ЕВФИМИЙ САЙФИ
Том XVII , С. 455-457
опубликовано: 19 апреля 2013г.

ЕВФИМИЙ САЙФИ

Евфимий Са́йфи [ас-Сайфи] (1643, Дамаск - 27.11.1723, там же), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви. Род. в зажиточной христ. семье; мирское имя - Михаил. В юности был близок к Антиохийскому патриарху Макарию III аз-Заиму и его внуку (сыну архидиак. Павла Алеппского) Константину (впосл. патриарх Кирилл V). Обучался в патриаршей школе, а также у лат. миссионеров, что повлияло на формирование его прокатолич. взглядов. Богословское образование завершил под рук. Неофита Хиосского, митр. Хамы (впосл. патриарх Антиохийский), который в 1666 г. рукоположил его во диакона. Священнический сан принял от патриарха Макария III, поручившего ему также преподавание в своей школе. В 1682 г. возведен патриархом Кириллом V на Тиро-Сидонскую кафедру.

Архиерейское служение Е. С. в кон. XVII в. совпало со временем заметного укрепления католич. влияния на христ. Востоке. Сир. мелькитское (правосл.) купечество было заинтересовано в поддержке европ. консулов, дававших защиту от произвола османских властей и нападений мальтийских пиратов. За это покровительство надо было платить переходом в унию. Тогда же католич. миссионеры открыли в городах Сирии множество школ. Часть восточнохрист. духовенства охотно шла на сотрудничество с католиками, надеясь при их помощи поднять уровень образования и культуры своей паствы. После ряда поражений турок от европ. армий в кон. XVII в. престиж католич. держав на Ближ. Востоке резко вырос; одновременно ослабел контроль Стамбула над араб. провинциями.

20 дек. 1683 г. Е. С. официально принял католичество, о чем уведомил Рим через капуцинского миссионера. На почве совместных коммерческих интересов Е. С. сумел установить дружественные отношения с друзскими эмирами Юж. Ливана и османскими властями Сайды. Это обеспечило ему независимость от Антиохийского патриарха. Е. С. получал регулярные субсидии из Рима и вел активную миссионерскую деятельность, пропагандируя католичество среди паломников, проезжавших через Сайду, христиан Горного Ливана, Хаурана и Палестины. С этой целью он учредил в 1684 г. араб. монашескую конгрегацию аль-Мухаллисия (василианский орден мелькитов Св. Спасителя - Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum; см. в ст. Василиане). В 1711 г. в горах недалеко от Сайды Е. С. основал мон-рь Дайр-эль-Мухаллис (мон-рь Спасителя), ставший одним из центров униат. монашеского движения. На рубеже XVII и XVIII вв. симпатии к католичеству проявляли епископы Бейрута, Баальбека, Триполи, Сайднаи. Они сгруппировались вокруг Е. С., к-рый в дек. 1701 г. был назначен Конгрегацией пропаганды веры администратором всех мелькитов-католиков Антиохийского Патриархата.

Патриарх Кирилл V долгое время не мог препятствовать деятельности Е. С. В 1685/86 г. в Антиохийской Церкви начался раскол между Кириллом и Афанасием III Даббасом, претендовавшим на Патриаршество. Хотя последний был известен как филокатолик, Е. С., возможно, уже тогда считал его опасным конкурентом и придерживался в этом конфликте нейтралитета. В окт. 1694 г. иерархи примирились: Афанасий отказался от Патриаршества в обмен на Халебскую кафедру и право наследования Патриаршего престола после Кирилла. По нек-рым данным, примирение могло произойти под давлением прокатолически настроенных епископов, угрожавших низложить обоих соперников и избрать патриархом Е. С.

Одним из важнейших направлений своей деятельности Е. С. считал реформирование литургической и церковно-дисциплинарной практики, что вызвало активное неприятие как среди православных, так и среди католиков. Характерны резкие высказывания о Е. С. рус. паломника старообрядца свящ. Иоанна Лукьянова, встречавшегося с ним в 1701 г. Не позднее 1719 г. Афанасий Даббас поручил своему секретарю диак. Абдаллаху Захиру составить ряд трактатов в обличение обрядовых новшеств Е. С.; патриарх Кирилл также отзывался о них негативно. В 10-х гг. XVIII в. митрополит отстаивал свои взгляды в переписке с Римом; Ватикан реагировал на эту полемику уклончиво, а после смерти Е. С. все его литургические нововведения были осуждены.

