ЛУКА
Том XLI, С. 595-597
опубликовано: 24 августа 2020г.

ЛУКА

Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.)Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Швец Леонтий; 1838(?) г., Сумский у. Харьковской губ.- 1.05. 1898, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских), схим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Род. в семье временнообязанных крестьян, в 1864 г., при игум. прп. Иннокентии (Степанове), поступил в Глинскую пуст., до 1879 г. пользовался наставлениями старца иеросхим. Илиодора (Голованицкого). В 1869 г. Л. Швец был пострижен в рясофор, 15 марта 1875 г. игум. Иннокентием - в монашество с именем Лонгин. Проходил послушание на братской кухне, с 1866 г.- на хлебопекарне, старшим смотрителем к-рой служил с 1869 г. В послужном списке братии за 1885 г. отмечено, что Лонгин «качеств хороших и усерден» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 27 об.- 28). Обычно он с вечера растворял закваску для хлеба, перед утреней «подбирал» ее, после чтения шестопсалмия вместе с др. иноками месил тесто. На богослужениях в соборе Лонгин неизменно становился на хорах так, чтобы сосредоточиться на молитве и не видеть богомольцев, стоящих внизу. В келии изготовлял деревянные ложки, но затем оставил это занятие. Настольной книгой подвижника был том творений прп. Симеона Нового Богослова.

До 1888 г., когда настоятель игум. Исаия (схиархим. Иоанникий (Гомолко)) ввел в Глинской пуст. строгие уставные правила, насельникам дозволялось ходить на откровение помыслов и к братскому духовнику, и к любому из старцев. Трудясь старшим смотрителем пекарни, Лонгин стал для братии не только непосредственным руководителем, но и духовным наставником. Он требовал от новоначальных иноков строгого послушания, порой даже провоцировал, вызывая их гнев и ропот, чтобы потом обличить эти страсти. При этом Л. защищал нерадивых монахов, покрывая их согрешения. Так, когда о. Алексия, трудившегося в просфорне, собирались отчислить из мон-ря за некие проступки, Лонгин ходатайствовал перед игум. Иннокентием: «У меня братии на пекарне недостает, благословите с просфорни брата Алексия». Преподобный отличался щедростью, с бедными послушниками делился чаем и сахаром, отпускаемыми ему настоятелем. Деньги, которые присылали родственники и земляки, Лонгин раздавал нуждающимся, странникам. Особая дружба связывала Лонгина с прп. Архиппом (Шестаковым) - юродивым старцем, который трудился в пекарне с 1852 г., но отказывался руководить остальными.

В 1888 г. Лонгин был назначен смотрителем за чередой монахов, читающих Неусыпаемую Псалтирь. 1 янв. 1891 г. принял схиму с именем Лука и поселился в Ближнем скиту, основанном на месте явления чудотворной Глинской иконы Божией Матери. Наставником Л. стал схим. Архипп (Шестаков), к-рый прежде подчинялся ему в пекарне. Придя с утрени в свою келью, он читал помянник, затем вновь шел в храм, молился за ранней и поздней литургиями. В 1893 г. Л. перешел в новоустроенный Дальний (Илиодоровский) скит, в 3 км от обители. Его духовник, прп. Архипп, принимал активное участие в строительстве скита.

С принятием схимы Л. не оставлял заботы о новоначальной братии, оказывая и духовную и материальную помощь, предостерегая от различных искушений. К одному из неопытных учеников приезжала некая дама, привозила гостинцы. Старец предупредил его: «К тебе галка летает, она тебе повредить хочет, чтобы ты монастырь оставил». Унывающему брату Л. советовал срочно исповедаться, а если тот под предлогом страха перед «большой епитимией» отказывался, говорил: «Пойдем со мной, я за тебя упрошу духовника». Л. имел дар утешения скорбящих, вразумления послушников, особенно тех, кто собирался оставить обитель.

Преподобный непрестанно молился за согрешавших учеников, порой, по собственному признанию, «терпел искушения». Однажды Л. сказал брату: «Через вас всю сию ночь на полу прокатался». Первоначально по благословению старца Архиппа в келейное правило Л. входило 500 Иисусовых молитв, к-рые он, вероятно, не всегда совершал сосредоточенно. Однажды в скитском Спасском храме Л. услышал глас от монастырского Нерукотворного образа Спасителя, повелевавший впредь произносить Иисусову молитву медленно и внимательно. Впосл., по свидетельству прп. Архиппа, Л. вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв в сутки. Порой Л. «одолевали страхования». Старец рассказал своему ученику Леонтию, как однажды после продолжительной молитвы он вышел из кельи и был сбит с ног «большой белой лошадью», к-рая «начала грызть» подвижника. Брату Тихону он признавался: «Враг гнал меня из скита, но я поборол его».

Л. причащался еженедельно по субботам в скитском Спасском храме. Обычно стоял за левым клиросом перед большим образом вмч. Пантелеимона (XIX в., Афон), а чтобы не отвлекаться на окружающих, приближался к иконе вплотную. В последние годы жизни Л. ограничил общение с братией под предлогом глухоты. В бумагах, оставшихся после его смерти, нашли запись: «Скорый путь к добродетели есть молчание, смежение очей и глухота». Иером. Анастасий вспоминал: «Отец Лука слышал все, но если что говорилось не на пользу, то говорил, что глухой, не слышит. А после говорящий сам убеждался, что хотел спросить или говорить неполезное». Посетителей, которые обращались за советами к прп. Архиппу, тот направлял к «глухому», а Л. советовал обращаться к «пророку», т. е. к схим. Архиппу, к-рый считался прозорливым. Л. также стяжал дар предвидения. Иером. Анастасию, мон. Симону и другим предсказал их будущее послушание и служение. Наставления подвижника братии отличались немногословностью. В келье Л. на стене висел листок с молитвенным словом свт. Тихона Задонского «Христос грешную душу к Себе призывает», которое старец рекомендовал ученикам заучивать наизусть.

В 1896 г. Л., идя в келью, упал в коридоре в открытый погреб и поранил ногу. Когда ранней весной 1898 г. келейник Стефан спросил у Л., что посадить в огороде, получил ответ: «Я вашего ничего не буду ни пить, ни есть». За месяц до кончины Л. раздал все свои книги и личные вещи. 29 апр. 1898 г. в последний раз причастился Св. Таин. Утром, в день смерти, Л. сказал ученикам: «Сегодня умру». Брат Иоанн начал читать часы, а преподобный, стоя, указывал порядок чтения. После елеосвящения Л. скончался. Похоронен на кладбище, примыкавшем к Дальнему скиту с вост. стороны. На могильном кресте имелась надпись: «Здесь погребен схимонах Лука, в мире Леонтий Швец, добре потрудившийся в обители 34 года, из них последние 5 лет в скиту подавал собою пример молчания и оберегал очи свои еже не видети суеты»; заканчивалась она просьбой от имени почившего: «Духовнии мои братие и спостницы, не забудите мене, егда молитеся; но зряще мой гроб (могилу), поминайте мою любовь и молите Христа: да учинит дух мой с праведными». В 1899 г. в Дальнем скиту, в мезонине дома, где на 1-м этаже проживал старец, была устроена домовая ц. во имя св. Иоанна Предтечи.

В XX в. большая часть построек скита была разрушена, на его территории предполагается провести полномасштабные археологические раскопки. На месте разоренного кладбища установлен деревянный поклонный крест.

8 мая 2008 г. решением Синода УПЦ учреждено празднование Собора преподобных отцов Глинских, в к-рый включено и имя Л. Торжественное прославление Собора состоялось 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). К 2016 г. мощи Л. не обретены. Прижизненных портретов Л. не сохранилось; в жизнеописании сказано, что «лицом отец Лука был схож» с киевским иеросхим. прп. Парфением (Краснопевцевым) (Игнатенко. 1907. С. 42). Летом 2013 г. в Глинской пуст. мон. Ирина написала поясную икону преподобного.

Лит.: Глинская пуст.: Очерк современного состояния обители: С видом мон-ря и портретами замечательных Глинских подвижников. Од., 1901. C. 53; Жизнеописание Глинского подвижника схим. Архиппа. Од., 1902; Игнатенко А. Очерк жизни схим. Луки, подвижника Глинской пустыни. Од., 1907; Глинский подвижник схим. Архипп // ЖПодв. Сент. С. 343-344; Схим. Лука, подвижник Глинской пуст. // ЖПодв. Май. С. 3-17; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Курск, 19123. Ч. 1. С. 46; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст. М., 1992; он же. Глинский патерик. М., 1997.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)
  • АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)
  • АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )
  • АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)
  • АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)
  • АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)
  • ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
  • ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых)
  • ГЕРМАН [Зосимовский] (Гомзин Гавриил Семенович; 1844 - 1923), схиигум., прп. (пам. 17 янв.)