КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ
Том XXXVIII, С. 137-138
опубликовано: 17 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ ВЫГОВСКИЙ

Содержание

Иноки Корнилий и Виталий. Рисунок. 1-я треть XIX в. (ГЛМ)Иноки Корнилий и Виталий. Рисунок. 1-я треть XIX в. (ГЛМ) (Конон; ок. 1570, деревня на р. Тотьме - 30.03.1695, скит в Выговском суземке), инок, один из основателей Выголексинского общежительства. Сведения о К. В. содержатся в его Житии, составленном в 20-х гг. XVIII в. его бывш. келейником и учеником иноком Пахомием; в 1731 г. Житие было переработано в традициях выговской лит. школы Трифоном Петровым (1-ю редакцию Жития издал Д. Н. Брещинский). К. В. род. в крестьянской семье. В юности почувствовал тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к знаменитому аскету Капитону, однако тот не принял К. В., ссылаясь на его юность, и направил в Корнилиев Комельский мон-рь, где К. В. был пострижен в монашество (ок. 1588) и стал пономарем. В Комельском мон-ре К. В. провел 24 года. После смерти своего келейного отца отправился странствовать, обойдя много городов и обителей (в т. ч. Троице-Сергиев (см. Троице-Сергиева лавра) и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри), оказался в Москве (жил в мон-рях Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, Новоспасском московском в честь Преображения Господня, Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы). В 1619-1620 гг. был келейником Иерусалимского патриарха Феофана IV, когда тот находился в Москве. Трудился пекарем сначала у Московского патриарха Иоасафа I (1634-1640), потом в Новгороде, у митр. св. Аффония (1635-1649), участвовал в его погребении (1652). К. В. неоднократно предлагали священство, но он всякий раз отказывался. В нач. 50-х гг. XVII в. патриарх Иосиф поручил К. В. «надсмотрение над попами и дьяками» кремлевского Архангельского собора, К. В. должен был «ковать и смирять за некоторыя погрешения».

Когда на Патриарший престол был возведен Никон (1652), к которому, предвидя церковную «смуту», К. В. еще в Новгороде отказывался идти под благословение, К. В. покинул Москву и вместе с Досифеем (впосл. игумен Николо-Беседного мон-ря) бежал на Дон. После 3-летнего пребывания на Дону К. В. 12 лет укрывался в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни; когда и здесь были введены новые обряды и книги, начал скитания по Северу, в Олонецких пределах. 3 года жил в келье близ р. Водлы, 3,5 года - на Кяткозере, из них 2 года - с Епифанием, буд. сподвижником протопопа Аввакума Петрова; позже К. В. состоял в переписке с пустозерскими узниками. Преследования властей заставляли К. В. постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи, ок. 100 чел. жили в его поселении на р. Выг, у К. В. приняли постриг старообрядческие иноки Серапион, Варлаам (Быков).

К. В. принадлежит выдающееся место в истории Выголексинского общежительства: Андрей Денисов (см. в ст. Денисовы), Даниил Викулин и З. С. Дровнин обсуждали с К. В. планы дальнейшего существования старообрядческого поселения в Выговской пустыни. Именно К. В. благословил начало здесь общего жития и введение монастырского устава в окт. 1694 г. Келья К. В. на берегу р. Выг, где он жил вместе с иноком Виталием, почиталась выговцами на протяжении всего XVIII в. Над могилами старцев была возведена часовня, в к-рой ежегодно служили панихиды. Парное изображение К. В. и Виталия на фоне скита выговцы помещали на настенных листах. Старообрядцы считали К. В. местночтимым святым, на день его памяти, 30 марта, ему была составлена особая служба.

Ист.: Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского пахомиевской редакции: (Тексты) // Древнерусская книжность. Л., 1985. С. 62-107; Демкова Н. С. О начале Выговской пустыни: Малоизв. документ из собр. Е. В. Барсова («Распросные речи» шунжанина Терешки Артемьева в Олонецкой приказной избе 20 апр. 1695 г.) // Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 237-248.
Лит.: Б[ровкович]. А. [впосл. Никанор, архиеп.]. Описание некоторых сочинений, написанных рус. раскольниками в пользу раскола. СПб., 1861. Ч. 1. С. 169-180; Максимов С. В. Рассказы из истории старообрядства по раскольничьим рукописям. СПб., 1861. С. 5-38; Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862; Дружинин В. Г. О Житии Корнилия Выгопустынного, написанном Пахомием // ЖМНП. 1884. Ч. 235. Сент. С. 1-15; он же. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой лит-ре // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 154-169; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского как лит. памятник и его лит. связи на Выгу // Там же. 1979. Т. 33. С. 127-141; Маркасова Е. В. Стилистические особенности использования архаичных глагольных форм в Житии Корнилия Выговского // Историческая стилистика рус. языка. Петрозаводск, 1990. С. 88-94.
Е. М. Юхименко

Иконография

Изображения К. В. встречаются на нек-рых рисованных темперой и чернилами настенных листах, созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст., и на произведениях, по стилистике и технике исполнения сходных с иконами. Так, «портрет» К. В. в овальном картуше сохранился в цикле поясных прямоличных изображений выговских основателей и киновиархов 1-й четв. XIX в. (СГИХМ). На К. В. охристая ряса и коричневая мантия, клобук на плечах, на голове островерхая скуфья. У него характерное лицо с морщинами на щеках и переносице, борода длинная, более узкая на конце, но незаостренная, пряди волос лежат на плечах; пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте; внизу подпись: «  ». Подобный извод воспроизводился на книжных эстампах сер.- 2-й пол. XIX в. (Филиппов И. Ф. История Выговской старообр. пуст. СПб., 1862. Вкл.).

На листе 1-й трети XIX в. (ГЛМ; см.: ПЭ. Т. 8. С. 558) К. В. и инок Виталий показаны в молении на берегу р. Выг на фоне обнесенного деревянной стеной скита с часовней и поклонным крестом под сенью; в облаках - благословляющий Спаситель. К. В. изображен слева, одет в голубую рясу, короткую темную мантию и черный клобук, персты его правой руки сложены для крестного знамения. Похожий тип изображения с более панорамным пейзажем и разнообразными скитскими постройками воспроизведен на миниатюре 1908 г. работы Ф. А. Каликина (ЦМиАР). В центре одного из листов нач. XIX в. (ГМИР) между 4 портретами выговских основателей размещено круглое клеймо с молящимися на фоне скита иноками К. В. и Виталием.

Образ К. В. включен также в настенную композицию родословного древа киновиархов Выгорецкого общежития. Так, на листе 1-й четв. XIX в. (ГЛМ) фронтальные изображения К. В. и инока Виталия в картушах расположены по сторонам от центрального рисунка деревянных построек скита и 2 келий на переднем плане. На некоторых лубках образы основателей помещены в верхней части древа (1-я пол. XIX в. из собрания А. П. Бахрушина - ГИМ ОПИ. Ф. 1. Ед. 126). Вероятно, образ К. В. есть и на листе «Поклонение иконе Пресв. Богородицы и панорама Выговского и Лексинского общежительств» худож. В. Тарасова (1838, ГИМ) и на близкой по рисунку гравюре (2-я четв. XIX в., ГРМ - Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом / ГРМ. СПб., 1997. С. 195). На аналогичной по композиции живописной картине, созданной предположительно в 70-80-х гг. XIX в. в мастерской Преображенского кладбища в Москве (поступила в ГРМ из ОЛДрП; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 128-129. Кат. 112), К. В. написан 1-м в левой группе, в земном поклоне перед Печерской иконой Божией Матери.

К. В. представлен также в поморской композиции иконного типа с образами старообрядческих старцев (1-я пол. XIX в., ГМИР), выполненной на горизонтальной доске с ковчегом. Под поясным образом Иисуса Христа в облачном сегменте изображены в молении 9 почитаемых старообрядцами отцов в монашеских одеждах, но только стоящий в центре и немного впереди К. В. написан прямолично, с четками в левой руке. Поясной образ К. В. имеется также на картине с овальными портретами поморских деятелей, созданной в 70-80-х гг. XIX в. на московском Преображенском кладбище (из собрания П. И. Щукина, ГИМ; см.: Тайна старой веры: Буклет выставки / ГИМ. М., 2005. С. 15. Кат. 5).

Лит.: Русский рисованный лубок кон. XVIII - нач. XX в.: Из собр. ГИМ / Сост.: Е. И. Иткина. М., 1992. С. 49-52, 166-167, 227-228. Кат. 3, 100; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. / ГИМ; авт.-сост.: Э. П. Винокурова и др. М., 1994. С. 66, 71, 73-74. Кат. 20, 38; Русское искусство из собр. ГМИР: Альбом. М., 2006. С. 218. № 320-321; Старообрядческая коллекция ГМИР / Авт.-сост.: З. А. Лучшева. СПб., 2008. С. 10, 27, 51, 57. Кат. 2, 25.
Я. Э. З.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
  • АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
  • АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
  • БЕСПОПОВЦЫ общее названиее одного из двух основных течений старообрядчества
  • ВИКУЛИН Даниил (1653 - 1733), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства
  • ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства
  • ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ центр старообрядцев-федосеевцев в С.-Петербурге
  • ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию
  • ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского
  • ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист