КРЕМЕНЧУГСКАЯ И ЛУБЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXXVIII, С. 526-533
опубликовано: 28 ноября 2019г.

КРЕМЕНЧУГСКАЯ И ЛУБЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

УПЦ, образована определением Синода Украинской Православной Церкви от 14 нояб. 2007 г. как Кременчугская и Хорольская путем выделения из Полтавской и Кременчугской епархии, которая стала называться Полтавской и Миргородской. С 8 мая 2008 г. Кременчугская епархия имеет совр. название. Территория включает зап. и юж. районы Полтавской обл.: Глобинский, Гребёнковский, Козельщинский, Кременчугский, Лохвицкий, Лубенский, Оржицкий, Пирятинский, Семёновский, Хорольский и Чернухинский. Центр - г. Кременчуг. Кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Кременчуге. Правящий архиерей - еп. Николай (Капустин; с 19 июня 2011). Епархия разделена на 11 благочиннических округов в границах соответствующих районов. К нач. 2015 г. в епархии насчитывалось 120 храмов, 2 мон-ря (муж. и жен.), в клире состояли 153 священнослужителя. При ЕУ действуют отделы: образования, по работе в пенитенциарных учреждениях, по взаимодействию с Вооруженными силами, по делам молодежи, благотворительности и социального служения, по взаимодействию с органами здравоохранения и медицины, по взаимодействию с казачеством, миссионерский, паломнический, историко-краеведческий, юридический.

Территория К. и Л. е. входила в Полтавскую (Переяславскую) епархию. До 1917 г. в Кременчуге, 2-м по значению городе на Полтавщине, преобладало евр. население, в городе имелись 3 большие синагоги, более 30 евр. молитвенных домов и лишь 12 правосл. храмов. Главным храмом города был Успенский собор (строился в 1803-1816 по проекту Ж. Ф. Тома де Томона, в 1858-1863 возведена колокольня, разрушен в 1943). Ныне кафедральным собором К. и Л. е. является Успенский храм на кладбище в Крюковском посаде, построенный в 1883-1887 гг. архит. А. Несвицким.

Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Кременчуге. 1816 г., колокольня 1863 г. (разрушен в 1843). Фотография. Нач. XX в.Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Кременчуге. 1816 г., колокольня 1863 г. (разрушен в 1843). Фотография. Нач. XX в.

На совещании правящих епископов Украины, прошедшем 2-5 сент. 1922 г., было принято решение об учреждении нескольких полусамостоятельных вик-ств, в т. ч. Кременчугско-Кобелякского (см. Кобелякское викариатство) «для восстановления эффективного управления епархией» в связи с распространением расколов: «самосвятского» (см. Украинская автокефальная православная церковь) и обновленческого (см. Обновленчество). 16 янв. 1923 г. во епископа Кобелякского был хиротонисан Николай (Пирский), бывш. протоиерей собора в Кобеляках. Первоначально предполагалось, что кафедра будет в Кременчуге. Однако по настоянию Николая (Пирского), много лет священствовавшего в Кобеляках, центром викариатства стал этот город. Территория викариатства включала Кобелякский, Кременчугский и Хорольский уезды Полтавской губ.

15 янв. 1923 г. в Полтаве состоялось собрание епископов Полтавской епархии, единогласно принявших решение о неприсоединении к обновленческой «Живой церкви», поскольку она «слишком революционна, неканонична и несвоевременна» (ГА Полтавской обл. Ф. П-9032. Оп. 1. Д. 80. Л. 10). Однако в мае 1923 г. Николай (Пирский) под давлением властей признал раскольническое Высшее церковное управление (Там же. Л. 78), несмотря на то что подавляющее большинство духовенства и верующих Кобелякско-Кременчугского вик-ства выступало против живоцерковников. В отчете ГПУ Полтавщины за май 1923 г. было записано: «Из Кременчугского округа сообщают, что духовенство Кременчугщины в массе своей глубоко реакционно. Отдельные сторонники Живой церкви заметного влияния среди духовенства и мирян не имеют» (Там же. Д. 74. Л. 36). Лето 1923 г. еп. Николай провел в разъездах по викариатству, в результате чего к обновленчеству присоединилась значительная часть духовенства Кобелякского у.

В Кременчугском у. верующие были настроены резко против «Живой церкви», «вооружились против епископа Николая и не поминают его в церквях» (Там же. Д. 80. Л. 94-95 об.). 13 июля 1923 г. по инициативе кременчугского прот. С. Кремлянского (Кремянского) в Спасской ц. прошло собрание духовенства Кременчуга, на котором были поставлены вопросы: признавать ли епархиальные управления Полтавщины и еп. Николая (Пирского). Собрание постановило оставить решение этих вопросов на личное усмотрение клириков (Там же. Л. 120 об.). В отчете ГПУ от 6 окт. 1923 г. сообщалось, что «в Кременчугском округе отмечается усиленная травля со стороны старого духовенства (экзархистов) идей Живой церкви, насаждение коих носит частичный характер и влияние указанной церкви ничтожное. Представители старой церкви пытаются путем агитации доказать, что руководители Ж. Ц.- провокаторы, тайные агенты соввласти, ГПУ и т. п. В Кременчуг прибыл представитель обновленческого движения епископ Матвей (Храмцев), который был встречен весьма недружелюбно, причем 6 октября в одной из церквей г. Кременчуга произошла стычка между представителями старой и Ж. Ц., и местное духовенство громогласно заявляло, что заступники идей Ж. Ц., в том числе один кременчугский священник, являются агентами ГПУ, на средства которого представители Ж. Ц. распространяют свою шпионскую работу» (Там же. Д. 81. Л. 115 об.). Большую роль в антиобновленческой агитации на территории Кобелякско-Кременчугского викариатства сыграли насельницы козельщинского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и монахи Гноевского муж. скита в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Жужмановка Нагорная (ныне с. В. Жужмановка Козельщинского р-на) (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 943. Л. 37).

Летом 1923 г. в Покровском храме в Кобеляках состоялся съезд викариатства, на к-ром делегаты большинством голосов потребовали от еп. Николая порвать с обновленцами. Осенью 1923 г. в Спасской ц. в Кременчуге состоялся 2-й съезд вик-ства. На съезде помимо еп. Николая присутствовал обновленческий еп. Матфей (Храмцов), который заявил, что он прислан в помощь еп. Николаю, на что последний ответил, что он о помощи не просил. Как и на Кобелякском, на Кременчугском съезде бурно обсуждался вопрос об отношении к живоцерковникам. Участники съездов решили в обновленчество не переходить и твердо заявили о своей верности канонической Церкви, возглавляемой патриархом Московским и всея России св. Тихоном. В отношении богослужебного языка съезды вынесли следующее решение: если у общины будет единодушное желание совершать службу на укр. языке, то не препятствовать этому; если же будут противники укр. языка, то служить поочередно на церковнослав. и на укр. языках.

На съездах при обсуждении обновленчества еп. Николай отмалчивался и от раскола не отрекся. Часть духовенства и мирян во главе с архим. сщмч. Александром (Петровским), прот. Даниилом Данилевским, настоятелем кременчугского Успенского собора прот. Александром Греченовским и прот. Стефаном Кремлянским объявили о прекращении общения с еп. Николаем и перешли в непосредственное подчинение Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому) (Там же. Л. 120). От еп. Николая начали отходить духовенство и прихожане. Так, Покровская ц. в Хороле и 2 благочиннических округа в Хорольском у. перешли под власть Лубенского и Миргородского еп. Феофила (Булдовского) (см. Булдовский Ф. И.). Успенский собор в Кременчуге и Трехсвятительскую ц. в с. Рудки Кобелякского у. принял по их просьбе в непосредственное ведение архиеп. Григорий (Лисовский). Священник с. Новоселица Хорольского у. Григорий Лазуренко на волне недовольства еп. Николаем объединил вокруг себя 11 общин Хорольского у. От этих общин он получил полномочия пригласить правосл. архиерея в случае, если Полтавская епархия окажется без такового. С этим поручением свящ. Григорий поехал в Киев, где без избрания и наречения ночью от каких-то епископов принял епископскую хиротонию с именем Варлаам. Это стало неожиданностью для его поручителей, которые не признали его епископом (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 266. Л. 21).

Следующий съезд духовенства и мирян Кременчугского, Кобелякского и Хорольского уездов состоялся в Кременчуге 5-6 марта 1924 г. Почетным председателем съезд единогласно избрал еп. Николая. После доклада представителя обновленческого Харьковского синода «протоиерея» Виктора Падалки, в котором он сообщил о прошедшем в Москве 2-м всероссийском обновленческом соборе, о соборе «епископов» в Харькове и о Харьковском синоде, съезд постановил: «Не признавать обоих этих соборов, равно как и Харьковского священного синода как неканоничных и не подчиняться их постановлениям и распоряжениям». Однако отношение к обновленчеству еп. Николая и после этого съезда оставалось неясным. Духовенство и прихожане выражали сильное недовольство поведением архиерея, который то присоединялся к расколу, то отходил от него. Группа духовенства и мирян, порвавшая молитвенное и каноническое общение с еп. Николаем и принятая Полтавским архиеп. Григорием в свое ведение, обратилась к экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову), находившемуся в ссылке в Алма-Ате, с обстоятельным докладом, в к-ром излагалась причина выхода их из подчинения еп. Николаю (Пирскому). Последствием доклада было запрещение еп. Николая в священнослужении.

Осенью 1924 г. еп. Николай вернулся в Православие, что подтверждается данными Полтавского ГПУ, к-рое в отчете за сент. 1924 г. уже причисляло архиерея к «тихоновцам» (ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 20. Д. 1942. Л. 106). В связи с этим обновленцы создали свою епархию с центром в Кременчуге, во главе к-рой определением раскольнического Украинского синода от 3 июня 1925 г. встал Иоанн (Славгородский) (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 290. Л. 228). В нач. 1926 г. окончательно оформилось обновленческое Кременчугское епархиальное управление (с 9 окт. 1925 по 1 февр. 1926 действовало «временное управление»), в него входили: «епископ» Иоанн (Славгородский), Ф. П. Лебедев, Г. С. Мизенко, И. Ф. Улитовский, И. М. Мишко (кандидат в члены управления); благочинные по Кременчугщине: Д. М. Майборода, А. П. Нестеровский, Л. Бухарев, А. В. Мерчанский, К. П. Шимановский, М. И. Тарасенко, Т. Г. Филимонов (Там же. Оп. 2. Д. 79. Л. 4). После Иоанна (Славгородского) обновленческую Кременчугскую епархию возглавлял «епископ» Михаил (Митрофанов; 1927-1934).

Обновленческая епархия во 2-й пол. 20-х гг. XX в. включала 20-25 приходов, в то время как в юрисдикции еп. Николая состояло более 200 приходов. Советские органы отмечали, что обновленческое течение «организационно молодое, количественно мало, популярностью среди населения не пользуется» (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 943. Л. 37-38). При этом даже в тех приходах, к-рые числились обновленческими, служили правосл. священники, о чем свидетельствует рапорт Иоанна (Славгородского) в Кременчугский админотдел от 23 нояб. 1927 г. Глава обновленческой епархии писал: «Религиозные общины в селах: 1) Горбы, 2) Чаплище, 3) Мигинках, 4) Днепрово-Каменке Кременчугского округа существуют от самого их основания и до настоящего времени по Уставу религиозных обществ, зарегистрированному гражданской властью в синодальной ориентации, а между тем все эти общины обслуживаются священниками, состоящими в тихоновской ориентации» (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 2. Д. 80. Л. 170).

В связи с распространением расколов на территории К. и Л. е. в 1925-1927 гг. во многих приходах происходили конфликты. В с. Васильевка Семёновского р-на Кременчугского округа в 1925 г. прибыл священник-обновленец, после чего село разделилось на 2 лагеря - тихоновцев и обновленцев. В марте 1925 г. в с. Горбы Горбовского р-на Кременчугского окр. между 2 священниками разных юрисдикций шла борьба за приход, «в связи с чем община горбовской церкви разделилась на два лагеря» (Там же. Ф. П-9032. Оп. 1. Д. 143. Л. 86, 153). Нек-рые храмы передавались в понедельное пользование представителям разных церковных течений, напр., Успенская ц. в с. Успенка Куцеволовского р-на Кременчугского округа (ныне Онуфриевского р-на Кировоградской обл.) (Там же. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 49. Л. 84).

По косвенным данным, в 1927 г. Кобелякское вик-ство было преобразовано в Кременчугскую и Кобелякскую епархию. На 1-м совещании канонических епископов Украины под председательством патриаршего экзарха Украины митр. Киевского, Галицкого и всея Украины Михаила (Ермакова), состоявшемся 25 янв. 1928 г., Николай (Пирский) присутствовал как епископ Кременчугский (ЦГАВОГВУ. Ф. 5. Оп. 3. Д. 369. Л.12; ГАРФ. Ф. Р-5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 25-26). Предположительно в мае-июне 1928 г. еп. Николай был переведен на Роменское викариатство Полтавской епархии, после чего Кременчугско-Кобелякская кафедра больше не замещалась. Обновленческая Кременчугская епархия просуществовала до 1934 г., когда была объединена с Запорожской.

Антицерковные репрессии

На рубеже 20-х и 30-х гг. XX в. начались массовые антицерковные гонения. Первыми пострадали мон-ри. В 1929 г. был закрыт Покровский Гноевский муж. скит, в 1930-1935 гг. в бывш. скитской Покровской ц. размещался клуб, затем ее разобрали, др. помещения заняла биофабрика. Весной 1929 г. упразднили козельщинский Рождество-Богородичный жен. мон-рь, в соборе обители устроили театр, в др. постройках разместились зоотехническая школа, больница, школа, электростанция, общежитие. Часть монахинь ушли, оставшиеся во главе с игум. Олимпиадой (Вербецкой (Вербицкой)) и архим. Александром (Петровским) продолжали монашескую жизнь в скиту «Обиток» возле с. Потоки Кременчугского р-на до 1932 г. В 1938 г. игум. Олимпиада была расстреляна.

Для Кременчугского р-на в 1929-1931 гг. были характерны форсированные темпы закрытия церквей (47 закрытых храмов - ок. половины всех приходов). В 1929 г. прекратилось богослужение в Успенской ц. в Крюково, в здании храма разместился спортзал. В нач. 30-х гг. была закрыта и в середине десятилетия разобрана Спасо-Преображенская ц. в Кременчуге. Повсеместной была практика проведения собраний, на к-рых большинством голосов принимались решения о нецелесообразности существования культового помещения. В Новогеоргиевском р-не Кременчугщины (ныне Светловодский р-н Кировоградской обл.) в 1929-1932 гг. были упразднены 10 храмов (в 1929 - 4, в 1930 - 1 и в 1931 - 5). Здания были использованы под дом коллективиста на селе (5 зданий), военный учебный пункт, городской дом культуры, дом райсовета физкультуры, школу. В 1929 г. закрыли храмы в с. Нехвороща Новосанжарского р-на: Михайловский, Николаевский и Преображенский. В 30-х гг. XX в. были упразднены все церкви в Кобеляках (Крестовоздвиженская, Троицкая, Михайловская, Преображенская, Рождество-Богородичная, Николаевская, св. Параскевы, Покровская и Георгиевская), из них только Свято-Николаевская и Покровская сохранились до наших дней. Закрывали храмы в Кобелякском р-не. В 1932 г. разобрана Преображенская ц. в с. Дрижина Гребля, в 1933 г. закрыт Свято-Георгиевский храм в с. Лелюховка (во 2-й пол. 30-х гг. церковь разобрали), в 1934 г. уничтожена уникальная деревянная Преображенская ц. в Миркаловке (ныне Ивановка). В 1935 г. закрыты храм Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Дудкин Гай Новосанжарского р-на и Покровская ц. в с. Каменные Потоки Кременчугского р-на, разобрана деревянная Михайловская ц. в с. Канавы Новосанжарского р-на.

В 1929 г. начались массовые репрессии против священнослужителей и мирян по обвинению в «антисоветской агитации». По предварительным данным, на территории бывш. Кременчугско-Кобелякской епархии в 1929-1933 гг. были арестованы более 100 представителей правосл. духовенства, церковного актива и верующих. Одним из первых в нач. мая 1929 г. был арестован свящ. А. П. Базилевский из с. Вел. Кобелячек Новосанжарского р-на, выступавший против хлебозаготовок; 29 окт. священнослужитель был приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. 17 июня арестовали свящ. П. О. Осауленко из с. Полузорье Новосанжарского р-на, создавшего подпольное «Христовое братство»; 3 нояб. он был приговорен к расстрелу. Подобное братство в с. Бродщина Кобелякского р-на создал свящ. В. Ф. Сокологорский, арестованный 8 мая 1929 г., 13 июля он был приговорен к 10 годам лишения свободы. 12 мая того же года был арестован свящ. А. А. Омелян (Омельян) из с. Попово Новосанжарского р-на за агитацию против колхозов. 14 окт. 1929 г. его приговорили к 3 годам лишения свободы, 23 окт. 1937 г. его арестовали вторично, 22 нояб. расстреляли. 13 сент. 1929 г. был арестован бывший насельник одного из монастырей на Кременчугщине Н. И. Войтик, обвиненный в антисоветской агитации, 24 янв. 1930 г. его приговорили к 3 годам ссылки в Казахстан. 18 февр. 1930 г. были арестованы священник из с. Ивановка Кобелякского р-на Н. П. Федоренко, бывш. церковный староста С. И. Кизим, члены ревизионной комиссии церковной общины О. Л. Кизим, Г. Н. Кизим, И. Д. Степаненко и П. Я. Писаренко, помощник старосты, руководитель церковного хора Ф. В. Чапала. Все они были обвинены в пропаганде «поддержки церкви и религии». Священнику также ставилось в вину создание нелегального «сестринского братства», в которое входили жены кулаков. 14 марта 1930 г. все арестованные были осуждены, приговорены к лишению свободы и ссылке.

Вторая волна гонений пришлась на 1936-1938 гг. По нек-рым данным, на территории бывш. Кременчугско-Кобелякской епархии в эти годы было репрессировано более 50 «церковников». 5 нояб. 1936 г. в Кременчуге был арестован свящ. И. Х. Сахновский, обвиненный в «антисоветской агитации», 9 июля 1937 г. его приговорили к 6 годам лишения свободы, 31 мая 1938 г. в лагере он был приговорен к расстрелу. 21 апр. 1937 г. приговор о лишении свободы на 4 года получил священник из с. Келеберда Кременчугского р-на В. М. Гончаров. Наибольший размах репрессии приобрели в 1937 г. В течение года были арестованы и приговорены к расстрелу священники П. П. Артеменко (с. Шушваловка Глобинского р-на), Ф. А. Бушкованый (Кременчуг), А. А. Вассаковский (Кобеляки), В. А. Грановский (Успенская ц. в с. Белики Кобелякского р-на), В. М. Греченко (с. М. Перещепина Новосанжарского р-на), Н. Г. Капинос (Кобеляки), А. М. Прокопович (с. Келеберда Кременчугского р-на), В. П. Слухаевский (служил в Зеньковском и Кобелякском р-нах), Е. О. Ус (с. Бригадировка Козельщинского р-на) и мн. др. К 8 годам заключения были приговорены священники П. Л. Калиниченко (Покровская ц. в с. Белики), П. М. Каменецкий (с. Новые Санжары), диак. В. В. Старчик (с. Кобелячек Кременчугского р-на). В 1938 г. были арестованы и приговорены к расстрелу священники А. Я. Сулятицкий (Кременчуг), С. А. Рознатовский (с. Борисы Глобинского р-на), П. И. Ремизов (Кременчуг) и др. К кон. 1937 г. в Полтавской обл. действовал 1 храм в Полтаве, правосл. жизнь фактически стала подпольной.

Автокефалистский раскол В. К. Липковского (1921-1930)

После собора Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) 1921 г. начался активный процесс создания автокефалистских структур на местах. Приходы на территории Кобелякского, Кременчугского и Хорольского уездов вошли в Полтавскую церковную округу, к-рую в марте 1922 г. возглавил Константин Кротевич. Количество церквей в округе никогда не превышало 50, а на территории правосл. Кобелякско-Кременчугского вик-ства в распоряжении автокефалистов было ок. 20 приходов (1925). В отчете Кременчугского окрадминотдела за 1925-1926 гг. отмечается, что «автокефальная (липковская) ориентация имеет нелегальный центр в поселке Крюков, который несколько месяцев назад перебрался из г. Городище (ныне Черкасская обл., часть к-рой была в составе Кременчугского округа в 1925-1930.- А. Т.). Липковское духовенство пользуется популярностью только в бывшем центре - г. Городище… в остальных районах нашей округи липковское духовенство не имеет никакого влияния на население» (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 32. Л. 123).

В начальный период автокефалистских приходов на Полтавщине было не более 5: по одному в Кобеляках и Кременчуге, остальные - в селах. Не оживил автокефалистского движения приезд в окт. 1923 г. на Полтавщину «митрополита» Василия Липковского (Там же. Ф. П-9032. Оп. 1. Д. 81. Л. 124). Митр. Феодосий (Процюк) так объясняет неудачи автокефалистов: «Кобеляцкий уезд весь целиком перешел на украинский язык… и в силу этого «самосвятство» в этом уезде совершенно не привилось. «Самосвяты» делали упор на необходимость украинизации богослужения, это было их главным козырем, а поскольку это осуществлялось православными, то «самосвятам» не на чем было основывать свою агитацию за переход в УАПЦ» (Феодосий (Процюк). 2004. С. 245). Осенью 1923 г. Кротевич был переведен на Житомирскую епархию. Полтавская и Кременчугская кафедра в 1924 г. была предложена Юрию Жевченко, к-рый возглавлял церковную округу до своего перевода в Одессу в кон. 1927 г. В его бытность автокефалистское движение оживилось, количество приходов увеличилось (половина из них использовали церкви понедельно с др. церковными течениями).

Сильный центр автокефалии во главе со свящ. И. Л. Левандовским образовался в г. Градижске Кременчугского округа, где «самосвяты» заняли Троицкую и Покровскую церкви. При автокефалистских общинах Левандовский создал несколько нелегальных братств: «Сестринское братство», «Хоровое братство», «Молодое братство». В 1925 г. Градижск для популяризации идей УАПЦ посетил «митрополит» Липковский, в 1926 г.- идеолог УАПЦ В. М. Чеховский. В 1929 г., накануне дела «Союза освобождения Украины», все ведущие автокефалисты Градижска (священники И. М. Вакуленко и М. Е. Ханк, миряне Я. Л. Осташко, В. И. Брус, Г. А. Билык, Я. К. Билык, П. Н. Радченко, И. Н. Радченко, О. Н. Радченко, В. И. Шиш) были арестованы по обвинению в создании «контрреволюционной организации» во главе со свящ. И. Левандовским. 4 февр. 1930 г. они были приговорены к разным срокам заключения и ссылке. После 1930 г. на территории Кременчугско-Кобелякской епархии приходов УАПЦ не существовало.

А. П. Тригуб

1941-2015 гг.

Возрождение церковной жизни на Полтавщине происходило в период немецко-фашистской оккупации, в 1941-1943 гг. Кременчуг стал крупным центром церковной жизни. Если в соседнем Лубенском р-не Полтавской обл. сформировался центр епархии УАПЦ, то Кременчуг превратился в один из оплотов Автономной УПЦ. В окт. 1941 г. здесь одним из первых в регионе открылся Покровский храм, на средства прихожан началось восстановление Успенского собора в Кременчуге. 12 авг. 1942 г. глава Автономной УПЦ митр. Алексий (Громадский) писал Илариону (Огиенко), что Собор епископов УПЦ планирует образовать Кременчугское вик-ство Киевской епархии и хиротонисать во епископа Кременчугского архим. Мефодия (Сибиковского), клирика Волынской епархии (Листи громадських дiячiв, представникiв украïнськоï науки, культури i Церкви до Iвана Огiєнка (митр. Iларiона) 1910-1969. К., 2011. С. 282-283). Однако из-за запрета оккупационной администрации хиротония не состоялась.

В кон. 1942 г. Кременчуг стал 2-м кафедральным городом еп. Вениамина (Новицкого). При назначении на Полтавскую кафедру 4 авг. 1942 г. он получил титул «Полтавский и Лубенский», но, очевидно, из-за того, что в Лубенском р-не большинство храмов перешло в УАПЦ, впосл. имел титул «Полтавский и Кременчугский». Еп. Вениамин регулярно совершал богослужения в Кременчуге. В частности, 29 дек. 1942 г. он служил в Успенском соборе и открыл пастырские курсы при нем. Возрождение храмов Кременчугского округа происходило под руководством благочинного прот. Иакова Граховецкого. В сент. 1943 г. при освобождении Кременчуга от фашистов Успенский собор был полностью разрушен, действующими остались Покровский и Троицкий храмы и Успенская ц. на Крюковском кладбище.

Благочинный приходов УАПЦ Степан Гаевский, «рукоположенный» в 1941 г., не смог закрепиться в Кременчуге и переехал в Лубны. К УАПЦ присоединился Крестовоздвиженский храм в Крюковском предместье Кременчуга, остальные приходы города были в ведении Автономной УПЦ. В июне 1942 г. Гаевский принял монашество с именем Сильвестр и стал «епископом» УАПЦ с титулом «Лубенский и Миргородский», в его ведении состояло ок. 100 приходов.

В кон. 40-х гг. XX в. вновь начались антирелиг. репрессии. В 1949 г. был закрыт возобновленный во время оккупации козельщинский Рождество-Богородичный жен. мон-рь, его насельницы переведены в Николая Чудотворца Лебединский монастырь в Черкасской обл. Значительное число храмов было утрачено в ходе антирелиг. кампании на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). В 1960 г. закрыта Троицкая ц. в Кременчуге, в 1961 г.- Покровский храм в Каменных Потоках. Благочинный Кременчугского округа архим. Порфирий (Давиденко) не допустил закрытия главного храма Кременчуга - Успенского собора, общину к-рого власти собирались снять с регистрации в 1960-1961 гг. В 1959 г. закрыты церкви в селах Енковцы, Пятигорцы и Михновцы Лубенского р-на, в с. Постав-Мука Чернухинского рна, в с. Каплинцы Пирятинского рна, в с. Тройняки Семёновского рна. В 1960 г. закрыт Троицкий храм в Лубнах (разрушен в 1963). Прекратились богослужения во мн. сельских храмах. В 1961 г. были упразднены Рождество-Богородичный собор в Пирятине, храмы в с. Келеберда Кременчугского рна, в с. Обозновка Глобинского рна, в селах Григоровка Гребёнковского р-на и В. Мануйловка Козельщинского рна, в селах Грушино и Новоаврамовка Хорольского рна, в с. Новаки Лубенского рна, в с. Белоусовка Чернухинского рна, в с. Грушковка Гребёнковского рна, в с. Опришки Глобинского рна, в с. Чутовка Оржицкого рна. В 1962 г. наибольшее количество храмов упразднили в Лубенском р-не - в селах Хитцы, Клепачи, Халепцы, Шершневка, Мгарь, Вязовок, Булатец. Также были ликвидированы приходы в селах Борисы Глобинского рна, Гриньки Семёновского рна, Улиновка Козельщинского рна, Городище Чернухинского рна, Петровка (Турбаи) Глобенского р-на. Отдельные случаи ликвидации храмов в крае имели место и в последующие годы: в 1967 г. закрыт храм в с. Сухоносовка Чернухинского р-на, в 1970 г.- в с. Очеретоватое Семёновского р-на, в 1978 г.- Ильинский храм в Пирятине (в 1979 разобран), в 1979 г.- в с. Бутовцы Хорольского р-на, в 1980 г.- в селах Вовчик Лубенского р-на и Харьковцы Пирятинского р-на, в 1982 г.- в с. Белоцерковцы Пирятинского р-на.

В 1988 г. началось возрождение церковной жизни в регионе. Постановлением Совета по делам религий при Совете министров СССР от 16 нояб. 1988 г. разрешено открыть новый храм в Глобино. В июне 1989 г. возвращены здания храмов в селах Бутовцы Хорольского р-на и Мозолиевка Глобинского р-на, в авг. 1989 г. передан Церкви Рождество-Богородичный собор в Пирятине, в сент. 1989 г.- церковь в с. Обозновка Глобинского р-на. В дек. 1989 г. зарегистрированы приходы в Гребёнке и Козельщине, приход в Козельщине получил здания козельщинского Рождество-Богородичного мон-ря, где вскоре была возрождена монашеская жизнь. В марте 1990 г. возвращены храмы в с. Вороньки Чернухинского р-на, в с. Каменные Потоки Кременчугского р-на, в с. Пески Лубенского р-на. В июне того же года возобновлены храмы в селах Вишняки Хорольского р-на, Петровка (Турбаи) Глобинского р-на и Гирявые Исковцы Лохвицкого р-на. В сент. 1998 г. вышел в свет 1-й номер ежемесячной газеты Кременчугского благочиннического округа «Кременчуг православный», ее учредителем выступила Полтавская миссионерская ДС в Комсомольске. В 2008 г. газета была преобразована в епархиальный печатный орган.

Первым управляющим епархией с титулом «Кременчугский и Хорольский» стал Евлогий (Гутченко), хиротонисанный 25 нояб. 2007 г. Решением Синода УПЦ от 17 нояб. 2008 г. архим. Владимиру (Орачёву) определено быть епископом Кременчугским и Лубенским, хиротония состоялась 22 нояб. По решению Синода УПЦ от 24 нояб. 2009 г. архим. Тихон (Жиляков) был избран епископом Кременчугским и Лубенским, хиротония состоялась 29 нояб. 18 февр. 2011 г. еп. Тихон скончался. 14 июня того же года епископом Кременчугским и Лубенским избран архим. Николай (Капустин), хиротонисанный 19 июня 2011 г.

Кафедральным собором Кременчугской епархии является Успенская кладбищенская ц. в Кременчуге (единственный храм в городе, избежавший закрытия после войны), до 2007 г. храм служил 2-м кафедральным собором Полтавской епархии. В 1987-1989 гг. Успенская ц. была существенно перестроена, в 1995-1996 гг. при храме возвели колокольню. В Кременчуге планируется строительство кафедрального собора во имя ап. Андрея Первозванного. В городе действует 10 храмов УПЦ.

В. Г. Пидгайко

Старообрядчество

С 60-х гг. XVIII в. в Новороссию переселялись жители старообрядческих слобод Стародубья и Ветки. Кременчуг был важным перевалочным пунктом на судоходном торговом пути по Днепру, в частности, при перевозке крымской соли, к-рой занимались стародубские старообрядцы (им принадлежало ок. 50% судов, перевозивших соль). В 1773 г. в Кременчуге жили 364 купца и ремесленника из старообрядцев, преимущественно беглопоповцев. В 80-х гг. XVIII в. торговец Бирюков открыл в своей усадьбе в Кременчуге молитвенный дом, к-рый был уничтожен к приезду в край имп. Екатерины II Алексеевны (1787). Бирюков вскоре построил новую молельню, возле к-рой образовались мужской и женский старообрядческие скиты. В скитах насчитывалось ок. 70 келий, проживали 29 иноков и 235 инокинь. Со временем к часовне пристроили колокольню и алтарь. В 1827 г. алтарь церкви был опечатан, основное ее здание осталось действующим. В 1802 г. аналогичная часовня была построена в посаде Крюково, в 1817 г. к ней пристроили алтарь, церковь была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1836 г. в ней служил свящ. Иосиф Якунин. При посещении Кременчуга цесаревичем Александром Николаевичем (см. Александр II Николаевич) в 1837 г. местные старообрядцы П. О. Смирнов, В. Д. Столяров, М. Ф. Яковлев и И. Н. Банцекин подали прошение о разрешении иметь священников, независимых от правосл. Полтавского архиерея. Им было отказано. В том же году Полтавский еп. Гедеон (Вишневский) пытался выслать за пределы епархии старообрядческого свящ. Трифона Хламова.

В 1-й пол. XIX в. на Полтавщине старообрядцы жили в Кременчуге, с. Староверовка Константиноградского у., небольшие группы имелись в Лохвице, Кобеляках, Ромнах, Пирятине и Прилуках. В 1840 г. в Кременчуге и пригороде насчитывалось ок. 2,8 тыс. старообрядцев, в т. ч. в Кременчуге 2311 поповцев и 120 беспоповцев (1/7 населения города), в Крюкове - 396 поповцев и 23 беспоповца. Значительную их часть составляли выходцы из центральных российских губерний, прибывшие на работы по устройству Херсонской крепости и морской пристани в Николаеве. Старообрядцам принадлежало большинство заводов в городе, в частности, в собственности купца С. Володина находилось 6 пивоварен, мыловаренный, свечной и канатный заводы. Купцы - последователи «старой веры» играли заметную роль в общественной жизни Кременчуга, напр., в сер. XIX в. купец Слиньков был избран городским головой. \tab

Почти 10 лет тянулось дело обращения кременчугских старообрядцев в единоверие. В 1838 г. Полтавский еп. Гедеон посетил Кременчуг и беседовал со староверами, часть к-рых заявила, что готова присоединиться к правосл. Церкви. В следующем году еп. Гедеон снова побывал в Кременчуге, обещал старообрядцам помощь в приобретении не только священника, но и в распечатании алтаря часовни. О своем желании присоединиться к единоверию заявило ок. 100 из 590 семейств староверов. Активную агитацию против единоверия вел уставщик Филарет Шмаков. В 1841 г. последовало предписание Мин-ва внутренних дел, запрещающее принимать в скиты новых насельников. В сент. 1841 г. еп. Гедеон поручил 2 правосл. священникам осмотреть старообрядческие скиты и часовни. Осуществить это не удалось из-за сопротивления кременчугских староверов. 38 зачинщиков протеста были арестованы. По распоряжению властей сломали поповскую и беспоповскую часовни в Крюкове. В 1845 г. было принято решение сломать 42 из 52 существующих келий в скитах, насельников вернуть на прежние места жительства. Был отдан под суд известный своими пожертвованиями старообрядческим мон-рям кременчугский 1-й гильдии купец Ф. Смирнов, за отказ присоединиться к единоверию пострадали купцы К. Стариков, Ф. и М. Моисеевы, Ф. Колосов, мещане К. Кочетов и Д. Степунин. В 1846 г. в Бобруйской крепости скончался видный старообрядческий деятель М. Яковлев, похороны которого в Кременчуге вылились в старообрядческую демонстрацию. В 1845 г. старообрядческие Крестовоздвиженский храм в Крюкове, Успенский и Покровский храмы в Кременчуге были преобразованы в единоверческие. Основная часть местных старообрядцев отказывалась их посещать и собиралась на молитвы по домам. Из 2,8 тыс. староверов, к-рые проживали в Кременчуге, в единоверие перешли 255 чел.

В 1965 г. была разрушена последняя старообрядческая церковь в Кременчуге, тем не менее старообрядцы в городе оставались. В 1995 г. они зарегистрировали Никольскую общину Русской древлеправославной церкви, общине выделен участок земли под строительство храма. Налаживаются отношения местных старообрядцев с УПЦ. Старообрядцы встречались с Кременчугским и Хорольским еп. Евлогием, в ходе встречи было высказано стремление к развитию контактов.

С. В. Таранец

Расколы на территории К. и Л. е.

В Кременчуге в расколе состоит собор во имя свт. Николая (бывш. римско-католич. костел), где с 17 дек. 1991 г. совершала богослужение община УАПЦ. С 7 июля 1992 г. в этом храме находилась 2-я кафедра «Харьковского и Полтавского епископа» УАПЦ Романа Попенко, настоятеля восстанавливаемого Успенского собора в Полтаве. В июне 1992 г. Попенко перешел в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), 25 дек. 1993 г. вернулся через покаяние в УПЦ. Николаевский собор в Кременчуге в 1992 г. перешел в УПЦ КП (юридически до 1997 числился как приход УАПЦ). Фактически центром Полтавской епархии УПЦ КП в 90-х гг. XX в. являлся Кременчуг, т. к. здесь находился наиболее вместительный храм филаретовского раскола (епархиальный центр в Полтаве был устроен в 2002).

Помимо Николаевского кафедрального собора УПЦ КП имеет в Кременчуге 7 зарегистрированных приходов: Владимирский (с 1998), Успенский (с 1997), Михайловский (с 2003), прп. Иова Почаевского (с 2004), прор. Илии (с 2004), ап. Иоанна Богослова (с 2005), Собора св. Иоанна Крестителя (с 2005). Кроме Кременчуга приходы УПЦ КП действуют в Глобинском (4 общины), Гребёнковском (4 общины), Кременчугском (4 общины), Лохвицком (12 общин), Лубенском (11 общин), Оржицком (5 общин), Пирятинском (3 общины), Семёновском (6 общин) р-нах.

В 1994-2002 гг. Полтавская епархия УПЦ КП находилась в непосредственном ведении Филарета (см. Денисенко М. А.), обязанности управляющего епархией выполнял полтавский благочинный Николай Храпач. Затем епархией управляли «митрополит» Евсевий Политило (6 июля 2002 - 14 дек. 2005), «епископ» Михаил Бондарчук (1 янв.- 28 февр. 2006), «епископ» Феодор Бубнюк (12 нояб. 2006).

Часть прихожан УАПЦ не пожелала находиться в УПЦ КП и вошла в образованный в 1994 г. Полтавский деканат Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ. В кон. 90-х гг. XX в. произошел отток клириков и прихожан из УПЦ КП в УАПЦ (с 2005 УАПЦ обновленная). В юрисдикции Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ были зарегистрированы общины в Лубнах, селах Исковцы и Чудновцы Лубенского р-на, с. Майорщина Гребёнковского р-на (1999); в 2003 г. зарегистрирован Покровский приход в Хороле, настоятелем к-рого стал бывш. благочинный УПЦ КП Владимир Офиленко.

В 2007-2008 гг. в с. Вел. Крынки Глобинского р-на при Успенском храме действовала община в юрисдикции запрещенного в священнослужении епископа РПЦЗ Агафангела (Пашковского). 27 февр. 2008 г. Кременчугский еп. Евлогий присоединил через покаяние настоятеля и общину к правосл. Церкви.

Католики

Первый костел на территории К. и Л. е. был построен в Лубнах кн. Иеремией Вишневецким, который также основал в городе мон-рь бенедиктинцев. Костел и мон-рь были разрушены в 1648 г. запорожскими казаками, с тех пор не восстанавливались. Новая католич. община была организована в Кременчуге в нач. XX в. поляками. В 1910 г. был построен костел св. Николая, который в 1919 г. был закрыт, ныне используется как кафедральный собор Полтавской епархии УПЦ КП. В 2003 г. были зарегистрированы приходы Римско-католической Церкви: Свято-Иосифовский в Кременчуге, св. Луки в Комсомольске, св. Михаила в Лубнах.

В регионе действуют общины Украинской греко-католической Церкви: Покровский приход в Комсомольске (с 2001), Воскресенский приход в Кременчуге (с 2004).

Епископы

Евлогий (Гутченко; 25 нояб. 2007 - 17 нояб. 2008), Владимир (Орачёв; 22 нояб. 2008 - 24 нояб. 2009), Тихон (Жиляков; 29 нояб. 2009 - 18 февр. 2011), Полтавский и Миргородский архиеп. Филипп (Осадченко; 19 февр.- 19 июня 2011, в. у.), Николай (Капустин; с 19 июня 2011).

Монастыри

Действующие: козельщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы (женский, в пос. Козельщина, община основана в 1886, преобразована в мон-рь в 1891, закрыт в 1929, действовал в 1941-1949, возобновлен в 1992), Антониево-Феодосиевский Потоцкий (мужской, между селами Потоки и Дмитровка Кременчугского р-на, основан в 1999 на месте жен. скита, существовавшего в 20-х гг. XX в.).

Упраздненные: Юсковская Слепородская Преображенская пуст. (мужская, на р. Слепород, близ с. Юсковцы (ныне Исковцы Лубенского р-на), известна с 1621, упразднена в 1786), Мгарский Красногорский Михаило-Архангельский скит (мужской, близ с. Мгарь Лубенского у., известен с XVII в., упразднен в 1786, в 1891 недалеко от его руин открыт Красногорский Благовещенский скит Мгарского в честь Преображения Господня монастыря, упраздненный в 20-х гг. XX в.), Чернухинская Троицкая Красногоровская пуст. (мужская, на хуторе Красногоровка (ныне окрестности с. Сухоносовка Чернухинского р-на), основана в 1710, упразднена в 1786), Онуфриевская Тишковская пуст. (мужская, близ с. Тишки Лубенского у., основана в 1744, упразднена в 1786), Гноевский Покровский скит (мужской, в с. Жужмановка Нагорная (ныне В. Жужмановка Козельщинского р-на), основан в 1894, упразднен в 20-х гг. XX в.).

В. Г. Пидгайко

Лит.: Николайчик Ф. Д. Город Кременчуг: Ист. очерк. СПб., 1891; Павловский И. Ф. К истории Полтавской епархии: (История и бытовые очерки, заметки и переписка). Полтава, 1916. С. 1-34; Євселевский Л. I. Кременчуччина с давнiх часiв до ХIХ ст. Полтава, 1995; он же. Кременчуччина у ХIХ - на початку ХХ ст.: Iст. нарис. Кременчук, 1996; Осташко О. I. и др. Нарис iсторiï Кременчука. Кременчук, 1995; Волошин Ю. В. УАПЦ на Полтавщинi в роки Другоï свiтовоï вiйни // Украïнський церковно-визвольний рух i утворення УАПЦ: Матерiали мiжнар. наук. конф. в Києвi 12 жовт. 1996 р. К., 1997. С. 173-183; он же. До питання про дiяльнiсть православноï Церкви на Полтавщинi у повоєнний перiод (1943-1953 рр.) // Християнство i культура: Iсторiя, традицiï, сучаснiсть: Зб. наукових праць. Полтава, 1998. С. 19-24; он же. Православна Церква на Полтавщинi у 1943-1953 роках // Iсторична пам'ять: Науковий зб. 1998. Вип. 1. С. 161-170; он же. Громади старообрядцiв на Полтавщинi у ХIХ ст. // Там же. 2000. Вип. 1. С. 146-152; он же. Вiдродження православноï Церкви на Полтавщинi у роки нацистськоï окупацiï (1941-1943) // Держава i Церква на Полтавщинi за радянськоï доби: Зб. Полтава, 2002. С. 73-85; он же. Старообрядцi Кременчука: Соцiально-полiтичне та економiчне становище: (2 пол. ХVIII - 1 пол. ХIХ ст.) // 5 Полтавська наук. конф. з краєзнавства: Мат-ли доповiдей i повiдомлень (3-4 грудня 2003 р.). Полтава, 2003. С. 102-109; Юшко В. М. Кременчук: Минуле надднiпринського мiста. Кременчук, 2000. Вип. 1; Черкасец Т. «Блаженны милостивые…»: Гноевский скит: К истории Покровского скита Св.-Троицкого Ионового мон-ря г. Киева // Вед. Полтавской епархии. 2003. № 9(21); Ревегук В. Я. Украïнська автокефальна православна церква на Полтавщинi в часи нiмецько-фашистськоï окупацiï (1941-1943 рр.) // Полтавськi єпархiальнi вiдомостi. 2004. № 10. С. 178-191; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004; Орлова Е. Хранители древних православных традиций // Кременчуцька правда. 2007. № 46(127); Реабiлiтованi iсторiєю: Полтавська обл. К.; Полтава, 2009. Т. 1; Лехан Л. Б. Трансформацiя морально-психологiчного стану украïнського селянства, 1929-1933 рр.: (На прикладах Лiвобережноï Украïни) // Iнтелiгенцiя i влада. 2011. Вип. 21. С. 127-138; Коваленко Е. В. История общин старообрядцев в Кременчуге // okrain.net.ua/article/read/Istorija-obcshin-staroobrjadcev-Kremenchuge.html [Электр. ресурс].
В. Г. Пидгайко, С. В. Таранец, А. П. Тригуб
Рубрики
Ключевые слова
См.также