МАЛАХИЯ
Том XLIII, С. 185-194
опубликовано: 22 января 2021г.

МАЛАХИЯ

Содержание

[Маэл Маэдок О Моргар; среднеирл. Máel Máedóc Ua Morgair; ирл. Maelmhaedhoc Ó Morgair; лат. Malachias] (1094/95 - 1/2 нояб. 1148), св. католич. Церкви (пам. 2(3) нояб.), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия), деятель григорианской реформы в Ирландии.

Источники

Основные сведения о М. содержатся в сочинениях католич. св. Бернарда Клервоского и в ирл. анналах. Пространное Житие М. было написано св. Бернардом между 1148 и 1153 гг. по просьбе Конгана, аббата цистерцианского монастыря Сурий (Инишлоунахт, графство Типперэри, Ирландия). Впосл. Жоффруа из Осера, секретарь св. Бернарда, вспоминал о том, как он записывал текст Жития под диктовку аббата Клерво (см.: Leclercq. 1959. P. 321). В предисловии автор обращается только к аббату Конгану, хотя Житие, по-видимому, было адресовано скорее континентальным, чем ирл. монахам и клирикам. Обращаясь к традиционной для агиографических прологов теме духовной пользы, которую приносит описание подвигов святых, св. Бернард подчеркивает, что составление Житий св. подвижников особенно важно в «последние времена», когда святость среди христиан оскудела (raritas sanctitatis). Описывая плачевное состояние церковной иерархии и духовенства, автор указывает на противоположный пример М., «воистину святого человека... исключительно мудрого и добродетельного», к-рый был похоронен «у нас», т. е. в аббатстве Клерво. По словам св. Бернарда, М. был его близким другом (me inter speciales amicos... habebat) и перед смертью благословил. Считая своим долгом описать жизнь М., Бернард заверяет читателей Жития в истинности всего изложенного. В 1-й части Жития (главы 1-41) повествуется о деятельности М. до его путешествия в Рим, знакомства со св. Бернардом в Клерво и возвращения на родину через Шотландию. Вторая часть (главы 42-66) посвящена деятельности М. в качестве папского легата, его странствиям по Ирландии и совершенным им чудесам. В 3-й части (главы 66-75) описываются 2-е путешествие М. к папскому двору и его кончина в Клерво.

Католич. св. архиеп. Малахия. Скульптура. XX в. (Стерлинг-Хайтс, Мичиган)Католич. св. архиеп. Малахия. Скульптура. XX в. (Стерлинг-Хайтс, Мичиган)Св. Бернард описывал М. как истинного пастыря, «апостольского мужа» (vere vir apostolicus), посвятившего всю жизнь служению Церкви. Деяния святого должны были стать примером для всех христиан, и особенно для церковных иерархов. Среди добродетелей М. св. Бернард выделял смирение, твердое упование на Бога и стойкость в противостоянии грешникам и нечестивцам. По словам агиографа, М. обладал дарами исцеления, пророчества и различения духов (особое внимание в Житии уделено чудесам святого). В соответствии с агиографической традицией, восходившей к сочинениям Сульпиция Севера о св. Мартине, св. Бернард подчеркивал, что М. был прежде всего аскетом, отрекшимся от мира, и всегда сохранял верность монашескому призванию. Епископское служение М. в представлении св. Бернарда было неотделимо от аскетического подвига: святой одновременно был наставником монахов, окруженным учениками, и образцовым пастырем Церкви, усердно заботившимся о пастве. По словам св. Бернарда, М. были чужды тщеславие и стяжательство. Он вел образ жизни простого монаха, не избегал грубого и тяжелого труда, отличался бескорыстием и щедростью: «Для себя он был нищим, для нищих - богатым» (Pauper sibi, sed dives pauperibus erat - Bernard de Clairvaux. 1990. P. 410; cp.: Pfeil. 1999. S. 55; см.: Flanagan. 2010. P. 103-105). Описывая М. как отважного прелата, проводившего церковные преобразования несмотря на ожесточенное сопротивление нечестивых клириков и мирян, св. Бернард раскрыл свое понимание григорианского идеала церковного служения. Одновременно с работой над Житием М. аббат Клерво трудился над составлением трактата «De consideratione», посвященного управлению Церковью, в к-ром он также подчеркивал значение деятельности монахов и регулярных каноников как проводников церковной реформы (см.: O'Dwyer. 1978).

По-видимому, бóльшую часть сведений о М., приведенных в Житии, св. Бернард получил от аббата Конгана и др. ирл. монахов, учеников святого. Только посещения М. мон-ря Клерво и его кончину св. Бернард описывал как очевидец. Аббат Клерво был хорошо информирован о деятельности М. и привел в Житии множество подробностей. В то же время он с пренебрежением относился к ирландцам как к народу, погруженному в состояние «грубого варварства» (inculta barbaries - Bernard. Clar. Vita Malachiae. 1 // Bernard de Clairvaux. 1990. P. 182). Отличительными чертами Ирландии св. Бернард считал культурную изоляцию, примитивный общественно-политический строй, а также жестокость, беззаконие и нравственную распущенность населения (ср. описание нравов, царивших в диоцезе М.,- Ibid. 16 // Ibid. P. 224-226). При описании одного из чудес св. Бернард отметил: «Произошло это в месте, название которого я не буду приводить, потому что оно, как и многие другие, звучит совершенно по-варварски» (Ibid. 46 // Ibid. P. 296). Ирл. церковные традиции воспринимались св. Бернардом как пагубные искажения континентальной практики, к-рую аббат Клерво считал общецерковной. По его словам, ирландцы не соблюдали нормы христианской нравственности и канонической дисциплины; местное духовенство, находившееся под сильным влиянием мирян, пренебрегало пастырскими обязанностями и способствовало упадку христ. благочестия (dissolutio ecclesiasticae disciplinae, censurae enervatio, religionis evacuatio). Жители острова, на котором некогда жили святые Патрикий (Патрик), Комгалл, Колумбан и др. подвижники, ныне исповедовали «язычество под маской христианства» (paganismus... sub nomine christiano - Ibid. 19 // Ibid. P. 236). Негативные представления об ирландцах в сочинениях св. Бернарда получили продолжение в папских посланиях XII в., прежде всего в булле «Laudabiliter» (1155 (?); в соответствии с этой буллой власть над Ирландией передавалась королю Англии, чтобы он утвердил «грубый и неразвитый народ» в «истинной христианской вере»), а также в трудах Гиральда Камбрийского, стремившегося оправдать англо-нормандское вторжение в Ирландию (см.: Scully. 2006).

Житие М. получило широкое распространение на континенте. В издании Ж. Леклерка было использовано 39 рукописей XII - нач. XIII в., происходивших гл. обр. из цистерцианских и бенедиктинских мон-рей, в т. ч. 5 манускриптов, созданных в аббатстве Клерво (S. Bernardi Opera. 1963. P. 297-305; см. также: Leclercq. 1959. P. 318-322). В большинстве рукописей Житие М. содержится вместе с др. сочинениями св. Бернарда, а также с ранними агиографическими сказаниями об аббате Клерво. О Житии М., «исполненном чудес», которое св. Бернард написал «прекрасным слогом» (satis luculento sermone), упоминается в сказании «Видение Тнугдала», составленном в сер. XII в. в ирл. бенедиктинском мон-ре в Регенсбурге (Pfeil. 1999. S. 3). О распространении текста Жития в Ирландии свидетельствует его наличие в составе Саламанкского и Дублинского (Килкеннийского) собраний Житий ирл. святых (XIII-XV вв.). Сокращенные версии Жития были включены в «Историческое зерцало» Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XXVII 105-123), в агиографический свод Иоанна из Тайнмута и Джона Капгрейва (Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 158-167) и в «Перечень святых и их деяний» еп. Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. X 27). Житие М. было впервые опубликовано Б. Момбрицием (Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. [Mediolani, c. 1480.] Vol. 2. Fol. 78-92), затем - в составе агиографического свода кёльнского картузианца Лаврентия Сурия (1-е изд.: Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1575. T. 6. P. 88-115). Критическое издание Жития, подготовленное под рук. Леклерка для Собрания сочинений св. Бернарда, с исправлениями было воспроизведено в сер. «Sources chrétiennes» (П. И. Эмери при участии Г. Лобришона и Ф. Дольбо - Bernard de Clairvaux. 1990).

Руины аббатства Меллифонт. Кон. XII — нач. XIII в.Руины аббатства Меллифонт. Кон. XII — нач. XIII в.Из переписки св. Бернарда с М. сохранились 4 письма клервоского аббата, составленные между 1140 и 1145 гг. (Bernard. Clar. Ep. 341, 356-357, 545). Главная тема писем - основание цистерцианских мон-рей в Ирландии; в Клерво проходили обучение ирл. монахи, направленные туда М., тогда как нек-рые франц. насельники по указанию св. Бернарда отправились в Ирландию для основания аббатства Меллифонт (1142). В последнем письме говорится о взаимной молитве и поминовении св. Бернарда и М. Сохранилось также письмо св. Бернарда ирл. монахам с извещением о кончине М. в Клерво (Ibid. 374). Др. сочинения св. Бернарда, посвященные М.,- проповеди в день погребения святого (Sermo in transitu sancti Malachiae episcopi) и в годовщину его смерти (Sermo de sancto Malachia), а также стихотворная эпитафия и гимн святому. Эти произведения дополняют агиографический образ М.- «доброго пастыря» и ревностного служителя Церкви, в святости к-рого св. Бернард не сомневался. В неск. рукописях к Житию М. приложено сказание о встрече святого с юношей, побывавшим на небесах и возвращенным на землю с повелением отправиться в Иерусалим; выслушав рассказ юноши, М. помог ему добраться до Британии. Эти сведения были записаны со слов Домналла (Доната) О Лонгаргана, архиеп. Кашела (1137/38-1158), который некогда учился у М. и был свидетелем беседы (ркп.: Camb. Corp. Christ. 62, XII в., из Рочестера; Brux. II 1064, XIII в., из цистерцианского аббатства Он; изд.: Leclercq. 1959. P. 322-325).

Ирл. источники позволяют проверить и уточнить сведения св. Бернарда, к-рый часто ошибался в порядке изложения и датировке событий из жизни М., а также игнорировал их ирл. контекст. Однако во мн. летописных сводах утрачены погодные записи, соответствующие времени наибольшей церковно-политической активности М.: в «Ольстерских анналах» отсутствуют записи между 1132 и 1155 гг., в «Инишфалленских анналах» - с 1131 по 1158 г., в «Анналах Лох-Ке» - с 1138 по 1170 г. Эти лакуны частично восполняются данными современных событиям «Анналов Тигернаха» и «Анналов Четырех наставников» (компиляция XVII в.).

Жизнь

Происхождение, принятие монашества, начало реформаторской деятельности (1094/95-1124)

О происхождении и родственных связях М. сохранилось мало сведений. По свидетельству св. Бернарда Клервоского, святой происходил из знатной и богатой семьи. Согласно «Хронике ирландцев», отцом М. был Мугрон О Моргар († 1102), руководитель церковного уч-ща (fer léigind) в Ард-Махе (в «Ольстерских анналах» он назван «главный fer léigind Ард-Махи и всей Западной Европы»). В «Анналах Тигернаха» под 1102 г. помещено ошибочное сообщение о кончине Мугрона О Моргара и его сыновей - М. и Гилла Криста (Христиана), «чтеца Ард-Махи». В нек-рых ирл. родословиях М. приписывается происхождение из рода Кенел Коналл, ветви раннесредневек. правящей династии И Нейл (см.: Africa. 1985. P. 110-111), но точных сведений об этом нет. Нек-рые исследователи полагали, что имя Моргар «звучит по-скандинавски» (Ó Doibhlin. 2004. P. 6; cp.: Byrne F. J. Church and Politics, c. 750-c. 1100 // A New History of Ireland. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland / Ed. D. Ó Cróinín. P. 678). Имя и происхождение матери М. неизвестны. Кроме брата, Гилла Криста, у него была сестра (ее имя св. Бернард не сообщает). Благодаря матери, которая оказывала на него большое влияние, М. уже в детстве проявлял глубокую религиозность и стремление к нравственному совершенствованию. В школе на мальчика повлиял учитель, к-рый убеждал его чаще молиться и посещать церковь.

Когда М. вырос, он стал учеником строгого аскета Имара О Аэдакана († 1134), жившего в Ард-Махе, чтобы научиться у него «правилу жизни» (formam vitae accepturus ab eo). Несмотря на уговоры сестры и мн. жителей Ард-Махи, осуждавших усердие юноши в аскетических подвигах, М. проявил исключительное послушание наставнику и способность соблюдать строгую дисциплину. С согласия Имара архиеп. Келлах (1105-1129) возвел М. в сан диакона. После этого святой стал заниматься погребением нищих и вновь подвергся упрекам сестры, считавшей это занятие зазорным. Примерно в 25-летнем возрасте М. был рукоположен во пресвитера. Келлах назначил его заместителем (episcopus... vices suas commisit) и поручил ему наставлять народ. По-видимому, это назначение было связано с тем, что архиепископ часто и надолго покидал Ард-Маху, совершая пастырские визитации и улаживая конфликты между ирл. правителями (о «викариях» ирл. епископов см.: Flanagan. 2010. P. 41-43).

Исполняя обязанности архиепископского «викария» в Ард-Махе, М. проявил себя как ревностный сторонник церковных преобразований. Первоначально он занимался приведением традиц. ирл. богослужения (см. Кельтский обряд) в соответствие с рим. литургией, «искоренял варварские обряды и насаждал обряды Церкви» (exstirpare barbaricos ritus, plantare ecclesiasticos). Бернард приписывал М. введение в Ард-Махе богослужебного пения «в канонические часы... как принято по всей земле» (iuxta morem universae terrae). Уничтожая «застарелые суеверия», молодой реформатор следовал «апостольским распоряжениям и постановлениям святых отцов, в особенности обычаям святой Римской Церкви» (apostolicas sanctiones et decreta sanctorum patrum, praecipue consuetudines sanctae Romanae ecclesiae). Особое внимание он уделял восстановлению обрядов исповеди и конфирмации, а также соблюдению норм христ. брака, к-рыми, по словам св. Бернарда, ирландцы совершенно пренебрегали.

Неясно, откуда М. получил сведения о рим. обряде и об «обычаях святой Римской Церкви», т. к. он, по-видимому, не покидал Ард-Маху. Св. Бернард утверждал, что М. с детства учился церковному пению, хотя «ни в городе, ни во всем епископстве никто не умел и не хотел петь [в церкви]». Желая подробнее изучить рим. богослужение и «обряд... Вселенской Церкви» (ritus... universalis ecclesiae), он решил отправиться к Маэл Ису О Аньмире (Малху), еп. Уотерфорда и Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд) (1096-1135), к-рый ранее жил в бенедиктинском мон-ре в Уинчестере (Англия). По свидетельству Бернарда, среди ирландцев еп. Маэл Ису пользовался огромным уважением, ему приписывали дар чудотворений. Благодаря его деятельности церковное поселение Лес-Мор стало центром распространения рим. церковного влияния в Юж. Ирландии. Получив разрешение от архиеп. Келлаха и Имара, М. провел неск. лет в Лес-Море, изучая богослужебные обряды и, возможно, бенедиктинский монашеский устав (см.: Ibid. 2010. P. 118-119). В это время он получил весть о кончине сестры, с к-рой некогда поклялся не встречаться, «ужасаясь ее плотской жизни». В видении М. было открыто, что сестра терпит лишения в загробном мире, и святой стал совершать заупокойные мессы до тех пор, пока не получил откровение о том, что ее грехи прощены.

Вернувшись в Сев. Ирландию по распоряжению «пославших его», т. е. Келлаха и Имара, М. возглавил церковную общину Беннхора (ныне Бангор, графство Даун). Согласно св. Бернарду, дядя (avunculus) святого, богатый и влиятельный человек, «управлявший Беннхором и его [земельными] владениями» (qui locum Benchor et possessiones eius tenebat), по божественному внушению передал племяннику «все свое [имущество] и самого себя», чтобы М. восстановил древний мон-рь, основанный св. Комгаллом, но впосл. разоренный викингами и пришедший в запустение. Несмотря на то что монастырь фактически не действовал, церковным имуществом управляли регулярно избиравшиеся «аббаты». Получив от «настоятеля» (princeps) права на Беннхор, М. оставил себе только «святое место», где было похоронено множество подвижников, и вопреки советам «не отчуждать владения» уступил обширные церковные земли др. человеку. С 10 монахами, к-рым Имар велел сопровождать святого, М. приступил к возведению деревянного оратория и др. зданий. По словам св. Бернарда, в обители не было определенного устава, монахи соблюдали только распоряжения настоятеля (ipse rector, ipse regula fratrum).

Свидетельство св. Бернарда не полностью согласуется с информацией ирл. источников. По-видимому, в Беннхоре существовало церковное поселение, хотя с т. зр. св. Бернарда его нельзя было назвать монастырем. В 1123 г. в Лес-Море скончался Оэнгус О Горман, «наследник Комгалла», т. е. глава церковной общины Беннхора (в «Инишфалленских анналах» он назван «уладским епископом»). Вероятно, именно он передал М. права на Беннхор. Встреча Оэнгуса и М. произошла скорее всего в Лес-Море, куда Оэнгус прибыл в качестве паломника, готовясь к кончине. Человеком, к-рому М. передал беннхорские владения, мог быть Мурьхертах О Иннрехтаг, «наследник Комгалла», который скончался в 1131 г. в Ард-Махе (об этом упом. в «Анналах Четырех наставников»; см.: Gwynn. 1992. P. 200-203; Africa. 1985).

Епископ Коннере (1124-1129)

В возрасте 30 лет вопреки своему желанию, но по воле Келлаха и Имара М. был избран на епископскую кафедру Коннере (ныне Коннор, графство Антрим), входившую в состав церковной пров. Ард-Махи. По словам св. Бернарда, кафедра уже давно была вакантной, возможно со времени кончины еп. Фланна О Скулы (1117). Приступив к служению, «Божий человек осознал, что его послали не к людям, а к диким зверям» (non ad homines se, sed ad bestias destinatum). Жители диоцеза «только по имени были христиане, а на деле язычники» (christiani nomine, re pagani). Они придерживались «варварских обычаев», не платили десятину, не вступали в христ. брак, не исповедовались и не совершали пенитенцию (епитимию). Немногочисленные клирики вели столь же распущенный образ жизни, как и миряне; «в церквах не слышались голоса проповедников и певчих». Епископ, окруженный учениками, неустанно путешествовал по диоцезу, бесстрашно обличая нечестивцев и призывая всех христиан соблюдать церковную дисциплину. Его усердие принесло плоды: со временем «были отменены варварские законы и вместо них введены римские». М. восстановил церкви, назначил священников, привлек в храмы паству и приучил ее к соблюдению норм законного брака. По-видимому, резиденцией епископа был мон-рь Беннхор; под управлением М. могло находиться также еп-ство Дун (Дун-Летглассе; ныне Даунпатрик, графство Даун), хотя св. Бернард об этом не сообщает. Когда Беннхор был разорен «королем северной части Ирландии» (имеется в виду набег Конхобара, сына правителя Домналла Мак Лохланна, на обл. Улад в 1127), М. и его ученики бежали в Юж. Ирландию.

Вероятно, М. вернулся в Лес-Мор, где он познакомился с правителем Кормаком Мак Картагом (1124-1138), изгнанным из обл. Десмуму (Десмонд; Юго-Зап. Мунстер) (св. Бернард ошибочно связывал это знакомство с 1-м пребыванием святого в Лес-Море). Укрывшись от противников у еп. Маэл Ису, правитель стал вести аскетический образ жизни, во всем подчиняясь духовным советам М. Вскоре Конхобар О Бриан, правитель Туадмуму (Томонд; Сев. Мунстер), предложил Кормаку оказать помощь в том, чтобы вернуть ему власть. Благочестивый правитель долго отказывался, но Маэл Ису и М. уговорили его принять предложение Конхобара. Когда Кормак вновь стал правителем Десмуму, он подарил М. землю под строительство мон-ря (monasterium Ibracense; местоположение неизв.) и щедро одарил обитель. Несмотря на то что под руководством М. собралось 120 монахов, основатель мон-ря предпочел исполнять обязанности повара и неукоснительно участвовал в богослужениях суточного круга.

Борьба за архиепископскую кафедру (1129-1136)

Архиеп. Келлах скончался 1 апр. 1129 г. во время путешествия по Муману (Мунстеру) и через неск. дней был похоронен в Лес-Море. Перед смертью он распорядился передать М. как самому достойному не только архиепископскую кафедру, но и должность «наследника Патрикия» (comarba Pátraic), т. е. настоятеля (airchinnech) ц. Ард-Маха (fecit quasi testamentum, quatenus Malachias deberet succedere sibi). «Властью св. Патрикия» Келлах поручил исполнить это распоряжение «обоим правителям Мумана и местной знати». По словам св. Бернарда, во время предсмертной болезни архиепископа М. явилась благородная дама, назвавшая себя женой Келлаха (uxorem Celsi), и вручила ему пастырский посох. Через неск. дней святой неожиданно получил посох, к-рый велел передать ему умирающий архиепископ.

Католич. собор св. Патрикия в Арма. 1840–1873 гг.Католич. собор св. Патрикия в Арма. 1840–1873 гг.Завещание Келлаха противоречило старинному обычаю, в соответствии с к-рым должность «наследника Патрикия» передавалась по наследству между членами рода Кланн Cинах, ветви мелкой правящей династии И Эхдах из обл. Аргиалла (Юж. Ольстер). Этот процесс фактически регулировался теми же правилами, что и наследование светской власти (Ó Fiaich. 1969; высказывалось предположение, что М. мог быть связан с родом Кланн Синах: Africa. 1985. P. 117-118). Св. Бернард воспринимал «отвратительный обычай» (mos pessimus) наследования церковных должностей, соблюдавшийся в Ард-Махе на протяжении 15 поколений, как признак обмирщения и морального разложения ирландского духовенства. По его словам, 8 предшественников Келлаха были женатыми людьми, не имевшими священного сана, «хотя и образованными» (viri uxorati et absque ordinibus, litterati tamen). Келлах сосредоточил в своих руках административную («наследник Патрикия») и духовную (архиепископ) власть над Ард-Махой, и М. должен был унаследовать все его полномочия. Св. Бернард подчеркивал, что руководитель церковной общины Ард-Махи обладал наивысшим авторитетом в Ирландии как преемник св. Патрикия, а со времени Келлаха - как первенствующий епископ (на Соборе в Рат-Бресале (1111) Келлах был провозглашен «примасом над епископами всей Ирландии»).

В Ард-Махе распоряжение Келлаха было отвергнуто. Всего через 4 дня после смерти архиепископа на должность «преемника Патрикия» был избран Мурьхертах, сын его предшественника Домналла из рода Кланн Синах (5 апр. 1129). По словам св. Бернарда, на протяжении 5 лет он «удерживал Церковь не как епископ, но как тиран», опираясь на поддержку светских правителей (скорее всего Конхобара Мак Лохланна, правившего в Сев. Ирландии в 1129-1136). Предвидя такое развитие событий, Келлах перед смертью попросил о помощи правителей Юж. Ирландии, к-рые поддерживали церковные преобразования.

Оставаясь в Юж. Ирландии, М. не решался заявить о своих правах, хотя на этом настаивали сторонники церковной реформы - еп. Маэл Ису и папский легат Гилберт († 1145), еп. Лимерика. Через 3 года после кончины архиеп. Келлаха епископы и знать Юж. Ирландии потребовали, чтобы М. выполнил волю покойного прелата и выступил против рода Кланн Синах. В ответ святой сослался на невозможность противостоять влиятельному роду, который удерживал власть по старинному обычаю, опираясь на поддержку сев. правителей. Он высказал опасение, что конфликт приведет к пролитию крови. Однако, по словам св. Бернарда, в конце концов М. согласился заявить о своих правах, оговорив, что после восстановления «мира и свободы Церкви» (pace et libertate ecclesiae restituta) он откажется от своих полномочий. Святой направился в Сев. Ирландию и приступил к выполнению обязанностей архиепископа, но не решился вступить в Ард-Маху, чтобы не спровоцировать вооруженный конфликт со сторонниками Кланн Синах (возможно, М. заключил договор с настоятелем Мурьхертахом, сыном Домналла). Однако Мурьхертах, скончавшийся 17 сент. 1134 г., завещал власть над Ард-Махой некоему Ниаллу, сыну Аэда († 1139), к-рый также принадлежал к «проклятому роду» (ex damnata progenie). По свидетельству св. Бернарда, некий «король, епископы и верующие» воспользовались смертью настоятеля Мурьхертаха, чтобы передать М. контроль над церковным поселением Ард-Маха. Противники М. устроили засаду, чтобы убить святого вместе с «королем», но их главарей поразила молния, а остальные разбежались. Эти сведения, приведенные св. Бернардом, подтверждаются сообщением в «Анналах Тигернаха» о том, что представители рода Кенел н-Эоган договорились о покушении на жизнь М., но 12 человек погибли от внезапного удара молнии. Высказывалось мнение, что «король», упомянутый св. Бернардом,- один из правителей Мумана, который совершил поход на север, чтобы помочь М. (St. Bernard of Clairvaux. 1920. Р. 51). Однако более вероятно, что речь идет об одном из правителей Сев. Ирландии. Представители рода Кланн Синах сотрудничали с правящей династией Мак Лохланн, глава к-рой, Конхобар, носил титул «король Алеха» и считался старшим правителем севера. М. мог рассчитывать на поддержку Доннхада О Кербалла, старшего правителя обл. Аргиалла (ок. 1132-1168), на территории к-рой находилось церковное поселение Ард-Маха. Вероятно, именно Доннхад О Кербалл, соперничавший с правителями из династии Мак Лохланн, помог М. установить контроль над поселением (Gwynn. 1992. P. 212-214; ср.: Ó Fiaich. 1969. P. 119-120; Ó Doibhlin. 2004. P. 9-10; Flanagan. 2005. P. 923-924).

В 1134 г. М. торжественно вступил в Ард-Маху как «понтифик и митрополит всей Ирландии», но это не положило конец конфликту. Его соперник Ниалл бежал, забрав инсигнии «наследника Патрикия», которые пользовались «великой славой и почитанием в народе». Среди них св. Бернард называл посох Иисуса и Евангелие св. Патрикия («Книга из Арма» - Dublin. Trinity College. 52), по легенде некогда принадлежавшие св. Патрикию, основателю Ард-Махи и «апостолу Ирландии». Используя эти реликвии, Ниалл стремился привлечь сторонников. В то же время некий влиятельный человек (princeps), вероятно принадлежавший к роду Кланн Синах, к-рый ранее обещал не причинять вред М., устроил заговор с целью убить святого. По окончании вечерни в присутствии множества клириков и мирян этот человек пригласил архиепископа к себе домой под предлогом переговоров. Несмотря на предупреждения верных людей, М. отправился в логово врагов, и те, пораженные его отвагой, отказались от своего намерения. После этого никто не осмеливался покушаться на жизнь архиепископа, хотя враги святого оскорбляли его и осыпали угрозами. Так, некая женщина из рода Кланн Синах, прервав проповедь М., назвала его лицемером и похитителем чужого наследства. В наказание за это она лишилась рассудка и скончалась без покаяния. По словам св. Бернарда, мн. противники М. скоропостижно умерли во время эпидемии, которая прекратилась лишь после того, как архиепископ возглавил процессию с реликвиями святых вокруг Ард-Махи. Со временем Ниалл утратил поддержку ирландцев и был вынужден передать М. увезенные им реликвии. Однако в «Анналах Четырех наставников» сообщается, что в июле 1135 г. архиепископу пришлось выкупить посох Иисуса у наследников Фланна О Синаха, потомственного хранителя святыни.

Обстоятельства конфликта между М. и сторонниками Кланн Синах получили отражение в противоречивых летописных сообщениях. Так, в коннахтских «Анналах Тигернаха» под 1134 г. говорится о восшествии М. на «кафедру Патрикия» (cathair Pádraic). В «Анналах Четырех наставников» принятие им должности «наследника Патрикия» по просьбе «клириков Ирландии» (do shuidhe i g-comhorbus Pattraic tre impidhe cléirech n-Ereann) датировано 1132 г., т. е. временем его прибытия в архиеп-ство Ард-Маха при жизни Мурьхертаха. Под 1134 г. в летописи сообщается о том, что «преемником Патрикия» стал Ниалл, сын Аэда, после чего упоминается о «смене аббатов в Ард-Махе» (caemhchludh abbadh i n-Ard Macha) и смещении Ниалла.

Вероятно, права М. на архиепископскую кафедру и должность «наследника Патрикия» были признаны не всеми ирл. правителями. Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1134 и 1136 гг. М. совершил визитацию (cúairt) обл. Муман и собрал церковные подати. Т. о., архиепископ, как и его предшественник Келлах, пользовался поддержкой правителей и церковных иерархов Юж. Ирландии. Нет сведений о посещениях им Коннахта и тех областей Сев. Ирландии, к-рые находились под контролем Мак Лохланнов. За помощь, оказанную Доннхадом О Кербаллом, М. передал юж. часть диоцеза Ард-Маха (территория совр. графства Лаут) в юрисдикцию епископа Аргиаллы. Т. о., границы еп-ства Аргиалла примерно совпали с территорией, подвластной Доннхаду (см.: Gwynn. 1954; Idem. 1992. P. 212-213). С разрешения правителя М. назначил на епископскую кафедру своего брата Гилла Криста (Христиана) О Моргара, к-рого св. Бернард Клервоский называл «человеком такой же святой жизни [как и Малахия] и столь же усердным к справедливости». Кафедра епископа Аргиаллы была перенесена в Лугмад (ныне Лаут). Когда Гилла Крист скончался (1138; похоронен в монастырской ц. святых Петра и Павла в Ард-Махе), М. назначил его преемником своего ученика Аэдана О Келлага (Аэда О Каэлладе). В позднем источнике сообщается, что архиепископ добился от папы Иннокентия II распоряжения о том, чтобы 1/4 десятины, собиравшейся в обл. Аргиалла, уплачивалась епископу (см.: Flanagan. 2010. P. 89-90).

По свидетельству св. Бернарда Клервоского, через 3 года после вступления в Ард-Маху, «вернув Церкви свободу» и проведя необходимые преобразования, М. отказался от архиепископской кафедры. Он избрал преемником «человека доброго и достойного столь великой чести» - Гилла Мак Лиага (Геласия), сына Руадри (архиепископ Ард-Махи в 1136-1174), к-рый с 1121 г. был «наследником Колумбы» и настоятелем (airchinnech) церковной общины Дайре (ныне Дерри). Вероятно, Гилла Мак Лиаг был связан с правящей династией Мак Лохланн; мн. исследователи рассматривают его назначение как условие договора между М. и правителем Мурьхертахом Мак Лохланном (1136-1166), к-рый согласился поддержать сторонников церковной реформы, добившись отречения М. и компенсации для рода Кланн Синах (см.: Gwynn. 1992. P. 215-217; Ó Doibhlin. 2004. P. 14; Flanagan. 2005. P. 924).

Когда М. покинул Ард-Маху, в его юрисдикции остались еп-ства Дун и Коннере в Сев.-Вост. Ирландии (см.: Gwynn. 1992. P. 214). Св. Бернард Клервоский утверждал, что М. «вернулся в свой диоцез, но не в Коннере»: уступив это еп-ство др. человеку (по-видимому, Маэл Патрику О Банану († 1174)), он принял управление диоцезом Дун. Резиденция М. располагалась скорее всего в мон-ре Беннхор (см.: Flanagan. 2010. P. 106).

Первое путешествие в Рим (1139-1140)

Вскоре после смерти брата М. решил совершить путешествие в Рим, чтобы ходатайствовать перед папой Иннокентием II об утверждении системы ирл. диоцезов, установленной на Соборе в Рат-Бресале (1111). Согласно св. Бернарду Клервоскому, он хотел получить паллии для архиепископов Ард-Махи и Кашела. Перед тем как М. отправился на континент, папский легат Гилберт, еп. Лимерикский, отказался от своих полномочий (см.: Ibid. P. 53-54). В Йорке М. познакомился со св. Вальтеофом (Вальдефом; † 1159), августинским приором Керкема и буд. аббатом Мелроза. Увидев, что свите епископа не хватает лошадей, Вальтеоф подарил М. собственного коня, на котором тот впосл. ездил до самой смерти. Во время посещения Йорка епископ встретил также некоего святого человека по имени Сикар, обладавшего даром пророчества (его отождествляют с пресв. Сигаром (Сигхере) из Ньюболда, автором сказания о видении Орма; см.: Ibid. P. 121-122). Возможно, М. посетил цистерцианские аббатства Риво и Фаунтинс (Holdsworth Ch. J. Bernard as a Father Abbot // A Companion to Bernard of Clairvaux / Ed. B. P. McGuire. Leiden; Boston, 2011. P. 194). Однако св. Бернард упоминает только о том, что епископ останавливался в аббатстве Клерво, где он сразу подружился с аббатом и монахами. Из др. источников известно, что М. посетил также августинское аббатство Арруэз близ Арраса, к-рым управлял аббат Гервасий. Изучив дисциплинарные и богослужебные правила (consuetudines) мон-ря, М. велел скопировать их, решив, что они будут полезны для духовенства соборных церквей в Ирландии (см.: Flanagan. 2010. P. 136-143).

Папа Иннокентий II «любезно» встретил М., совершившего дальнее путешествие, но отказался выполнить почти все его просьбы. Епископ попросил разрешения удалиться в мон-рь Клерво, но понтифик велел ему вернуться в Ирландию и продолжать церковные преобразования. На ходатайство о паллиях для ирл. архиепископов папа Римский также ответил отказом, распорядившись созвать Собор «епископов, клириков и знати», чтобы повторить просьбу от имени всех ирландцев. Однако понтифик утвердил архиепископский статус Ард-Махи и Кашела. Иннокентий II назначил М. папским легатом в Ирландии и в знак особой милости подарил ему собственную митру, а также столу и манипул. На обратном пути М. вновь посетил Клерво и оставил там 4 учеников для обучения цистерцианской монашеской дисциплине. По словам св. Бернарда, епископ заявил, что ирландцы «с давних времен только слышали о монахах, но живого монаха никогда не видели», поэтому он желал ввести на острове монашество по континентальному образцу. Затем М. направился к шотл. кор. Давиду I и исцелил его единственного сына Генриха. Во время путешествия по Шотландии епископ совершил еще неск. чудес, описанных св. Бернардом, и осенью 1140 г. вернулся в Беннхор.

Деятельность в качестве папского легата (1140-1148)

После отречения от архиепископской кафедры М. утратил статус примаса ирл. Церкви, но благодаря полномочиям папского легата он мог по-прежнему оказывать существенное влияние на церковную жизнь в Ирландии. Согласно св. Бернарду Клервоскому, М. постоянно путешествовал по острову, созывал духовенство на совещания, восстанавливал древние благочестивые обычаи и церковную дисциплину. Этот аспект деятельности легата получил отражение в мартирологе аббата Мариана Гормана, где М. назван «мудрецом синодов» (Félire Húi Gormáin = The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 210). Св. Бернард восхвалял строгую жизнь М., его нестяжание и простоту в обращении с людьми. По словам агиографа, во время странствий епископ исцелял больных и изгонял демонов из одержимых (в Житии М. описывается неск. десятков чудес). В Коркахе (ныне Корк) М. положил конец конфликту между претендентами на епископскую кафедру, назначив своего кандидата, скромного и благочестивого человека. В Лес-Море он неоднократно спорил с неким ученым клириком, отрицавшим реальное присутствие Христа в Евхаристии (tantummodo sacramentum et non rem sacramenti, id est solam sanctificationem et non corporis veritatem - Bernard. Clar. Vita Malachiae. 57 // Bernard de Clairvaux. 1990. P. 320-324). На совещании духовенства взгляды клирика были признаны ложными, но тот отказался подчиниться всеобщему решению, заявив, что М. не в состоянии опровергнуть его учение. Тогда папский легат вновь созвал епископов и духовенство, к-рые отлучили еретика от Церкви. Клирику пришлось покинуть Лес-Мор, но вскоре, почувствовав себя больным, он вернулся, раскаялся в грехах и умер на руках у М.

По свидетельству св. Бернарда Клервоского, М., как и архиеп. Келлах, занимался активной миротворческой деятельностью, хотя в ирл. анналах об этом почти не упоминается: он неоднократно выступал посредником в переговорах и побуждал правителей сохранять мир; тех, кто противостоял М., постигала божественная кара (Ibid. 58-60 // Ibid. P. 324-334). Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1147 г. благодаря поручительству М. и др. епископов был освобожден правитель Тадг О Бриан (см.: Flanagan. 2010. P. 173-174).

Благодаря усилиям М. в Ирландии появились обители континентальных монашеских орденов - цистерцианцев и августинских каноников-арруэзианцев. Согласно «Видению Тнугдала», М. якобы основал 54 обители для монахов, монахинь и каноников. О строительстве им множества монастырей упоминается также в анналах аббатства Пресв. Девы Марии в Дублине (Chartularies of St Mary's Abbey, Dublin / Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 263). Св. Бернард Клервоский в Житии М. почти ничего не сообщает об этом аспекте деятельности святого, хотя об основании цистерцианских обителей упоминается в его письмах. Ок. 1140 г. М. попросил св. Бернарда послать в Ирландию 2 монахов из числа тех, к-рых он оставил в Клерво, чтобы выбрать место для мон-ря. Св. Бернард посоветовал легату сделать это самостоятельно, т. к. монахи были недостаточно подготовлены (Bernard. Clar. Ep. 341), но вскоре по настоянию М. он направил монахов на остров (Ibid. 356). В 1142 г. св. Бернард известил М. о том, что некоторые франц. монахи вернулись в Клерво из «земли, не привыкшей к монашескому образу жизни», жалуясь на отсутствие дисциплины среди насельников-ирландцев. Поэтому вместе с мон. Христианом, учеником М., в Ирландию отправился только мон. Роберт, к-рому было поручено возвести монастырские здания (Ibid. 357). В письмах св. Бернарда говорится об основании 1-го ирл. цистерцианского аббатства Меллифонт (графство Лаут), строительство которого началось в 1142 г. при поддержке правителя Доннхада О Кербалла. Аббатом монастыря стал Христиан (Гилла Крист О Коннарьхе; в 1151 - ок. 1179 епископ Лес-Мора и папский легат в Ирландии). Ко времени составления Жития М. в Ирландии было 5 дочерних обителей (filiae) Клерво, а к 1200 г.- 34 цистерцианских мон-ря.

Интерес, проявленный М. к уставу аббатства Арруэз, скорее всего был связан с его намерением использовать регулярных каноников-августинцев вместо секулярных каноников, из к-рых состояли соборные капитулы на континенте. Важнейшей обязанностью каноников было избрание епископа, что позволяло избежать вмешательства светских правителей в эту процедуру. Нет точных сведений о мон-рях каноников-августинцев, основанных М., но исследователи полагают, что по инициативе легата и при поддержке правителя Доннхада О Кербалла был основан арруэзианский приорат в Лугмаде, где находилась кафедра епископа Аргиаллы (Flanagan. 2005. P. 924). В 1148 г. в присутствии Доннхада О Кербалла и еп. Аэда О Каэлладе М. освятил церковь августинского мон-ря святых Петра и Павла в Кнок-на-Сенган (ныне Нокэбби, графство Лаут; см.: Eadem. 2010. P. 148-149). Вероятно, М. основал также общины каноников-августинцев в Беннхоре и в Сабалле (Соле близ Даунпатрика, графство Даун), на месте, где, по преданию, св. Патрикий построил 1-ю в Ирландии церковь. В 1170 г. регулярные каноники были изгнаны из мон-ря местным правителем и сыном настоятеля общины Маг-Биле (ныне Мовилла), к-рый стремился отомстить цистерцианским монахам Меллифонта (Ibid. P. 147-148). Благодаря покровительству ирл. правителей ко времени кончины М. в Ирландии возникло не менее 25 августинских монастырей, гл. обр. в сев. части острова (O'Keeffe. 2011. P. 473-476).

Вероятно, основание орденских обителей иногда вызывало недовольство местных церковных иерархов и знати. Предметом споров стало возведение в Беннхоре каменной церкви, подобной тем, к-рые М. видел на континенте. Недовольных ирландцев возглавил сын человека, к-рому М. некогда передал управление церковными землями. Он заявил, что в Ирландии не следует строить храмы по иноземному образцу, т. к. это является недопустимым новшеством и излишней роскошью. Однако М. ответил, что храм будет возведен в любом случае: «Если ты не можешь стерпеть, то не увидишь его. А если так, тебе придется умереть. Поберегись, чтобы тебе не умереть во грехе». Враги М., устрашенные божественной карой, были вынуждены отступить (Bernard. Clar. Vita Malachiae. 61-63 // Bernard de Clairvaux. 1990. P. 336-344).

Узнав о намерении папы Евгения III, бывш. ученика Бернарда Клервоского, посетить Францию, М. решил встретиться с понтификом, чтобы получить от него паллии для ирл. архиепископов. В 1148 г. он созвал Собор на о-ве Иниш-Патрик (ныне Сент-Патрикс в архипелаге Скеррис, графство Дублин). На протяжении 3 дней участники Собора решали насущные проблемы Церкви в Ирландии (в анналах упом. о принятии неких «правил»), а на 4-й день было решено повторно обратиться к понтифику с ходатайством о паллиях (подробнее см.: Holland M. The 12th-century Reform and Inis Pátraic // The Island of St. Patrick: Church and Ruling Dynasties in Fingal and Meath, 400-1148 / Ed. A. MacShamhráin. Dublin, 2004. P. 159-178).

Второе путешествие в Рим. Кончина

Сразу после Собора М. отправился на континент. По дороге он посетил место, именовавшееся Зелёное Озеро (Viride Stagnum), где распорядился основать цистерцианский монастырь (вероятно, Соулсит, обл. Дамфрис-энд-Галловей, Шотландия), а затем встретился с шотл. кор. Давидом I. Однако англ. кор. Стефан (1135-1154) запретил М. вступать на территорию своего королевства. По мнению св. Бернарда Клервоского, этот запрет был связан с конфликтом между кор. Стефаном и папой Евгением III: король препятствовал церковным иерархам посещать папский двор. Др. причиной запрета могли быть напряженные отношения между Стефаном и Давидом I. Тем не менее М. посетил августинский приорат в Гисборо (графство Норт-Йоркшир), находившийся недалеко от англо-шотл. границы (см.: Flanagan. 2010. P. 122).

Из-за невозможности проехать через англ. территорию М. прибыл во Францию слишком поздно, когда папа Евгений III уже вернулся в Италию. В сер. окт. 1148 г. легат достиг мон-ря Клерво. Через 4 или 5 дней он заболел «лихорадкой». По словам св. Бернарда, монахи усердно заботились о М., но тот считал их труды напрасными, предчувствуя скорую кончину, хотя никто ему не верил: легат казался бодрым и полным сил. В это время мон-рь Клерво посетил католич. св. Гилберт из Семпрингема († 1190), основатель ордена гильбертинцев, чтобы попросить цистерцианский капитул принять под управление его английские монастыри. После беседы с Гилбертом М. вручил ему свой посох (см.: Ibid. P. 123). В день Всех святых (1 нояб.) архиепископ присутствовал на богослужении и на церемонии перенесения останков насельников Клерво на новое кладбище. Вечером состояние М. резко ухудшилось; он созвал монахов, пообещал молиться за них на небесах и благословил каждого из них. После полуночи М. скончался в присутствии св. Бернарда и др. аббатов, собравшихся в Клерво. На следующий день его похоронили в монастырской ц. Пресв. Девы Марии. Как впосл. вспоминал Жоффруа из Осера, перед кончиной М. обменялся туниками со св. Бернардом, который надевал тунику, некогда принадлежавшую архиепископу, во время служения мессы и завещал похоронить себя в этой одежде (S. Bernardi Vita Prima. V 23 // PL. 185. Col. 364-365).

В письме с соболезнованиями, адресованном ирл. монахам, св. Бернард назвал кончину М. «тяжелой утратой для Ирландской Церкви» (Hibernensis ecclesiae gravem hanc destitutionem - Bernard. Clar. Ep. 374. 3). Ирл. летописцы, сообщая о кончине М., «верховного епископа Ирландии и Шотландии» (aird-espoc Erenn 7 Alban - «Анналы Тигернаха»), подчеркивали, что он поселил в Ирландии монахов и регулярных каноников (fear ro athnuigh manchine 7 canonach riagulla h-ecailsi n-Erenn - «Хроника ирландцев»). В соч. «Видение Тнугдала» о М. говорится как об усердном пастыре, основателе множества мон-рей, который пребывает на небесах вместе со св. Патрикием, своим предшественником архиеп. Келлахом и братом еп. Гилла Кристом (Pfeil. 1999. S. 3, 55-56).

Итоги деятельности

По мнению большинства исследователей, М. сыграл ключевую роль в ирл. церковных преобразованиях, которые фактически были составной частью общеевроп. григорианской реформы. В совр. источниках М. представлен как «харизматический» деятель, пользовавшийся большим авторитетом. Однако его действительный вклад в реформу ирл. Церкви трудно определить. М., принадлежавший ко 2-му поколению реформаторов, продолжал труды таких церковных иерархов, как Келлах, Маэл Ису О Анмире и Гилберт Лимерикский, которые стремились укрепить самостоятельность ирл. Церкви и привести ее устройство в соответствие с континентальным образцом, в то же время налаживая прочные связи с Папским престолом и с католической Церковью в Англии и на континенте. Победа М. в борьбе за должность «наследника Патрикия», его деятельность по реорганизации церковного управления, распространению рим. обряда и континентальных монашеских орденов способствовали окончательному торжеству реформаторов. После этого недовольство церковными преобразованиями проявлялось лишь эпизодически и, как правило, было связано с политическими и имущественными противоречиями. Вероятно, св. Бернард Клервоский преувеличивал остроту конфликтов между сторонниками и противниками реформы, т. к. он опирался на рассказы М. и его учеников (см.: Flanagan. 2010. P. 135). Самое сильное сопротивление М. встретил в Ард-Махе, где он пытался отстранить от власти традиц. руководителей церковной общины. Вопреки сложившемуся в Ирландии обычаю ставить во главе общин «аббатов» или «настоятелей», именовавшихся «наследниками» св. основателя (многие из них не имели священного сана и передавали должность по наследству), М. вслед за архиеп. Келлахом сосредоточил в своих руках как пастырские обязанности, так и управление имуществом. Установление контроля над Ард-Махой дало сторонникам реформы возможность действовать в Сев. Ирландии, опираясь в т. ч. на мон-ри континентальных орденов. Однако система церковного устройства окончательно оформилась только после Собора в Кенаннасе (ныне Келлс), состоявшегося в 1152 г. под рук. папского легата кард. Иоанна Папарона при поддержке архиеп. Гилла Мак Лиага и правителя Мурьхертаха Мак Лохланна.

В XIX-XX вв. деятельность М. и др. церковных реформаторов по-разному оценивалась католич. и протестант. исследователями. Мн. католич. авторы разделяли т. зр. св. Бернарда Клервоского, который считал, что М. спас ирл. Церковь от духовного упадка и системного кризиса, вызванного нападениями викингов и др. причинами (напр.: Lanigan J. An Ecclesiastical History of Ireland. Dublin, 1829. Vol. 4. P. 59-136; O'Hanlon. 1859; Luddy. 1930). Протестант. авторы, изображая М. как «образцового» церковного деятеля своего времени, тем не менее осуждали его за то, что он искоренял местные традиции и «древнее богословие Ирландской Церкви... Можно только сожалеть о том, что он не выбрал иной, лучший путь» (Todd W. G. A History of the Ancient Church in Ireland. L., 1845. P. 114-117). Нек-рые конфессиональные исследователи обвиняли М. и его сподвижников в «прискорбных ошибках» - уничтожении «кельтской Церкви», обладавшей особой «духовностью» и свободной от влияния папства: «Из-за них наша Церковь попала в зависимость от Рима, именно они подготовили почву для ее подчинения Англии» (Lawlor. 1911. P. 228). Католические авторы отрицали связь между церковной реформой и англо-нормандским вторжением во 2-й пол. XII в., в результате к-рого Ирландия утратила независимость. По их мнению, даже противники реформы не отвергали церковное главенство папы Римского, хотя и не желали устанавливать более прочные связи с Папским престолом и католич. Церковью на континенте (Ryan J. The Church of Ireland and the Celtic Church // Studies: An Irish Quarterly Review. 1934. Vol. 23. N 90. P. 337). Др. исследователи подчеркивали, что М., унаследовавший традиции «старого кельтского монашества», стремился к мирному преобразованию ирл. Церкви без вмешательства извне (Martin F. X. Ireland in the Time of St. Bernard, St. Malachy, St. Laurence O'Toole // Seanchas Ardmhacha. 1992. Vol. 15. N 1. P. 11).

С кон. XVI в. известны апокрифические «Пророчества о верховных понтификах», которые приписывали М.,- краткие характеристики Римских пап - от Целестина II (1143-1144) до Петра II, или Петра Римлянина, в понтификат к-рого якобы должен произойти конец света. Пророчества были впервые опубликованы бенедиктинцем Арнольдом Вионом в трактате «Древо жизни», посвященном истории бенедиктинского ордена (Wion A. Lignum vitae, ornamentum et decus Ecclesiae. Venetiis, 1595. Pars 1. P. 307-311). Текст был составлен не ранее XVI в., скорее всего самим Вионом, возможно в связи с конклавом 1590 г.

Почитание

М. сложилось в аббатстве Клерво и было тесно связано с культом св. Бернарда, к-рый не сомневался в святости ирл. архиепископа. На мессе во время погребения М. св. Бернард заменил положенную молитву об усопшем молитвой св. епископу-исповеднику, а после богослужения поцеловал ноги усопшего (S. Bernardi Vita Prima. IV 21 // PL. 185. Col. 333). В Житии М. и др. сочинениях св. Бернард неоднократно упоминал о том, что обладание «сокровищем... драгоценного тела» святого было признаком Божия благоволения к цистерцианским монахам Клерво (напр.: Bernard. Clar. Ep. 374. 3). В 1153 г. св. Бернард был похоронен рядом с М. Вероятно, после кончины св. Бернарда цистерцианцы ходатайствовали о канонизации не только основателя Клерво, но и М. По мнению К. Уодделла, к 1162 г. в Клерво были составлены 2 оффиция в честь М., один из к-рых впосл. был переработан и использовался в качестве службы св. Бернарду (см.: Waddell. 1973). Нотированный оффиций в честь М. сохранился в рукописи Douai. Bibl. municip. 372(1), созданной в 1165 г. мон. Сигером в бенедиктинском аббатстве Аншен (изд.: Leclercq. 1959. P. 327-332). Известны также стихотворные панегирики и гимны М. (Ibid. P. 325-327).

Самое раннее упоминание о попытках цистерцианцев добиться канонизации М. относится к 1173 или 1174 г. Тромунд, аббат мон-ря Кьяравалле близ Милана, известил Герарда, аббата Клерво, о решении папы Александра III причислить Бернарда к лику святых. По его словам, понтифик отложил вопрос о М., указав, что его следует рассматривать отдельно (PL. 185. Col. 626-627). Т. о., ходатайство о канонизации М. было отозвано (см.: Kemp E. W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints // TRHS. Ser. 4. 1945. Vol. 27. P. 22). Только после повторного обращения генерального капитула ордена цистерцианцев папа Климент III причислил М. к лику святых (булла «Ideo sacrosanctam Romanam» от 6 июля 1190 - Jaffé. RPR. T. 2. N 16514).

Малахия, св.	Реликварий с частицей мощей католич. св. Малахии в церкви сел. Виль-су-ла-Ферте. XIX в.Малахия, св. Реликварий с частицей мощей католич. св. Малахии в церкви сел. Виль-су-ла-Ферте. XIX в.Вскоре после канонизации мощи М. поместили в скульптурную мраморную гробницу, расположенную за главным алтарем монастырской церкви, рядом с гробницей св. Бернарда (см.: Carrero Santamaría E. En torno a San Bernardo: Trama y consecuencias de la retrocapilla de Clairvaux y el culto a las reliquias // Actas IV Congreso intern. císter en Portugal y en Galicia. Braga, 2009. P. 931-951). При аббате Жане д'Эзанвиле (1330-1345) черепа Бернарда и М. были помещены в серебряные бюсты-реликварии. В описаниях монастырской ризницы упомянуты бюст-реликварий М. из позолоченного серебра и серебряный реликварий в форме руки, а также облачения святого (Vernier J.-J. Inventaire du trésor et de la sacristie de l'abbaye de Clairvaux de 1640 // Bibl. de l'École des chartes. 1902. T. 63. P. 607, 610-611, 629). После закрытия аббатства Клерво (1790) здания были проданы в частное владение. В 1793 г. гробницы с мощами св. Бернарда, М. и мучеников, находившиеся в монастырской церкви, были разрушены, останки святых передали в приходскую церковь в сел. Виль-су-ла-Ферте. Луи Мари Рокур, последний аббат Клерво, сохранил черепа св. Бернарда и М., к-рые в 1813 г. были переданы епископу Труа. В наст. время рака со святынями хранится в музее-ризнице кафедрального собора в Труа. До Французской революции в Клерво и др. церквах и мон-рях хранились частицы мощей М., предметы облачения и богослужебная утварь, к-рые, по преданию, принадлежали святому (см.: PL. 185. Col. 1661-1714; O'Hanlon. 1859. P. 188-213; Luddy. 1930. P. 117-121).

О почитании М. в Ирландии известно со 2-й пол. XII в. Поминовение святого под 2 нояб. указано в стихотворном мартирологе Мариана Гормана, аббата монастыря Нок, составленном до канонизации М. (ок. 1170). Под 3 нояб. его память включена в календарь и мартиролог собора Св. Троицы в Дублине (The Book of Obits and Martyrology of the Cathedral Church of the Holy Trinity / Ed. J. C. Crosthwaite, J. H. Todd. Dublin, 1844. P. 71, 174). В антифонарии из Арма (40-е гг. XVI в.) память М. указана среди важнейших праздников («duplex» с 9 чтениями; см.: Gwynn A. The Antiphonary of Armagh // J. of the County Louth Archaeol. Soc. Dundalk, 1945. Vol. 11. N 1. P. 1-12).

Поминовение М. совершалось гл. обр. в ордене цистерцианцев (см.: Leclercq. 1959. P. 327). В XVI в. оно было внесено в Римский Мартиролог под 3 нояб. (в совр. редакции Римского Мартиролога - 2 нояб.). В календаре Римско-католической Церкви для Ирландии память святого указана под 3 нояб. М. почитается как покровитель католического архиеп-ства Арма (вместе со святыми Патрикием и Оливером Планкеттом) и еп-ства Даун и Коннор. Посвященные ему католич. церкви находятся гл. обр. в Ирландии, США и Австралии; среди них - храмы в Белфасте (1841-1844), в Арма (1934-1938; 1-я католич. капелла во имя святого была основана в 1752) и в Колрейне (1935-1937). В 1982 г. частица мощей М. была помещена в алтарь католич. кафедрального собора св. Патрикия в Арма.

Ист.: BHL, N 5188-5189; ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. 135-166; Bernard. Clar. Vita S. Malachiae // S. Bernardi Opera / Ed. J. Leclercq, H.-M. Rochais. R., 1963. T. 3. P. 295-378; Bernard de Clairvaux. Éloge de la nouvelle chevalerie. Vie de St. Malachie. Épitaphe, hymne, lettres / Éd. P.-Y. Emery. P., 1990. (SC; 367); St. Bernard of Clairvaux's Life of St. Malachy of Armagh / Transl. H. J. Lawlor. L.; N. Y., 1920; Bernard of Clairvaux. The Life and Death of St. Malachy, the Irishman / Transl. R. T. Meyer. Kalamazoo (Mich.), 1978; Pfeil B. Die «Vision des Tnugdalus» Albers von Windberg: Literatur- und Frömmigkeitsgeschichte im ausgehenden 12. Jh. Fr./M., 1999.
Лит.: O'Hanlon J. The Life of St. Malachy O'Morgair, Bishop of Down and Connor, Archbishop of Armagh, Patron of These Several Dioceses and Delegate Apostolic of the Holy See for the Kingdom of Ireland. Dublin, 1859; Lawlor H. J. The Reformation of the Irish Church in the 12th Century // The Irish Church Quarterly. Dublin, 1911. Vol. 4. N 15. P. 216-228; idem. Notes on St. Bernard's Life of St. Malachy, and His Two Sermons on the Passing of St. Malachy // Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1919/1920. Vol. 35. P. 230-264; Wilson J. The Passages of St. Malachy through Scotland // ScottHR. 1921. Vol. 18. N 70. P. 69-82; Kenney. Sources. P. 764-767; Luddy A. J. Life of St. Malachy. Dublin, 1930; MartRom. Comment. P. 493-494; Leclercq J. Études sur saint Bernard et le texte de ses écrits. R., 1953; idem. Documents of the Cult of St. Malachy // Seanchas Ardmhacha. 1959. Vol. 3. N 2. P. 318-332; Gwynn A. Armagh and Louth in the 12th Cent. // Ibid. 1954. Vol. 1. N 1. P. 1-11; idem. St. Malachy and the See of Armagh, 1121-37 // Idem. The Irish Church in the 11th and 12th Cent. / Ed. G. O'Brien. Blackrock (Dublin), 1992. P. 193-217; Chatillon F. Les premières pages de la «Vita Malachiae» // RMAL. 1963. T. 19. P. 319-352; 1964. T. 20. P. 347-358; 1967. T. 23. P. 138-142; 1968. T. 24. P. 86-91; Conway C., Raggi A. M. Malachia di Armagh // BiblSS. Vol. 8. Col. 576-582; Hughes K. The Church in Early Irish Society. Ithaca (N. Y), 1966. P. 263-274; Ó Fiaich T. The Church of Armagh under Lay Control // Seanchas Ardmacha. 1969. Vol. 5. N 1. P. 75-127; Waddell Ch. The Two St. Malachy Offices from Clairvaux // Bernard of Clairvaux: Studies Presented in Honour of Dom Jean Leclercq. Wash., 1973. P. 123-159; O'Dwyer B. W. St. Bernard as an Historian: The «Life of St. Malachy of Armagh» // JRH. 1978. Vol. 10. N 2. P. 128-141; Africa D. C. St. Malachy the Irishman: Kinship, Clan, and Reform // Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 1985. Vol. 5. P. 103-127; Stalley R. A. The Cistercian Monasteries of Ireland. L.; New Haven, 1987; McGuire B. P. Bernard and Malachy Reconsidered: Intimacy or Confraternity? // Idem. The Difficult Saint: Bernard of Clairvaux and His Tradition. Kalamazoo (Mich.), 1991. P. 75-106; Verbaal W. «Revocare vitam»: Bernard of Clairvaux Writing a Friend's Life // Revue Mabillon. N. S. P., 2003. T. 14. P. 153-178; Ó Doibhlin C. Revisiting Reform: Armagh and Derry in the 12th Century // Seanchas Ardmhacha. 2004. Vol. 20. N 1. P. 1-18; Flanagan M. T. High-Kings with Opposition, 1072-1166 // A New History of Ireland. Oxf.; N. Y., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland / Ed. D. Ó Cróinín. P. 899-933; eadem. Saint Malachy and the Introduction of Cistercian Monasticism to the Irish Church: Some Suggestive Evidence from Newry Abbey // Seanchas Ardmhacha. 2009. Vol. 22. N 2. P. 8-24; eadem. The Transformation of the Irish Church in the 12th Cent. Woodbridge, 2010; Holland M. Malachy (Máel-Máedóic) // Medieval Ireland: An Encyclopedia / Ed. S. Duffy. N. Y.; L., 2005. P. 312-314; Scully D. Ireland and the Irish in Bernard of Clairvaux's Life of Malachy: Representation and Context // Ireland and Europe in the 12th Cent.: Reform and Renewal / Ed. D. Bracken, D. Ó Riain-Raedel. Dublin, 2006. P. 239-256; O'Keeffe T. Augustinian Regular Canons in 12th- and 13th-century Ireland: History, Architecture, and Identity // The Regular Canons in the Medieval British Isles / Ed. J. E. Burton, K. Stöber. Turnhout, 2011. P. 469-484.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
  • АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
  • АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
  • АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)
  • АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
  • АНТИДИЙ († ок. 411), архиеп. Безансонский, сщмч. (пам. зап.17 и 25 июня)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
  • БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)