ЕВФРОСИН
Том XVII , С. 473-474
опубликовано: 21 апреля 2013г.

ЕВФРОСИН

Прп. Евфросин Курженский. Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор вел. кн. блгв. Александра Невского, Петрозаводск)Прп. Евфросин Курженский. Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор вел. кн. блгв. Александра Невского, Петрозаводск) († 1661/62?, Курженская (Андомская) пуст.), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник. Почитание Е. отразилось в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Среди святых г. Каргополя в «Описании...» указан «преподобный отец Ефросин пустынник, Куржеский чудотворец, иже в Андогской пустыне преставися в лето 7160 (1652)» (Описание о российских святых. С. 180). В ряде списков «Описания...» вместо Андогской пуст. указана Андомская пуст., напр. в рукописи РНБ. Q.I.603 (кон. XVIII в.), и Е. именуется «Андамской пустыни начальник». Можно с большой долей уверенности предположить, что Е. с сер. 50-х гг. XVII в. подвизался, возможно был строителем, в Курженской муж. пуст., где и скончался (неверным представляется мнение Е. Е. Голубинского о том, что Е. именовался Куржеским «или по родовой своей фамилии, или по месту своего рождения» - Голубинский. Канонизация святых. С. 323-324). Курженская пуст. находилась на острове Курженского оз. в Вытегорском у., в 90 км к северо-востоку от г. Вытегра, у истока р. Андомы (ныне Вологодская обл.), по-видимому, именовалась также Андомской (Андомской называлась еще одна пустынь - во имя свт. Николая, находившаяся в 12 км от Курженского оз. на Андоме (Зверинский. Т. 3. № 1368. С. 13); в лит-ре встречаются неверные указания на то, что Е. подвизался также и в данном мон-ре (см., напр.: Робинсон. 1963. С. 303. Примеч. к с. 190)). На рубеже 60-х и 70-х гг. XVII в. Курженская пуст. была важным центром старообрядчества, вслед. чего по повелению Новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) осенью 1671 г. она подверглась разгрому, церковь в ней была сожжена. В сер. XIX в. на месте пустыни находились часовня и памятник Е. (Зверинский. Т. 3. № 1707. С. 86). (Существуют фальшивые акты старообрядческого Курженского Собора 1656 г., в к-ром будто бы участвовал К-польский патриарх Афанасий. Собор предал анафеме реформированные обряды и постановил перекрещивать всех «еретиков», в т. ч. «никониан».)

Важные сведения о Е. содержатся в ранних старообрядческих сочинениях. О пустыннике писал один из учителей раннего старообрядчества Епифаний в своем Житии (составлено между 1667 и 1676). Епифаний был знаком с преподобным, называл его «святым», «любимым другом, братом и отцом». Епифаний рассказал, что Е. «от никонияньския ереси» бежал в «Андомскую пустыню... и скончася тамо о Христе Исусе... Аз у него в пустыне год жил во единой келии, и правило с ним въместе говорили; зело христолюбив человек был, безмолвие вельми любил». К Е. в Андомскую пуст. часто приходили скрывавшиеся от властей старообрядцы. В 1657/58 г. здесь ок. года жил Епифаний, позднее - некий странствующий мон. Варлаам, к-рый оставался у Е. больше года, до кончины преподобного. В нач. 60-х гг. Варлаам сообщил о смерти Е. Епифанию, к-рый подвизался тогда в Троицком Сунарецком мон-ре (см. Кирилл Сунарецкий). Варлаам назвал Е. «святым», «чюдным мужем... зело любившим безмолвие», и рассказал, что после кончины преподобный «дивныя чудеса творит благодатию Духа Святаго» (Житие инока Епифания. С. 88). Опечаленный смертью «сердечного друга», Епифаний часто в молитвах призывал Е. и сподобился явления преподобного, к-рый повелел прилежно молиться Пресв. Богородице. Обращаясь к Е., Епифаний сказал: «Ведаю аз, что ты давно умер» (Житие инока Епифания. С. 88; рассказ о видении Е. Епифанию содержится также в «автобиографической записке» Епифания, дошедшей в составе «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения» инока Авраамия; см.: Карманова. 1999. С. 257). Т. о., кончина преподобного последовала после 1659/60 г., когда Варлаам мог жить в Андомской (Курженской) пуст., и за неск. лет до видения, бывшего между 1663 и 1664 гг. (датировку видения см.: Робинсон. 1963. С. 190-191, 303), следов., Е. скончался ок. 1661-1662 гг. (Если считать, что дата кончины Е. в опубликованном «Описании о российских святых» (7160) не дописана в части единиц, можно предположить, что в данном каталоге мог быть указан 7169 (1660/61) год. В различных списках «Описания...» в качестве даты кончины Е. встречаются также 1641, 1651 гг.)

С. А. Зеньковский (Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995. С. 275-276) вслед за В. О. Ключевским (Ключевский В. О. Новооткрытый памятник по истории раскола // БВ. 1896. № 3. С. 490-499) и Х. М. Лопарёвым (Лопарёв Х. М. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственной смерти. СПб., 1895. С. 010-011. (ПДП; 108)) считал, что Е. и Евфросин, автор «Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственной смерти», одно лицо. Эта т. зр. неверна, поскольку автор «Отразительного писания...» был жив еще в 1691 г.

Почитание Е. отразилось в сочинениях выговских авторов (см.: Выголексинское общежительство). В «Слове надгробном Петру Прокопьеву» (1719) Андрей Денисов (см. Денисовы) пишет, что Досифей, один из основателей старообрядчества, «благочестия ради крыяся... иже часто прибегая в пустынной некоей Куржетской обители, ея строении преподобнаго некоего старца Ефросина, в нейже и святыя церкви бяху» (Денисов. 2003. С. 266). Те же сведения повторены в зависимой в этой части от сочинения Андрея Денисова «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, назвавшего мон-рь Курженским (Филиппов. 1862. С. 79). По свидетельству Жития Кирилла Сунарецкого (составлено на Выге между 1733 и 1740), Кирилл, странствуя по мон-рям, ок. 1640 г. «отиде в пределы града Олонца, пришед же в Курженскую пустыню, идеже благоухает в земленых недрех преподобный Еуфросин Анъдомский, и тамо смотряше иноческих уставов прилежно» (БАН. Дружин. № 999. Л. 14 об.- 15). Упоминание Е. в данном тексте следует рассматривать не как указание на то, что к кон. 30-х гг. XVII в. святого уже не было в живых, а как свидетельство почитания его в кругу, где составлялось Житие Кирилла Сунарецкого.

Выговцы способствовали сохранению молитвенной памяти о Е. Его имя было включено Семеном Денисовым в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их», написанное в 30-х гг. XVIII в. Здесь в ряду севернорус. почитавшихся старообрядцами святых (таких как Евфимий Архангелогородский, Геннадий (Качалов) Сурский) назван и «Евфросин Андомский, на западе лет возсиявшая всекрасная благодатная заря» (ГИМ. Муз. № 1510. Л. 15 об.). «Слово воспоминательное...» Семена Денисова было дважды издано старообрядцами в Супрасле и Гродно в 1786 г. (Служба всем российским чудотворцам. Гродно, 1786. Л. 44-152 об.; То же. Супрасль, 1786). Как установил И. Спасский, экземпляр гродненского издания, включавший службу российским святым Григория Суздальского и «Слово воспоминательное...» Семена Денисова, «находился в руках редакторов «Службы всем святым, в земле Российстей просиявшим», работавших с ним в дни Собора 1917 г. для подготовки нового текста службы» (Спасский И. Первая служба всем русским святым и ее автор // ЖМП. 1949. № 8. С. 52; этот экземпляр издания труда Семена Денисова с карандашными пометами хранится в Отделе редкой книги РГБ).

Память Е. включена в ряд рукописных правосл. месяцесловов. На основании Кайдаловских святцев архиеп. Сергий (Спасский) указал память Е. под 21 июля. В хронологическом списке всех рус. святых, составленном игум. Андроником (Трубачёвым), память Е. отнесена к 20 марта - дню памяти прп. Евфросина Синозерского (Андроник (Трубачёв), игум. Святая Русь // Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 735). Общерус. канонизацией Е. можно считать включение его имени в 80-х гг. XX в. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374).

Ист.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пуст. СПб., 1862. С. 79-80; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Житие инока Епифания // Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой / Изд. подгот.: Н. В. Понырко. СПб., 1994. С. 87-89; Карманова О. Я. Автобиографическая записка соловецкого инока Епифания: (К пробл. мотивации текста) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.) / Отв. ред. и сост.: Е. М. Юхименко. М., 1999. [Вып. 2]. С. 247-260; Денисов А. Слово надгробное Петру Прокопьеву / Публ.: Е. М. Юхименко // Выговская поморская пуст. и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 266, 270-272.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 881; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 181-182; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 100.
В. И. Галко, А. А. Романова, Е. М. Юхименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых)
  • ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ пустынник, прп. (пам. 15 янв.)
  • ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
  • ДОРОФЕЙ († кон. IV в.), прп., пустынник Египетский (пам. 16 сент.)
  • ЕВСЕВИЙ († ок. 440), прп. (пам. 15 февр.)
  • ЕВСЕВИЙ († кон. IV в. или после 400), пустынник Сирийский, прп. (пам. 23 янв.)
  • ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
  • ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник
  • ИОАНН Власатый, Каргопольский († 1612, или 1622, или 1592), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших)
  • ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ († 1430), пустынник, чудотворец, прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.)
  • ИСАИЯ Сийский (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых)