ЕЛИСЕЙ
Том XVIII , С. 406-407
опубликовано: 20 октября 2009г.

ЕЛИСЕЙ

Содержание

Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы "Собор Блорусских святых". Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно)Прп. Елисей Лавришевский. Фрагмент иконы "Собор Блорусских святых". Нач. XXI в. (Покровский собор, Гродно) († 23.10.1250, Лавришевский муж. мон-рь), прп. (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Ла́вришевский, основатель Лавришевского мужского монастыря. Житие Е. не сохранилось. В сер. XVII в. иезуит А. Коялович издал пересказ Жития святого, список к-рого хранился в Лавришевском мон-ре, с нач. XVII в. принадлежавшем униатам (текст был написан кириллицей). Согласно Житию в пересказе Кояловича, Е. был сыном литов. кн. Тройната (ум. в 1263), служил при дворе Миндовга (Литовский вел. князь в период ок. кон. 30-х гг. XIII в.- 1263). В 1225 г. Е., оставив язычество, принял правосл. крещение и поселился в монастыре. Спустя нек-рое время вместе с неизвестным по имени иноком он основал на собственные средства на р. Неман Лавришевский мон-рь, где позднее жил Литовский вел. кн. Войшелк. В ночь на 23 окт. 1250 г. Е. был убит юношей-слугой. В Житии содержатся анахронизмы, в частности, Е. был убит ранее, чем Войшелк принял монашество (1255). Имя Е. отсутствует в древнейших актах Лавришевского мон-ря посл. трети XIV - нач. XVI в., в месяцесловах, о Е. нет сведений в летописях.

В белорус.-литов. летописях XVI в. содержится рассказ об основании Лавришевского мон-ря сыном Тройдена (20-е гг. XIII в.- 1282) Римунтом (Рымунтом, Рамултом), в правосл. крещении Василием или Лавром-Лаврентием (Лаврашем). Уже будучи монахом, Римунт-Лавраш-Василий участвовал в борьбе за литов. великокняжеский трон и победил св. кн. Довмонта, после чего, объявив о своем возвращении в мон-рь, передал престол князьям из рода Гедимина (ПСРЛ. Т. 32; 35 (по указ.)). Рассказ о Лавраше в этих источниках содержит многочисленные анахронизмы и обнаруживает сходство с биографией кн. Войшелка (в изложении Волынской летописи), что заставляет большинство исследователей считать Римунта-Лавраша-Василия лит. персонажем, к-рому как члену правящего рода офиц. летописание Литовского великого княжества приписывает санкции на передачу власти др. роду и в повествовании о к-ром отразилась память о кн. Войшелке. Не ранее XVIII в. возникла легенда о принятии Лаврашем пострига с именем Елисей, и т. о. он был отождествлен с Е. В позднейшей традиции основание Лавришевского мон-ря могло приписываться Войшелку, при этом считалось, что Лаврентий - его монашеское имя, по к-рому мон-рь назван Лавришевским (см.: Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 94).

Почитание

Е. скончался и был погребен в основанном им мон-ре. По-видимому, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам cер. XVII в., мощи святого почивали открыто. Известно о неск. посмертных чудотворениях Е. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к мощам святого исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому мон-рю, нападавшим показалось, что в обители скрывается рус.-литов. войско (в мон-ре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Е. за свою обитель. В янв. 1514 г. по инициативе Киевского митр. Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Е., очевидно почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Е. Память о святом сохранялась в Лавришевском мон-ре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (очевидно, Северной войны 1700-1721, во время к-рой в 1706 шведы разграбили Пинск) Лавришевский мон-рь был уничтожен, братия успела скрыть св. мощи Е. в земле. Обитель возродилась в 1775-1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращен в приходский. По сведениям сер.- 2-й пол. XIX в., мощи Е. почивали под спудом (Николай, архим. 1864. С. 131). Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского еп. сщмч. Митрофана (Краснопольского), к-рый 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя прор. Елисея. В 1915 г. в результате наступления нем. войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) (Польская Православная Церковь) и Новогрудский и Лидский еп. Константин (Горянов) близ совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящен во имя Е., в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский муж. мон-рь. Памятники Е. установлены в дер. Лавришево (1996) и в Новогрудке (2007). 9 авг. 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Е., ежегодно в этот день из храма в Лавришевский мон-рь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Е. в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

Почитание Е. подтверждено включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). В составленном в сер. 80-х гг. XX в. каноне всех Белорусских святых Е. прославляется в 1-м тропаре 6-й песни как основатель обители, собравший мн. подвижников (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 473). Кроме того, имеется составленный ранее, возможно в нач. XX в. (при возобновлении Лавришевского мон-ря), общий тропарь Е. и «Лаврентию чудному» (Там же. С. 475). В тропаре Лаврентий назван учителем Е., с которым преподобный подвизался, подражая ему. Святые прославляются, в частности, за то, что они «земную славу и честь к стопам Христа повергли», что может свидетельствовать о знатном происхождении обоих. В совр. Минее «Лаврентий чудный» отождествлен со святителем Лаврентием, подвизавшимся в Киево-Печерском монастыре и в 1182 г. ставшим Туровским епископом. Однако нет сведений о том, что свт. Лаврентий, живший намного раньше Е., путешествовал из Киева или Турова на север к Неману, оставался там и имел учеников. Предпочтительнее видеть в данном тропаре отражение представления об основании Лавришевского мон-ря 2 подвижниками: Е. и его руководителем в иноческой жизни. В Житии Е. наставник святого не назван, в позднейшей традиции он мог отождествляться с кн. Войшелком, к-рому приписывалось монашеское имя Лаврентий.

Ист.: Kojałowicz A. Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in magno Litvaniae dukatu pertinentium. Wilnae, 1650. P. 8, 36.
Лит.: Stebielski I. Dwa wielkie światła na horyzoncie Połockim. Wilno, 1781. T. 1. S. 167-173; Николай, архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 129; Коялович М. О. Деятельность Георгия (Конисского) после первого раздела Польши // ХЧ. 1873. № 1. С. 309-339; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 558; Огицкий Д. П. Вел. кн. Войшелк: (Страница из истории православия в Литве) // БТ. 1983. Сб. 24. С. 182-184, 195. Примеч. 50; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 139-140; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 83, 527; Кн. 5. С. 111, 390; Елiсей Лаўрышаўскi // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001. С. 104; Зверинский. Кн. 3. С. 86-87, № 1709; Забелин В. Лавришевский мон-рь // Новогрудские ЕВ. 2007. № 4. С. 9-10.
А. В. Кузьмин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕФРЕМ († после 1239-1242), прп. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
  • АВРААМИЙ И КОПРИЙ ПЕЧЕНГСКИЕ преподобные (пам. 4 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
  • АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
  • АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )