МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XLII, С. 260-268
опубликовано: 23 октября 2020г.

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

субъект РФ в составе Дальневосточного федерального окр. Территория - 462,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Магадан. Расположена на северо-востоке России, относится к районам Крайнего Севера, на юге и юго-востоке омывается водами Охотского м. Граничит с Камчатским краем, Хабаровским краем, Чукотским автономным округом, Республикой Саха (Якутия). Полезные ископаемые представлены крупнейшими в России месторождениями золота и серебра, а также меди, свинца, олова, железа, редких металлов, угля и др.; на прилегающем к М. о. шельфе Охотского м. имеются запасы нефти и природного газа. Население - 148,1 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 84%, представители коренных народов - 3,5 (в т. ч. эвены - 2636 чел., коряки - 900, ительмены - 613, камчадалы - 280, чукчи - 285, юкагиры - 71, чуванцы - 57 чел.), украинцы - 7, татары - 1% и др. В состав М. о. входят 63 административно-территориальные единицы: город обл. значения (Магадан), город районного значения (Сусуман), 8 районов, 14 городских и 39 сельских населенных пунктов.

История

Заселение территории М. о. связано с миграцией из внутриконтинентальных районов охотников, часть к-рых перешла в Америку по сухопутному мосту (Берингов перешеек) на месте совр. Берингова прол. К наиболее древним археологическим находкам (верхний палеолит, не позднее 26 тыс. лет до Р. Х.) относятся памятники галечных культур в верховьях р. Омолон и на Охотском побережье. Освоение территории продолжалось в неолите (ок. IV-II тыс. до Р. Х.; памятники бассейна р. Хетагчан в Омсукчанском р-не верховьев рек Колымы и Омолона). На сев. побережье Охотского м. в VIII в. до Р. Х. начала формироваться токаревская культура (эпоха палеометалла). В сер. I тыс. по Р. Х. ее смениладревнекорякская культура. Основным занятием населения побережья в этот период становится охота на морского зверя. Во 2-й пол.- кон. I тыс. по Р. Х. на В. Колыму мигрировали юкагиры, а в нач. II тыс.- тунгусы (предки эвенов). В Х-XII вв. тунгусы продвигались к побережью Сев. Ледовитого океана, ассимилируя юкагиров и оттесняя их к северу. В XV в., достигнув Охотского м., они начинают оттеснять к Камчатке и ассимилировать коряков. Впосл. в ассимиляции коряков, проживавших на территории М. о., приняли участие русские и якуты, результатом чего стало появление охотских камчадалов.

В 1632 г. был основан Ленский острог (ныне Якутск), после чего начались регулярные походы русских землепроходцев (служилых, торговых и промышленных людей) на восток. Они собирали ясак с местного населения, нередко преодолевая вооруженное сопротивление. Гарантией выплаты ясака и лояльности к новой власти часто служили заложники-аманаты из числа представителей туземной знати. С сер. XVII в. по 1708 г. территория М. о. входила в Ленский разряд (Якутский у.), которым ведал Сибирский приказ. В 40-х гг. XVII в. р. Колыму исследовал отряд М. В. Стадухина, в к-рый входил и С. И. Дежнёв; первопроходцами были основаны 2 острога (впосл. г. Среднеколымск и с. Нижнеколымск (ныне в Якутии)). В 1648 г. казаки из отряда С. А. Шелковникова прошли морем вдоль Охотского побережья до устья р. Мотыклейки (юго-запад М. о.), где построили зимовье. В 1651-1653 гг. Стадухин обследовал сев. побережье Охотского м. На местах его зимовок возникли первые постоянные поселения: Тауйск (ныне село Ольского р-на) и Гижигинская крепость (с 1783 Гижигинск; город в совр. Северо-Эвенском р-не, ныне не существует). В 1739 г. майор Якутского полка В. Мерлин основал на Охотском побережье Ямской острог (ныне с. Ямск Ольского р-на).

В 1708-1764 гг. территория М. о. входила в Сибирскую, а в 1764-1803 гг.- в Иркутскую губ. Затем восток и северо-восток М. о. относились к Камчатской обл. (1803-1812, 1849-1856, 1909-1922), Иркутской губ. (1812-1849) и Приморской обл. (1856-1909), а юго-запад - к Якутской обл. (1805-1920).

В XVIII - кон. XIX в. территорию, население, природу и геологию края исследовали И. И. Биллингс, Г. А. Сарычев, Ф. П. Врангель, Ф. Ф. Матюшкин, Г. Л. Майдель, И. Д. Черский, К. И. Богданович, Н. В. Слюнин и др.

С XIX в. на землях М. о. власти организовывали ярмарки (Тауйская, Ольская, Наяханская, Гармандинская и др.), на которые местное население доставляло гл. обр. пушнину, а рус. купцы - различные товары для обмена. Торговля и хозяйственное освоение региона часто сопровождались злоупотреблениями и обманом аборигенов со стороны русских и зарубежных (гл. обр. американских и японских) коммерсантов и промышленников.

После Февральской революции в крае сформировались комитеты общественной безопасности, был отменен ясак. К марту 1918 г. установилась советская власть, в том же году были созданы Гижигинский, Тауйский, Ямской, Ольский советы. Вскоре после выступления Чехословацкого корпуса и свержения советской власти в Петропавловском порту (ныне Петропавловск-Камчатский) советы прекратили существование, власть перешла к антибольшевистским силам. В 1920 г., после падения правительства А. В. Колчака, на территории М. о. образовались военно-революционные комитеты. 6 апр. 1920 г. по решению ЦК РКП(б) была создана просоветская, но формально независимая от Советской России Дальневосточная республика (ДВР), включавшая Камчатскую обл. Согласно договору о границах, утвержденному правительством ДВР в янв. 1921 г., Камчатская обл. была передана РСФСР. В кон. мая 1921 г. во Владивостоке к власти пришло антибольшевистское Временное Приамурское правительство С. Д. Меркулова, направившее в сент. того же года на север Дальн. Востока военную экспедицию во главе с есаулом В. И. Бочкарёвым. Итогом действий отряда стал переход территории М. о. под контроль белых сил. Окончательно советская власть в регионе была установлена в 1923 г. в результате военного похода Г. И. Чубарова. Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. для обозначения проживавших в регионе тунгусов власти вводили термин «эвены».

В 1922-1926 гг. территория М. о. входила в Дальневосточную обл., в 1926-1938 гг.- в Дальневосточный край, в 1938-1953 гг.- в Хабаровский край.

В период коллективизации в крае организовывались интегральные кооперативы, занимавшиеся в основном рыбным, зверобойным и пушным промыслами. Представителей коренного населения объединяли преимущественно в оленеводческие, транспортные, охотничьи и рыболовецкие артели. В результате сплошной коллективизации поголовье оленей резко сократилось.

Геологоразведочными Колымскими экспедициями Ю. А. Билибина и В. А. Цареградского (1928-1931) были открыты обширные золотоносные районы в верховьях р. Колымы. Для обеспечения промышленной разработки новых месторождений были необходимы развитие хозяйства и транспортной инфраструктуры региона, обеспечение приисков и строек рабочей силой. В 1929-1930 гг. велись изыскания для строительства дороги от бухты Нагаева на север, к районам добычи полезных ископаемых. В 1929 г. на берегу этой бухты была построена Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза, вокруг к-рой образовался пос. Нагаево. В 1930 г. рядом с ним был основан пос. Магадан, в 1932 г. началось их слияние в пос. Нагаево-Магадан (впосл. распространилось название пос. Магадан; с 1935 даже в офиц. документах часто именовался городом).

В 1930-1934 гг. на территории М. о. существовал Охотско-Эвенский национальный окр. с центром в Охотске (фактически центр находился в пос. Нагаево до 1932).

Согласно постановлениям ЦК ВКП(б) от 11 нояб. 1931 г. «О Колыме» и Совета труда и обороны СССР от 13 нояб. был создан Государственный трест по промышленному строительству в районах Верхней Колымы «Дальстрой». Трест, основанный на труде заключенных, был непосредственно подчинен ЦК ВКП(б), а контроль над его деятельностью возложен на зам. председателя ОГПУ Г. Г. Ягоду. Первым руководителем Дальстроя стал Э. П. Берзин. Трест получил право управлять регионом; он имел собственные партийные, судебные и карательные органы, мог монопольно использовать все природные ресурсы, взимать налоги и сборы. Дальстрой располагал флотом и авиацией. Приказом ОГПУ от 1 апр. 1932 г. для обеспечения треста рабочей силой был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг). В адм., хозяйственном и финансовом отношении он подчинялся директору Дальстроя. К 1 янв. 1933 г. численность заключенных составляла 11 100 чел., к 1 янв. 1940 г. она выросла до 190 309 чел.

В 1932 г. началось строительство дороги от бухты Нагаева на север, к районам разработки недр (впосл. дорога получила название Колымская трасса (тракт), ныне часть федеральной автодороги «Колыма»). Кроме золота на территории Дальстроя велась добыча олова, вольфрама, кобальта и др. полезных ископаемых. Постановлением Совнаркома СССР от 4 марта 1938 г. Дальстрой из треста был преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (при этом название «Дальстрой» сохр.) и передан в ведение НКВД СССР (с 1946 - МВД). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1939 г. пос. Магадан был преобразован в город.

После начала Великой Отечественной войны количество ввозимых грузов, а также число заключенных и вольнонаемных работников из центральных районов СССР существенно сократились. Если к 1 янв. 1941 г. на предприятиях Дальстроя трудились 187 976 заключенных, то к 1 янв. 1943 г. их насчитывалось 107 775 чел., а к нач. 1945 г.- 93 542 чел. Дефицит рабочей силы вынуждал руководство НКВД укомплектовывать прииски и предприятия вольнонаемными работниками из числа досрочно освобожденных заключенных. На прииски в период промывочного сезона направлялись рабочие и служащие др. отраслей хозяйства Дальстроя. Существенную поддержку его экономике в 1942 - 1-й пол. 1945 г. оказали поставки по программе ленд-лиза из США техники, продовольствия и промышленных товаров.

По окончании войны с Японией число доставленных в регион заключенных росло: на 1 янв. 1946 г. в Дальстрое работали 73 060 заключенных, к 1 янв. 1947 г. их было уже 93 322 чел. Всего с 1932 по 1954 г. в ИТЛ Дальстроя прибыли 859 911 заключенных, убыли - 787 734 (из них были освобождены 445 171 чел., умерли 121 256, бежали 7,8 тыс. чел.).

Территория Дальстроя постоянно расширялась, достигнув в 1951 г. 3 млн кв. км (включала современные М. о., Чукотский АО, части Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Камчатского краев). 18 марта 1953 г. Дальстрой из ведения МВД был передан в ведение Мин-ва металлургической промышленности СССР, а 8 февр. 1954 г.- в ведомство Мин-ва цветной металлургии. 3 дек. 1953 г. была образована М. о. с центром в Магадане. В состав области вошли Ольский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Тенькинский, Сусуманский, Ягоднинский районы и Чукотский национальный окр. (с центром в пос. Анадырь, с 1965 город), включавший Анадырский, Марковский, Чаунский, Чукотский и Восточно-Тундровский районы. В июне 1957 г. Дальстрой был расформирован (вместо него создан Магаданский экономический адм. р-н в ведении совнархоза). В том же году Управление Северо-Восточных ИТЛ было реорганизовано в Магаданское управление исправительно-трудовых колоний МВД РСФСР. В 1964 г. пос. Сусуман был преобразован в город, в 1967 г. статус города получил пос. Певек. В 1954 г. образованы Омсукчанский и Иультинский районы, в 1957 г.- Беринговский и Провиденский районы, в 1966 г.- Хасынский р-н, в 1973 г.- Шмидтовский р-н. В 1960 г. был упразднен Марковский р-н, в 1961 г. Восточно-Тундровский р-н переименован в Билибинский. В 1980 г. Чукотский национальный окр. преобразован в автономный.

В 50-80-х гг. XX в. продолжалось активное развитие региона. Нехватка трудовых ресурсов, наметившаяся после прекращения использования принудительного труда заключенных, была компенсирована за счет привлеченных высокими заработками и льготами работников со всего СССР. В 1955 г. начала работать Аркагалинская ГРЭС (в пос. Мяунджа совр. Сусуманского р-на), в 1962 г. введена в строй Магаданская ТЭЦ. В 1970 г. началось строительство Колымской ГЭС (Ягоднинский р-н), ее 1-й гидроагрегат был запущен в 1981 г., а последний - в 1994 г. С 1991 г. на р. Колыме ведется строительство 2-й ГЭС Колымского каскада - Усть-Среднеканской (Среднеканский р-н). С нач. 90-х гг. XX в. существенно сократилась численность населения М. о. В соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. из состава М. о. был выделен Чукотский АО, ставший самостоятельным субъектом Федерации. В 1999 г. упразднены Ольский и Хасынский районы; в 2002 г. они были восстановлены. В наст. время основу экономики области составляет горнодобывающая промышленность. Разрабатываются месторождения золота, серебра, олова, вольфрама, угля. Рыбная промышленность (2-я по значимости отрасль хозяйства) в основном сконцентрирована в Магадане.

Религия

Ученики гижигинской школы перед Спасской ц. Гижигинск. Фотография. Нач. XX в.Ученики гижигинской школы перед Спасской ц. Гижигинск. Фотография. Нач. XX в.Регион имел стратегическое значение для СССР, поэтому со времен Дальстроя до сер. 80-х гг. XX в. каждый верующий «стоял на учете» органов госбезопасности (ГА Магаданской обл. Ф. 267. Оп 1. Л. 57). В системе Северо-Восточного ИТЛ отбывали наказание разнообразные по этническому и конфессиональному составу группы заключенных, представители которых, освободившись, нередко оставались жить в этом крае. В настоящее время большинство верующих в М. о. православные. К марту 2016 г. зарегистрировано 44 религиозные организации: 26 православных (входят в Магаданскую и Синегорскую епархию РПЦ), католическая, 15 протестантских, мусульманская и иудейская.

Русская Православная Церковь

Православие на территорию М. о. было принесено отрядами рус. первопроходцев. Первые случаи крещения представителей местных народов относятся к XVII в. При строительстве острогов и крепостей казаки наряду с казармами, с арсеналами и со складами возводили часовни. В 1653 г. была построена часовня в Тауйском остроге, в 1739 г.- часовня в Ямском остроге. В 1668 г. Сибирский и Тобольский митр. Корнилий направил «для святительских дел» на реки Индигирку, Алазею и Колыму насельника якутского Спасского монастыря иером. Макария. Его миссия продолжалась 15 лет.

В церковном отношении территория М. о. с сер. XVII в. по 1727 г. подчинялась Тобольской епархии, а 15 янв. 1727 г. вошла в новообразованную Иркутскую епархию (см. ст. Иркутская и Ангарская епархия).

В сер. XVIII в. начальник Камчатской духовной миссии архим. Иоасаф (Хотунцевский; впосл. епископ) направлял «проповеднические свиты» в прилегающие к Камчатскому п-ову земли, в т. ч. на Охотское побережье. В 1758 г. в Гижигинской крепости казаки построили Спасскую ц., ставшую центром миссионерской деятельности. Благодаря ее священнослужителям и прихожанам уже к 60-м гг. XVIII в. были обращены в Православие оседлые коряки из окрестностей Гижигинской крепости и Гарманды (ныне село Северо-Эвенского р-на); в корякские острожки ежегодно выезжал причт Спасской ц. для совершения богослужений и треб. После 1760 г. началось крещение коряков-кочевников, а в 80-х гг. XVIII в.- массовое обращение в Православие кочевых и оседлых тунгусов. В этот же период были крещены мн. юкагиры. К нач. XIX в. все охотские тунгусы исповедовали Православие.

В кон. 1840 г. была учреждена Камчатская епархия, включившая бо́льшую часть территории М. о. Первым Камчатским архиереем стал еп. свт. Иннокентий (Вениаминов; с 1850 архиепископ, впосл. митрополит) с титулом «Камчатский, Курильский и Алеутский». 26 июля 1852 г. к этой епархии была присоединена Якутская обл., в к-рую входила юго-зап. часть земель М. о.

При свт. Иннокентии на территории края увеличилось количество храмов. Жители с. Ямск добивались разрешения на возведение церкви с 30-х гг. XIX в.; к нач. 40-х гг. местная часовня сильно обветшала. Указом Синода от 5 апр. 1844 г. строительство храма было разрешено. В февр. 1847 г. новую Благовещенскую ц. освятил свт. Иннокентий. Перестроить в церковь тауйскую часовню (возводилась неск. раз, последний - в 1820) Синод постановил еще в 1834 г. Однако вместо возведения нового храма к часовне был пристроен алтарь; 1-м настоятелем Покровского прихода в 1839 г. стал свящ. Стефан Попов. В 1843 г. была заложена новая тауйская церковь, освященная свт. Иннокентием 5 марта 1847 г. По преданию, она была построена на месте обнаружения иконы Покрова Божией Матери. В 1857 г. церковь сгорела, новая была освящена 23 дек. 1864 г. Свт. Иннокентий поощрял сооружение часовен на Охотском побережье при участии зажиточных оленеводов. В 50-х гг. XIX в. часовни были возведены в селах Ола и Армань (ныне поселки Ольского р-на).

В 1845 г. к охотским тунгусам с Николаевской походной ц. приехал помощник свт. Иннокентия свящ. Д. В. Хитров (впосл. еп. Дионисий). Во время поездки по епархии в нач. 50-х гг. XIX в. свт. Иннокентий учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. К сер. XIX в. Православие приняли оседлые коряки, жившие в селах Ямск, Туманы (впосл. поселок Ольского р-на, ныне не существует) и Наяхан (впосл. поселок Северо-Эвенского р-на, ныне не существует). Свящ. С. Попов, часто выезжавший к тунгусам-кочевникам, выучил их язык. По благословению свт. Иннокентия при помощи тауйского казачьего старшины тунгуса Г. Шелудякова он создал алфавит для тунгусов. В 1854 г. этот миссионер перевел Евангелие от Матфея и краткий катехизис с молитвами; также им были составлены «Тунгусский букварь с молитвами» (М., 1858) и «Краткий тунгусский словарь» (М., 1859).

В 1-й пол. XIX в. переселенцы, в 1771 г. покинувшие упраздненный Анадырский острог на Чукотке и переехавшие в Гижигинскую крепость, начали возвращаться на старое место. В окрестностях бывш. острога возникали поселения. В этот период центром миссионерской работы в бассейне р. Анадырь стала гижигинская Спасская ц. В 40-х гг. XIX в. свт. Иннокентий направлял отсюда на Чукотку священнослужителей для проповеди чукчам; новоучрежденную Анадырскую миссию (также именовалась Гижигинской походной ц.) возглавил гижигинский свящ. Р. И. Верещагин. Спасская ц. не имела необходимых для содержания миссии средств, для этой цели направлялись доходы ямской и тауйской церквей. В 1862 г. на средства гижигинского купца П. П. Брагина в с. Маркове (ныне Анадырского р-на Чукотского АО) была построена Никольская ц., ставшая центром Анадырской миссии. Гижигинская походная ц. была переименована в Корякскую походную миссию.

С учреждением 12 янв. 1870 г. Якутской епархии (к-рую тогда же возглавил еп. Дионисий (Хитров), бывший с 1868 Якутским викарным архиереем) территория М. о. была разделена между нею и Камчатской епархией.

Христианизации коренных народов способствовало основанное свт. Иннокентием в 1869 г. Православное миссионерское общество. Так, его Якутский комитет, образованный в 1870 г., принимал участие в финансировании Чукотско-Колымской миссии (РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6828. Л. 25). В 1875 г. казанским Православным миссионерским об-вом при Гурия Казанского святителя братстве была основана переводческая комиссия, 1-м председателем которой стал Н. И. Ильминский. Она занималась переводом на языки инородцев, в т. ч. на тунгусский (эвенский), религ. лит-ры, составлением словарей и букварей; впосл. эти труды были изданы и распространялись в основном бесплатно.

1 янв. 1899 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую (см. ст. Благовещенская и Тындинская епархия) и Владивостокскую (см. ст. Владивостокская и Приморская епархия). В последнюю были включены земли М. о., ранее относившиеся к Камчатской епархии.

В кон. XIX - нач. XX в. на территории М. о. продолжалось храмовое строительство. В 1884 г. в с. Ямск вместо обветшавшей Благовещенской ц. была возведена новая. 8 сент. 1896 г. в с. Ола была освящена новопостроенная Богоявленская ц. Полотняный иконостас для нее был изготовлен в Москве на пожертвования зажиточных кочевников-тунгусов братьев Иннокентия и Михаила Хабаровых. В кон. XIX в. в с. Армань была построена Благовещенская ц.; тогда же или в нач. XX в. возведен деревянный Никольский храм в с. Сеймчан (ныне поселок Среднеканского р-на). В нач. XX в. тауйская и ольская церкви упоминаются в источниках как обветшавшие.

В 1907 г. Владивостокский архиеп. Евсевий (Никольский; впосл. митрополит) назначил настоятелем гижигинского прихода и начальником Корякской походной миссии иером. Нестора (Анисимова; впосл. митрополит). В результате наводнения, вызванного проливными дождями в авг. 1907 г., жителям Гижигинского у. угрожал голод. Иером. Нестору при содействии архиеп. Евсевия, Мамадышского еп. Андрея (Ухтомского), прот. прав. Иоанна Кронштадтского (внесших свои пожертвования) и редакций нек-рых газет удалось организовать в ряде городов и губерний России сбор средств для помощи пострадавшим. В течение 1-го года миссионерского служения иером. Нестор освоил тунгусский (эвенский) язык и при помощи тунгусов и местных русских перевел на него молитву Господню, заповеди блаженства, нек-рые евангельские главы, наставления о христ. жизни и др. Впосл. эти переводы были опубликованы. 14 сент. 1910 г. по инициативе и проекту иером. Нестора было открыто миссионерское Камчатское братство во имя Всемилостивого Спаса, а 4 нояб. 1911 г. восстановлена Камчатская миссия (4 стана). Ее деятельность распространялась на Камчатскую обл., в т. ч. на Охотский и Гижигинский уезды. Миссия была подчинена Владивостокскому архиерею, ее начальником стал иером. Нестор (с 1914 игумен, с 1915 архимандрит). В авг. 1916 г. было образовано полусамостоятельное Петропавловское (с окт. того же года - Камчатское и Петропавловское) вик-ство Владивостокской епархии, возглавить к-рое было определено архим. Нестору. 16 окт. 1916 г. во Владивостоке состоялась его архиерейская хиротония. В следующем году еп. Нестор выехал на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1919 г. он дважды посещал Камчатку, а в нач. 1920 г. покинул Россию. В 1922 г. в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось Дальневосточное архиерейское совещание, на основании решения которого в том же году Высшее церковное управление за границей постановило выделить Камчатское викариатство в самостоятельную епархию.

В XIX - нач. XX в. при церквах на территории М. о. имелись немногочисленные школы, в которых обучались дети тунгусов, якутов, ительменов и коряков. Однако действовали эти школы периодически, прекращая и вновь возобновляя работу; учеников было немного. В условиях острой нехватки врачей и фельдшеров и недостаточного снабжения лекарствами медицинскую помощь местным жителям оказывали священнослужители.

Кочевой образ жизни местного населения и большие расстояния до храмов и между ними придавали своеобразие религ. жизни представителей коренных народов. В XVIII - нач. XX в. кочевых тунгусов и юкагиров нередко крестили миряне; для совершения венчаний к ним приезжали священники (в таких случаях в метрических книгах делалось уточнение о венчании «в поле»). Еп. Нестор (Анисимов) свидетельствовал, что при посещении им кочующих тунгусов они для совершения треб сооружали из неск. юрт одну просторную, в которой могли поместиться более 200 чел. На месте причащения воздвигали крест, остававшийся там после разборки большой юрты и ухода кочевников. Вплоть до закрытия церквей в XX в. регулярно и по возможности часто посещать их стремились не только оседлые жители, но и кочевники. Тунгусы тауйского побережья во время масленицы проездом с ольской ярмарки останавливались в Тауйске у своих кумовьев и оседлых друзей, посещали местную Покровскую ц., венчались, крестили детей. Во время поста многие старики приезжали из тундры в Тауйск говеть и участвовать в таинствах. В этот период они также находили приют в домах оседлых тауйцев, навещали знакомых, обменивали привезенные с собой товары. В быту правосл. тунгусов тауйского побережья закрепились рус. обычаи, связанные с церковным календарным циклом: катание с гор, вечорки с рус. песнями и плясками, хождение ряженых по домам на святках и на масленицу. Гижигинские тунгусы заключали браки с коряками только при условии принятия последними Православия. Христианство у аборигенных народов переплеталось с их традиц. верованиями в загробную жизнь и с представлениями о незримых добрых и злых покровителях.

После установления советской власти в регионе, уже в 20-х гг. XX в., местными властями была проведена оценка церковного имущества ямской Благовещенской ц., при этом «в доход государства» были изъяты все деньги. Необходимые для совершения богослужений свечи, ладан, вино, масло и мука были описаны, но изъятию не подверглись, поскольку верующие смогли выплатить их стоимость. В процессе оценки были допущены множественные нарушения. Сохранилась жалоба свящ. С. И. Мамина (адресованная, очевидно, духовному начальству), в к-рой он докладывал, что в алтаре «оценочная комиссия во главе с секретарем Сельревкома учинила такое кощунство, какое не допускают невежественные дикари». Иерей указал на невозможность совершать богослужения «до тех пор, пока Священные предметы Престола и жертвенника не будут освящены от нечистот прикосновения рук означенных нахалов» (ГА Магаданской обл. Ф. Р-40. Оп. 1. Д. 4. Л. 271. Цит. по: Бацаев. 2007. С. 26). В 1926 г. по распоряжению Ольского райисполкома старая ямская церковь была разобрана на дрова для школы, а престол и жертвенник сожжены. Оценке подверглись здания и имущество новой ольской Благовещенской ц.

Антирелиг. работа на территории М. о. сталкивалась с рядом затруднений. В 20-х гг. XX в. представители местных властей отмечали, что «юрты тунгусов буквально увешаны иконами и предметами религиозного культа» (Там же. С. 25). В авг. 1925 г. на 1-м тунгусском съезде Ольской вол. представитель 6 родов высказал просьбу прислать в Олу приходского священника. Имелись случаи предоставления сельсоветами своих помещений для собраний верующих. При этом «сотрудники советских органов» не только не препятствовали проведению этих собраний, но и принимали в них активное участие. В янв. 1927 г. во все сельсоветы Ольского р-на райисполком направил телеграммы, в к-рых указал на недопустимость подобных фактов, а телеграммой от 4 марта 1927 г. потребовал «решительно усилить борьбу с религией» (Там же).

Свящ. С. Мамин до конца жизни (ум. в июле 1928) продолжал совершать богослужения в ямской Благовещенской ц. и в арманском приходе, к-рый он посещал неск. раз в год. Весной 1929 г. житель Ямска П. Чёрных ездил в с. Гижига, чтобы пригласить местного свящ. Н. Сновидова приехать в Ямск для исполнения треб. Но священник от поездки отказался, опасаясь притеснений со стороны властей. До нач. 30-х гг. XX в. богослужения в ряде храмов и часовен на территории М. о. совершал приезжавший раз в год из Охотска свящ. (прот.?) А. Канаев; в остальное время богослужения совершались мирским чином. Кочевые эвены на собрании в Тауйске 14 февр. 1931 г. обратились к властям с просьбой отремонтировать Покровскую ц., однако вскоре она была отобрана у верующих, ее полуразрушенное здание сохранялось до нач. 60-х гг. XX в. 27 марта 1931 г. состоялось общее собрание жителей с. Ямск, постановившее ходатайствовать перед Ольским райисполкомом об устройстве в здании Благовещенской ц. избы-читальни или школы. Жители с. Сеймчан также отказались от своей церкви и в июне 1931 г. на общем собрании постановили организовать в ней клуб, часть церковного имущества продать на торгах, золотые и серебряные предметы передать «для обороны страны», а мебель - местной школе. 29 марта 1932 г. решением общего собрания жителей с. Ола здание Богоявленской ц. отобрали у верующих, а церковные ценности постановили передать в Госбанк. В авг. 1932 г. 1-й орочельский съезд Советов Северо-Эвенского р-на постановил устроить в часовне с. Наяхан дом туземца. Часовня в с. Армань, к-рую содержали эвены-кочевники, была закрыта не ранее 1934 г.

После закрытия гижигинской Спасской ц. служивший в ней престарелый иером. Нифонт был вынужден скрываться в отдаленных селениях, в чем ему помогали эвены и камчадалы. По нек-рым сведениям, при помощи укрывавших его местных жителей он совершал требы в домах верующих. По одним данным, иером. Нифонт умер в сел. Алачеве (ныне урочище) на р. Наяхан, по другим - погиб во время пожара в своем доме в с. Наяхан в 1940 г.

К сер. 30-х гг. XX в. на территории М. о. были закрыты все церкви и часовни.

В период гонений на Церковь, в 30-50-х гг. XX в., священно- и церковнослужители, а также верующие миряне отбывали заключение в системе Северо-Восточного ИТЛ, в их числе - еп. Вениамин (Новицкий; впосл. архиепископ), богослов прот. В. П. Виноградов (впосл. протопресвитер) и М. В. Гундяев (впосл. протоиерей, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Позднее нек-рые узники были прославлены как новомученики и исповедники.

25 дек. 1945 г. была учреждена Хабаровская епархия, в к-рую вошла территория М. о. 27 дек. того же года произошло формальное упразднение Камчатской и Петропавловской кафедры. В кон. 40-х гг. XX в. Хабаровский еп. Гавриил (Огородников; впосл. архиепископ) планировал совершить объезд всей епархии, в т. ч. посетить Магадан. Однако осуществить это намерение не удалось, поскольку в июне 1949 г. он был освобожден от управления епархией.

Покровский женский мон-рь в Магадане. Фотография. 2015 г.Покровский женский мон-рь в Магадане. Фотография. 2015 г.Несмотря на отсутствие церквей и священников, атеистическую пропаганду и адм. давление на верующих, в быту эвенов прочно укоренились правосл. традиции. Советский историк и этнограф У. Г. Попова отмечала, что в 60-х гг. XX в. у эвенов тауйского побережья сохранилась святочная традиция хождения ряженых по домам, а в домах нек-рых колхозников-эвенов «в переднем углу, под тюлевой занавеской» хранились иконы. В то время как в предвоенные и послевоенные годы среди рус. старожилов распространилась мода давать детям иностранные имена, своих детей эвены продолжали называть исключительно по святцам. Представители старшего поколения гижигинских, ольских и тауйских эвенов бережно хранили иконы. По воскресеньям их помещали в вост. части юрт. В проч. дни и во время кочевки иконы хранились в чехлах из ровдуги (оленьей кожи), на лицевой стороне к-рых было принято нашивать крест из красной или синей ткани. Иконы эвены-кочевники называли «нэнгун» или «хэвки» (святыни), во время кочевок их перевозили на специально предназначенном для этого олене («нэнгурук» или «хэвкирук»). Правосл. веру с элементами шаманизма долгое время сохраняли представители рассохинской группы эвенов-кочевников. На традиц. эвенский календарь большое влияние оказал календарь православный; в эвенских названиях месяцев содержались имена святых и названия церковных праздников. Тем не менее в постановлении Магаданского обкома КПСС по вопросам усиления атеистического воспитания от 3 нояб. 1981 г. с удовлетворением отмечалось, что в «области наметились тенденции в оздоровлении религиозной обстановки, что связано с отсутствием церквей и учреждений религиозного культа» (ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 218. Л. 8). В отсутствие духовенства верующие М. о. для совершения треб посещали храмы в др. регионах страны во время отпусков, причем так поступали даже коммунисты и комсомольцы (ТАОСОРОА Магаданской обл. Д. 5. Л. 81-90; ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 218. Л. 2). Правосл. жители М. о. участвовали в подготовке к торжествам, приуроченным к 1000-летию Крещения Руси. Праздничные мероприятия в Магадане включали организацию выставки произведений религ. искусства из фондов обл. музея и из частных коллекций магаданцев, проведение цикла лекций, посвященных этому юбилею, публикацию материалов из фондов обл. архива по истории РПЦ и ее миссионерской деятельности среди аборигенного населения области.

К кон. 80-х гг. XX в. в Магадане существовала небольшая правосл. община, не имевшая священника. Верующие собирались на квартирах для чтения Свящ. Писания и бесед. После встречи 29 апр. 1988 г. генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с патриархом Московским и всея Руси Пименом местные власти отметили активизацию инициативной группы по регистрации магаданского православного прихода (ТАОСОРОА Магаданской обл. Д. 5. Л. 40). Первый в регионе магаданский Покровский приход был зарегистрирован 22 февр. 1989 г., 23 окт. того же года его настоятелем стал свящ. А. А. Шаров. Богослужения проводились в перестроенном под церковь частном доме (ныне на территории магаданского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря). Уполномоченный Совета по делам религий по М. о. констатировал, что регистрация правосл. общины «ощутимо повлияла на религиозную обстановку в Магадане» (Там же. Л. 45). В авг. 1989 г. был объявлен конкурс на лучший проект храма, посвященного жертвам политических репрессий, начался сбор пожертвований на его строительство. Летом-осенью того же года верующие Покровского прихода объехали бо́льшую часть районов М. о., установив контакты с православными жителями региона. 28 дек. 1989 г. был зарегистрирован приход в пос. Усть-Омчуг Тенькинского р-на. 20 апр. 1990 г. Хабаровский еп. Гавриил (Стеблюченко; впосл. архиепископ) совершил закладку магаданской Свято-Духовской ц.

31 янв. 1991 г. от Хабаровской епархии была отделена Магаданская и Камчатская, в к-рую вошли М. о., Чукотский АО и Камчатская обл. 23 февр. 1993 г. от Магаданской епархии была отделена Петропавловская и Камчатская епархия, а 19 июля 2000 г.- Анадырская и Чукотская епархия.

Старообрядчество

По офиц. данным кон. XIX в., старообрядцы на территории М. о. не проживали. До 80-х гг. XX в. в отчетах уполномоченного Совета по делам религий по М. о. и начальника обл. управления КГБ встречаются эпизодические упоминания о старообрядцах белокриницкого согласия (см. ст. Белокриницкая иерархия). С кон. 80-х гг. XX в. уполномоченный отмечал активизацию их деятельности, которую приписывал влиянию прошедшего в Москве в нояб. 1989 г. учредительного съезда Древлеправославной поморской церкви. Первая община старообрядцев белокриницкого согласия была зарегистрирована в Магадане в 1993 г. В следующем году там же была зарегистрирована община последователей Истинно православной церкви (ИПЦ), но 11 сент. 1999 г. она перерегистрировалась как старообрядческая. В 2004 г. на территории М. о. имелись 3 зарегистрированные общины старообрядцев белокриницкого согласия: в Магадане, в пос. Ола и в пос. Палатка Хасынского р-на. В наст. время в Магадане без регистрации действует община в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Территория М. о. относится к Хабаровской и всего Дальн. Востока епархии Русской православной старообрядческой Церкви.

Истинно православные христиане

Истинно православные христиане и федоровцы были среди заключенных Северо-Восточного ИТЛ. В 60-80-х гг. XX в. местным властям была известна группа последователей ИПЦ, действовавшая на территории М. о. без регистрации.

Римско-католическая Церковь

Католическая ц. в честь Рождества Христова в Магадане. 2004 г. Фотография. 2011 г.Католическая ц. в честь Рождества Христова в Магадане. 2004 г. Фотография. 2011 г.К кон. 80-х гг. XX в., по офиц. данным, на территории М. о. проживали 12 католиков из числа репрессированных (ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 1. Л. 118). В 1988 г. по приглашению уполномоченного Совета по делам религий по М. о. в Магадан из США прибыла католич. миссия архиепархии Анкориджа во главе с архиеп. Фрэнсисом Томасом Херли. Вскоре в городе была зарегистрирована католич. община из 12 чел. во главе со свящ. Майклом Шилдсом. В 2004 г. Иркутский еп. Кирилл Климович освятил новопостроенную магаданскую Рождественскую ц. По состоянию на тот же год в М. о. кроме этого прихода были зарегистрированы группа Дочерей милосердия св. Венсана де Поля в Магадане и община в пос. Ола. В наст. время при Рождественском приходе работают детская воскресная школа и благотворительный центр «Каритас» (см. ст. «Caritas Internationalis»). Территория М. о. включена в епархию св. Иосифа с центром в Иркутске.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Сведений о существовании протестант. общин на территории региона до 2-й пол. 30-х гг. XX в. не обнаружено.

В М. о. зарегистрирована лютеранская (см. ст. Лютеранство) община св. Марка, созданная на базе прибалт. землячества «Колыма - Балтия» в 2003 г.; она насчитывает ок. 30 верующих. В пос. Сокол (административно подчинен Магадану) существует незарегистрированная община св. Луки. Общины относятся к пробству Дальн. Востока Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока (см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии). Храмовых зданий нет.

Первые баптисты прибыли на территорию М. о. в 1937 г. (осужденные служители и рядовые члены ташкентской баптист. церкви). В регионе в 1938-1942 гг. отбывал наказание председатель Всесоюзного совета евангельских христиан Я. И. Жидков. В 50-х гг. XX в. во всем регионе насчитывалось ок. 150 евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Первая организованная община возникла в Магадане в 1959 г. Первоначально она состояла из 12 чел., активно занимавшихся проповеднической деятельностью, однако значительный рост числа верующих не наблюдался. В 1968 г. в магаданской общине произошел раскол на сторонников Совета церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ; см. ст. Инициативники) и Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. В 60-70-х гг. XX в. малочисленные группы ЕХБ существовали в поселках Спорное (Ягоднинского р-на, ныне не существует), Сеймчан и Палатка. В нач. 80-х гг. XX в. последователи СЦ ЕХБ Магадана безуспешно пытались объединиться с магаданской общиной христиан веры евангельской (ХВЕ; см. ст. Пятидесятники). В 1986 г. была зарегистрирована лояльная к властям община ЕХБ, состоявшая из 19 чел. В наст. время зарегистрированы 2 общины в Магадане и община в пос. Ола. В пос. Сокол с 1998 г. действует (ныне без регистрации) община евангельских христиан «Церковь св. Петра», имеющая филиал в пос. Стекольном Хасынского р-на. Община занимается активной работой с молодежью, а с помощью Международного агентства World Relief (его центр находится в США) осуществляет социальное служение.

ХВЕ появились на территории М. о. в 30-х гг. XX в. С 1953 г. в Магадане существовала группа, насчитывавшая ок. 30 верующих. К 1972 г. в ней оставалось не более 14 чел. В 1980 г. группа пополнилась прибывшими в Магадан на постоянное жительство пятидесятниками; к нач. 1985 г. властям были известны 40 активных ХВЕ, проживавших в городе. Пятидесятники Магадана проводили религ. собрания на частных квартирах. В янв. 1989 г. городские власти Магадана разрешили им провести в Доме культуры праздничное богослужение, посвященное 1000-летию Крещения Руси, в апр. того же года там прошла пасхальная служба. Первая община была зарегистрирована 17 мая 1989 г. Она вела происхождение от Киевского братства, действовавшего на Украине с 20-х гг. ХХ в. В наст. время на территории области насчитывается 10 организаций пятидесятников. Из них зарегистрированы 8, в т. ч. Магаданское областное объединение церквей ХВЕ, относящееся к Российскому объединенному союзу ХВЕ (РОСХВЕ). В объединение входят ок. 5 общин, головной является церковь «Скала надежды» (ранее называлась «Слово жизни», издавала одноименную газету тиражом 500 экз.; представители церкви вели активную проповедническую работу среди местных евреев). Магаданское областное объединение церквей ХВЕ выкупила храмовое здание у общины Новоапостольской церкви; последняя существует с 1994 г., ныне прекратила активную деятельность (тем не менее сохр. группа последователей из 12 чел.). В РОСХВЕ также входят Христианская миссия милосердия «Благая весть» и Христианский центр «Добрый самарянин», сотрудники к-рого активно проповедуют и организовывают общины на севере М. о. и на Чукотке. Северо-Восточная христианская миссия милосердия ХВЕ в пос. Сокол относится к Российской ассоциации миссий ХВЕ (входит в Объединенную церковь ХВЕ). С 1999 г. наиболее активные члены миссии ведут работу в Северо-Эвенском р-не среди представителей коренных малочисленных народов. В результате их деятельности в нескольких населенных пунктах были обращены ок. 70 чел., гл. обр. коряков. В 2003 г. в пос. Эвенск была зарегистрирована территориально-соседская община «Эммануил» во главе со служителем-коряком (ныне действует без регистрации).

Репрессированных адвентистов седьмого дня (АСД) отправляли на территорию М. о. со 2-й пол. 30-х гг. XX в. Они активно проповедовали среди осужденных. К кон. 50-х гг. в регионе проживали 15 адвентистов-реформистов. Первая организованная община в Магадане появилась в 1989 г. благодаря активной деятельности миссии Координационного совета АСД России. В окт. 1990 г. было зарегистрировано объединение АСД Магадана (18 чел.). При финансовой поддержке зарубежных единоверцев община начала строительство церкви, завершенное в 1997 г.

Пресвитерианская община появилась в М. о. в 1995 г.; ныне малочисленная религ. организация «Вера и добродетель» действует без регистрации.

Магаданская община Церкви Христа была создана в 1994 г. амер. проповедником Д. Бинкли. Он организовывал раздачу гуманитарной помощи, под его руководством община выросла до 100 членов. В наст. время их насчитывается ок. 25.

Мн. Иеговы свидетели из зап. регионов СССР отбывали наказание в Северо-Восточном ИТЛ за отказ от выполнения воинской повинности и за различные нарушения законодательства о религ. культах. В 60-70-х гг. XX в. в Магадане действовала община, состоявшая из 20 чел. С 2009 г. в М. о. без регистрации действуют 2 группы иеговистов (в Магадане и Сусумане).

Магаданская община мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) была зарегистрирована в 1993 г. и продолжает действовать в наст. время; ее численность не превышает 30 чел.

Ислам

В 70-х гг. ХХ в. незарегистрированная группа мусульман, состоявшая из 8 ингушей, имелась в Сусумане. В 1997 г. там же была зарегистрирована 1-я в регионе мусульм. религ. орг-ция, прекратившая существование в 2005 г. В следующем году был зарегистрирован приход мечети г. Магадана. Он был создан на базе обл. татарско-башкир. ассоциации «Алтын-Ай» («Золотой полумесяц»), но вскоре пополнился выходцами с Сев. Кавказа и из Ср. Азии. Эта община, в составе к-рой более 300 членов, входит в Духовное управление мусульман азиат. части России. С 2003 г. число мусульман увеличивается за счет возросшего потока трудовых мигрантов. Молельные комнаты действуют в магаданской колонии общего режима и в колонии строгого режима в пос. Уптар. Власти Магадана отвели участок земли под строительство мечети.

Буддизм

Магаданская община существует без регистрации с кон. 90-х гг. XX в., состоит из 20 членов (гл. обр. бурят).

Иудаизм

В 2002 г. как религ. организация ортодоксального иудаизма была зарегистрирована «Еврейская община г. Магадана». Она входит в Федерацию еврейских общин России; в наст. время состоит из 35 чел.

Язычество

В нач. ХХ в. почти все эвены считали себя православными. От 45 до 70% коряков, ительменов и юкагиров М. о. придерживались традиц. языческих верований (полисинкретические верования, включающие шаманизм, анимизм, тотемизм, фетишизм и магию). В наст. время автохтонные культы сохранились на севере М. о. среди коряков. В их домах и ярангах можно встретить идолов; коряки совершают обряды кормления «первой рыбы», ритуал забоя 1-го оленя. На вершинах сопок встречаются «родовые места», к которым приносят предметы, замещающие жертвы животных. В наст. время идет процесс возрождения язычества среди эвенов и коряков, обусловленный его отождествлением с национальной культурой.

Новые религиозные движения

В 1992-1997 гг. в Магадане и Сусумане активно действовало Международное об-во «Сознание Кришны» (вайшнавы). Ныне кришнаиты представлены в Магадане группой, состоящей из 5-10 чел. В 1995-1997 гг. в Магадане и в пос. Сокол существовала община Церкви объединения (мунитов). В обл. центре имеется также группа необуддистов (20-25 чел.).

