиеп. Севастийскому in partibus infidelium, апостольскому викарию Батавии (Республика Соединенных провинций), к-рый прибыл в Рим для участия в каноническом процессе, начатом против него в 1697 г. по обвинению в распространении янсенистских взглядов. По поручению папы архиеп. П. Кодде подготовил и в марте 1701 г. представил письменные опровержения выдвинутых против него обвинений, после чего К. распорядился прекратить канонический процесс, при условии что архиеп. П. Кодде подпишет особый формуляр с осуждением 5 основных положений сочинения еп. Корнелия Янсения «Августин» и др. утверждений янсенизма (этот формуляр был установлен буллой «Regiminis apostolici» папы Римского Александра VII от 1665). В своем ответе архиеп. П. Кодде указал, что буллы Александра VII «Ad sacram» (1656) и «Regiminis apostolici» искажали и неверно интерпретировали вероучительные положения янсенизма, но что он готов подписать антиянсенистский формуляр лишь из послушания папе Римскому. Данный ответ был разобран специально созванной К. комиссией кардиналов, к-рая осудила архиеп. П. Кодде; согласно декрету Конгрегации пропаганды веры от 7 мая 1702 г., он был отправлен в отставку. Вернувшийся к этому времени в Утрехт архиепископ не согласился с вынесенным решением. Протестантские власти Республики Соединенных провинций оказали ему поддержку: новым апостольским викариям, присылавшимся в Утрехт, не предоставлялось формальное разрешение на служение. 3 апр. 1704 г. Конгрегация инквизиции осудила письменные работы П. Кодде и объявила о его отлучении от католич. Церкви. Эти меры не были признаны ни П. Кодде, ни поддержавшим его духовенством Республики Соединенных провинций, среди к-рого было много сторонников янсенизма. 4 окт. 1707 г. К. выпустил бреве, к-рым осудил неск. сочинений сторонников архиеп. П. Кодде, где оправдывались его янсенистские взгляды. Конфликт архиеп. П. Кодде с Папским престолом положил начало Утрехтской Церкви, последователи к-рой продолжали считать себя католиками, несмотря на схизму с католической Церковью.

Папа Римский Климент XI в процессии на пл. св. Петра в Риме. 1710-1720 гг. Худож. П. Л. Гецци (Национальная галерея Марке в Урбино)Папа Римский Климент XI в процессии на пл. св. Петра в Риме. 1710-1720 гг. Худож. П. Л. Гецци (Национальная галерея Марке в Урбино)

Янсенистская полемика возобновилась и во Франции в связи с дискуссией по «вопросу совести» (cas de conscience). Летом 1701 г. на рассмотрение теологов Сорбонны был вынесен случай клирика из Клермон-Феррана, к-рый признался на исповеди, что подписал антиянсенистский формуляр, утвержденный буллой «Regiminis apostolici», будучи внутренне несогласным с тем, что осужденные в нем положения приписывались еп. Корнелию Янсению. Духовник, направивший запрос в Сорбонну, спрашивал о возможности дать отпущение грехов этому клирику, и теологи большинством голосов (40 против 23) проголосовали по этому вопросу утвердительно. Документы по «вопросу совести» были опубликованы и, получив широкую известность, летом 1702 г. вызвали бурную полемику между иезуитами и сторонниками янсенизма. 12 февр. 1703 г. бреве «Cum nuper» папа осудил позицию 40 теологов Сорбонны по «вопросу совести», однако кор. Людовик XIV, недовольный разгоревшимися спорами, направил К. неск. писем с призывом принять против янсенистов более строгие меры и вновь открыто осудить положения янсенизма.

Буллой «Vineam Domini» от 16 июля 1705 г. К. подтвердил антиянсенистские буллы «Cum occasione» (1653) папы Римского Иннокентия X и «Ad sacram» и «Regiminis apostolici» папы Александра VII и осудил позицию «молчаливого несогласия» при формальном подписании антиянсенистского формуляра. 3 авг. того же года папская булла «Vineam Domini» была рассмотрена ассамблеей франц. духовенства и принята с оговорками в духе галликанизма (заявлялось о праве епископов излагать вероучительные положения, об обязательности для всей католич. Церкви только тех доктринальных документов Папского престола, к-рые получили одобрение вселенского Собора). В ответ К. направил неск. бреве епископам, принимавшим участие в ассамблее, и кор. Людовику XIV, потребовав безусловного послушания Папскому престолу и расценив сделанные ассамблеей галликанские оговорки к булле как покушение на права Римского понтифика.

