МАКАРИЙ МАКРИС
Том XLII, С. 583-587
опубликовано: 10 декабря 2020г.

МАКАРИЙ МАКРИС

Содержание

Прп. Макарий Махрис. Икона. 1999 г. (ризница мон-ря Ватопед)Прп. Макарий Махрис. Икона. 1999 г. (ризница мон-ря Ватопед) [Греч. Μακάριος Μακρῆς] (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.) , визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора.

Источники

Сочинения, посвященные М. М., по-видимому, стали появляться сразу после его кончины. Так, Слово на смерть М. М. составил Георгий Схоларий (впосл. К-польский патриарх Геннадий II Схоларий), но оно не сохранилось (Συγγράμματα. 1996. Σ. 13). Однако до нас дошли стихи на смерть М. М., написанные тем же автором (Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 379-380). В 1889 г. А. Пападопулос-Керамевс опубликовал Синаксарь из службы М. М. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889). Данные, содержащиеся в этой публикации, были в дальнейшем использованы в работах Л. Пти и П. Готье: Petit. 1927 и Gautier. 1974. P. 23-25; краткий очерк истории изучения жизни и творений М. М. см.: Συγγράμματα. 1996. Σ. 14.

Важнейшим источником сведений о М. М. является Похвальное слово (᾿Εγκώμιον; изд.: L'éloge. 1986. P. 185-236). Оно было написано в К-поле, в мон-ре Пантократора и, по-видимому, обращено к монахам этой обители (Συγγράμματα. 1996. Σ. 15. Σημ. 17). Временем его написания, вероятно, следует считать 1433 или 1434 г. (Ibid. Σ. 15. Σημ. 18). Автор Похвального слова, возможно, был фессалоникийцем по происхождению (Ibid. Σ. 15) и жил в мон-ре Ватопед в те годы, когда М. М. подвизался там, будучи послушником старца Давида (1409/10 - 1421) (Ibid. Σ. 15. Σημ. 20; L'éloge. § 36, 43, 54; ср.: Πασχαλίδης. 2012. Σ. 232-233). В дальнейшем составитель Похвального слова вместе с М. М. находился в К-поле, в частности в мон-ре Пантократора (Συγγράμματα. 1996. Σ. 15; Πασχαλίδης. 2014. Σ. 46-47). По-видимому, М. М. испытывал большое доверие к автору Похвального слова и делился с ним своими мыслями и даже мистическими переживаниями (Συγγράμματα. 1996. Σ. 15). В тех случаях, когда речь идет о событиях, непосредственным участником или свидетелем которых автор Похвального слова не был, он основывает свое повествование на сведениях, полученных от М. М., или на результатах собственного исследования (Ibid. Σ. 15-16). Написанное вскоре после кончины преподобного и несомненно читавшееся тем, кто были свидетелями по крайней мере некоторых описанных событий, Похвальное слово представляет собой ценный и во многом достоверный источник, позволяющий реконструировать биографию М. М.

Жизнь

М. М. род. ок. 1383 г. в Фессалонике (вопрос о проблемах хронологии жизни М. М. см.: Συγγράμματα. 1996. Σ. 16-18) в благочестивой знатной семье, пользовавшейся уважением императора (L'éloge. § 10-11). В рукописях, содержащих творения М. М., его именуют Аспрофрис (᾿Ασπρόφρυς), что, вероятно, является фамильным или личным прозвищем. Сведения о том, что М. М. был еврейского происхождения, не соответствуют действительности и связаны с ошибочным отождествлением его с другим Макарием - Ксанфопулом, «из иудеев», к-рый упоминается историком Георгием Сфрандзи (Giorgio Sfranze. 1990. P. 32; Πασχαλίδης. 1997; Συγγράμματα. 1996. Σ. 24. Σημ. 44).

Отца М. М. звали Димитрий; известно, что после смерти матери преподобного он снова женился (L'éloge. § 37). У М. М. был младший брат (Ibid. § 11, 14). В 6-летнем возрасте родители отдали М. М. учиться грамоте. Быстро освоив начальный курс обучения, он, с детства выказывавший немалые способности к наукам, приступил к изучению более сложных предметов. Когда М. М. было 12 лет, по словам автора его Жития, единственное, что было для него столь же важно, как «любовь к учению» - стремление к монашеству. М. М. изучал как «внешнюю премудрость», так и Свящ. Писание. Особо подчеркивается, что он весьма преуспел в риторике и логике (L'éloge. § 12-13; см. также: Πασχαλίδης. 2014. Σ. 47). Однако в возрасте 18 лет (т. е. ок. 1401), вскоре после смерти матери (как представляется, именно она препятствовала его попыткам уйти в мон-рь - Συγγράμματα. 1996. Σ. 19), М. М. осуществил свое давнее желание и удалился на Св. Гору Афон, где поселился «в пределах обители Ватопедской» (L'éloge. § 15).

Изучив различные типы афонской монашеской жизни, М. М. решил поступить под духовное руководство ватопедского монаха по прозванию Арменопул. Первый наставник М. М. в монашеской жизни заботился не только о духовном возрастании своего послушника, но и о продолжении его «внешнего» образования, стремясь восполнить то, чего М. М. не успел постичь в годы учения в Фессалонике. Так, с особым тщанием М. М. изучал философию, геометрию, математику и астрономию. По-видимому, ему удалось получить довольно основательное образование, во всяком случае впосл., в бытность его в К-поле, никто не мог соревноваться с ним в знании упомянутых выше наук (L'éloge. § 19-23). В Житии прп. Андрея, архиеп. Критского, составленном М. М., недвусмысленно подчеркивается польза «эллинской учености», что несомненно отражает представления самого М. М. (Συγγράμματα. 1996. Σ. 132.54-133.62; Πασχαλίδης. 2014. Σ. 47-48). Как отмечает греч. исследователь С. Пасхалидис, текст Похвального слова дает представление об обстановке в кругу ученых монахов, близких к имп. Мануилу II Палеологу (Πασχαλίδης. 2014. Σ. 47; см. также: Dendrinos. 2011). М. М. пробыл под началом старца Арменопула ок. 10 лет, до кончины наставника (по-видимому, в 1409/10 - Συγγράμματα. 1996. Σ. 20). В этот период он не только был пострижен в монахи, но и принял диаконский, а затем и священнический сан (L'éloge. § 27).

Вторым духовным отцом М. М. стал старец Давид, фессалоникиец по происхождению, известный не только своей святостью, но и образованностью. Он пользовался немалым уважением имп. Мануила II Палеолога, к-рый, вероятно, познакомился с ним еще в Фессалонике, состоял с ним в переписке и присылал афонскому подвижнику свои сочинения. Из писем старца Давида имп. Мануил узнал о его талантливом ученике. Ок. 1419 г. М. М. и его духовный отец были приглашены императором в К-поль, где пробыли год (согласно Похвальному слову) или 2 (согласно Синаксарю) (Συγγράμματα. 1996. Σ. 20). В столице они имели возможность часто видеться и разговаривать с императором. Беседы их касались в основном различных богословских тем. Затем М. М. и старец Давид вновь возвратились на Св. Гору и продолжили безмолвническую жизнь в афонской пустыне (L'éloge. § 27-29).

Когда скончался отец М. М., преподобный по совету старца Давида приехал в Фессалонику, чтобы уладить вопрос о наследовании имущества с младшим братом (L'éloge. § 38; Συγγράμματα. 1996. Σ. 19. Σημ. 30). Получив в наследство 2/3 от двух серебряных талантов, отдал их своему духовному отцу (L'éloge. § 37-38). Затем возвратился на Афон, где продолжил подвижнические труды, придавая большое значение безмолвию. В Похвальном слове содержится разд. «О священном безмолвии», в котором достаточно полно изложено исихастское учение (L'éloge. § 40-42; ср.: Συγγράμματα. 1996. Σ. 149). В годы жизни на Афоне в послушании у старца Давида М. М., ведя суровую жизнь подвижника-исихаста, достиг высоких степеней совершенства монашеской жизни и сподобился видения Божественного Света (L'éloge. § 42-45).

Прп. Макарий Махрис. Икона из иконостаса парекклесиона св. Саввы мон-ря Ватопед. Мастер иеродиак. ИлияПрп. Макарий Махрис. Икона из иконостаса парекклесиона св. Саввы мон-ря Ватопед. Мастер иеродиак. ИлияВ кон. 1421 - нач. 1422 г. старец Давид скончался. Узнав об этом, имп. Мануил II пригласил М. М. в К-поль. Несмотря на то что М. М. стремился к отшельнической жизни, он принял приглашение императора. Приехав в К-поль, он поселился в мон-ре Харсианит, где в то время подвизался известный богослов Иосиф Вриенний. По-видимому, М. М. познакомился с ним еще в первое посещение К-поля, а теперь они стали близкими друзьями (L'éloge. § 46-50).

Имп. Мануил II предложил М. М. стать игуменом Студийского монастыря, однако святой отверг его предложение и вновь отправился на Св. Гору, где «обходил каливы отшельников близ [вершины] Афона» (L'éloge. § 51). Однако наслаждаться безмолвием пустыни «вкупе с Илией и Елисеем» (Там же) М. М. пришлось недолго. Мануил II направил ему письмо, в к-ром призывал как можно скорее явиться в К-поль. Отправившись в столицу по морю, М. М. прибыл туда между 1 окт. и 3 нояб. 1422 г. (Συγγράμματα. 1996. Σ. 21). Однако Мануил II, которого постиг удар, повлекший за собой паралич, уже не управлял империей (L'éloge. § 56). Пробыв несколько месяцев в монастыре Харсианит, М. М. по предложению Георгия Сфрандзи (Συγγράμματα. 1996. Σ. 21) был назначен игуменом монастыря Пантократора (L'éloge. § 57). Это назначение, совершенное уже сыном Мануила Иоанном (впосл. Иоанн VIII Палеолог), произошло между 3 нояб. 1422 г. и летом 1425 г. (Argyriou. 1986. P. 32-46).

Мон-рь Пантократора находился в весьма трудном материальном положении. В нем было всего 6 монахов, постройки обветшали и были готовы обрушиться. М. М. приложил все усилия, чтобы отстроить вверенную ему обитель и возродить духовную жизнь. Летом 1425 г. (Συγγράμματα. 1996. Σ. 21) он совершил поездку в Сербию и заручился поддержкой деспота Стефана Лазаревича, который помогал мон-рю в течение 2 или 3 лет. Вероятно, после смерти Стефана (1427) М. М. добился покровительства свт. Фотия, митр. Киевского, который стал ктитором мон-ря и принимал участие в совершавшихся там богослужениях (L'éloge. § 57-62). Монашеская братия под началом М. М. состояла из 12 чел.

Получив должность великого протосинкелла (Πασχαλίδης. 1997; Συγγράμματα. 1996. Σ. 21), М. М. принимал активное участие в церковной и политической жизни К-поля, однако Похвальное слово сохранило свидетельства только о 2, хотя и весьма важных событиях (Συγγράμματα. 1996. Σ. 21). Между 1426 и 1429 гг. в К-поле заседал «постоянный синод» (σύνοδος ἐνδημοῦσα), к-рый был собран по случаю визита посольства «от короля Богемии по вопросу о святых иконах и других [вещах], каковые невозможно было оставить без внимания». Похвальное слово является единственным источником, в котором повествуется о столь важном событии, причем никакие существенные детали составитель не приводит. Сообщается лишь, что М. М. на заседаниях синода блистал своей богословской ученостью, красноречием и сообразительностью, в результате чего богемские богословы едва не приняли православную веру (L'éloge. § 55-56). Очевидно, речь идет о гуситских богословах (Argyriou. 1986. P. 41-46, 70-75).

В 1414-1431 гг. между византийцами и латинянами велись интенсивные переговоры о созыве Вселенского Собора для решения вопроса об объединении Церквей (Ibid. P. 46-56). М. М. принял участие в этих собеседованиях, вероятно уже с 1426 г. (Συγγράμματα. 1996. Σ. 22; см. также послание свт. Симеона Солунского М. М.- Symeon Thessalonicensis. 1979). В Похвальном слове сообщается, что в 1426-1431 гг. в Рим было отправлено 3 посольства. В кон. 1429 г. М. М. был поставлен во главе одного из этих посольств (по-видимому, 2-го, хотя в Похвальном слове (§ 75) говорится о 3-м - Argyriou. 1986. P. 46-56; Συγγράμματα. 1996. Σ. 22) к папе Римскому Мартину V (Πασχαλίδης. 1997; Idem. 2011. Σ. 88). Посольство, состоявшее из М. М. и стратопедарха Иоанна Иагариса, выехало из К-поля зимой 1429/30 г. и возвратилось через Пелопоннес в авг. или сент. 1430 г. (по свидетельству Георгия Сфрандзи - Giorgio Sfranze. 1990. P. 70). В Похвальном слове сообщается, что М. М. в Риме защищал догматы Православия и участвовал в диспуте, к-рый почти полностью приведен в тексте Слова (L'éloge. § 77-104). Греч. исследователь А. Аргириу полагает, что этот диалог представляет собой сочинение самого М. М., инкорпорированное в Похвальное слово (Συγγράμματα. 1996. Σ. 23-24).

Прп. Макарий Махрис. Икона. 2013 г.Прп. Макарий Махрис. Икона. 2013 г.Главной задачей посольства было убедить папу Римского принять решение о созыве Собора в Италии. Поскольку вопрос был практически решен и оставалось лишь выбрать конкретное место проведения Собора, М. М. готовился отправиться в следующее посольство (L'éloge. § 123-126). Осуществлению новой миссии М. М. воспрепятствовала внезапная болезнь, поначалу, видимо, принявшая форму горячки. М. М. удалился тогда на один из Принцевых о-вов, вероятно на о-в Халки. Там он получил письмо от Георгия Схолария, к-рый писал, что Принцевы о-ва теперь можно назвать островами Блаженных (Μακάρων νήσους) по причине присутствия там М. М. Георгий Схоларий призывал М. М. возвратиться в К-поль (Georges (Gennade) Scholarios. 1935. P. 424-425). Однако вскоре выяснилось, что болезнь куда опаснее, чем предполагалось вначале,- это была бубонная чума (Συγγράμματα. 1996. Σ. 23). При кончине его присутствовали монахи обители и друзья. Высказывается мнение, что М. М. скончался на о-ве Халки, а затем его тело было перевезено в К-поль (Πασχαλίδης. 1997), однако напрямую из текста посвященных ему агиографических памятников это не следует. Вероятно, М. М. умер и был похоронен в мон-ре Пантократора при стечении народа.

Вскоре после кончины М. М. в его адрес стали раздаваться обвинения в латинофильстве. Это было связано не в последнюю очередь с тем, что переговоры с Римом велись тайно и о них стало известно лишь после смерти папы Мартина V (20 февр. 1431). Патриарх Иосиф II и Иосиф Вриенний отрицательно отнеслись к результатам переговоров, проведенных в Риме М. М. Георгий Сфрандзи, бывший одним из близких друзей М. М., подчеркивал православный образ мыслей преподобного и характеризовал его так: «Для патриаршего гордого ока и несытого и грубого сердца - еретик, а пред оком неусыпным Вседержителя и судом Истины - православный» (Giorgio Sfranze. 1990. P. 70). Целью составителя Похвального слова М. М. была защита памяти М. М. от возводимых обвинений (L'éloge. § 122).

Сочинения

В наст. время М. М. атрибутируется 19 сочинений, большая часть к-рых представляет собой агиографические тексты.

Автор Похвального слова, описывая литературную деятельность М. М., перечисляет только 4 его сочинения, а именно: Похвальное слово старцу Давиду Фессалоникийскому, Похвальное слово богоносным отцам, Житие прп. Максима Кавсокаливита и «Три слова о таинстве благочестия». Лишь вскользь упоминается о посвященных др. святогорским монахам Похвальных словах и Житиях, о к-рых в наст. время ничего не известно (Συγγράμματα. 1996. Σ. 26). До недавнего времени исследователи приписывали М. М. авторство лишь небольшого числа сочинений (от 3 до 5: Ibid. Σ. 26-27). Однако после открытия рукописи Vat. gr. 1107 (Loenertz. 1949) появилась возможность значительно расширить представления о письменном наследии М. М. Выяснилось, в частности, что ряд созданных им произведений приписывался ранее имп. Мануилу II Палеологу (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 748, 778-779; Sideras. 1988; Συγγράμματα. 1996. Σ. 27).

С. Пасхалидис охарактеризовал созданные М. М. сочинения следующим образом (Πασχαλίδης. 1997; ср.: Συγγράμματα. 1996. Σ. 32-34). Два сочинения относятся к тому периоду, когда М. М. был вовлечен в переговоры между К-полем и Римом по вопросу о воссоединении Церквей, а также в связанные с переговорным процессом богословские собеседования. В 1-м («О том, что говорить об исхождении Духа «и от Сына» вовсе не необходимо, но [это] нововведение, [искажающее] православную веру»; впервые напечатано Досифеем II, патриархом Иерусалимским: Τόμος Καταλλαγῆς. ᾿Ιασίον, 1692. Σ. 412-420; перечисление рукописей, содержащих этот текст: Συγγράμματα. 1996. Σ. 27; совр. издание: Ibid. Σ. 49-63) речь идет об исхождении Св. Духа; это, по определению Пасхалидиса, «классический антилатинский труд» (Πασχαλίδης. 1997). Второе представляет собой беседу М. М. с папой Римским и его окружением (L'éloge. § 76-104; содержится в единственной рукописи Alexandr. Patr. gr. 220; последнее совр. издание: Συγγράμματα. 1996. Σ. 235-247). Здесь также затрагивается вопрос об исхождении Св. Духа, но помимо этого обсуждается употребление опресноков и рассматривается примат папы Римского.

Агиографические сочинения М. М. отражают 3 периода его жизни, связанные с Фессалоникой, Св. Горой Афон и К-полем. К «фессалоникийским» агиографическим текстам можно отнести: Похвальное слово прп. Давиду Солунскому (ранее авторство приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. перечисление рукописей и указание предшествующего издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 85-100); Похвальное слово свт. Гавриилу, архиепископу Солунскому (авторство также некогда приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. данные об изданиях и рукописях: Συγγράμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 101-120); «Описание [ἔκφρασις] образа вмч. Димитрия Солунского, пронзенного копьями» (первоначально было издано как труд свт. Марка Эфесского; см. данные о рукописи и издании: Συγγράμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 167-168).

Святогорским по тематике агиографическим сочинением является Житие прп. Максима Кавсокаливита (Συγγράμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 141-165; BHG, N 1237f). Среди написанных М. М. житийных текстов оно имеет первостепенное значение (Πασχαλίδης. 2012. Σ. 232). Из агиографических памятников, посвященных этому знаменитому афонскому подвижнику-исихасту, данное Житие является последним по времени написания.

К агиографическим произведениям, написаным М. М. в К-поле, следует отнести: «Повествование [ὑπόμνημα - букв. «памятная запись»] о нек-рых чудесах и об обретении и перенесении мощей вмц. Евфимии» (см. указание рукописей и изданий: Συγγράμματα. 1996. Σ. 28; издание текста: Ibid. Σ. 121-130); «Описание [ἔκφρασις] иконы, установленной в храме Пресв. Богородицы, именуемой Новая Перивлепта (мон-ря Харсианит)» (см. указание рукописей и изданий: Συγγράμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 169-171); Слово об отцах семи Вселенских Соборов (ранее авторство приписывалось имп. Мануилу II Палеологу; см. указание рукописей и изданий: Συγγράμματα. 1996. Σ. 27-28; издание текста: Ibid. Σ. 65-84); Житие прп. Андрея, архиеп. Критского (см. указание рукописи и изданий: Συγγράμματα. 1996. Σ. 28-29; издание текста: Ibid. Σ. 131-139).

Перу М. М. принадлежат также 2 антиисламских трактата: «В защиту священного девства» (см. указание рукописи и издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 309-326); «К соблазняющимся о преуспеянии нечестивых» (подразделяется на 4 самостоятельных Слова; см. указание рукописи и издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Argyriou. 1986. P. 239-300).

Сохранились нравоучительные сочинения М. М.: Слово утешительное болящему, или О терпении (указание рукописи: Συγγράμματα. 1996. Σ. 29; издание текста: Ibid. Σ. 173-200); [Слово] утешительное от сострадающего, или О смерти (указание рукописи и издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 29-30; издание текста: Ibid. Σ. 201-220).

М. М. принадлежат и 2 монодии: «Об имп. Мануиле II Палеологе» (указание рукописи и издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 30; издание текста: Ibid. Σ. 221-226); «О своем духовном отце, святейшем господине Давиде, иеромонахе и духовнике» (т. е. об афонском старце Давиде Фессалоникийце, наставнике М. М.; указание рукописи и издания: Συγγράμματα. 1996. Σ. 29-30; издание текста: Ibid. Σ. 227-234). Кроме того, недавно была издана молитва «на неплодоносящие оливы», составленная М. М. (An Unpublished Supplication. 2003; см. также: Πασχαλίδης. 2012. Σ. 234).

Краткое описание содержания сочинений М. М. и оценка их стиля даны греч. исследователем Аргириу (Συγγράμματα. 1996. Σ. 35-40). Отмечается, что догматические темы не занимают особенно заметного места в письменном наследии М. М., чаще он предстает как агиограф, уверенно владеющий риторическими приемами. В агиографических и нравоучительных сочинениях, по мнению Аргириу, проявляется его опыт просвещения Божественной благодатью и жизни во Христе, что делает отдельные страницы этих произведений наиболее интересными. Можно сказать, что повествовательные, исторические тексты в изложении М. М. превращаются в трактаты о подвижнической жизни (Ibid. Σ. 38).

Почитание

М. М. как святого, вероятно, началось вскоре после его кончины в мон-ре Пантократора, игуменом которого он был. Свидетельством этого являются Похвальное слово М. М., служба М. М. (текст не издан), к-рая предваряет изданный Синаксарь (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889), и Житие в рукописи Alexandr. Patr. gr. 220 (Συγγράμματα. 1996. Σ. 7; Πασχαλίδης. 2012. Σ. 233).

В наст. время центром почитания М. М. является афонский мон-рь Ватопед, в котором (и в его окрестностях) святой подвизался на протяжении многих лет. В Ватопедской обители написаны иконы М. М. Современный греческий гимнограф Х. Бусьяс составил полную бденную Службу в честь М. М. (᾿Αθήνα, 1992). Канон на утрене имеет акростих: «Поистине блаженного Харалампий ублажает» (Τὸν ὄντως μακάριον Χαραλάμπης μακαρίζει).

Соч.: L'éloge de Macaire Makrès // Argyriou A. Macaire Makrès et la polémique contre l'Islam: Édition princeps de l'éloge de Macaire Makrès et de ses deux oeuvres anti-islamiques précédée d'une étude critique. Vat., 1986. P. 183-236. (ST; 314); Συγγράμματα / ᾿Επιμ. ᾿Α. ᾿Αργυρίου. Θεσ., 1996. (Βυζαντινὰ Κείμενα καὶ Μελέται; 25); An Unpublished Supplication on Barren Olive-Trees by Macarius Macres / Publ. S. Kapetanaki // Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides. Aldershot, 2003. P. 457-460.
Ист.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Μακάριος Μακρῆς // ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 459-467; Georges (Gennade) Scholarios. Œuvre complètes / Publ. par L. Petit, X. A. Sideridès, M. Jugie. P., 1935. Vol. 4; Sylv. Syrop. Hist. P. 118. N 1-5, 266. N 24; Symeon Thessalonicensis. Politico-Historical Works (1416/7-1429): Greek Text with Introd. and Comment. / Ed. D. Balfour. W., 1979. P. 94-97, 214-228. (WBS; 13); Giorgio Sfranze. Cronaca / Ed. R. Maisano. R., 1990. P. 70. (CFHB; 29).
Лит.: PLP, N 16379; ИАБ, 6. № 2000-2006; Δημητρακόπουλος ᾿Α. ᾿Ορθόδοξος ῾Ελλὰς: ῎Ητοι περὶ τῶν ῾Ελλήνων τῶν γραψάντων κατὰ Λατίνων. ᾿Εν Λειψίᾳ, 1872. Σ. 91; Γεδεὼν. ῾Εορτολόγιον. Σ. 55-56; Λάμπρος Σ. Παλαιολόγεια καὶ Πελοποννησιακά. ᾿Αθῆναι, 1924. Τ. 2. Σ. 299-301; Petit L. Macrès Macaire // DTC. 1927. T. 9. Col. 1507-1508; ᾿Αθηναγόρας, μητρ. Παραμυθίας. ῾Ο θεσμὸς τῶν συγκέλλων ἐν τῷ Οἰκουμενικῷ Πατριαρχείῳ // ΕΕΒΣ. 1928. Τ. 5. Σ. 186-189; Loenertz R. J. Écrits de Macaire Makrès et de Manuel II Paléologue dans les mss. Vat. Gr. 1107 et Crypt. 161 // OCP. 1949. Vol. 15. P. 185-193 (= Loenertz R. J. Byzantina et Franco-graeca. R., 1970. P. 71-79); Hunger H. Eine spätbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi // JÖBG. 1958. Bd. 7. S. 125-140; Κωνσταντινίδης ᾿Ι. Μακάριος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Στ. 480; Trapp E. Die Stellung der beiden Apologien des Vat. Gr. 1107 in der byzantinischen Islampolemic // JÖBG. 1967. Bd. 16. S. 199-202; ᾿Αργυρίου ᾿Α. Μακάριος ὁ Μακρῆς ἢ ᾿Ασπρόφρυς (1391-1431) // ΓΠ. 1970. Τ. 53. Σ. 212-225; Gautier P. Le Typicon du Christ Sauveur Pantocrator // REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Stiernon D. Macaire Makrès // DSAMDH. 1980. Vol. 10. Col. 17-20; Argyriou A. Macaire Makrès et la polémique contre l'Islam: Édition princeps de l'éloge de Macaire Makrès et de ses deux oeuvres anti-islamiques précédée d'une étude critique. Vat., 1986. (ST; 314); Sideras A. Bruder oder Freund?: Zum Adressaten einen unedierten Grabrede des Makarios Makrès // Βυζαντιακά. Θεσ., 1988. Τ. 8. Σ. 120-132; Ζήσης Θ. Γεννάδιος Β´ Σχολάριος̇ Βίος - συγγράμματα - διδασκαλία. Θεσ., 19882. Σ. 87, 91, 172; Γεράσιμος Μικραγιαννανίτης, μον. ᾿Ακολουθία πάντων τῶν ἐν Θεσσαλονίκῃ διαλαμψάντων ἁγίων // ΓΠ. 1990. Τ. 73. Ν 732. Σ. 358; Talbot A.-M. Makres, Makarios // ODB. Vol. 2. Col. 1273; Οἱ ῞Αγιοι τῆς ῾Ιερᾶς Μονῆς Βατοπεδίου // Πρωτᾶτον. Καρυές, 1992. Ν 34. Σ. 51; Χρυσοστόμου Γ. Οἱ ἅγιοι τῆς Θεσσαλονίκης // Χαριστήριον τῷ Παναγιωτάτῳ Μητροπολίτῃ Θεσσαλονίκης κ. κ. Παντελεήμονι τῷ Δευτέρῳ ἐπὶ τῇ συμπληρώσει εἰκοσαετοῦς ἐν Θεσσαλονίκῃ ποιμαντορίας (1974-1994). Θεσ., 1994. Σ. 933-934; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 284; Πασχαλίδης Σ. Μακάριος Μακρῆς ἢ ᾿Ασπρόφρυς // Τὸ ῾Αγιολόγιον τῆς Θεσσαλονίκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 19-27; idem. Θεολογικὰ ζητήματα καὶ μοναστικὴ πνευματικότητα στὸ ῞Αγιον ῎Ορος κατὰ τὸ 15ο καὶ 16ο αἰώνα // Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος στὸν 15ο καὶ 16ο αἰώνα: Πνευματικὸς βίος, ῾Ιστορία, Τέχνη. Θεσ., 2011. Σ. 87-105; idem. ῎Οψεις τῆς ἁγιορείτικης ἱστορίας καὶ πνευματικότητας κατὰ τὸν 15ο καὶ 16ο αἰώνα // Τὸ ῞Αγιον ῎Ορος στὸν 15ο καὶ 16ο αἰώνα: Πρακτικὰ Συνεδρίου. Θεσ., 2012. Σ. 225-236; idem. ᾿Εκφάνσεις τῆς λογιότητας στὸ ῞Αγιον ῎Ορος κατὰ τὴν Παλαιολόγεια περίοδο // ῞Αγιον ῎Ορος καὶ Λογιοσύνη: Πρακτικὰ Συνεδρίου. Θεσ., 2014. Σ. 43-51; Dendrinos Ch. Palaiologan Scholars at Work: Makarios Makres and Joseph Bryennios' Autograph // From Manuscripts to Books = Vom Codex zur Edition: Proc. of the Intern. Workshop on Textual Criticism and Editorial Practice for Byzant. Texts (Vienna, 10-11 December 2009) / Ed. A. Giannouli, E. Schiffer. W., 2011. P. 25-54.
О. А. Родионов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
  • ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
  • ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
  • ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик
  • ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)
  • КИРИЛЛ ФИЛЕОТ († 1110), прп. (пам. греч. 2 дек.)
  • МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.
  • НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря
  • НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф
  • АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
  • АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
  • АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
  • АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
  • АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)