ЗИНОВИЙ
Том XX , С. 156-157
опубликовано: 4 февраля 2014г.

ЗИНОВИЙ

Переяславское Евангелие. Между 1406 и 1409 гг. Начало Евангелия от Иоанна (РНБ. F.n.I.21. Л. 126)Переяславское Евангелие. Между 1406 и 1409 гг. Начало Евангелия от Иоанна (РНБ. F.n.I.21. Л. 126) [Зиновьишко], диак., книгописец, работавший в 1-й четв. XV в. в Переславле-Залесском. Судя по характеру почерка (устав и старший рус. полуустав без графических признаков «второго южнославянского влияния» (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру), употребление «полубукв» в конце строки), З. обучался книжному письму в посл. четв. XIV в. (образцы почерка см.: Вздорнов. 1980. Кат. № 86, 87; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. Ил. к № 39). Известно пергаменное Евангелие-тетр («Переяславское» - РНБ. F.п.I.21), переписанное З. в Переславле-Залесском по заказу игум. Введенского мон-ря Саввы (Вздорнов. 1980. С. 116-117. Кат. № 86). Рукопись не имеет даты написания, но на основании упоминания в «выходной» записи вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (1389-1425) и отсутствия упоминания митрополита может быть достаточно уверенно отнесена ко времени между кончиной митр. св. Киприана (сент. 1406) и приездом на Русь митр. св. Фотия (сент. 1409). Ок. 1415 г. (о датировке см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в. С. 139) З. принял участие в переписке комплекта Миней служебных (каждый том содержит службы на 2 месяца: РГАДА. Ф. 381. № 88, 95, 109, 115, 143), предназначавшихся скорее всего для Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского. Как установил А. Л. Лифшиц, почерк З. встречается в томах на сент.-окт. (№ 88) и май-июнь (№ 115), при этом он был старшим, «образцовым» писцом, вместе с которым наряду с прочими трудились и его ученики (Лифшиц. 1995. С. 188-191). Особенностью данного комплекта служебных Миней (единственного относительно полного древнерус. пергаменного комплекта, переписанного не в Новгороде и не в Пскове до широкого распространения в богослужении Иерусалимского устава), протограф которого, возможно, был ростовским по происхождению, является сочетание месяцеслова Иерусалимского устава (отразившегося только в заглавиях) с архаичной структурой служб и набором текстов, связанных со Студийским уставом (см.: Каталог славяно-русских рукописных книг XV в. С. 139; Мошкова Л. В. К вопросу о составе переславских Миней 1-й четв. XV в. (сент.-окт.) // ДРВМ. 2006. № 1. С. 64-70). Очевидно, практически одновременно (последовательность работ не устанавливается) З. вместе с другими писцами Миней (Лифшиц. 1995. С. 186-187) участвовал в переписке пергаменного Устава церковного Иерусалимского (РГАДА. Ф. 381. № 143) для Спасо-Преображенского собора (как можно судить по владельческой записи XVI-XVII вв.). Вероятно, последней (20-е гг. XV в.?) работой З. является переписка Устава церковного Иерусалимского (ГИМ. Муз. № 3496; Вздорнов. 1980. Кат. № 87), принадлежавшего в XVI в. переславль-залесскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю (почерк книгописца отличается здесь более полууставным обликом, регулярно употребляется младшее (современное) начертание Ы).

Книги, в переписке к-рых принимал участие З., служат наглядным показателем распространения Иерусалимского устава в церковном обиходе провинциальных центров Сев.-Вост. Руси в 1-й четв. или в 1-й трети XV в. Для рукописей, переписанных З. или при его участии, характерна скромная иллюминация - очерковая заставка тератологического стиля киноварью в Уставе церковном (ГИМ), заставки-разделители, декоративное письмо заголовков и инициалы киноварью, к-рые мог выполнить сам книгописец (исключением является Евангелие-тетр, украшенное 5 миниатюрами и заставками неовизант. стиля; см.: Вздорнов. 1980. Кат. № 86).

Лит.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 116-118. Кат. № 86, 87; Лифшиц А. Л. К вопросу о центрах книгописания Древней Руси: Рукописи нач. XV в. из Переславля-Залесского // Архив РИ. М., 1995. Вып. 6. С. 183-184, 186-193; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 365-366. № 366; Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Плоды ливанского кедра». М., 2003. С. 71.
А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович († 80-е гг. XVII в.?), диак.
  • АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец
  • АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик
  • АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)