КОНСТАНТИНОВСКИЙ
Том XXXVII , С. 131-134
опубликовано: 29 июня 2019г.

КОНСТАНТИНОВСКИЙ

Прот. М. А. Константиновский. Портрет. Неизвестный художник. 50-е гг. XIX в.Прот. М. А. Константиновский. Портрет. Неизвестный художник. 50-е гг. XIX в. Матфей Александрович (6.11.1791, с. Константиново Новоторжского у. Тверского наместничества - 14.04.1857, г. Ржев Тверской губ.), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. Род. в семье диак. Александра Андреева. В 8 лет был определен в Новоторжское ДУ (начальные классы Тверской семинарии), где получил фамилию по названию села. В документах именовался то Константиновским, то Александровым (по имени отца). По окончании уч-ща К. поступил в Тверскую ДС; с ним вместе учился П. А. Плетнёв, буд. критик и литератор. В семинарии К. собирался постричься в монахи, однако в 1810 г. умер отец и К. был вынужден заботиться о матери и 2 малолетних сестрах. В нояб. 1813 г., по окончании семинарии, повенчался с дочерью сельского священника Марией Дмитриевной Григорьевой. 10 февр. 1814 г. архиеп. Тверской Мефодий (Смирнов) рукоположил его во диакона для служения в храме погоста Осечно Вышневолоцкого у. 30 окт. 1820 г. по благословению свт. Филарета (Дроздова) архиеп. Тверским Симеоном (Крыловым-Платоновым) в домовой церкви на Ярославском архиерейском подворье в С.-Петербурге К. был рукоположен во иерея и определен на служение в ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с. Диева Бежецкого у. В течение 13 лет К. проповедовал веру Христову среди местных жителей, в основном карелов, в воскресные и праздничные дни не только в храме, но везде, где собирались прихожане. В марте 1833 г. по просьбе крестьян К. был переведен в ц. в честь Богоявления в с. Есько, где ревностно продолжил миссионерское служение. В доме К. собирались прихожане; они слушали чтение Библии и Четьих-Миней, пели акафисты и участвовали в назидательных беседах. Людей приходило так много, что это вызывало неудовольствие священников окрестных приходов. В дек. 1833 г. благочинный епархии свящ. Иоанн Градницкий взял с К. подписку о том, «чтоб бываемое в доме его с собирающимися прихожанами пение и чтение Слова Божия в ночное время прекратить...» (Малинин. 1909. № 6. С. 243). Вскоре архиеп. Тверской Григорий (Постников) назначил по этому делу расследование. Архиерей не запретил, но и не благословил его собраний. Летом 1835 г. архиеп. Григорий после долгой беседы со свящ. Матфеем в алтаре объявил духовенству Бежецкого у. в соборе: «Вот вам образец, подражайте ему. И я более ничего не желаю» (Там же. С. 253).

В 1836 г. К. был переведен в Преображенский храм во Ржеве, в мае 1849 г. назначен настоятелем ржевского Успенского собора, где и служил до самой кончины.

В течение 20 лет служения в Преображенской ц. К. много проповедовал среди старообрядцев, поповцев (в основном во Ржеве) и беспоповцев (в Вышневолоцком у.). По оценке А. С. Панкратова, Ржев при К. жил «общиной апостольского времени». «Популярность его была огромна. Это был Иоанн Кронштадтский Ржевского уезда» (Панкратов. 1911. С. 187-188).

В нояб. 1853 г. К. был вызван в С.-Петербург для подготовки к миссионерской деятельности среди старообрядцев. Здесь он совершал богослужение в домовой церкви благотворительницы Т. Б. Потёмкиной. Имя его скоро стало известным в столице. В частности, К. было поручено наставлять в истинах веры прибывших в С.-Петербург самоедов, восприемниками к-рых при крещении были члены Царственного дома.

К. отличался аскетизмом: еще будучи диаконом, отказался от мясной пищи и не употреблял ее до самой кончины; не пил вина и к.-л. хмельных напитков, в течение 10 лет служения во Ржеве не пил ничего, кроме воды. Лишь в последние годы жизни иногда пил кофе для подкрепления сил. На 1-й неделе Великого поста и в Страстную седмицу ничего не ел; в среду и пятницу ел раз в день. Но мог и нарушить пост, когда находился в обществе, особенно там, где ожидали увидеть в нем подвижника.

Известность К. принесла его проповедническая деятельность. По свидетельству современников, он обладал исключительным даром слова и мог говорить неск. часов без подготовки и при этом в высшей степени назидательно. В сан протоиерея он был возведен архиеп. Григорием 28 окт. 1838 г. во Ржеве, как сказано в его протоиерейской грамоте, «за непрерывное, ясное, весьма сильное и убедительное проповедование Слова Божия», и ему было позволено «произносить свои поучения изустно, по вниманию к его духовной опытности и глубокомыслию» (Грешищев. 1860. С. 265). Т. И. Филиппов утверждал, что знал во Ржеве лиц, «которым по их образу мыслей вовсе не было нужды в церковном поучении и которые, презирая сон, природную лень и двухверстное расстояние, ходили без пропуска слушать его художественные и увлекательные поучения» (Филиппов. 2008. С. 350). В 1853 г. в С.-Петербурге он совершал литургию в присутствии имп. Николая I, к-рый пожелал убедиться в красноречии пастыря. «Мне удалось хорошо сказать при Государе»,- сказал К. по окончании (Из воспоминаний Е. Н. Бастамовой. 1903. С. 250).

«Блистательный», по выражению Н. П. Барсукова, портрет К. создал Филиппов в неоконченных воспоминаниях о гр. А. П. Толстом. Архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) писал, что Филиппов отзывался о К. как о «гениальном проповеднике и необыкновенном аскете» (Савва (Тихомиров). 1906. Т. 6. С. 243). Проповеди К. долгое время считались утерянными. Его сын, Димитрий Константиновский, свящ. Скорбященской ц. в Твери, сообщал гр. Толстому 31 окт. 1857 г., что архиеп. Григорий назначил К. «катехизатором и свои катехизические поучения представил преосвященнейшему на рассмотрение», и они не были возвращены (Воропаев. Гоголь. 2014. С. 289). По свидетельству почитателей, К. всегда говорил экспромтом, доходчиво комментируя текст из Евангелия, прочитанного за богослужением, с многочисленными примерами из жизни (поучения и проповеди К. собраны и готовятся к печати).

До конца жизни К. был духовным наставником гр. А. П. Толстого, который, по словам Гоголя, стремился к нему, «как птица из клетки на волю» (из письма Гоголя о. Матфею из Неаполя от 9 мая (н. ст.) 1847 - Гоголь. 2009. Т. 14. С. 268). Он благословил графа принять должность обер-прокурора Святейшего Синода. Паства К. была весьма обширна. Нек-рые помещики Тверской губ. переселялись во Ржев, чтобы он духовно руководил ими. Знакомство Гоголя с К. началось заочно по рекомендации гр. Толстого. В нач. 1847 г. Плетнёв по просьбе Гоголя послал священнику во Ржев кн. «Выбранные места из переписки с друзьями». К. ответил Гоголю, и между ними началась переписка, к-рая вскоре приобрела доверительный характер. Сохранилось 17 писем Гоголя и одно К. Мнение К. о книге, по всей видимости, было отрицательным. Об этом можно судить по ответным письмам Гоголя, к-рый со вниманием отнесся к наставлениям К. (Там же. Т. 15. С. 15).

В нач. 1848 г., отправляясь в путешествие по св. местам, Гоголь в записной книжке дважды упоминает К., помещая его первым в числе тех, «чьи имена вспомнить у Гр[оба] Св[ятого]», и вторым (после родных) в списке лиц, к-рым следует писать письма (Там же. Т. 9. С. 696, 697). На пути в Иерусалим Гоголь отправил К. исповедальное письмо, в котором определил «Выбранные места...» как «какие-то исполинские замыслы на что-то вроде вселенского учительства», неудавшиеся вслед. неготовности собственной души, не очищенной от страстей и пороков, среди которых самый страшный - сомнение (Неаполь, 12 янв. (н. ст.) 1848; Там же. Т. 15. С. 15, 17).

Когда состоялось личное знакомство Гоголя с К., точно неизвестно. Существует версия, основанная на преданиях ржевских старожилов, в частности соборного звонаря А. Есиповского, что Гоголь был во Ржеве осенью 1848 г., возвращаясь из С.-Петербурга в Москву (см.: Ходаков. 1936). Однако письма Гоголя свидетельствуют о том, что эта встреча не состоялась. Писатель мог побывать во Ржеве в 1849 г., а познакомились они с К., видимо, в янв. 1849 г. в Москве. Их переписка возобновилась в 1850 г.: Гоголь высылал ему и его сыну книги, интересовался здоровьем домашних. В последний раз они встретились в кон. янв.- нач. февр. 1852 г. в доме гр. Толстого на Никитском бульваре в Москве. Подробности разговоров Гоголя и К. неизвестны, но их содержание отчасти передано доктором А. Т. Тарасенковым и прот. Феодором Образцовым. К. напоминал Гоголю о греховности человека, об ответственности людей за свои действия и слова перед Богом, о необходимости соблюдать пост. Насколько высоко Гоголь ценил духовное руководство протоиерея, свидетельствует его отзыв о К. в письме гр. Толстому от 13 апр. 1848 г. из К-поля: «По-моему, это умнейший человек из всех, каких я доселе знал, и если я спасусь, так это, верно, вследствие его наставлений...» (Гоголь. 2009. Т. 15. С. 44). Гоголь постоянно просил К. молиться о нем: «Может быть, вам душа моя известна больше, чем мне самому» (из письма от 30 дек. 1850 из Одессы; Там же. С. 386).

По словам Филиппова, К. не раз сообщал ему с нек-рым даже удивлением о том впечатлении, к-рое его проповеди и рассказы производили на Гоголя, «слушавшего их, по библейскому выражению, отверстныма устнама и не знавшего в этом никакой сытости» (Филиппов. 2008. С. 349). М. П. Погодин, в доме к-рого в Москве неоднократно останавливался Гоголь, вспоминал, что К. «говорил о Промысле (Божием.- Авт.), как бы о близком человеке, которого он видит, слышит, ощущает ежеминутно его присутствие. Во всяком слове его звучало это убеждение» (Погодин. 2009. С. 264). А. О. Смирнова писала, что «кротость и смирение его были ни с чем несравнимы… С Гоголем они молились всегда на коленях и часто прибегали к исповеди и причастию» (Смирнова-Россет. 1989. С. 67).

Но К. упрекали в непонимании Гоголя как писателя. Говорили, что он запрещал ему писать светские произведения. Священник отвечал, что «художественный талант есть дар Божий. Запрещения на дар Божий положить нельзя; несмотря на все запрещения, он проявится» (Образцов. 1902. С. 138). К. был последним, кому Гоголь показал главы 2-го т. «Мертвых душ». Вероятно, это произошло во время их встречи в Москве незадолго до сожжения рукописей. К. нередко ставят в вину, что именно он «подтолкнул» писателя к этому. Протоиерей отрицал, что по его совету Гоголь сжег 2-й т., хотя и говорил, что неск. набросков не одобрил и даже просил уничтожить.

Прот. Василий Зеньковский утверждал, что К. «не подходил для духовного руководства таким человеком, каким был Гоголь». Ему казалось, что в те годы «были священники с широким пониманием вопроса об отношении Церкви и культуры» (Зеньковский. 1961. С. 253-254). В качестве примера он приводил архим. Феодора (Бухарева), но последний, как известно, оставил священный сан и монашество. В то же время от о. Феодора можно было услышать в откровенных беседах «самые почтительные, почти благоговейные отзывы об о. Матфее» (Субботин. 2009. С. 596). Незадолго до кончины К. с ним встречался А. Н. Островский, о чем свидетельствуют его дневниковые записи во время путешествия по Волге в 1856 г. (см.: Островский. 1952. С. 228).

К. был награжден набедренником (1826), скуфьей (1839), бархатной фиолетовой камилавкой (1842), наперсным крестом (1847), орденом св. Анны 3-й степени (1855). Он был сотрудником Тверского епархиального попечительства о вдовах и сиротах духовного звания, с 1845 г.- катехизатором, с 1849 г.- благочинным, цензором проповедей и «увещателем по секретным делам».

Кончина К. сопровождалась различными чудесными явлениями. О нек-рых из них говорится в его жизнеописании, составленном Н. Грешищевым. Могила, долгое время считавшаяся утерянной, в 2000 г. восстановлена.

Арх.: ГА Тверской обл. Ф. 56, 103, 160, 468, 575; ГАРФ. Ф. 1099; РГАЛИ. Ф. 139, 951; РГБ. Ф. 78. А. Г. /I, 11/1, Погод. II, 74.
Лит.: Грешищев Н. Очерк жизни в Бозе почившего ржевского прот. о. Матфея Александровича Константиновского // Странник. 1860. № 12. С. 245-292 (То же // Слово и речь при погребении в Бозе почившего прот. Ржевского Успенского собора о. Матфея Александровича Константиновского. М., 1890. С. 17-64; отд. изд.: Шамордино, 1915); Феодор (Бухарев), архим. Странники // Странник. 1860. № 1. С. 1-11; Письма ржевского прот. о. М. А. Константиновского // Домашняя беседа. СПб., 1861. Вып. 49. С. 958-960; Вып. 50. С. 982-985; Вып. 51. С. 1015-1018; Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1894. Кн. 8. С. 563-572; Матвеев П. А. Н. В. Гоголь и его «Переписка с друзьями»: Ист.-лит. очерк. СПб., 1894; Скворцов Д. И. Очерки тверского раскола и сектантства. М., 1895; Субботин Н. Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II // ДЧ. 1900. Ч. 1. № 4. С. 587-602; Щеглов И. Л. Из записной книжки: Беседа с современником о. Матвея Константиновского // ИВ. 1904. Т. 98. Дек. С. 994-998; он же. Гоголь и о. Матвей Константиновский // Он же. Подвижник слова: Новые мат-лы о Н.В. Гоголе. СПб., 1909. С. 147-158; он же. Н. В. Гоголь. СПб., 1912. С. 154-170; он же. Лит. очерки и эссе // Среди великих: Лит. встречи / Сост. предисл., коммент.: М. М. Одесская. М., 2001. С. 147-158; Энгельгардт Н. А. О. Матвей в рус. критике: (Лит. справка) // Новое время. 1901. № 9263, 16 дек. С. 4; Добронравов И. М., свящ. В защиту духовенства: (Голос в защиту о. Матфея, как духовника Гоголя, от клевет и нареканий светской печати) // Странник. 1902. № 11. С. 670-681; А. Н. Ржевский прот. Матфей Константиновский и отношение к нему Н. В. Гоголя // Правосл.-рус. слово. СПб., 1902. № 4. С. 275-293; он же. Еще нек-рые сведения о ржевском прот. Константиновском // Там же. № 9. С. 694-701; Образцов Ф., прот. О. Матфей Константиновский, прот. Ржевского собора (Ɨ 14 апр. 1857): По моим воспоминаниям // Тверские ЕВ. 1902. № 5. Ч. неофиц. С. 128-141 (То же, сокр. // Новое время. 1902. № 9343, 9 марта; Пастырский собеседник. М., 1902. № 12/13. С. 136-141); Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Гоголя / Публ. и коммент.: В. И. Шенрок // РС. 1902. Т. 110. № 5. С. 439-447; Поселянин Е. Гоголь и прот. Матфей Ржевский // Моск. вед. 1902. № 57, 27 февр. С. 3; он же. Ржевский прот. Матфей // он же. Рус. подвижники 19 в.: Ист.-биогр. очерки. М., 19103. С. 410-426; он же. Матфей Ржевский, протоиерей // Он же. Прп. Серафим, Саровский чудотворец, и рус. подвижники ХIХ в. М., 2003. С. 565-581; Смирнов А. И. Из последних лет жизни и лит. деятельности Н. В. Гоголя // РФВ. 1902. № 3/4. С. 442-468; Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. М., 19022; Фиников К. В. В защиту ржевского прот. Матфея Константиновского // Тверские ЕВ. 1902. № 5. Ч. неофиц. С. 141-144; Зап. Религ.-филос. собраний в С.-Петербурге: Заседания 10 и 11: Обсуждение докл. Д. С. Мережковского «Гоголь и о. Матфей» // Новый путь. 1903. № 5. С. 219-246; Из воспоминаний Е. Н. Бастамовой // Сб. Тверского об-ва любителей истории, археологии и естествознания. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 248-251; Мережковский Д. С. Судьба Гоголя // Новый путь. 1903. № 1. С. 37-81; № 2. С. 1-41; № 3. С. 123-161; он же. Гоголь и чёрт: Исслед. М., 1906 (То же // Он же. В тихом омуте: Статьи и исслед. разных лет / Сост.: Е. А. Данилов. М., 1991. С. 213-309); он же. Гоголь: Творчество, жизнь и религия. СПб., 1909; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиогр. зап. Серг. П., 1906. Т. 6; Собр. писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхим. Амвросия к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1; Дурылин С. Неизданное письмо о. Матфея к Гоголю // Весы. 1909. № 4. С. 65-68; [Малинин В.] Мат-лы для биографии ржевского прот. М. А. Константиновского (1791-1857) // ДЧ. 1909. Ч. 1. № 4. С. 587-596; Ч. 2. № 5. С. 60-72; № 6. С. 243-255; Панкратов А. С. Отец Матфей // Рус. слово. 1909. № 74. С. 2; № 75. С. 2; он же. Ищущие Бога. М., 1911. Кн. 2. С. 181-191; Введенский А. П., свящ. Духовник Н. В. Гоголя: (К переоценке его характеристики) // Странник. 1912. № 8. С. 172-193 (отд. изд.: СПб., 1912. Од., [19132]. М., 2011п); Мочульский К. Духовный путь Гоголя. П., 1934, 19762; Ходаков Г. Я. Был ли Гоголь в Ржеве // Ржевская правда. 1936. № 243, 244; Островский А. Н. Дневник путешествия по Волге // Он же. ПСС. М., 1952. Т. 13; Зеньковский В., прот. Н. В. Гоголь. М., 1997; Прошин Г. Г. Н. В. Гоголь и о. Матвей: (К истории последних лет жизни писателя) // Научно-атеистические исслед. в музеях: Сб. науч. тр. Л., 1986. С. 76-89; Фёдоров М. Гоголь и Оптина пуст. // ЖМП. 1988. № 11. С. 68-72; Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания / Подгот.: С. В. Житомирская. М., 1989; Басин И. А. Еськовская община о. Матфея Константиновского // Вестн. РХД. 1994. № 169. С. 133-146; [Шлёнов В. Л.] Живое слово о. Матфея: [Рассказ прот. Матфея Константиновского о исцелении его от мощей св. блж. кнг. Иулиании Вяземской, местно чтимой в г. Торжке; письмо Н. В. Гоголю от 12 февр. 1852 г.; проповедь на Рождество 1852 г. в письме Т. И. Филиппова] // Просветитель. М., 1994. № 1. С. 26-33; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996. С. 11-12; Уракова Н. «…Прошу Вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть»…»: (О духовных причинах смерти Н. В. Гоголя) // Лепта. М., 1996. № 28. С. 164-180; Воропаев В. А. Ржевский знаменитый проповедник: История взаимоотношений Гоголя и о. Матфея // Москва. 1997. № 6. С. 162-174; он же. Гоголь и о. Матфей // Он же. Гоголь и о. Матфей. Афанасьев В. В. Правосл. философ: Духовные искания И. В. Киреевского (1806-1856). Пермь, 2000. С. 9-54; он же. Последние дни жизни Н. В. Гоголя как духовная и научная проблема // Филаретовский альм. М., 2009. Вып. 5. С. 115-150; он же. Гоголь и о. Матфей Константиновский: Из мат-лов к биобиблиогр. словарю «Н. В. Гоголь и его окружение» // Моск. ж. 2013. № 7. С. 2-15; он же. Н. Гоголь и о. Матфей Ржевский: На путях к святости // Простор. Алматы, 2013. № 7. С. 103-122; он же. Н. Гоголь и о. Матфей Ржевский // Лит. учеба. М., 2013. № 6. С. 128-157; он же. Гоголь и о. Матфей // Он же. Н. Гоголь: Опыт духовной биографии. М., 20142. С. 271-334; Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 19972. С. 3-61; Киреевский И. В. Разум на пути к истине: Филос. ст., публицистика, письма. М., 2002; Филиппов Т. И. Восп. о гр. А. П. Толстом // Рус. воспитание: Сб. / Сост., предисл. и коммент.: С. В. Лебедев. М., 2008. С. 342-361; Шаповал Н. И. В «гостях» у духовного сына ржевского прот. Матфея Константиновского // Он же. Ржевитяне - подвижники благочестия. Ржев, 2008. С. 34-78; Гоголь Н. В. ПССиП: В 17 т. / Сост. и коммент.: И. А. Виноградов, В. А. Воропаев. М.; К., 2009. Т. 9, 14, 15; Погодин М. П. Простая речь о мудреных вещах. М., 2009; Гоголь в восп., дневниках, переписке современников: Полн. сист. свод докум. свидетельств: В 3 т. / Подгот.: И. А. Виноградов. М., 2011-2013; Ржевский след кончины Гоголя // Тверская жизнь: Газ. 2011. 14 нояб.; Анненкова Е. И. Письма Н. В. Гоголя к о. Матфею и В. Г. Белинскому: Духовно-творческое самоопределение писателя в свете автобиогр. сочинений св. Григория Богослова // Она же. Гоголь и рус. общество. СПб., 2012. С. 640-651; Russell J., Cohn R. Константиновский, Матвей Александрович. Edinburg, 2012; Расев А., прот., Костенко С. Подвижник Тверской земли о. Матфей Ржевский // Верхневолжье православное: Газ. Тверь, 2013. 29 июня; Шувалов В., свящ. Достойный подражания. Тверь, 2014; Расев А., прот. Очерк жизни в Бозе почившего Ржевского прот. о. Матфея Александровича Константиновского: Свод. ред. (1860-1890-1915) (в печати).
Иконогр.: Альбом выставки в память Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского. М., 1902. С. 38; И. Е. Репин / Сост.: Г. Ю. Стернин. Л., 1985. № 158; Научно-атеистические исследования в музеях: Сб. науч. тр. Л., 1986. С. 79.
В. А. Воропаев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БУТКЕВИЧ Михаил Андреевич, прот., проповедник, автор духовно-муз. сочинений
  • КАМЕНСКИЙ Владимир Андреевич (1896-1969), прот., известный духовник и проповедник, историк
  • АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
  • АВРААМИЙ (Флоринский; ок. 1720 – 1797), архим., проповедник
  • АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 1829 - 1902), прот.
  • АГАПИТ (Скворцов Александр; 50-е гг. XVIII в. – 1811), игум., проповедник
  • АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот.
  • АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)