КОСМА ПРАЖСКИЙ
Том XXXVIII, С. 261-263
опубликовано: 17 октября 2019г.

КОСМА ПРАЖСКИЙ

Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в.Косма Пражский. Миниатюра из Чешской хроники. XIV в. [Козьма Пражский; лат. Cosmas Pragensis; чеш. Kosmas] (ок. 1045 - 21.10.1125, Прага), чеш. хронист, автор «Чешской хроники» (Chronica Boemorum; ок. 1119-1125). О жизни К. П. известно только из его хроники. Начальное образование получил в школе при кафедральном соборе св. Вита в Праге. Ок. 1075-1082 гг. учился в Льеже (ныне Бельгия), где постигал, по его словам, «грамматику и диалектику» у магистра Франка (Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. III 59). Ок. 1082 г. вернулся в Чехию, женился, у него род. сын Генрих (Ibid. III 51), к-рого традиционно отождествляют с Индржихом (Генрихом) Здиком, еп. Оломоуца (1126-1150) (Richter. 1950), хотя нек-рые исследователи оспаривали эту гипотезу (Bretholz. 1923. S. XV).

Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм)Первая страница Чешской хроники. XIII в. (Национальная б-ка Швеции, Стокгольм)

К. П. неоднократно сопровождал Пражских епископов в поездках за пределы страны. Пользовался особым покровительством сына чеш. кн. Бржетислава I (1034-1055), еп. Гебхарда (Яромира) (1068-1090), вместе с к-рым в 1085 или 1086 г. участвовал в работе имперского съезда в Майнце (Chronica Boemorum. II 37). В 1099 г. К. П., находившийся в свите Пражского еп. Германа во время встречи чешского кн. Бржетислава II (1092-1100) с венг. кор. Коломаном (Кальманом) (1095/96-1116), был рукоположен в сан пресвитера (Ibid. III 9). Несмотря на то что в результате григорианской реформы обязательный целибат католического духовенства стал последовательно утверждаться в Зап. Церкви, в Чехии в кон. XI в., по-видимому, он еще не являлся общепринятой нормой. После 1117 г., когда умерла жена К. П. (Ibid. III 43), он стал каноником, а затем деканом капитула пражского собора св. Вита; члены капитула часто составляли грамоты для королевской канцелярии. Ок. 1119 г. К. П., будучи уже в преклонном возрасте, приступил к составлению «Чешской хроники» и работал над ней до самой смерти (об этом свидетельствует запись на последнем листе одного из ее списков). Хроника написана на лат. языке. В тексте имеются стихотворные вставки, иногда автор использует рифмованную прозу. Работая над хроникой, К. П. опирался на более ранние погодные записи, житийную литературу, которая составлялась при пражском капитуле, грамоты, предания, а также на собственные наблюдения.

В хронике впервые был собран большой материал по истории Чехии в контексте всемирной истории с древних времен до кон. XI в. Описание страны, к-рую стали называть Богемия (Чехия) по имени предводителя племени Богемуса (Чеха), содержит ветхозаветные аллюзии, связанные с приходом древних иудеев в землю Ханаанскую (Ibid. I 2; ср.: Суд 5. 6; Втор 6. 3; 34. 4). В сочинении зафиксировано предание о начале чеш. государственности: легенда о пророчице Либуше и ее муже Пржемысле-пахаре, ставшем князем племени чехов. Характерной чертой этого предания была идея об автохтонном происхождении династии Пржемысловичей (ее правлению автор уделяет основное внимание). В уста Либуше хронист вложил пророчество о буд. славе Праги и Чешского гос-ва (Ibid. I 4-9). Говоря о дохристианском периоде чешской истории, К. П. добавил в описание некоторых событий элементы христ. символики (Ibid. I 11). Особое место в сочинении занимает крещение кн. Борживоя († ок. 894); много внимания уделено рассказу о главных чеш. святых - блгв. кн. Вячеславе (Вацлаве) (922-935) и сщмч. Адальберте (Войтехе), еп. Пражском (983-997) (Ibid. I 14-19, 25-31); при этом в тексте отсутствует к.-л. информация о св. Прокопии Сазавском († 1053), что свидетельствует о неприятии К. П. слав. литургии, центром которой в XI в. был Сазавский мон-рь.

В «Чешской хронике» предпринята попытка создать образ идеального правителя. К. П. осуждает действия мн. князей прежде всего за их междоусобицы, которые приносят стране разорение, критикует вмешательство в чеш. дела герм. императоров. Сочинение К. П.- выдающееся лит. произведение с богатым и образным языком, динамичным повествованием, лирическими и нравоучительными отступлениями. «Чешская хроника», к-рая была написана в форме анналов, легла в основу чешской историографической традиции; позднейшие хроники составлялись как ее продолжение. Тем не менее хроника К. П. содержит ошибки в хронологии правления польск. кн. Казимира I Восстановителя (1034-1058), т. к. автор приводил даты на основе устной традиции.

Значительное число списков «Чешской хроники» К. П. свидетельствует о ее популярности. Впервые она была опубликована в Ганновере в 1602 г. В 1783 г. вышло в свет пражское издание хроники.

Соч.: Cosmae Pragensis Chronica Boemorum / Ed. B. Bretholz. B., 1923. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 2) (чеш. пер.: Kosmova Kronika česká / Překlad: K. Hrdina, M. Bláhová. Praha, 19725; рус. пер.: Козьма Пражский. Чешская хроника / Пер., вступ. ст. и коммент: Г. Э. Санчук. М., 1962).
Лит.: Bretholz B. Einleitung // Cosmae Pragensis Chronica Boemorum. B., 1923. S. VII-XCVIII; Richter V. Rodiče Jindřicha Zdíka // Časopis Matice Moravské. Brno, 1950. T. 69. S. 101-104; Třeštík D. Kosmova kronika: Studie k počátkům českého dĕjepisectví a politickeho myšlení. Praha, 1968; idem. Kosmas. Praha, 19722; Bláhová M. O Kosmovi a jeho kronice // Kosmova Kronika česká. Praha, 19725. S. 226-234; eadem. Pisemná kultura přemyslovských Čech // Přemyslovci: Budování českého státu / Ed. P. Sommer e. a. Praha, 2009. S. 508-529; Králík O. Kosmova kronika a předchozí tradice. Praha, 1976; Лаптева Л. П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма. М., 1985. С. 49-67; Sláma J. Kosmovy zámĕrné omyly // Dĕjiny ve vĕku nejistot: Sb. k příležitosti 70. narozenin D. Třeštíka. Praha, 2003. S. 261-267.
Г. П. Мельников
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ИРЕЧЕК [Йиречек] Константин Йосеф (1854-1918), чеш. историк, славист