КРАНМЕР
Том XXXVIII, С. 393-397
опубликовано: 13 ноября 2019г.

КРАНМЕР

Томас (2.07.1489, Аслоктон, близ Ноттингема, Англия - 21.03.1556, Оксфорд, там же), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации. К. был вторым из 3 сыновей Томаса Кранмера, ноттингемширского джентльмена. Несмотря на древность рода, известного с нач. XIV в., семья не была богатой и знатной. После смерти отца в 1501 г. его владения унаследовал старший сын Джон, Томасу и его младшему брату Эдмунду было назначено скромное содержание. О детстве К. известно мало: предположительно он получил начальное образование в своем приходе, затем был направлен отцом в грамматическую школу, в Саутуэлле или в графстве Линкольншир.

Томас Кранмер. 1545 г. Худож. Г. Флике. (Национальная портретная галерея, Лондон)Томас Кранмер. 1545 г. Худож. Г. Флике. (Национальная портретная галерея, Лондон)

В 1503 г. К. учился в Кембриджском ун-те в Колледже Иисуса. В 1511 или 1512 г. он получил степень бакалавра искусств, а в 1515 г.- магистра. Примерно в то же время он, не имея еще духовного сана, был избран членом Колледжа Иисуса, однако ненадолго, т. к. был исключен из-за женитьбы. К. был вынужден устроиться на работу в Бакингем-колледж, однако после того как его жена вскоре умерла при родах, был восстановлен в качестве члена Колледжа Иисуса. С 1515 г. он изучал богословие, в 1520 г. был рукоположен во священники, в 1526 г. получил степень д-ра богословия. О его деятельности в университетские годы известно мало. Согласно новым исследованиям, К. весьма высоко ценил Эразма Роттердамского, однако критически относился к идеям М. Лютера, придерживаясь католич. взглядов. По всей видимости, одной из главных областей его академических интересов было изучение Библии. В 1525 г. лорд-канцлер кард. Томас Уолси пригласил его в недавно созданный в Оксфорде Кардинал-колледж (ныне Крайст-Черч-колледж), однако К. отказался. В кон. 1525 г. он вошел в состав посольства в Испанию; после возвращения в Англию летом 1527 г. получил получасовую аудиенцию у кор. Генриха VIII (1509-1547), скорее всего это была их первая личная встреча.

С 1527 г. помимо выполнения академических и адм. обязанностей в Кембриджском ун-те король и кард. Т. Уолси поручали К. и др. дела. Наиболее значительным был бракоразводный процесс Генриха VIII и Екатерины Арагонской, начавшийся в 1527 г. Провал переговоров с папскими легатами в 1529 г., фактически завершивший политическую карьеру кард. Т. Уолси, вынудил короля искать др. пути решения этого вопроса. Летом того же года, находясь в аббатстве Уолтем, где он спасался от эпидемии чумы, которая свирепствовала в Кембридже, К. встретился с Эдуардом Фоксом (впосл. епископ Херефордский) и со Стефаном Гардинером (впосл. епископ Уинчестерский), также активно участвовавшими в бракоразводном процессе (в 1528 они ездили в Рим как послы короля). К. предложил им изменить стратегию решения этого вопроса: вместо апелляций к папе обратиться к мнению представителей европ. университетов для доказательства недействительности королевского брака (основанием должно было стать то, что Екатерина Арагонская до брака с Генрихом была замужем за его рано умершим старшим братом Артуром). Этот план был одобрен королем, хотя не вполне понятно, обсуждал ли он его с К. лично (25 окт. 1529 К. в числе других богословов говорил о бракоразводном процессе с новым канцлером Т. Мором). К этому времени К. заручился покровительством Т. Болейна, отца буд. кор. Анны Болейн, благодаря к-рому он поселился в Дарем-Плейс в Лондоне, где и занимался обоснованием возможности развода короля.

С янв. 1530 г. К. сопровождал своего патрона в ходе посольства к Карлу V Габсбургу (1519-1556), встреча с к-рым (и с папой) состоялась в Болонье. Во время путешествия по Германии К. познакомился с нек-рыми идеологами Реформации, в частности с М. Буцером. Находясь в Италии, К. стал ректором прихода в Брендоне (графство Вустершир). Во время этой поездки К. занимался опросом представителей итал. университетов о действительности брака Генриха VIII. Результатом этой работы стали 2 трактата 1530-1531 гг., к-рые содержали обоснования королевской супрематии. В «Collectanea Satis Copiosa», трактате, составленном Фоксом и, вероятно, К., были собраны исторические свидетельства из сочинений Беды Достопочтенного, Матвея Парижского, Уильяма Малмсберийского и др. авторов для доказательства недействительности верховной власти папы. В трактате «The Determinations» было изложено мнение представителей 8 итал. ун-тов о недопустимости заключения брака с женой умершего брата (намеренно составлен как отражение отвлеченной академической дискуссии, без указаний на конкретный казус Генриха VIII).

Мнения континентальных реформаторов по поводу планируемого развода не всегда отвечали интересам Генриха VIII (в частности, Лютер относился к его планам с неодобрением) и заставили короля вновь искать поддержки у Карла V. С этой целью в 1532 г. К. был направлен к нему в качестве посла, к-рый должен был сопровождать двор. Во время имперского сейма в Нюрнберге К. близко познакомился с нем. реформатором Андреасом Озиандером и женился на племяннице его жены. Не вполне понятно, каким образом его брак соотносился с обязательным для священника целибатом: возможно, в этом поступке проявились его симпатии к лютеран. идеям, в частности взглядам на брак. Дипломатическая миссия К. была неудачной: заручиться поддержкой императора так и не удалось. Находясь с имп. двором в Мантуе, К. получил сообщение, что король хочет сделать его архиепископом Кентерберийским вместо недавно умершего Уильяма Уорхема, и приказ вернуться в Англию. Это назначение, инициированное его покровителями Болейнами, оказалось неожиданным как для окружающих (до этого К. не занимал высоких должностей), так и для него самого. Он сколько мог оттягивал отъезд из Италии, надеясь, что король изменит решение, поскольку полагал, что его брак помешает назначению. Однако этого не случилось: король лично профинансировал получение необходимых разрешений от папы, пытавшегося за счет этого компромисса избежать окончательного разрыва с Англией, и 22 авг. 1532 г. К. был поставлен на архиепископскую кафедру. Перед церемонией он заявил, что считает присягу папе Римскому, к-рую он должен принести, не более чем формальностью, к-рая не должна отразиться на его отношениях с королем (спустя нек-рое время он принес также специальную присягу монарху).

Архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер. Ок. 1556 г. Неизвестный художник (Ламбетский дворец, Лондон)Архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер. Ок. 1556 г. Неизвестный художник (Ламбетский дворец, Лондон)

Его главной заботой в 1-й год правления стало завершение развода короля, который необходимо было ускорить из-за беременности Анны Болейн. К. подготовил несколько проектов процедуры и 23 мая официально объявил брак недействительным, пригрозив даже королю отлучением от Церкви, если брак сохранится. Несколькими днями позднее он утвердил тайный брак Генриха VIII и Анны Болейн, заключенный еще в янв., а 1 июня короновал новую королеву. Папа Климент VII (1523-1534) 9 июля того же года отлучил К. вместе с королем и его советниками от Церкви, что, впрочем, не возымело к.-л. эффекта. Когда в сент. 1533 г. у Анны Болейн родилась дочь (впосл. кор. Елизавета), К. стал ее крестным отцом.

Несмотря на то что К. в это время по-прежнему не отличался особенно радикальными взглядами, его назначение архиепископом Кентерберийским было принято в штыки определенной частью консервативных епископов, так что он даже не смог провести визитацию во всей провинции. Преодолеть их неповиновение удалось в результате адм. преобразований канцлера Т. Кромвеля, к-рые позволили ему, став главным министром, контролировать практически все стороны жизни королевства. После этого он занялся и политическим обеспечением церковных преобразований. Неожиданностью для К. стали арест 2 мая 1536 г. кор. Анны Болейн и помещение ее в Тауэр. Он написал Генриху VIII письмо, в котором высказался в ее защиту, однако после разговора с ней все же последовал королевскому приказу и 17 мая 1536 г. объявил их брак недействительным с самого первого дня. Впрочем, после казни королевы К. был одним из немногих, кто открыто ее оплакивал.

Религ. политика Кромвеля позволила снизить остроту противоречий между более или менее радикально настроенными епископами королевства и попытаться достичь определенного компромисса. Он проявился в изданных К. Десяти статьях (1536) - первом изложении вероучения реформированной Церкви Англии. Их текст состоит из 2 частей: первые 5 статей обнаруживают сильное лютеран. влияние (так, признаются только 3 таинства), статьи с 6-й по 10-ю, напротив, отражают в основном католич. взгляды на чистилище, иконопочитание и т. д. Публикация Десяти статей вызвала серьезные протесты и стала веской причиной крупнейшего восстания на севере Англии, т. н. Благодатного паломничества, участники к-рого считали К. одним из своих главных врагов. После подавления восстания К. начал работу над составлением т. н. Книги епископов (1537) («Bishops' Book», или «Institution of a Christian Man»), в к-рой более развернуто излагались те же взгляды, что и в Десяти статьях. Она была опубликована с королевского разрешения, однако не получила офиц. высочайшего одобрения, что делало ее статус противоречивым. В эти годы К. все чаще проявлял себя как последовательный протестант, чему способствовала королевская политика в области религии, направленная на реформирование Церкви. Так, в 1537-1538 гг. в составе посольства от гос-в Шмалькальденской лиги в Англию были приглашены неск. нем. богословов, встречавшихся с королем, Кромвелем и К. Хотя их миссия не достигла цели и предложения немцев по объединению на основе Аугсбургского исповедания (к-рое поддержал К.) не нашли одобрения у короля и определенной части англ. епископов, результатом стремления Генриха VIII установить союз с нем. протестант. княжествами стал его брак с Анной Клевской в янв. 1540 г.

Серьезные опасения К. и других англ. протестантов, а также их нем. сторонников (в частности, Ф. Меланхтона) вызвала резкая перемена церковной политики короля в кон. 1538 - нач. 1539 г., наиболее ярко проявившаяся в принятии парламентом в февр. 1539 г. Шестистатейного статута. Он восстанавливал некоторые существенные черты католич. учения, отвергнутые протестантами (признавались пресуществление во время Евхаристии, причащение мирян под одним видом, целибат для клириков, частные мессы и т. д.), и устанавливал суровые наказания за неповиновение, вплоть до смертной казни. Опасаясь возможных гонений, К. даже переправил свою семью, которая со времени его избрания архиепископом жила в затворничестве, на континент. Несмотря на то что Шестистатейный статут был отменен только после смерти Генриха VIII его сыном Эдуардом VI, К. и Кромвелю удалось вернуть расположение короля уже к осени 1539 г., когда они участвовали в организации нового брака Генриха VIII и Анны Клевской. Согласно нек-рым источникам, К. возражал против этого союза, считая, что король должен жениться на Екатерине Ховард, юной фрейлине, ставшей позже его 5-й женой, однако Кромвель, к-рому архиепископ высказывал свои сомнения, его не поддержал. Этот брак короля продлился ок. полугода и в июле 1540 г. был расторгнут по приказу монарха синодом под председательством К. и Гардинера. Разрыв этого союза, стоивший жизни Кромвелю, не пошатнул влияния архиепископа и доверия к нему короля: так, в июне 1541 г., во время путешествия короля и королевы в Сев. Англию, К. оставался одним из 3 его фактических наместников (вместе с лордом-канцлером Т. Одли, бароном Уолденом и Т. Сеймуром, гр. Херефордским). В это время он получил сведения о супружеской измене королевы, которые передал королю после его возвращения, что привело в конечном счете к суду над Е. Ховард и к ее казни.

В 1-й пол. 40-х гг. XVI в. король продолжал следовать курсу, намеченному Шестистатейным статутом. Так, Книга епископов была в 1543 г. заменена «Королевской книгой», в основном воспроизводившей положения статута, и был принят акт, запрещавший чтение Библии простолюдинам. В то же время К. удалось произвести определенные изменения в литургии, отразившиеся позднее в Книге общих молитв. Англ. католики пытались дискредитировать в глазах короля сторонников Реформации, в т. ч. и К. В 1543 г., в ходе т. н. заговора пребендариев, группа католиков обвинила его в ереси и подготовили специальный документ, представленный королю и Тайному совету. Монарх, однако, в течение нескольких месяцев не принимал никаких мер, а затем сообщил архиепископу о заговоре и назначил его руководителем расследования. В результате 2 лидера заговора оказались в тюрьме, а Дж. Гардинер, племянник еп. С. Гардинера, был казнен. Доверительные отношения архиепископа и короля сохранялись вплоть до смерти последнего. К. был одним из душеприказчиков Генриха VIII, огласивших его завещание 31 янв. 1547 г.

Влияние К. возросло с началом правления Эдуарда VI, в первую очередь благодаря протестант. симпатиям регента - Э. Сеймура, герц. Сомерсета. Уже в авг. 1547 г. была проведена визитация, в ходе к-рой всем приходским церквам было приказано иметь Книгу гомилий, составленную К., и руководствоваться ею при чтении проповедей. Сам архиепископ был автором 4 из 12 гомилий, в т. ч. и той, где речь шла об оправдании верой. По его инициативе в церквах были запрещены все образы святых, воскресные и праздничные процессии, колокольный звон и др. «пережитки католицизма». В 1549 г. при непосредственном участии К. в т. н. Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения, была написана и опубликована 1-я англ. Книга общих молитв, устанавливавшая порядок богослужения. В том же году парламент принял первый Акт о единообразии, предписывавший ее обязательное использование во всех церквах королевства, что привело к восстанию в зап. части Англии в 1549 г., значительно подорвавшему влияние Сеймура. Несмотря на поддержку К. и еще 2 членов Тайного совета, он был вынужден передать регентство Дж. Дадли, герцогу Нортамберлендскому. Влияние К. на политику королевства снижается, особенно после ареста Сеймура в окт. 1551 г.

Казнь Т. Кранмера. Гравюра. XVI в.Казнь Т. Кранмера. Гравюра. XVI в.

В 1547-1553 гг. К. поддерживал активные контакты с видными континентальными реформаторами. По его инициативе в английские университеты были приглашены Петр Мартир и Буцер, мнение которых К. учитывал при ревизии английского вероучения и богослужения. Так, Буцер стал фактически соавтором чинопоследования рукоположения, составленного архиепископом и включенного в Книгу общих молитв в редакции 1552 г. Мартир участвовал в подготовке реформы канонического права, завершившейся в 1552 г. созданием проекта «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который, впрочем, так и не был утвержден. В то же время К. пришлось столкнуться и с упреками в недостаточно быстром и последовательном проведении протестантских преобразований. В 1550 г. Джон Хупер, еп. Вустерский и Глостерский, раскритиковал предусмотренные Книгой общих молитв облачения священников, с чего начался спор об облачениях, продолжившийся в сер. 60-х гг. XVI в., в правление Елизаветы I. В марте 1552 г. неудачей закончилась попытка архиепископа пригласить в Англию для обсуждения вероучения 3 крупнейших идеологов Реформации того времени - Меланхтона, Ж. Кальвина и Г. Буллингера. Сложности возникли и при принятии 2-й редакции Книги общих молитв в 1552 г.: Джон Нокс, недавно назначенный королевским капелланом, в проповеди перед герцогом Нортамберлендским раскритиковал практику преклонения колен во время литургии. К. с трудом удалось в окт. 1552 г. возобновить печать Книги общих молитв, однако он был вынужден добавить в нее пояснение смысла этой практики.

Венцом церковных преобразований, осуществленных К. в правление Эдуарда VI, можно считать составление К. 42 статей - офиц. вероисповедания Церкви Англии - к 1551-1552 гг. После того как с проектом, включавшим первоначально 45 статей, ознакомились король, представители высшего духовенства, члены Тайного совета и совета капелланов короля, высказавшие свои замечания и предложения, архиепископ сократил количество статей до 42 и внес в текст незначительные изменения. Окончательный вариант был одобрен членами Тайного совета 23 нояб. 1552 г. Достоверных данных об их утверждении конвокацией нет, хотя в протоколах синода 1563 г. содержится отсылка к «Лондонскому синоду», якобы утвердившему 42 статьи. В мае 1553 г. король предписал разослать эти статьи духовенству для ознакомления, а летом того же года Эдуард VI утвердил 42 статьи как офиц. Символ веры англикан. Церкви, хотя в них присутствовали основные положения, характерные для разных протестант. учений: оправдание верой, предопределение спасения, 2 таинства, отрицание пресуществления и др. Смерть Эдуарда VI и приход к власти Марии Тюдор приостановили публикацию этого документа. Впосл., во время правления Елизаветы I, переработанные 42 статьи легли в основу нового Символа веры - 39 статей.

Летом 1553 г. К. поддержал претензии Джейн Грей на английский престол, подкрепленные завещанием кор. Эдуарда VI, написанным под влиянием герцога Нортамберлендского, однако, судя по всему, не принял непосредственного участия в заговоре с целью отстранения кор. Марии от власти. До конца лета он сохранял свою должность (8 авг. он участвовал в похоронах короля), однако уже тогда рекомендовал всем сторонникам Реформации (как англичанам, так и приехавшим с континента) как можно скорее покинуть королевство. К. отказался вести мессу в Кентерберийском соборе и 14 сент. 1553 г. предстал перед судом Звездной палаты, отправившим его в Тауэр, где уже находились видные англ. протестанты - Хью Латимер и Николас Ридли. 13 нояб. он был обвинен в измене и приговорен к смерти. 8 марта следующего года его вместе с Латимером и Ридли перевели в тюрьму Бокардо в Оксфорде, где они должны были ждать суда по обвинению в ереси. Процесс начался 12 нояб. 1555 г. и проходил под юрисдикцией папы. 5 дек. он лишил К. архиепископского сана, признал виновным в ереси и передал приговор для исполнения светским властям королевства. В последние месяцы жизни К. нек-рое время провел в доме декана оксфордского собора, где написал 4 отречения, в которых признавал власть королевы и папы. Тем не менее 14 февр. 1556 г. он был лишен сана священника и возвращен в тюрьму, где составил 5-е отречение, в к-ром отказывался от своих прежних взглядов и целиком признавал католич. Церковь и ее учение. Его отречение было опубликовано 18 марта, но к тому времени королева твердо решила устроить показательную казнь 3 видных реформаторов, и К., Латимер и Ридли были сожжены в Оксфорде.

Соч.: The Remains of Thomas Cranmer, Archbishop of Canterbury / Ed. H. Jenkyns. Oxf., 1833. 4 vol.; The Works of Thomas Cranmer / Ed. J. E. Cox. Camb., 1844-1846. 2 vol.; Bishop Cranmer's Recantacyons / Ed. R. M. Houghton, J. Gairdner. L., 1884.
Лит.: Strype J. Memorials of the Most Reverend Father in God, Thomas Cranmer, Sometime Lord Archbishop of Canterbury. Oxf., 1812; Ridley J. Thomas Cranmer. Oxf., 1962; Смирнова Н. А. Томас Кранмер и начало англиканской Реформации в XVI веке // Из истории Древнего мира и Средневековья: Сб. тр. / МГУ. М., 1988. С. 76-94; MacCulloch D. Thomas Cranmer: A Life. L.; New Haven, 1996; Thomas Cranmer: Churchman and Scholar / Ed. P. Ayris, D. Selwyn. Woodbridge, 1999; Bernard G. W. The King's Reformation: Henry VIII and the Remaking of the English Church. New Haven; L., 2005; Rex R. Henry VIII and the English Reformation. N. Y., 20062.
В. А. Таубер
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИЛНИ Томас (1495 - 1531), англ. теолог, один из основополож. англ. Реформации
  • АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
  • АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII
  • АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
  • АМСДОРФ Николаус фон (1483-1565), профессор теологии Виттенбергского ун-та, апологет лютеранства
  • АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства
  • АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм
  • АНТИНОМИСТСКИЙ СПОР богословская полемика эпохи Реформации
  • АНТИТРИНИТАРИИ движение радикальной Реформации, отриц. догмата о Св. Троице
  • АПОЛОГЕТИКА защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо