КЛИР
Том XXXV , С. 694-695
опубликовано: 19 апреля 2019г.

КЛИР

[клирики; от греч. κλῆρος - жребий, удел], обобщающее наименование священнослужителей и церковнослужителей правосл. Церкви. Священнослужители, т. е. епископы, пресвитеры (то же, что иерей, священник) и диаконы, поставляются на служение через таинство Священства (хиротонию), совершаемое епископами, при этом пресвитеров и диаконов рукополагает один епископ, а епископов - епископский собор, включающий в обычной ситуации не менее 3, а в экстремальных обстоятельствах - 2 епископов. Церковнослужители, или иначе низшие клирики, поставляются епископом, в мон-ре также настоятелем в священническом сане. Поставление именуется хиротесией и не является таинством.

В отличие от священнослужительских степеней, которые имеют апостольское происхождение и не могут быть отменены или умножены, степени церковнослужительские появились в ходе церковной истории и число их менялось. Древняя Церковь знала следующие степени церковнослужителей: иподиакон, певчий, чтец, аколуф, экзорцист (см. ст. Экзорцизм), остиарий. В наст. время в правосл. Церкви сохранились лишь степени иподиакона и чтеца. На степень певчего в нек-рых Поместных Православных Церквах, в т. ч. и в Русской, совершались поставления еще в XIX в., в то время как посвящение на остальные степени ушло из церковной жизни в эпоху раннего средневековья.

Помимо степеней низших клириков в древней Церкви существовали должности фоссоров, эксцепторов, герменевтов, замещавшиеся мирянами, но при этом их также причисляли к К. в расширительном толковании слова (об этих служениях см. в ст. Духовенство). В частности, фоссоры названы клириками в рескрипте имп. Констанция II от 357 г., которым они освобождались от налогов.

В допетровский и синодальный периоды истории РПЦ существовали причетники, т. е. лица, причтенные к К., но не клирики в собственном смысле. В обычной речи и даже в гос. законодательных актах по отношению к причетникам употреблялось слово «клирик». В допетровской Руси к причетникам относили лиц, исполнявших должности пономарей, дьяков, подьяков, дьячков. Подобно тому как в Зап. Европе низшие клирики нередко становились канцеляристами в органах гос. управления, в России дьяки и подьячие широко использовались на гос. службе. В XVI-XVII вв. чин дьяка носили высокопоставленные чиновники, соответствующие приблизительно особам 3-4-го классов по Табели о рангах позднейшей эпохи, а чин подьячих - рядовые чиновники. В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей. После законодательного акта 1869 г., внесшего существенные изменения в сословный статус духовенства, в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в К., даже если не имели церковного посвящения.

Вместе с упразднением сословного строя, а значит и духовного сословия, исчезло из употребления понятие «причетник», и слово «клирик» употребляется теперь более однозначно, применительно лишь к лицам, посвященным на священные или церковнослужительские степени. Все остальные лица, состоящие на церковной службе, рассматриваются как миряне.

Лица, поставляемые в К., должны соответствовать определенным требованиям, указанным в церковных канонах. Обязанности клириков вытекают из их должностей. Однако помимо служебных есть еще обязанности, связанные с образом жизни духовных лиц и нравственными нормами, которым они должны подчиняться. Общее правило таково: все, что служит препятствием для поставления в К., возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю.

В Русской Церкви в синодальную эпоху по отношению к членам К. применялся такой вид наказания, как исключение из К. Священнослужителей и церковнослужителей, лишенных сана за канонические преступления, до 1869 г. обыкновенно оставляли в духовном ведомстве и определяли на низшие должности пономаря, церковного сторожа и т. д., поэтому они не считались исключенными из К. При совершении клириками уголовных преступлений, за к-рые по Уложению о наказаниях предусматривалось лишение всех прав состояния, осужденные исключались из К. и из духовного ведомства. С 1831 г. по указу Святейшего Синода допускалось добровольное сложение сана, напр. ввиду намерения вдового священнослужителя вступить во 2-й брак. В этом случае лишенный сана исключался из К. и отчислялся из духовного ведомства, но не лишался всех прав состояния, а возвращался в то сословие, к к-рому принадлежал по рождению, либо, если по рождению он принадлежал к духовному сословию, обращался в податное состояние. Такое лицо подвергалось ограничениям при поступлении на гражданскую службу. Исключенный из К. лишался наград, полученных на церковной службе; отдельно решался вопрос о сохранении наград, которых он удостоился до поступления на церковное служение. Напр., лицо, исключенное из К., но не подвергшееся уголовному наказанию и не лишенное всех прав состояния, как правило, сохраняло награды и отличия, полученные за участие в боевых действиях. Поскольку в наст. время термин «клирик» применяется исключительно по отношению к священнослужителям и посвященным церковнослужителям, то мера исключения из К. не применяется, т. к. ее содержание совпадает с извержением из сана, следствием которого становится возвращение изверженного в состояние мирянина.

Лит.: Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Каз., 1888. С. 40-48; Духовный регламент. М., 18974; Суворов. Право. С. 17; Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Сост.: М. И. Палибин. СПб., 19122; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. С. 736-760; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 139-155; Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 2009. С. 274-333.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
  • АГИАСМА 1. святыня, святое место; 2. святое миро, святая вода
  • АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
  • АГРИПНИЯ см. Всенощное бдение