ЕВЛОГИЙ
Том XVII , С. 160-161
опубликовано: 19 августа 2009г.

ЕВЛОГИЙ

[сир.  ] († 23.04. 387), исп. (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая), еп. Эдесский (с 379). Сведения о Е. содержатся главным образом в «Церковной истории» блж. Феодорита, еп. Кирского, к-рый сосредоточивает внимание на исповедничестве Е. еще в бытность его пресвитером при визант. имп.-арианине Валенте (364-378). Это сообщение дополняется указаниями сир. Эдесской хроники (VI в.).

После изгнания с Эдесской кафедры сщмч. Варсиса (373) имп. Валент поставил на его место некоего Лупа. Однако большинство населения Эдессы придерживалось Никейского Символа веры, и новый арианский епископ остался фактически без паствы, к-рая сгруппировалась вокруг старейшего пресв. Е. и стала устраивать богослужебные собрания вне города. Имп. Валент, прибыв в Эдессу в 375 г., повелел префекту Востока Модесту с помощью воинской силы разогнать собравшихся. Встреча Модеста на площади с молодой христианкой, спешившей с младенцем на богослужение, чтобы затем принять мученическую кончину, убедила префекта в бесполезности предложенных императором мер (этот эпизод передает также Созомен - Sozom. Hist. eccl. VI 18). Тогда префект арестовал 80 клириков во главе с Е. и попытался склонить их к подчинению арианскому епископу. После отказа исповедники были сосланы во Фракию. По пути к месту ссылки народ выказывал им почтение, о чем было доложено Валенту. Император повелел разделить арестованных клириков по двое и разослать в отдаленные места империи. Е. вместе с пресв. Протогеном был сослан в г. Антиноя в В. Египте. Прибыв туда, они присоединились к общине, возглавляемой епископом, которая оказалась весьма малочисленной, поскольку большинство местных жителей оставались язычниками. Взяв на себя заботу об их просвещении, пресвитеры разделили между собой служение: Е., уйдя в затвор, непрестанно молился, а Протоген, изучив Свящ. Писание и освоив письмо, стал обучать тому же детей язычников в открытом им в городе училище. Исцеление больного мальчика привлекло к ним народ. Протоген крестил больных, а здоровых приводил к Е., тем самым выказывая ему особое уважение перед жителями города.

После гибели имп. Валента в битве при Адрианополе (378) и прихода к власти имп. Феодосия I Великого (янв. 379) Е. и Протоген получили возможность вернуться в Эдессу. Поскольку сщмч. Варсис скончался в ссылке (март 378), на его место был избран Е., рукоположенный сщмч. Евсевием Самосатским, поддерживавшим свт. Мелетия Антиохийского. В том же 379 г. Е. участвовал в Поместном Соборе в Антиохии под председательством свт. Мелетия (см. в ст. Антиохийские Соборы): его имя значится под исповеданием Собора, однако отсутствует среди имен епископов, к-рые направили соборное послание к епископам Галлии и Италии (Mansi. T. 3. P. 512). Спустя 2 года Е. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле (Ibid. P. 526, 569). Позже рукоположил Протогена во епископа г. Карры (Харран). Согласно Эдесской хронике, Е. скончался в 387 г., в Страстную пятницу, к-рая приходилась на 23 апр.

Созомен в «Церковной истории» называет Варсиса и Е. в числе знаменитых сир. монахов-подвижников из Эдессы и ее окрестностей и пишет, что они «впоследствии стали епископами не какого-то города, но ради чести и как бы в вознаграждение за жизнь были рукоположены в своих монастырях» (Sozom. Hist. eccl. VI 34). По всей видимости, они первоначально лишь носили епископский сан, а уже впосл. стали реально управлять кафедрой (см.: PG. 67. Col. 1394. Not. 61).

На епископство Е. приходится посещение Эдессы паломницей Эгерией в 384 г. В «Паломничестве» (Eger. Itiner. 19-20) она сообщает, что встретила в Месопотамии епископов городов Батны, Эдесса и Карры, которых, не называя имен, характеризует как «исповедников» (confessores). Обнаруживший этот текст Г. Ф. Гамуррини отнес это указание соответственно к Аврааму, Е. и Протогену, занимавшим названные кафедры приблизительно в одно время и пострадавшим от ариан. Впосл. употребление в данном контексте термина «исповедник» в значении «христианин, пострадавший за веру, но не умерший в мучениях» подвергалось сомнению, но его правомочность была доказана, что во многом способствовало определению датировки паломничества Эгерии (см.: Maraval P. Introduction // Égérie: J. de voyage. P., 1982. P. 29-32. (SC; 296)). Согласно источнику, Е. провел Эгерию по св. местам города и рассказал ей предание о переписке Иисуса Христа и эдесского царя Авгаря V.

В отличие от сщмч. Варсиса Е., как и Протоген, не упоминается ни в визант., ни в сир. агиографических источниках, за исключением яковитского Минология IX в., происходящего из мон-ря Кеннешре (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), где память Е. значится 21 хазирана (июня). Подобная ситуация имела место в средние века и на Западе, пока кард. Цезарь Бароний не счел нужным внести имена Е. и Протогена в офиц. Мартиролог Римско-католической Церкви на основании повествования блж. Феодорита. При этом дни памяти Е. (5 мая) и Протогена (6 мая) были выбраны произвольно. В древнерус. нестишных Прологах 2-й редакции, составленной во 2-й пол. XII в., под 25 авг. появляется сказание, озаглавленное «37 мучеников в Византии, Фракии и Филиппополе», но передающее эпизод с молодой христианкой из повествования Феодорита и Созомена об эдесских исповедниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 586), причем императором вместо Валента назван Юлиан Отступник (360-363). Под этой же датой сказание о «святых исповедниках Христовых, пострадавших в Едесе от ариан», основанное на сообщении блж. Феодорита, помещено в Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского.

Ист.: Theodoret. Hist. eccl. IV 16-18; V 4; ActaSS. Mai. T. 2. P. 10-11; MartRom. Comment. P. 173-174; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 42. (PO; T. 10. Fasc. 1. [N 46]); Untersuchungen über die Edessenische Chronik / Hrsg., übers., komment. L. Hallier. Lpz., 1892. S. 101-103. (TU; Bd. 9. H. 1) (рус. пер.: Эдесская хроника / Пер.: Н. В. Пигулевская // Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 470-471); ЖСв. Авг. С. 434-438.
Лит.: V[enables] E. Eulogius (4) // DCB. 1911. P. 310; Sauget J.-M. Eulogio di Edessa // BiblSS. Vol. 5. Col. 219-220.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ВАСИЛИЙ ДЕКАПОЛИТ († 750?), прп., исп. (пам. 28 февр., пам. зап. 27 февр.)
  • ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
  • ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
  • ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)