ЕВСЕВИЙ
Том XVII , С. 267-270
опубликовано: 20 марта 2013г.

ЕВСЕВИЙ

Содержание

(Ильинский Алексей Алексеевич, 1809 или 1810, Белгород - 12.03.1879, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье диакона, мать происходила из мещан. С детства читал и пел на клиросе, прислуживал в алтаре. В 13 лет остался сиротой, долгое время бедствовал. Обучался в Курской ДС, где на усердного студента обратил внимание ректор архим. Анатолий (Мартыновский; впосл. архиепископ Могилёвский), к-рый стал его покровителем. Окончил курс 2-м, продолжил образование в КДА. 8 дек. 1834 г. пострижен в монашество в киевском Братском в честь Богоявления монастыре, 1 янв. 1835 г. рукоположен во диакона в Киево-Печерской лавре, а 21 июля того же года - во иерея в Златоверхом киевском во имя святого архангела Михаила монастыре. Одним из первых трудов Е. стало историко-апологетическое соч. «Кто был первый митрополит Киевский?» (Собр. соч. студентов КДА. К., 1839. Т. 1. С. 195-243), в котором он ставил задачу подтвердить первенство свт. Михаила на Киевской кафедре. 7 окт. 1835 г. удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром СПбДА. 8 июля 1836 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 10 июля 1838 г. действительный член конференции СПбДА, с 30 марта 1839 г. член С.-Петербургского духовного цензурного комитета. В академии подружился с инспектором архим. Платоном (Городецким; впосл. митрополит Киевский).

Евсевий (Ильинский), архиеп. Тверской и Кашинский. Фотография. 70-е гг. XIX в.Евсевий (Ильинский), архиеп. Тверской и Кашинский. Фотография. 70-е гг. XIX в.27 сент. 1839 г. Е. был переведен на должность ректора Киевской ДС, 29 окт. того же года возведен в сан архимандрита, с 4 дек. являлся присутствующим в Киевской духовной консистории. Стал близким помощником Киевского митр. св. Филарета (Амфитеатрова). 31 мая 1840 г. назначен членом Киевского духовно-цензурного комитета, конференции КДА и окружного академического правления, 2 янв. 1842 г.- цензором проповедей. С 15 июля 1841 г. Е. был настоятелем киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила монастыря. Инспектировал Черкасское и Богуславское духовные уч-ща (июль 1840), Черниговскую (июль 1842) и Орловскую (июль 1844) семинарии.

31 дек. 1844 г. по просьбе Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) получил назначение на должность ректора и профессора богословских наук Литовской ДС. Согласно характеристике архиеп. Иосифа, «едва ли бы еще можно было найти другого архимандрита из великорусских, столь соответственного здешним обстоятельствам. Смею уверить, что он будет украшением Церкви, на каковом месте ни был поставлен» (Иосиф (Семашко). 1883. Т. 2. С. 290). В связи с переездом семинарии из жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в виленский во имя Святой Троицы монастырь с 18 апр. 1845 г. Е. был членом строительного комитета по перемещению ДС. В семинарии преподавал догматическое богословие. С 29 нояб. 1845 г. цензор проповедей, с 20 дек. духовный цензор, с 11 нояб. 1846 г. член епархиального попечительства, с 11 дек.- комитета Литовской ДС для собрания этнографических сведений о России. В июле 1845 г. инспектировал Борунское уездно-приходское уч-ще, в июле 1846 г.- Супрасльское, Кобринское, Жировицкое и Виленское духовные уч-ща. 27 июня 1845 г. назначен настоятелем обращенной в 3-й класс виленской Троицкой обители с предоставлением Е. степени настоятеля 2-классного мон-ря. По инициативе Е. Троицкая ц. была приспособлена для зимних богослужений, в 1852 г. он пожертвовал в монастырь утварь. 2 июля 1845 г. освятил придел святых Константина и Елены в соборе виленского в честь Сошествия Св. Духа мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь). С 19 июля 1846 г. благочинный мон-рей Виленской и Ковенской губерний. 4 дек. 1848 г. назначен настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в связи с предстоящей хиротонией. По ходатайству Е. Киевский митр. Филарет прислал из ризницы Киево-Печерской лавры 11 архиерейских облачений для обители, был пожертвован ряд икон, устроена больница для военных на 100 коек в период эпидемии холеры.

10 дек. 1848 г. по ходатайству Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) Святейший Синод назначил Е. епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 31 дек. архиепископ Иосиф совершил его наречение в присутствии Могилёвского еп. Анатолия (Мартыновского) и викария Литовской епархии, Брестского еп. Игнатия (Железовского). 1 янв. 1849 г. Е. был хиротонисан в Троицком монастыре. В кон. мая - июне 1849 г. Е. инспектировал 45 церквей Лидского, Ошмянского и Трокского уездов. С 15 сент. до 15 окт. временно управлял Литовской епархией при отъезде архиеп. Иосифа. 29-31 марта 1851 г. назначен епископом Подольским. На новой кафедре заботился о качестве проповедей, часто читал поучения, говорил просто и ясно, любил служить в сельских храмах. В февр. 1854 г. подготовил аналитическую записку в Синод о причинах распространения старообрядчества, в к-рой предлагал достаточно строгие меры противодействия, включая закрытие молитвенных домов, одновременно указывал на невысокий образовательный уровень синодальных священников. В 1857 г. осуществил ревизию Подольской ДС. С 10 янв. 1858 г. временно управлял Киевской епархией.

Евсевий (Ильинский), архиеп. Карталинский и Кахетинский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIXЕвсевий (Ильинский), архиеп. Карталинский и Кахетинский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX1 марта 1858 г. Е. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Синода. 25 окт. 1865 г. был утвержден новый штат канцелярии экзарха Грузии из 9 лиц и выделено 4050 р. штатной суммы. Была устранена откупная продажа церковных восковых свечей, лишавшая духовенство свечного дохода, свечи с 1866 г. стали изготовлять на церковном заводе. В 1868 г. Е. ходатайствовал об учреждении вик-ства в Осетии с центром во Владикавказе, что осуществилось лишь 3 апр. 1875 г. В 1869 г. Абхазская, а в 1873 г. Мингрельская епархии были присоединены к Имеретинской, при последней было учреждено Мингрельское вик-ство.

В июне 1860 г. было учреждено Общество восстановления православного христианства на Кавказе, Е. стал его активным членом и вице-председателем, с 1861 г.- почетным членом. В 1867 г. к Православию были присоединены 167 ассирийцев, проживавших в Эриванской губ. Духовно-просветительная деятельность сочеталась с умеренной русификаторской политикой (напр., назначались преимущественно рус. смотрители духовных уч-щ), с 1863 по 1869 г. происходила секуляризация церковных имений. В 1863 г. Е. учредил б-ку при Тифлисской ДС. В 1866 г. Е. основал при Самтаврском мцхетском во имя равноап. Нины мон-ре (см. Самтавро) груз. уч-ще для девочек духовного звания. В результате реформы духовно-учебных заведений в 1867 г. повысилась роль духовенства в управлении церковноприходскими попечительствами. В 1868 г. Е. утвердил устав жен. епархиальных уч-щ, согласно к-рому обучение включало Закон Божий, катехизис, церковную историю, рус. и груз. языки, географию, пение, историю России и Грузии и рукоделие (вязание и шитье).

Е. освятил обновленные Сионский Успенский собор после росписей Г. Г. Гагарина (1861), ц. во имя ап. Андрея при Тифлисской ДС (1862), ц. во имя Св. Троицы (1863), Мцхетский собор (1874) и совершил закладку 3-престольного храма Кавказской Армии в память покорения Кавказа в 1864 г. Инициировал возобновление деятельности Комитета по исправлению груз. («Бакаровской») Библии. Однако Е. был непопулярен среди груз. населения, подвергался критике в местной прессе. Н. Н. Дурново, называвший Е. корыстолюбивым и грубым архиереем, утверждал, что именно он участвовал в фактическом разграблении древностей из ризниц груз. патриархов-католикосов и Гелатского мон-ря (см. Гелати). Современники свидетельствовали, что по инициативе Е. были вывезены и впосл. проданы коллекционерам чудотворная Хахульская икона Божией Матери X в. с древними украшениями и древнегруз. Евангелие с окладом XI в. из Гелатского мон-ря, а также драгоценные камни с Сионской иконы Божией Матери и с облачения Имеретинских католикосов XV в., взята золотая утварь из Сионского собора и 7 мон-рей.

