ЛЮБЛИНСКАЯ И ХЕЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLII, С. 41-46
опубликовано: 7 октября 2020г.

ЛЮБЛИНСКАЯ И ХЕЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Люблинская и Хелмская епархия Польской Православной Церкви (ППЦ), существовала в 1945-1946 гг. как Люблинская, восстановлена в 1989 г. с совр. названием. Охватывает территорию Люблинского воеводства, Седлецкого и Лосицкого повятов Мазовецкого воеводства, Лежайского повята Подкарпатского воеводства, Сандомирского повята Свентокшиского воеводства Польши. Кафедральные соборы: Преображенский в Люблине, Иоанно-Богословский в Хелме (Холм). Правящий архиерей - архиеп. Авель (Поплавский; с марта 1989). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. К 2016 г. в епархии действовало 48 храмов (почти все в Люблинском воеводстве), объединенных в 31 приход, имелось 2 монастыря (мужской и женский), на территории епархии расположен ставропигиальный по отношению к митрополиту Варшавскому и всея Польши Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь. В клире епархии состоят 27 иереев.

Иоанно-Богословский собор в Хелме (Холме). 1846-1852 гг. Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XX в.Иоанно-Богословский собор в Хелме (Холме). 1846-1852 гг. Фотография. 1-я пол. 80-х гг. XX в.

После освобождения Холмщины от нем. оккупации решением польск. властей 29 авг. 1944 г. кафедральный Рождество-Богородичный собор в Хелме был передан римо-католикам. Попытки единственного оставшегося в Польше правосл. архиерея, еп. Люблинского и викария Холмско-Подляшской епархии Тимофея (Шреттера) оспорить это решение не принесли успеха. Ситуация осложнялась еще и тем, что по соглашению ПНР и СССР от 9 сент. 1944 г. об «обмене населением» началось массовое переселение правосл. украинцев Холмщины и Подляшья в Украинскую ССР. Формально продолжавшая существовать к тому времени правосл. Холмско-Подляшская епархия (см. Холмская епархия) насчитывала до начала депортации 250 тыс. верующих, в ее состав входили 18 благочиний и 175 приходов. Значительная часть духовенства покинула край вместе с правящим архиереем, митр. Холмским и Подляшским Иларионом (Огиенко). По требованию властей, начавших репрессии в отношении всех укр. орг-ций края, 11 сент. 1945 г. Холмско-Подляшская епархиальная консистория переехала из Хелма в Люблин, разместилась при Преображенском соборе и постепенно свернула деятельность. С тех пор Холмско-Подляшская епархия и фактически, и юридически считалась упраздненной, поскольку власти необоснованно утверждали, что данная структура была образована в 1940 г. укр. националистами при поддержке нем. оккупантов.

Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г.Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г.Вместо Холмской епархии с сент. 1945 по июль 1946 г. существовала преобразованная из вик-ства самостоятельная кафедра с центром в Люблине, к-рой управлял Люблинский еп. Тимофей в статусе правящего архиерея. В ведении последнего кроме Холмщины и Подляшья находилась бывш. Белостокская обл. Белорусской ССР, перешедшая в авг. 1945 г. в состав Польши. В сент. 1945 г. еп. Тимофей обратился в Департамент исповеданий при правительстве Польши с просьбой сохранить правосл. приходы в Люблине, Хелме, Хрубешуве, Бяла-Подляске, Влодаве и Тересполе, а также Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь в с. Яблочино (ныне Яблечна Бяльского повята) «для успокоения религиозных нужд поляков православного вероисповедания». 29 дек. 1945 г. директор департамента исповеданий Я. Демьянчук одобрил просьбу. К июлю 1946 г. в Люблинской епархии имелось 3 благочиннических округа. Властями были утверждены благочинные: Люблинского округа - прот. Алексий Баранов, Влодавско-Коденского округа - прот. Алексий Ушаков, Бяла-Подлясского округа - прот. Александр Биронт. 15 июля 1946 г. Собор епископов ППЦ принял решение об упразднении епископских кафедр в Люблине и Кракове. Люблинский еп. Тимофей был переведен на новообразованную Белостокскую и Бельскую епархию, а бывший митр. Холмский Иларион (Огиенко) и архиеп. Краковско-Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко), эмигрировавшие на Запад, были признаны утратившими свои кафедры и исключенными из состава ППЦ.

В 1946-1947 гг. польск. власти провели новую кампанию по закрытию правосл. храмов на Холмщине и в Подляшье, были арестованы наиболее активные клирики, обвиненные в сотрудничестве с Организацией украинских националистов (ОУН) или в коллаборационизме. Был заключен в концлагерь Явожно свящ. Василий Ляшенко, судимый по делу бежавшего Николая Шероцкого, благочинного Хрубешувского окр., к-рого обвинили в том, что он в 1940 г. при поддержке немцев отнял у римо-католиков и преобразовал в православный храм Николаевский собор в Хрубешуве (храм изначально являлся православным, был захвачен римо-католиками в 20-х гг. XX в.). В 1945 г. собор был снова передан римо-католикам. В 1946 г. псаломщик правосл. Космо-Дамиановского прихода в с. Колеховице Даниил Дзядко был приговорен к смертной казни, позже помилован.

29 марта 1947 г. польск. власти начали операцию «Висла», целью которой было выселение украинцев из юго-зап. воеводств Польши на «возвращенные земли» (до 1945 принадлежали Германии). Из Люблинского воеводства были выселены ок. 34 тыс. православных украинцев. В 1948-1949 гг. в Явожно находились священники Алексий Нестерович (Хелм), Иосиф Кундеус, Александр Мамчур, Николай Костишин, Дамиан Товстюк, диак. Иосиф Бобрович. В 1947-1948 гг. в Явожно отбывали наказание по политическим обвинениям 803 украинца из Люблинского воеводства.

20 мая 1947 г. все недействующие правосл. храмы Холмщины были переданы в ведение свящ. Владимира Вежанского, зам. благочинного Люблинского округа. Однако его функции сводились к руководству эвакуацией церковного имущества, к-рая полностью завершилась в окт. 1947 г. По декрету польск. властей от 5 сент. 1947 г. недвижимое имущество упраздненных правосл. приходов перешло в собственность гос-ва. В 1945-1948 гг. в Люблинском воеводстве была упразднена 61 правосл. церковь: 34 храма перешли в ведение Римско-католической Церкви, 27 - к нач. 1949 г. стояли заброшенными, остальные, согласно документу от 28 сент. 1949 г., «находились под опекой администрации», т. е. были преобразованы в школы и др. общественные здания. Кроме того, более 20 церквей были разрушены или сильно повреждены в 1944 г., также не были учтены неск. десятков временных часовен, обустроенных украинцами в период оккупации.

Возрождение Православия на Холмщине и в Подляшье началось в сер. 80-х гг. XX в., тогда власти разрешили строительство новых правосл. церквей. В 1985-1989 гг. шло строительство Кирилло-Мефодиевского храма в г. Бяла-Подляска; 10 июня 1990 г. еп. Авель освятил новосооруженный Троицкий храм в г. Седльце; в 1989-1992 гг. был возведен кладбищенский Никольский храм в г. Замосць, ставший позже центральным для нового благочиннического округа.

24 марта 1989 г. Синод ППЦ принял решение об образовании Люблинско-Хелмской епархии, к-рая объединила 16 приходов в 6 воеводствах: Люблинском, Хелмском, Замойском, Бяло-Подляском, Седлецком и Тарнобжегском. 25 марта 1989 г. во епископа Люблинского и Хелмского был хиротонисан наместник Яблочинского Онуфриевского мон-ря архим. Авель (Поплавский; с 2001 архиепископ). В 1992 г. было образовано Люблинское братство прмч. Афанасия Брестского. В 1996 г. организована Епархиальная комиссия исторической памяти. В 1994-2003 гг. в Люблине строился правосл. центр социальной помощи, при к-ром в янв. 2003 г. освятили Крестовоздвиженский храм. При этом же храме существует созданная указом еп. Авеля в июне 2006 г. укр. правосл. община во имя свт. Петра (Могилы). В апр. 2005 г. освящен храм во имя св. Марии Магдалины в г. Пулавы.

В 2001 г. архим. Амвросий (Годун) основал скит св. Серафима Саровского в с. Костомлоты Бяльского повята, в 2003 г. скит был преобразован в муж. мон-рь. В авг. 2008 г. восстановлен Турковицкий Покровский жен. мон-рь в с. Турковице Хрубешувского повята.

7-8 июня 2003 г. в Хелме состоялась канонизация Собора мучеников земли Холмской и Подляшской, в к-рый вошли 9 жертв польско-укр. противостояния: мон. Игнатий (Базилюк), свящ. Павел Швайко и его супруга Иоанна, священники Лев Коробчук, Сергий Захарчук, Николай Голец, Петр Огрызенко, Василий Мартыш, псаломщик Николай Боровик. В 2006 г. открыты храмы в городах Билгорай и Шебрешин. В 2008 г. по всей епархии прошли мероприятия в связи с 70-летием со дня начала массового разрушения церквей Холмщины и Юж. Подляшья. В Хелме состоялась научная конференция.

Святыни и крестные ходы

Кирилло-Мефодиевский храм г. Бяла-Подляска. 1985-1989 гг. Фоторграфия. 2011 г.Кирилло-Мефодиевский храм г. Бяла-Подляска. 1985-1989 гг. Фоторграфия. 2011 г. Особым почитанием в епархии пользуются святыни местного происхождения: чудотворные иконы Божией Матери Холмская, Люблинская, Лесненская, Турковицкая, Ченстоховская (явилась в г. Белзе), местночтимые иконы Божией Матери Коденская (из с. Кодень Седлецкого повята) и Годышевская (из с. Годышев Ломжинского повята).

Наибольшее количество верных собиралось в храмовые праздники в мон-рях края: Яблочинском и Турковицком (упразд. в 1944). До 40-х гг. XX в. массовые паломничества (в западнорус. традиции «отпусты») совершались к св. источникам в селах Радечница, Краснобруд, Обша, Селец; к местночтимым иконам Божией Матери в Петропавловском храме в с. Кане Хелмского повята, в Рождество-Богородичном храме в с. Отроч Янувского повята, в Рождество-Богородичном храме в с. Пригорелое Хрубешувского повята, в Успенском храме в с. Савин Хелмского повята, в храме Успения прав. Анны в с. Селец Хелмского повята, в Рождество-Богородичном храме в с. Стшижув Хрубешувского повята, в Успенском храме в с. Угруск Влодавского повята; к чудотворным образам Христа Спасителя в с. Подгуже, в Успенском храме в г. Щебрешине Замойского повята и в с. Плаванице Хелмского повята; к чудотворным иконам вмч. Георгия в Георгиевском храме в с. Збереже Влодавского повята, в с. Шустка Бяльского повята и в с. Савице-Руске Соколувского повята; к образу прп. Антония Киево-Печерского в с. Курманув Хелмского повята; к чудотворным иконам св. Онуфрия в Онуфриевском соборе Яблочинского мон-ря и в урочище Городок близ с. Дрелюв Бяльского повята; к иконам свт. Николая в Никольском храме в с. Могильница Хелмского повята и в Никольском соборе в Хрубешуве. К 1948 г. почти все названные храмы были захвачены римо-католиками. Главная святыня края - чудотворная Холмская икона Божией Матери - в последний раз была увезена из Хелма в 1944 г., в 2001 г. передана в Музей волынской иконы в Луцке (Украина).

Греко-католическая Церковь и неоуния

После упразднения в 1875 г. Холмской греко-униат. епархии в ряде мест, прежде всего в Юж. Подляшье, сохранялась униат. оппозиция, тесно связанная с местным римско-католич. духовенством. Мн. бывш. униаты, формально присоединившиеся к православной Церкви, тайно ходили в римско-католические костелы. В 1905-1906 гг. свыше 200 тыс. бывш. униатов и их потомков (преимущественно украинцы) объявили себя католиками («калакуты»), их число с каждым годом росло. После образования в 1912 г. Холмской губ. массовый переход православных в католичество удалось остановить, с началом войны в 1914 г. римско-католич. экспансия возобновилась. Как правило, переход в лат. обряд предполагал и национальную ассимиляцию бывш. униатов.

В 1914 г. митр. Андрей Шептицкий выступил с планом распространения унии в зап. губерниях Российской империи в условиях войны и с этой целью тайно рукоположил во епископа Луцкого Иосифа Боцяна, к-рому была поручена миссионерская деятельность на Волыни. В нач. 1918 г. польск. власти запретили его проживание в Луцке, после чего епископ был отправлен для работы среди православных на Холмщину. Он посетил Холм, Люблин, Грубешов, установил контакты с нек-рыми бывш. униат. священниками. 2 апр. 1918 г. Шептицкий возобновил униат. Холмскую епархию, назначив Боцяна ее временным администратором с местом пребывания в Люблине, после чего епископ начал добиваться передачи греко-католикам их бывш. собственности, в частности бывш. Турковицкого Покровского мон-ря василиан, захваченного римо-католиками в нач. 1918 г. в числе первых. В авг. 1918 г. в своем ответе Боцяну комиссия нем. оккупационных властей, созданная для разрешения споров между униатами и римо-католиками, признала необоснованными претензии униатов на бывш. правосл. храмы в мест. Щебрешин, селах Турковицы и Кособуды, а также на действовавший до 1875 г. мон-рь василиан в с. Радечница. В связи с тем, что до 1919 г. большинство правосл. духовенства Холмщины оставалось в эвакуации в соседних регионах Украины и Белоруссии, действия еп. Боцяна и сопровождавших его священников из Галиции имели определенный успех: им разрешали служить в недействующих правосл. церквах. В 1918-1919 гг. частыми были случаи перехода из латинства в вост. обряд «калакутов». Успешность галицких униатов, переход в униатство значительного числа римско-католич. верных вызывали недовольство польск. ксендзов, стремившихся не допускать священников-галичан в свои приходы. Конфликты между латинянами и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у., в городах Бела (польск. Бяла-Подляска), Влодава и Щебржешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замостского у. (с нояб. 1918 повяты). Ксендзы обвиняли приезжих галичан в проукр. и антипольск. пропаганде.

Собор мучеников земли Холмской и Подляшской. Икона. 2003 г. (Иоанно-Богословский собор в Хелме)Собор мучеников земли Холмской и Подляшской. Икона. 2003 г. (Иоанно-Богословский собор в Хелме)

В связи с провозглашением независимости Польши Шептицкий решил договориться с римско-католической иерархией. В нояб. 1918 г. делегированные Шептицким в Люблин священники Матфей Хомань и Василий Кирилюк обратились к римско-католич. Люблинскому еп. Мариану Леону Фульману за разрешением служить в пустующих бывш. униат. храмах, но получили отказ. В янв. 1919 г. Шептицкий в письме Фульману напомнил, что в 1914 г. папа Пий Х предоставил ему особые полномочия по управлению униат. приходами бывших Луцкой и Холмской епархий. Однако в авг. 1919 г. Конгрегация по делам Восточных церквей Ватикана после консультаций с властями Польши признала, что власть Шептицкого ограничена Львовским римско-католич. архидиоцезом (территориально совпадавшим со Львовско-Галицкой униат. митрополией). В кон. 1919 г. римско-католич. Люблинский еп. М. Фульман потребовал от Шептицкого удалить священников Львовско-Галицкой греко-католич. митрополии с территории своего диоцеза.

Вскоре после прекращения деятельности на Холмщине священников-униатов по инициативе Седлецко-Подляшского римско-католич. еп. Хенрика Пшезьдзецкого стал реализовываться проект «византийско-славянского обряда», или неоунии. По замыслу польск. католич. деятелей, на территориях с укр. и белорус. населением должна была распространяться новая уния в подчинении местным римско-католич. епископам, лишенная национального характера, с богослужениями на церковнослав. языке и маскимально приближенной к Православию обрядностью, без латинизации. Первым в Польше храмом, созданным для апробации проекта «византийско-славянского обряда», стал костел св. Иосафата Кунцевича, открытый 3 окт. 1923 г. в здании бывш. греч. Рождество-Богородичной ц. в Люблине, упраздненной в 1922 г. Неоуниат. храм имел статус семинарского при открытом в 1923 г. институте миссионерства при Митрополитальной семинарии Могилёвского архидиоцеза (с 1925 Люблинский межъепархиальный миссионерский ин-т, работал до 1934; после закрытия ин-та неоуниат. община сохранила за собой костел, прикрепленный к Люблинскому диоцезиальному институту католического действия). Институт миссионерства был подчинен непосредственно примасу Польши, куратором стал живший в Люблине митр. Могилёвский в изгнании Эдвард фон Ропп - один из координаторов неоунии. 10 дек. 1923 г. Конгрегация по делам Восточных церквей Ватикана издала инструкцию, регулировавшую деятельность по распространению неоунии, а 21 янв. 1924 г. был издан декрет папы о предоставлении еп. Х. Пшезьдзецкому особых полномочий в рамках сев.-вост. диоцезов Польши по внедрению вост. обряда. Первый в Юж. Подляшье неоуниат. приход был открыт 10 авг. 1924 г. при бывш. правосл. Параскевинском храме в с. Голя, относившемся к Седлецкому диоцезу; 25 марта 1925 г. последовал декрет еп. Х. Пшезьдзецкого об учреждении прихода. В том же году открыты неоуниат. приходы в селах Ст. Бубель, Киевец, Стары-Павлув и Полоски. В 1926 г. появились приходы в г. Тересполе и с. Заболотье (Заблоце). В янв. 1927 г. возник крупнейший в регионе приход в с. Костомлоты, в 1928 г.- в с. Докудов на Подляшье. В янв. 1931 г. открыт приход в с. Шустка, в 1933 г.- в мест. Кодень.

В Люблинском диоцезе проект неоунии из-за отсутствия поддержки со стороны еп. М. Фульмана стал реализовываться в нач. 30-х гг. XX в. В 1931 г. были открыты неоуниат. общины в мест. Хородло (построенный в 1931-1932 храм свт. Николая) и в с. Грабовец (храм св. Каетана), они являлись вик-ствами при римско-католич. костелах. В виде исключения еп. М. Фульман пригласил для обслуживания этих общин группу монахов-василиан из Галичины, им же было разрешено служить в переданных под костелы бывш. униат. храмах в селах Матче, Свидники и Теребин Хрубешувского повята, где местное укр. население не принимало лат. обряд. В целом среди неоуниат. клира преобладали бывш. правосл. священники-ренегаты, было неск. иезуитов и облатов из категории биритуалистов, пытавшихся создать миссионерские центры (в 1927 организована миссия паулинов в с. Лесна, в 1929 - миссия облатов в мест. Кодень, в 1934 - миссия студитов в с. Шостка Радзынского повята). В Люблинском воеводстве неоуниат. общины существовали гл. обр. в Бяльском и Хрубешувском повятах.

Холмская икона Божией Матери. Кон. XII - нач. XIII в. (Музей волынской иконы, Луцк)Холмская икона Божией Матери. Кон. XII - нач. XIII в. (Музей волынской иконы, Луцк)

Неоуния использовалась польскими светской и церковной властями как вспомогательный инструмент в религ. и национальной ассимиляции укр. населения. Основной упор делался на перевод православных непосредственно в лат. обряд, неоуния являлась промежуточной стадией в этом процессе. По данным епископской курии Люблинского римско-католич. диоцеза (по всей видимости, завышенным), в 1923-1938 гг. из Православия в католичество перешло ок. 140 тыс. жителей края. На 1939 г. в Люблинском воеводстве в полном или частичном распоряжении неоуниат. духовенства находилось 24 храма, из них 16 относилось к Подляшскому диоцезу, 8 - к Люблинскому диоцезу. Большинство приходов были сельскими.

В 1940 г. 1-й неоуниат. храм региона в с. Голя был переведен в Православие, настоятель Александр Прилуцкий изгнан из села. При этом оккупационные власти в 1941 г. согласились на сохранение прихода вост. обряда в мест. Тересполь, при условии его подчинения Шептицкому, а не местному римско-католич. епископу. Неоуниат. филиальные храмы в Хородло и Грабовце перешли в юрисдикцию Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), которой в 1941 г. был передан Николаевский храм при бывш. Холмской униат. семинарии. Только на севере Подляшья в период оккупации продолжали действовать приходы, сохранявшие свой неоуниат. статус - как отдельной юрисдикции в Римско-католической Церкви.

Почти все неоуниат. общины, кроме смешанного украинско-белорус. прихода во имя св. Никиты в с. Костомлоты, прекратили существование в 1947 г. в ходе операции «Висла», когда из Люблинского воеводства были выселены ок. 9,5 тыс. украинцев-униатов (в 1947 были упразднены 3 последних украиноязычных прихода византийско-слав. обряда: в Докудове, Бубеле и Полосках). Настоятель прихода в Костомлотах иезуит вост. обряда Иоанн Чорнок, после нем. оккупации края в 1940 г. благодаря своим связям с укр. деятелями добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, свящ. Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в лат. обряд и сумел доказать властям необходимость сохранения своей общины - единственной внутри Римско-католической Церкви, придерживавшейся византийско-слав. обряда. В наст. время, как и прежде, приход окормляют монахи ордена мариан, имевшие в Костомлотах в 1998-2007 гг. мон-рь. Духовенство прихода также обслуживает Николаевский храм в с. Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006) и Николаевский храм в с. Хородло Хрубешувского повята (униат. богослужения совершаются с 2007). При храме в Костомлотах имеется санктуарий во имя св. мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г.

В 90-х гг. XX в. началось возрождение греко-католической Церкви в Люблинском воеводстве. Первым в 1991 г. возобновил свою деятельность на территории, относившейся до 1946 г. к униат. Перемышльской епархии, Николаевский храм в с. Хребенне Томашувского повята, приписанный к Николаевскому приходу г. Любачув. В нояб. 1997 г. на территории Музея польской деревни в г. Люблин в здании старинной деревянной церкви, перенесенной из с. Тарношин, был освящен униат. Рождество-Богородичный храм, в 1992-1997 гг. греко-католики совершали богослужения в бывш. неоуниат. костеле св. Иосафата в Люблине. В 1999 г. при римско-католич. костеле св. Ядвиги в г. Янув-Любельски была основана община Сестер служебниц Непорочной Девы «византийско-украинского обряда», в 2001 г. обитель получила келейный корпус и храм в честь иконы Божией Матери «Неустанная Помощь». В 2000 г. открылась Николаевская ц. в с. Седлиска Томашувского повята. В 2004 г. возобновлен Богоявленский храм со св. источником в с. Корчмин Томашувского повята, откуда происходит особо почитаемая Корчминская чудотворная икона Божией Матери. С 2007 г. совершаются богослужения в Михайловском храме в с. Мыцув Хрубешувского повята. В мае 2008 г. после 60-летнего перерыва возобновилось богослужение в греко-католич. Николаевском храме в Хелме. Т. о., в Люблинском воеводстве в ведении Перемышльско-Варшавской греко-католич. митрополии находится 7 храмов, часть которых (сельские церкви) используется униатами поочередно с римо-католиками. Ведутся работы по восстановлению 2 униат. церквей, имеющих музейный статус: свт. Николая в с. Выжлув Хрубешувского повята и св. Параскевы в с. Княже Томашувского повята.

Духовенство византийско-слав. обряда (неоунии) представляет отдельную от униатов юрисдикцию в непосредственном ведении римско-католического примаса Польши, к неоунии относится храм в Костомлотах с санктуарием во имя подляшских мучеников, канонизированных в 1996 г. В основном клир данного обряда составляют римско-католич. священники-биритуалисты. Попытки расширения деятельности неоуниат. клириков в 2006-2007 гг. вызвали негативную реакцию как со стороны православных, так и со стороны отдельных деятелей УГКЦ.

Монастыри

Турковицкий Покровский мон-рь. Фотография. 1910 г.Турковицкий Покровский мон-рь. Фотография. 1910 г.Действующие: ставропигиальный Яблочинский Онуфриевский (мужской, в с. Яблечна, основан не позднее 1534), Турковицкий Покровский (женский, в с. Турковице, основан в 1902 как жен. община, с 1912 мон-рь, упразднен в 1915, возобновлен в 2008), Костомлотский Серафимовский (мужской, в с. Костомлоты, основан в 2005).

Упраздненные: Угровский Данииловский (мужской, в совр. с. Ухруск Влодавского повята, известен с 1247), Столпьевский Преображенский (мужской, в совр. с. Столпе Хелмского повята, известен с 1404, упразднен в 1703), Доманижский (мужской, в с. Доманиж (ныне в черте г. Лащув Томашувского повята), упоминается в 1406-1519), Молодятичский Успенский скит Холмского Рождество-Богородичного мон-ря (мужской, в совр. с. Молодятыче Хрубешувского повята, упом. в 1432-1549), Преображенский скит Столпьевского Преображенского муж. мон-ря (в с. Спас (ныне Подгуже Хелмского повята), известен с 1450), холмский Рождество-Богородичный (мужской, в Холме, известен с 1478, с 1596 в унии), Сульмицкий Рождество-Богородичный (мужской, в совр. с. Сульмицы Замойского повята, упом. в 1488-1578), Преображенский (мужской, в с. Монастырь (ныне Калинувка Замойского повята), известен в 1516-1591), Каньевский Петропавловский (мужской, в совр. с. Канье Хелмского повята, известен с 1530, упразднен в 1749), Дороговский Успенский (мужской, в с. Дороговск (ныне Дорохуск Хелмского повята), известен с 1569), Бельский Рождество-Богородичный (мужской, в Беле (ныне Бяла-Подляска), известен с 1590), красноставский Троицкий (мужской, в Красноставе (ныне Красныстав), известен с 1594), холмский Васильевский (мужской, в Холме, известен с 1596), Колемчицкий Вознесенский (мужской, в совр. с. Колемчице Хелмского повята, известен с 1604, упразднен в 1745), Замойский Николаевский братский (мужской, в г. Замостье (ныне Замосць), основан в 1606, упразднен в 1698), Докудовский Параскевинский (с. Докудов, ныне Бяльского повята, известен с 1613, упразднен до 1696), Подгорецкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Подгорцы (ныне Подхорце Хрубешувского повята), основан в 1641), Крешовский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Крешов Белгорайского повята, известен с 1643), холмский Успенский (женский, в Холме, известен с 1654), Кособудский Крестовоздвиженский (мужской, в совр. с. Кособуды Белгорайского повята, известен с 1659), Бердыщенский (мужской, в с. Бердыще ныне Хелмского повята, известен в 1667-1709), Корховский Крестовоздвиженский (мужской, в с. Корхов Белгорайского повята, упом. в 1690-1720), люблинский Преображенский Братский (мужской, в Люблине, упразднен в 1698), Турковицкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Турковицы ныне Хрубешувского повята, известен с 1709, упразднен в 1749 униатами), Замчиский (в урочище Замчиско близ совр. с. Сусец Томашувского повята, известен с 1712), Параскевинский (женский, в совр. с. Пустельник Люблинского повята, упразднен в 1716), Щуровский (женский, ныне в с. Щурув Венгровского повята, известен с 1720), Радочницкий Антониевский (женский, в совр. с. Радечница Замойского повята, основан в 1882 как муж. община, с 1899 жен. община, с 1902 мон-рь, упразднен в 1915), Вировский Преображенский (женский, в с. Виров Соколовского у., основан в 1883 как община, с 1898 мон-рь, упразднен в 1915), Леснинский Богородицкий (женский, в с. Лесна Константиновского у., основан как община в 1884, с 1889 мон-рь, в 1915 в условиях эвакуации община распалась).

Лит.: Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червонной Руси. Варшава, 1885; Кваснецкий А. В. Об упраздненных приходах и закрытых церквах б. Холмской греко-униатской епархии. Люблин, 1891; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губ.). [Варшава], 1892; Котлинский Н. А. Список церквей и монастырей Холмской Руси (б. Люблинской и Седлецкой губерний), существовавших до унии и во время ее. Холм, 1913; Urban K. Kościół prawosławny w Polsce w latach 1944-1956: Studia i materiały. Kraków, 1998; Mironowicz Ŕ. Monastery prawosławne na terenie diecezji Chełmsko-Bełskiej // Zakony i klasztory w Europie Środkowo-Wschodniej X-XX ww. Lublin, 1999. S. 337-365; Dudra S. Kościół prawosławny na ziemiach zachodnich i północnych Polski po II wojnie światowej. Zielona Góra, 2004; Gil A. Katalog monasterów prawosławnej eparchii Chełmskiej do końca XVI w. // Ruthenica. К., 2005. Вип. 4. С. 85-97; он же (Гiль А.). Унiйнi монастирi Холмсько-Белзькоï єпархiï (1596-1720) // Ковчег. Львiв 2007. Вип. 5. С. 285-300; Pawlikowski G. Polityka władz wobec Kościoła prawosławnego w województwie Lubelskim (kwiecień-sierpień 1947) // Rocznik Chełmski. Chełm, 2010. T. 14. S. 307-313.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также