ЛАРГВИСИ
Том XL, С. 64-71
опубликовано: 6 апреля 2020г.

ЛАРГВИСИ

Содержание

[Груз. ლარგვისი], муж. мон-рь во имя вмч. Феодора Тирона (VI-XVIII вв.) Никозско-Цхинвальской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В наст. время резиденция правящего архиерея. Расположен в одноименном селении у слияния рек Ксани и Чурта, в 20 км к северу от г. Ахалгори, в исторической пров. Грузии Шида-Картли.

История

По сведению хроники «Памятник эриставов» (1405-1410), кафоликон Л. был построен в VI в. и вскоре превратился в религ. и адм. центр Цхрадзмисхеви, области в верхнем течении р. Ксани. Во главе Л. стоял мамасахлиси (груз.- «отец дома»), представитель царской власти и, вероятно, настоятель Л. Ему подчинялись сакдрисшвилни (груз.- «дети храма»), члены привилегированного сословия местной общины, связанные с хозяйством Л., вассалы храма. В мон-ре были устроены усыпальницы аристократов, их владения находились поблизости от церкви. В VI в. в Л. поселился Ростом Бибилури, родоначальник ксанских эриставов (один из крупнейших феодальных домов Грузии). За военное предводительство Цхрадзмисхеви Ростом получил усыпальницу в Л. «на правой стороне алтаря перед святым престолом… и дом для пребывания [своего] среди сакдрисшвилни, а в Цхрадзма - вотчину, бывшую во владении цихистава (правителя крепости.- Авт.)», а также резиденцию в Квенипневи, в 3 км к югу от Л. Согласно правовым нормам того времени, «чьей могиле подобает наивысшая почесть, тому и принадлежит по праву церковь» и «весь ее приход». Ростом стал владетелем Цхрадзмисхеви, «построил город в Ларгвиси, завершил [постройку] церкви и украсил [ее] всем [необходимым]» (Памятник эриставов. 1954. С. 345-346; То же. 1979. С. 22-23). Ростом и его потомки именовались Квенипневели или Квенипневели-Ларгвели. Вскоре эти родовые имена стали личными именами рода Квенипневели.

Монастырь ЛаргвисиМонастырь ЛаргвисиВ кон. XIII в. Цхрадзмисхеви выделилось в самостоятельное эриставство. Цхрадзмисхевские (ксанские) эриставы особо пеклись о фамильной усыпальнице в Л.: Ширд, супруга эристава Шалвы (I) (1290-1318), «увеличила достоинство монастыря этого», пожертвовала золотую и серебряную утварь, оправила иконы, добавила к иконе Пресв. Богородицы частицы св. мощей и «всякие украшения» (Памятник эриставов. 1954. С. 348; То же. 1979. С. 25); их сын эристав Ларгвели (II) (1318-1320) украсил большую икону вмч. Феодора, также «создал» икону Спасителя «в свой рост и оправил ее» (Памятник эриставов. 1954. С. 349; То же. 1979. С. 26); эристав Виршел (II) (1320-1335) преподнес Л. «превосходный» Синаксарь (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Ксанские эриставы активно участвовали в строительной деятельности и организации хозяйственной жизни Л. В XIV в. р. Ксани дважды выходила из берегов, смыв ограду мон-ря, «колокольни, большие и прекрасные», подмыла основание кафоликона (Памятник эриставов. 1954. С. 349, 355; То же. 1979. С. 6, 32). Эристав Квенипневели (I) (1344-1373) заново отстроил ограду и колокольню и «всеми украшениями украсил церковь. И собрал священников и монахов и почитал их больше, [чем] все первые и последующие эриставы». Также он выстроил маслобойню, установил 17 агап (поминальных дней - очевидно, членов своего рода) и пожертвовал 9 виноградников, а также крестьян «на услужение церкви» (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Его брат и преемник эристав Иоанн (I) (1373-1390) построил за 3 года «верхнюю церковь», пристроил притвор и колокольню, украсил стены церкви росписью (Памятник эриставов. 1954. С. 355; То же. 1979. С. 32). Сын Иоанна эристав Виршел (III) (1390-1422) «построил из камня на извести церковь святого Николая» (Памятник эриставов. 1954. С. 356; Там же. 1979. С. 33). Местные феодалы щедро жертвовали поместья вместе с крестьянами.

В «Памятнике эриставов» сохранились сведения о прот. Иоанне Бандас-дзе. В 20-х гг. XIV в. он сопровождал Пипу Квенипневели, сына эристава Шалвы (I), к египетскому султану для ведения переговоров о возвращении груз. монахам «ключей иерусалимских», т. е. храма Гроба Господня. Дипломатическая миссия завершилась успешно, и прот. Иоанн был посвящен в сан модзгварт-модзгвари (благочинного) груз. мон-рей Иерусалима (подробнее см. в ст. Крестовый монастырь) (Памятник эриставов. 1954. С. 350; То же. 1979. С. 27).

Л. являлся одним из мощных культурных очагов средневековой Грузии. Здесь изучали грамоту, каллиграфию, изготовление пергамена и книг, живопись, архитектуру, а также «дела мирские»; в Л. создавали оригинальные сочинения (в т. ч. исторические, напр. «Памятник эриставов»), иллюминировали рукописи. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. в Л. работали 3 книжника: Георгий Табаури, Авгарь (Авгароз) Бандас-дзе и его сын Григорий (Григол) Бандас-дзе (Жордания. 1902. Т. 2. С. 93-94; Памятник эриставов. 1954. С. 316-321; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 220-221).

