МАКАРИЙ
Том XLII, С. 527-530
опубликовано: 3 декабря 2020г.

МАКАРИЙ

Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г.Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. (Троицкий Макарий Трифонович; 1830, с. Доброводье Севского у. Орловской губ.- 3 июля 1906, г. Белёв Тульской губ.), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника, служившего в сельской ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1782-1786). Первоначальное образование получил дома, затем обучался в Севском ДУ. В 1849 г. поступил в Орловскую ДС, которую окончил в 1851 г. В 1855 г. окончил КДА со степенью старшего кандидата богословия. Однокурсником М. по академии был буд. Туркестанский и Ташкентский еп. Никон (Богоявленский). С 1856 г. преподавал логику и психологию в Орловской ДС. 8 нояб. того же года Троицкий был рукоположен в сан иерея, служил в храме свт. Николая Чудотворца и в других орловских церквах; в 1859 г. награжден набедренником, в 1863 г.- скуфьей, в 1867 г.- камилавкой, в 1877 г. возведен в сан протоиерея. В 1863 (1865?) г. был назначен законоучителем орловского Александринского ин-та благородных девиц и настоятелем институтской ц. во имя св. прав. Анны. Летом 1867 г. М. служил Божественную литургию в присутствии имп. Александра II Николаевича, посетившего ин-т.

М. Т. Троицкий был женат на М. Я. Голиневич, дочери семинарского инспектора, в 1868 г. овдовел. 15 окт. 1879 г. был пострижен в монашество, 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чёлнского в честь Преображения Господня мужского монастыря Трубчевского у. Орловской губ. В нач. 1880 г. М. был вызван в С.-Петербург для совершения чреды священнослужения и проповедей. Здесь он познакомился с архим. св. Николаем (Касаткиным), к-рый 15 марта того же года записал в дневнике: «...о. Макарий из орловских протоиереев, особенно симпатичная личность» (Дневники св. Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1. С. 217).

С 28 февр. 1881 г. настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря, с 18 мая того же года благочинный обителей Московской епархии. По семейным преданиям, зафиксированным в воспоминаниях внука епископа, воронежского архит. Н. В. Троицкого (1900-1984), служба М. в Успенском соборе Московского Кремля произвела благоприятное впечатление на митр. Московского Макария (Булгакова) и др. иерархов, что повлияло на карьеру архимандрита.

В июне 1882 г. М. был назначен епископом, а 23 июля того же года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. 8 июля 1882 г. прибыл в Воронеж. В 80-х гг. XIX в. из-за болезни Воронежского архиеп. Серафима (Аретинского; † 1886) М. управлял практически всей епархией. 24 окт. 1882 г. он вместе с преосв. Серафимом освятил новое здание муж. ДУ в Воронеже (ныне просп. Революции, 24), 3 февр. 1883 г. в сослужении городского духовенства освятил домовую церковь уч-ща во имя Трех святителей и произнес «Поучение» юным воспитанникам. 14 авг. 1883 г. М. освятил главный престол 2-этажного Троицкого собора (1879-1883) задонского Тихоновского в честь Преображения Господня монастыря. В янв. 1885 г. М. открыл правосл. братство во имя святителей Митрофана и Тихона, отслужил молебен в семинарском храме. По этому поводу владыка провел беседу с прихожанами; текст ее был напечатан в епархиальной газете, а затем вышел отдельным изданием. В апр. 1886 г. М. возглавил отпевание архиеп. Серафима в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. С 1882 г. М. являлся настоятелем 2-классного Акатова во имя святителя Алексия монастыря, председателем епархиального Комитета правосл. миссионерского об-ва, с 30 окт. 1884 г.- председателем епархиального училищного совета.

В Воронеж переехали и дети архиерея. Сын Владимир Макарович Троицкий (1863-1951) состоял членом правления «городского общества взаимного от огня страхования имущества». Дочери Софье Макаровне Шуриновой-Морозовой (1860-1920) принадлежала Воронежская муж. гимназия (ныне школа № 28 на ул. Ф. Энгельса, 23).

