КРАСНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXXVIII, С. 407-409
опубликовано: 13 ноября 2019г.

КРАСНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1870 г.Красногорский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Гравюра. 1870 г.(Золотоношский), (Черкасской и Каневской епархии УПЦ), находится в с. Бакаевка Золотоношского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально мужской, с 1789 г. женский. Основан в XVII в. в местности Красная Горка на р. Золотоноша близ г. Золотоноша. Согласно монастырской легенде, на Красную Горку прибыл из К-поля странник, к-рому явилась Божия Матерь, указавшая место буд. подвигов. Впервые легенду записал в сер. XIX в. магистр богословия полтавский прот. Н. Д. Думитрашко († 1878), посещавший мон-рь и общавшийся с насельницами (Думитрашко. 1859. С. 18). Интерес прот. Н. Думитрашко к К. м. связан с тем, что его предок полковник Р. Г. Думитрашко (Райче) в XVII в. командовал Переяславским полком, к которому относился г. Золотоноша, и делал пожертвования в обитель. В нач. XX в. историк И. В. Авраменко, неоднократно бывавший в К. м., вновь записал предание о к-польском отшельнике. Его рассказ сопровождался новыми подробностями: некоему страннику, ночевавшему в хлебопекарне одного из к-польских мон-рей, во сне трижды являлась Пресв. Богородица, повелевшая ему отправиться на русские земли. Во время 3-го явления Божия Матерь вручила ему записку с подробным описанием предстоящего пути. Когда странник прибыл на Красную Горку, он обнаружил в записке 25 р. «Кто положил основание иноческому житию, как звали первого пустынножителя, откуда он был родом и какого звания, неизвестно»,- отметил исследователь (Авраменко. 1914. С. 17-18).

На Красной Горке странник молился перед образом Пресв. Богородицы, вырезанным на коре дерева. Впосл. икона, именовавшаяся Корецкой, была покрыта красками и украшена ризой (размер иконы составлял 3/4 на 1/2 аршина). Вскоре к отшельнику стала приходить братия, к-рой на дубе явилась др. икона (см. Дубенская Красногорская икона Божией Матери), ставшая впосл. главной святыней мон-ря. «На действительность этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображен монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве» (Думитрашко. 1859. С. 33, 35-36). Через нек-рое время хозяин Красной Горки казак Иван Шебет-Слюжка, проживавший на хуторе близ с. Антиповка, основал здесь обитель. Первоначально в К. м. была построена из ивняка «плетневая» ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. В эту церковь запорожские казаки пожертвовали Евангелие, изданное во Львове. На полях Евангелия указано, что казаки сделали свой дар в 1637 г., следов., к этому моменту церковь уже существовала (Авраменко. 1914. С. 17-18). В дальнейшем запорожские казаки принимали активное участие в жизни обители. В 1680-1687 гг. был выстроен деревянный трапезный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы.

Ок. 1678 г. на Красную Горку переселились монахи Виноградского Ирдынского Успенского мон-ря (ныне Смелянский р-н Черкасской обл.), уничтоженного во время турецко-татар. Чигиринского похода. В 1706 г. митр. Киевский Варлаам (Ясинский) дал игум. Иосифу право пользования земельной собственностью («в грунтов уживанью») бывш. Ирдынской обители. 21 янв. 1688 г. по ходатайству игум. Иосифа (Григорьевича) гетман И. С. Мазепа выдал К. м. универсал на владение слободкой Слюзчина с различными угодьями (АЗР. Т. 5. № 177. С. 215).

После кончины Иосифа (Григорьевича) настоятелями К. м. были Герман (Рубанов), архим. Гавриил (Леопольский), Рафаил, Досифей (Лебедевич). Известно, что ок. 1722 г. в К. м. проживали настоятель игум. Герман (Рубанов), духовник иеросхим. Григорий (Степмаков), экклисиарх Геннадий (Гармашев), эконом Сильвестр (Навроцкий), казначей Илия («шубный майстер»), уставщик Викторин (Никитин), псаломщик Созонт (Михайлов), просфорник Иларион (Фёдоров), пасечник Георгий (Фёдоров), «пекарь хлебной» Моисей (Емельянов), кухарь Мардарий (Харитонов) и еще несколько насельников.

Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г.Собор в честь Преображения Господня. 1767–1771 гг. Фотография. 2014 г.В обители 23 апр. 1730 г. принял постриг и, возможно, недолгое время настоятельствовал буд. епископ Иркутский свт. Софроний (Кристалевский). По преданию, в ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых». В 1767-1771 гг. на средства свт. Софрония по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского был построен каменный 3-главый собор в честь Преображения Господня. По преданию, алтарь расположен на месте явления Дубенской иконы. Фасады церкви расчленены стройными пилястрами с характерными композитными капителями и увенчаны антаблементом, раскрепованным над пилястрами, над конхами возвышаются полукруглые фронтоны-кокошники. Храм 2-светный, завершен 3 барочными главами на высоких барабанах, поставленных в ряд по оси «восток-запад». В зап. части храма устроены хоры. С 1771 г. К. м. именовался Преображенский.

В 1786 г. К. м. был обращен в заштатный, иноков перевели в Мошногорскую Вознесенскую обитель. В 1786-1788 гг. К. м. управлял архим. Герман, в 1788 г.- иером. Горгоний, в 1788-1790 гг.- архим. Иоиль.

Указом Святейшего Синода от 10 дек. 1789 г. в К. м. были переведены сестры киевского девичьего мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова и золотоношского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. К. м. был отнесен ко 2-му классу. Первой настоятельницей стала игум. Макрина (1789-1795), затем мон-рем управляли игумении Стефанида (1795-1813), Феодотия (1814-1815), Тавифа (1815-1819), Варсонофия (1819-1840), Клеопатра (1840-1851), Анатолия I (1851-1861), Анатолия II (1862-1889), Олимпиада (1889-1896), Ангелина (1897-1900) и Нонна (1900-1918). К 1914 г. в обители проживали схимонахиня, 52 монахини, 147 указных послушниц и ок. 350 неуказных послушниц, к 1917 г.- ок. 750 насельниц.

К нач. XX в. в К. м. находились Преображенский храм с приделом на хорах во имя вмч. Георгия Победоносца (1771), теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделом Сретения Господня (1859-1860), возведенная на средства бывш. Полтавского и Переяславского еп. Нафанаила (Савченко; † 1875), а также келейные и хозяйственные постройки. В 1874 г. в 2 верстах от К. м., на территории монастырского поместья «Дача», было основано жен. епархиальное ДУ (впосл. 3-классное), при котором имелся домовый деревянный храм во имя ап. Иоанна Богослова с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (закрыт в 20-х гг. XX в.). К поместью «Дача» примыкал сад «Куща». В 1903 г. К. м. приобрел хутор Ивановщина размером 300 дес. На его территории в нач. XX в. была возведена каменная ц. во имя Св. Троицы. Кроме того, К. м. принадлежал хутор Борзаковщина, расположенный в 12 км от обители. К 1904 г. мон-рь получал из казны 460 р. 84 к.

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г.Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2014 г.К сер. XIX в. в К. м. хранились подаренные еп. Софронием (Кристалевским) серебряный потир весом 7 фунтов 9 золотников, серебряная дарохранительница, выполненная «в виде башни или прорезной пирамиды», украшенные серебром большое и малое Евангелия (1754, 1759), а также грамоты царей Алексея Михайловича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, относящиеся к владениям нескольких киевских мон-рей (Думитрашко. 1859. С. 38-44).

Чтимая Дубенская икона Божией Матери сначала находилась в Георгиевской ц., с кон. XVII в.- в Покровском храме над царскими вратами, а к нач. XX в.- в Преображенском соборе над царскими вратами, в «устроенном золоченом круге»; в дни особых торжеств ее спускали «для благоговейного поклонения» паломников. 16 авг. совершался крестный ход в с. Антиповка с Дубенской иконой «в воспоминание избавления» селян от эпидемии холеры в 60-х гг. XIX в. 24 авг. икону возвращали в обитель и 25 авг. обносили вокруг К. м. с чтением Акафиста. В К. м. хранился ковчег с частицей мощей сщмч. Харалампия, к-рый сестры обносили вокруг мон-ря во время крестного хода 10 февр. В нач. XX в. в К. м. сложилось предание о местночтимой Смоленской иконе Божией Матери. Образ был доставлен в К. м. из Москвы на поезде. В пути поезд сгорел; уцелел лишь вагон, в котором везли икону, оставшуюся невредимой (Авраменко. 1914. С. 18).

С 1918 г. обителью управляла казначея мон. Серафима, а с 1919 г.- мон. Леонилла. 25 марта 1922 г. К. м. был закрыт. В 1923 г. Дубенская икона, др. святыни, предметы церковной утвари, иконы и книги переданы в музей г. Черкасс. К 2015 г. местонахождение Дубенской иконы неизвестно. В монастырской Покровской ц. находится 2 списка Дубенского образа.

После 1923 г. на территории К. м. размещался инвалидный дом, к апр. 1941 г. Преображенский собор стоял полуразрушенным. В нояб. 1941 г., после оккупации немецко-фашистскими захватчиками, К. м. был открыт. Под началом игум. Анатолии (Водопицыной) в обители проживало не более 33 сестер, некоторые нанимались на поденную работу к крестьянам из Бакаевки и Антиповки. К 1957 г. в К. м. проживала 81 насельница. В нач. 60-х гг. XX в. в К. м. перешли сестры из различных закрытых мон-рей. К. м. управляли игумении Филадельфа (1947-1961), Евфалия (1961-1962), Лидия (1962-1968), Илария (1969-1989), Августа (1990-1996). С янв. 1997 г. настоятельницей К. м. является игум. Агния (Миняйло). К апр. 2015 г. в обители проживало 110 сестер.

В 2003 г. по ходатайству архиеп. Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука) мон-рю была возвращена земля, принадлежавшая ему до 1922 г.

К 2015 г. отремонтированы Преображенский и Покровский храмы. К. м. владеет 3 га пахотной земли, 1 га покоса, имеется скотный двор; все работы выполняют сестры. Для паломников открыты гостиница и трапезная. В 2 км от мон-ря, на месте бывшего женского ДУ, устроен скит, в келейном корпусе которого освящена домовая ц. во имя св. Иоанна Предтечи. В 2012 г. закончено строительство величественного собора во имя ап. Иоанна Богослова с нижним храмом свт. Софрония Иркутского.

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 519, 804-805; Думитрашко Н. Д., прот. Ист.-стат. очерк Золотоношского Красногорского Богословского второкл. жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1859; Сагарда Н. И. Город Золотоноша и его святые храмы // Полтавские ЕВ. 1897. № 33. С. 1253-1260; Денисов. С. 680-682; Авраменко И. В. Ист. очерк Золотоношского Красногорского Богословского жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1914; Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII вв. М., 1967. С. 145-146; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1986. Т. 4. С. 245; Св.-Покровский Красногорский жен. мон-рь. Б. м., 2005; Ластовський В. В. Мiж суспiльством i державою: Правосл. Церква в Украïнi наприкiнцi XVII - у XVIII ст. в iсторiï та iсторiографiï. К., 2008.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также