ЕЛКЕСАИТЫ
Том XVIII , С. 417-418
опубликовано: 18 июля 2013г.

ЕЛКЕСАИТЫ

[елкесеи, елхасеи; греч. ῾Ελκεσαϊταί, ᾿Ελκεσαῖοι, ῾Ελχασαῖοι], иудеохрист. секта, существовавшая в III - X вв. в Средиземноморье и на Ближ. Востоке. Название «Е.» происходит от слова «Елк(а)сай», к-рое является либо именем основателя секты, либо названием священной книги Е. Текст этой книги не сохранился. Предположительно он был написан на арам. языке. В пользу этой версии свидетельствует этимология слова «Елкасай» (от арам.    - скрытая (сокровенная) сила; ср.: Hipp. Refut. 10. 29. 1; Epiph. Adv. haer. 19. 2. 2), а также цитаты из книги свт. Епифания, еп. Кипрского, одна из к-рых - ἀβὰρ ἀνδ μωῒβ νωχιλὲδαασμ ἀνὴ δαασμ νωχιλὲμωῒβ ἀνδ ἀβὰρ σελάμ - может быть переведена с арамейского как: «Я буду твоим свидетелем в день суда. Мир» (Ibid. 19. 4. 3). Нек-рые исследователи полагают, что священная книга Е. была написана в жанре апокалипсиса в среде вавилонской иудейской диаспоры (Luttikhuizen. 1985). Также возможно, что имя основателя и название секты могут быть связаны с прозвищем прор. Наума в Септуагинте - Елкосеянин (Наум 1. 1).

Сведения о происхождении Е. отрывочны и противоречивы. Вероятно, движение зародилось в Вост. Сирии, где-то на границе с Парфией, в первые годы правления имп. Траяна (98-117) или в период войны между Римом и Парфией (114-117). Впосл. влияние секты распространилось на территории как Римской империи, так и Иранской державы. Основными источниками сведений о Е. являются творения сщмч. Ипполита Римского, Оригена (в цитатах у Евсевия, еп. Кесарийского) и свт. Епифания Кипрского.

Сщмч. Ипполит в рассказе о рим. еп. св. Каллисте упоминает о прибытии в Рим ок. 220 г. некоего Алкивиада из Апамеи, называя его еще большим еретиком, чем св. Каллист, давший послабление впавшим в прелюбодеяние (Hipp. Refut. 9. 13-17). Алкивиад принес с собой книгу Елхасая (᾿Ηλχασαΐ), к-рую Елхасай получил у парфянского народа серов (ἀπὸ Σηρῶν τῆς Παρθίας) (этим именем в древности назывались народы, жившие на территориях, прилегающих к Великому шелковому пути, а также китайцы; ср.: Ps.-Clem. Recogn. 8. 48; 9. 19, 25) и передал некоему Собиаю (Ипполит считал, что это имя принадлежит конкретному человеку, но скорее всего это название народа). Далее говорится, что книга была принесена на землю ангелом огромного размера, к-рого сопровождал др. ангел, в жен. обличье (Hipp. Refut. 9. 13. 2-3). Первый ангел был Сыном Божиим, а второй - Св. Духом. Т. о. Елхасай выступил в качестве посредника между Богом и людьми. Алкивиад провозгласил возможность нового прощения грехов в течение 3 лет, пока «ангелы севера ведут войну» (Ibid. 9. 13. 4-5). По словам Ипполита, Алкивиад выступал в роли толкователя книги Елхасая (Ibid. 9. 17. 2), учил о возможности покаяния для грешников и необходимости крещения и вел аскетический образ жизни (Ibid. 9. 13. 4). Но Ипполит называет его аскетизм лицемерным (Ibid. 9. 13. 6). Далее он говорит, что Алкивиад жил в согласии с законом Моисея и предписывал всем «верным» совершать обрезание и жить по закону (Ibid. 9. 14). Алкивиад учил, что Христос рождался множество раз, прежде чем Он родился от Девы, но при этом во всем был подобен др. людям. С определенного момента (Ibid. 9. 14. 2) в рассказе о Елхасае Ипполит начинает использовать форму множественного числа, повествуя уже о Е. и об учении секты и о вере сектантов в то, что они обладают предзнанием. Они были астрологами и экзорцистами и могли исцелять людей. Алкивиад предписывал крещение для тех, кто совершили блудные грехи. Они должны прослушать чтение книги Елхасая, повторно креститься в одежде во имя великого и вышнего Бога и Его Сына, Великого Царя, и призвать 7 свидетелей, описанных в книге,- небеса, воду, св. духов, ангелов молитвы, елей, соль, землю (Ibid. 9. 15. 1-3). Ипполит приводит нек-рые заклинания и обряды Е.: напр., те, кто были укушены бешеной собакой, должны пойти к реке, помолиться Верховному Богу и призвать 7 свидетелей. После перечисления грехов они в одежде омываются во имя Верховного Бога (Ibid. 15. 3-6). Ипполит сообщает о том, что Е. считали нек-рые дни «злыми» и вычисляли день, подходящий для их крещения или для начала к.-л. дела. По этой же причине они не работали по субботам (Ibid. 9. 16. 3-6). Ипполит упоминает Е. в списке ересей, приводя название их книги и отмечая их веру во Христа и занятия астрологией, математикой и магией (Ibid. 10. 29).

О ереси Е., согласно Евсевию, еп. Кесарийскому, говорил Ориген в гомилии на Пс 82. Он отмечал, что эта секта появилась в Кесарии Палестинской с книгой, к-рая упала с неба. Е. отрицали нек-рые книги ВЗ и НЗ, в частности Послания ап. Павла («последнего апостола»). Их учение привело в смятение христ. общины. Согласно Оригену, им было разрешено отрекаться от своей веры (возможно, что речь идет о том, что они прощали тех, кто отреклись от веры во время гонений) (Euseb. Hist. eccl. 6. 38).

Из авторов III в. Е. упоминает также сщмч. Мефодий Патарский, к-рый ставит их в один ряд с Маркионом и Валентином, но не раскрывает учения Е. (Method. Olymp. Conv. 8. 10).

У свт. Епифания Кипрского о Е. говорится дважды. В 19-й гл. книги о ересях речь идет об оссинах (᾿Οσσηνῶν), иудейской секте, жившей на территориях набатеев, в Итурее, Моаве и Ариелитиде (ἀπὸ τῆς Ναβατικῆς χώρας κα ᾿Ιτουραίας, Μωαβίτιδός τε κα ᾿Αριηλίτιδος; т. е. вблизи Мёртвого м.) (Epiph. Adv. haer. 19. 1. 1-2). Возможно, их название связано с ессеями. Во время правления Траяна к ним присоединился некий Елксай (᾿Ηλξαῒ или ᾿Ηλξαῖος) (Ibid. 19. 1. 4; 19. 2. 2; 19. 5. 4), к-рый был евреем, но не жил по-иудейски, написал книгу, получив откровение от «силы» (Ibid. 19. 1. 4; чуть далее Епифаний говорит, что книга называлась «Елксай» - Ibid. 19. 6. 1). У Елксая был брат Иексай (᾿Ιεξαί) (Ibid. 19. 1. 4), к-рый тоже написал книгу (Ibid. 53. 1. 3). Возможно, речь идет о той же книге, но у Епифания была рукопись, в к-рой заглавие было повреждено (Brandt. 1912), либо он соединил 2 предания об одной секте. По сведениям Епифания, оссины еще в его время жили среди набатеев и в Перее под именем сампсеев (Epiph. Adv. haer. 19. 2. 2). Во времена же имп. Констанция II (337-361) в той местности жили сестры Марфуса и Марфана, потомки Елксая (Ibid. 19. 2. 4-5), а оссины исчезли после падения Иерусалима (Ibid. 19. 5. 6-7). Про оссинов говорится, что они отрицали Пятикнижие, хотя и жили как иудеи (Ibid. 19. 5. 1).

Е. поклонялись 7 элементам: небесам, воде, св. духам, ангелам молитвы, елею, соли, земле (Ibid. 19. 1. 6 (В)), или небесам, воде, ветру, воздуху, хлебу, соли, земле (Ibid. 19. 6. 4; 19. 1. 6 (А)), или небесам, воде, ветрам, ангелам праведности, елею, соли, земле, хлебу (Ibid. 30. 17. 4) и призывали их в качестве свидетелей. Елксай отвергал девство и обязывал вступать в брак (Ibid. 19. 1. 7). Во время преследований Е. могли поклоняться идолам по примеру Финееса (потомка Финееса из Числ 25), к-рый якобы при царе Дарии поклонился языческой богине Артемиде в Сузах (Ibid. 19. 2. 1). Они называли Иисуса «Великим царем» (Ibid. 19. 3. 4), но Епифаний не смог найти в их книгах сведений о представлениях Е. об Иисусе Христе. Им было запрещено молиться на восток, поскольку они молились в сторону Иерусалима (Ibid. 19. 3. 5). Они отвергали жертвоприношения и огонь, но поклонялись воде (Ibid. 19. 3. 6-7). Христос и Св. Дух, по их представлениям, были гигантского размера (Ibid. 19. 4. 1-2; ср.: Ibid. 30. 17. 1-6).

53-я гл. посвящена сампсеям, о которых говорится, что они также назывались Е. (Ibid. 53. 1. 1). Они жили в Перее у р. Арнон, в Итурее и Моаве и пользовались той же книгой, что и оссины, назореи и евиониты (Ibid. 53. 1. 3). Они верили в Единого Бога и жили по-иудейски, совершая омовения. Нек-рые отказывались от употребления мяса (Ibid. 53. 1. 4). Они поклонялись Марфусе и Марфане из семьи Елксая (Ibid. 53. 1. 2). Е. не принимали апостолов и пророков. Считали воду божественной (Ibid. 53. 1. 7). Они были христианами только по имени. Е. считали, что Христос был сотворен, но появится в конце времен снова. Он воплотился в Адаме и принял его тело. Св. Дух - сестра Христа, и Они огромного размера (Ibid. 53. 1. 8-9; ср.: Ibid. 30. 17. 6).

В нач. V в. Е. упоминают блж. Феодорит, еп. Кирский, и блж. Августин (Theodoret. Haer. fab. 2. 7; Aug. De haer. 32), но их свидетельства вторичны и восходят к Ипполиту и Епифанию.

Возможно, Е. упоминаются в Коране под именем сабеев (Коран. Сура 2. 59; Сура 5. 73; Сура 22. 17; см.: Хвольсон. 1856). В X в., вероятно, о Е. сообщает мусульм. автор Ибн ан-Надим в кн. «аль-Фихрист» (987/8). Он говорит, что мухтасилы (что значит «те, которые омываются») омывают все, что едят. Их учитель и вождь - аль-Хасайх (предположительно от «Елкасай»). Они считают, что в мире есть 2 образа бытия - мужской и женский (напр., овощи принадлежат к мужскому, а нек-рые растения - к женскому). В их общине некогда произошел раскол. Отделившаяся часть поклоняется звездам. К общине мухтасилов присоединился отец Мани Фаттик, когда, молясь в храме, услышал голос, говорящий, что он должен воздерживаться от мяса, вина и сексуальных отношений.

В Кёльнском папирусе, содержащем жизнеописание Мани (Colon. 4780), сказано, что Мани изначально принадлежал к секте, обитавшей в Вавилонии, к-рая считала ритуально чистыми только овощи и предписывала своим членам совершать ежедневные омовения. Секта почитала Алхасая (᾿Αλχασαῖος). Мани разошелся с ними на том основании, что Иисус Христос придерживался др. практики. Секта, к к-рой принадлежал Мани, судя по цитатам в папирусе, не отвергала Посланий ап. Павла и почитала ряд апокрифов (Апокалипсисы Адама, Сифа, Еноха, Сима и Павла).

Лит.: Хвольсон Д. А. Сабеи и сабеизм. СПб., 1856. Т. 1-2; Brandt W. Elchasai: Ein Religionsstifter und sein Werk. Lpz., 1912; Strecker G. Elkesaï // RAC. 1959. Bd. 4. Sp. 1171-1186; Klijn A. F. J., Reinink G. J. Patristic Evidence for Jewish-Christian Sects. Leiden, 1973. P. 54-67; Cirillo L. Elchasai e gli elchasaiti: Un contributo alla storia d. communità giudeo-cristiane. Cosenza, 1984; Luttikhuizen G. P. The Revelation of Elchasai: Investigations into the Evidence for a Mesopotamian Jewish Apocalypse of the Second Cent. and Its Reception by Judeo-Christian Propagandists. Tüb., 1985; NTApo. Bd. 2. S. 619-621; Klijn A. F. J. Elkesaites // EEC. Vol. 1. P. 269-270; Écrits apocryphes chrétiens / Ed. F. Bovon et al. P., 1997. Vol. 1. P. 843-864; Mimouni S. C. Les elkasaïtes: états des questions et des recherches // Image of the Judaeo-Christians in Ancient Jewish and Christian Literature / Ed. P. J. Tomson, D. Lambers-Petry. Tüb., 2003. P. 209-229. (WUNT; 158).
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕЛИТЫ [авелониты], еретики, появившиеся в Северной Африке в середине - 2-й пол. IV в.
  • АВРААМИТЫ 1. сирийские еретики IX в., 2. секта богемских деистов
  • АДАМИТЫ секта, возникшая, вероятно, в кон. II в. по Р.Х. в Сев. Африке
  • АДЕЛОФАГИ секта, IV в.