ЗЕМЦОВ
Том XX , С. 71-76
опубликовано: 15 января 2014г.

ЗЕМЦОВ

Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686), Москва - 28.09.1743, С.-Петербург), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга. Образование, вероятно, получил в школе при типографии Оружейной палаты Московского Кремля. В 1709 г. приехал в С.-Петербург, где учился в губ. канцелярии итал. языку. В 1710 г. по указу имп. Петра I был отправлен на службу в учрежденную в 1706 г. Канцелярию городовых дел, занимавшуюся строительством каменной С.-Петербургской крепости. Работал под рук. Д. Трезини. С 1713 г. стал полноправным членом его команды и вскоре - ближайшим помощником, возможно, участвовал в работах по возведению крепости и Петропавловского собора. З. выделялся среди др. учеников одаренностью и работоспособностью, в 1715 г. его жалованье было повышено вдвое. По рекомендации Трезини в 1719 г. командирован в Москву, где руководил строительными работами по собственным чертежам в Кремле и Китай-городе, занимался «устроением мостов» и «показанием строений всем жителям», т. е. проблемами градостроительства. Обучал архитектуре воспитанников математической и навигацкой школы П. Невельского и А. Болгорина. Был вызван в С.-Петербург и определен в помощники и переводчики к Н. Микетти, рекомендовавшему перевести З. из учеников в гезели (подмастерья). 23 февр. 1721 г. получил статус гезеля, вероятно первым из русских, обучавшихся архитектуре в С.-Петербурге. 2 июля 1723 г. именным указом Петра I направлен в командировку в Стокгольм для изучения строительной техники (рецепта приготовления штукатурки) и вербовки швед. мастеров. С 1723 г. З. трудился в Канцелярии от строений, в к-рую была преобразована Канцелярия городовых дел. После смерти архит. Г. И. Маттарнови (1719) и Н. Ф. Гербеля (1724) З. вместе с Д. Трезини по указу Петра освидетельствовал оставшиеся после них бумаги. В нояб. 1724 г. при поддержке Трезини, Г. Кьявери и Б. К. Растрелли был удостоен звания архитектора - 1-й случай присвоения этого звания русскому, не получившему профессионального образования за границей. 4 июня 1735 г. З. был назначен старшим архитектором Главной полицмейстерской канцелярии (вместо П. М. Еропкина) и стал по существу главным архитектором города. В 1737-1741 гг. входил, первоначально под рук. Еропкина, в Комиссию о с.-петербургском строении, выделенную из Канцелярии от строений.

Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге. 1731-1734 гг.Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в С.-Петербурге. 1731-1734 гг.

З. занимался реализацией генерального плана С.-Петербурга Еропкина, в основу к-рого была положена 3-лучевая система улиц-магистралей. Он надстроил и перестроил здание Главной полицмейстерской канцелярии (набережная Мойки, 42, перестроено), наблюдал за жилой застройкой Невского проспекта, Б. Морской и Миллионной улиц. На сев. стороне проспекта до Садовой ул. З. реализовал принцип целостной композиции на базе застройки «в линию» по образцовым проектам с соблюдением единообразной высотности. Вероятно, ему принадлежит и разработка типового проекта обывательского дома на Невском проспекте. З.- один из авторов 1-го Генерального топографического плана С.-Петербурга 1737-1738 гг. И. фон Зихгейма. Участвовал в отводе мест под строение, занимался изучением способов постройки зданий, чтобы они не пострадали от наводнений, наблюдал за работой колодников по починке мостов и по исправлению др. работ. По чертежам З. сооружались заставы на въезде в столицу (напр., кордегардия на Фонтанке у Аничкова моста, 1726), полицейские будки, рогатки, к-рыми улицы запирались в ночное время.

После казни Еропкина в 1740 г. З. был определен в Комиссию о с.-петербургском строении для редактирования и окончания (совм. с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным в 1737 г. трактата «Должность архитектурной экспедиции». З., видимо, написал главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». Трактат положил начало отечественной теории архитектуры, он определял штат и должностные обязанности участников строительства, содержал соображения об архитектурном образовании и о значении архитектора, перечни и способы выполнения работ, характеристику строительных материалов и техник. Законченная в 1741 г. рукопись была опубликована только в 1946 г. З. также составил Положение о мощении улиц и «условия» для казенных подрядов.

С воцарения Елизаветы Петровны он исполнял обязанности придворного архитектора. После ликвидации Комиссии о с.-петербургском строении (19 февр. 1742) расширились обязанности Главной полицмейстерской канцелярии и возросла нагрузка на З. В 1742 г. получил чин подполковника. До этого времени, несмотря на троекратные ходатайства, оклад З., назначенный ему в 1724 г., составлял 550 р.

Фактически З. основал архитектурную школу еще при Канцелярии городовых дел. В 1722 г. у него появился 1-й ученик - М. Огибалов. З. принял под свою опеку учеников Микетти (И. Я. Бланка, Д. Елчанинова, П. Смита, А. Епифанова, Г. Небольсина, Ф. Исакова, Ф. Окулова, И. Хомутова и др.), после того как их учитель уехал в Италию в сент. 1723 г. Позже в команду З. были переведены бывш. ученики С. ван Звитена и И. Ф. Браунштейна и др. Обучение состояло в штудировании в течение 2,5 лет арифметики, геометрии и ордеров по трактату Дж. да Виньолы «Правило о пяти чинех архитектуры» (М., 1709, 17122), затем - в составлении чертежей и работе на строительстве. Занятия проходили в учебных палатах, в доме, где жил З. (рядом с двором царицы Марфы Матвеевны, отведенным Канцелярии от строений), затем на Почтовом дворе. В дальнейшем не переставал заниматься педагогической деятельностью. Среди учеников З. наиболее известны Бланк (1690-1745; автор Троицкой ц. в Красном Селе, 1733-1735, и Знаменской ц. в Царском Селе (см. ниже)), А. В. Квасов (ок. 1718 - после 1777), В. И. Неёлов (1722-1782; известен работами в Царском Селе).

Интерьер ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны ПророчицыИнтерьер ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

З. проявил себя как видный мастер церковного зодчества. В 1724-1730 гг. он закончил сооружение 2-й ц. во имя прп. Исаакия Далматского, начатое в 1717 г. Маттарнови: достроил колокольню и занимался отделкой интерьера, включая иконостас (разобрана в нач. 60-х гг. XVIII в.). Проектировал главные храмы Охты, окраинного района С.-Петербурга. В 1729-1731 гг. под началом З. соорудили каменную 3-престольную ц. Св. Троицы, рядом с ней в 1740 г.- деревянную Покровскую ц. (разобраны в связи со строительством новых храмов соответственно в 1837 и 1746). С 1732-1733 гг. состоял архитектором Александро-Невского мон-ря вместо Т. Швертфегера, руководил строительством до 1735 г. Возможно, еще в 1725-1727 гг. он участвовал в сооружении юго-вост. (впосл. Феодоровского) корпуса. В 1740-1743 гг. выполнял ряд надзорных работ в мон-ре; он обнаружил ошибки при проектировании сводов строившегося Троицкого собора, к-рый пришлось разобрать в 1753 г.

Церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ул. Моховая, 46) представляет собой единственное сохранившееся без значительных изменений наружного облика произведение З. На месте деревянной церкви, созданной в 1712-1714 гг., по повелению имп. Анны Иоанновны З. и его помощником Бланком был возведен новый, 3-придельный каменный храм (1731-1734). 27 янв. 1734 г. состоялось его торжественное освящение архиеп. Феофаном (Прокоповичем) в присутствии государыни. Главный алтарь был освящен во имя праведных Симеона и Анны - небесной покровительницы императрицы, правый - во имя арх. Михаила, левый - во имя прп. Ефрема Сирина, память к-рого приходится на день рождения Анны Иоанновны. Трехчастный храм восходит к характерному типу посадского храма 2-й пол. XVII в. (близкий к центричному основной объем, трапезная и колокольня над притвором по оси). Объемно-пространственное решение определяет мотив восьмерика на четверике: над массивным основным восьмериком возведен дополнительный малый восьмерик, завершенный малой луковичной главкой. Фасады растянутого в ширину четверика завершены т. н. полуглавиями, апсида полуциркульная в плане. З. увеличил размер купола и приблизил его к колокольне, сделав композицию более цельной и центричной, чем в Петропавловском соборе, построенном Д. Трезини. Для петровской архитектуры характерны 3-нефный тип здания с высокой (5-ярусной) колокольней, увенчанной шпилем (высота 47 м), завершение вытянутого горизонтального объема крышей с переломом, ритмическая организация фасадов с помощью пилястр. Стены церкви и 1-го яруса колокольни оформлены пилястрами римско-дорического ордера. На верхних ярусах колокольни и на барабане купола, обработанном сдвоенными пилястрами, применены ионический и коринфский ордеры. Боковые колонные портики Симеоновской ц., на к-рых покоятся балконы, напоминают боковые порталы ц. арх. Гавриила в Москве (т. н. Меншиковой башни, 1705-1707). Многочисленные фасадные резные деревянные статуи утрачены. В строгости композиции, трактовке ордера и рисунке наличников присутствуют классицистические мотивы. Центральный объем двусветный. Трехнефная трапезная разделена пилонами, вытянутый по поперечной оси главный четверик напоминает трансепт. Стены и барабан оформлены пилястрами композитного ордера с капителями: лепными в 1-м ярусе и живописными во 2-м. Четырехъярусный иконостас по замыслу архиеп. Феофана (Прокоповича) и рис. З. вырезал К. Ган, лепку исполнил Игнатий Росси, иконы созданы художниками В. И. Василевским, А. М. Матвеевым, А. М. Поспеловым и др. До 1802 г. церковь была придворной. В 1869-1872 гг. архит. Г. И. Винтергальтер перестроил здание, в 1871 г. в надстройке над ризницей был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (в наст. время икона находится в Николо-Богоявленском соборе), в ограде сооружена часовня. Внутреннее убранство храма полностью уничтожено после его закрытия в 1938 г. (в 1951-1954 проведены реставрационные работы под рук. архит. В. С. Масленникова, с 1991 в храме возобновились богослужения, завершающий этап реставрационных работ начался в 2003).

З., вероятно, участвовал в проектировании и строительстве ц. Рождества Богородицы на Невском проспекте (1733-1737; архит. Бланк, разобрана в 1810-1811). Это здание зального типа с высокой колокольней над притвором, близкое к Петропавловскому собору. Отсутствие живописного сочетания объемов «компенсировалось» барочным усложнением декоративных элементов (форма главки колокольни, наличники, овальные окна, использование коринфского ордера, в частности во внутренней колоннаде).

В 1733-1739 гг. руководил постройкой по проекту Д. Трезини корпуса с ц. апостолов Петра и Павла при Военном клиническом госпитале Медико-хирургической академии на Выборгской стороне (Б. Сампсониевский проспект, 1, не сохр.). Возможно участие З. в проектировании и постройке ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе (1734-1746; архит. Бланк). Здание представляет собой небольшую 3-нефную однокупольную базилику, нефы с вост. стороны завершены выступами алтарных апсид. Повышенный средний неф освещается окнами верхнего света. Меньшие по длине боковые нефы одноярусные. В зап. сторону центральный неф продолжен притвором, его торцевая стена в 3 оси завершена треугольным фронтоном. Над притвором возвышается колокольня со шпилем. Плоскостное оформление фасадов пилястрами соответствует классицистической традиции. Интерьеры утрачены в период закрытия храма (1944-1991).

В 1732 г. З. составил проект каменного собора на месте Троицкой ц. на Троицкой пл. Он не был реализован, как и новый проект купольного храма на том же месте (1741), один из наиболее интересных в творческом наследии зодчего. Проектируя Троицкий собор, З. едва ли не первым из столичных зодчих послепетровской эпохи возвратился к традиц. для рус. архитектуры типу центрического храма, но в интерпретации, близкой к западноевроп. классицизму, с использованием барочного декора. Объемно-пространственное решение 2-ярусного одноглавого собора основано на сочетании прямоугольного (почти квадратного) и крестообразного в плане ярусов, завершенных массивным куполом. Ризалиты с вост. и зап. сторон и колонные портики с запада, севера и юга определяют близость плана к греч. равноконечному кресту. Длина ветвей креста равна стороне подкупольного квадрата, являющегося, т. о., модулем для архитектора. Для здания характерно равноценное решение всех фасадов. Затененные низкие боковые помещения должны были контрастировать с высоким, хорошо освещенным подкупольным пространством: широкий барабан купола опирался на 4 пилона.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе. 1734-1746 гг.Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе. 1734-1746 гг.В проекте Троицкого собора З. приблизился к новому типу рус. 5-главых барочных храмов, к-рый впервые был воплощен им в проекте Преображенского собора лейб-гвардии Преображенского полка (Преображенская пл., 1). Очевидно, З. составлял проект с 1741 г. совместно с П. А. Трезини, строительство началось в 1743 г. и было завершено Трезини после смерти З. в 1754 г. (Т. П. Федотовой были систематизированы проектные материалы по данному сооружению, ошибочно определяемые как проект Госпитальной ц.). В 1745 г. последовал указ имп. Елизаветы Петровны о перемене формы и постановке глав: вероятно, в первоначальном проекте З. они по укр. типу были ориентированы по сторонам света. План собора близок к квадрату. Основной объем завершен пятиглавием, боковые главы, несколько сдвинутые от углов к центру, группируются вокруг массивного главного купола на широком барабане. Фасады были оформлены парными пилястрами, простенки прорезаны высокими окнами с барочными рельефными наличниками. Центральная ось здания выделялась небольшим ризалитом, завершенным треугольным фронтоном. В 1827-1829 гг., после пожара, собор был капитально перестроен в позднеклассицистических формах архит. В. П. Стасовым. Архитектура первоначального собора во многом определила тип завершений барочных и раннеклассицистических соборных храмов С.-Петербурга и ц. сщмч. Климента, папы Римского, в Москве (1762-1774; не исключено авторство ученика З. и П. А. Трезини И. Я. Яковлева). З. проектировал и начинал строить Иоанно-Предтеченскую ц. на Городской (ныне Петроградской) стороне в 1741-1742 гг. (Блохина ул., 26), однако в ходе затянувшегося строительства проект был полностью изменен П. А. Трезини, а затем А. Ринальди; освящение храма во имя равноап. кн. Владимира (Князь-Владимирский собор) произошло только в 1789 г. Возвращение к пятиглавию символизировало не только обращение к традиции в царствование Елизаветы Петровны, но и стремление к барочной живописности композиции, торжественности облика, усилению декоративного начала. Творчество З. имело важное значение для процесса «русификации» архитектуры послепетровского времени, сближения «западнических» с.-петербургских и традиц. московских тенденций в церковном зодчестве. З. проектировал траурное убранство в Петропавловском соборе по случаю кончины имп. Анны Иоанновны. Вероятно, ему принадлежит проект алтарной части Сампсониевского собора.

З. активно участвовал в строительстве общественных и жилых зданий. После Маттарнови и Кьявери он, очевидно, занимался переустройством дома умершей царицы Прасковьи Федоровны под Академические палаты (1720-1727; частично вошли в объем юж. пакгауза Биржи). На Троицкой пл. З. завершил строительство начатого Г. И. Устиновым здания «мазанковых коллегий» - Сената (1720 - не ранее 1722, разобраны в 1732), а в 1728-1734 гг. после Гербеля - отделку парадных залов. Тогда же освидетельствовал башню 1-го специализированного музейного здания России - с.-петербургской Кунсткамеры (проект архит. Маттарнови, Университетская набережная, 3). Сооружение в стиле петровского барокко состоит из 2 тождественных по внешнему облику симметричных 3-этажных корпусов. Они связаны сложным по конфигурации центральным объемом, завершенным многоярусной 8-гранной башней-обсерваторией. З. заканчивал строительство комплекса Придворного конюшенного ведомства (ок. 1724; начато Гербелем), здания Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7; 1734-1742), где руководил созданием богатой барочной отделки «Петровского» зала заседаний Сената (мастера Иван и Игнатий Росси). В 1721 г. на Троицкой пл. по проекту Д. Трезини им была воздвигнута новая, 2-ярусная арка с 3 проходами в стиле барокко. З. также строил триумфальные ворота по случаю возвращения царского двора из Москвы по проекту Д. Трезини у Аничкова и Полицейского мостов (1731-1732).

Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в.Фасад и план Преображенского собора в С.-Петербурге. 1743-1754 гг. Гравюра. XVIII в.В 30-х гг. XVIII в. З. построил для своей семьи (у него было четверо детей) «на свой кошт» каменный дом напротив Гостиного двора (Невский проспект, 46, не сохр.). В те же годы им построен дом Петерсона (Лобановых-Ростовских; Б. Морская ул., 31, перестроен). С апр. 1738 г. З. строил 2-этажный дом И. Неймана на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки, близкий по типу к образцовым. Двухэтажное здание на подвалах, завершенное высокой черепичной крышей, украшали пилястры и фигурные барочные наличники, но в целом декор носил сдержанный характер. Позже на месте этого здания был возведен Строгановский дворец (1753; архит. Ф. Б. Растрелли); не исключено, что постройка З. была частично включена в здание и З. принадлежит отделка значительной части помещений 1-го этажа и нек-рые элементы отделки 2-го этажа (сев. корпус).

Обширные работы велись З. в дворцово-парковых резиденциях, городских (Летний сад) и загородных; с 1722-1723 гг. он фактически руководил строительством большинства из них. Одной из первых крупных работ З. стало сооружение (заложена летом 1718) имп. резиденции Екатериненталь (Кадриорг) в Ревеле (Таллин) в сотрудничестве с Микетти. С весны 1721 г. до кон. лета 1723 г. постройку барочного дворцово-паркового ансамбля вел один З. С нач. 20-х гг. XVIII в. З. принимал участие в осуществлении задуманной Петром I планировки Летних садов. Он руководил строительными работами: достройкой после смерти Леблона (1719) беседок и Лабиринта по собственному проекту (завершен в нач. 30-х гг. XVIII в.), фонтанов Крестового и Лакосты, отделкой интерьеров Грота (до 1725), окончанием 2-го Летнего дворца Екатерины («новые палаты»), начатого С. ван Звитеном (до 1727). Построил Зал для славных торжествований (1725), предназначенный для празднования свадьбы старшей дочери Петра I Анны (разобран в 1731-1732). В 1725-1727 гг. он участвовал в работах в саду незадолго до этого построенного дворца Екатерины I на Фонтанке (Итальянского дворца, 1721-1723; проект Микетти, разобран в 1804), в нач. 30-х гг. соорудил при нем огромную каменную оранжерею. В 1731 г. З. достраивал каменный Подзорный дворец при слиянии Фонтанки с Невой (проект С. ван Звитена; 1722-1723, разобран в 1-й четв. XIX в.). В Петергофе, в наибольшей степени воплотившем замысел Петра I о регулярной загородной дворцово-парковой резиденции по западноевроп., прежде всего версальскому, образцу, З. принимал участие в первоначальном строительстве дворца (1714-1725), устройстве сети аллей, обогащении фонтанной декорации Большого каскада. С 1724 г. З. руководил строительством; по его проекту в 1725-1732 гг. сооружены фонтан Фаворитка и Ассамблейный зал, примыкающий к Банному корпусу Монплезира с вост. стороны (окончательно оформлен в 1748 Растрелли). Совместно с Бланком и И. Давыдовым З. в 30-40-х гг. XVIII в. производил реконструкцию Нижнего парка, в 1733-1739 гг.- Верхнего сада, придав ему более торжественный характер. В 1723 г. З. как руководитель, Т. Усов и Еропкин возводили Стрельнинский (затем Константиновский) дворец по модели Микетти; однако Петр I больше внимания уделял Петергофу, и работы в Стрельне до 30-х гг. велись недостаточно интенсивно, а затем были остановлены до 1743 г. З. также вместе с Еропкиным и Коробовым принимал участие в приспособлении в 1737-1739 гг. под Морской госпиталь Большого (Меншиковского) дворца (1711-1727) в Ораниенбауме. С 1738 г. З. служил в Вотчинной канцелярии Царского Села, где вел наблюдение за строительными работами. В 1741 - нач. 1743 г. им была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля, оставшаяся нереализованной. В 1744-1746 гг. построен барочный павильон Эрмитаж в Екатерининском парке (завершен Растрелли в 1749-1754). Летом 1741 г. выполнил проект дворца с большим регулярным садом для гр. А. К. Разумовского (Аничкова, строительство под рук. Г. Д. Дмитриева велось уже после смерти З., завершен в 1754 Растрелли). В проекте присутствует стремление к монументальности и декоративности, предвосхитившее подобные тенденции елизаветинского барокко. Нереализованным оказался проект парка на Царицыном лугу.

С целью оформления коронационных торжеств и ремонта московских дворцов при восшествии на престол имп. Елизаветы Петровны З. был командирован в Москву. В 1742 г. по проекту З. была возведена деревянная ц. Воскресения Христова рядом с Зимним Анненгофом на территории бывш. Головинской усадьбы на Яузе в Москве. Храм был прямоугольным в плане, с небольшими прямоугольными выступами алтаря и притвора; в 1744 г. на его месте построили каменный храм. Одноименная, повторявшая план предыдущей церковь была построена З. в Покровском, царской усадьбе на Яузе,- по оси дворца, на противоположном берегу р. Рыбинки. Из Москвы он вернулся в 1742 г. смертельно больным. После кончины З. в Канцелярии от строений осталось 18 моделей, в т. ч. «церковь св. Андрея, которою положено было строить на Васильевском острову», Преображенский собор, «Куншткамера или Академия», Аничковы триумфальные ворота, «каскад с украшениями», «дом каменный в два апартамента», грот, дом царицы Прасковьи Федоровны, конная статуя Константина Великого. Энергия и работоспособность мастера были столь велики, что, по слухам, после кончины его многочисленные обязанности пришлось распределить между 13 архитекторами. Предположительно З. был похоронен у Сампсониевского собора.

По характеристике Н. Ф. Гуляницкого, З. «наиболее полно воплотил в своем творчестве синкретический характер петровской архитектуры, как бы связав при этом великого преобразователя с последующими периодами… Этот первый русский «птенец» из «гнезда Петрова» сумел синтезировать в архитектуре новые веяния с московскими традициями… а на фоне посеянной архитекторами-иностранцами разностильности выработать свой почерк, в котором четко прочитывается устремленность к известной строгости форм в направлении классицизма при активном использовании еще барочных средств» (Гуляницкий. 1995. С. 73). З. первым в России сочетал разработку теоретической основы и столь обширную практическую деятельность в областях собственно архитектуры, градостроительства, паркостроения, оформления интерьеров, производства строительных работ и наблюдения за ними.

Соч.: Должность архитектурной экспедиции: Трактат-кодекс 1737-1740-х гг. / Опубл.: Д. Е. Аркин // Архитектурный архив. М., 1946. Вып. 1. С. 7-100.
Ист.: РГИА. Ф. 467. Оп. 1, 4; Ф. 470. Оп. 5; Ф. 485. Оп. 2.
Лит.: Садальский Н. П., прот. Церковь св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой ул. СПб., 1873; Петров П. Н. Архитектор М. Г. Земцов, 1688-1743: Биогр. очерк // Зодчий. 1877. № 8. С. 70-73; Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., [1912]. Т. 3: Архитектура: Петербургская архитектура в XVIII и XIX в. С. 155-164; Камнев И. М., свящ. Церковь свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, что в Моховой ул. в С.-Петербурге. СПб., 1913; Фомин И. А. Земцов Михаил Григорьевич // Кат. Ист. выставки архитектуры при V Всерос. Съезде зодчих в Москве, 1913. [М., 1914]. С. 14-15, 53-54; Дубяго Т. Б. Летний сад. М.; Л., 1951. С. 28-45, 60, 70; она же. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. С. 68-72, 76, 91, 99, 162, 214, 260; Шилков В. Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I // Рус. архитектура 1-й пол. XVIII в. М., 1954. С. 129, 140, 154, 163; Бронштейн С. С., Грозмани М. В. Неизвестные проекты М. Г. Земцова и И. Бланка // Очерки и мат-лы по истории строительно-архит. дела в России. Л., 1956. С. 99-122; они же. Неизвестный проект М. Г. Земцова: Проект Троицкого собора в Петербурге, XVIII в. // Сообщ. Ин-та истории искусств. М., 1956. Вып. 7: Архитектура. С. 70-79; Бронштейн С. С. Петербургская архитектура 20-30-х гг. XVIII в. // История рус. искусства / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1960. Т. 5. С. 122-150, 183; Борисова Е. А. Архитектурное образование в Канцелярии от строений во 2-й четв. XVIII в. // Ежег. Ин-та истории искусств. М., 1961. [Вып.] 1960: Архитектура и живопись. С. 97-131; она же. «Архитектурные ученики» петровского времени и их обучение в командах зодчих-иностранцев в Петербурге // Рус. искусство 1-й четв. XVIII в.: Мат-лы и исслед. / Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1974. С. 69-80; Вздорнов Г. И. Архитектор П. А. Трезини и его постройки // Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1968. С. 139-156; Борисова Е. А., Калязина Н. В. Лепной декор в жилом интерьере Петербурга 1-й четв. XVIII в. // Там же. С. 112, 116-118; Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975. С. 24, 26, 28-29; она же. К истории строительства Итал. дворца в Петербурге // Рус. искусство барокко: Мат-лы и исслед. / Ред.: Т. В. Алексеева. М., 1977. С. 212-215; она же. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой пл. Петербурга // От Средневековья - к Новому Времени: Мат-лы и исслед. по рус. искусству XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1984. С. 80, 84; она же. М. Земцов // Зодчие С.-Петербурга: XVIII в. СПб., 1997. С. 112-155; Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1975. С. 95, 143, 155, 161, 267, 273, 359, 399, 445; Федотова Т. П. К проблеме 5-главия в архитектуре барокко 1-й пол. XVIII в. // Рус. искусство барокко. 1977. С. 70-87; Виппер Б. Р. Архитектура рус. барокко. М., 1978. С. 34, 55-57, 107-109; Гуляницкий Н. Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты рус. архитектуры сер. XVIII в. // Архит. наследство. М., 1979. № 27. С. 12-21; он же. XVIII в. в рус. архитектуре: Эпоха, стиль, градостроительный метод // Там же. 1995. № 38. С. 61-82; Архит. графика России, 1-я пол. XVIII в.: Собр. Эрмитажа. Л., 1981. С. 42-51; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985. С. 14, 22, 62-63, 134-135, 323-325, 374, 379-381, 384, 388-390, 400, 404, 414-416, 420-421, 434-438, 486, 581; Кузнецова О. Н., Борзин Б. Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. Л., 1988. С. 23-24, 37, 56-61, 83-90; Микишатьев М. Н. Традиционные черты в архитектуре Петербургских храмов 1-й пол. XVIII в. // Архитектура Петербурга: Мат-лы исслед. СПб., 1992. Ч. 2. С. 48-56; Петербург и др. новые рос. города XVIII - 1-й пол. XIX в. / Общ. ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1995. С. 99, 180, 190, 202; Кузнецов С. О. Михаил Земцов и Строгановский дворец // Петербургские чт.- 96. СПб., 1996. С. 216-219; он же. Между Трезини и Растрелли: М. Земцов - строитель Аничкова дворца в истории петербургской архитектуры // Аничков дворец - памятник рос. истории: Мат-лы конф. СПб., 1997. С. 5-10; Трубинов Ю. В. Строгановский дворец. СПб., 1996. С. 34-48; Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 78, 262, 274-276, 278, 284, 297, 449; Калязина Н. В., Калязин Е. А. Петр Еропкин // Зодчие С.-Петербурга: XVIII в. С. 112-155; Берташ А. В. Симеоновская ц. // Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2001. Т. 1. Кн. 2. С. 308-309; Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. СПб., 2001. С. 41, 201, 313; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 9, 22, 43, 49, 60, 108-110, 239, 240, 385, 393; Кириков Б. М. Архитектурные памятники С.-Петербурга: Стили и мастера. СПб., 2003. С. 68-70, 150; Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. СПб., 2004. С. 20, 30, 160, 167, 173, 218-221; Аронова А. А. Земцов // Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008. С. 253-257.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор