КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXVIII, С. 347-349
опубликовано: 30 октября 2019г.

КОСЭУЦКИЙ (КОСОУЦКИЙ) В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Кишинёвской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии), находится близ с. Косэуць (Косоуцы) р-на Сорока (Сорокского) Республики Молдова.

Основан предположительно иеросхимонахами Павлом и Гавриилом как скит, по-видимому, Каларашовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря на землях имения, полученного Хушской епархией Молдо-Влахийской митрополии в 1729-1730 гг. Скит был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. Название происходит от владения Косоуцы, на землях к-рого была устроена обитель. Скит также именовали Йоржницким, поскольку он находился на берегу одноименного ручья. Первое письменное упоминание о К. м. относится к февр. 1757 г., когда скитоначальником был иером. Михаил. В 1801-1806 гг. начальником скита был иером. Виссарион. В 1809 г. в К. м. жили иеромонах и 11 монахов.

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в.Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. XXI в.

В 1812-1813 гг. по решению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) скит был преобразован в мон-рь. В 1814-1821 гг., при настоятеле иером. Онисифоре, К. м. часто использовался епархиальным руководством как место исправления «бродяжных и неисправляющихся людей духовного звания» с запрещением священнослужения и «употреблением в свободное от церковных молитв время в монастырския послушания». С 1819 г., когда в К. м. проживали 8 насельников (настоятель, 2 иеромонаха и 5 монахов), иером. Онисифор являлся также и настоятелем Каларашовского мон-ря. В ряде источников ошибочно упоминается о закрытии К. м. в 1821 г. С 1823 г. К. м. возглавлял игум. Никандр, а с 1827 г.- иером. Арсений из Рудянского во имя Святой Троицы монастыря, неоднократно просивший о своем переводе в К. м. Последним настоятелем К. м. стал игум. Лазарь (Ɨ март 1833).

В кон. 20-х гг. XIX в. в К. м. имелось 5 ветхих деревянных зданий, крытых камышом: ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, колокольня с 5 колоколами (2 большими и 3 маленькими), настоятельский и братские корпуса, трапезная. Братия состояла из 9 человек, к-рые придерживались общежительного устава. В это время имение, на территории которого был расположен К. м., принадлежало Варфоломею Йордаке. Монашествующие не платили помещику арендной платы, но и не получали от него никакой материальной помощи, самостоятельно обрабатывали землю. В результате к нач. 30-х гг. К. м. оказался в бедственном положении. В рапорте (июнь 1833) благочинного мон-рей настоятеля Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря архим. Иоанникия на имя архиеп. Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы) говорится: «Помещик отвести для монастыря землю для хлебопашества и сенокоса не хочет»; он «объявил, что снабжает церковь в с. Косоуцы, а монастырь ему без надобности». К тому времени постройки К. м. и 2 водяные мельницы обветшали, «монастырь для поддержания всего не имеет никаких источников; виноградник хоть и есть, но ни в прошлом лете по неурожаю пользы монастырю не принес». Насельники (иером. Амвросий, монахи Сильвестр, Иов и Филарет, диакон послушник Гавриил), проживавшие в 1833 г. в обители, «от бедности иногда» выходили «из монастыря для снискания себе недостающего».

26 июня 1833 г. резолюцией архиеп. Димитрия К. м. был упразднен, монахи, диакон послушник переведены в Каларашовский монастырь, «что касается до церкви и колокольни, то... в таком случае разобрав оные, перевести в Каларашевский монастырь, для употребления годного дерева на монастырские строения, а неспособного ни к чему - на печение просфор». По-видимому, процесс ликвидации К. м.- передача имущества, продажа его в счет уплаты долгов и т. д.- шел длительное время. Так, в 1836-1838 гг. монастырский виноградник был продан каларашовским игум. Иннокентием помещику В. Йордаке, владельцу Косоуцкого поместья. В рапорте настоятеля каларашовского игум. Илариона на имя архиеп. Кишинёвского и Хотинского Иринарха (Попова) упоминается, что по распоряжению Кишинёвской духовной консистории в 1838 г. «Косоуцкий скит» был упразднен. Последние документы, имеющие отношение к К. м. и его имуществу, датированы 1849 г. С течением времени местные жители, нуждавшиеся в стройматериалах, разобрали монастырские постройки.

22 апр. 1990 г. благодаря усилиям архим. Иеронима (Палия) было принято решение возродить К. м. В 1994 г. монашеская община насчитывала 2 монахов и 3 послушников. 9 июня 1998 г. решением Синода РПЦ мон-рь был официально открыт.

По просьбам жителей села и по благословению митр. Кишинёвского и всея Молдавии Владимира (Кантаряна) была возведена и 3 нояб. 2002 г. освящена монастырская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Осенью 1998 г. были построены трапезная, кухня и кладовая, а также братский корпус с покоями настоятеля. Обитель содержится на пожертвования прихожан, паломников и на доходы от хозяйственной деятельности. За обителью в 1995 г. были закреплены 5 га пахотной земли, 3 га леса, а также участок в 1,5 га для парка с прудами; имеются скотный двор и птичник. В хозяйстве используются 2 трактора, 3 легковые и грузовая машины.

С 1998 г. настоятелем К. м. является архим. Иероним (Палий). В 1998 г. в К. м. проживали 12 насельников, в 2000 г.- 11 монахов и послушников, в сент. 2014 г.- архимандрит, иеромонах, 4 монахини, к-рые помогают по хозяйству. К. м. посещают прихожане из соседних украинских сел, а также многочисленные паломники со всей Молдавии и с Украины. Божественная литургия совершается по праздникам, субботам и воскресеньям на молдавском и церковнослав. языках. Вечерню служат по пятницам и субботам.

Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 19 об.- 20; Ф. 208. Оп. 2. Д. 403а. Л. 1-5 об., 34.
Лит.: Чудецкий П. Из монастырских док-тов // Кишинёвские ЕВ. 1882. Отд. неофиц. № 2. С. 91, 100-101; № 3. С. 166-168; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX - lea subt ruşi. Chişinãu, 1931. P. 97; Mãnãstiri Basarabene. Chişinãu, 1995. P. 249; Mănăstirea Cosăuţi // Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinãu, 2001. P. 30-32; Ириней (Тафуня), игум. Митр. Гавриил (Бэнулеску-Бодони) - основатель Кишинёвско-Хотинской епархии. Ново-Нямецкий монастырь, 2009. С. 361-362; Ciorbă V. Biserica ortodoxă din Basarabia şi Transnistria (1940-2010). Chişinãu, 2011. P. 266; Brihunet M. Mănăstirea Cosăuţi // Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinãu, 2013. P. 245-256.
Л. П. Алферьева, В. А. Содоль
Рубрики
Ключевые слова
См.также