КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXVIII, С. 370-371
опубликовано: 6 ноября 2019г.

КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Кушеловский, Кошеловский), (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии), находится близ с. Кушелэука (Кушеловка) р-на Шолдэнешть (Шолданештского) в Республике Молдова. Основан как скит в 1790 (1786?) г. жительницей с. Котюжаны Марией Токаносовой (мон. Митродорой), происходившей из резешей (собственников этого земельного участка), на косогоре возле р. Чёрной, с др. сторон окружен лесом под названием Кошелевка.

Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.

Первоначально в скиту была одна деревянная оштукатуренная церковь. В 1841 г. (по др. источникам, в 1847) стараниями духовника архиерейского дома архим. Никандра и схим. Ирины (его сестры), начальницы скита, на месте деревянной была построена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы. В 80-х гг. XIX в. при церкви имелась колокольня на 4 столбах с 3 малыми колоколами. В 1855 г. по рук. начальницы скита схим. Елены был построен зимний храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Но к 1907 г. в качестве зимней упомянута ц. во имя Св. Троицы.

В нач. XIX в. резеши сел Котюжаны-Мич и Котюжаны-Маре Сорокского у. Бессарабской губ. передали в дар скиту 50 фальчей (мера площади в Молдавском княжестве, равная 14,322 кв. м) земли. Самыми крупными жертвователями стали Георге Хыржеу и боярин Стрэжеску из Васкауц. В сер. XIX в. помимо пахотной земли скит владел и неск. садами, приносившими ежегодный доход 80 р. К 1851 г. в скиту проживали 40 сестер, в т. ч. 12 монахинь.

15 июня 1878 г. руководство Кишинёвской и Хотинской епархии постановило открыть при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., школы с приютами для 10 сирот из духовного сословия в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 800 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. В 1890 г. школа при К. м. получила название центральной; в ней бесплатно обучались 10 девочек. 25 авг. 1894 г. школы при монастырях были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета.

С кон. XVIII в. обителью управляли монахини Афанасия, Наталия, Авраамия, Анастасия, Митродора, Мария, схим. Параскева, в 1800-1810 гг.- Магдалина, в 1810-1848 гг.- Епистимия (Струтуляска; в схиме Ирина), в 1849-1878 гг.- Евпраксия (Костина; схим. Елена), в 1878-1886 гг.- Мигдония (Хрицку), в 1886-1892 гг.- Мелетина (Баконши). В 1819 г. в К. м. проживали 26 насельниц: начальница скита и 25 монахинь, в 1820 г.- 22 монахини, а в 1835 г.- 26 насельниц: начальница, 20 монахинь, 5 послушниц, в 1848-1850 гг.- 14 монахинь и 14 послушниц, в 1862 г.- уже 46 монахинь, к нач. ХХ в.- 50 монахинь, находившихся на собственном содержании. Скит владел 60 дес. земли, к-рые были пожертвованы резешами с. Котюжаны. В 1890 г. монашеская община владела 60 дес. земли и 4 дес. садов. С 1892 г. К. м. руководили монахини Евсевия (Ульман), с 1894 по 1901 г.- Маргарита (Берёзова), в 1901-1906 гг.- Евгения (Владимирова), в 1906-1912 гг.- вторично Евсевия (Ульман), в 1912-1918 гг.- Евгения (Скутарь). В 1907 г. община насчитывала 55 монахинь и 11 послушниц. Духовником был свящ. Василий Логин. В 1918 г. К. м. владел 65 дес. земли.

Вероятно, ок. 1918 г. скит был преобразован в мон-рь. С 29 авг. 1918 по 1925 г. во главе К. м. стояла мон. Неонилла (Петраки), в 57 кельях К. м. проживали 35 монахинь и 113 послушниц. В 1923 г. община насчитывала 144 чел. (63 монахини, 31 инокиня, 50 послушниц); имущество мон-ря включало: 1 га виноградника, 3 га садов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных домов, в одном из которых располагалась начальная школа. Монахини и послушницы проживали в 53 домиках. В 1925-1936 г. К. м. возглавляла мон. Нина (Болгарка), община состояла из 62 монахинь, 36 инокинь и 48 послушниц. Из 60 га земель, к-рыми владел К. м., 28 га леса были экспроприированы, а оставшиеся 20 га обрабатывали монахини, послушницы, сироты и безграмотные послушницы. При К. м. находилась и небольшая мастерская по производству ковров. В 1926 г. духовником К. м. был назначен иером. Владимир (Скалецкий). С 1936 г. К. м. руководила мон. Магдалина (Комаровская), перешедшая из Речульского (Рэчула) в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря, с 1940 г.- Олимпиада (Кравец), в 1944-1946 гг.- мон. Ираида (Ротарь).

По состоянию на 10 июля 1944 г. в К. м. проживали 150 монахинь, в основном имевших собственные дома. Священником служил Савватий Власов. Прежняя настоятельница Олимпиада (Кравец), экономка Нина (Кожукарь) и свящ. Питирим Головатюк переехали в Румынию.

После освобождения Молдавии от фашистских оккупантов К. м. пожертвовал на нужды Красной Армии 50 пудов пшеницы, 6 пудов кукурузы, внес 5 тыс. р. в качестве военного займа.

Устав своекоштного мон-ря был записан весной 1945 г. настоятельницей мон. Ираидой. Согласно этому документу, «каждая поступающая в монастырь обязана пробыть на испытании в общежитии стареции 3-5 лет, где она должна исполнять всякую работу, какую заставят. Если ей за это время не понравится монастырская жизнь, она вправе уйти обратно в мир. Которые остаются, по прошествии этого испытания переходят в скит-монастырь в качестве ученицы и послушницы к какой-нибудь монахине, по определению настоятельницы и монастырского собора. Тут она должна ухаживать за своей наставницей, работать и слушаться ее во всем. Наставница же со своей стороны обязана одевать, обувать, кормить, обучать чтению, письму, пению, работе и монастырской жизни. По смерти наставницы послушница наследует ее келью. По достижении 40-летнего возраста послушница постригается в монашество. Тогда она имеет право иметь свою келью и иметь послушницу. Каждая монахиня должна лично о себе заботиться. От монастыря она не получает никакой помощи. Она должна, если не унаследовала от своей наставницы, выстроить или купить от монастыря в пожизненное пользование келью, содержать ее в полном порядке и ремонтировать на свои личные средства. Когда же наступают полевые работы, все проживающие в монастыре, за исключением старых и больных, обязаны выйти на общественные работы: полоть, прашевать, окапывать сад, виноградник, сажать картофель, бураки и др. овощи, жать, помогать при молотьбе, убирать, чистить кукурузу, убирать виноград, выкапывать картофель и проч. За все это ничего не получают. Каждая проживающая в монастыре, за исключением старых и немощных, должна нести какую-нибудь обязанность по своим способностям: читать, петь в церкви, убирать, звонить, мазать, белить и проч. Утром, вечером и в полночь все обязаны собираться в церкви для общего богослужения. В свободное от этих обязанностей время монашествующие работают в свою пользу, на свое пропитание… Все монашествующие должны жить в неприкосновенности, нравственности и чистоте. Если же какая-либо переступит эти правила и не раскается, тогда решением монастырского собора она удаляется из монастыря, как недостойная. Настоятельница монастыря избирается общим собранием монашествующих из их же среды, наиболее достойная большинством голосов. Утверждается епархиальным архиереем. Настоятельница управляет монастырем в сотрудничестве с экономическим советом, избранным из наиболее достойных монашествующих».

С 1946 по 1948 г. настоятельницей К. м. была мон. Платонида (Гытлан), затем до 1950 г.- игум. Аглая (Шербан), после к-рой до 1958 г. монастырем управляла игум. Пахомия (Даскал). Перед закрытием обители последней настоятельницей стала мон. Нина (Забулика). В 1959 г. община насчитывала 163 чел.: игумения, 3 схимонахини, 94 монахини, 35 инокинь, 30 послушниц. В 1946 г. К. м. передал 12 га в районный земфонд из-за отсутствия возможности обработать всю числившуюся за ним землю. По данным на 15 апр. 1952 г., в К. м. насчитывалось 165 насельниц. Монастырский комплекс состоял из 2 церквей, 66 жилых домов, в которых проживали 155 чел., и настоятельского корпуса.

26 янв. 1960 г. К. м. был закрыт, постройки переданы туберкулезной больнице, часть бывших монахинь стали санитарками, большинство поступили в колхоз им. И. В. Мичурина близлежащего с. Котюжаны. В летней Успенской ц. был устроен клуб, а позднее - склад угля. В зимней Константино-Еленинской ц. располагалась столовая больницы. В 1968-1970 гг. бывш. монастырский комплекс полностью был передан колхозу и использовался в качестве птицефермы.

В 1989 г. К. м. был возрожден. Община, которой руководила мон. Цецилия (Пэдурару), насчитывала до 100 чел. Были собраны деньги на ремонт летней Успенской ц., освящение которой 6 сент. 1989 г. совершил еп. Кишинёвский и Молдавский Владимир (Кантарян). В том же году были построены здания кухни с трапезной, келейный корпус для послушниц. С 1990 г. К. м. возглавила мон. Агнессия (Избаш), с 17 февр. 2010 г.- мон. (с 2012 г.- игум.) Вера (Спиней). В 1995 г. в К. м. проживали 60 чел.: 35 монахинь, 10 инокинь и 15 послушниц, в 2005 г.- 26 чел., в 2013 г.- 21 чел., к марту 2015 г.- 25 насельниц.

Отремонтирована и в 1992 г. освящена зимняя Константино-Еленинская ц., построены настоятельский корпус (1996), склад (2002), гараж для техники и скотный двор. В 1989 г. Успенская ц. была расписана, 21 сент. 2012 г. освящена митр. Кишиневским Владимиром. После закрытия К. м. сохранились лишь 4 иконы, наибольшую ценность из них представляет икона Пресв. Богородицы «Молдаванская», написанная для обители в 1895 г. на Афоне. Все богослужения совершаются на молдав. языке. К. м. располагает 10 га пахотной земли.

Арх.: НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 20 об.- 21; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 21 об.- 22; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 6. Л. 31, 31 об.; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 102. Л. 73-74 об., 94-95; Ф. 3046. Оп. 2. Д. 364. Л. 1, 9-11а.
Ист.: Православие в Молдавии: Власть, церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: в 4 т. / Отв. ред., сост. и авт. предисл.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 108-109, 262, 589.
Лит.: Мурзакевич Н. Сведения о некоторых правосл. мон-рях епархий Херсонской и Кишиневской // ЗапООИД. 1848. Т. 2. С. 325; Ганицкий М. Мон-ри в Бессарабии // Кишиневские ЕВ. 1883. № 16. С. 542-543; Яновский А. О церковно-приходских школах при мон-рях Кишиневской епархии. // Там же. 1895. № 14/15. С. 504, 507; Бессарабия. М., 1903. С. 163; Справочная книга Кишиневской епархии. Кишинёв, 1911. С. 15; Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinău, 1922. Р. 8; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 36-38; Mănăstiri şi Schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 283-288.
Л. П. Алферьева, В. А. Содоль
Рубрики
Ключевые слова
См.также