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине (Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

8 сент. 1886 г. на Александровской пл. города М. совершил закладку, а 19 окт. 1895 г. освящение кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

Треть населения Оренбургской губ. составляли «инородцы» (башкиры, татары, киргизы, мордвины, чуваши, черемисы, калмыки, немцы, цыгане). В день закладки Казанского собора в Городской думе на торжественном обеде М. высказал пожелание более активной помощи миссионерскому делу в губернии. Инициативу епископа поддержал купец С. М. Иванов, внесший пожертвование 1 тыс. р. серебром. 8 нояб. 1886 г. М. открыл Оренбургское епархиальное Михаило-Архангельское братство, которое занималось устройством школ в православно-инородческих приходах с соблюдением основ обучения, заложенных Н. И. Ильминским, с преподаванием предметов и совершением богослужений на инородческих языках. Председателями братства стали М., оренбургский губернатор и атаман Оренбургского казачьего войска генерал-майор В. И. Ершов. В состав совета входили ректор Оренбургской ДС прот. Ф. А. Дмитровский, Оренбургский вице-губернатор генерал-майор А. А. Ломачевский, тайный советник А. Д. Холодковский, кафедральный прот. Н. С. Сперанский, священники и купцы. Для совещаний по учебным делам, касающимся братских школ, в совет приглашались преподаватели и учителя. Братство издавало брошюры, книги, печатные листы, заботилось об устройстве миссионерских школ и б-к. Впрочем, 8 марта 1887 г. ученик Ильминского инспектор инородческих школ Оренбургского учебного округа В. В. Катаринский писал: «Наш преосвящ. Макарий хочет устроить в Оренбурге миссион[ерскую] школу (вроде Казанского миссион[ерского] приюта) для приготовления миссионеров среди башкир и киргиз... к сожалению его, денег нет, и людей для этого не будет» (Мат-лы по истории образования и просвещения народов Волго-Уралья в рукописных фондах Н. И. Ильминского. Каз., 2015. С. 250-252).

По инициативе М. учреждалось отд-ние Киргизской духовной миссии в Тургайской обл., начальниками к-рой назначались священники, свободно владевшие тюрк. языками: с 1894 г.- Н. Н. Одигитриевский, с 1896 г.- Ф. Д. Соколов. В 1896-1897 гг. в сев. части Тургайской обл. были открыты Макарьевский и Александровский станы, окормлявшие уезды Кустанайский и Актюбинский. При станах в 3-классных школах обучение велось на русском языке. По просьбе М. центральным советом Православного миссионерского об-ва в Москве стали ассигноваться крупные суммы на содержание и разъезды сотрудников миссии, выдачу новообращенным денежных пособий, крестиков, икон, книг и денег на др. нужды. Архиерей предложил по примеру Томской епархии открывать в Казахской степи миссионерские станы в качестве опорных пунктов для распространения и поддержания Православия (см. Киргизская духовная миссия Русской Православной Церкви).

В 1887 г. казначей Оренбургского епархиального попечительства о бедных духовного звания свящ. М. Руднянский поднял вопрос о «бесприютном и беспомощном» положении 30 вдов и сирот Оренбургской епархии и предложил учредить для них при монастырях особые приюты с платой за каждого призреваемого по 30 р. в год. 4 авг. 1887 г. это предложение поддержал М., однако данный проект так и не был осуществлен.

В 1890 г. по предложению М. при Оренбургском архиерейском доме был организован причетнический класс, преобразованный в 1892 г. в 2-годичную регентскую школу для подготовки руководителей церковных хоров и певчих. В 1895-1896 гг. М. основал оренбургский Успенский мон-рь. Архиерей регулярно посещал Оренбургскую ДС, совершал богослужения в семинарском храме. По его инициативе была введена традиция публичного чтения воспитанниками своих лучших сочинений. В 1889 г. М. учредил Оренбургское епархиальное женское уч-ще. Летом 1893 г. он гостил у дочери, проживавшей в с. Рыкань близ Воронежа. 20-24 нояб. 1903 г. принимал участие в торжествах, посвященных 200-летию кончины свт. Митрофана Воронежского.

22 окт. 1895 г. имп. св. Николай II Александрович утвердил решение Синода о назначении М. на Калужскую и Боровскую кафедру (ЦВед. 1895. № 43. С. 386). 30 окт. того же года оренбургские священнослужители при прощании с М. преподнесли ему Казанскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе. В нояб. архиерей был встречен на границе Калужского у. местным духовенством чудотворной Калужской иконой Божией Матери. Впосл., почитая этот образ, М. написал стихотворение «на день посещения» Калужской чудотворной иконой Матери Божией г. Калуги (Калужские ЕВ. 1898. № 19. Ч. неофиц. С. 682-685).