В нач. 1706 г. Парижский парламент, стоявший на позициях галликанизма, под давлением кор. Людовика XIV зарегистрировал буллу «Vineam Domini», ее текст разослали по диоцезам для обнародования. 21 марта 1706 г. булла была зачитана в одном из главных центров янсенизма - жен. мон-ре Пор-Рояль (Пор-Рояль-де-Шан), но настоятельница и насельницы заявили, что могут ее принять лишь с «молчаливым несогласием». Желая покончить с мятежным аббатством, франц. король предложил переселить насельниц в мон-рь Пор-Рояль в Париже, а кард. Луи Антуан де Ноай, архиеп. Парижский, отлучил их от причастия за неповиновение папе Римскому. 27 марта 1708 г. К. издал бреве о прекращении деятельности мон-ря, но разрешил 26 пожилым монахиням остаться в нем до их кончины. Однако кор. Людовик XIV настаивал на немедленном закрытии аббатства и распределении насельниц по др. обителям, и 15 сент. К. издал др. бреве (датировано 27 марта), к-рым обязал кард. Л. А. де Ноая осуществить роспуск мон-ря Пор-Рояль. 11 июля 1709 г. архиепископ Парижа издал декрет о закрытии мятежной обители и подчинении насельниц настоятельнице мон-ря Пор-Рояль в Париже. После отказа монахинь подчиниться церковным властям полиция насильно вывезла их в др. мон-ри (29 окт. 1709). В 1713 г. здания аббатства были снесены.

В рамках нового этапа борьбы с янсенизмом во Франции иезуиты подвергли критике сочинения одного из ведущих янсенистских деятелей, пресв. Паскье Кенеля, члена католич. конгрегации ораториан. С одобрения Шалонского еп. Феликса Вьялара он издал соч. «Моральные размышления о Евангелии, или христианские мысли о текстах четырех евангелистов» (Abbregé de la morales de l'Evangile: ou Pensées Chrétiennes sur les textes des quatre Evangelistes. P., 1672), пользовавшееся во Франции популярностью. В 1678 г. было опубликовано сочинение Кенеля, к-рое представляло собой текст НЗ на франц. языке с размышлениями морального характера на каждую евангельскую строку (Le Nouveau Testament en françois, avec des réflexions morales sur chaque verset). В 1693-1694 гг. Кенель подготовил новое издание «Моральных размышлений...» (в 4 т.) (Abbregé de la morale de l'Evangile... P., 1693-1694. 4 vols. [T. 3: Abregé de la morale des Actes des Apostres, des Epistres de S. Paul. T. 4: Abregé de la morale des Epistres de S. Paul, des Epistres canoniques, et de l'Apocalypse]). 23 июня 1695 г. Л. А. де Ноай, занимавший тогда епископскую кафедру Шалона, опираясь на решение своего предшественника еп. Ф. Вьялара, одобрил новое издание сочинения Кенеля, поскольку знал о его популярности и полагал, что изменения были незначительными. Между тем в отличие от издания 1672 г. 4-томный труд, вышедший в 1693-1694 гг., содержал много янсенистских положений. 19 авг. 1695 г. еп. Л. А. де Ноай получил назначение на архиепископскую кафедру Парижа и способствовал распространению книг Кенеля в новом диоцезе. Уже в 1696 г. появились первые отзывы, указывавшие на янсенистские положения в книгах Кенеля, и подготовленное пресвитером в 1699 г. новое издание НЗ с размышлениями морального характера не получило одобрения архиеп. Л. А. де Ноая. В 1703 г. Мехеленский архиеп. Юмбер Гийом де Пречипьяно, узнав, что Кенель находится в Брюсселе, получил от испан. кор. Филиппа V разрешение на его арест, чтобы начать против него канонический процесс по обвинению в янсенизме, однако тому удалось бежать из заключения. Оказавшись в Утрехте, Кенель поддержал архиеп. П. Кодде в противостоянии с К.

На основании заключения, сделанного театинцем пресв. А. Дюбюком, бреве «Universi Dominici gregis» от 13 июля 1708 г. К. осудил книги Кенеля за использованный в них запрещенный церковными властями франц. перевод НЗ, осуществленный янсенистом Л. И. Леметром де Саси, а также за имеющиеся в книгах тезисы янсенизма. Под страхом отлучения от Церкви запрещалось читать и издавать сочинения Кенеля, предписывалось уничтожать все имеющиеся экземпляры его трудов. Однако Парижский парламент отказался регистрировать папское бреве, и оно не получило официального распространения во Франции, лишь в некоторых диоцезах правящие епископы приняли его к исполнению. Фактическое противодействие бреве «Universi Dominici gregis» оказал и кард. Л. А. де Ноай, не желавший отзывать данное им одобрение изданию «Моральных размышлений...». Из-за осложнения отношений с кор. Людовиком XIV в ходе войны за «испанское наследство» К. не смог добиться от монарха поддержки в противостоянии Парижскому парламенту. Активно продолжавшаяся полемика вокруг книг Кенеля и его новые публикации с апологией и критикой бреве «Universi Dominici gregis» побудили кор. Людовика XIV и неск. франц. епископов обратиться к папе Римскому с просьбой издать в форме буллы новый документ, осуждавший его сочинения.

В февр. 1712 г. для составления такой буллы папа создал комиссию, в к-рую вошли 5 кардиналов, 2 члена Конгрегации инквизиции и 9 католич. теологов. Работа комиссии продолжалась до 26 дек., после чего подготовленные материалы были переданы в Конгрегацию инквизиции; на заседаниях Конгрегации по этому вопросу К. часто участвовал лично. Итоговую редакцию текста буллы подготовил кард. Карло Агостино Фаброни, враждовавший с кард. Л. А. де Ноаем. Буллой «Unigenitus» от 8 сент. 1713 г. К. осудил 101 положение из книг Кенеля, которые в основном касались его учения о благодати как единственной причины морального блага в человеке, а также общие положения янсенизма и галликанизма. В кон. сент. булла была доставлена в Париж, где ее с удовлетворением принял кор. Людовик XIV и направил кард. Л. А. де Ноаю, к-рому пришлось официально аннулировать свое одобрение книги Кенеля, данное в 1695 г. С 16 окт. 1713 г. по 5 февр. 1714 г. положения буллы изучались на ассамблее франц. духовенства, созванной королем. Из 49 епископов, принимавших участие в ассамблее, 40 согласились с обнародованием буллы, 9 (в т. ч. кард. Л. А. де Ноай) выступили против, ссылаясь на необходимость получить от Папского престола разъяснения по некоторым позициям. Так, по их мнению, ряд положений буллы осуждал не позицию Кенеля, а учение блж. Августина о благодати и греховной природе человека, с чем они не могли согласиться, а нек-рые положения Кенеля представлялись им вырванными из контекста и неверно истолкованными. Мн. епископы согласились обнародовать буллу в своих диоцезах только вместе со специальным пастырским посланием, что должно было подчеркнуть понимаемую в духе галликанизма самостоятельность франц. прелатов в вопросах вероучения. 25 февр. кард. Л. А. де Ноай запретил обнародование буллы в Парижском архиепископстве до тех пор, пока Папский престол не разъяснит вопросы, касавшиеся некоторых ее положений.

14 февр. 1714 г. булла «Unigenitus» была зарегистрирована Парижским парламентом, 10 марта по требованию кор. Людовика XIV одобрена теологами Сорбонны. Посланием от 18 февр. король известил К. о принятых ассамблеей решениях и об оппозиции части католич. духовенства. К. счел отказ кард. Л. А. де Ноая и др. 8 епископов безоговорочно принять буллу неповиновением папской власти, их пастырские послания по распоряжению папы были внесены в Индекс запрещенных книг. К. направил кард. Л. А. де Ноаю бреве, к-рым обязал его принять буллу «Unigenitus» под угрозой лишения кардинальского достоинства. Однако кор. Людовик XIV отказался дать ход этому бреве, увидев в нем покушение на автономию католич. Церкви во Франции. В нач. 1715 г. по предложению архиеп. Ф. Фенелона была выдвинута идея созвать национальный Собор для обсуждения буллы. Несмотря на отрицательное отношение к этой идее, 5 авг. 1715 г. К. дал согласие направить на заседания Собора своего легата, но смерть Людовика XIV остановила подготовку Собора. 20 французских епископов обратились к регенту герц. Филиппу Орлеанскому с просьбой добиться от К. разъяснений по спорным положениям буллы. Переговоры между папой, требовавшим безоговорочного принятия буллы, и регентом, стремившимся достичь компромисса между Папским престолом и епископами, продолжались весь 1716 г. 4 янв. 1716 г. теологический фак-т Сорбонны официально упразднил ранее данный булле благоприятный отзыв, что стало основанием для отмены Парижским парламентом ее регистрации, а теологи из ун-тов Нанта и Реймса выступили с прямой критикой буллы. В качестве ответной меры К. издал 18 нояб. бреве, по которому Сорбонна лишалась ранее предоставленных Папским престолом привилегий по присвоению ученых степеней (бреве не было зарегистрировано Парижским парламентом).

