ЕВФРОСИН
Том XVII , С. 483-484
опубликовано: 21 апреля 2013г.

ЕВФРОСИН

Содержание

(† после 1460), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.). Основным источником сведений о Е. является 10-я гл. духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих». Прп. Иосиф приводит сведения о Е., рассказывая о своей встрече со святым зимой 1459/60 г., когда прп. Иосиф недолгое время (до февр. 1460) жил в Савватиевом мон-ре.

По свидетельству прп. Иосифа, Е. был «родом князь тепринский», по-видимому из тверских служилых землевладельцев. Прозвище, вероятно, не родовое, по владению. Дер. Тепра Большой половины Задубровской слободы Кашинского у. названа в грамоте царя Иоанна IV Васильевича тверскому Афанасиевскому жен. мон-рю (на Песках) от 15 февр. 1555 г. В грамоте подтверждаются судебные и налоговые льготы обители в отношении ее владений, прежних и новоприобретенных, в частности дер. Тепры, купленной монастырем между 10-ми и нач. 40-х гг. XVI в. у неизвестного владельца (Кучкин В. А. Жалованная грамота тверскому Афанасьевскому мон-рю 1555 г. // ИА. 1960. № 1. С. 220-224).

На рубеже XIV и XV вв. Е. принял постриг (прп. Иосиф свидетельствовал, что к 1459/60 Е. прожил в монашеских подвигах 60 лет), вероятнее всего в Савватиевом мон-ре, став одним из первых его насельников (обитель основана не ранее 90-х гг. XIV в., в 1764 упразднена, храм стал приходским). С большой долей уверенности можно предположить, что духовным наставником Е. был основатель обители прп. Савватий Тверской († не позднее 1434). Через некоторое время Е. покинул Савватиев мон-рь, где его безмолвную жизнь нарушали множество людей, шедших к нему за духовным наставлением, и удалился в новгородские пределы, на остров «на великом озере Невском» (очевидно, в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь), где «доволна лета поживе». Однако и там подвижник не нашел полного безмолвия и вернулся в Савватиев мон-рь. Он поселился «в Саватиеве пустыни... во отходе», т. е. в отшельнической келье неподалеку от монастыря (на этом месте - в «Пустыньке» - в лесу, в полукилометре от бывш. Савватиева мон-ря, сохр. колодец и полуразрушенная пещера, где жили отшельники). Там он подвизался в 1459/60 г., когда в Савватиевом мон-ре находился прп. Иосиф.

Прп. Евфросин Тверской. Фрагмент иконы. Нач. XXI в.Прп. Евфросин Тверской. Фрагмент иконы. Нач. XXI в.

Между 1447 и 1452 гг. Е. исцелил тяжело заболевшую дочь Тверского вел. кн. Бориса Александровича Марию (1442-1467), в 1447 г. обрученную с буд. вел. кн. Иоанном III Васильевичем (брак был заключен в 1452). Умиравшую девочку по повелению кн. Бориса Александровича тверские бояре и духовенство привезли в отшельническую келью Е. и просили святого помолиться о ее здоровье, говоря: «Аще сия жива будет твоих ради святых молитв, отче, то два царства смириши». Преподобный, считая себя недостойным и грешным, долго отказывался, но, умоленный, повелел перенести девочку в храм Савватиева мон-ря, куда вскоре пришел сам и долго молился Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, после чего княжна выздоровела.

Возможно, Е. в конце жизни был настоятелем Савватиева мон-ря. Его имя названо среди настоятелей обители в известном в выписках синодике Савватиева мон-ря (70-е гг. XVII в.), где записано поминание «настоятелей и начальников обители сея: Савватия преподобного, Парфения, Досифея, Евфросина, Нектария преподобного» (синодик Савватиева мон-ря; см.: Егоров, Иванов. 2006. С. 187-189. Вкл. 1. Л. 7).

Местное почитание Е. несомненно существовало к кон. XVII в., как об этом свидетельствует синодик расположенного неподалеку от Савватиевой обители Оршина в честь Вознесения Господня мон-ря (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1776, 1689 г.), в к-ром записано поминание «начальников Саватиевы пустыни преподобных отец Саватия, Парфения, Евфросина, Дорофея». С сер. XIX в. имя Е. вместе с именем прп. Савватия помещалось в общерус. месяцесловах. Имя Е. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось. Празднование Собору Тверских святых было установлено в 1979 г., этот год может считаться годом общерусской канонизации Е. Отдельных дня памяти, тропаря и кондака Е. нет.

Иконография

Древняя иконография Е. неизвестна. В XIX в. существовали образы, на которых представлены прп. Савватий и Е. Одна из таких икон находилась в Знаменской ц. в Савватьеве. На ней были первоначально изображены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие - святые, которых церковные власти в 1-й пол. XIX в. требовали почитать вместо «неканонизированных» прп. Савватия Тверского и его учеников. Существует предание, что образы Соловецких преподобных были написаны в 40-х гг. XIX в. по живописному слою кон. XVIII в. с изображениями прп. Савватия Тверского и Е. В 80-х гг. XIX в. на иконе были сделаны новые надписи: «прп. Евфросин Тверской» и «прп. Савватий Тверской», причем прежние имена не были закрашены. Исправленную икону с «двойной» надписью видел А. А. Митропольский (Митропольский. 1899. С. 55-56). Икону носили во время крестных ходов, в частности 15 июня 1897 г. (Егоров, Иванов. 2006. С. 239). После 1917 г. она была утрачена.

На иконе, появившейся не ранее 2-й пол. XIX в. (скорее всего, ок. 1900), по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), Е. был изображен «глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками» (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 70). Совр. иконография святого основывается на его изображении на иконе «Собор Тверских святых» 1990 г. (ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Этот образ - копия с несохранившейся, известной по фотографии И. Я. Кункина иконы 1900-х гг. из Троицкой ц. в Кашине. По-видимому, кашинский образ являлся одним из нескольких списков с утраченной иконы 1903 г. из ц. во имя Всех Тверских святых в тверской соборной колокольне. Е. изображен старцем с окладистой белой бородой, в монашеской мантии, с непокрытой головой, лоб с высокими залысинами. Именно так Е. представлен на иконе «Преподобные Савватий и Евфросин в молении, с видом Савватиева монастыря» в тверской ц. Воскресения (Трех исповедников) (1994, иконописцы Валерий и Наталия Колтовые) и на иконе «Преподобные Савватий, Евфросин и Нектарий Савватьевские» за правым клиросом в возрожденной Знаменской ц. в дер. Савватьево (2003, иконописец Наталия Андреева). Эта иконография отчасти восходит к образу неизвестного монаха (представлен без нимба) напротив прп. Савватия в сюжете поклонения Кресту на иконе «Обитель прп. Савватия Тверского с сюжетами его жития» 3-й четв. XVI в. (ЦМиАР; см.: Озерская. 2000. С. 126; Егоров, Иванов. Вкл. 1. Л. 1). По-видимому, этот неизвестный по имени монах в кон. XIX - нач. XX в. иконописцами был отождествлен с Е.

Арх.: Преображенский В. А. Записка о Савватьевой пустыни: [Ркп.] // ГА Тверской области. Ф. 103. Оп. 1. Д. 829.
Ист.: Иосиф Волоцкий, прп. «Отвещание любозазорным...» // ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 11-12; То же // ЛЗАК, 1862-1863. СПб., 1864. Вып. 2. Мат-лы. С. 87-88; То же // Древнерус. иноческие уставы. М., 2001. С. 106-107.
Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Село Савватьево. Тверь, 1883; он же. Святые, местно чтимые в Тверской епархии // Тверские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. № 9. С. 249-259; № 11. С. 301-310; Митропольский А. А. Очерк истории Савватьевского мон-ря ныне с. Савватьева Тверского у. с предварительным жизнеописанием основателя мон-ря Савватия, подвижника Тверского и Оршинского. Тверь, 1897; он же. Ист. сказание о подвижнической жизни прп. Савватия Тверского и Оршинского и об основанном им мон-ре, называвшемся его именем, где ныне с. Савватьево Тверского у. Тверь, 1899; Мат-лы для истории упраздненных мон-рей Тверской епархии. Тверь, 1903. С. 197-205; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 90; Озерская Е. А. Обитель прп. Савватия со сценами его жития // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв.: Кат. ЦМиАР. М., 2000. С. 124-129; Гадалова Г. С. Лит. источники о святых Тверского княжества // Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 27-48; Егоров А. В., свящ., Иванов П. С. Тверской мон-рь Савватьева пустынь, XIV-XXI вв.: Святыни, тексты, исследования. СПб., 2006; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. С. 450-453.
П. С. Иванов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых)
  • АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
  • АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
  • АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)