ЛЕОДЕГАРИЙ
Том XL, С. 436-440
опубликовано: 20 мая 2020г.

ЛЕОДЕГАРИЙ

Содержание

[Лат. Leodegarius; франц. Léger] (ок. 616 - 2.10.677/9), мч. (пам. зап. 2 окт.), еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675).

Источники

Св. Леодегарий. Витраж ц. Сен-Леже в Ле-Мениль-Терибю (Пикардия, Франция). 60–80-е гг. XIX в. Худож. Ш. ЛевекСв. Леодегарий. Витраж ц. Сен-Леже в Ле-Мениль-Терибю (Пикардия, Франция). 60–80-е гг. XIX в. Худож. Ш. Левек Самое раннее Мученичество Л. было составлено до 692 г. неизвестным монахом аббатства св. Симфориана по указанию Герменария, преемника Л. на епископской кафедре. Фрагмент, в к-ром повествуется о гибели святого, сохранился в легендарии из аббатства Муасак (Paris. lat. 17002. Fol. 102r-104v, XI в.). Полный текст древнейшего Мученичества (версия А) был реконструирован Б. Крушем на основе более поздних Мученичеств, авторы к-рых использовали это произведение (BHL, N 4849b; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 282-322; англ. пер.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 215-253; см.: Krusch. 1891; AnBoll. 1892. T. 11. P. 104-110; Poulin. 1977).

Др. Мученичество Л. (версия B) было составлено мон. Урсином из Локотигиака (ныне Лигюже) по просьбе Аудульфа, аббата мон-ря св. Максенция (ныне Сен-Мексан-л'Эколь), и посвящено еп. Ансоальду, занимавшему кафедру Пиктавия (ныне Пуатье) в 70-х - 90-х гг. VII в. При составлении этого Мученичества была использована версия А. По мнению Круша, версия В была создана в VIII-IX вв., но др. исследователи датировали ее кон. VII в.; вопрос о времени написания Мученичества остается открытым (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 206-208). В отличие от версии А, в к-рой повествование ведется с позиции августодунских клириков, в сочинении Урсина представлена т. зр. аквитанцев. Урсин существенно сократил повествование о жизни Л., уделив особое внимание его деятельности во главе мон-ря св. Максенция и перенесению его мощей (спор между епископами Августодуна, Атребата (ныне Аррас) и Пиктавия о праве на хранение останков Л.). Рассказ о гибели святого, основанный на версии А, значительно расширен. Текст версии В сохранился в многочисленных рукописях (самая ранняя - St. Gallen. Stiftsbibl. 548. P. 67-116, рубеж VIII и IX вв.) (BHL, N 4851; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 323-356).

Пространное Мученичество Л. (версия С), составленное неизвестным монахом из аббатства св. Симфориана в Августодуне, представляет собой компиляцию обеих ранних версий (из соч. Урсина заимствованы прежде всего сведения о посмертных чудесах святого). Самые ранние рукописи версии С относятся к IX в. (BHL, N 4853; изд.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 463-481; см.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 267-270). Краткие сведения о гибели Л., вписанные в контекст политической борьбы в гос-ве Меровингов, приведены в «Книге об истории франков» (1-й пол. VIII в.) (Liber Historiae Francorum. 45 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 317-319). Вероятно, в IX в. на основе сочинения Урсина было составлено метрическое Житие Л. (BHL, N 4854; изд.: Vita beati Leudegarii martyris // MGH. Poet. T. 3. P. 5-37). Др. стихотворное Житие Л., к-рое датируется кон. X в., является самым ранним примером 8-сложного силлабического стиха на старофр. языке (Saint Léger. 1937). В сер. XI в. мон. Фруланд из бенедиктинского аббатства Мурбах (ныне Мюрбак, Эльзас) составил прозаическое Житие Л., к которому приложены описания чудес святого (BHL, N 4855; изд.: Pitra. 1846. P. 525-568).

Житие

Согласно Мученичеству (версия А), Л. род. в знатной франк. семье. Он был воспитан дядей, Пиктавийским еп. Дидоном (до 629 - после 669). В Мученичестве упоминаются также комит Гаэрин, брат Л., и его родственник Ансоальд, впосл. ставший епископом Пиктавия. Дополнительные сведения о родственниках святого приведены в др. источниках, достоверность к-рых не доказана. Известно письмо Л., адресованное его матери Сиграде, жившей в мон-ре Пресв. Девы Марии в Новиомаге (ныне Нуайон) (MGH. Epp. T. 3. P. 464-467). В завещании Л., составленном в пользу Августодунской кафедры, говорится о земельных владениях, к-рые он унаследовал от Бодилона и «посвященной Богу» Сиграды (Testamentum Leodegarii // Diplomata, chartae, epistolae, leges, aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia / Ed. J. Pardessus. Р., 1849. T. 2. P. 173-174. N 382). В Житии св. Одилии, составленном в IX в., упоминается Берсвинда, мать св. Одилии, к-рая была теткой Л. по материнской линии (Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis. 2 / Ed. W. Levison // MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 38). На основании сведений о родственниках Л. высказывалось мнение, что святой по происхождению был связан с бургундской знатью, но эти данные вряд ли достоверны (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 197, 216).

В Мученичестве Л., составленном Урсином (версия В), сообщается, что святой воспитывался при дворе короля Нейстрии Хлотаря II (584-629), а затем получил образование в Пиктавии под рук. еп. Дидона. Примерно в 20-летнем возрасте он был поставлен во диакона и вскоре назначен архидиаконом Пиктавийской кафедры. Впоследствие по указанию Дидона он возглавил мон-рь св. Максенция близ Пиктавия и управлял обителью ок. 6 лет (в версии А упом. только о том, что Л. был архидиаконом).

После смерти короля Австразии Сигиберта III († 656) новым правителем стал его сын Дагоберт II. Он оставался на престоле до авг. 659 г., когда власть в Австразии захватил майордом Гримоальд, сын Пипина Старшего. В 660/1 г. Дагоберт II был вынужден принять монашество; его передали под надзор еп. Дидону, который увез Дагоберта в Ирландию, где тот получил религ. образование и стал клириком (Liber Historiae Francorum. 43 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 315-316; см.: Picard. 1991. P. 38-41). Королем был провозглашен Хильдеберт, сын Гримоальда, незадолго до рождения Дагоберта усыновленный кор. Сигибертом, но не связанный кровным родством с династией Меровингов. Воцарение Хильдеберта вызвало недовольство в Нейстрии, т. к. местная знать рассчитывала на подчинение Австразии. В это время королем Нейстрии и Бургундии являлся Хлотарь III (657-673), обязанности регента при к-ром выполняла его мать св. Бальтхильда (см. Батхильда; † 680), вдова кор. Хлодвига II (638-657); после убийства Гримоальда и Хильдеберта она также правила в Австразии от имени своего сына Хильдерика II (662-675, с 673 возглавлял объединенное Франкское гос-во).

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VII в. Л. был вызван ко двору кор. Бальтхильды. Стремясь усилить влияние на церковные дела, королева способствовала назначению своих сторонников на ряд важнейших кафедр (Nelson. 1978); в этих городах после смерти кор. Хлодвига II начались беспорядки. Так, после гибели св. Аунемунда, еп. Лугдуна (ныне Лион), его преемником стал св. Генесий (658-678), помогавший Бальтхильде в ее попечении о мон-рях. Назначению Л. епископом Августодуна (ок. 663) предшествовал спор между претендентами на епископскую кафедру, завершившийся гибелью одного из них и изгнанием другого. Часть августодунских клириков отрицательно отнеслась к назначению Л., который был ставленником Бальтхильды и не пользовался поддержкой местной знати.

В Мученичестве упоминается о любви Л. к бедным, к-рых по указанию святого стали кормить при кафедральном соборе; есть сведения об активной строительной деятельности Л., в т. ч. о реконструкции городских ворот и восстановлении мн. зданий Августодуна. Забота о кафедральном городе рассматривалась как обязанность епископа и осуществлялась в согласии с центральной властью (Prinz F. Die bischöfliche Stadtherrschaft im Frankenreich vom 5. bis zum 7. Jh. // Hist. Zschr. 1974. Bd. 217. S. 1-35). По указанию Л. состоялось открытие и перенесение мощей мч. Симфориана, почитавшегося как покровитель Августодуна.

Возможно, Л. созвал Собор, постановления к-рого частично сохранились в неск. рукописях канонического сб. «Старое галльское собрание» (Collectio Vetus Gallica; изд.: Concilia Galliae, A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 319-320. (CCSL; 148A)). Статус Собора и имена его участников неизвестны. Основная тема постановлений - поддержание монашеской дисциплины. Насельники мон-рей должны были соблюдать бенедиктинский устав (canonum ordo vel regula sancti Benedicti), подчиняться указаниям аббата и препозита; им запрещалось владеть собственностью, а также покидать мон-ри и посещать города без письменного разрешения настоятеля, адресованного архидиакону. Усилия Л., направленные на распространение бенедиктинского устава, следует рассматривать в контексте политики кор. Бальтхильды, которая покровительствовала монашеству. В VII в. на территории Франкского гос-ва бенедиктинский устав сосуществовал с др. монашескими правилами. Также на Августодунском Соборе в качестве обязательного был принят Афанасиев Символ веры (см.: Mordek, Reynolds. 1992; Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'Antiquité. P., 2008. Pt. 1. Vol. 12. P. 23-26).

В 659 г. при поддержке кор. Бальтхильды майордомом Нейстрии стал Эброин, позднее участвовавший в заговоре против королевы, в результате к-рого она была удалена на покой в мон-рь Кала (ныне Шель близ Парижа) (ок. 665). Хотя формальным поводом для этого стало достижение Хлотарем совершеннолетия, причиной отстранения Бальтхильды от власти было недовольство ее политикой, в т. ч. церковной. В некоторых источниках говорится об ответственности королевы за гибель 9 епископов (см.: Wood. 1994. P. 224-225). После смерти кор. Хлотаря III (673) Эброин, ставший одной из важнейших политических фигур Франкского гос-ва, возвел на престол Теодориха III, однако Л., его брат комит Гаэрин и др. представители знатных родов Нейстрии и Бургундии свергли Теодориха и провозгласили королем Хильдерика II, правившего в Австразии. Эброин был сослан в монастырь Луксовий (см. Люксёй), а Теодорих III - в аббатство св. Дионисия (см. Сен-Дени). По-видимому, Л. и майордом Вульфоальд возглавили группировку знати, управлявшую впосл. королевством.

Вскоре Л. вступил в конфликт с австразийскими советниками Хильдерика II, к-рые пытались лишить автономии Нейстрию и Бургундию. Поводом для столкновения, которое произошло на Пасху 675 г. в Августодуне, был спор между Гектором, патрицием Массилии (ныне Марсель), и св. Прейектом, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) (об этом сообщается также в Мученичестве Прейекта - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 212-248). Л. выступил на стороне Гектора, а король (и, вероятно, Вульфоальд) поддержал Прейекта. Во время празднования Пасхи противники Л. и Гектора убедили короля в существовании заговора. Осознав опасное положение, в к-ром они оказались, епископ и патриций перед рассветом бежали из города. Настигнувшие их воины убили Гектора на месте, а Л. привели к королю, к-рый по совету прелатов и знати сослал его в Луксовий. На Августодунскую кафедру был возведен Герменарий, аббат монастыря св. Симфориана (в древнейшем Мученичестве (версия А) говорится, что Герменарий убедил короля пощадить Л., хотя его ложно причисляли к врагам святого). В том же году Хильдерик был убит, а майордом Вульфоальд бежал в Австразию. По-видимому, тогда же в Луксовии Л. и Эброин заключили соглашение, благодаря которому епископу удалось вернуться в Августодун, а Эброину - собрать отряд сторонников. Согласно Мученичеству, Эброин намеревался расправиться с Л., но ему помешал еп. Генесий Лугдунский со своими воинами.

Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452)Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452)Теодорих III, вновь ставший королем Нейстрии и Бургундии (675), назначил майордомом Леудезия, которого поддержали Л. и Гаэрин. Однако вернувшийся из ссылки Эброин провозгласил королем малолетнего Хлодвига III. Захватив Теодориха в плен, Эброин убил Леудезия и занял должность майордома при поддержке св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского). Чтобы укрепить свое положение, он объявил законным правителем Теодориха III, а не Хлодвига. Эброин стал преследовать политических противников, многие из них бежали в Юж. Галлию (среди подвергшихся репрессиям был св. Филиберт). Сторонники Эброина - Дезидерат (Дидон), еп. Кабиллона (ныне Шалон-сюр-Сон), Бобон, бывш. еп. Валенции (ныне Валанс), и дукс Ваимер, осадили Августодун, где укрылся Л., главный противник майордома. Согласно Мученичеству, клирики и горожане попросили епископа забрать церковные ценности и покинуть город, но тот отказался. Посланный горожанами аббат Мероальд предложил осаждавшим город выкуп, но те заявили, что их единственная задача - схватить епископа. Тогда Л. сдался сторонникам Эброина, к-рые ослепили его, а затем забрали хранившиеся в городе сокровища (их стоимость составляла 5 тыс. солидов). Охрану пленного епископа поручили комиту Ваимеру, к-рый отвез его к майордому Эброину. Тем временем Дезидерат, Бобон и австразийский дукс Адальрик Этихон направились в Лугдун, чтобы захватить св. Генесия. Однако лугдунцы, в отличие от жителей Августодуна, отказались сдаться и не выдали своего епископа врагам.

По указанию Эброина комит Ваимер спрятал Л. и объявил о его смерти. Позднее майордом организовал суд над епископом и его братом Гаэрином, обвинив их в убийстве кор. Хильдерика II. Гаэрин был казнен, а епископу отрезали губы и язык и проволокли по улицам города. Согласно Мученичеству, когда Л. страдал от увечий в темнице, за ним ухаживал Герменарий, к-рого епископ простил, хотя прежде они враждовали. По приказу майордома дворцовый комит Ванинг отвез Л. в свои владения, находившиеся в Сев. Галлии, и поместил в основанный им мон-рь Фисканн (ныне Фекан), где святой провел почти 2 года. Согласно древнейшему Мученичеству (версия А), автор которого посетил Л. в ссылке, через нек-рое время епископ чудесным образом вновь мог свободно говорить и совершать мессу. Тем временем Эброин решил окончательно избавиться от влиятельного противника и велел доставить Л. к себе, чтобы лишить его священного сана. После низложения, проведенного собравшимися епископами (на Л. «разорвали облачение, чтобы он не мог служить и не решался более совершать таинство»), майордом велел дворцовому комиту Хродберту отвести святого в уединенное место и отрубить ему голову. Палачи спрятали тело Л. в лесу, но некая благочестивая женщина похоронила его и построила над могилой небольшой ораторий (согласно Урсину, могила Л. находилась в мест. Сарцинг, вероятно, близ совр. сел. Сен-Леже в деп. Па-де-Кале). В версии А кончина святого датирована 3 окт., но в версии В говорится, что его погребение состоялось 2 окт. Урсин сообщает, что Л. был казнен примерно через 2 года после возвращения к власти Эброина, а через 3 года после смерти епископа Эброин погиб. Т. о., казнь Л. следует датировать 677, 678 или 679 г. (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 250).

Почитание

На месте погребения Л. совершались чудеса. Эброин и его сторонники препятствовали почитанию святого, но после убийства майордома (680 или 681) епископа стали открыто почитать как мученика. По свидетельству Урсина, епископы Ансоальд Пиктавийский, Герменарий Августодунский и Виндициан Атребатский оспаривали право на хранение мощей Л. Спор был решен в пользу Ансоальда при помощи жребия. Мощи святого доставили в Пиктавий (в версии В подробно описывается перенесение мощей, которое сопровождалось чудесами), а затем - в мон-рь св. Максенция, где еп. Ансоальд и аббат Аудульф построили базилику в честь Л. Вероятно, память освящения этого храма праздновалась 30 окт., как сообщается в концовке древнейшего Мученичества (версия А).

Церковь св. Леодегария в Шеладе (Овернь, Франция). XII в.Церковь св. Леодегария в Шеладе (Овернь, Франция). XII в.Поминовение святого внесено в некоторые рукописи Иеронимова мартиролога под 2 и 3 окт. (MartHieron. Comment. P. 537). В мартирологе Флора Лионского память Л., к-рый «подвергся многообразным притеснениям и мучениям за правду и был убит королевским майордомом Эброином», указана 2 окт. Под этой датой поминовение святого значится в большинстве раннесредневековых календарей и мартирологов (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1359-1362). В Римском мартирологе указана также память св. Гаэрина, брата Л.

Галликанские молитвы мессы в день памяти Л. сохранились в Готском сакраментарии, созданном на рубеже VII и VIII вв. в Августодунском еп-стве. В молитвах упоминаются ссылка святого и страдания, к-рые он претерпел; о Л. говорится как о добром пастыре и мученике, следовавшем за Христом до самой смерти (Missal. Goth. P. 312-316, 512-515). Молитвы, чтения и песнопения в день памяти святого содержатся в средневек. богослужебных книгах еп-ства Отён. С 1458 г. по указанию кард. Жана Ролена поминовение Л. стало обязательным для всех церквей диоцеза. В память о спасении города от гугенотов (1591) был установлен также праздник явления святого 21 июня (изд.: Pellechet. 1883. P. 285-309; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 452-455; Pitra. 1846. P. 436-437, 443-444).

В VIII-IX вв. центром почитания Л. был мон-рь св. Максенция, где покоились мощи Л. Об этой святыне упоминается в нескольких королевских и имп. грамотах IX в., изданных в пользу монастыря (Chartes et documents pour servir à l'histoire de l'abbaye de Saint-Maixent / Éd. A. Richard. Poitiers, 1886. T. 1. P. 5-7, 9, 14). В Сен-Мексан-л'Эколь сохранились саркофаги, в к-рых покоились мощи святых Л. и Максенция (в крипте бывш. монастырской церкви), а также руины приходской ц. во имя Л. В годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) из-за нападений норманнов, разорявших обл. Пуату, насельники покинули мон-рь и укрылись в Оверни, где король предоставил им усадьбу Эбрёй. Впоследствии одни монахи вернулись в Пуату, забрав мощи св. Максенция, другие остались в Эбрёе, где была построена церковь во имя Л. (15 марта совершалась память положения мощей святого в этом храме). Об этом повествуется в сказании о перенесении мощей Л. (BHL, N 4856; изд.: Catalogus. 1890). В сказании упоминаются и другие известные автору частицы мощей святого, напр., его голова, хранившаяся в Мурбахе, и глаз Л. (unus... oculus), от которого совершались исцеления, находившийся в королевской капелле. В средние века Эбрёй был одним из крупнейших бенедиктинских аббатств Оверни (в 1115 ему подчинялись 56 церквей и мон-рей - Jaffé. RPR. N 6376). На рубеже X и XI вв. началось строительство новой монастырской церкви во имя Пресв. Девы Марии, апостолов Петра и Павла и Л.; в 1-й пол. XII в. был возведен романский портик с массивной башней, на рубеже XII и XIII вв.- готическая алтарная часть с деамбулаторием (см.: Courtillé A. Auvergne et Bourbonnais gothiques. Nonette, 1990. T. 1. P. 75-102; Larouzière-Montlosier D., de. L'invention romane en Auvergne: De la poutre à la voûte (fin Xe-XIe siècle). Nonette, 2003. P. 168-175). Мощи Л. и Гаэрина хранились в главном алтаре церкви. В годы Французской революции (1789-1799) святыни были утрачены, как сообщалось в письме приходского священника епископу Отёнскому с просьбой прислать частицу мощей Л. (1833 - Pitra. 1846. P. 439-440). В наст. время в Эбрёе хранится реликварий XVI в., в к-ром некогда находились мощи святого.

Церковь св. Леодегария в бенедиктинском аббатстве Мурбах (Эльзас, Франция). XII–XIII вв.Церковь св. Леодегария в бенедиктинском аббатстве Мурбах (Эльзас, Франция). XII–XIII вв.Особое почитание Л. сложилось в мон-ре Мурбах, основанном ок. 730 г. св. Пирмином и гр. Эберхардом. Первоначально мон-рь был посвящен Пресв. Деве Марии, ап. Петру и Л. (Levillain L. et al. Charte du comte Eberhard pour l'abbaye de Murbach (1er février, 731/732) // Bibl. de l'École des chartes. 1938. T. 99. N 1. P. 38); в грамоте кор. Теодориха IV, сфабрикованной в кон. VIII в., названо др. посвящение - Деве Марии, арх. Михаилу, апостолам Петру и Павлу и Л. (Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 468-471. N 188). Впосл. в мон-ре хранилась голова Л.; чудеса, которые совершались по молитвам перед святыней, описаны мон. Фруландом в Житии Л. (BHL, N 4855). 25 авг. в обители совершали память ослепления Л. (Pellechet. 1883. P. 295-296; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 434-440; Pitra. 1846. P. 506-524). Под влиянием традиции мон-ря почитание святого получило распространение в Эльзасе и в соседних регионах. Так, между 1182 и 1230 гг. по инициативе насельников Мурбаха была возведена романская ц. во имя Л. в Гебвиллере. В 1759 г. монахи переселились из Мурбаха в Гебвиллер, забрав с собой святыни и ценности. В наст. время частицы мощей Л. хранятся в приходских храмах в Гебвиллере (напр., в ц. Нотр-Дам - реликварий с нижней челюстью святого). С XIII в. Л. почитается как покровитель Люцерна (до 1178 город принадлежал аббатству Мурбах). В честь святого освящен главный католический храм города (коллегиальная ц. Санкт-Леодегар-им-Хоф; существующее здание возведено в 1633-1639). После закрытия в 1798 г. жен. аббатства Масмюнстер (ныне Мазво, Эльзас) в Люцерн была доставлена хранившаяся в обители голова Л.; в наст. время серебряный бюст-реликварий со святыней находится в ризнице церкви.

Частицы мощей Л. хранились во многих церквах и мон-рях Франции и соседних стран (см.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 457-463; Pitra. 1846. P. 409-411, 435-443; Camerlinck. 1910. P. 170-171). Большая часть реликвий была утрачена во время религиозных войн во Франции и Французской революции. В аббатстве святых Андрея и Л. в Мемаке (совр. деп. Коррез) хранился серебряный реликварий с мощами святого; в наст. время в бывшей монастырской церкви находится деревянный бюст-реликварий с фрагментом его черепа. Неск. фрагментов черепа Л. хранятся в кафедральном соборе в Аррасе, в раке св. Виндициана (см.: Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d'Arras. Arras, 1860. P. 136-139).

В средние века почитание Л. получило широкое распространение на территории Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Так, во Франции ему были посвящены 7 бенедиктинских аббатств (Мемак, Мазво, Мурбах, Сен-Леже в Суасоне, Сен-Леже-де-Прео, Сен-Лигюэр в Ньоре, Эбрёй), более 30 приоратов, ок. 220 церквей. В честь святого названо не менее 70 населенных пунктов.

Ист.: BHL, N 4850-4856; ActaSS. Oct. T. 1. P. 355-491; Passiones Leudegarii episcopi et martyris Augustodunensis / Ed. B. Krusсh // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 249-362; Vita Leudegarii / Hrsg. B. Krusch // NA. 1891. Bd. 16. S. 593-596; Vita beati Leudegarii martyris // MGH. Poet. T. 3. P. 5-37; Saint Léger / Éd. J. Linskill. P., 1937; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1890. T. 2. P. 350-352.
Лит.: Pitra J.-B. Histoire de Saint Léger, évêque d'Autun et martyr, et de l'Église des Francs au VIIe siècle. P., 1846; Pellechet M. Notes sur les livres liturgiques des diocèses d'Autun, Chalon et Mâcon. P.; Autun, 1883. P. 282-313; Krusch B. Die älteste Vita Leudegarii // NA. 1891. Bd. 16. S. 563-593; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 180; Camerlinck J. Saint Léger, évêque d'Autun. P., 1910; Leclercq H. Léger d'Autun (saint) // DACL. T. 8. Pt. 2. Col. 2459-2493; Combell J. Leodegar // LTK. 1961. Bd. 6. Sp. 958-959; idem. Leodegar of Autun // NCE. 20022. Vol. 8. P. 496-497; Boillon C. Leodegario // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1190-1193; Bianchi G. La fonte latina del «Sant Lethgier» // Studi Medievali. Ser. 3. 1972. Vol. 13. P. 701-790; Poulin J.-C. Saint Léger d'Autun et ses premiers biographes (fin VIIe - milieu IXe siècle) // Bull. de la Soc. des antiquaires de l'Ouest. Sér. 4. 1977. T. 14. P. 167-200; Nelson J. Queens as Jezebels: The Careers of Brunhild and Balthild in Merovingian History // Medieval Women: Dedicated and Presented to R. Hill / Ed. D. Baker. Oxf., 1978. P. 31-77; Leodegar // LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 1883; Picard J.-M. Church and Politics in the 7th Cent.: The Irish Exile of King Dagobert II // Ireland and Northern France, A. D. 600-850 / Ed. J-M. Picard. Dublin, 1991. P. 27-52; Breukelaar A. Leodegar // BBKL. 1992. Bd. 4. Sp. 1466-1468; Mordek H., Reynolds R. Bischof Leodegar und das Konzil von Autun // Aus Archiven und Bibliotheken: FS f. R. Kottje zum 65. Geburtstag. Fr./M., 1992. S. 71-92; Wood I. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; De Jong M. In Samuel's Image: Child Oblation in the Early Medieval West. Leiden; N. Y.; Köln, 1996. P. 199-200; Fouracre P., Gerberding R. Late Merovingian France: History and Hagiography, 640-720. Manchester; N. Y., 1996. P. 193-253; Ewig E. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttg., 20065. S. 160-161.
Е. А. Заболотный, А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРЕЙ еп., мч. Антиохийский (пам. зап. 17 или 22 июля)
  • АГРИППАН (VII в.), еп. Пюи, мч. (пам. зап. 1 февр.)
  • ГЕРМАН (ок. 495 - 576), еп. г. Паризии, св. (пам. 28 мая)
  • ГЕРХАРД (980 - 1046), еп. Чанадский, первый мученик в Венгрии, св. (пам. зап. 24 сент.)
  • ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
  • ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.)
  • ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)
  • ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
  • ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания)
  • ИОАНН И ПАВЕЛ († 362?), мученики (пам. зап. 26 июня)