ИБН КАТИБ КАЙСАР
Том XX , С. 616-617
опубликовано: 14 апреля 2014г.

ИБН КАТИБ КАЙСАР

[араб.    ] Абу Исхак Алам ар-Риаса Ибрахим (XIII в.), копт. филолог и экзегет. Происходил из знатной семьи христ. шейхов, дед состоял секретарем при эмире Алам ад-Дине Кайсаре. Высоко ценил знания и труды И. К. К. его современник, копт. писатель аль-Мутаман Абу Исхак аль-Ассаль (см. в ст. Ассалиды).

И. К. К. составил копт. грамматику на араб. языке под названием «Источник познания» ( ), представляющую собой переработку грамматики Юханны, еп. Саманнуда (1-я пол. XIII в.). Иезуит А. Кирхер издал лат. перевод этой и неск. др. арабоязычных грамматик и словарей копт. языка (Kircher A. Lingua aegyptiaca restituta. R., 1643), что положило начало коптологии в Европе.

И. К. К. приписывается авторство незавершенного Толкования на Апокалипсис, составленного в 1266/67 г. (согласно другой традиции, автор - Абу Исхак аль-Ассаль; см.: Graf G. Die koptische Gelehrtenfamilie der Aula d al-‘Assa l // Orientalia. N. S. 1932. Bd. 1. S. 48-52). Сочинение издавалось в Каире в 1898 и 1939 гг. (1994р). Историческими источниками для толкования послужили «История» Евтихия, правосл. патриарха Александрийского (Х в.), и различные апокрифические сочинения; цитируются толкования отдельных мест Апокалипсиса сщмч. Ипполита Римского, но большинство из них автор отвергает. Незавершенная часть в позднейших рукописях была восполнена переписчиками на основе толкования Булуса аль-Буши, современника И. К. К., и в таком виде представлена во 2-м издании. Из др. экзегетических трудов И. К. К. атрибутируются сохранившиеся в ряде рукописей толкования на Послания ап. Павла (Толкование на Послание к Римлянам дважды изд. в Каире), Соборные послания и Деяния св. апостолов.

Абу Исхак аль-Ассаль упоминает еще 2 сочинения И. К. К.: «Книгу основания опровержения и ответа», составленную с использованием апологии сиро-яковитского богослова Яхьи ибн Ади (X в.) против мусульманского полемиста Абу Исы аль-Варрака, и трактат об исповеди с изложением взглядов сторонников и противников ее обязательности. Имеется свидетельство того, что И. К. К. также делал перевод Посланий ап. Павла на араб. язык.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 379-387; Frederick V. Ibn Ka tib Qaysar // CoptE. Vol. 4. P. 1268; Davis S. J. Introducing an Arabic Commentary on the Apocalypse: Ibn Katib Qaysar on Revelation // HarvTR. 2008. Vol. 101. P. 77-96.
С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АССАЛИДЫ семейство коптск. церк. деят. и писателей (кон. XII - 1-я пол. XIII в.)
  • БАХАЙЛА МИКАЭЛЬ эфиоп. автор апокалиптического трактата "Книга тайн неба и земли"
  • БУЛУС АЛЬ- БУШИ один из значительных копт. духовных писателей средневековья
  • БУТРОС ИБН АР-РАХИБ (XIII в.), копт. писатель, автор богословских трактатов и копт. грамматики