С сер. XIV в. в Ксанском ущелье, как и по всей Грузии, шли междоусобицы и распространялись эпидемии (Жордания. 1902. Т. 2. С. 93-94). Л. сильно пострадал во время 6-го похода Тамерлана (Тимур-Ленга) на Грузию (1400). Нашествие монголов и мор унесли много человеческих жизней в Л. В нач. XV в. была восстановлена разрушенная церковь, а в 20-30-х гг. Григол Бандас-дзе пристроил притвор, расписал интерьер церкви, пожертвовал 2 кадильницы и лампады, возобновил иконы, оковал их, нашел книги Параклитик, Апостол, Авгарь (апокрифическое сочинение - переписка царя Авгаря с Христом), Гулани; возвел колокольню, построил дом для постояльцев, марани (погреб) на 20 кувшинов, скотный двор и амбар (Хаханов. 1898. С. 52-53).

В 1460 г. царь Грузии Георгий VIII (1446-1466) закрепил Л. за эриставом Шалвой (II) Квенипневели и его потомками (Там же. С. 49). К 1470 г. Шалва (II) обновил мон-рь, что подробно описано в его дарственной грамоте Л.: «...сперва дал разрисовать заднюю сторону сводов главной церкви святого Теодоре и воздвиг крест на вратах алтаря, полного иконами с мощами. [Заказал] переписать псалмы и книги пророков в одну новую книгу, [положил] одно большое блюдо серебряное, [дал] оправить книги метафрасов; положил одеяние для облачения. Построил церковь Крестителя, заказал ее разрисовать и украсил иконами, книгами и одеянием полностью без недостатка. Оградил оградой и устроил трапезу (алтарь.- Авт.), и воздвиг киворий, и покрыл тесаным [камнем]. Построил погреба с навесами и снабдил карасами (кувшинами для хранения вина.- Авт.). Обил двери башни и ограды. Построил над вратами ограды часовню, перекрыл тесаным камнем и положил наверху крест медный, построил амбары и поставил под ними карас» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 140; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 191). Шалва (II) Квенипневели пожертвовал Л. села Ахалубани, Иврети (в ущелье р. Меджуда) и Эредай (совр. Эреда, близ г. Ахалгори) с принадлежащими им виноградниками, подтвердил право на владение с. Куртай (совр. Курта, муниципалитет Ахалгори) и др. селениями, к-рые «монастырю были пожертвованы нашими дедами и [их] потомками» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 140-141; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 192). Шалва (II) издал юридический акт, к-рый определял меру наказания за совершённые на территории Л. преступления: стычки, кровопролитие, блуд, воровство, оскорбление священников, стариц и монахинь (ПГП. 1965. Т. 2. С. 141-142; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 193). Упоминание стариц и монахинь может говорить о том, что на территории мон-ря действовал ксенон, где они ухаживали за немощными и убогими.

О настоятелях мон-ря в XIV-XV вв. известно мало. В приписке (нач. XV в.) к Параклитику упомянут настоятель Феодор (Хаханов. 1898. С. 53). В 1470 г. эристав Шалва (II) «определил» настоятелем Л. Георгия (Журули) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 143; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 194). В грамоте 1460 г., выданной царем Георгием VIII иером. Георгию, род Журули был назван «побережником» Цхрадзмисхеви, «сыном и владетелем» мон-ря и крепости Л. (Груз. ист. док-ты. 2014. Т. 3. С. 115). В ц. во имя вмч. Георгия в с. Цирколи сохранилась поминальная надпись Журули, к-рого отождествляют с настоятелем Л. Георгием (Гунашвили. 2005. С. 112-114). Возможно, с. Цирколи также находилось во владении Л. Настоятель Георгий (Журули) упомянут в поминальной записи Гергетского синодика (Шарашидзе. 1954. С. 280). Перед ним стоит имя настоятеля Шио (Ломисдзе) - вероятно, его предшественника в Л. Согласно источникам XIV - нач. XV в. («Памятник эриставов», «Документ поступлений Самтависской паствы»), Л. в это время находился в юрисдикции самтавнели - епископа Самтависского.

В кон. XVI - нач. XVII в. резиденция ксанских эриставов была перенесена из Квенипневи в Ахалгори, а усыпальница - из Л. в мон-рь Икорта. О судьбе Л. на протяжении XVI-XVII вв. почти ничего не известно. В сер. XVI в. эристав Иесе (I) пожертвовал Л. общину Куртай и с. Цихиа (у истоков р. Чурта, к северу от с. Велиса) (Такаишвили. Древности. 1910. Т. 3. С. 562-563), а его сын и преемник Квенипневели (II) (1607-1614) в 1607 г. вернул храму Цветную Триодь, к-рая была утеряна вслед. нападения хевсуров на Ксанское эриставство в 1545 г. Из духовных лиц того времени упоминается свящ. Захария из Л. (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 20).

В нач. XVIII в. настоятелем мон-ря был Гавриил: из купчих грамот, приписанных к Ларгвисскому Четвероевангелию, известно, что он приобрел сельскохозяйственные угодья для Л. (Джанашвили. 1900. С. 4). Его современником был эристав Шанше (1720-1741, 1747-1753); между 1721-1741 гг. он воздвиг в Л. крепость, пожертвовал храму икону вмч. Георгия (1732), заказал оклад для иконы вмч. Феодора Тирона (1750) (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 208-209), вернул мон-рю утраченные земли (Джанашвили. 1900. С. 4). Л. жертвовали и вассалы эриставов: в 1738 г. назири (дворецкий) ксанского эристава Гиорги Гундисшвили выкупил у татар Ларгвисский Параклитик и возвратил храму, а местумре (смотритель за столом) Китеса подарил церкви т. наз. крест вмч. Георгия (очевидно, крест с изображением святого) (Хаханов. 1898. С. 51). В 1723 г. из-за нашествия турок на Вост. Грузию в Л. были спрятаны сокровища патриаршего кафедрального собора Светицховели: венец, 3 иконы, в т. ч. Анчийский Спас, 6 саккосов, книги и гуджары (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 89-90).

Набеги турок, иранцев и лезгин в 30-40-х гг. XVIII в. привели мон-рь в упадок (Вахушти Багратиони. 1973. С. 359); впосл. обрушился главный храм. В 1759 г. ксанский эристав Давид (III) (1753-1774) и его мать Кетеван при деятельном участии настоятеля Л. архим. Германа, подвизавшегося в Л. с детства, предприняли постройку новой ц. во имя вмч. Феодора на старом фундаменте; Давид (III) также пожертвовал новой церкви икону Пресв. Богородицы, написанную неким Иоанном (Brosset. 1851. P. 74-75), и обновил Ларгвисское Четвероевангелие (Джанашвили. 1900. № 173. С. 4). За «великие труды» по строительству архим. Герману было пожаловано право иметь усыпальницу в юж. приделе ц. вмч. Феодора, посвященном св. Иоанну Предтече. Последующих настоятелей хоронили у сев. столбов храма вмч. Феодора (Хаханов. 1891. С. 27). Давид (III) пожертвовал новой ц. во имя вмч. Феодора крест вмч. Георгия (Хаханов. 1898. С. 51). В приписке от 1764 г. к пергаменной рукописи перечислена утварь Л.: 60 книг, 60 чеканных икон и Четвероевангелий в чеканных переплетах, 12 облачений, митра, 3 серебряные чаши и 3 дискоса, 3 серебряные лампады, 2 золотые крышки. Ответственность за них лежала на протоиерее, к-рый служил в ц. во имя вмч. Феодора (Там же).

В 1777 г. было упразднено Ксанское эриставство; княжеские земли отошли наследнику престола царевичу Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII). Приказом от 1778 г. он подтвердил иммунитет Л., запретил придворным отчуждать от монастыря принадлежавшие ему в бывш. эриставстве земли и крестьян; из 5 лососей, выловленных в р. Ксани, одного жертвовали мон-рю (ПГП. 1965. Т. 2. С. 447-448). Сохранились Четвероевангелия, преподнесенные царевичем Л. (Хаханов. 1898. С. 51). Бывш. владетели также не оставили попечения о мон-ре. В 1781 г. кнг. Мариам Эристави подарила Л. Цветную Триодь, пропавшую из мон-ря и долгое время считавшуюся утраченной (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 370).

В грузинских источниках 2-й пол. XVIII в. Л. именуется как ставропигиальный мон-рь, настоятель имел сан архимандрита («Список разоренных монастырей Картли и Кахети», 1770; грамота Давида (III) архим. Герману, 1761; надпись на иконе Божией Матери, 1762 - Мачарадзе. 1988. С. 551; Хаханов. 1891. С. 27; Brosset. 1851. P. 74-75), однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Л. перешел в прямую юрисдикцию католикосов-патриархов Вост. Грузии.

Последним настоятелем Л. был архим. Пафнутий (Хозиашвили). По сведению П. И. Иоселиани, в 1802 г. он был также возведен в сан архимандрита мон-ря Тири (Иоселиани. 1936. С. 149). Во время антироссийского восстания груз. горцев 1804 г. архим. Пафнутий был отправлен российскими военными властями для переговоров с восставшими. Горцы приняли пророссийски настроенного архимандрита враждебно и взяли в плен. Царевич Парнаоз, один из руководителей восстания, освободил его, но держал при себе (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 326, 331). Эта история легла в основу его автобиографического соч. «Описание страстей архимандрита Ларгвиси Пафнутия» (НЦРГ. S 1821). После подавления восстания архим. Пафнутий служил послом мегрельского кн. Григола Дадиани (1770-1804) в России, за успешную миссию был хиротонисан - получил сан архиепископа и управлял Моквской епархией Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. В 1811 г. вместе с кнг. Ниной Дадиани переехал в Москву (Иоселиани. 1936. С. 149). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Л. был преобразован в приходскую церковь (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 165).

Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в.Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в.Имущество Л. постепенно расхищалось, особенно во 2-й пол. XIX в. А. С. Хаханов, посетивший Л. в нач. 90-х гг. XIX в., отмечал, что некогда богатый Л. «сохранил... одни жалкие остатки... некоторые из вещей погибли весьма недавно». Он указал, что не осталось ни одного памятника, восходящего к кон. XV или к нач. XVI в., «древнейшее пергаментное Евангелие еще и ныне хранится в Ларгвисском монастыре, но священник почему-то скрывал его от нас… виденный Броссе в 1848 г. крест св. Георгия с большою надписью о Давиде (III) в Ларгвиси ныне уже не оказывается» (Хаханов. 1898. С. 51-52).

Церковь во имя вмч. Феодора обветшала и значительно пострадала в ходе антирелиг. кампании нач. 20-х гг. XX в.: окна в барабане были разбиты, черепичное перекрытие проломлено (Бочоридзе. 2011. С. 84). В 1923 г. Л. был разграблен, бесследно исчезли 2 иконы вмч. Феодора Тирона и икона святых Петра и Павла (Там же. С. 354). Медное блюдо с надписью эристава Шалвы Квенипневели и украшения с иконы вмч. Феодора перенесли в Цхинвальский музей (Там же. С. 84, 110), а закопанный в земле архив мон-ря (книги, документы) сгнил (Там же. С. 84, 252). В 1975 г. Специальным научно-предпринимательским объединением охраны памятников Грузии были проведены реставрационные работы в ц. во имя вмч. Феодора (архит. Г. Николаишвили). В 1989 г. храм был передан Церкви, возобновилось богослужение. В 2006 г. Л. был присвоен статус Национального памятника Грузии.

Настоятели монастыря

Феодор (нач. XV в.), Шио (Ломисдзе; очевидно, до 1470), Георгий (Журули; с 1470), Гавриил (нач. XVIII в.), Герман (сер. XVIII в.), Пафнутий (Хозиашвили; кон. XVIII - нач. XIX в.).

Г. Чеишвили

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль окружен с востока р. Ксани, с юга - р. Чурта, с севера к нему прилегает крутой лесистый хребет. Рельеф определил многостороннюю планировку ансамбля. Здания выстроены из рваного камня, местами использованы резной камень и кирпич. Главный вход в Л. находится с юж. стороны, дополнительный - с запада. Комплекс напоминает оборонительный ансамбль: он окружен крепостной стеной и состоит из 2 разделенных внутренней стеной дворов. Верхний двор, где находились жилые здания, был лучше защищен, с сев. стороны обнесен стеной, подобной крепостной; в ней прорезана дверь, соединяющая верхний двор с нижним (украшена со стороны нижнего двора: над проемом глубоко вырезан Голгофский крест).

Ансамбль Л. составляют ц. во имя вмч. Феодора Тирона, стены, башни, цитадель и жилые здания, с запада и юга от церкви находятся руины монастырских строений. В сев., меньшей части ансамбля сохранились главная башня и жилые строения. Цитадель, предположительно жилище эриставов, находится на самом высоком месте комплекса перпендикулярно ограде, на пересечении сев. и зап. стен. Двор с ц. вмч. Феодора сравнительно большой. Исследования на монастырской территории не проводились, что затрудняет изучение первоначальной планировки зданий Л.

Церковь во имя вмч. Феодора Тирона

Интерьер кафоликона мон-ря ЛаргвисиИнтерьер кафоликона мон-ря ЛаргвисиЦерковь во имя вмч. Феодора Тирона в «Памятнике эриставов» упоминается как «верхняя» (Памятник эриставов. 1954. С. 355). Возможно, это указывает на ее локализацию в верхнем дворе (т. о., нижний двор, где стоит церковь, изначально был верхним, а двор продолжался вниз) либо на то, что ниже ее находилась ц. во имя св. Иоанна Предтечи.

Храм центрально-купольный (20×12 м). Совр. здание представляет собой простое, вписанное в прямоугольник строение с продолговатыми пропорциями и не имеет врат, стои и придела, упомянутых в источниках. В интерьере алтарь и боковые помещения заканчиваются апсидами. Средняя апсида наиболее глубокая, имеет 3 полукруглые ниши, расположенные с равномерными интервалами. Ниши вписаны в прямоугольную раму. Жертвенник и диаконник соединяются с зальным и алтарным пространствами арочными дверями; оба боковых помещения имеют по 2 этажа. Верхние этажи предположительно служили потайными сокровищницами. Дверь, ведущая к ним, труднодоступна и незаметна. Если в др. церквах двери потайных помещений выходят в зальное пространство, то в кафоликоне Л. оба тайника имеют один вход, в юго-вост. углу потолка жертвенника; юж. и сев. тайники соединяются широким переходом, расположенным в толще вост. стены. Переход достаточно высок, чтобы пройти не согнувшись. Бойницы, устроенные во внешних стенах комнат, свидетельствуют о том, что тайники использовались также в оборонительных целях.

Интерьер являет собой единое пространство. Алтарь отделен от зала 2-ступенчатым возвышением и не имеет вимы (солеи). Купол опирается на алтарные выступы и два 8-гранных столба с зап. стороны. На перемычных парусах от подкупольного пространства к барабану купола использованы рельефные тромпы. Данный архитектурный элемент вновь стал использоваться в XVI-XVIII вв. в колокольнях, трапезных и в притворах, если ранее имел конструктивное назначение, то позднее носил более декоративную функцию, как в кафоликоне Л. Боковые рукава короткие, одного размера. Зап. рукав сообщается с боковыми нефами посредством пары высоких арок. Нефы разделены на 2 участка с разным перекрытием, выложены кирпичом. Все арки интерьера, также кирпичные, имеют стрельчатую форму.

