МАВР
Том XLII, С. 219-223
опубликовано: 19 октября 2020г.

МАВР

Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в.Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в. [Лат. Maurus; итал. Mauro; франц. Maur] (VI в.), св. (пам. зап. 15 янв., 5 окт.), ученик св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский); почитается как основоположник бенедиктинского монашества во Франции. Достоверные сведения о М. содержатся в «Диалогах», написанных свт. Григорием I Великим, папой Римским, скорее всего в 593-594 гг. М. является одним из действующих лиц во 2-й кн. («О жизни и чудесах досточтимого аббата Бенедикта»). О нем говорится в тех эпизодах, которые посвящены гл. обр. монашеским добродетелям смирения и послушания. Св. Бенедикту, жившему в Сублаке (см. Субиако) и руководившему 12 мон-рями, знатные римляне отдавали на воспитание маленьких сыновей. Так, Евтихий привел к нему сына М., а патриций Тертулл - Плацида. Когда М., старший из них, вырос и проявил себя как добронравный и благочестивый юноша (bonis polleret moribus), св. Бенедикт сделал его своим помощником (adiutor). В одном из мон-рей жил монах, к-рый никогда не мог сосредоточиться во время общей молитвы - он выходил из храма и бесцельно бродил по обители. Настоятелю не удалось повлиять на него; лишь после выговора, полученного от св. Бенедикта, монах попытался исправить свое поведение, но уже на 3-й день вновь уклонился от участия в молитве. Св. Бенедикт явился в монастырь, чтобы проследить за монахом, и увидел «черного мальчишку», к-рый схватил его за одежду и вытащил из храма. Настоятель Помпеян и М., сопровождавшие св. Бенедикта, не увидели ничего необычного, поэтому святой велел им прилежно молиться. После 2-дневной молитвы только М. смог увидеть демона. Выяснив причину странного поведения монаха, св. Бенедикт сильно ударил его посохом; после этого монах стал усердно молиться вместе с др. насельниками. В другом эпизоде говорится о М. как о помощнике св. Бенедикта в управлении монастырем. Некоему монаху-готу поручили расчистить участок земли, заросший терновником. Во время работы он слишком сильно взмахнул садовым ножом (falcastrum), железное острие соскочило с рукояти и упало далеко в озеро. Монах признался М. в своей неловкости, а тот поведал об этом св. Бенедикту. Святой опустил рукоять в воду, и лезвие, поднявшись со дна озера, само собой соединилось с ней. Однажды юный мон. Плацид отправился к озеру за водой, но оступился, упал в воду и стал тонуть. Св. Бенедикт, находившийся в келье, чудесным образом узнал об этом и велел М. поспешить на помощь. Прибежав к озеру, М. схватил Плацида за волосы и вытащил на берег. Только после этого он понял, что прошел по воде как по суше. Св. Бенедикт объяснил, что чудо произошло из-за самоотверженного послушания М. (oboedientiae illius deputare coepit), но ученик связывал его с чудотворной силой учителя (pro solo eius imperio). Конец спору положило свидетельство Плацида, уверявшего, что его спасителем был св. Бенедикт. Причиной, по к-рой св. Бенедикт покинул Сублак и отправился странствовать, были козни некоего пресв. Флоренция, ненавидевшего святого и даже пытавшегося отравить его. Вскоре Флоренций погиб, и М. с радостью сообщил об этом св. Бенедикту. Однако святой упрекнул ученика в том, что тот обрадовался чужой смерти, и наложил на него пенитенцию (епитимию). Из этого эпизода следует, что после ухода св. Бенедикта М. остался в Сублаке. Возможно, впосл. он жил в Кассинском мон-ре (см. Монте-Кассино), но свт. Григорий Великий об этом не упоминает.

Св. Бенедикт принимает на обучение Мавра и Плацида. 1505–1508 гг. Роспись мон-ря Монте-Оливето-Маджоре (Италия). Худож. Содома и мастерскаяСв. Бенедикт принимает на обучение Мавра и Плацида. 1505–1508 гг. Роспись мон-ря Монте-Оливето-Маджоре (Италия). Худож. Содома и мастерская

В IX в. сложилось предание о том, что М. переселился из Италии в Галлию и основал там мон-рь Гланфёй в обл. Анжу (Сен-Мор-сюр-Луар, на месте совр. сел. Ле-Турей, деп. Мен и Луара) - 1-ю обитель к северу от Альп, насельники к-рой соблюдали Устав св. Бенедикта. По-видимому, это предание, возникшее во время распространения бенедиктинского устава (см. ст. Каролинги, разд. «Монастырская реформа»), было связано с более ранними легендами о перенесении мощей св. Бенедикта в аббатство Флёри и мощей его сестры св. Схоластики в Ле-Ман. Монастырь Гланфёй, основанный скорее всего в эпоху Меровингов, к кон. VIII в. пришел в упадок (см.: Leclercq H. Glanfeuil // DACL. T. 1. Pt. 1. Col. 1283-1319; Bloch. 1952. P. 182-183). Обитель была восстановлена в 30-х гг. IX в. Роргоном I, гр. Ле-Мана, к-рый пригласил для этого монахов из аббатства Фосе близ Парижа (на месте совр. Сен-Мор-де-Фосе, деп. Валь-де-Марн). К этому времени относятся самые ранние свидетельства почитания М. в Гланфёе. В грамоте Роргона I от 1 марта 839 г. упоминается, что в мон-ре «почивает Мавр, блаженный исповедник Христов» (Le cartulaire. 1843. N 34); о М. как о покровителе мон-ря сообщается в грамоте бретонского аристократа Ановарета от 843 г. (Ibid. N 21), а также в грамотах кор. Карла Лысого от 21 окт. 845 г. (Böhmer. Reg. Imp. 1. Bd. 2. T. 1. N 498-499). При аббате Гозлене состоялось обретение и перенесение мощей М. (12 марта 845). Возможно, это были мощи местного святого, о к-ром не сохранилось достоверных сведений и к-рого отождествили с М., хотя убедительных доказательств этой гипотезы нет (Bloch. 1952. P. 186). В целом, сведения о деятельности М. в Галлии, приведенные в агиографических источниках, невозможно признать достоверными.

Ок. 865 г. предание о М. как об основоположнике бенедиктинского монашества в Галлии получило отражение в Житии, автором к-рого был Одон, аббат мон-ря Гланфёй (BHL, N 5772-5774). Составителем Жития назван Фавст, ученик св. Бенедикта, якобы сопровождавший М. в Галлию и впосл. вернувшийся в Кассинский мон-рь. В начале Жития пересказываются сведения о М. из «Диалогов» свт. Григория Великого. Далее агиограф сообщает, что М. последовал за своим наставником в Кассинский мон-рь и был назначен наместником обители (praepositi... procuratoris et administratoris). В отсутствие аббата он исцелил хромого и немого человека, возложив на него свою диаконскую столу. Вскоре в мон-рь прибыли архидиак. Флодегарий и наместник (vicedominus) Хардерад, посланники св. Бертихрамна, еп. Ценоманского (Ле-Манского) (587-623). Они попросили св. Бенедикта послать в Галлию монахов, чтобы основать мон-рь. Святой выбрал М. и еще 4 монахов, вручил им книгу с текстом устава, к-рый он собственноручно переписал, а также частицу Св. Креста и реликвии святых. В пути М. совершил ряд чудес: в Верцеллах (ныне Верчелли) он исцелил упавшего с башни Хардерада, при переходе через Альпы - слугу Сергия, к-рый упал с лошади и сломал ногу, в аббатстве св. Маврикия (ныне Сен-Морис, Швейцария) вернул зрение слепому, а затем воскресил сына вдовы. Близ Автиссиодура (ныне Осер) М. встретил св. Романа, к-рый помогал св. Бенедикту в начале его духовного пути (ср.: Greg. Magn. Dial. II 1. 4-6), и предсказал скорую кончину своего наставника. В тот же день М. увидел душу св. Бенедикта, поднимавшуюся к небу по чудесной дороге (ср.: Ibid. II 37).