М. регулярно совершал объезды епархии, освящал новые храмы, привлекал благотворителей, в т. ч. и св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Так, на средства кронштадтского пастыря началось строительство каменного храма в честь Рождества Христова (1900-1906) в с. Товарково Медынского у., устроены дом причта в с. Заболотье Перемышльского у., церковноприходская школа в г. Таруса, за что М. неоднократно высказывал св. Иоанну «искреннюю признательность» (см., напр.: Калужские ЕВ. 1895. Ч. офиц. № 24. С. 497; 1896. № 4. С. 54). 5 окт. 1896 г. М. освятил храм в честь Гербовецкой иконы Божией Матери при Гурьевской сельскохозяйственной школе с. Бабаево Калужского у., устроенной на средства подпоручика С. А. Гурьева. В 1898 г. епископ поддержал инициативу мон. Екатерины (Метцендорф) по организации в с. Дугня Калужского у. жен. общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Преосвящ. Макарий благословляет богомольцев у храма прп. Макария Жабынского в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. После 1902 г.Преосвящ. Макарий благословляет богомольцев у храма прп. Макария Жабынского в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. После 1902 г.15 нояб. 1896 г. по инициативе М. при Калужской ДС были учреждены миссионерские противораскольнические курсы. Среди целей курсов называлась подготовка помощников «из бывших некогда старообрядцев... ревнующих о миссии», которые помогали бы приходским священникам (Там же. № 4. С. 142). В том же году при непосредственном участии М. и губернатора Н. Д. Голицына открылась Калужская община сестер милосердия Красного Креста, попечительницей к-рой стала супруга губернатора. С 28 нояб. 1895 г. М. являлся председателем Калужского отд-ния Палестинского об-ва. В мае 1899 г. М. ходатайствовал об открытии в Калуге церковного историко-археологического об-ва с древлехранилищем, к-рое было учреждено 13 янв. 1901 г. (см.: Калужская старина. Калуга, 1901. Т. 1. Кн. 1. С. 3-18).

М. часто посещал Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь, 5 июля 1899 г. рукоположил во иеродиакона прп. Анатолия (Потапова). Летом того же года по ходатайству прп. Иосифа (Литовкина) М. запретил единственное в году посещение Иоанно-Предтеченского скита женщинами 7 сент., в день памяти прп. Макария (Иванова). В авг.-сент. 1900 г. в скиту был составлен проект каменной пристройки к храму св. Иоанна Предтечи, который М. отклонил. Вскоре по благословению архиерея в скиту началось возведение нового каменного храма во имя свт. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского (Рыльского). В 1900 г. М. одобрил текст жизнеописания прп. Амвросия (Гренкова), составленного его учеником схиархим. Агапитом (Беловидовым). 8 июля 1901 г. М. возглавил торжества по поводу возведения Шамординской общины в общежительный Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь, а также возвел мон. Евфросинию (Розову) в сан игумении. 9-11 июля того же года, вероятно в последний раз, епископ побывал в Оптиной пуст., возглавил служение всенощного бдения и Божественной литургии, долго общался со старцами и с братией. С особым уважением к М. относились прп. Иосиф (Литовкин) и схим. Геннадий (Туманов) (Летопись скита. 2008. С. 216, 267, 282).

10 июля 1901 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода об увольнении М. на покой по собственному желанию и по «преклонности лет». Согласно летописи оптинского скита, «вся братия единодушно» сожалела об увольнении М., «некоторые из близко стоявших к нему духовных лиц» утверждали, что епископ был «деятелем высокой духовной молитвы» (Там же. С. 283). 16 июля Калужская городская дума постановила в память о М. учредить по одной стипендии его имени при местных муж. гимназии и реальном училище для беднейших учеников. 19 июля в Крестной архиерейской церкви калужское духовенство подарило М. на память икону Христа Спасителя. Епископ любил Калужскую землю, посвятил ей и ее пастырям несколько циклов стихотворений (Калужские ЕВ. 1896. Отд. неофиц. № 2. С. 50-52; Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность // Там же. 1899. № 21. С. 573-579).

В 1901 г. М. посетил Киево-Печерскую лавру, 12 янв. 1902 г. вместе с Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) участвовал в отпевании и погребении старца прп. Ионы (Мирошниченко).

В нояб. 1902 г. М. поселился в белёвском в честь Преображения Господня монастыре на правах настоятеля. Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) направил в Белёв синодальный указ с резолюцией: «Радуюсь за град Белев, в коем будет иметь жительство святитель добрый и молитвенник» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 3005. Л. 1). С 1903 г. М. состоял попечителем Белёвской школы псаломщиков, в воскресные и праздничные дни совершал богослужения и в обители, и в др. белёвских храмах, особенно любил Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, в к-ром совершил несколько рукоположений. По воспоминаниям законоучителя Белёвского реального уч-ща, М. посещал мн. горожан «на дому, не взирая ни на звание, ни на состояние». Современники писали о простоте и «сердечной мягкости» в общении архиерея с духовенством и паствой. Он обладал «тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, а именно - верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца». Многочисленные слова, беседы и стихотворения М. отличались «теплотою чувства» (Введенский. 1906. С. 597).

24 марта 1885 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени, а 14 мая 1896 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени «за отлично-усердное служение».

4 июля 1906 г. Калужский и Боровский еп. Вениамин (Муратовский) в кафедральном соборе отслужил по М. панихиду. 5 июля того же года состоялось погребение М. в соборе белёвского Преображенского мон-ря, к-рое возглавил Лаврентий (Некрасов), еп. Тульский и Белёвский.

Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 2352. Л. 34, 37-37 об.; Д. 3005. Л. 1-16; Воспоминания Н. В. Троицкого // ГА Воронежской обл. Ф. 3138. Оп. 2. Д. 23.
Соч.: Беседы о Божественной литургии. СПб., 18812; Слова, беседы и поучения...: 1856-1879. СПб., 1881; Беседы и поучения на дни великопостные, 1864-1879 гг. М., 1882; То же: Великопостные поучения: 1864-1879 гг. Калуга, 1898. Белёв, 19044; Беседа в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского, говоренная в Задонском мон-ре в 100-летний юбилей от кончины святителя // Воронежские ЕВ. 1883. № 18. С. 747-752; О священных изображениях Правосл. Церкви. Воронеж, 1884; Беседа, говоренная в Воронежской семинарской церкви, при открытии братства во имя Воронежских святителей и чудотворцев Митрофана и Тихона. Воронеж, 1885; Слово, говоренное при погребении почившего в Бозе Высокопреосв. Серафима, архиеп. Воронежского и Задонского // Воронежские ЕВ. 1886. № 10. С. 346-350; Слово в день празднования 300-летнего существования г. Воронежа // Там же. № 11. С. 410-423; Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и разные случаи. Оренбург, 1893. Вып. 3; Священная лира в уединении: Сб. стихотворений. К., 1902. Вып. 1; Тула, 1903. Вып. 2; Белёв, 1902/1903. Вып. 3; 1905. Вып. 4; 1905/1906. Вып. 5.
Лит.: Сообщение [о назначении еп. Макария (Троицкого) епископом Оренбургским и Уральским] // Воронежские ЕВ. 1886. № 11. С. 405; Прощание преосв. Макария со своей паствой // Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. № 14. С. 353-360; Введенский В., свящ. Памяти старца-епископа // Там же. 1906. № 16. С. 594-598; Кончина преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского // Там же. № 14. С. 495, 526; Памяти преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского // ПрибЦВед. 1906. № 41. С. 2736-2738; Акиньшин А. Предок высшего сословия // Воронежский курьер: Газ. 1995. 25 февр.; он же. Еп. Макарий (Троицкий), викарий Воронежской епархии // Воронежский епарх. вестн. 1999. № 2. С. 33-35; он же. Еп. Макарий (Троицкий), 1882-1886 // Воронежские архипастыри. 2003. С. 437-441; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008. С. 133-139; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2; Шицкова М. А. Новые арх. мат-лы об истории книгораспространения в Оренбургской губ. // Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2010. № 4(24). С. 27-29; Сергий (Петров), митр. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский