МАКСИМОВ
Том XLIII, С. 138-140
опубликовано: 20 января 2021г.

МАКСИМОВ

Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г.Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г. Владимир Николаевич (9.09.1882, Казань - 17.12.1942, пос. Кратово Раменского р-на Московской обл.), русский архитектор. Учился в Казанской художественной школе (1898-1904), по ее окончании поступил в АХ в С.-Петербурге (мастерская М. Т. Преображенского). Во время учебы проводил обмеры и фотофиксацию собора Рождества Пресв. Богородицы в Свияжске (1906), храмов Пскова и Псковской губ. (1906), церквей на Волыни, включая Почаевскую Успенскую лавру (1907-1909; Фототека ГНИМА). В 1908 г. был приглашен А. В. Щусевым в качестве помощника при воссоздании ц. свт. Василия Великого в Овруче, для которой М. также спроектировал часть деревянных элементов. Одновременно с реконструкцией Василиевского храма рядом с ним по проекту М. были возведены постройки Овручского во имя свт. Василия Великого жен. мон-ря (1909). Проект был опубликован под именем Щусева (Проект келейного корпуса обители свт. Василия Великого в Овруче // Зодчий. СПб., 1909. Л. 58-59), однако воспоминания и архивные документы свидетельствуют об авторстве М. Монастырские здания выполнены в стиле псковских белокаменных палат XIV-XV вв. и образуют единый комплекс, ныне состоящий из ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», звонницы (уничтожена в советское время, воссоздана в 90-х гг. XX в.), келий и хозяйственных построек вокруг внутреннего двора. Уже этот проект, выполненный М. безвозмездно в ученические годы, продемонстрировал лучшие черты его творчества. Используя в качестве образца узнаваемый прототип, М. создал живую и динамичную архитектурную композицию, лишенную сухости или перегруженности форм.

По окончании работ в Овруче Щусев рекомендовал М. в помощники В. А. Покровскому для строительства храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Для этой церкви М. спроектировал размещенный в подвальном помещении придел во имя прп. Серафима Саровского (престол был перенесен из разобранной временной полковой церкви; придел освящен 27 нояб. 1912), ставший домовым храмом имп. семьи; имп. Николай II в дневниках и переписке неоднократно называл этот придел «наша уютная пещерная церковь» (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Л., 1926. Т. 4. С. 406). Прямоугольный в плане подземный храм был окружен обходной галереей с притвором и имп. молельней. Архитектурные формы храма (цилиндрический свод с распалубками, имитация оконных проемов в виде ниш, обрамленных арками в формах модерна), живопись (копия росписей ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове) и декоративное убранство интерьера являлись стилизацией под искусство XVII в. Для ансамбля Феодоровского храма М. выполнил также неосуществленные проекты часовни равноап. кнг. Ольги и фонаря «в виде звонницы».

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца Свято-Георгиевского мон-ря в с. Пляшеве. 1910–1914 гг.Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца Свято-Георгиевского мон-ря в с. Пляшеве. 1910–1914 гг.Работая на Волыни, М., вероятно через Щусева, получил от архимандрита Почаевской лавры Виталия (Максименко) заказ на проект храма-памятника (ныне с. Пляшева Ровненской обл., Украина) рядом с местом, где войска Б. М. Хмельницкого потерпели поражение в битве с польским войском под Берестечком. Мемориальный комплекс (1910-1914) был заложен на народные пожертвования как скит Почаевской лавры, затем стал самостоятельным мон-рем, ныне известен как мемориал «Казацкие могилы». Состоит из 2 церквей, келий и западной стены с воротами. Строительство велось под надзором епархиального архит. В. Г. Леонтовича. Деревянная Михайловская ц., одна из старейших сохранившихся на Волыни (1650), была перенесена в 1914 г. из соседнего с. Остров и отреставрирована. Церковь-мавзолей вмч. Георгия, построенная М., является уникальным сооружением, органично соединившим черты зодчества укр. барокко и характерные архитектурные приемы эпохи модерна. Центральный объем, окруженный 5 разновысотными гранеными апсидами, напоминает одновременно крепостное сооружение и традиц. для укр. храмоздательства многобашенную композицию. Ребристые колоколообразные завершения нефа и 5 башен-апсид увенчаны главками в форме пик с перехватом в основании. Зап. фасад завершен фронтоном плавного абриса с волютами. Проект церкви был рассчитан на совершение богослужения под открытым небом при большом стечении молящихся. Для этого зап. портал оформлен крупной нишей с иконостасом, по бокам которой помещены балконы для проповедей; перед входом сооружена сложной формы паперть-стилобат. Объем церкви состоит из 3 ярусов, на хорах устроен придел во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, пещерная церковь-крипта, где хранятся останки воинов, освящена во имя вмц. Параскевы и соединена подземным ходом с деревянной Михайловской ц. В нише зап. портала выше внешнего иконостаса помещена роспись по металлу И. С. Ижакевича «Распятие», к-рая перекликалась с росписями того же художника на тему Берестецкой битвы в арках западной стены комплекса (росписи стены не сохр.).

Придел прп. Серафима Саровского собора Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Фотография. Нач. XX в.Придел прп. Серафима Саровского собора Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Фотография. Нач. XX в.

В 1912 г. М. с отличием окончил АХ и отправился в заграничную поездку, которую посвятил знакомству с классической архитектурой Италии и обмеру собора Св. Софии в К-поле. По возвращении в С.-Петербург прочел доклад «Константинополь и Святая София» (21 февр. 1915 в АХ, 7 апр. 1915 в Петроградском об-ве архитекторов). М. было поручено возведение ряда построек в Царском Селе, к-рые по стилю следовали в русле, заданном Феодоровским собором архит. Покровского и Феодоровским городком при нем архит. С. С. Кричинского, и должны были продолжить формирование крупного архитектурного ансамбля в неорус. стиле. Среди построек М.: казармы имп. Конвоя (проект частично осуществлен в 1914-1916; здания пострадали в Великую Отечественную войну, приблизительно реконструированы); городок для авиационного отряда (лето 1915; одноэтажные деревянные здания выполнены в национальном духе и погибли при пожаре в 20-х гг. XX в.). Сохранились эскиз крупного комплекса, сочетавшего древнерусскую тему с принципами палладианства и, вероятно, предназначенного для размещения высокопоставленных иностранных гостей (Крашенинников. 2006. С. 37), и эскиз триумфальных ворот через р. Кузьминку (1917). Особо выделяется детальный проект комплекса казарм Железнодорожного полка (сохр. панорамное изображение, план и эскизы нескольких зданий). Ансамбль планировалось решить по принципу обнесенного крепостными стенами городка с соборной площадью, монументальным 5-главым храмом и стоящей поодаль колокольней. Отсутствие регулярного плана, живописная композиция и богатство форм создавали впечатление естественности застройки, однако этот эффект был тщательно продуман архитектором. М. использовал цветовое (зеленые крыши с переломами, белый камень, красный кирпич) и объемное (высокие шатровые кровли и фасады с фигурными наличниками) решения, характерные для русской архитектуры XVII в., в частности построек царской резиденции в Коломенском. Утвержденный имп. Николаем II накануне Февральской революции (30 дек. 1916) проект не был осуществлен. Территория в Царском Селе, на к-рой планировалась застройка по проектам М., составляла ок. 50 га (Там же. С. 39).

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Массандре (Ялта, Крым)Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Массандре (Ялта, Крым)Представление о художественном вкусе имп. четы совпадало с творческими устремлениями М., высочайшая благосклонность способствовала тому, что архитектор получил заказ на строительство Никольской ц. для санатория больных туберкулезом нижних чинов и офицеров Российского имп. флота в Массандре близ Ялты. В качестве одного из прототипов М. использовал образ Успенской ц. в Гдове. В окончательном варианте проекта (1914) храм в духе новгородской архитектуры XIV в. расположился на искусственной террасе, его дополняли отдельно стоящая звонница псковского типа, дом священника и сторожка. Во время первой мировой войны санаторий использовался как лазарет, что, с одной стороны, ускорило строительство церкви, с другой - привело к изменениям в проекте: добавили теплую паперть; вместе с тем дом священника так и не был построен.

Расцвет творчества М. пришелся на 10-е гг. XX в., революция поломала карьеру М. В отличие от учителей М., Щусева и Покровского, бо́льшая часть его проектов осталась лишь на бумаге, а его имя на долгое время было забыто историками архитектуры. М. был одним из первых в России мастеров архитектурной фотосъемки, а эскизы его проектов демонстрируют талант архитектурной графики (фотографии и графика М. хранятся в архиве музея-заповедника «Царское Село» и фототеке ГНИМА). Характерной особенностью храмов, спроектированных М., является наличие подземного яруса с «пещерной» церковью-криптой. Постройки М. демонстрируют стремление не только расширить круг архитектурных прототипов и включить в него популярные среди архитекторов ретроспективизма церкви Центр. и Сев. России, но и учитывать черты местного зодчества. Напр., выполненный М. проект перестройки католич. храма в Вишневце Волынской губ. был сочтен Синодом слишком «католическим» и отвергнут: М. излишне бережно подошел к его архитектурным формам и предложил вост. башни портала использовать в качестве колоколен, возвести над средокрестием аналогичную башню и завершить эти башни узкими фигурными шатрами, напоминавшими шпили (ИИАК. 1912. Вып. 44. С. 68-69).

В первые годы после революции М. отказался эмигрировать, несмотря на предложение Н. К. Рериха, скрывался от советской власти, в 20-х гг. XX в. вернулся с семьей в Подмосковье, выполнял частные архитектурные заказы. Эскизы зданий того времени демонстрируют умение работать в формах конструктивизма. В 1932 г. М. был арестован, 22 февр. 1933 г. освобожден и оставлен на положении ссыльного. Участвовал в проектировании архитектурных частей канала Волга-Москва, каскада волжских гидростанций, Угличского, Рыбинского и Шекснинского гидроузлов, оформления шоссе Минск-Москва. Три его дочери стали художницами, сын А. В. Максимов (1912-2003) - архитектор, ученик отца, участник Великой Отечественной войны, занимался послевоенным восстановлением Калининграда.

Арх.: ЦА ФСБ РФ. № Р-39811. Т. 3. Л. 98.
Лит.: Ежегодник об-ва архитекторов-художников. СПб., 1912. Вып. 7. С. 170-171; Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. М., 1915. Т. 1: Пещерный храм во имя прп. Серафима Саровского чудотворца; Музей-заповедник в с. Пляшева на Ровенщине. К., 1978; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 153-154; Т. 3. С. 334; Крашенинников А. Ф. Зодчий рус. нац. школы В. Н. Максимов (1882-1942) // Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1992. Вып. 1. С. 44-77; он же. Архитектор В. Н. Максимов и его деятельность по церк. строительству // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 349-357; он же. В. Н. Максимов: Зодчий рус. нац. стиля, 1882-1942. М., 2006; Щенков А. С. Памятники архитектуры в дорев. России. М., 2002. С. 323; Корнилова А. В. Церковь прп. Серафима Саровского - пещерный храм царскосельского Феодоровского собора: Процесс реставрации // Памятники истории и культуры С.-Петербурга: Исслед. и мат-лы. СПб., 2005. Вып. 8. С. 409-420.
А. А. Климкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор