КУРСИ
Том XXXIX, С. 419-421
опубликовано: 3 марта 2020г.

КУРСИ

[Греч. Κυρσοί; лат. Kursi; евр.   ], место на вост. побережье Тивериадского оз. (Галилейского м.; в 5 км к северу от кибуца Эйн-Гев, Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах (Мф 8. 28-34; Мк 5-20; Лк 8. 26-39). Как Гергеса, земля Гадаринская или Гергесинская, эта местность упоминается у Оригена в Толкованиях на Евангелие от Иоанна (сер. III в.; Orig. Comm. ad Joh. VI 24 // PG. 14. Col. 270-272), у еп. Евсевия Кесарийского в «Ономастиконе» (нач. IV в.; Euseb. Onomast. S. 64), у свт. Епифания Кипрского в «Панарионе» (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66 // PG. 42. Col. 84) и у Прокопия Газского (нач. VI в.; Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 15 // PG. 87a. Col. 349). Прокопий Газский, вероятно, мог видеть выстроенный новый монастырский комплекс К., но лично его не посещал. В Вавилонском Талмуде упоминается, что в К. был построен языческий «храм Нево» (Авода Зара. 11b). В Иерусалимском Талмуде сохранилась история о некоем Гамлиеле Кунтехе, к-рый умер и был похоронен в К., но позднее погребение было перенесено в его родной город (Моэд Катан. 82c; Tzaferis. 1983. P. 46). В Мишне неоднократно упоминается танна Иаков, иногда именуемый как Иаков бен Куршай или Иаков Коршит (Tzaferis. 1983. P. 46). К. как христ. паломнический центр (Хорсия) отмечен в Житии св. Саввы Освященного Кирилла Скифопольского (сер. VI в.). В визант. эпоху в К. существовал мон-рь, в центре к-рого находилась базилика. В ее юж. пастофории (баптистерии) сохранилась греч. ктиторская надпись о том, что напольная мозаика храма была сделана игум. пресв. Стефаном в дек. 4-го индикта, во времена правления царя Маврикия, 1-го консула (В. Дзаферис датирует надпись между 582 и 587 - Ibid. P. 28). Храм, вероятно, был возведен несколько раньше. Также существовали 2 надписи в часовне юж. галереи; от них остались лишь отдельные буквы. Храм представлял собой базилику с прямоугольной алтарной частью и 2 пастофориями; его посвящение неизвестно. В описании путешествия паломника св. Виллибальда на Св. землю (723-727) также есть сведения о христ. церкви, уже полуразрушенной в тот момент (Wright T., ed. Early Travels in Palestine. N. Y., 1969. P. 16-17). В X в. о К. писал Евтихий Александрийский, к-рый также застал здесь лишь разрушенные постройки, опустевшие после нашествий персов и арабов.

Церковь мон-ря Курси VI-VIII вв.Церковь мон-ря Курси VI-VIII вв.

Поселение К. неподалеку от монастыря появилось в ранневизант. эпоху на территории полиса Иппос. Архитектура христ. базилик в Иппосе и К. родственна, и возможно, что постройки К. возникли по инициативе жителей Иппоса. Расположенное на склоне холма в долине Вади-эс-Самак К. отстояло от побережья на 1 км, на берегу существовал небольшой порт с рыбным рынком. Рядом с ним сохранились даже небольшие фрагменты общественного здания с мозаичным декором полов (христ. храм или синагога). Загадочный «храм Нево» археологами не обнаружен, вероятно, потому, что материал большей частью был использован вторично, в т. ч. для строительства христ. базилики и паломнического комплекса.

Христ. базилика, мон-рь и паломнический центр в К. были открыты археологом М. Нуном в 1970 г. Тогда же под рук. Д. Урмана и Дзафериса Департамент древностей и музеев Израиля начал раскопки. Была исследована базилика с атриумом и частично окружающие ее жилые и хозяйственные постройки (последний сезон в 2003); базилика в К. остается предметом внимания ученых.

Дзаферис (Tsaferis. 1983) предлагает реконструкцию 3 этапов развития комплекса. 1a: рубеж V и VI - сер. VI в. Постройка базилики и др. основных зданий. 1b: 582/7-614 гг. Небольшие изменения в плане базилики: юж. пастофорий перестроен в баптистерий, одна из комнат юж. галереи - в небольшую часовню; пол базилики украшен мозаикой. 2: 614 - рубеж VII и VIII вв. Постройки пострадали во время нашествий персов и арабов, но не были уничтожены полностью. Жизнь комплекса, хотя и пришедшего в упадок, продолжается. 3: нач.- сер. VIII в. Появляется новое население, скорее всего нехристиане. Храм используется для хозяйственных нужд; в сев. галерее была устроена маслодавильня, в результате чего мозаичные полы там утрачены полностью; большинство мраморных деталей пережгли на известь. Жизнь в К. окончательно прерывается после землетрясения 749 г. От базилики и атриума остались только фундаменты и частично стены, к-рые не превышали высоту 1,5 м. Все колонны были повалены и расколоты, вероятно, после нашествий персов и арабов в VII в. и при землетрясении 749 г. (после чего мон-рь был окончательно заброшен). Памятник был отреставрирован археологами. Стены достроены до высоты 4-5 м, колонны с капителями поставлены на базы (полностью сохр. 4 колонны), реконструированы арочные перемычки. Вид арочных перекрытий между опорами соответствует сир. типу базилики.

Основной строительный материал в К.- твердый крупнозернистый местный базальт. Из него возведены стены храма, им вымощены полы атриума и дорога, ведущая к нему. Средний размер квадров стенной кладки небольшой и близок к стандартному объему римского кирпича (0,297×0,445 м = 1×1,5 фута). Техника кладки 3-слойная, традиционная для Сирии. Между 2 рядами камней, обработанных с внешней стороны и не обработанных с внутренней, залит раствор со строительным ломом и с мелкими камнями (техника рим. эмплектона). В К. также обильно использовался палестинский известняк золотистого оттенка: для монолитных колонн, капителей, баз, алтарных преград и напольных мозаик. Различные размеры и профилировки этих элементов свидетельствуют о том, что большинство из них были использованы вторично и ранее принадлежали греко-рим. постройкам.

План церкви мон-ря КурсиПлан церкви мон-ря Курси

План базилики К. типовой для Южносирийского или Хауранского региона. Это 3-нефная, вытянутая по оси «восток-запад» базилика с атриумом и галереями достаточно крупных размеров (45×25 м). Галереи и нефы отгорожены друг от друга стенами, но объединены пастофориями, что делает план базилики немного похожим на 5-нефную структуру базилики Гроба Господня в Иерусалиме. Церковь св. Елены в комплексе храма Гроба Господня и базилика Рождества в Вифлееме также были 5-нефными. Возможно, этой форме 5-нефной базилики подражали строители К. Вся постройка заключена в прямоугольную каменную оболочку из стен, к-рая расширяется в сторону атриума, принимая трапециевидные очертания. Единственный вход в атриум располагается в зап. стене. В наос базилики ведут 3 входа, еще 2 входа ведут в галереи. Из галерей также можно было попасть в наос через входы, расположенные в средних комнатах. На 2-м строительном этапе перегородка в юж. галерее была снесена, а на ее месте расположилась апсида часовни, в к-рую из наоса прорубили дополнительный вход. Алтарная часть с внешней стороны имеет прямоугольную форму. По ширине она чуть уже базилики с галереями, из-за чего образуются небольшие уступы стен. Такая погрешность могла быть случайной и возникнуть при одновременном начале строительства вост. и зап. частей, к-рые затем не удалось свести к единой ширине. С внутренней стороны апсида имеет подковообразную форму, что роднит ее с ранневизант. архитектурой М. Азии. Диаметр апсиды почти равен ширине центрального нефа, что характерно для архитектуры V в. На 2-м строительном этапе в апсиде был возведен одноступенчатый синтрон, к-рый закрыл проходы, ранее соединявшие апсиду и пастофории.

Центральный неф почти вдвое шире каждого из боковых (10 и по 5 м). Боковые нефы равны по ширине галереям; каждый боковой неф, примыкая к продольной стороне галереи, вместе с ней составляет ширину пастофория и одновременно центрального нефа. В постройке всюду используется один и тот же модуль размера, создающий гармоничную пропорциональную систему. По замечанию Дзафериса, общее отношение ширины к длине составляет 3:5, что является одной из стандартных пропорций ранневизант. базилик. Измерения показали, что только отношение ширины главного нефа к боковым совпадает с малоазийскими пропорциями; остальные сильно от них отличаются. Строители скорее всего использовали визант. фут (0,31-0,32 м).

В центре каждой из боковых галерей расположены 2 квадратные комнаты, через к-рые открываются проходы в центральный неф, т. о. подчеркиваются крестообразная планировка храма и его родство с ранневизант. архитектурой Эгейского региона (наиболее близкий аналог - базилика D в Неа-Анхиалосе; Pallas D. Les monuments paléochrétiens de Grèce découverts de 1959 à 1973. Vat., 1977. P. 52-53). Возможно, такой же крестообразный план имела базилика над Силоамской купелью в Иерусалиме. Вост. часть атриума превращена в нартекс за счет крестообразных опор и продолжавших их пилястр на стенах атриума (здесь сохр. следы напольной мозаики, которая особо выделяла пространство поперечного нефа). Подобный архитектурный элемент практически всегда присутствует в сир. и малоазийских базиликах.

Колонна с изображением креста в часовне мон-ря КурсиКолонна с изображением креста в часовне мон-ря Курси

Мозаика в юж. пастофории играла важную функциональную роль, т. к. она превращала помещение в баптистерий. Катехумением служило вост. крыло юж. галереи, из которого оглашенные попадали в пастофорий-баптистерий. Его прямоугольное пространство было разделено на крещальню и хрисмарион. Крещальная купель примыкает к вост. стене и с 3 свободных сторон окружена узкой рамкой с орнаментом. Хрисмарион выделялся широкой рамкой с меандром, в который включались др. изображения (диагональный крест, неск. квадратов, вписанных друг в друга, просто красное поле и др.). В пастофории 2 входа, оба в зап. стене, но один связан с галереей, другой - с юж. нефом базилики. Через один оглашенные попадали в баптистерий из катехумения, через другой выходили неофиты для участия в Евхаристии.

В интерьере нефа важнейшую роль играли 2 колоннады по 6 колонн. С зап. и вост. сторон их ритм поддерживается пилястрами на стенах. Шаг между колоннами немного варьируется: от 1,75 до 2,25 м. Фусты колонн увенчивались коринфскими капителями. Почти все эти детали наряду с белыми тессерами мозаик и отдельными деталями алтарной преграды сделаны из белого известняка с золотистым оттенком, скорее всего из местных каменоломен. Только на 2 фустах колонн вырезаны рельефные кресты, что указывает на специальное изготовление только этих колонн для христ. постройки. На др. колоннах остались небольшие углубления от металлических или деревянных крестиков, крепившихся к ним. Все остальные детали, по-видимому, вторичного происхождения. Интерколумнии и высота колонн не отличаются равномерностью, и вряд ли они могли нести антаблемент, детали к-рого не найдены.

От алтарных преград сохранилось неск. деталей. Среди них - 2 столбика из проконнесского мрамора (высота 118 см) и из известняка (87 см). От мраморных алтарных плит сохранились небольшие фрагменты; но их резьба и материал указывают на столичное происхождение этих деталей. Облик алтарных преград был обычным для ранневизант. периода. По периметру солеи были установлены опоры с проходом по центру и алтарными плитами с рельефными украшениями по бокам. Стилобаты сохранились плохо, и восстановить конкретный вид преграды невозможно. К тому же сохранившиеся 3 опоры разной высоты и разного набора профилировок, вероятнее всего, принадлежали 2 алтарным преградам (в центральном нефе и юж. часовне). Сохранились также 4 базальтовые колонки, круглые в разрезе, к-рые, возможно, служили для устройства амвона.

Главное сохранившееся декоративное богатство базилики - мозаичный пол, один из самых качественных по технике исполнения в Палестине. Мозаика покрывала всю поверхность пола в базилике. Композиции мозаик построены на геометрии, строго соотнесенной с архитектурой. Колористический набор мозаик богат: в них использованы различные виды мрамора красных (терракотовых), желтых, белых, черных и синих оттенков. Судя по технике, в К. работали 2 артели мозаичистов: в центральном нефе набор более мелкий и изящный (225 тессер на 10 кв. см) в сравнении с остальной мозаикой (90-100 тессер на 10 кв. см). Стены храма были обмазаны штукатуркой и побелены. Сверху был нанесен рисунок с простыми орнаментальными мотивами.

Убранство интерьера базилики было построено на сочетании контрастных оттенков белого мрамора и темного базальта. Контраст несколько нивелировался тем, что интерьер стен базилики был покрыт светлой штукатуркой, расписанной легкими оттенками минеральных красок, к-рые перекликались с напольной мозаикой. Растительные, геометрические и зооморфные мотивы, разнообразные орнаменты настенных росписей и напольных мозаик создавали светлое и уравновешенное пространство интерьера, которое освещалось через небольшие проемы огнем светильников.

Лит.: Ovadiah A. A Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; idem. Two Notes on the Early Byzantine Complex at Kursi // PEQ. 1977. Vol. 109. N 2. P. 123-124; idem. Aspects of Christian Archeology in the Holy Land // LA. 1991. Vol. 41. P. 469-481; idem. Liturgical Modifications in the Early Byzantine Church in Eretz Israel // Ibid. 2005. Vol. 55. P. 363-376; Tzaferis V. The Excavations of Kursi-Gergesa // ῾Atiqot. Engl. ser. Jerus., 1983. Vol. 16. P. 1-66; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Hammondsworth; New Haven, 19864; Finegan J. The Archeology of the NT: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton, 19922; Nun M. Sea of Galilee: Newly Discovered Harbours from NT Days. Ein Gev, 19923; Bagatti B. Ancient Christian Villages of Galilee. Jerus., 2001; Heiska N. The Economy and the Livelihoods of the Early Christian Monasteries in Palestine: Diss. Helsinki, 2003.
С. В. Тарханова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
  • ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
  • АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
  • АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот
  • АМИНЬ богослужебная формула
  • АМФИПОЛЬ древн. город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, кот. посетил ап. Павел
  • АРЕОПАГ холм на Афинском акрополе
  • АРМАГЕДДОН место эсхатологической битвы