ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН
Том XLI, С. 641-642
опубликовано: 9 сентября 2020г.

ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН

Содержание

[Греч. Λουκία κα Γεμινιανός] († ок. 303), мученики (пам. визант. 16 и 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 16 сент.).

Источники

Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45)Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45)

Пространное греч. Мученичество Л. и Г. издано Ф. Алькеном по рукописи Vat. gr. 866, XI-XII вв. Сохранился также лат. перевод этого Мученичества (BHL, N 4985), который имеет неск. редакций Х в. (BHL, N 4986-4988). На его основе составлено Житие Л. и Г. для Мартиролога Адона 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 358-359). Кратко история Л. и Г. изложена в Мартирологе Беды, 1-я пол. VIII в. (PL. 94. Col. 1046-1047), в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии», ок. 940 г. (PL. 135. Col. 717-718), во Флорилегии из мон-ря Монте-Кассино (Bibliotheca Casinensis. Monte Casino, 1877. T. 3. P. 270-271) и в др. более поздних памятниках. Краткие Жития этих святых содержатся также в составе визант. синаксарей (напр., в Синаксаре К-польской ц., архетип кон. Х в.).

Пространные греч. и лат. Мученичества датируют кончину Л. и Г. 16 сент., а в визант. синаксарях Жития этих святых помещены под 17 сент. (SynCP. Col. 53-54; PG. 117. Col. 56 и др.). В лат. Мартирологах сведения о Л. и Г. также указаны под 16 сент.: Мартиролог Адона (PL. 123. Col. 358), малый Римский Мартиролог сер. IX в. (Ibid. Col. 170) и др.

Мученичество

Христианка Л. была знатной и богатой жительницей Рима. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонение на христиан, ей было 75 лет, из к-рых 36 она прожила во вдовстве. Л. призвала своего сына Евпрепия (в Синаксарях - Евтропий) открыто исповедать христ. веру, но тот отказался и донес на мать императору. Диоклетиан велел члену имп. совета Гевалу отправиться за Л. Когда ее доставили на допрос к императору, Л. объявила себя христианкой и отказалась воскурить ладан идолам. Святую бросили в темницу, к-рая во время молитвы Л. наполнилась дивным благоуханием. Во сне Господь явился Л. и ободрил ее. Через 4 дня из подвала темницы хлынул поток воды. Он затопил половину города, разрушил дворец императора и статуи языческих богов. Диоклетиан, в это время отсутствовавший в Риме, вернулся через 4 дня и страшно разгневался на Л., считая происшедшее результатом ее волшебства. Он велел вывести святую за город и бить палками, но у палача окаменела рука, а тело императора мгновенно иссушила болезнь. Диоклетиан стал умолять Л. об исцелении, и она велела ему призвать имя Христово. Но, выздоровев, император восславил Зевса и отправился в его храм. Внезапно произошло сильное землетрясение, и храм обрушился. Диоклетиан велел установить в темнице медный котел с кипящими смолой и свинцом и бросить в него Л., но та осталась невредимой. Когда святую вели мимо дома язычника Г., тот заметил снисходящую с неба на ее голову белую голубку. Г. посмотрел вверх и увидел разверзшиеся небесные врата и Престол Уготованный. Оставив богатство и слуг, Г. последовал за Л. в темницу и просил ее поведать ему о Христе. После рассказа Л. он решил принять крещение, и святая велела ему поститься 3 дня. На 3-ю ночь ангел явился жившему в Риме свящ. Протасию и велел идти в тюрьму на Капитолии. Двери темницы сами собой растворились, и в ней забил источник, водой из которого свящ. Протасий крестил Г., Л. стала его крестной матерью. Пока они находились в темнице, Диоклетиан отправился в Галатию и на пути утонул в реке. Престол занял узурпатор Пирропогон из Памфилии. Он призвал всех горожан совершить благодарственное жертвоприношение и, т. к. Л. и Г. громко обличали идолопоклонство, велел привести их на суд к триумфальной арке Римского форума. Когда Пирропогон занял судейское кресло, произошло землетрясение. Рухнувшая арка придавила узурпатора и его слуг, а ангелы перенесли Л. и Г. на Сицилию в Тавромений (ныне Таормина). Святые начали проповедовать христ. веру в окрестных селениях, исцеляя больных и изгоняя демонов. Когда правитель Катаны (ныне Катания) Апофрасий решил казнить Л. и Г., то упал с коня и разбился о камни. После этого на поиски святых отправился наместник Сиракуз Мегасий. Л. и Г. укрылись в скалах, где по молитве святой забил источник с целебной водой, к к-рому впосл. приходили верующие. Л. мирно предала душу Господу, а Г., выйдя из расселины скалы, был схвачен и обезглавлен. Тела Л. и Г. погребла христианка Максима. Впосл. ангелы перенесли мощи святых на то место, где в честь них была построена ц. Санта-Лучия-ди-Мендола. Хотя Л. умерла своей смертью, в большинстве агиографических источников и календарей она именуется мученицей. Римский папа Гонорий I (625-638) построил в Риме на Эсквилинском холме ц. во имя Л. Зап. исследователи считают, что на формирование почитания Л. и Г. оказал влияние культ мц. Лукии Сиракузской.

Редким, возможно, единственным сохранившимся изображением Л. и Г. является миниатюра из Минология (Vat. 1613. Fol. 49 v, между 976 и 1025 гг.), выполненная для имп. Василия II в К-поле. Изображение на золотом фоне разделено на 2 части: в левой показана мирная кончина Л., к-рая возлежит на лоне природы, посреди цветущих трав и дерев, мирно сложив руки на груди; на ней коричневый мафорий, глаза сомкнуты. Справа изображено усекновение главы Г. на фоне горы. Святой представлен молодым, безбородым, в короткой тунике лилового цвета, с босыми ногами. Согнувший спину, со связанными руками, он оборачивается на молящегося (читателя); стоящий над ним палач заносит короткий меч.

Ист.: BHG, N 2241; BHL, N 4985-4990; ActaSS. Sept. T. 5. P. 286-292; SynCP. Col. 53-54; Halkin F. Saints de Byzance et du Proche-Orient: Seize textes grecs inédits. Gen., 1986. P. 17-28.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Lanzoni. Diocesi. P. 321-322; Amore A. Lucia e Geminiano // BiblSS. Vol. 8. P. 260-262; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20112. Τ. 1: Σεπτέμβριος. Σ. 225.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также