Входы в церковь - с запада (в центре стены) и юга (зап. часть стены). Пол каменный, стены оштукатурены. Благодаря высоте 10-гранного барабана церкви, почти равного высоте основной части здания, создается впечатление вытянутых ввысь пропорций. Фасады церкви просты. Декор ограничивается обрамлением окон и дверей. Храм выстроен из бутового камня и кирпича, в углах карнизов, окнах и дверях использованы тесаные камни. Двухступенчатый цоколь выложен большим резным камнем.

Церковь хорошо освещена. Форма 10 окон купола традиционна; формы других окон (в рукавах и нефах) различны, окна на фасадах миндалевидной формы. На восточной стороне - 3 окна; в отличие от боковых окон, обрамленных в виде четырехугольника резным камнем, средний наличник повторяет миндалевидную форму оконного проема. Отличается и орнаментальный мотив - боковые окна очерчены растительным декором в один ряд, среднее украшено двойной каймой наличника с геометрическим рисунком. Над средним окном изображен рельефный резной крест с 3-листными завершениями рукавов. Малые кресты высечены над боковыми окнами.

Зап. фасад украшен практически так же; крест здесь изображен над дверью, каменная облицовка боковых окон не имеет орнамента. Полукруглая дверь обрамлена рельефным валом и орнаментом с рисунком цепи. С обеих сторон орнаментальный мотив внизу завершают вписанные в круги изображения 6-лепестковых цветов с трилистниками в сердцевине. Выше арки, к югу, высечены рука зодчего и орудия труда - угольник и молот. Дверной декор имеет сходство с украшением юж. двери, только орнаментированная кайма шире. Окна юж. фасада облицованы тесаным камнем. Тесаными квадрами выложен и барабан купола.

К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Возможно, в какой-то ее части находилась гробница ксанских эриставов.

Другие строения

Крепостная стена мон-ря укреплена контрфорсами и неравномерна по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне 2-го яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведет широкая ступень, т. н. тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; ее внешний фасад однороден с кладкой стены. По мнению прав. Евфимия Такаишвили, над 2-м этажом башни была надстроена колокольня; по мнению П. П. Закараи, она могла размещаться над 3-м этажом (Закарая. 1956. С. 59; Он же. 1973. С. 113).

Цитадель, построенная из сланцевого камня в сев.-зап. части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Ее юж. фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство ее интерьера - форму равностороннего креста; угловые комнаты - различные формы и размеры. Сохранились 3 этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-зап. комната 2-го этажа, по-видимому, предназначалась для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие - уступчато-венчатый купол, т. н. гвиргвини. Широкие в интерьере 4-угольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении.

В сев.-вост. части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились 2 этажа. Очевидно, она имела функцию защиты врат и дозорное назначение.

Святыни

Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохр.) был представлен 4 большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и св. Иоанна Предтечи, слева - Пресв. Богородицы с Младенцем и св. ап. Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери - пространная надпись, выполненная нусхури, в к-рой упоминались дата создания иконы (1762) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Л. эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна (Евфимий Такаишвили. 1915. С. 89-91. Ил. 36-39). Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя - Тамар Амилахвари (Там же. С. 91-92).

Иконы живописные

(Не сохр.). Главная икона Л.- вмч. Феодора Тирона - была создана в 1750 г. Святой мученик представлен во весь рост; образ имеет чеканный оклад. Двухстрочная надпись на нусхури упоминает эристава эриставов Шанше (Хаханов. 1898. С. 50; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 94-96. Ил. 42). Большая икона вмч. Феодора на коне, в серебряном с чернью окладе, украшена камнями и относится к позднему средневековью (Евфимий Такаишвили. 1915. С. 96. Ил. 43). Икона с погрудным изображением вмч. Георгия (1732), среднего размера, в сребропозлащенном окладе, украшена жемчугом и драгоценными камнями. Трехстрочная надпись на мхедрули упоминает эристава эриставов Шанше с сыном и дочерью (Хаханов. 1898. С. 51; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 94. Ил. 41). Икона с погрудным изображением Пресв. Богородицы (кон. XVIII в.), в сребропозлащенном окладе, имеет надпись на асомтаврули, в которой упоминается златоваятель Шалва (Там же. С. 96. Ил. 44).

Иконы чеканные

(Не сохр.). Большая сребропозлащенная икона вмч. Феодора Тирона (позднее средневековье) была перенесена в Л. из Садзегури, известна как икона семейства Кобаури. В иконе хранился перст вмч. Феодора (Евфимий Такаишвили. 1915. С. 92-94. Ил. 40). Серебряная икона-складень (позднее средневековье) представляет собой триптих-мощевик, на задней части створок помещены образы апостолов Петра и Павла, в центральной части изображен крест и заключены 22 частицы мощей, над крестом - образы святых, чьи мощи находились в иконе (Там же. С. 96. Ил. 45). Икона с погрудным изображением Пресв. Богородицы с Младенцем, выполненная в высоком рельефе, была пожертвована Л. кн. Торнике Эриставом в 1853 г. (Там же. С. 96, 98).

Кресты

Серебряный выносной крест был создан на средства местумре Китеса в 1738 г. (Хаханов. 1898. С. 51; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 98). Деревянный выносной крест с образами святых на сребропозлащенных пластинах датируется XVIII в. (Там же. С. 98). Сребропозлащенный крест с надписью на мхедрули был заказан царевичем Георгием (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII) в 1781 г. (Там же. С. 100). Серебряный выносной крест с 4 камнями имеет на оборотной стороне надпись на мхедрули, в к-рой сказано, что крест был создан Габриелом Бериашвили и Соси Шавердашвили на средства ц. во имя вмч. Георгия в Сакорети в 1855 г. (Там же. С. 98). Серебряный выносной крест (предположительно XIX в.), пожертвованный семейством Гавазели, украшен 2 рубинами. Ниже, на сфере, имеется надпись на мхедрули, в ней говорится о том, что крест был создан по заказу семейств Бутхузи и Качиури усилиями мон. Васикасшвили (Хаханов. 1898. С. 50; Евфимий Такаишвили. 1915. С. 99).

Рукописи и книги

Наиболее древняя рукопись из коллекции Л.- пергаменный Параклитик XII в. (НЦРГ. A 576) (23,5×17,5 см), выполненный нусхури. Заглавные буквы и заголовки выведены киноварью, текст позднее был поновлен предположительно Григолом, сыном Авгароза (Авгаря) Бандас-дзе (Л. 3). В одной из приписок упоминается ксанский эристав Шалва (Л. 228) (Описание груз. рукописей. 2004. Т. 2. Вып. 2. С. 192-201).

Пергаменные Четвероевангелия НЦРГ. H 497 и 498 относятся к XII-XIII вв., они исполнены нусхури в 2 столбца. Четвероевангелие НЦРГ. Н 497 (25,8×21 см) оформлено заставками, заглавные буквы и начала выведены киноварью. Сохранилось изображение св. евангелиста Марка (Л. 25 об.). В рукописи упоминаются ксанский эристав Виршел (Л. 26), настоятель мон-ря Гавриил (Л. 25 об.), Бежан (Л. 23) и Георгий (Журули) (Л. 25 об.) (Описание грузинских рукописей. 1948. Т. 5. С. 241). Четвероевангелие НЦРГ. H 498 (24×17,5 см) имеет тисненый коричневый переплет. В приписках упоминаются эристав Шанше и его супруга Анаханум (Л. 3, 238), чеканщик Георгий и его супруга Ништхатун (Л. 2 об.) и др. лица (Л. 3, 83 об., 84) (Описание груз. рукописей. 1948. Т. 5. С. 240-242).

Примечательно Четвероевангелие НЦРГ. A 26 (1-я пол. XIII в.) (23,5×17,5 см) в кожаном переплете, написанное нусхури. Заголовки выполнены золотыми чернилами на красном фоне. Рукопись оформлена арочными обрамлениями и заставками; большие инициалы в началах абзацев выведены золотыми чернилами. Согласно памятной записи (Л. 533), переписано Николозом Катарацисдзе, представителем известного рода каллиграфов, служивших при царском дворе во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. Заказчиком являлся Элмелик, крупный феодал Квемо-Картли, современник царицы св. Тамары. Элмелик, его супруга Дофи и их сыновья Георгий и Дадуна (XIII в.) упомянуты в завещаниях-приписках рукописи (Л. 20). Из Квемо-Картли Четвероевангелие было вывезено в Л. (время и причины неизв.). В XVIII в. текст был поновлен настоятелем мон-ря Германом (Л. 3). Рукопись иллюминирована и содержит изображения евангелистов Марка (Л. 153) и Луки (Л. 246), а также композиции праздников: Благовещения (Л. 23), Рождества Христова (Л. 24), Входа Господня в Иерусалим (Л. 382), Сошествия Св. Духа на апостолов (Л. 383). В конце Четвероевангелия помещен синодик, в к-ром упоминаются ксанские эриставы и их родственники с XIV в.: Шалва (I), Виршел (II), Иоанн (I), супруга ксанского эристава Мнатоби, дядя эристава Георгий, супруга ксанского эристава Гванца, супруга ксанского эристава и дочь царя царей Давида Гулшар, Амилахори, Амиреджиби. В конце помещена памятная запись: «Да упокоит Господь души всех Квенипневских усопших - старых и новых, женщин и мужчин». В завещаниях-приписках рукописи упомянуты и др. исторические лица, связанные с Ксанским ущельем: свящ. Аарон (1794) (Л. 150), свящ. Захария (XIX в.) (Л. 152). К Четвероевангелию прилагаются юридические документы: книги подношений и купли, содержащие значимые для истории Л. сведения. Книга подношений (Л. 380) создана эриставом эриставов Шанше, Иасе Куларагасом, Ревазом и Иоанном, к-рые вернули Л. дарованные ему в древности и позже утраченные земли. В книге купли (Л. 151-152), составленной Мамукой Пурцеладзе в 1718 г., рассказывается о земле, к-рую некий Заридзе с сыновьями Бери и Гоги продали Л. в лице настоятеля Гавриила. В др. книге купли (Л. 21), составленной Вахушти, речь идет о землях, проданных настоятелю Гавриилу братьями Шермадином, Иеремией и Элизбаром (Описание груз. рукописей. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 88-91).

Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. H 496 (XIII в.) (25,5×20 см) написано в 2 столбца, заголовки выполнены золотыми и зелеными чернилами, начала - киноварью. В текст включены миниатюры с изображениями евангелистов: Матфея (Л. 3 об.), Иоанна (Л. 12 об.), Марка (Л. 43 об.), Луки (Л. 76 об.). Упоминаются имена миниатюриста Мате (Матфея) (Л. 4) и исторических лиц Ксанского ущелья (Л. 3) (Хаханов. 1898. С. 52; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 12; Описание груз. рукописей. 1948. Т. 5. С. 239-241; Мачавариани. 1965. С. 102, 104, 106; Она же. 1973. С. 242; Она же. 1975. С. 17).

В тексте пергаменного Параклитика НЦРГ. A 575 (очевидно, XIV в.) (23,5×33,5 см) различаются 4 руки: 1-я - переписчика Авгароза (Авгаря) Бандас-дзе (1348-1365) (Л. 154 об., 155, 186); 2-я и 4-я трудноразличимы; 3-й рукой исполнены листы 174 об.- 186, их переписчиком является Георгий Табаури (XIV в.) (Л. 187). Текст (в нек-рых местах - листы целиком) был поновлен Давидом (Л. 10, 114, 171-181, 182-185 об., 207 об.). Рукопись украшена расписными арками. В завещаниях-приписках упоминаются члены семейства переписчика Авгароза (Л. 155). Также в Параклитике находилась приписка сына Авгароза Григола, содержащая важные исторические сведения (Brosset. 1851. Vol. 3. Р. 77-78; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 204-205; Джавахишвили. 1949. Ч. 2. С. 52, 53, 59, 115, 307; Памятник эриставов. 1954. С. 317-321; Беридзе. 1967. С. 14-16; Описание груз. рукописей. 2004. Т. 2. С. 175-180).

Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. A 2122 и A 2125 (XIV в.) (28,4×19 см), представлявшее вначале единую рукопись, написано нусхури Георгием Табаури (Л. 76) и украшено миниатюрами (Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 42 об., 43), выполненными Авгарозом Бандас-дзе (Л. 2 об.). В приписках рукописи также упоминаются исторические лица Ксанского ущелья: эристав Виршел (XIV в.) и его мать Мнатоби (Л. 41 об.), тетка Рипсиме (Л. 78 об., 117 об.), свящ. Георгий (Л. 118) и др. (Л. 43, 43 об.) (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 2. Ч. 2. С. 75-76, 79).

В Л. также был создан важный исторический источник - «Памятник эриставов», переписанный Авгарозом Бандас-дзе в 1348-1400 гг. (ОР СПб ФИВ РАН) (26´ 20 см). Сохранились 10 срединных листов текста и изображение муж. фигуры во весь рост - предположительно заказчика документа ксанского эристава Виршела (III) (Л. 9 об.) (Brosset. 1851. С. 372-384; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 1-19; Памятник эриставов. 1954. С. 307-372).

Цветная Триодь (НЦРГ. A 25, XV в.) (26,6×20,2 см) переписана нусхури, заголовки исполнены киноварью, выделены заставка и заглавные буквы. Триодь иллюминирована 7 миниатюрами: «Уверение ап. Фомы» (Л. 18 об.), «Жены-мироносицы и св. Иосиф Аримафейский у Гроба Господня» (Л. 37 об.), «Исцеление расслабленного» (Л. 59 об.), «Христос и самарянка» (Л. 86 об.), «Исцеление слепого» (Л. 120 об.), «Вознесение Господне» (Л. 134 об.) и «I Никейский Собор» (Л. 146). Сюжеты имеют пояснительные приписки. В завещании упоминаются переписчик Барнаба (Варнава) (Л. 18, 120 об.), заказчик рукописи ксанский эристав Шалва (II) (Л. 1, 18, 19, 38, 87, 121, 134 об.), др. жители Ксанского ущелья эристав Шанше (Л. 134), эристав Давид (Л. 59 об., 134 об.), диак. Иоанн (XVIII-XIX вв.) (Л. 120) и др. (Л. 37, 59, 59 об., 87, 134, 146, 175) (Описание груз. рукописей. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 86-88; Квициани. 1991. С. 47-52).

С Л. также связано несколько печатных Четвероевангелий: в серебряном чеканном окладе, изданное в Москве царевичем Бакаром в 1739 г.; напечатанное в Москве без переплета; в серебряном чеканном окладе, заказанное царевичем Георгием (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII) и изданное в России в 1781 г., с надписью на мхедрули с обратной стороны (Евфимий Такаишвили. 1915. С. 100, 103).

Утварь

Утварь Л. известна по описанию прав. Евфимия Такаишвили, утрачена. В мон-ре находились ковчег (XVII-XVIII вв.), в к-ром покоились мощи вмч. Феодора Тирона, украшенный 4 драгоценными камнями, а также ларец для мощей с 5 драгоценными камнями (Евфимий Такаишвили. 1915. С. 104).

Кроме того, в Л. имелись серебряная чаша (очевидно, 70-е гг. XV в.) с надписью на нусхури, в к-рой упоминается эристав Шалва (II); серебряный потир с надписью на мхедрули (1720); серебряные потир, дискос и копие, пожертвованные эриставом Георгием и его супругой Тамар, с надписью на мхедрули; серебряная лампада с надписью на мхедрули; серебряная чаша, пожертвованная Сосиком Тусишвили, с надписью на мхедрули (все - XIX в.); 2 медные чаши с надписями на мхедрули (XIX в.), в одной упоминается Тамаз Химшиашвили; пожертвованная в Л. серебряная пряжка (1678-1680) с надписью на мхедрули, в к-рой упоминаются сын царя Вахтанга I царевич Леван (Шах Кули-хан) и его почившая супруга Тута, дочь гурийского князя (Там же. 1915. С. 102-104).

С. Меладзе
Ист.: Vaxušti Bagrationi. Description géographique de la Géorgie, par le Tsarévitch Wakhoucht / Publ. M. Brosset. St.-Pb., 1842; он же. Описание царства Грузинского. Тб., 1941 (на груз. яз.); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Brosset M. Additions et éclaircissements a l'histoire de la Géorgie. St.-Pb., 1851; idem. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 73-88; Бакрадзе Д. Археологическое путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; Хаханов А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); он же. Экспедиции на Кавказе 1892, 1893 и 1895 гг. // МАК. 1898. Т. 7. С. 1-68; Древности Грузии / Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1899. Т. 1; 1910. Т. 3 (на груз. яз.); Джанашвили М. Исторические и библиографические письма // Иверия. Тифлис, 1900. № 173. 10 авг. С. 3-4; № 174. 11 авг. С. 4 (на груз. яз.); Описание рукописей Церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства / Сост.: Ф. Жорданиа. Тифлис, 1902. Т. 2; Евфимий Такаишвили, прав. Археологические экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1915. Т. 5. С. 77-104; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1; Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. H / Сост.: Л. Мепаришвили, А. Барамидзе. Тб., 1948. Т. 5 (на груз. яз.); Памятник эриставов / Сост.: Ш. Месхия // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. Т. 30. С. 305-374 (на груз. яз.); То же / Сост.: С. Какабадзе. Тб., 1979; Шарашидзе К. Материалы по истории Грузии (XV-XVIII вв.) // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. № 30 (на груз. яз.); Хроника Ксанских эриставов нач. XV в. / Сост.: С. Какабадзе // Письменные памятники Востока: Ежег. 1968. М., 1970. С. 103-126; Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А. / Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1; 1986. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Описание груз. рукописей: Колл. A. / Сост.: Т. Брегадзе и др., ред.: Е. Метревели. Тб., 2004. Т. 2. Вып. 2 (на груз. яз.); Грузинские ист. документы. Тб., 2014. Т. 3 / Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.).
Лит.: Джанашвили М. Известия груз. летописей и историков о Сев. Кавказе и России // СМОМПК. 1897. Вып. 22. С. 1-206; Иоселиани П. Жизнь Георгия Тринадцатого. Тб., 1936 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Цель истории, источники и методы, раньше и теперь. Тб., 1949. Т. 3. Ч. 1: Грузинская письменность, наука и палеография (на груз. яз.); Закарая П. Архитектурный ансамбль Ларгвиси // Моамбе (Вестник) / Гос. музей Грузии. Тб., 1956. Вып. 19В. С. 47-83 (на груз. яз.); он же. Древние города и крепости Грузии. Тб., 1973. С. 111-115 (на груз. яз.); он же. Центрально-купольная архитектура Грузии. Тб., 1981. Т. 3: XIII-XVIII вв. С. 271-281 (на груз. яз.); он же. История груз. крепостей с ранних эпох по XVIII в. Тб., 2002. С. 292-300 (на груз. яз.); Мачавариани Е. К вопросу о датировке одного груз. Четвероглава // Палеографические разыскания. Тб., 1965. Вып. 1. С. 95-108 (на груз. яз.); она же. Художественные особенности письма мхедрули по груз. рукописи (XI-XII) // Мравалтави (Многоглав). Тб., 1973. Вып. 2/3. С. 66-73 (на груз. яз.); она же. К вопросу о распределении труда между переписчиком и художником во время создания худож. композиции рукописной книги // Там же. 1975. Вып. 4. С. 15-34 (на груз. яз.); Беридзе В. Мастера древнегруз. искусства. Тб., 1967 (на груз. яз.); он же. Грузинская церк. архитектура XVI-XVIII вв. Тб., 1994. С. 101-107 (на груз. яз.); Макалатия С. Ксанское ущелье. Тб., 1968. С. 78-89 (на груз. яз.); Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части ист. провинции Грузии - Шида Картли. Тб., 1975. С. 140-146; Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тб., 1988. Ч. 3. Вып. 1; Гвасалиа Д. Историческая география Вост. Грузии. Тб., 1991; Квициани Н. Ларгвисская Триодь // Литература и искусство. Тб., 1991. Вып. 6. С. 108-141 (на груз. яз.); Гутнов Ф. Ксанские и арагвинские эриставы // Дарьял. Владикавказ, 2001. № 3; Гунашвили В. Политическая история Ксанского эриставства. Тб., 2005 (на груз. яз.); Шида Картли / Сост.: Ц. Дадианидзе. Тб., 2008. Т. 4. С. 104-111 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви, мон-ри и древности Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
  • ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
  • ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
  • ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
  • ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
  • ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви