ЕВСТОХИЙ
Том XVII , С. 326-327
опубликовано: 3 апреля 2013г.

ЕВСТОХИЙ

[греч. Εὐστόχιος], патриарх Иерусалимский (552/3-563). В позднейших источниках часто его имя ошибочно передается как Евтихий (см., напр.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 8; Eutych. Annales. P. 204. 21-22). До восшествия на патриарший Иерусалимский престол Е. был монахом и экономом Александрийской Церкви. Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского, прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Е. под стражу. Е. удалось бежать в К-поль. Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (532), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 г. умер патриарх Петр Иерусалимский, крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме. Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление имп. Юстиниану I, который приказал низложить Макария и поставить Е., пребывавшего в то время в К-поле (дек. 552). Конон побудил Е. исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с к-рым бы он отправился в Иерусалим. Е. составил сочинение, в к-ром излагал все «безбожные мнения» оригенистов. В помощь Е. из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с 3 епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора Вселенскому V Собору, и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм.

Е. отбыл в Палестину до 6 янв. 553 г., поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным свт. Евтихием, патриархом К-польским, для папы Вигилия, которое подписали присутствовавшие в К-поле свт. Аполлинарий Александрийский и Домн III Антиохийский. Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Е. не смог присутствовать на V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. и отправил 3 епископов своего Патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игум. Евлогия из лавры прп. Феодосия Великого, игум. Кириака из лавры Источника (Πηϒή) и столпника Панкратия. 2 последних вместе с игум. Великой Лавры Кононом во время проведения V Вселенского Собора передали имп. Юстиниану челобитную против оригенистов.

По окончании работы Собора его акты были разосланы во все Поместные Церкви. В Иерусалиме Е. собрал Поместный Собор, утвердивший решения Вселенского Собора. Еп. Александр Авильский отказался присутствовать на Иерусалимском Соборе, за что был низложен. Акты V Вселенского Собора были предложены на рассмотрение монахам-оригенистам Новой лавры. После того как они отказались одобрить деяния Вселенского Собора, Е. в течение 8 месяцев уговаривал их сделать это, не добившись желаемого результата, он с помощью военных во главе с дуксом Анастасием изгнал их из Новой лавры и из Палестины. Лавра была заселена 120 монахами, 60 из к-рых до этого были насельниками Великой Лавры, а 60 - др. мон-рей палестинской пустыни. Во главе Новой лавры Е. поставил некоего Иоанна (21 февр. 554).

В 563 или 564 г. имп. Юстиниан начинает подозревать Е. в оригенистских симпатиях. Э. Штейн (Stein. 1949. P. 685) связывает низложение Е. с интригами при дворе епископа Иоппийского, имя к-рого в источниках не указано. После низложения Е. на Иерусалимскую кафедру был возвращен его предшественник патриарх Макарий II. Согласно сведениям монофизитского церковного историка VI в. Иоанна, еп. Эфесского, Е. был низложен за то, что активно противостоял язычникам во время своего Патриаршества, и именно они воздвигли против него несправедливые обвинения. После низложения Е. вернулся в К-поль и поселился в келье во дворце Гормизда, где проживало много вост. монахов, собранных там еще имп. Феодорой. Он пользовался большим уважением среди царствующих особ и сановников, которые его часто посещали. Согласно тому же Иоанну Эфесскому, в 3-й год правления имп. Тиверия I (580) Е. был убит своим слугой, к-рый за это по приказу императора был брошен на съедение зверям. Имя Е. упоминается в одной надписи в Иерусалиме, датируемой сент. 556 - мартом 557 г. (DACL. Vol. 13. Col. 855).

Ист.: Eutych. Annales. P. 204. 21-22; Ioan. Ephes. Hist. eccl. Pt. 3: Textus. P. 167-168; Versio. P. 124-125; Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 2857; Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 198. 18-200. 4; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / Ed. J. Bidez and L. Parmentier. L., 1898. P. 186. 17-18, 28-33; 187. 4-16; 190. 13-16; Theoph. Chron. Р. 242. 13-20, 27-30.
Лит.: Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6 Jh. und das 5 allgemeine Konzil. Münster, 1899. S. 28-32, 62-66; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P.; Brux.; Amst., 1949. Vol. 2. P. 629, 655-656, 664, 685; Esbroek M., van. La lettre de l'empereur Justinien sur l'Annonciation et la Noël en 561 // AnBoll. 1968. T. 86. P. 351-371; idem. L'homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l'origénisme paléstinien en 551 // OCP. 1985. Vol. 51. P. 33-59; Heyer F. Kirchengeschichte des Heiligen Landes. Stuttg., 1984. S. 68-70; Grillmeier A. La «Pest d'Origène» // ΑΛΕΞΑΝϪΡΙΝΑ: Mélanges offerts au P. C. Mondésert. P., 1987. P. 221-237; idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg; Вasel; W., 2002. Bd. 2/3: Die Kirche von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600. S. 7, 9-10, 85, 169, 171.
М. В. Грацианский
Рубрики
Ключевые слова
См.также