КЛИМЕНТ XIV
Том XXXV , С. 558-561
опубликовано: 11 апреля 2019г.

КЛИМЕНТ XIV

(31.10.1705, Сантарканджело-ди-Романья, близ Римини - 22.09.1774, Рим; до избрания папой - Джованни Винченцо Антонио Ганганелли; монашеское имя Франческо Лоренцо), папа Римский (с 19 мая 1769). Род. в семье врача. Начальное образование получил в Веруккьо, близ Римини. С 1717 г. учился в иезуитской школе в Римини, затем в школе конгрегации пиаристов в Урбино. В 16 лет принял решение о вступлении в орден конвентуальных францисканцев. 15 мая 1723 г. принес первые монашеские обеты с наречением имени Франческо Лоренцо во францисканском конвенте в Мондаино (близ Римини). Прошел послушания в новициате в Урбино и 18 мая 1724 г. принес вечные монашеские обеты. В 1724-1728 гг. изучал теологию (по орденской традиции, гл. обр. теологию Иоанна Дунса Скота) во францисканских мон-рях в Пезаро, Реканати и Фано, был направлен во францисканскую коллегию св. Бонавентуры в Риме, по окончании к-рой в 1731 г. получил степень д-ра теологии. Преподавал богословие и философию в конвентах в Асколи-Пичено, Болонье и Милане. В 1740 г. назначен регентом коллегии св. Бонавентуры в Риме, с 1741 г. являлся генеральным дефинитором ордена и был включен в совет при генеральном министре ордена. Получив известность в Римской курии как богослов, в 1745 г. он стал коадъютором (помощником) советника Конгрегации инквизиции францисканца пресв. И. Балестраччи. В 1746 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил Ганганелли советником этой конгрегации.

Климент XIV, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. (?) Неизвестный художник (сакристия ц. Сан-Франческо в Андрии)Климент XIV, папа Римский. 2-я пол. XVIII в. (?) Неизвестный художник (сакристия ц. Сан-Франческо в Андрии)

Занимая эту должность в течение 13 лет, Ганганелли в т. ч. изучал и анализировал работы совр. ему философов эпохи Просвещения, рекомендовал включить в Индекс запрещенных книг некоторые сочинения Ш. Л. Монтескьё и Вольтера. В 1758 г. рассматривал отправленную в Рим жалобу польск. съезда евр. обл. советов («Ваад четырех земель») на участившиеся обвинения евреев в убийстве христиан с целью употребления их крови для ритуальных целей. На основании сделанного Ганганелли доклада Конгрегация инквизиции в 1759 г. вынесла одобренное папой Римским Климентом XIII решение, осудившее ложные обвинения евреев со стороны польск. католиков.

На генеральных капитулах ордена францисканцев в 1753 и 1759 гг. Ганганелли выдвигался на пост генерального министра, но оба раза отклонял это предложение. В 1759 г. племянник папы Климента XIII кард. Карло Реццонико сообщил Ганганелли о желании папы возвести его в достоинство кардинала и, несмотря на отказ, потребовал принять волю папы. 24 сент. 1759 г. был возведен в достоинство кардинала, 19 нояб. того же года получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Панисперна). 29 марта 1762 г. он получил в качестве титулярного храма рим. базилику Двенадцати апостолов, при которой располагался францисканский мон-рь. Занимал должности в различных конгрегациях Римской курии; являлся кардиналом-протектором рим. ун-та Сапиенца.

Открывшийся 15 февр. 1769 г., после смерти папы Климента XIII, конклав проходил более 3 месяцев в атмосфере жесткой конфронтации между 2 группами кардиналов по вопросу о будущем ордена иезуитов, роспуск к-рого требовали мн. европ. правители. Группа кардиналов-«ревнителей» (zelanti) во главе с кардиналами Алессандро Альбани, Джованни Франческо Альбани и Карло Реццонико выступала в поддержку иезуитов, но не имела достаточного числа участников для избрания своего кандидата. Кардиналы из стран, где правили франц. и испан. Бурбоны (кардиналы «союза корон»), блокировали избрание неугодных им кандидатов, пользуясь правом вето, к-рым располагали кардиналы, представлявшие Францию и Испанию.

19 мая 1769 г. папой был избран кард. Л. Ганганелли, ставший компромиссной фигурой, т. к. воздерживался от полемики относительно упразднения ордена иезуитов; согласно нек-рым исследователям, он дал на конклаве обещание в случае своего избрания распустить орден (данное утверждение не имеет к.-л. подтверждений). Ганганелли принял имя Климент в память о папе Клименте XIII. Избранный папа не имел епископского сана; его рукоположение, состоявшееся 28 мая в базилике св. Петра, возглавил субдекан коллегии кардиналов кардинал-епископ Порто и Санта-Руфины Федерико Марчелло Ланте Монтефельтро делла Ровере. 4 июня была совершена папская коронация, 26 нояб. того же года состоялась интронизация К. в Латеранской базилике.

В день своего избрания К. не подтвердил полномочий гос. секретаря кард. Луиджи Мария Торреджани, удовлетворив т. о. требование кардиналов «союза корон», т. к. его фигура вызывала неприятие королевских дворов Франции и Испании. Новым гос. секретарем К. назначил кард. Ладзаро Опицио Паллавичино, к-рый ранее был нунцием в Неаполитанском королевстве и в Испании, предопределив данным назначением направление политики Папского престола во время своего понтификата.

Стремясь наладить испорченные при его предшественнике отношения с большинством католических стран Европы, 12 дек. 1769 г. К. выпустил 1-ю программную энциклику - «Cum summi apostolatus», в которой заявил о намерении достичь мира с властителями католич. держав ради обеспечения их поддержки в борьбе с распространением неверия. Впервые с нач. XIII в. К. отказался издавать ежегодную буллу Великого четверга «In coena Domini», где перечислялись тяжкие грехи, наказывавшиеся отлучением от Церкви, среди к-рых значительное место занимал перечень действий, ущемлявших интересы Папского престола и права Римского епископа как светского суверена. Публикация этой буллы, как правило, встречала недовольство монархов европ. государств, в ряде стран ее было запрещено обнародовать.

К. не спешил с упразднением ордена иезуитов, чего ожидали от Папского престола франц. и испан. Бурбоны, ссылаясь на необходимость всесторонней подготовки данного решения и стремясь наладить личную связь с монархами, чтобы достичь наиболее выгодных для католич. Церкви условий. Так, в июне 1769 г. К. удалось добиться от испан. кор. Карла III приостановления действия Прагматической санкции, возобновленной в июне 1768 г. и предписывавшей обязательное королевское визирование документов Папского престола, без к-рого они не могли быть обнародованы в испан. владениях (право regium exequatur). В 1770 г. была открыта нунциатура в Турине, что позволило восстановить дипломатические связи Папского престола с Сардинским королевством. Отношения с герц-ством Парма и Пьяченца, испорченные при папе Клименте XIII, были нормализованы после того, как пармский герц. Фердинанд I в 1771 г. отправил в отставку сторонника идей Просвещения премьер-министра Г. дю Тийо, проводившего антиклерикальную политику и ратовавшего за роспуск ордена иезуитов.

К. удалось начать процесс восстановления отношений с Португалией, прерванных в 1760 г. В нояб. 1769 г. он направил на переговоры в Лиссабон нунция архиеп. Инноченцо Конти. Папа попытался завоевать личное расположение португ. премьер-министра С. Ж. Карвалью-и-Мелу, маркиза ди Помбала, по настоянию к-рого из страны были высланы иезуиты: в дек. папа возвел в достоинство кардинала его родного брата П. ди Карвалью ди Мендосу, о чем было объявлено 29 янв. 1770 г. Несмотря на то что весть об этом достигла Лиссабона уже после смерти П. ди Карвалью ди Мендосы (17 янв. 1770), этот жест был позитивно воспринят в Лиссабоне. 25 авг. того же года португ. кор. Жозе I отменил запрет на контакты с Папским престолом.

Климент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. ПортаКлимент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. Порта

В отношениях с Великобританией К. продолжил политику, начатую папой Климентом XIII, который в 1766 г. сделал первый шаг к признанию законной Ганноверской династии англ. королей. В 1772 г. впервые со времен «Славной революции» 1688 г. К. отправил к англ. властям с неофиц. визитом архиеп. Джованни Баттисту Капрару Монтекукколи.

Сложными оставались отношения Папского престола с Неаполитанским королевством, где фактическим правителем государства при кор. Фердинанде IV оставался премьер-министр Б. Тануччи, сторонник просвещенного абсолютизма, проводивший антиклерикальную политику. В 1772 г. по его инициативе кор. Фердинанд IV, как наследник династии Фарнезе, заявил о правах на герц-ство Кастро, более 100 лет входившее в состав Папского гос-ва. Лишь в 1773 г. К. удалось договориться о снятии этих территориальных претензий к Папскому престолу, однако Неаполитанское королевство продолжало удерживать оккупированные при Клименте XIII папские владения (Беневенто и Понтекорво). К. не удавалось добиться от Франции освобождения оккупированных тогда же папских владений в Авиньоне, т. к. кор. Людовик XV ставил условием этого упразднение ордена иезуитов.

Давление на К. по вопросу о роспуске иезуитов снова стало нарастать в нач. 70-х гг. XVIII в., когда к монархиям Бурбонов с требованием этого присоединилась Свящ. Римская империя, ранее поддерживавшая Папский престол в стремлениях сохранить орден. Одной из причин такого изменения позиций стала подготовка имп. Марией Терезией и франц. кор. Людовиком XV династического союза франц. Бурбонов и Габсбургов путем заключения брака между сыном Людовика XV дофином Людовиком (впосл. кор. Людовик XVI) и дочерью Марии Терезии эрцгерц. Марией Антуанеттой.

21 июля 1773 г. после длительных переговоров и совещаний, а также согласования проекта роспуска ордена иезуитов с европ. монархами, К. подписал состоявшее из 40 параграфов бреве «Dominus ac Redemptor». В преамбуле папа указывал, что монашеские ордены и конгрегации создавались Папским престолом для блага Церкви и всех христиан, а также ссылался на исторические примеры упразднения Римскими папами различных орденов. Среди причин, побудивших принять данное решение, К. назвал вызванные иезуитами нестроения среди христиан и отсутствие плодотворной деятельности ордена в последние годы. В бреве содержались указания относительно дальнейшего служения бывш. членов ордена (к моменту роспуска их насчитывалось более 22 тыс. чел., из них более 11 тыс. были священниками).

Для реализации решения о роспуске Об-ва Иисуса 13 авг. 1773 г. бреве «Gravissimis ex causis» К. учредил комиссию под рук. префекта трибунала Апостольской сигнатуры правосудия кард. Андреа Корсини. Лишь после этого бреве «Dominus ac Redemptor» было официально обнародовано (16 авг.), однако для его вступления в силу К. избрал особую процедуру, чтобы избежать злоупотреблений, связанных с распределением имущества ордена, и сложностей с устройством его бывш. членов. К. предписал правящим епископам (ординариям) тех диоцезов, где находились учреждения иезуитов, провести оглашение бреве «Dominus ac Redemptor» после того, как все местные члены ордена будут к этому подготовлены, а их имущество будет переведено под управление ординариев. Простые члены ордена, не имевшие сана и не принесшие вечных монашеских обетов, могли выбрать дело, соответствующее их призванию, а пресвитерам-иезуитам, принесшим вечные обеты, разрешалось перейти в др. монашеский орден или конгрегацию либо остаться в миру в качестве диоцезальных (секулярных) клириков. Опасаясь недовольства иезуитов и возможных негативных шагов руководства ордена, с ведома К. в день обнародования бреве «Dominus ac Redemptor» в Риме был арестован и заточен в замок Св. ангела генерал ордена иезуитов пресв. Л. Риччи. Обязанность исповедников в базилике св. Петра в Риме, которая лежала на пресвитерах-иезуитах, папа поручил пресвитерам-францисканцам.

Роспуск ордена был с радостью встречен большинством европ. монархов и позволил К. добиться от Неаполитанского королевства возвращения Папскому гос-ву в марте 1774 г. Беневенто и Понтекорво, а в апр. того же года кор. Людовик XV вернул под папское управление Авиньон. Структуры ордена иезуитов продолжили свою деятельность в Пруссии (до 1780) и в Российской империи: кор. Фридрих II и имп. Екатерина II были заинтересованы в сохранении коллегий и школ иезуитов для развития в гос-вах просветительской деятельности и запретили обнародовать бреве об упразднении ордена. Сохранившиеся на территории Российской империи орденские структуры сыграли важную роль в восстановлении ордена в 1814 г. по решению папы Римского Пия VII.

Бреве от 5 авг. 1769 г. К. изъял евр. общину Рима из ведения Конгрегации инквизиции, которой она была подчинена с 1581 г., и передал в ведение генерального викария Рима.

Для борьбы с философскими взглядами эпохи Просвещения К. утвердил декреты Конгрегации инквизиции и Конгрегации Индекса, согласно к-рым были осуждены и помещены в Индекс запрещенных книг сочинения Вольтера, все без исключения (omnia sive coniunctim, sive separatim) сочинения Ж. О. де Ламетри, работа П. Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», сочинение К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», а также труд франц. пресв. Г. Т. Ф. Рейналя «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях».

Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. КановаНадгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова

К. продолжил начатую при его предшественнике деятельность по развитию в Ватикане музея античного искусства; в понтификат К. этим музеем руководил археолог И. И. Винкельман. По поручению папы в Ватиканском дворце был обустроен Бельведерский дворик (архит. М. Симонетти).

За время понтификата К. не совершил ни одной канонизации, но провел 2 беатификации: Франческо Караччоло, основателя ордена малых регулярных клириков (10 сент. 1769), и кард. Паоло Бурали д'Ареццо, архиеп. Неаполя (8 июня 1772). К. утвердил офиц. почитание как блаженных католич. Церкви основательниц ордена амвросианских отшельниц Катерины Палланской (урожд. Мориджи) и Джулианы Пуричелли, маркгр. Бернхарда II Баденского, августинца-еремита пресв. Грегорио Челли да Веруккьо, монаха-францисканца Санте Бранкорсини из Урбино, основательницы монастыря кармелиток в Реджо-нель-Эмилия Джованны Скопелли, основателя мон-ря св. Онуфрия на рим. холме Яникул иеронимита пресв. Николо де Фурка-Палена, францисканца Томмазо Беллачи, монаха-сильвестрианца Джованни из Бакуло, основательницы бенедиктинского жен. мон-ря в Ферраре Беатриче II д'Эсте. 14 дек. 1771 г. К. учредил почитание как блаженных Антонио Примальдо и 800 его сподвижников, к-рые 14 авг. 1480 г. приняли мученическую смерть, отказавшись принять ислам (канонизированы 12 мая 2013 папой Римским Франциском). К. провел 3 кратких экстраординарных юбилея (см. «Annus sanctus») - 2-недельные юбилеи в сент. 1769 г. (в связи с восшествием К. на Папский престол) и в дек. того же года (ради усиленных молитв за Церковь), а также в 1771 г. юбилей для Папского гос-ва на период с Великого четверга до 1-го воскресенья после Пасхи (Dominica in Albis).

Понтифик возвел в кардинальское достоинство 17 чел., в т. ч. Джованни Анджело Браски (впосл. папа Римский Пий VI). К. учредил в качестве самостоятельной структуры Русинскую греко-католическую Церковь: буллой «Eximie regalium principium» от 19 сент. 1771 г. была создана Мукачевская епархия, 23 сент. назначен 1-й епископ Иоанн Брадач (после его смерти 8 марта 1773 папа утвердил Мукачевским епископом Андрея Бачинского, назначенного 5 авг. 1772 имп. Марией Терезией).

После того как в результате 1-го раздела Польши (1772) в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич. населения, 14 дек. 1772 г. имп. Екатерина II объявила о намерении назначить католического епископа для окормления всех католиков империи. Выбранный ею для этого каноник Виленского капитула Станислав Богуш-Сестренцевич согласился следовать принятому 12 февр. 1769 г. Регламенту, подчинявшему дела российских католиков ведению Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, исключая т. о. вмешательство Конгрегации пропаганды веры в дела католич. Церкви в Российской империи. В то же время Папский престол, стремившийся сохранить контроль над российскими католиками, одобрил предложенный Виленским еп. И. Я. Масальским план, по к-рому Богуш-Сестренцевич должен был стать викарием Виленского еп-ства. 12 июля 1773 г. К. назначил Богуша-Сестренцевича епископом Малльским in partibus infidelium, вспомогательным епископом Виленского еп-ства. Однако 22 нояб. того же года имп. Екатерина II издала указ об учреждении Белорусской католич. епархии с центром в Могилёве и назначила на нее еп. С. Богуша-Сестренцевича. Хотя декретом Конгрегации пропаганды веры от 15 марта 1774 г. за Богушем-Сестренцевичем были признаны права правящего епископа (ординария) над всеми католиками лат. обряда в Российской империи, папа отказался признать за ним титул епископа Белорусского, пожалованный императрицей без согласования с Папским престолом, что послужило предметом переговоров, продолжившихся уже после смерти К.

В последний год жизни К. сожалел о роспуске ордена иезуитов, говорил, что, упразднив орден, он как будто отрубил себе правую руку. В кон. марта 1774 г. К. простудился и серьезно заболел. Слухи о том, что папа был отравлен, впосл. были опровергнуты.

27 сент. 1774 г. похоронен в базилике св. Петра. 21 янв. 1802 г. останки К. были перенесены в базилику Двенадцати апостолов и погребены в мраморной усыпальнице (скульптор А. Канова).

Ист.: Bullarii romani continuatio. R., 1841. Т. 4; Hierarchia CMRA. Т. 6.
Лит.: Caraccioli L.-A., de. La Vie du pape Clément XIV (Ganganelli). P., 1775; Crétineau-Joly J. Clément XIV et les Jésuites. P., 1847; Reumont A., von. Ganganelli, Papst Clemens XIV: Seine Briefe und seine Zeit. B., 1847; Theiner A. Geschichte des Pontificats Clemens' XIV: Nach unedirten Staatsschriften aus dem geheimen Archive des Vaticans. Lpz.; P., 1853. 2 Bde; Ravignan G. F. X., de. Clément XIII et Clément XIV. P., 1854; An. Pont. Cath. 1921. P. 68-77; Dudon P. De la suppression de la Compagnie de Jésus (1758-1773) // Revue des questions historiques. P., 1938. T. 132. N 3/4. P. 75-107; Préclin É. Clément XIV // DHGE. T. 12. Col. 1411-1423; Pastor L., von. Storia dei papi dalla fine del Medio Evo. R., 1954. Vol. 16. Pt. 2; Venturi F. Settecento riformatore. Torino, 1976. T. 2: La Chiesa e la repubblica dentro i loro limiti, 1758-1774. P. 326-362; Rosa M. Clemente XIV // Dizionario biografico degli italiani. R., 1982. T. 26. P. 343-362; Boutry Ph. Clément XIV // Dictionnaire historique de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 394-397.
А. Г. Крысов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)