С 8 дек. 1877 г. архиепископ Тверской и Кашинский, прибыл в Тверь на Благовещение в 1878 г. Уже за 1-й год пребывания на кафедре посетил все церкви в уездных городах и мн. сельские храмы. 11 мая 1878 г. возглавил церемонию закладки здания Тверской ДС с храмом во имя свт. Тихона Задонского. Особенно любил служить в кафедральном соборе. Смертельно заболел в кон. февр. 1879 г. Погребен Калужским архиеп. Григорием (Митькевичем) и викарием С.-Петербургской епархии, Ладожским еп. Ермогеном (Добронравиным) 17 марта 1879 г. в кафедральном Преображенском соборе в Твери. Собор уничтожен в 1935 г., захоронение утрачено.

Е. награжден орденами св. Анны 2-й (1844) и 1-й (1851) степени, св. Александра Невского (1861) и алмазными знаками к нему (1871), св. Владимира 3-й (1847), 2-й (1860) и 1-й (1877) степени. Почетный член Кавказского об-ва сельского хозяйства (1858), Московского сельскохозяйственного об-ва (1859), Кавказского отдела Русского географического об-ва (1859), Кавказского медицинского об-ва (1864), Об-ва ревнителей Православия и благотворителей Северо-Западного края (1869), КДА (1869), Общества любителей духовного просвещения (1870), Церковно-археологического об-ва при КДА (1873), КазДА (1875), член Об-ва любителей кавказской археологии (1873) и др.

Е. был известен как проповедник, получили распространение его речи по случаю подавления рус. войсками Венгерского восстания в 1849 г., восшествия на престол и коронации имп. Александра II, покорения Кавказа в 1864 г. и др., а также ряд духовных размышлений, близких по жанру к проповедям. Е. написал неск. обзорных работ по истории древней Церкви: об ап. Варнаве, о сщмч. Иринее Лионском, переводил труды сщмч. Иринея, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Александрийского, прп. Антония Великого, прп. Ефрема Сирина, исп. Навкратия Студита. Активно участвовал в благотворительной деятельности, был почетным членом Ковенского детского приюта (1849), по должности состоял вице-президентом попечительных о тюрьмах комитетов в Ковно (1851), Каменце-Подольске (с 1852) и Тифлисе (с 1866). Жертвовал на содержание храмов Белгорода. Направлял средства на нужды вдов и сирот духовного звания. Во время Крымской (1853-1856) и русско-тур. (1877-1878) войн помогал деньгами рус. армии. Неоднократно дарил духовную лит-ру, в т. ч. собственные сочинения, в б-ки духовных учебных заведений: СПбДА, КазДА, КДА, Курской и Тифлисской семинарий, Тифлисского ДУ, а также груз. попечительству о бедных духовного звания.

Соч.: Собр. соч. и пер. СПб., 1858. 3 т.; Лекции по классу церк. красноречия. СПб., 1837. Литогр.; Слова. Вильно, 1850-1851. Т. 1-2; Ковно, 1851. Т. 3; Слова. Каменец-Подольск, 1851; Речи. Тифлис, 1864; Слова и речи. СПб., 1864; То же. Тифлис, 1866; То же. СПб., 1870; Слова, поучения и речи. СПб., 1875; Поучения, слова, беседы и речь. СПб., 1876; Переводы из творений св. отцов и [нек-рые] соч. Тверь, 1878.
Лит.: Иоселиани П. Описание древностей г. Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 64, 83; 50-летний юбилей КДА. К., 1869. С. 411; 50-летний юбилей правосл. Литовской ДС, 7 окт. 1878 г. Вильна, 1878. С. 171-184; Послужной список синодального члена Евсевия, архиеп. Тверского и Кашинского // Тверские ЕВ. 1879. № 7. С. 119-128; Кр. сведения о последних днях высокопреосв. Евсевия, архиеп. Тверского и Кашинского // Там же. С. 129-136; Высокопреосв. Евсевий: (Некр.) // Подольские ЕВ. 1879. № 9. С. 338; Иосиф (Семашко), митр. Записки. СПб., 1883. 3 т.; Щербицкий О. В. Виленский Св.-Троицкий мон-рь. Вильна, 1885. С. 123-125, 182; Путятин П. А. Восп. // РС. 1888. Т. 57. Март. С. 715; Е. Н. Из памятной книжки: (Марткобский мон-рь. Экзарх Грузии Евсевий) // ПС. 1889. Июль. С. 445-454; Извеков Н. Д., свящ. История Литовской ДС. Вильна, 1892. С. 170-171; он же. Ист. очерк состояния Правосл. Церкви в Литовской епархии за время с 1839-1889. М., 1899. С. 24, 247-248; Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского, и воссоединение западно-рус. униатов с Правосл. Церковью в 1839 г. Вильна, 1893; Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 3, 46-48; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 85-86, 95-96; Кирион (Садзагелов), еп. Кр. очерк истории Груз. Церкви и экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 25-26; Пашкевич М., свящ. Пожайский Успенский 1-кл. мон-рь. Вильна, 1906. С. 67-68, 86; Дурново Н. Н. Судьбы Груз. Церкви. М., 1909. Вып. 4. С. 84-85; Безгодов А. А. Старообрядчество Подольской губ. 1850-х гг. по донесению Евсевия, еп. Подольского и Брацлавского // Липоване: История и культура рус.-старообрядцев. Од., 2005. Вып. 2.
Свящ. Александр Берташ