1 марта 1717 г. Жан Соанен, еп. Сенеза, Шарль Жоашен Кольбер де Круасси, еп. Монпелье, Пьер де Лангл, еп. Булони, и Пьер де ла Бру, еп. Мирпуа, опубликовали пастырское послание, в к-ром призвали созвать вселенский Собор для рассмотрения буллы «Unigenitus». Их позицию поддержали теологи Сорбонны, ун-тов Нанта и Реймса, 16 епископов и ок. 7 тыс. клириков; в дек. того же года со схожим призывом выступил кард. Л. А. де Ноай. Послание «епископов-апеллянтов» (от франц. appel - призыв) К. расценил как акт нового непослушания Папскому престолу, в основе к-рого лежали принципы галликанизма и концилиаризма, ставящего власть Собора выше власти папы Римского (см. Соборное движение). 16 февр. 1718 г. послания «епископов-апеллянтов» и кард. Л. А. де Ноая были осуждены декретом Конгрегации инквизиции, а 28 авг. К. буллой «Pastoralis Officii» объявил о церковном отлучении «епископов-апеллянтов» и всех, кто отказался принять буллу «Unigenitus». Однако булла «Pastoralis Officii» вызвала протесты со стороны части франц. епископата и клира, и лишь в марте 1720 г. под давлением герц. Филиппа Орлеанского кард. Л. А. де Ноай и 95 французских епископов согласились подписать компромиссный документ, представлявший собой разъяснение положений буллы «Unigenitus», к-рый составил гос. секретарь Франции пресв. Гийом Дюбуа. 18 нояб. 1720 г. кард. Л. А. де Ноай выпустил пастырское послание о принятии буллы «Unigenitus», но оно не удовлетворило К., т. к. не содержало в себе положений о полном и безоговорочном послушании Папскому престолу. К. так и не удалось решить проблему янсенистского кризиса в католич. Церкви Франции, к-рый продолжился и после его смерти.

К. провел один канонизационный процесс: 22 мая 1712 г. он причислил к лику святых Римско-католической Церкви папу Римского Пия V, театинца пресв. Андреа Авелино, капуцина Феликса из Канталиче и клариссу Катерину Болонскую. 8 мая 1716 г. был беатифицирован иезуит Франсуа Режи. 6 дек. 1708 г. папа установил празднование Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. 3 февр. 1720 г. по просьбе Дж. Ф. Э. Стюарта (папа признавал его законным англ. королем) К. объявил архиеп. Ансельма Кентерберийского Учителем Римско-католической Церкви (см. Doctor Ecclesiae). Уделяя внимание вопросам нравственности католич. духовенства, папа запретил клирикам участвовать в театральных представлениях и носить парики во время богослужения, а 1 февр. 1710 г. предписал всем клирикам, а также кандидатам на рукоположение совершать раз в год недельные реколекции в соответствии с предписаниями «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы или практики Венсана де Поля. Для активизации катехизаторской деятельности 26 июля 1701 г. папа рекомендовал читать за богослужениями в воскресные и праздничные дни главы Катехизиса католич. св. кард. Роберта Беллармина; 13 сент. 1713 г. К. сделал обязательным наличие справки о прохождении катехизации для конфирмации, рукоположения, вступления в монашеские ордены или конгрегации, вступления в брак.

К. провел 15 консисторий, возвел в достоинство кардинала 70 чел., в т. ч. Лоренцо Корсини (буд. папа Римский Климент XII) и Микеланджело деи Конти (буд. папа Римский Иннокентий XIII), обновив т. о. почти полностью состав коллегии кардиналов. В благодарность португ. кор. Жуану V за борьбу против турок 1 марта 1710 г. буллой «Apostolatus ministerio» К. пожаловал особые привилегии часовне королевского дворца в Лиссабоне; 7 нояб. 1716 г. буллой «In Supremo Apostolatus» ей был присвоен статус кафедрального собора, с выделением из состава Лиссабонского архиепископства в отдельный диоцез, при этом новая церковная структура получила статус патриархата. Лиссабон оказался разделенным на 2 части: архиепископ Лиссабона сохранял юрисдикцию над вост. частью города, а Лиссабонский патриарх - над королевским дворцом и зап. частью португ. столицы (13 дек. 1740 объединены в единый диоцез со статусом патриархата).

Католические миссии

Особое внимание К. уделял миссионерской деятельности, к-рая при нем была почти полностью подчинена Конгрегации пропаганды веры, что позволило достичь ее централизации, а действия миссий стали более согласованными. С 1708 г. по распоряжению папы подготовка миссионеров в коллегии Конгрегации пропаганды веры стала оплачиваться за счет Папского престола. Для централизации управления католическими миссиями К. стремился ограничить систему португ. патроната и поставить под контроль Конгрегации пропаганды веры миссионерскую деятельность монашеских орденов и конгрегаций, что наиболее ярко проявилось в спорах о т. н. малабарских и кит. обрядах, применявшихся в миссионерской практике иезуитов в Индии и Китае. 5 дек. 1701 г. для рассмотрения разногласий между миссионерами различных орденов и проведения инспекции состояния миссий К. направил в Индию и Китай легата Шарля Тома Майяра де Турнона, рукоположив его 21 дек. того же года во епископа с титулом лат. патриарха Антиохийского и наделив полномочиями апостольского визитатора в Азии. Прибыв в нояб. 1703 г. в Пондишери, де Турнон изучил использовавшуюся иезуитами практику аккомодации, допускавшую соблюдение инд. христианами индуистских обрядов и обычаев. Декретом «Inter graviores» от 23 июня 1704 г. де Турнон осудил эту практику, увидев в ней недопустимое сохранение местными христианами элементов язычества, и запретил иезуитам использовать в миссионерской деятельности т. н. малабарские обряды. Однако иезуиты, пользуясь поддержкой местных епископов, обвинили легата в поспешности решения. В нояб. 1704 г. Агоштинью да Аннунсьясан, архиеп. Гоа, направил в Рим жалобу на декрет, выпущенный де Турноном. По поручению К. дело о т. н. малабарских обрядах было передано Конгрегации инквизиции, к-рая 7 янв. 1706 г. временно утвердила декрет легата де Турнона до окончания рассмотрения данного дела. 30 окт. 1706 г. К. уведомил архиеп. А. да Аннунсьясана о принятом решении и указал на необходимость его соблюдения. Тем не менее спор о т. н. малабарских обрядах продолжался и после смерти К. Их запрет закрепили папы Римские Климент XII (бреве «Compertum exploratumque» от 24 авг. 1734) и Бенедикт XIV (булла «Omnium sollicitudinum» от 12 сент. 1744).

После Индии де Турнон отправился на Филлипины и в Макао, откуда в дек. 1705 г. прибыл в Китай, где с 20-х гг. XVII в. велась аналогичная дискуссия о т. н. кит. обрядах, т. е. о сохранении китайскими христианами конфуцианских ритуалов и обычаев, принятых в кит. обществе (подробнее см. ст. Китай). В 1697 г. апостольский викарий Фуцзяни еп. Шарль Мегро направил в Конгрегацию инквизиции и на теологический фак-т Сорбонны запрос о допустимости практики аккомодации в Китае. В 1700 г. теологи Сорбонны высказались отрицательно о возможности соблюдать кит. обряды христианами. Несмотря на послания имп. Канси, адресованные К., в к-рых кит. император убеждал папу, что конфуцианские ритуалы лишены религ. характера, 20 нояб. 1704 г. бреве «Cum Deus optimus» К. утвердил декрет Конгрегации инквизиции «Ex quo in Sinarum imperium», осуждавший их использование в миссионерской деятельности. По прибытии в Китай де Турнон потребовал от иезуитов отказаться от практики аккомодации, но принявший его имп. Канси выразил крайнее неудовольствие решением папы Римского и в дек. 1706 г. выслал де Турнона из страны. Согласно имп. указу от 17 дек. 1706 г., в Китае разрешалось остаться только тем миссионерам, которые согласятся сохранить кит. обряды. Иезуиты, заявившие о своей готовности подчиниться воле императора, получали особые удостоверения (пяо), дозволявшие им продолжать миссионерскую деятельность. 7 февр. 1707 г. де Турнон опубликовал в Нанкине основные положения бреве «Cum Deus optimus» и декрета «Ex quo in Sinarum imperium», указав миссионерам на необходимость отказа от практики кит. обрядов под страхом отлучения от Церкви.

Поскольку иезуиты продолжали направлять апелляции в Рим, 19 марта 1715 г. К. выпустил апостольскую конституцию «Ex illa die», подтверждавшую бреве «Cum Deus optimus» и решения де Турнона; 12 окт. 1719 г. папа направил в Китай нового папского легата лат. Александрийского патриарха Карло Амброджо Меццабарбу для контроля за исполнением решений Папского престола. Из-за того что отношение кит. властей к католич. миссионерам ухудшилось в связи со спором о китайских обрядах, К. пришлось дать Меццабарбе инструкции, позволявшие в некоторых случаях смягчать положения конституции «Ex illa die». Пользуясь этим, в 1721 г. Меццабарба издал распоряжение, допускавшее совершение христианами кит. обрядов, что привело к новому витку споров о них. В 1735 г. папа Климент XII создал специальную комиссию для нового рассмотрения этого вопроса, по итогам ее работы папа Бенедикт XIV апостольской конституцией «Ex Quo singulari» (от 11 июля 1742) окончательно запретил практику аккомодации.

Униональная политика

При К. усилилась активность католич. миссий среди православных христиан на Ближ. Востоке, Балканах и в Речи Посполитой, началась латинизация Восточных католических Церквей. К. распорядился принимать в коллегии и семинарии молодых людей, перешедших в католицизм из правосл. Церквей. В 1719 г. из комиссии Конгрегации пропаганды веры была выделена Конгрегация по проверке книг Вост. Церквей; папа поручил ее членам исследование и издание богослужебных книг для католиков вост. обрядов.

Действуя через франц. послов при дворе османского султана, К. удалось добиться, чтобы ограничения на миссионерскую деятельность католич. орденов были сняты; гонения на христиан Османской империи уменьшились. Под лат. влиянием оказалась значительная часть епископата и духовенства Антиохийской Православной Церкви; неск. епископов перешли в унию с Римом. В 1709 г. К. назначил кустодом Св. земли францисканца пресв. Лоренцо Коццу; он начал переговоры с Ливийским митр. Самуилом Капасулисом о переходе в унию с Римом. В 1710 г. по воле Александрийского патриарха Герасима II Паллады его преемником стал митр. Самуил, однако К-польский патриарх Киприан и Свящ. Синод К-польского Патриархата избрали на Патриаршую кафедру Клавдиопольского митр. Косму II, к-рому удалось изгнать Самуила. В поисках поддержки тот обратился к К. и к англ. кор. Анне. В Рим были отправлены документы о подписании 6 июня 1712 г. патриархом Самуилом Тридентского исповедания веры в присутствии францисканцев кустодии Св. земли. На этом основании 28 апр. 1713 г. К. объявил о принятии патриарха Самуила в общение с католич. Церковью. Известие об унии патриарха Самуила получил Иерусалимский патриарх Хрисанф, однако в янв. 1714 г. К-польский патриарх Киприан выступил в поддержку патриарха Самуила, отменив назначение патриарха Космы II и сообщив в письме патриарху Хрисанфу о правосл. вере патриарха Самуила, исповеданной им с амвона.

21 февр. 1706 г. К. утвердил избрание Антиохийским патриархом Маронитской католической Церкви Якуба IV Авада. Однако в мае 1710 г. неск. маронитских епископов с помощью миссионеров-кармелитов сместили Якуба IV, обвинив его в распутном поведении. Избранный на его место Юсеф Мубарак, еп. Сайды (Сидона), не получил утверждения К., т. к. Конгрегация пропаганды веры увидела в смещении патриарха Якуба IV нарушение канонической процедуры. По поручению К. 13 авг. 1711 г. пресв. Л. Коцца как папский легат провел Собор маронитских епископов, на котором объявил о восстановлении на патриаршем престоле Якуба IV.

Несмотря на развитие деятельности католич. миссионеров (иезуитов, капуцинов, францисканцев) в Египте, не удалось склонить к унии с Римом копт. Александрийского патриарха Иоанна XVI (1676-1718). В 1702-1705 гг. по поручению папы Римского переговоры с ним вели маронитские монахи Ибрагим Ханна и Габриэль Ева.

25 июня 1701 г. К. подтвердил принятие в общение с католической Церковью Трансильванского митр. Афанасия (Ангела) и утвердил решения Соборов в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии) от 24 окт. 1698 г. и 4 сент. 1700 г. о заключении духовенством правосл. Трансильванской митрополии унии с католич. Церковью. 19 марта 1701 г. дипломом имп. Леопольда I уния была легализована: православная Трансильванская митрополия упразднялась, вместо нее 18 мая 1721 г. папа Иннокентий XIII учредил еп-ство Фэгэраш - новую структуру Румынской греко-католической Церкви.

При К. продолжился численный рост греко-католич. Церкви в Речи Посполитой; папа побуждал к активной униональной политике польск. кор. Августа II, призывая его оказывать покровительство униат. духовенству. В 1702 г. униат. митр. Лев Заленский принял в католицизм Дионисия (Жабокрицкого), что завершило переход в унию Луцкой епархии. В авг. 1705 г. К. призвал кор. Августа II оказать помощь униатам Полоцка, пострадавшим от русского царя Петра I, на действия которого жаловался униат. митр. Лев Заленский. В июне в Полоцк вошли рус. войска под командованием царя Петра I, направлявшиеся на помощь польск. кор. Августу II (Северная война, 1700-1721). В Полоцке местные василиане отказались пустить Петра I в алтарь Софийского кафедрального собора как «схизматика», а на вопрос об иконе Иосафата Кунцевича царь получил ответ, что это убитый единоверцами рус. монарха «священномученик Иосафат». Впав в ярость, Петр I приказал арестовать надерзивших ему монахов; в стычке погибло несколько монахов-василиан, а иером. Константин Заячковский был повешен за оскорбление государя. Софийский собор был передан правосл. общине Полоцка, но православные не решились его принять, опасаясь репрессий со стороны польск. властей после отъезда рус. царя. В 1709 г. был схвачен и передан рус. войскам еп. Дионисий Жабокрицкий, к-рого доставили в С.-Петербург, где за переход в унию осудили на ссылку в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь.

События в Полоцке были нейтрально восприняты К. в т. ч. по причине активных контактов с Петром I пресв.-иезуита И. Броджо, служившего капелланом при фельдмаршале Г. Б. фон Огильви в годы Северной войны. В 1705 г. Петр I фактически разрешил пребывание в Москве иезуитов - пресвитеров Франциска Эмилиана (Яна) Милана и Яна Берулы, которые открыли при католической общине школу, где преподавали лат. и нем. языки и математику. 8 окт. 1706 г. по ходатайству имп. Иосифа I и при посредничестве пресв. И. Броджо была официально разрешена деятельность иезуитов в России, предоставлен беспрепятственный проезд католич. миссионеров в Китай. В 1707 г. царь позволил построить каменную католич. ц. Св. Троицы в Немецкой слободе в Москве. В том же году Петр I отправил послом в Рим Б. И. Куракина с целью убедить К. не признавать законным польск. королем Станислава Лещинского, а оказать поддержку низложенному Августу II. Несмотря на попытки дипломатов Римской курии начать с Куракиным переговоры о соединении Русской Церкви с католич. Церковью, контакты ограничились политическими вопросами. В 1719 г. из-за интриг католич. миссии Свящ. Римской империи, к которой относились иезуиты, в деле бежавшего царевича Алексея Петровича царь Петр I выпустил указ, запретив иезуитам находиться в России.

В 1715 г. униат. Киевский митр. Лев Кишка через папского нунция в Речи Посполитой архиеп. Джироламо (Иеронима) Гримальди обратился к К. с просьбой о проведении Собора для упорядочения дел униат. Церкви. 20 марта 1716 г. К. выпустил бреве, к-рым разрешил созыв Собора и назначил его председателем нунция архиеп. Дж. Гримальди, дав ему инструкции по подготовке соборных решений. 19 июля 1720 г. К. приветствовал созыв Собора униатской Церкви в г. Замостье (ныне Замосць Люблинского воеводства, Польша). На Замойском Соборе (26 авг.- 17 сент. 1720) были приняты декреты о приведении адм. и богослужебной практики униатской Церкви в Речи Посполитой в соответствие с нормами Тридентского Собора, что положило начало латинизации богослужебных обрядов и обычаев западнорус. униатов. Деяния Замойского Собора были доставлены в Рим и получили одобрение Папского престола уже после смерти К.

Погребен в базилике св. Петра.

Соч.: Epistolae et brevia selectiora. R., 1724. 2 vol.; Opera omnia. Francofurti, 1729. 4 pt. in 2 vol.; Bullarium magnum romanum. 1871. T. 21; Una guida d'Urbino e dei luoghi limitrofi stilata da Clemente XI / A cura di F. Sangiorgi. Urbino, 1992.
Лит.: Buder Ch. G. Leben und Thaten des klugen und berühmten Papsts Clements XI. Frankfurt, 1720. 3 Bde; Polidori P. De vita et rebus gestis Clementis XI. Urbino, 1727; Lafitau P. F. La vie de Clement XI. Padoue, 1752. 2 t.; Reboulet M. Histoire de Clément XI. Avignon, 1752; Le Roy A. La France et Rome de 1700 à 1715. P., 1892; Pometti F. Studii sul pontificato di Clemente XI (1700-1721) // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1898. Vol. 21. P. 279-457; 1899. Vol. 22. P. 109-179; 1900. Vol. 23. P. 239-276, 449-515; Thuillier V. Rome et la France: La seconde phase du jansénisme. P., 1901; Recueil des instructions données aux ambassadeurs et ministres de France depuis les traités de Westphalie jusqu'à la Révolution française / A cura di G. Hanotaux, J. Hanotaux. P., 1911. Vol. 17. T. 2; Gazier A. Histoire générale du mouvement janséniste. P., 19246. 2 vol.; Nina L. Le finanze pontificie sotto Clemente XI. Mil., 1928; Roi P. La guerra di successione di Spagna negli Stati dell'Alta Italia dal 1702 al 1705 e la politica di Clemente XI. R., 1931; Relazioni di Ambasciatori sabaudi, genovesi e veneti durante il periodo della grande alleanza e della successione di Spagna: (1693-1713). Bologna, 1935; Thomas J.-F. La querelle de l'Unigenitus. P., 1950; Mols R. Clément XI // DHGE. T. 12. Col. 1326-1361; Vella G. Il Passionei e la politica di Clemente XI, 1708-1716. R., 1953; Fernández Alonso J. Un período de las relaciones entre Felipe V y la Santa Sede (1709-1717) // Anthologica Annua. R., 1955. Vol. 3. P. 9-88; Metzler J. Una notificazione di Clemente XI al clero italiano // Euntes Docete. R., 1962. Vol. 15. P. 259-269; Huber N. Österreich und der Hl. Stuhl vom Ende des spanischen Erbfolgekrieges bis zum Tode Papst Klemens' XI. (1714-1721). W., 1967; Bentivoglio C. Istoria della Costituzione Unigenitus. Bari, 1968. 3 vol.; Clough C. H. The Albani Library and Pope Clement XI // Librarium. Zürich, 1969. Vol. 12. P. 13-21; Marqués J. M. Las instrucciones de la Nunciatura de Barcelona (1710-1713) // Anthologica Annua. 1977/1978. Vol. 24/25. P. 681-802; Bignami-Odier J. Clément XI amateur des livres et des manuscrits // Miscellanea Augusto Campana. Padova, 1981. Vol. 1. P. 101-123; Neveu B. Juge suprême et docteur infaillible: Le pontificat romain de la bulle «In eminenti» (1643) à la bulle «Auctorem Fidei» (1794) // Mélanges de l'École Française de Rome. Moyen-Âge, Temps modernes. R., 1981. Vol. 93. N 1. P. 215-275; Ceyssens L. Autour de l'Unigénitus: Le pape Clément XI // Bull. de l'Inst. hist. bélge de Rome. R., 1983/1984. T. 53/54. P. 253-304; idem. Autour de la bulle Unigenitus: La bulle Pastoralis Officii (1718) // Antonianum. 1986. Vol. 61. N 2/3. P. 340-380; idem. Autour de la bulle «Unigenitus»: Correspondances de Don Alexandre Albani, neveu du pape Clément XI // Ibid. N 4. P. 707-725; idem. La bulle «Vineam Domini» (1705) et le jansénisme français // Ibid. 1989. Vol. 64. N 2/3. P. 398-430; Committenze della famiglia Albani: Note sulla Villa Albani Torlonia. R., 1985; Ceyssens L., Tans J. A. G. Autour de l'Unigenitus: Recherches sur la genèse de la Constitution. Leuven, 1987; Blet P. Le Clergé de France: Louis XIV et le Saint-Siège de 1695 à 1715. Vat., 1989; Burns C. Pope Clement XI and the British Isles: The Inventory of the Fondo Albani 163-168 // Ecclesiae memoriae: Miscellanea in onore del R. P. Josef Metzler O.M.I. / A cura di W. Henkel. R., 1991. P. 41-85; idem. Le sort de la bulle Unigenitus: Recueil d'études offert à L. Ceyssens à l'occasion de son 90e anniversaire. Leuven, 1992; Johns C. M. S. Papal Art and Cultural Politics: Rome in the Age of Clement XI. Camb.; N. Y., 1993; The Chinese Rites Controversy: Its History and Meaning / Ed. D. E. Mungello. Nettetal, 1994; Tabacchi S. Tra riforma e crisi: Il «Buon Governo» delle Comunità dello Stato della Chiesa durante il pontificato di Clemente XI // Papes et papauté au XVIII siècle. P., 1999. P. 51-85; idem. L'impossibile neutralità: Il papato, Roma e lo Stato della Chiesa durante la Guerra di Successione spagnola // Famiglie, nazioni e monarchia: Il sistema europeo durante la guerra di secessione spagnola. R., 2004. P. 223-243; Cucco G. Papa Albani e le arti a Urbino e a Roma, 1700-1721. Venezia, 2001; Santoncini G. Il buon governo: Organizzazione e legittimazione del rapporto fra sovrano e comunità nello Stato pontificio, sec. XVI-XVIII. Mil., 2002; Bergin J. Crown, Church and Episcopate under Louis XIV. New Haven; L., 2004; Hersant M. Saint-Simon, Clément XI et la Constitution Unigenitus // Les philosophes et leurs papes. Amst.; N. Y., 2009. P. 67-80; Martín Marcos D. El papado y la Guerra de Sucesión española. Madrid, 2011.
Л. Ю. Мартышева, В. В. Тюшагин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)