Арх.: ГА Магаданской обл. Ф. Д-1. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-2, 84, 96; Ф. Д-2. Оп. 1. Д. 10. Л. 119; Д. 17. Л. 179; Ф. Д-3. Оп. 1. Д. 1. Л. 70; Ф. Д-24. Оп. 1. Д. 2. Л. 172; Ф. 267. Оп 1. Л. 57; ЦХСД Магаданской обл. Ф. 21. Оп. 41. Д. 1. Л. 118, 120; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 29. Л. 13; Д. 406. Л. 110; Оп. 193. Д. 6828. Л. 25; ТАОСОРОА Магаданской обл. Д. 3. Л. 55-58, 107-115, 117; Д. 5. Л. 5, 10, 12-15, 17, 25, 36, 40, 45-47, 55-58, 81-90; Текущий архив Минюста РФ по Магаданской обл. Реестр религ. организаций. Д. 1. Л. 3-4.
Ист.: Иннокентий (Попов-Вениаминов), митр. Творения. СПб., 1887. Т. 2; он же. Избранные труды. Новосиб., 1997; «За нами придут корабли…»: Список реабилитированных лиц, смертные приговоры в отношении к-рых приведены в исполнение на территории Магаданской обл. / Отв. ред.: С. В. Абрамов. Магадан, 1999; Громов П. В., прот. Припоминания современника о высокопреосв. Иннокентии, митр. Московском. Иркутск, 2014.
Лит.:Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырской округи, ее экон. состояние и быт населения. СПб., 1896. С. 95; Прозоров А. А. Экон. обзор Охотско-Камчатского края.СПб., 1902; Патканов С. Стат. данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и народы инородцев. СПб., 1912. Т. 1. С. 106; Попова У. Г. Этнографические особенности дорев. быта населения Тауйского побережья // История и культура народов Северо-Востока СССР. Магадан, 1964. Вып. 8. С. 54-71; она же. Становление колхозного строя на Тауйском побережье: (Колхоз «Рассвет» Ольского р-на Магаданской обл.) // Там же. С. 136-158; она же. Эвены Магаданской области. М., 1981; Археол. памятники Магаданской обл. Магадан, 1974. Вып. 1; Диков Н. Н. Археол. памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. М., 1977. Вып. 1; 1979. Вып. 2: Древние культуры Северо-Восточной Азии: Азия на стыке с Америкой в древности; Мочанов Ю. А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосиб., 1977; Сафронов Ф. Г. Русские на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в.: Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 1978; он же. Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в XVII - сер. XIX в. М., 1980; Вдовин И. С. Влияние христианства на религ. верования чукчей и коряков // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (2-я пол. XIX - нач. ХХ вв.). Л., 1979. С. 86-114; Туголуков В. А. Социально-экономические и этнокультурные изменения у эвенов в советское время // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. М., 1985. С. 121-143; Земсков В. Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД-МВД СССР) // Социол. исслед. М., 1990. № 11. С. 3-17; Тихменева В. Приход в Магадане // ЖМП. 1990. № 11. С. 28-29; Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России (Магаданская обл. и Чукотка) / Науч. ред.: Н. Н. Диков. Магадан, 1994; Арендаренко А. День приходит с Востока // ЖМП. 1998. № 2. С. 67-69; Бурыкин А. А. Евангелие для эвенов // Северные просторы. М., 1999. № 3/4. С. 56-58; Иванов В. Н. Вхождение Северо-Восточной Азии в состав Русского гос-ва. Новосиб., 1999; Хаховская Л. Н. Деятельность РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ вв.) // Магадан: годы, события, люди: Тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию г. Магадана, Магадан, 15-16 июля 1999 г. Магадан, 1999. С. 19-20; она же. Из истории строительства Тауйской Покровской церкви // Христианство на Дальнем Востоке: Мат-лы междунар. науч. конф., Владивосток, 19-21 апр. 2000 г. Владивосток, 2000. Ч. 1. С. 93-96; она же. Из истории РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ в.) // Диковские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. чл.-кор. РАН Н. Н. Дикова. Магадан, 2001. С. 171-176; она же. Охотские церкви в XIX - нач. XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская) // Мат-лы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан, 2004. С. 5-25; Ист. исследования на Севере Дальнего Востока: Сб. ст. Магадан, 2000; Бацаев И. Д., Козлов А. Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР в цифрах и док-тах. Магадан, 2002. Ч. 1: 1931-1941; Ч. 2: Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и док-тах (1941-1945); Бацаев И. Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых полит. репрессий (1932-1953): Дальстрой. Магадан, 2002; он же. Очерки истории Магаданской обл. (нач. 20-х - сер. 60-х гг. XX в.). Магадан, 2007; Жуков Н. Н. Конфессиональная деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.: Дис. Магадан, 2002; Дударенок С. М. и др. Особенности религ. ситуации Магаданской обл. (60-90-е годы ХХ века) // Религиоведение. М., 2003. № 2. С. 34-49; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова) / Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. 2 т.; Дударенок С. М. Политика советской власти в отношении религ. организаций, 1960-1980-е гг. // Россия и АТР. Владивосток, 2005. № 2. С. 123-135; Орехов А. А. Модели приморской адаптации Берингоморья и Охотоморья (канчаланская и древнекорякская культуры) // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: Открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005. С. 319-356; Ткалич А. И. Распространение православия у эвенов // ЕжБК. 2006. Т. 2. С. 45-47; он же. Культурно-просветительская деятельность РПЦ на крайнем Северо-Востоке России в дорев. период. М., 2011; он же. Правосл. миссия на крайнем Северо-Востоке (XVII - нач. XX в.). М., 2011; он же. Особенности развития церковно-школьного дела на крайнем Северо-Востоке в XVIII в. // Власть. М., 2013. № 1. С. 157-160; он же. Камчатское правосл. братство как особое культурное явление на крайнем Северо-Востоке в нач. XX в. // ЕжБК. 2014. С. 183-186; Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 2007; Козлов А. Г. Магадан: Возникновение, становление и развитие адм. центра Дальстроя (1929-1945). Магадан, 2007; Святитель Иннокентий: По его сочинениям, письмам и рассказам современников. Псков, 2007; Сердюк М. Б. РПЦ на советском Дальнем Востоке (1939-1955 гг.) // Россия и АТР. 2007. № 1. С. 30-39; Религ. орг-ции Дальневосточного федерального округа: Словарь-справочник. Владивосток, 2010; Сирина А. А. От совхоза к родовой общине: Соц.-экон. трансформации у народов Севера в кон. XX в. М., 2010. С. 9-60; Максим (Рыжов), игум. Русский человек: Апостол сев. народов свт. Иннокентий, митр. Московский. М., 2012; Белашов А. И. Строитель Таин Божиих: Жизнеописание камчатского праведника митр. Нестора (Анисимова) (1885-1962). Петропавловск-Камчатский, 2013. Кн. 1: Апостольской дорогой; Светлый лик «чудной планеты»: Ист. освоения Колымского края и культура Магаданской обл. М., 2013. Ч. 1. (Наследие народов РФ. Вып. 5); Котляков В. М. и др. Первонач. заселение Арктики человеком в условиях меняющейся природной среды: Атлас-монография. М., 2014; Широков А. И. Дальстрой в соц.-экон. развитии Северо-Востока СССР (1930-1950-е гг.). М., 2014.
А. И. Поспелова, С. В. Поспелова
Рубрики
Ключевые слова
См.также