МАКАРИЙ II
Том XLII, С. 533-534
опубликовано: 4 декабря 2020г.

МАКАРИЙ II

[Макарий ибн Хиляль; араб.      ] († ок. 1550, Дамаск), патриарх Антиохийский (1543-1550). Происходил из дамасского клана Ибн Аун. Был известен как каллиграф; сохранились 2 переписанные им рукописи, содержащие гомилии свт. Иоанна Златоуста (завершена 27 нояб. 1527 в Дамаске) и канонический трактат (завершена 29 дек. 1531). В колофоне к последнему из этих манускриптов М. именует себя епископом Кары, а с сент. 1534 г. в приписках к рукописям он уже называет себя епископом Кары и Аккара. Если в XVII в. престолы Антиохийской Православной Церкви объединялись под властью одного архиерея по причине сокращения численности христиан, то веком раньше подобная экспансия могла объясняться только властными амбициями того или иного епископа. Епархии Кара и Аккар были одними из самых многолюдных и богатых в Патриархате. Т. о., возможно, что М. оказывал поддержку какой-то влиятельный христ. клан, способствовавший его стремительной церковной карьере. Помимо этого М. установил дружеские отношения с шейхом Исой, неформальным главой правосл. общины г. Триполи, имевшим исключительно широкие связи в кругах высшей иерархии Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов. В рукописях, принадлежавших шейху Исе, сохранилось неск. колофонов М. с благожелательными записями (от 1531/32, 29 сент. 1534, 2 нояб. 1538 - ИВР РАН. С 263. Т. 1. Л. 57б). Похоже, растущее могущество епископа стало вызывать опасения Антиохийского патриарха Михаила V ибн аль-Маварди. Приблизительно в нач. 1539 г. Михаил созвал Собор по проблеме расхождений в вычислениях даты Пасхи 1539 г. Примечательно, что местом проведения Собора был избран не Дамаск, а г. Кара. Туда съехались архиереи Баальбека, Эз-Забадани, Сайднаи, Ябруда, мн. священники и диаконы, однако епископ Кары на Соборе отсутствовал, оставаясь в доме шейха Исы в Триполи. Эта ситуация наглядно свидетельствует об открытом конфликте между патриархом и М.

После кончины Михаила ибн аль-Маварди Антиохийским патриархом стал Дорофей III (1540-1543), известный своей попыткой заключить унию с Маронитской католической Церковью, за что он был обвинен в нарушении канонов и низложен соборным решением остальных 3 православных патриархов. Об отношениях Дорофея III и М. ничего не известно, хотя определенные связи между ними несомненно должны были быть, учитывая, что встреча Дорофея с маронитским патриархом проходила под Триполи, в непосредственной близости от диоцеза М. К временному промежутку 1539-1543 гг. следует отнести свидетельство о беспрецедентном присвоении М. титула епископа Кары, Арки, Аккара, Триполи, Бейрута, Тира, Сидона и Акки. Неясно, взял ли М. этот титул самовольно или получил его от патриарха (в этом случае им мог быть только Дорофей III, учитывая конфликтные отношения М. с Михаилом V). Половина епархиальных престолов, фигурирующих в титуле М., существовала на тот момент чисто номинально (Сидон, Тир, Акка, возможно, Арка). Реально он мог контролировать помимо Кары и Аккара только епархию Триполи (учитывая тесные связи с шейхом Исой и отсутствие к.-л. упоминаний о других митрополитах Триполи в этот период). Бейрут же с 1532 г. был под упр. митр. Иоакима Джумы (впосл. патриарх Иоаким IV). Претензии Макария на уже занятую Бейрутскую кафедру (притом, что он не претендовал ни на один из престолов плато Каламун или сиро-ливанского побережья, где имелись свои архиереи) предполагают предельно конфликтные отношения между Иоакимом Джумой и М. (а возможно, и патриархом Дорофеем, если это он даровал М. предстоятельство над 8 престолами).

Наверное, не случайно после низложения Дорофея Собором 3 патриархов на Антиохийскую кафедру был возведен именно Иоаким Джума (1543-1576). Столь же естественно, что М. не признал этот выбор и заявил свои претензии на власть. За ним стояли часть дамасской общины, христиане Сев. Ливана, возможно, Кары, а также ряд епископов, к-рые и возвели его на Патриаршество. Антиохийская Церковь раскололась на сторонников Иоакима IV и М. По сообщению летописей, противоборствующие стороны издержали большие средства, пытаясь привлечь на свою сторону османские власти. Патриархи-соперники в течение 7 лет пребывали рядом друг с другом в замкнутом пространстве христ. квартала Дамаска площадью ок. 40 гектаров. Иоаким со своими сторонниками молился в ц. святых Киприана и Иустины, а М. и его приверженцы удерживали за собой подземную ц. св. Анании. Известна запись Иоакима Джумы от 1547 г., удостоверяющая вклад диак. Исы, сына патриарха Михаила ибн аль-Маварди, в ц. святых Киприана и Иустины (РГАДА. Ф. 1608. № 129. Л. 3-6; о датировке см.: Морозов Д. А. Цифровые системы в арабо-христ. и греч. рукописях IX-XVII вв. // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Мат-лы Междунар. науч. конф., Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С. 116). Очевидно, окружение покойного патриарха примкнуло к Иоакиму в его конфликте с М. Удивительно, что летописцы ничего не сообщают о статусе дамасского кафедрального собора Пресв. Богородицы (аль-Марьямия) в годы этой смуты; похоже, он неоднократно переходил из рук в руки. Ок. 1550 г. М. заболел и, чувствуя приближение смерти, испросил прощение у Иоакима и примирился с ним. После кончины М. единство Антиохийской Церкви было восстановлено.

Ист.: Al-makhua t al-‘arabiyya f al-adyira al-urthu dhuksiyya al-ana kiyya f Lubna n [= Арабские рукописи в монастырях правосл. Антиохийского Патриархата в Ливане]. [Bayru t], 1991. Vol. 1. № 15; Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 137-138 (рус. пер.: [Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов // ТКДА. 1874. № 6. С. 425); Павел Алеппский. Путешествие. С. 680.
Лит.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 32b, 35-37, 68, 75-76, 82; idem. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 301; Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D 226) из собр. Ин-та восточных рукописей РАН как ист. источник // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2009. Вып. 3(17). С. 38-57; Панченко К. А. «Триполийское гнездо»: Православная община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в. // Он же. Правосл. арабы: Путь через века. М., 2013. С. 212-265.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также