Иконография

Архиеп. Евсевий (Ильинский). Портрет. 2-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)Архиеп. Евсевий (Ильинский). Портрет. 2-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Живописный портрет Е. 2-й пол. XIX в. (НКПИКЗ), находившийся в КДА (возможно, написан после избрания Е. почетным членом КДА), представляет архиерея сидящим в кресле, вполоборота вправо, в клобуке с крестом, в серой рясе с зелеными обшлагами, на груди панагия с образом Спасителя и неск. наград, скрещенные ладони лежат на корешке книги. Он не стар, с карими глазами, волосы и борода с проседью. На др. портрете 50-х гг. XIX в. из архиерейского дома в Каменце (не сохр.?) (см.: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.) Е. был изображен сравнительно молодым, с длинными волосами и окладистой темной бородой, в рясе и клобуке, с орденом и звездой св. Анны, орденом св. Владимира 3-й степени, руки сложены на книге, на левой четки. 3-й живописный портрет, очевидно 1883 г. (НКПИКЗ),- фронтальное изображение Е.-старца, в черной рясе и клобуке с крестом, с книгой в правой руке и четками в левой, на груди панагия с образом Спасителя, ордена св. Александра Невского, св. Владимира и 2 звезды. Судя по монохромному колориту и упрощенной манере письма, произведение могло входить в число портретов, предназначенных для Киевской ДС (Е. служил там ректором). Хотя внешний облик изображенного близок к портретам Е., не исключено, что здесь запечатлен архиеп. Евсевий (Орлинский), в таком случае надпись на обороте («1883 г. П. В. Пр. Евсевий») указывает не дату создания полотна, а год преставления архипастыря.

В период служения Е. экзархом Грузии напечатаны литографии с его портретом: работа П. Ф. Бореля в мастерской А. И. Траншеля, нач. 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА), и лист с тоном А. Швана в литографии К. Томсона в Тифлисе, 1866 г. (ГИМ). На 1-м эстампе Е., с длинными густыми прядями волос и окладистой раздвоенной бородой, представлен почти фронтально, по пояс, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память Крымской войны, орденским знаком св. Александра Невского и звездой св. Анны, в правой руке книга, в левой четки. Др. лист показывает иерарха поколенно, в архиерейской мантии и клобуке с крестом, с многочисленными наградами, благословляющей десницей и жезлом с сулоком в левой руке, рисунок вписан в овал. Эстамп с поколенным изображением Е. (с орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени и звездами, правая рука на книге, левая с четками на коленях) помещен в издании: Слова и речи Евсевия, архиеп., экзарха Грузии. СПб., 1870 (экземпляр РГБ - из б-ки Новомихайловского дворца в С.-Петербурге).

Е. В. Лопухина, Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВСЕВИЙ (Орлинский Евфимий Поликарпович; 1806 - 1883), архиеп. Могилёвский и Мстиславский
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АНТОНИЙ (Амфитеатров; 1815-1879), архиеп. Казанский и Свияжский
  • АНТОНИЙ (Герасимов-Зыбелин; 1730-1797), архиеп. Казанский и Симбирский
  • ВИТАЛИЙ (Борисов-Жегачёв; 1779 - 1840 (по др. данным, 1841)), архиеп. Астраханский и Енотаевский
  • ВЛАДИМИР (Петров Иван Степанович; 1828 - 1897), архиеп. Казанский и Свияжский
  • ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский
  • ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский