ЗОЛОТАРЁВ
Том XX , С. 319-321
опубликовано: 20 февраля 2014г.

ЗОЛОТАРЁВ

Иконостас надвратный Преображенской ц. Новодевичьего мон-ря. 1684-1687 гг.Иконостас надвратный Преображенской ц. Новодевичьего мон-ря. 1684-1687 гг.Карп Иванов (ок. 1656 - ок. 1700), рус. живописец посл. четв. XVII в. Работал в Оружейной палате и в золотописной мастерской Посольского приказа, к-рую возглавлял в течение неск. лет. В возрасте 11 лет поступил в обучение живописному делу к Ивану (Богдану) Салтанову и, по мнению учителя, к 1673 г. вполне освоил мастерство. Тогда же на Пасху З. преподнес царю свои первые самостоятельные работы: «Персону осязание» (изображение аллегорической фигуры, олицетворяющей одно из 5 чувств) и 10 расписных древок «тощих потешных». В последующие годы был занят традиционными для придворного живописца работами: расписывал знамена, напр. сотенное знамя, поднесенное им царю на Пасху 1677 г. (где был изображен «грозный воевода архистратиг Божий Михаил на коне с оба лица, золотом, серебром и разными красками, а на коймах подписаны подписи золотом» (не сохр.)), киоты, кресты, ларцы, сундуки, пасхальные яйца, а также писал на холсте евангельские притчи и апостольские проповеди для украшения покоев и церквей царского дворца. Как и его учитель, З. умел писать на стекле: в 1677 г. для царя расписал золотом 2 стаканчика хрустальных, в 1682 г. написал на стекле икону «Воскресение Христово» для дворцовой ц. Воздвижения Креста.

Будучи придворным живописцем, З. обязан был писать портреты. В 1677/78 г. по заказу царя Феодора Алексеевича им был написан портрет патриарха Иоакима (Тобольский гос. историко-архитектурный музей-заповедник) с автографом, повторенным в XVIII в.

В 1679 г. З. с живописцами Иваном Мировским, Яковом Ивановым, Василием Познанским и Автономом Ивановым золотил резной деревянный иконостас для новопостроенной ц. Покрова Пресв. Богородицы в царской подмосковной резиденции - с. Измайлове, писал иконы, а также расписывал печи в царских хоромах. Золочение и роспись резных иконостасов дворцовых храмов были одним из основных его занятий. В разные годы он украшал иконостасы церквей: прп. Сергия в подмосковном царском с. Воробьёве (1681), вмц. Екатерины (1685) и прп. Евдокии в Московском Кремле (1687). Кроме того, З. выполнял чертежи иконостасов: по его рисунку в 1681 г. был сделан иконостас для дворцовой Распятской ц.

Богоматерь с младенцем. Икона. бКон. XVII в. (ЦМиАР)Богоматерь с младенцем. Икона. бКон. XVII в. (ЦМиАР)

В 1680 г. вместе с Познанским З. украшал живописными панно и плафонами на сюжеты из НЗ Потешный дворец, где размещался придворный театр. Тогда у З. уже появился ученик - Назар Игнатьев Попов. Позднее у З. учились Петр Семёнов Золотой, Иван Акимов, Назар Фёдоров, Логин Михеев. К тому времени жалованье художника достигло 43 р. 26 алтын.

Весной 1681 г. З. был отправлен на Украину «ради описания церковных чертежей». Эта поездка была вызвана желанием молодого царя Феодора Алексеевича строить в Москве храмы по украинскому образцу. З. посетил Киев, Батурин, Переяслав, Нежин, Глухов и «иные малороссийские городы». Его чертежи повлияли на облик строившегося тогда храма Воскресения Христова на Пресне на Государевом дворе и на возникновение нового архитектурного стиля, т. н. нарышкинского барокко. В связи со смертью Феодора Алексеевича (1682) церковь на Пресне не была достроена, но художественный замысел позднее был воплощен в Большом соборе Донского мон-ря (1684-1692).

В 1683 г. З. перешел из Оружейной палаты в Посольский приказ, находившийся в ведении сподвижника царевны Софии Алексеевны В. В. Голицына, который оказывал ему покровительство. Вскоре З. возглавил золотописную мастерскую Посольского приказа и стал получать огромное по тем временам жалованье - 138 р. 26 алтын в год. Поскольку Голицын осуществлял обширное строительство в Новодевичьем монастыре и в подмосковном Измайлове, он активно привлекал мастера. В годы правления царевны Софии З. стал писать для храмовых иконостасов вошедшие в моду при дворе иконы на дереве, в живописном (с использованием масляных красок), а не традиционном иконописном стиле. По рисунку и под началом З. был вырезан иконостас для надвратной Преображенской ц. Новодевичьего монастыря (1684). В 1687 г. он с большой группой живописцев принял участие в золочении и написании икон (сохр. полностью). К весне 1686 г. был готов аналогичный иконостас в Успенской трапезной ц. (отдельные иконы хранятся в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь»).

Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР)Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР)

С дек. 1687 г. под руководством и по рисунку З. изготовлялся резной золоченый иконостас для ц. Иоасафа, царевича Индийского, в дворцовом с. Измайлове (храм разобран, иконостас не сохр.), там же З. вызолотил 3 креста на главах (1688). В те же годы при его активном участии были выполнены в резной и иконописной части иконостасы верхнего храма в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Медведкове (сохр. полностью) и в ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Чёрная Грязь (1686, не сохр.) - подмосковных вотчинах Голицына.

При царевне Софии З. постоянно выполнял чертежи для изготовления дворцовой мебели на европ. манер. В 1689 г. для «царской потехи» им было также сделано «мартышкино место» - клетка для обезьянки в дворцовых покоях.

Жил З. в приходе Вознесенской ц. у Никитских ворот. Летом 1688 г. его двор сгорел. На пожарное разорение художнику было выдано значительно больше денег, чем полагалось в таких случаях,- 30 р. В том же году он получил задание на выполнение резьбы и икон иконостаса новопостроенного Большого собора Донского монастыря. После авг. 1689 г. (попытка захвата власти царевной Софией, падение Голицына) эти работы были прерваны, а 1 сент. 1689 г. З. был уволен из Посольского приказа. Однако уже в июне 1690 г. он вернулся на прежнее место с жалованьем 50 р. По-видимому, тогда под его рук. был создан последний из иконостасов для Новодевичьего мон-ря - в ц. Варлаама и Иоасафа под колокольней (отдельные иконы в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь»).

В 1691 г. художник украсил рукопись «Книги о мельничном строении». Тогда же вместе с Иваном Рефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника П. М. Долгорукова. З. работал по заказу Патриаршего приказа: в нояб. 1692 г. расписывал «золотом и красками» печатный антиминс «в соборную Успенскую церковь», а год спустя написал миниатюры с образами евангелистов, заставки и буквицы в новом печатном Евангелии для Успенского собора в Кремле.

В 1692 г. возобновились работы в Донском монастыре и З. было поручено закончить резьбу и иконы для иконостаса собора. В 1693-1694 гг. дядя Петра I боярин Л. К. Нарышкин привлек З. к украшению ц. Покрова Пресв. Богородицы в своем подмосковном с. Фили. По рисунку мастера был выполнен резной иконостас верхнего храма (сохр. полностью), иконы для которого были написаны с его участием (2 иконы местного ряда имеют авторскую подпись; ЦМиАР). В 1694 г. З. подрядился выполнить иконостас для Троицкой ц. на московском дворе боярина А. А. Матвеева, но не успел до конца года выполнить работу, очевидно из-за большой загруженности подобными заказами. В 1697 г. мастер делал иконостас (не сохр.) для ц. Спаса в Уборах, подмосковной вотчине П. В. Шереметева, который при строительстве этого храма взял за образец церковь в Филях.

После смерти художника думным дьяком М. П. Тугариновым в Соловецкий монастырь для поминовения души З. были вложены иконы, в т. ч. незаконченные. В 1702 г. были проданы принадлежавшие семье харчевенная изба и квасное место в Земляном городе у Тверских ворот.

З. был на редкость универсальным и разносторонне одаренным мастером, оставившим яркий след почти во всех сферах рус. изобразительного искусства посл. четв. XVII в. Под его рук. были созданы замечательные по красоте и пышности интерьеры мн. храмов московского, или нарышкинского, барокко, подчиненные единому замыслу мастера. С именем З. связан особый «живописный» стиль рус. иконы кон. XVII в., ориентированный на зап. художественную традицию.

Лит.: Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1862. Т. 1. С. 130, 164, 167, 168; он же. Ист. описание моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 1893. С. 46, 149-150; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст. // Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 125; Вып. 3. С. 168, 170, 173; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 91-93; Извеков Н. Д., прот. Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честнаго Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6, 7, 36, 37; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в.: Мат-лы и исслед. М., 1955. С. 28-32; Калишевич З. Е. Художественная мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности // Рус. государство в XVII в. М., 1961. С. 395, 398, 404, 406-410; Померанцев Н. Н. Вновь открытые изображения Петра I // Возрожденные шедевры. М., 1963. С. 57-62; Ильенко И. В. Автограф Карпа Золотарева в церкви Покрова в Филях // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 70; Рус. живопись XVII-XVIII вв.: Из собр. ГРМ, ГТГ и ЦМиАР: Кат. выст. М.; Л., 1977. С. 91-92; Павленко А. А. Карп Золотарев и моск. живописцы посл. трети XVII в. // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 301-316; он же. Карп Золотарев - моск. живописец кон. XVII в.: Мат-лы творческой биографии // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 133-146; Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в рус. архитектуре XVII в. // Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 220-226; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря // ВМУ: Ист. 1985. № 2. С. 66-67; Датиева Н. С. Измайлово: Опыт исслед. комплекса по письменным и графическим источникам // Филевские чт.: К 300-летию памятника архитектуры XVII ст. «Церковь Покрова в Филях» (1690-1693 г.). М., 1993. Ч. 1. С. 55; Вьюева Н. А. Иконы из церкви Распятия Большого Кремлевского дворца // Филевские чт. 1994. Вып. 8. С. 19-20; Шведова М. М. Придворный иконописец Карп Золотарев // Историческому музею - 125 лет. М., 1998. С. 166-184. (Тр. ГИМ; 100); она же. Иконостас работы Карпа Золотарева из Успенской церкви Новодевичьего мон-ря // Исторический музей - энциклопедия отеч. истории и культуры: Забелинские науч. чт.- 2000. М., 2001. С. 31-48. (Тр. ГИМ; 126); Иванова Е. Ю. «Портрет патриарха Иоакима» работы Карпа Золотарева 1678 г. из собр. Тобольского ист.-архит. музея-заповедника: Результаты реставрации и исслед. 1992-1997 гг. // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства: IV науч. конф., 24-26 нояб. 1998, Москва: Мат-лы. М., 2000. С. 71-80; она же. Икона-картина «Распятие с предстоящими» как пример формирования живописной техники в России: Задачи и итоги реставрации // Исторический музей - энциклопедия отеч. истории и культуры. 2003. С. 54-67. (Тр. ГИМ; 136); Михайлов Б. Б., свящ. Храм в Филях: История прихода и храма Покрова Пресв. Богородицы в Филях XVII-XX вв. М., 2002. С. 60-80; Голиков В. П., Комашко Н. И. Рус. живописная икона 2-й пол. XVII в.: Экспериментальные исслед. первых рус. икон, созданных в масляной технике // V Грабаревские чт.: Мат-лы конф. М., 2003. С. 272-284; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 39-40, 56-66; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 239-249; Рус. исторический портрет: Эпоха парсуны: Кат. М., 2004. С. 77-81, 130-131; Козлова Ю. А. Иконостас церкви Богоматерь Живоносный Источник в с. Богородицкое (Черная Грязь) // X науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2006. С. 137-143.
Н. И. Комашко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), рус. живописец
  • АРГУНОВ Иван Петрович (1727-1802), русский живописец, иконописец, педагог
  • БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? - 1693), живописец Оружейной палаты
  • БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), иконописец