ИАКИНФ
Том XX , С. 427-428
опубликовано: 7 июня 2011г.

ИАКИНФ

Содержание

Мч. Иакинф Римский. Фрагмент иконы «Минея на июль». XVIII в. (Галерея Бренске, Мюнхен)Мч. Иакинф Римский. Фрагмент иконы «Минея на июль». XVIII в. (Галерея Бренске, Мюнхен) († кон. I или нач. II в.), мч. Римский (пам. 3 июля). Род. в Кесарии Каппадокийской в благочестивой христ. семье. До 20 лет (согласно сказанию в Императорском Минологии 1034-1041 гг., до 18) И. служил кувикуларием (постельничим) и стольником у рим. имп. Траяна (98-117). На одном из праздников император с приближенными приносил жертвы богам, а И. в уединении молился Христу. Это заметил служитель императора по имени Сурвикий (Урвикий) и донес на святого. За отказ вкусить идоложертвенную пищу И. был избит и посажен в темницу. На следующий день святой вновь предстал перед императором и был подвергнут еще большим испытаниям: его били плетьми, раздирали бока железными крюками, но мученик оставался непреклонен. Видя упорство И., имп. Траян приказал отвести его в тюрьму и не давать никакой пищи, кроме идоложертвенной. Святой смотрел на эту пищу как на нечистоты и не прикасался к ней, пребывая в молитве. Когда на 38-й день стражники по обыкновению принесли И. идоложертвенную пищу, то увидели 2 ангелов: один покрывал тело святого, другой возлагал на голову мученика венец. Спустя 2 дня император приказал привести И., но, войдя в темницу, стражники нашли мученика уже почившим. Император повелел отнести тело святого на гору, где обитало множество диких зверей, и приставил охрану, чтобы христиане не похитили его.

Однажды ночью родственнику И. пресв. Тимофею явился ангел и беспрепятственно провел его до места, где лежали мощи святого. Пресвитер забрал их и с почестями положил в ковчег. Перед смертью Тимофей передал мощи некой благочестивой вдове, к-рая втайне хранила их у себя дома. Позднее И. явился слепому сенатору и сказал, что тот прозреет, если помажет глаза маслом из лампады, к-рая горит над мощами И., а затем доставит эти мощи в Кесарию Каппадокийскую. Сенатор нашел дом вдовы, помазал глаза и прозрел, однако мощи оставил на месте. Поэтому спустя нек-рое время сенатор снова лишился зрения. Он взмолился И. и услышал в ответ, что обретет зрение, если исполнит то, о чем святой просил его. Помазав глаза маслом, сенатор вновь прозрел. Тогда он взял мощи И. и с верными людьми отправил в Кесарию, приказав оставить их у Севастианских ворот. Животные, к-рые везли повозку с мощами, ведомые благодатью, доставили ее к дому, в к-ром жил мученик. Мощи И. положили в мраморный ковчег в саду возле дома.

По мнению В. В. Латышева, в основе сохранившегося текста Жития И. могла лежать запись современника, поскольку автор указывает, что был очевидцем описанных событий, однако позднее текст подвергался правке (Латышев. 1915. С. 221-222).

В К-поле, в портике Троадисия, находилась ц. во имя И., где совершалась служба этому святому (Janin. Églises et monastères. P. 491).

Совр. зап. исследователи считают, что И. умер в 108 г., как указано в Мартирологе кард. Цезаря Барония (ActaSS. P. 634), однако отмечают, что дата выбрана произвольно. Согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца, И. пострадал в 98 г., но такая датировка также ничем не обоснована.

Ист.: BHG, N 758; ActaSS. Iul. T. 1. P. 633-634; PG. 117. Col. 521-522 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 793-795; Latyšev. Menol. T. 2. P. 132-135; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 303-308; MartRom. Comment. P. 267-268; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 18-19; ЖСв. Июль. С. 41-47.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198; Т. 3. С. 251; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 220-223; Lucchesi G. Giacinto // BiblSS. Vol. 6. Col. 325-326; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αϒιολόϒιον. Σ. 455; Aubert. R. Hyacinthe // DHGE. T. 25. Col. 501.
А. М. Гагинский

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 468) память И. отмечается 3 июля; указаны посвященные И. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 165), И. назначается служба с пением «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ).

Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 223), в день памяти И. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 3 июля отмечаются памяти И. и свт. Анатолия, патриарха К-польского; указан посвященный И. отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. И. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене; указан кондак И. 4-го гласа    В исправленном издании московского Типикона 1682 г. были помещены отпустительный тропарь И.     и иной кондак 6-го гласа   

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ); кондак ᾿Υακίνθῳ σήμερον̇ (Иакинфу днесь) - в греч. Минее, кондак 6-го гласа    - в синодальном издании Минеи и 4-го гласа    - в Минее (МП); канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (имя автора упом. только в греч. Минее), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Σὲ τὸν διαυϒῆ, Μάρτυς, αἰνέσω λίθον (     ), ирмос: ῾Υϒρὰν διοδεύσας̇ (  ), нач.: Σὲ τὸν διαυϒείᾳ (  ); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минее); седален.

Е. Е. Макаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также