ЗОСИМА
Том XX , С. 362-363
опубликовано: 27 февраля 2014г.

ЗОСИМА

(Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому). 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря, наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, № 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом (Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила), хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30).

Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове). В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого, в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь.

З. подолгу жил в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому исполняя обязанности викария Киевского митр. Сильвестра. Весной 1649 г. в Киев сначала к З., к-рый замещал отсутствовавшего митрополита, потом к митр. Сильвестру с просьбой о присылке в Москву ученых укр. монахов обращался царь Алексей Михайлович. З. присутствовал на Соборе правосл. архиереев Речи Посполитой, прошедшем в июне 1650 г. в Киеве, 27 июня участвовал в хиротонии Перемышльского еп. Антония (Винницкого) (Перемышльская кафедра была возвращена православным на основании королевского диплома от 12 янв. 1650, изданного по результатам Зборовского договора между королем и казаками от 9 авг. 1649). 16 янв. 1651 г. вместе с митр. Сильвестром, киево-печерским архим. Иосифом (Тризной) и др. настоятелями мон-рей З. встречал в Киеве московского посла боярина В. В. Бутурлина, приехавшего для приведения горожан к присяге царю. Митрополит и архимандрит Киево-Печерского мон-ря, опасаясь мести польск. властей, не хотели посылать своих слуг для принесения присяги. После уговоров со стороны русских послов киевские духовные власти покорились, и 19 янв. их шляхта и слуги присягнули царю. В тот же день митр. Сильвестр, З. и архим. Иосиф (Тризна) получили от Бутурлина царское жалованье.

В вопросах церковной политики Черниговский архиерей следовал за митр. Сильвестром, к-рый отстаивал подчиненность Киевской митрополии К-польскому патриарху в условиях, когда Левобережная Украина вошла в состав Русского гос-ва и рус. власти рассчитывали на переход Киевского митрополита в юрисдикцию Московского первосвятителя. Однако, возможно, взгляды З. не вполне совпадали с позицией митр. Сильвестра. В ходе расспросов в Москве 13 мая 1654 г. старца киевского Михайлова мон-ря Рафаила, когда уточнялась позиция киевского духовенства, мон. Рафаил говорил: «Черниговскои-де епископ Зосима, которои ныне живет в Печерском монастыре, не латинник, и с ними, митрополитом и со архимариты, в думе ево нет». З. характеризовался старцем Рафаилом как «человек смирнои и царьскому величеству добра хочет, толко-де ево мочи нет» (Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-укр. отношениях кон. 40-х - 80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1: Источники времени гетманства Б. М. Хмельницкого. С. 183. № 81, д-2). В грамотах, переданных царю летом 1654 г. послами гетмана Хмельницкого, З. выражал поддержку царю Алексею Михайловичу в войне с Речью Посполитой, в ответ московский государь пожаловал З. 40 соболей.

Важной стороной деятельности З. было восстановление поминальной практики в Черниговской епархии. По его повелению в Елецком черниговском монастыре был написан Елецкий синодик («Синодик, или помянник, Пресвятой Богородице Елецкой»), составленный на основе «давняго тоея обители помянника». Елецкий синодик не сохранился, его использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при создании в бытность настоятелем Елецкого черниговского мон-ря соч. «Скарбница, потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676); Елецкий синодик также был известен архиеп. Филарету (Гумилевскому). Для вечного поминания в синодик были внесены правосл. архиереи, князья, бояре, шляхта и нек-рые миряне Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. Кроме того, в синодике были приведены сведения о начале Елецкого мон-ря, в частности о явлении в 1060 г. Елецкой иконы Божией Матери и об устроении обители по повелению черниговского кн. Святослава (Николая) Ярославича.

З. имел значительную б-ку. Среди принадлежавших ему рукописных книг известны Лествица прп. Иоанна Синайского (список XVI в.), Слова свт. Григория Богослова и Кормчая книга (кон. XVI - нач. XVII в.), Соборник (1603), Скитский патерик (нач. XVII в.), Евангелие учительное (1-я пол. XVII в.) и др. В ряде книг сохранились владельческие записи - автографы З.: «Зосима Прокопович, еп[и]с[ко]п Чернеговский, Печерный, рукою властною» (Петров. 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37 и др.). После смерти архиерея его книги перешли в б-ку Киево-Печерского мон-ря. В 1655 г. З. дал вкладом в Киево-Печерский мон-рь богато оформленную плащаницу (архиерей упом. во вкладной записи на плащанице). По мнению В. Г. Пуцко, она могла быть вышита в мастерской киевского Вознесенского жен. мон-ря (см. Киевский в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра женский монастырь).

Ист.: АрхЮЗР. Ч. 2. Т. 1. № 32. С. 370; Петров Н. И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. М., 1896. Вып. 2. С. 78, 68, 35-37, 70, 88-89, 11.
Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 2. С. 33-36; Покровский И. М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. Т. 1: (XVI-XVII вв.). С. 446, 452, 455-456, 461; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2; Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: (Ист. описание). Чернигов, 1900. С. 22; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 6. С. 347; Кн. 7. С. 31, 40-41, 45, 53-54, 66, 617; Пуцко В. [Г.] Украïнськi плащаницi // Наша вiра: Всеукр. правосл. газ. 2002. № 5. Травень.
А. В. Кузьмин, Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
  • АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский