ЛАХМАН
Том XL, С. 178
опубликовано: 15 апреля 2020г.

ЛАХМАН

К. К. Ф. В. Лахман. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (Университетская б-ка, Берлин)К. К. Ф. В. Лахман. Гравюра. 2-я пол. XIX в. (Университетская б-ка, Берлин) [Нем. Lachmann] Карл Конрад Фридрих Вильгельм (4.03. 1793, Брауншвайг - 13.03.1851, Берлин), нем. филолог-классик. Изучал филологию в Лейпцигском и Гёттингенском ун-тах. С янв. 1818 г. профессор филологии в Кёнигсбергском ун-те. В 1825-1851 гг. профессор филологии в Берлинском ун-те. За основу реконструкций древних текстов Л. одним из первых взял генеалогический метод анализа рукописной традиции: установление зависимости между различными рукописными традициями и составление предполагаемого первоначального текста исследуемого произведения. Он подготовил критические комментированные издания Секста Проперция (1816), Катулла (1829), Тибулла (1829), а также нем. средневековых произведений. Составил комментарий к трактату Лукреция «О природе вещей» (1850). В 1837 г. Л. предложил гипотезу о соединении под названием «Илиада» 16 изначально независимых поэм, основываясь на том, что к этому выводу приведет анализ источников поэмы Гомера.

Л. осуществил критическое издание греч. текста НЗ, основанное на строгих научных принципах (Editio minor 1831; Editio maior 1842-1850). Оно стало поворотным событием в истории критики Свящ. Писания НЗ, т. к. Л. отказался от прежней практики внесения в издаваемый греч. общепринятый текст (Textus receptus) отдельных исправлений (как делали др. издатели - И. А. Бенгель, И. З. Землер, И. Я. Грисбах) и впервые попытался решить задачу реконструкции, используя ранние рукописи того текста, к-рый был распространен в Церкви до кон. IV в. Издание опирается на точно формулированные принципы критики, к-рые позволяли выделить наиболее ранние варианты рукописей, связанных генеалогически; их надежность подтверждали независимые друг от друга группы свидетелей текста.

Л.- автор работ по истории возникновения синоптических Евангелий. В статье, опубликованной в 1830 г., он, критикуя теорию Грисбаха, согласно к-рой евангелист Марк использовал Евангелия от Матфея и от Луки, пришел к выводу о невозможности какой-то прямой лит. зависимости между текстами первых 3 канонических Евангелий. В дальнейшем (1835) он исследовал сходство и различие в последовательности изложения материалов в синоптических Евангелиях и заключил, что их легче объяснить, если предположить, что все они использовали один (устный или письменный) источник; последовательность изложения евангельских событий лучше других сохранил евангелист Марк. Вывод о приоритете Евангелия от Марка стал одним из фундаментов распространенного в XX в. варианта решения синоптической проблемы - теории 2 источников, которыми были Евангелие от Марка (или близкий к каноническому тексту его вариант) и «источник логий», гипотетически реконструируемый из общего для евангелистов Матфея и Луки материала (см. в ст. Евангелие).

Соч.: Rechenschaft über seine Ausgabe des NT // Theologische Studien und Kritiken. Lpz., 1830. Bd. 3. S. 817-845; Idem // Idem. Kleinere Schriften. B., 1876. Bd. 2. S. 250-272; De ordine narrationum in evangeliis synopticis // Theol. Stud. u. Kritiken. 1835. Bd. 8. S. 570-590; Idem // Idem. Novum Testamentum Graece et Latine. B., 1850. Bd. 2. P. XIII-XXV; Novum Testamentum Graece et Latine / Hrsg. Ph. Buttmann. B., 1842-1850. 2 Bde.
Лит.: Hertz M. Karl Lachmann: Eine Biographie. B., 1851; Butler B. C. Originality of St. Matthew: Critique of the Two-Document Hypotesis. Camb., 1951; Farmer W. R. The Lachmann Fallacy // NTS. 1967/1968. Vol. 14. N 3. P. 441-443; Sparks I. A. Lachmann K. // TRE. Bd. 20. S. 368-370.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КРУЗИЙ Мартин (1526-1607), нем. историк и филолог-классик
  • КРУМБАХЕР Карл (1856-1909), нем. филолог и историк, специалист по византиноведению