ЛУКИЛЛИАН, КЛАВДИЙ, ИПАТИЙ, ПАВЕЛ, ДИОНИСИЙ И ПАВЛА
Том XLI, С. 636-637
опубликовано: 7 сентября 2020г.

ЛУКИЛЛИАН, КЛАВДИЙ, ИПАТИЙ, ПАВЕЛ, ДИОНИСИЙ И ПАВЛА

Содержание

Мученики Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Диониссий и Павла. Миниатюра из Минология. XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 42)Мученики Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Диониссий и Павла. Миниатюра из Минология. XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 42) [Греч. Λουκιλλιανός, Κλαύδιος, ῾Υπάτιος, Παῦλος, Διονύσιος κα Παῦλα], мученики (пам. 3 июня; пам. визант. 3 июня, 19 янв.), пострадавшие в 270-275 гг.

Источники

Мученичество Л. и пострадавших вместе с ним отроков сохранилось в нескольких редакциях: в первоначальной BHG, N 998y (Delehaye. 1912. Р. 187-192) и в 2 других, датируемых X-XI вв.: BHG, N 999a (Halkin. 1974. P. 8-18) и BHG, N 999b (Ibid. P. 19-28). Кроме того, существуют отдельное Мученичество девы Павлы BHG, N 2361 (Idem. 1963. P. 59-68), Житие в Императорском Минологии BHG, N 999c, к-рое объединяет повествование о Л. и об отроках с историей Павлы (Latyš ev. Menol. Т. 2. С. 7-12), краткие синаксарные Жития (SynCP. Col. 725-728), а также Похвала Л. и его дружине мучеников скевофилакса и логофета Фотия BHG, N 999 (ActaSS. 1695. Iun. T. 1. P. 276-286).

Мученичество

Л. жил в Никомидии в правление рим. имп. Аврелиана (270-275). Он был языческим жрецом и пользовался большим почетом. Уже в старости, просвещенный Божией благодатью, Л. оставил языческое заблуждение и уверовал во Христа. Благодаря своему авторитету Л. обратил в христианство мн. язычников. Когда правителю Никомидии Сильвану донесли, что Л. отвращает жителей от почитания языческих богов, тот велел арестовать его. Иудей Симеон донес правителю, что святой находится со своими учениками в 2 милях от города. Сильван тщетно пытался принудить Л. отречься от Христа и возвратиться к идолослужению. Старца подвергли различным пыткам: нещадно били палками, раздробили челюсть, а затем повесили его вниз головой. Когда Л. повели в темницу, за ним последовали 4 отрока - К., И., П. и Д., к-рые говорили, что хотят пострадать вместе со святым, потому что видели его распятым на кресте в окружении сонма ангелов (в синаксарных Житиях говорится, что отроки уже были заключены за христ. веру в темницу, куда затем был приведен Л.). Когда на следующий день отроки вместе с Л. предстали перед Сильваном, тот велел бросить старца и отроков в раскаленную печь, но она чудесным образом остыла. Тогда Сильван осудил святых на смерть и отослал на казнь в Византий. К., И., П. и Д. были усечены мечом, а Л. умер пригвожденный к кресту.

Вслед за мучениками пострадала дева Павла. Она была воспитана в благочестии родителями-христианами, посещала темницы и, подкупая стражу, как могла помогала единоверцам. Павла приходила и к Л. и внимала его наставлениям. Когда его вместе с отроками отправили через Халкидон в Византий, дева последовала за ними и погребла тела мучеников. Возвратившись в Никомидию, Павла продолжала помогать христианам в тюрьмах, принося им пищу и лекарства. Однажды она была схвачена и приведена на суд к Сильвану. В Мученичестве Павлы сказано, что она оставалась в Никомидии на месте казни Л., где славила и восхваляла Бога. Там дева была схвачена воинами по приказу Сильвана. После долгих увещаний правитель велел сечь ее прутьями и бить палками. Когда брошенная в темницу Павла изнемогла от множества ран, ангел Господень явился и исцелил ее. За дерзкое обличение Сильван велел залить ей в рот свинец (согласно Императорскому Минологию, приказал бить деву по устам). Павлу снова отвели в темницу, где божественный глас призвал ее не бояться мучений. По приказу правителя воины бросили Павлу в раскаленную печь, но она осталась невредимой, и Сильван отослал ее в Византий, осудив на смерть через усекновение мечом. Павла была обезглавлена на том же месте, где был распят Л. Согласно тексту Мученичества Павлы (по списку Ochrid. gr. 44, X-XI вв.), это произошло «в августовские календы», тогда как в списке Ath. Philoth. 8, XI в., ее мученическая кончина приурочена к 3 июня, дате казни Л. (Halkin. 1963. P. 67-68). Мощи святых находились в К-поле, и от них происходили исцеления.

В Мученичествах BHG, N 998y, 999 и 999a не говорится о деве Павле. Согласно тексту BHG, N 998y, Л. и отроков погребла не она, а благочестивые мужи. В Мученичестве BHG, N 999b о Павле сообщается кратко, но погребение святых опять-таки приписывается мужам-христианам. В Императорском Минологии история Павлы изложена в качестве эпилога Мученичества Л. и отроков. По всей видимости, Мученичество Павлы первоначально существовало как самостоятельное произведение.

В заглавии мн. редакций Мученичества Л. он назван великомучеником (BHG, N 998y, 999a, 999b). В нек-рых источниках Л. именуется Лукианом (напр., в Неаполитанском мраморном календаре VIII в.- Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947. P. 151).

В Синаксаре К-польской Церкви помимо 3 июня память этих святых отмечается 19 янв., также указано, что торжественное богослужение в их честь (синаксис) совершалось в эти дни в посвященном им храме в Оксии (SynCP. Col. 404-405, 725-728).

Ист.: BHG, N 998y - 999d, 2361; ActaSS. 1695. Iun. T. 1. P. 276-286; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. Р. 161-301; Halkin F. Ochrida, manuscrit no 44: Passion de St. Paule. Passion de St. Theodore le stratélate. Discours du pseudo-Chrysostome sur la nativite de St. Jean-Baptiste. Passion de S. Procope de Césarée // Inédits byzantins d'Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. P. 59-68. (SH; 38); idem. Les deux Passions inédites du martyr Lucillien // Martyrs grecs IIe-VIIIe siècles. L., 1974. P. 5-28; ЖСв. Июнь. С. 58-61.
Лит.: ActaSS. 1695. Iun. T. 1. P. 273-276; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 166; Т. 3. С. 207-208; Lucchesi G. Lucilliano, Claudio, Ipazio, Paolo e Dionigi // BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 276-277; Janin. Églises et monastères. P. 311-312; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 280; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008. Τ. 10: ᾿Ιούνιος. Σ. 40-42.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также