Е. С. славился в арабо-христ. кругах ученостью; современники называли его «сосуд знания» (араб.    ). Однако в совр. науке встречаются критические отзывы о его уровне владения лит. араб. языком и о стандартах «учености» в мелькитской среде соответственно (Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society: an Interpretation. Princeton, 1970. P. 17). Главное лит. сочинение Е. С.- полемический трактат «Блестящее доказательство» (  ), написанный в ответ на появление в 1704 г. араб. перевода «Катехизиса» греч. автора Захарии Герганоса. В своей работе Е. С. доказывал базовое сходство католич. и правосл. вероучений, обосновывал примат ап. Петра и обличал представления православных об учениях о Filioque, о чистилище и о блаженстве святых до Страшного Суда. Книга была издана в Риме в 1710 г. (2-е изд. в Иерусалиме в 1863). В 1711 г. в Италии И. С. Ассемани перевел это сочинение на лат. язык; Е. С. настаивал также на греч. переводе.

Деятельность Е. С. вызывала растущее раздражение в правосл. кругах, особенно греческих. Есть упоминания о том, что уже в нач. XVIII в. Антиохийский патриарх отлучил Е. С. от Церкви. В кон. 1714 г. Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара обнародовал окружное послание с осуждением трактата Е. С. К-польский патриарх Иеремия III в окт. 1718 г. предал Е. С. анафеме и присудил его к ссылке. Патриаршая грамота, подписанная также Хрисанфом Иерусалимским, была отправлена Кириллу Антиохийскому, к-рый, однако, не принял в отношении Е. С. серьезных мер.

Одним из объектов борьбы между Е. С. и Иерусалимским патриархом Хрисанфом был быстро растущий г. Акка (Акко), ставший в XVIII в. крупнейшим портом Вост. Средиземноморья. В нач. 10-х гг. того же века Е. С. направил туда для проповеди католичества своего племянника и ближайшего сподвижника Серафима Таноса (впосл. униат. патриарх Кирилл VI). В 1721/22 г. Е. С. удалось при хорошо оплаченном содействии сайдского паши Османа Абу Таука присоединить Акку к своему диоцезу. Однако вскоре патриарх Хрисанф добился возвращения города в юрисдикцию Иерусалимской Церкви, а местная католич. община подверглась преследованиям.

Е. С. рассчитывал унаследовать Патриарший престол после Кирилла V и вступил в соперничество с Афанасием Даббасом, к-рого в Риме продолжали считать законным Антиохийским патриархом. В письмах в Конгрегацию пропаганды веры Е. С. обвинял Афанасия в лицемерии. В условиях растущего влияния католич. держав на Ближ. Востоке патриарх Кирилл в 1716 г. предпринял попытку примириться с Римом. Через посредство Е. С. и Серафима Таноса он направил в Ватикан ряд посланий, в к-рых соглашался на признание главенства папы и католич. догматов. Однако сближение патриарха с Римом было продиктовано чисто политическими причинами; не получив от Ватикана ожидаемой поддержки, Кирилл охладел и к унии и к Е. С.

В янв. 1720 г. Кирилл V умер. Притязания Е. С. на Патриаршество не получили абсолютной поддержки в католич. мире: он мог опереться на иезуитов и франц. дипломатов, в то время как за Афанасием Даббасом стояли влиятельные на Ближ. Востоке монахи-францисканцы, гл. обр. испан. и итал. происхождения. Кроме того, Афанасий имел широкие связи в правосл. кругах Балкан и определенную поддержку К-польского Патриархата. Т. о., Афанасий стал новым патриархом, а его отношения с Е. С. были окончательно испорчены.

В 1722 г. Афанасий был вызван в Стамбул, где в присутствии К-польского и Иерусалимского патриархов подтвердил свое правосл. исповедание. 3 патриарха издали новое постановление об отлучении и о низложении Е. С. и обратились к османскому правительству с просьбой о ссылке митрополита в Адану.

После перевода его покровителя Осман-паши из Сайды в Дамаск Е. С. был арестован и 3 месяца провел в заключении в цитадели Сайды. После освобождения Е. С. перебрался под защиту Осман-паши в Дамаск, где вскоре скончался. Через неск. месяцев умер патриарх Афанасий, и Антиохийская Церковь окончательно раскололась на правосл. и униат. общины (см. ст. Мелькитская католическая Церковь).

Е. С. оставил ряд поэтических сочинений и обширное эпистолярное наследие: переписку с Римскими папами, Конгрегацией пропаганды веры и франц. консулами в Леванте. Значительное число его писем за 1701-1723 гг. опубликовано.

Ист.: Путешествие в Святую землю свящ. Лукьянова // РА. 1863. Вып. 3. Стб. 239; Rabbath A. Documents inédits pour servir à l'histoire du Christianisme en Orient. P. etc., 1905. T. 1-2.
Лит.: Соколов И. И. Церковные события в Сирии в кон. XVII и в нач. XVIII вв. // СИППО. 1912. Т. 23. С. 312-346; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 179-184; Nasrallah J. Euthyme Saifi // DHGE. T. 16. Col. 64-74 [Библиогр.]; idem. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 185-192; Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za'im (1672-1720) // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. T. 2. P. 67-90.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также