Св. Бенедикт благословляет св. Мавра; Св. Мавр спасает св. Плацида. Худож. Ф. Липпи. Фрагмент полиптиха. Ок. 1445 г. (Национальная галерея искусств, Вашингтон)Св. Бенедикт благословляет св. Мавра; Св. Мавр спасает св. Плацида. Худож. Ф. Липпи. Фрагмент полиптиха. Ок. 1445 г. (Национальная галерея искусств, Вашингтон)

По прибытии в Аврелиан (ныне Орлеан) М. узнал, что еп. Бертихрамн скончался, а его преемник не был заинтересован в основании монастыря. Однако Хардерад познакомил его со своим родственником, влиятельным комитом Флором, который выделил ему землю для строительства обители. Как сообщает агиограф, по ходатайству Флора франк. кор. Теодеберт I (533-547), правивший в Австразии, утвердил основание мон-ря и обещал помогать насельникам при условии, что они будут в точности соблюдать Устав св. Бенедикта. Строительство мон-ря продолжалось 8 лет; за это время были возведены церкви св. Петра, св. Мартина, св. Северина и св. Михаила. В Житии подчеркивается, что Флор не только уступил монахам все права на подаренные им земли, но и отдал в мон-рь своего 8-летнего сына Бертульфа и впосл. сам был принят в обитель в качестве новиция. Во время освящения мон-ря, к-рое возглавил Евтропий, еп. г. Андекавы (ныне Анже), кор. Теодеберт щедро одарил монахов и попросил их поминать его в молитвах. Его преемники Теодебальд (548-555) и Хлотарь I (правил в Австразии в 555-561) также оказывали покровительство мон-рю. В Житии описываются чудеса М.: исцеление клирика, упавшего с высоты во время строительных работ, изгнание демонов и т. д. Предчувствуя скорую кончину, он сложил полномочия аббата, чтобы провести оставшуюся часть жизни в уединении. Однажды ночью на М. напали демоны, желавшие отомстить святому за то, что он указал жителям Галлии путь к спасению, но святой прогнал их. Тогда явившийся ангел предупредил М. о скорой смерти 116 монахов. Святой призвал общину готовиться к грядущим испытаниям и очистить душу покаянием. После погребения усопших святой заболел и скончался на 73-м году жизни, прожив более 40 лет в Галлии. Его похоронили у алтаря в монастырской ц. св. Мартина. Преемником М. стал Бертульф, сын комита Флора, с детства воспитывавшийся в обители; ему наследовал Флориан, сын Хардерада.

Вскоре после 868 г. аббат Одон составил сказание о чудесах М. и об истории мон-ря Гланфёй, задуманное как продолжение Жития (BHL, N 5775-5776). В сказании, посвященном Адельмоду, архидиакону еп-ства Ле-Ман, описаны упадок обители в VIII в., ее восстановление в 30-х гг. IX в., обретение мощей М., совершавшиеся от них чудеса и бегство монахов из Гланфёя во время вторжения норманнов (в отличие от Жития, содержание которого почти полностью вымышлено Одоном, в сказании приведены достоверные сведения). Мощи святого были вывезены в Нормандию, затем в Бургундию. По указанию кор. Карла Лысого гланфёйским монахам во главе с Одоном предоставили аббатство Пресв. Девы Марии и св. Петра в Фосе. Мощи М. были торжественно внесены в мон-рь 13 нояб. 868 г. еп. Энеем Парижским; в следующем году Карл Лысый посетил обитель, чтобы помолиться перед мощами святого, и преподнес монахам богатые дары.

Святые Бенедикт, Мавр, Плацид. Роспись скальной ц. Спасителя в Валлерано (Италия). X в. (?)Святые Бенедикт, Мавр, Плацид. Роспись скальной ц. Спасителя в Валлерано (Италия). X в. (?)

В X в. почитание М. как ближайшего ученика св. Бенедикта получило широкое распространение среди европ. монашества. Поминовение М. указано в мартирологе Узуарда под 15 янв. Самая ранняя богослужебная книга, в которой содержатся молитвы мессы в день памяти святого (15 янв.),- сакраментарий бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле в Шартре (Chartres. Bibl. municip. 573, 2-я пол. X в. (рукопись утрачена); см.: Grégoire. 1965. P. 46). В 988 г. кор. Гуго Капет (987-996) и гр. Бурхард Парижский попросили св. Майоля, аббата Клюни, укрепить дисциплину и восстановить соблюдение устава в монастыре Фосе (Eudes de Saint-Maur. Vie de Bouchard le Vénérable / Éd. Ch. Bourel de la Roncière. P., 1892. P. 6-12). Реформированное аббатство Фосе стало важнейшим центром почитания М. В грамоте кор. Роберта Благочестивого от 19 апр. 997 г. М. впервые назван среди св. покровителей мон-ря, упоминается о его мощах, к-рые почивали в обители (Boussard J. Actes royaux et pontificaux des Xe et XIe siècles, du chartrier de Saint-Maur des Fossés // J. des Savants. P., 1972. Vol. 2. N 1. P. 93-94). Вскоре почитание М. было заимствовано клюнийцами: поминовение святого указано в самом раннем клюнийском лекционарии оффиция (Paris. lat. 13371. Fol. 89, X в.); согласно более поздним свидетельствам, в день памяти М. было положено 12 чтений из его Жития (см.: Étaix R. Le lectionnaire de l'office à Cluny // RechAug. 1976. Vol. 11. P. 112). В XI в. в Клюни хранилась рука М.; другая рука святого находилась в аббатстве Флёри. Ок. 1000 г. Аймоин из Флёри включил сведения о М. в «Историю франков» (PL. 139. Col. 681-682). Во 2-й пол. XI в. Фулькой из Бове составил стихотворную версию Жития святого (BHL, N 5778; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 240-264). К этой же эпохе относятся самые ранние сохранившиеся изображения М.- вместе со святыми Бенедиктом и Плацидом на фресках пещерного мон-ря «грот Спасителя» в Валлерано (пров. Витербо) (предположительно 2-я пол. X в.) и в композиции «Святой Бенедикт посылает Мавра на помощь Плациду» в нижнем храме рим. базилики Сан-Кризогоно (вероятно, сер. XI в.).

После перенесения мощей М. Гланфёй превратился в небольшой приорат, подчиненный аббатству Фосе, но при этом остался местом паломничества. Так, в 996 г. мон-рь посетил св. Адальберт, архиеп. Пражский (см.: Bloch. 1952. P. 188). На рубеже X и XI вв. в Гланфёй прибыл Фульк Нерра († 1040), гр. Анжуйский, который по совету Рено, еп. Анже, решил восстановить обитель и вернуть ей былое величие (Le cartulaire. 1843. N 8). Фульк и его сын гр. Жоффруа Мартель (1040-1060) оказывали покровительство монастырю. В 1036 г. Губерт Вандомский, еп. Анже, в присутствии Одона III, аббата Фосе, освятил новую монастырскую ц. Спасителя (Ibid. N 33). По-видимому, восстановление обители графами Анжу вызвало беспокойство насельников Фосе, которые опасались, что Гланфёй вновь станет основным центром почитания М. Об этом свидетельствует проповедь в день перенесения мощей святого (13 нояб.), составленная в Фосе скорее всего при аббате Одоне III (1029-1038/39) (BHL, N 5779; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum... Brux., 1889. T. 1. P. 264-270; см.: Wickstrom. 2013). В проповеди аббатство Фосе представлено как обитель, в которой бережно сохранялись духовное наследие М. и его чудотворные мощи. После кончины святого мон-рь Гланфёй якобы прекратил существовать; лишь в IX в. он был заново основан насельниками Фосе, которые с этого времени контролировали обитель (в проповеди умалчивается о том, что Гланфёй был восстановлен усилиями гр. Роргона и других представителей местной знати). Особое внимание уделено перенесению мощей М. в Фосе по указанию Карла Лысого и описанию торжественной встречи святыни еп. Энеем, духовенством и жителями Парижа; в заключение сообщается об освящении новой монастырской церкви, которое возглавил Парижский еп. Гумберт из Вержи (1030-1060). С этого времени в скриптории аббатства Фосе создавались рукописи с текстами Жития М., других агиографических сказаний и проповедей о святом. Среди этих манускриптов выделяется рукопись Troyes. Bibl. municip. 2273 (ок. 1100) с циклом миниатюр, иллюстрирующих Житие святого.

Чудо св. Мавра. Роспись правой стены нижней ц. Сан-Кризогоно в Риме. 3-я четв. XI в.Чудо св. Мавра. Роспись правой стены нижней ц. Сан-Кризогоно в Риме. 3-я четв. XI в.

Образ М. был особенно важен для клюнийской историографии (см. ст. Клюнийская конгрегация), в к-рой святому приписывалась роль «посредника» между св. Бенедиктом, «отцом монахов», и франц. бенедиктинцами. В Житии св. Майоля, составленном клюнийским аббатом Одилоном (ок. 1030), приведен своеобразный очерк истории монашества, призванный доказать преемственность св. Бенедикта и насельников Клюни. Когда бенедиктинская традиция, принесенная М. в Галлию, пришла в упадок, клюнийцы, следуя заветам св. Бенедикта, восстановили монашескую дисциплину и ввели строгое соблюдение устава (PL. 142. Col. 945-946). Преемственность от М. к клюнийцам более подробно прослеживается в Житии св. Гуго, приора монастыря Анзи-ле-Дюк (BHL, N 4003-4005), и в «Истории» мон. Родульфа Глабера (Rodulf. Glab. Hist. III 17-18). В этих источниках сообщается, что после кончины М. его ученики покинули Гланфёй в страхе перед нападением врагов и нашли убежище в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп в обл. Пуату. Когда монашеская дисциплина пришла в упадок и преемники М. перестали следовать бенедиктинскому уставу, благочестивые монахи, в т. ч. св. Гуго, «перенесли» традицию, восходившую к св. Бенедикту, в аббатство св. Мартина в Отёне. Там Бернон, впосл. ставший 1-м аббатом Клюни, научился соблюдению устава и передал традицию своим преемникам (см.: Iogna-Prat. 2002. P. 165-171).

В XII в. клюнийцы использовали предание о М. в полемике с цистерцианцами, к-рые обвиняли их в искажении наследия св. Бенедикта. Аббат Петр Достопочтенный в письмах католич. св. Бернарду Клервоскому утверждал, что М. не принуждал монахов заниматься физическим трудом и разрешал монастырское землевладение (The Letters of Peter the Venerable / Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. Vol. 1. P. 71, 284-285; см.: Iogna-Prat. 2002. P. 193-194). Руперт Дойцский в комментарии к Уставу св. Бенедикта (1125) опровергал обвинение в том, что клюнийцы нарушали устав, накопив богатства и пренебрегая физическим трудом, сконцентрировавшись лишь на богослужении. По его словам, М., как сообщается в его Житии, принимал подношения верующих для обители, чтобы монахи не отвлекались от молитвы и созерцания (PL. 170. Col. 515). Ок. 1135 г. историк Ордерик Виталий, повествуя о споре клюнийцев с цистерцианцами, привел легенду о том, что М. смягчил требования устава для галльских монахов из-за суровых природных условий. По его мнению, впосл. бенедиктинская традиция М. и его учеников смешалась с обычаями ирл. монашества, принесенными в Галлию св. Колумбаном (Orderic. Vital. Hist. eccl. VIII 26-27). Цистерцианцы также восприняли представление о М. как о духовном преемнике св. Бенедикта. В соч. «Большое начало Сито» (ок. 1200) утверждается, что М. принес в Галлию универсальный общежительный устав, составленный св. Бенедиктом. В эпоху вторжений норманнов мн. мон-ри были разорены и монашеская дисциплина пришла в упадок. Бенедиктинскую традицию возродили клюнийцы, но впосл. они стали искажать устав и вводить различные послабления. Точное соблюдение устава «восстановил» св. Роберт из Молема, основатель ордена цистерцианцев (Conradus Eberbacensis. Exordium Magnum Cisterciense / Ed. B. Griesser. Turnhout, 1997. P. 5-15. (CCCM; 138)). Т. о., цистерцианцы также считали себя законными преемниками бенедиктинской монашеской традиции, происхождение которой связывали с миссией М.

Св. Бенедикт благословляет св. Мавра. Инициал «С» из Бревиария (Центр Гетти. Ms. 24. Fol. 4). Ок. 1420 г.Св. Бенедикт благословляет св. Мавра. Инициал «С» из Бревиария (Центр Гетти. Ms. 24. Fol. 4). Ок. 1420 г.Клюнийцы способствовали распространению почитания М. в Италии. Св. Одилон прислал в аббатство Монте-Кассино кость руки святого в серебряном реликварии (Die Chronik. 1980. S. 268-270). Одним из ранних свидетельств почитания М. в обители, вероятно, является стихотворный панегирик М., который приписывается Лаврентию, архиеп. Амальфи († 1049/50) (BHL, N 5776m; изд.: Laurentius, monachus Casinensis, archiepiscopus Amalfitanus. Opera / Hrsg. F. Newton. Weimar, 1973. S. 81-83. (MGH. QGGMA; 7)). Эпохой расцвета Монте-Кассино считается период правления аббата Дезидерия II (1058-1085; впосл. папа Римский Виктор III), который уделял особое внимание укреплению почитания местных святых и возвращению мон-рю статуса важнейшего центра бенедиктинской монашеской традиции. По его указанию в связи со строительством новой монастырской базилики (освящена 1 окт. 1071 папой Александром II) был создан иллюминированный лекционарий с чтениями для вигилий праздников святых Бенедикта, М. и Схоластики (Vat. lat. 1202; факсимильное изд.: The Codex Benedictus: An 11th-Cent. Lectionary from Monte Cassino / Ed. P. Meyvaert. N. Y., 1982. 2 vol.). Текст Жития М. сопровождается 28 миниатюрами со сценами жизни и чудес святого, выполненными под влиянием визант. живописи. Иллюстрации были призваны подчеркнуть особое положение М. среди учеников св. Бенедикта, его послушание, самоотречение и способность творить чудеса, благодаря которым св. Бенедикт выбрал его своим заместителем. Отправившись в Галлию, М. стал «апостолом» бенедиктинской традиции, а затем - «патриархом» французского монашества; в иконографии миниатюр он уподобляется не только св. Бенедикту, но и Самому Христу (см.: Wickstrom. 1994; Idem. 1998). Кард. Лев Остийский, бывш. монастырский библиотекарь, описывал М. как старшего ученика св. Бенедикта, к-рый способствовал широкому распространению бенедиктинской традиции общежительного монашества (ordo et regularis disciplinae norma - Die Chronik. 1980. S. 17-19, 21). Петр Диакон считал святых Бенедикта, М. и Плацида основателями Монте-Кассино (Ibid. S. 551, 582), описывал их заступничество за обитель (Ibid. S. 604-607). В его «Книге о происхождении и кончине праведников Кассинской киновии» эпитома Жития М. следует сразу после Жития св. Бенедикта (PL. 173. Col. 1064-1065). Ок. 1130 г. по образцу Жития М., написанного Одоном из Гланфёя, Петр Диакон составил Житие Плацида, который якобы стал основоположником бенедиктинского монашества на Сицилии. Как и Одон, Петр приписал Житие вымышленному автору - Гордиану, ученику св. Бенедикта (BHL, N 6859-6860; см.: Bloch H. Tertullus' Sicilian Donation and a Newly Discovered Treatise in Peter the Deacon's Placidus Forgeries // Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Tl. 4. S. 97-128).

Для того чтобы подкрепить притязания Монте-Кассино на статус важнейшего мон-ря Европы, аббат Сениорект (1127-1137) и Петр Диакон при поддержке антипапы Анаклета II попытались установить контроль над аббатством Гланфёй, к-рому папа Урбан II даровал независимость от аббатства Фосе (1096). С этого времени и до нач. XIII в. настоятель Гланфёя именовался «кардинал-аббат» (cardinalis abbas; см.: Bloch. 1952. P. 188-190, 229-234). По словам Петра Диакона, в 1133 г. Дрогон, аббат Гланфёя, прибыл в Монте-Кассино, где на заседании капитула его ознакомили с неск. сфабрикованными документами. Из них следовало, что папа Адриан I и имп. Карл Великий подчинили Гланфёй аббатству Монте-Кассино. Дрогон, нуждавшийся в поддержке монте-кассинцев из-за конфликта с епископом Анже, признал зависимость своей обители от главного бенедиктинского аббатства. За это с санкции Анаклета II ему был поручен надзор за всеми франц. мон-рями (vicariatus per totam Galliam). Тогда же при участии Петра Диакона были созданы подложные папские буллы и др. документы, подтверждавшие зависимость франц. монастырей от Монте-Кассино, а также интерполированная версия сказания Одона о чудесах М. Власть аббата Монте-Кассино над Гланфёем признавалась до сер. XIII в., когда монастырь был включен в юрисдикцию епископа Анже (Ibid. P. 192-213, 225-229; см. также: Die Chronik. 1980. S. 527).

В средние века и Новое время монастырь Фосе, где хранились мощи М., был известным местом паломничества. Так, в янв. 1377 г. имп. Карл IV посетил обитель, чтобы поклониться мощам М. Во время Столетней войны (1337-1453) монастырь неоднократно подвергался разорению. По инициативе Парижского еп. Жана дю Белле (1532-1551) франц. кор. Франциск I обратился к папе Клименту VII с просьбой преобразовать аббатство в коллегиальную церковь, чтобы включить монастырские владения в домен епископской кафедры. В 1533 г. ходатайство было удовлетворено. В 1749 г. капитул Фосе был упразднен, каноники переведены в капитул Сен-Луи-дю-Лувр, а монастырские здания впоследствии разрушены. С 1750 г. мощи М. хранились в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, где размещался центр франц. бенедиктинской конгрегации св. Мавра, основанной в 1621 г. (см. Мавристы). В годы Французской революции (1789-1799) мон-рь Сен-Жермен-де-Пре был закрыт, в нояб. 1793 г. уничтожено церковное убранство и святыни, в т. ч. мощи М. Аббатство Гланфёй, также закрытое во время революции, было восстановлено в 1890 г. бенедиктинцами из Солема, но из-за антиклерикальной политики французского правительства монахам пришлось покинуть страну (1901). В 1909 г. они основали аббатство святых Маврикия и М. в Клерво (Люксембург).

В действующей редакции Римского Мартиролога указано поминовение 2 святых по имени Мавр: ученика св. Бенедикта (5 окт., вместе со св. Плацидом) и аббата монастыря Гланфёй (15 янв.). Согласно календарю бенедиктинской конфедерации (1975), поминовение М. и Плацида совершается 15 янв.

Ист.: BHL, N 5772-5781; Greg. Magn. Dial. II 3-4, 6-8; ActaSS. Ian. T. 1. P. 1038-1062; ActaSS. Bened. Saec. 1. P. 274-303; The Life and Miracles of St. Maurus: Disciple of Benedict, Apostle to France / Transl. J. B. Wickstrom. Collegeville, 2008; Ex Odonis Miraculis S. Mauri sive restauratione monasterii Glannafoliensis / Ed. O. Holder-Egger // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 461-472; Die Chronik von Montecassino / Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980; Le cartulaire de Saint-Maur-sur-Loire // Archives d'Anjou / Éd. P. Marchegay. Angers, 1843. T. 1. P. 293-429.
Лит.: [Giry A.] La vie de saint Maur du Pseudo-Faustus // Bibl. de l'école des chartes. 1896. T. 57. P. 149-152; Adlhoch B. F. Die Benedictiner-Tradition über den hl. Maurus und Abt Odo von Glanfeuil // Studien und Mitteilungen aus dem Benediktiner- und dem Cistercienser-Orden. Würzburg, 1898. Bd. 19. S. 310-326; idem. Zur «Vita S. Mauri» // Ibid. 1905. Bd. 26. S. 3-22, 202-226, 509-524; idem. Die Abtei St. Maur de Glanfeuil // Ibid. 1906. Bd. 27. S. 575-593; L'Huillier A. Étude critique des actes de Saint-Maur de Glanfeuil // Revue de l'Anjou. Sér. 5. 1902. T. 45. P. 351-374; Galtier É. Histoire de Saint-Maur-des-Fossés depuis les origines jusqu'à nos jours: L'abbaye, le château, la ville. P., 1913; MartRom. Comment. P. 22; Bloch H. The Schism of Anacletus II and the Glanfeuil Forgeries of Peter the Deacon of Monte Cassino // Traditio. N. Y., 1952. Vol. 8. P. 159-264; Grégoire R. Prières liturgiques médiévales en l'honneur de St. Benoît, de Ste. Scholastique et de St. Maur // StAnselm. 1965. Vol. 54. P. 1-85; Lentini A., Liverani M. Mauro // BiblSS. Vol. 9. Col. 210-223; Newton F. A Newly Discovered Poem on St. Maur by Laurence of Amalfi // Benedictina. R., 1973. Vol. 20. P. 91-107; Fiore B. Mauro d'Equizio: Discepolo e collaboratore di S. Benedetto: Storia piu leggenda. Montecassino, 1984; Wickstrom J. B. Text and Image in the Making of a Holy Man: An Illustrated Life of St. Maurus of Glanfeuil (Ms. Vat. lat. 1202) // Studies in Iconography. Kalamazoo, 1994. Vol. 16. P. 53-84; idem. Gregory the Great's «Life of St. Benedict» and the Illustrations of Abbot Desiderius II // Ibid. 1998. Vol. 18. P. 34-78; idem. Cluny, Cîteaux, and Blessed Maurus of Glanfeuil // RBen. 2003. T. 113. P. 124-134; idem. Claiming St Maurus of Glanfeuil: An 11th-Cent. Sermon from Fossés // Ibid. 2013. T. 123. P. 274-290; Iogna-Prat D. La geste des origines dans l'historiographie clunisienne des XIe et XIIe siècles // Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 161-200.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)