МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА
Том XLIII, С. 711-721
опубликовано: 26 марта 2021г.

МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА

Содержание
Площадь Сан-Марко с базиликой. 1730 г. Худож. Каналетто (Художественный музей Фогга, Кеймбридж, шт. Массачусетс, США)Площадь Сан-Марко с базиликой. 1730 г. Худож. Каналетто (Художественный музей Фогга, Кеймбридж, шт. Массачусетс, США)

[Итал. Basilica di San Marco], кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко. Ныне существующее здание базилики возведено во 2-й пол. XI в. Помимо него в архитектурный ансамбль Сан-Марко входят Дворец дожей, соединенный с базиликой внутренними переходами; пл. Сан-Марко с колокольней; здания старой и новой прокуратории; небольшая площадь (пьяцетта) с южной стороны базилики, обращенная к морю.

В основании базилики запечатлена традиция почитания ап. и евангелиста Марка, к-рая сформировалась в обл. Венето, возможно, в VIII в. и связала распространение христианства на этих территориях с г. Аквилеей, а также с ап. Марком. В соответствии с поздней венецианской традицией во время путешествия ап. Марка и его ученика Эрмагоры по водам Венецианской лагуны ветер заставил их пристать к острову. Там Марку во сне явился ангел и сказал: «Мир тебе, Марк. Здесь будет покоиться твое тело. Истинные и верные народы возведут в этом месте дивный город и удостоятся чести хранить твое тело, которое будут почитать с благоговением». Согласно венецианским хроникам, в 828 г. купцы Бон из Маламокко и Рустик из Торчелло отправились поклониться мощам ап. Марка в посвященную ему церковь в Александрии Египетской. От хранителей храма, мон. Ставракия и свящ. Феодора, они узнали, что мусульмане собираются разрушить христ. церкви. Купцы убедили служителей церкви отдать им мощи св. Марка, чтобы спасти их от осквернения. После того как морское путешествие благополучно завершилось благодаря чудесному вмешательству святого, мощи св. Марка с почестями встретил в Венеции дож Юстиниан Партичипацио. По его инициативе было начато строительство 1-й базилики Сан-Марко, которая была задумана как храм-реликварий для мощей святого. Завершил строительство дож Джованни Партичипацио, брат и последователь Юстиниана.

С IX в. до 1797 г. (период существования Венецианской республики) базилика Сан-Марко представляла собой дворцовую церковь-капеллу венецианских дожей (Sinding-Larsen. 2001. P. 54-82), часть Дворца дожей. Здесь совершались офиц. гос. церемонии Венецианской республики. После выборов, к-рые происходили во Дворце, новоизбранный дож (обладавший высшей гражданской властью и носивший также титул «глава и истинный правитель церкви и капеллы св. Марка» (Patronus et verus gubernator ecclesiae et capellae nostrae Sancti Marci)) направлялся в Сан-Марко, чтобы получить офиц. подтверждение своего назначения перед главным алтарем базилики. Затем его представляли жителям города и сообщали об избрании с большого амвона (pergolo grande). После этого дож выходил на площадь перед храмом и совершал соответствующие данному случаю публичные ритуалы и церемонии. Дож принимал активное участие в главных богослужениях, совершавшихся в базилике, назначал главу церкви Венеции (primicerio) в епископском сане и других священнослужителей храма (Miele. 2010). В Сан-Марко совершались и другие церемонии: благословение участников военных походов, представление флагов и воинских штандартов, захваченных у врагов, молитвенные собрания по случаю избавления от бедствий, в частности от эпидемий чумы 1575 и 1630 гг.

Базилика ап. МаркаБазилика ап. Марка

В 1177 г. в Сан-Марко был заключен т. н. Венецианский мир между императором Свящ. Римской империи Фридрихом I Барбароссой и папой Римским Александром III. В память об этом событии на мраморном полу в нартексе базилики были выгравированы имена главных участников - папы Александра, имп. Фридриха и дожа Себастьяно Дзиани, который вел мирные переговоры.

Управление базиликой венецианская Синьория доверила одной из своих магистратур - прокураторам Сан-Марко (Procuratori di San Marco di supra). Строительными работами в базилике занимались лучшие архитекторы Венеции, которым присваивали титул «главный архитектор Сан-Марко» (самые известные среди них - Якопо Сансовино (XVI в.) и Бальдассаре Лонгена (XVII в.)).

Базилика Сан-Марко знаменита своими музыкальной и вокальной традициями (Bryant. 2001. P. 184-187). Для управления хоровой капеллой Сан-Марко приглашали известных музыкантов своего времени, напр. Адриана Вилларта (ок. 1480-1562), Клаудио Меруло (1533-1604), Андреа Габриели (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Джованни Легренци (1626-1690). Особенностью музыкального исполнения в Сан-Марко было одновременное звучание музыки и хора в нескольких пространствах базилики (в 2 певницах по сторонам алтаря, где находились орга́ны, а также с 2 небольших возвышений (tribune), которые упоминает Сансовино, с амвонов перед иконостасом и др. мест). Т. о., для создания сложной музыкальной картины использовались все возможности архитектурного пространства базилики.

После падения Венецианской республики (1797) в 1807 г. по приказу имп. Наполеона, во власти к-рого находилась Венеция, в базилику Сан-Марко из ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло была перенесена кафедра патриарха. С тех пор базилика приобрела новый статус и стала главным городским собором Венеции.

Архитектура

План базилики ап. Марка 1. Капелла Сан-Пьетро; 2. Капелла Сан-Клементе; 3. Капелла иконы Божией Матери «Никопея»; 4. Капелла Сант-Изидоро; 5. Капелла Масколи; 6. Баптистерий; 7. Капелла ДзенПлан базилики ап. Марка 1. Капелла Сан-Пьетро; 2. Капелла Сан-Клементе; 3. Капелла иконы Божией Матери «Никопея»; 4. Капелла Сант-Изидоро; 5. Капелла Масколи; 6. Баптистерий; 7. Капелла Дзен

Документов, позволяющих определить план и размеры здания 1-й базилики, возведенной Юстинианом, не сохранилось. В XIX и XX вв. было выдвинуто несколько гипотез о ее формах. Согласно одной из них, храм представлял базилику римского (латинского) или равеннского типа, по размеру совпадающую с центральным нефом совр. церкви. По др. версии, базилика имела форму лат. креста с 2 короткими рукавами трансепта. В соответствии еще с одной версией, древнее здание представляло собой центрическую постройку с куполом, устроенным непосредственно над местом погребения ап. Марка (оно существовало в границах совр. крипты и архитектурного пространства перед ней (retrocripta), к-рое с 1807 стало местом упокоения Венецианских патриархов). Последнее предположение получило наибольшее распространение, особенно после того, как во время последней реставрации (90-е гг. XX в.) появилась возможность изучить древние стены крипты. Подтверждением этой гипотезы может служить известное по старым хроникам сопоставление ранней ц. Сан-Марко с храмом Гроба Господня (Dorigo. 2003. P. 167-169).

Считается, что 2-я базилика Сан-Марко перестроена дожем Петром Орсеоло I после того, как здания Дворца дожей и самой базилики пострадали при пожаре во время дворцового переворота в 976 г., когда был убит дож Петр Кандиано IV. В XI в. было возведено значительно более крупное по размерам здание 3-й базилики, включившее остатки предшествующей постройки и части ее стен. Импульсом к его сооружению послужило то, что к этому моменту Венеция стала одной из крупнейших морских держав мира. Документы относят начало строительства новой церкви к 1063 г., при доже Доменико Контарини. В 1071 г. в еще недостроенной церкви получил инвеституру дож Доменико Сельво. Базилика была освящена 8 окт. 1094 г., при доже Витале Фальере (похоронен в нартексе), когда мощи ап. Марка было окончательно положено в крипте. В кон. XI в. устройство храма в основном было завершено, однако в течение следующих веков его архитектура изменялась и дополнялась. Напр., в XII в. к основной части базилики с западной и северной сторон был пристроен нартекс.

Крестообразная в плане 5-купольная базилика повторяет по форме ц. св. Апостолов в К-поле (VI в.), разрушенную турками после взятия города (1453), но известную по письменным источникам. Между этими постройками, однако, есть отличия: напр., северный и южный рукава трансепта в Сан-Марко, включающие остатки предшествующей постройки, намного короче, чем восточный и западный рукава центрального нефа. Кроме того, в ц. св. Апостолов престол был расположен в центре, под средокрестьем (Dorigo. 2003. P. 169-181), в то время как в Сан-Марко он смещен на восток и поставлен над криптой. Располагаясь под вост. куполом базилики, он подчеркивает ее протяженность с запада на восток, типичную для романских церквей.

Интерьер базилики ап. Марка. Вид на центральный нефИнтерьер базилики ап. Марка. Вид на центральный неф

Внешний облик базилики завершают купола, выполненные из дерева в XVI в., поставленные поверх первоначальных (XIII в.), сложенных из кирпича. Их появление было вызвано необходимостью увеличить размер здания после реконструкции дворца и площади, происшедшей в период правления дожа Себастьяно Дзиани. Сложная деревянная конструкция куполов состоит из горизонтальных и вертикальных элементов, покрытых сверху свинцовыми листами, она является шедевром инженерного искусства венецианских плотников. Купола завершаются небольшими зонтичными куполками различной формы, увенчанными объемными крестами, развернутыми по странам света; рукава крестов оканчиваются золотыми сферами. Каждый из 5 куполов базилики формирует в интерьере собственную пространственную крестообразную ячейку из 4 цилиндрических сводов и купола, опирающегося на 4 опоры; т. о., крестово-купольная система воспроизведена в базилике неск. раз. Несмотря на наличие самостоятельных пространственных ячеек, внутреннее пространство базилики зрительно воспринимается как цельное.

Первоначально территория перед базиликой была занята огородом и cадом (brolo), к-рый принадлежал монахиням мон-ря Сан-Дзаккария и включал виноградник и фруктовые деревья. Сад доходил до середины совр. пл. Сан-Марко и был ограничен каналом Ватарио. Во 2-й пол. XII в. венецианский дож Дзиани приобрел сад, засыпал канал и снес ц. Сан-Джиминьяно, стоявшую на зап. границе новой площади, увеличив размер территории вдвое. Также был ликвидирован ведущий к пристани канал. В результате появилась система 2 площадей, одна из к-рых располагалась перед зап. фасадом базилики, 2-я - между Дворцом дожей и колокольней (ее основание восходит к IX в.).

В XIX в. для проживания венецианских патриархов на сев. стороне площади Сан-Марко, на месте домов епископа и каноников (клириков Сан-Марко), было возведено здание Патриархии в неоклассическом стиле. Его фасад выполнен по проекту архит. Лоренцо Санти между 1835 и 1850 гг.

Декор фасадов

Центральный портал базилики ап. МаркаЦентральный портал базилики ап. Марка

Восточные апсиды Сан-Марко в основном включены в структуру Дворца дожей и домов клириков Сан-Марко. Стена юж. трансепта, примыкающая к внутреннему дворику Дворца дожей, лишена мраморной облицовки. Ее кладка была открыта в XIX в., во время реставрации базилики, когда под облицовкой было обнаружено неск. ниш и стали видны уложенные ровными рядами кирпичи со скругленными краями (в соответствии с первоначальным замыслом кладка стен должна была оставаться открытой). Также здесь были обнаружены небольшие фрагменты древних мозаик. После завоевания К-поля (1204) в распоряжении венецианцев оказалось большое количество драгоценных мраморов, происходящих из Византии. Это позволило выполнить облицовку 3 фасадов Сан-Марко и украсить базилику колоннами и капителями. Мраморная отделка Сан-Марко выполнена в XIII в. венецианскими мастерами из привозных, частично переделанных раннехристианских и византийских материалов с добавлением новых рельефов.

Главная тема как внутренних, так и наружных мозаик базилики - спасение, дарованное людям через Иисуса Христа и проповеданное евангелистом Марком в Венецианской лагуне. Наибольшее количество мозаичных композиций находится на главном, зап. фасаде Сан-Марко, в люнетах над входами, где развивается тема пребывания мощей св. Марка в Венеции. Облик базилики XIII в. известен по картине худож. Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко». От древних мозаик в наст. время сохранилась только композиция над входом Сант-Алипио с изображением процессии перенесения мощей святого в базилику. Остальные представляют собой поздние (XVII и XVIII вв.) реконструкции древних мозаик, воспроизводящие первоначальную иконографию. В соответствии с распоряжением прокураторов Сан-Марко мозаики на месте утраченных или поврежденных должны были полностью соответствовать древним по сюжету, иконографии и воспроизводить первоначальные надписи. В крайнем правом люнете находится сцена «Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустиком из Торчелло в 828 г. в Александрии Египетской» (неизв. мастер по картону Пьетро делла Веккьи, ок. 1660), далее следуют композиции «Мощи св. Марка пребывают в Венецию» (неизв. мастер по картону Пьетро делла Веккьи, ок. 1660), «Дож и венецианская Синьория встречают мощи» (мозаичист Леопольдо даль Поццо по картону Себастьяно Риччи, 1728-1729), «Процессия перенесения мощей святого в базилику» (XIII в.).

Духовное послание, воплощенное в декорации главного фасада, представлено в мозаиках 4 закомар. Слева направо здесь изображены последние события жизни Христа: «Снятие с креста», «Сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение» (худож. Луиджи Гаэтано по картонам Маффео Вероны, 1617-1618). В люнете над главным входом помещена эсхатологическая сцена «Второе пришествие Христа Судии» - самая поздняя среди фасадных мозаик (худож. Либорио Саландри по картону Латтанцио Кверены, 1836-1838).

На главном, западном, и боковых, южном и северном, фасадах Сан-Марко расположены многочисленные мозаики меньших размеров. Под изображением св. Христофора (апотропический образ) на юж. фасаде находился древний и очень важный вход в базилику (porta da mar), ближайший ко Дворцу дожей и к пристани, к древним воротам города, через которые осуществлялась прямая связь с морем. Резные фигуры пророков на внутренней поверхности арки и изображение орла, символа воскресения, в ее навершии подчеркивают символическое значение входа. На юж. фасаде находятся рельефы вторичного использования (почти все привезены из К-поля), среди которых - порфировая скульптурная группа тетрархов на углу сокровищницы Сан-Марко, и т. н. акританские столпы, к-рые, согласно последним данным, происходят из Византии, а не из Акры, как считалось ранее.

Рельефы на зап. фасаде Сан-Марко можно объединить в 3 группы. В 1-ю входят панели из проконнесского мрамора, помещенные на фасаде Сан-Марко в XIII в. и образующие 3 пары (Tigler. Cat. delle sculture… P. 225-227). По сторонам главного входа в базилику - образы св. воинов, великомучеников Георгия (XIII в.) и Димитрия Солунского (XI-XII вв.), сидящих на походных креслах, с полуобнаженными мечами в руках. Симметрично по сторонам от них представлены Богоматерь (XIII в.) и арх. Гавриил (?), составляющие сцену «Благовещение»; они напоминают не только о тайне Боговоплощения, но и о дне основания Венеции (25 марта 421). На 2 боковых панелях - изображения подвигов Геракла (слева «Охота на немейского льва», V в.; справа рельеф позднего XIII в., в к-ром объединены 2 сюжета: «Охота на керинейскую лань» и «Геракл, убивающий лернейскую гидру»). Хотя рельефы принадлежат к языческим изображениям, они получили в средневек. искусстве новое христ. содержание: изображение Геракла воспринималось как аллегорический образ Христа - разрушителя зла, а сам мифологический сюжет - как аллегория спасения (Niero. 1993. P. 125-148).

Тетрархи. Скульптурная группа фасада. Нач. IV в.Тетрархи. Скульптурная группа фасада. Нач. IV в.

Вторую группу образуют скульптуры на 3 перспективных арках главного портала, созданные ок. сер. XIII в. венецианскими мастерами, принадлежавшими к визант. школе, но открытыми влиянию французских и североитал. художников. Выделяются скульптурные изображения 2-й арки с персонификациями месяцев и зодиакальными знаками (на внутренней части арки) и 17 жен. фигур на постаментах в окружении виноградных лоз и листьев граната, воплощающих христ. добродетели и блаженства (на фронтальной части арки). На внутренней поверхности 3-й арки представлены земные труды и аллегории ремесел (мясники и бочары), среди к-рых - типичные для Венеции занятия (рыболовство и плотничество - строительство лодок). На фронтальной стороне арки образ Христа Еммануила (в центре), 7 пророков и жен. фигура, предположительно сивилла, свидетельствующие о главенстве Христа в жизни человека в целом и венецианцев в частности (Tigler. Il portale maggiore… 1995).

В 3-ю группу входят многочисленные статуи под кивориями (edicole) и растительные орнаменты (т. н. готический венец базилики), исполненные в XIV-XV вв. мастерами, в большинстве случаев происходящими из обл. Тоскана. В документах упоминается о присутствии в Венеции в это время Никколо ди Пьетро Ламберти из Флоренции и Джованни ди Мартино из Фьезоле. В 2 крайних боковых кивориях помещены коленопреклоненные фигуры арх. Гавриила (слева) и Богоматери (справа), образующие еще одну сцену «Благовещение». Эти фигуры находятся в основании воображаемой арки, на вершине к-рой - статуя ап. Марка, благословляющего город; внутри воображаемой арки - скульптуры 4 евангелистов с их символами, под ними - водостоки в виде муж. фигур с сосудами в руках. Вместе они формируют символический образ живой воды христ. учения, которая нисходит на землю через евангелистов. Др. 4 водостока расположены наверху сев. фасада базилики, под скульптурами отцов Зап. Церкви: Амвросия, еп. Медиоланского, Августина, еп. Гиппонского, Иеронима, еп. Стридонского, и Григория Великого, папы Римского. Они представляют Предание Церкви, вместившее евангельское слово, сохранившее его и передавшее следующим поколениям.

В скульптурном декоре сев. фасада выделяется рельеф с изображением «Рождества Христова» (сер. XIII в.), помещенный в тимпане т. н. двери Цветов (porta dei Fiori). Сцена трактована в соответствии с визант. иконографией; она окружена рамой с остроконечным завершением, поверхность которой украшена орнаментом в виде виноградной лозы с гроздьями, напоминающей о таинстве Евхаристии. В верхней части арки, повторяющей форму рамы, представлены 11 ангелов.

В т. н. готической короне главного фасада внешний край верхних арок украшен растительными мотивами в виде бутонов, из центра которых появляются полуфигуры пророков, иллюстрирующие Пс 91.13 («Праведник цветет как пальма…»); в навершии каждой арки помещены скульптуры 4 св. воинов.

На лоджии Сан-Марко помещена квадрига из позолоченной бронзы (ныне - копия, оригинал находится в музее базилики). Квадрига стояла на к-польском ипподроме и была привезена в Венецию по желанию дожа Энрико Дандоло после взятия К-поля крестоносцами. Она была установлена на лоджии в правление дожа Реньеро Дзена (1252-1268). Т. о., Венеция желала продемонстрировать свое преемство от Др. Рима и Нов. Рима - К-поля. Это единственный сохранившийся в мире пример античной многофигурной скульптуры.

Мозаичная декорация

Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустикком из Торчелло в 828 г. в Александрии. Мозаика. 1215–1280 гг.Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустикком из Торчелло в 828 г. в Александрии. Мозаика. 1215–1280 гг.

Мозаичная декорация базилики создавалась в течение 8 веков. Самые ранние ее части относятся к XI в. или к нач. XII в. (в нишах над главным входом из нартекса в наос базилики), самые поздние - к XIX в. (на фасаде, в люнете над главным входом; воспроизводят сюжет древней, не сохр. мозаики). В общей сложности они занимают 8 тыс. кв. м и расположены в куполах, на сводах, стенах, в интерьере базилики и снаружи в разных зонах. Обширный сюжетный репертуар мозаик Сан-Марко включает ветхозаветные и новозаветные сцены, христологический, Богородичный, апостольский циклы, житийные циклы ап. Марка, ап. Иоанна Богослова, ап. Петра, сщмч. Климента, мч. Исидора Хиосского, св. Иоанна Крестителя, св. Леонарда, аллегорические фигуры и многочисленные единоличные изображения святых. Вместе они образуют стройную программу, главная тема к-рой - воплощение Христа и дело спасения человечества. Ветхозаветные сюжеты расположены преимущественно вне основного пространства базилики, в ее нартексе, в то время как новозаветные помещены внутри храма. Т. о., история до прихода в мир воплотившегося Бога визуально предваряет новозаветную историю спасения.

Древнейшие части мозаичной декорации базилики - изображения Богоматери с Младенцем, 8 апостолов (Петр, Павел, Иаков, Андрей, Симон, Фома, Филипп, Варфоломей) и 4 евангелистов в узких нишах по сторонам главного входа в храм. Все - ростовые; Богоматерь и евангелисты представлены фронтально, апостолы - в 3/4-ном развороте обращены к Пресв. Богородице. Богоматерь дана в типе «Воплощение» с Младенцем на лоне; Христос благословляет правой рукой, в левой держит свернутый свиток. О времени создания этих мозаик нет единого мнения: одни исследователи (О. М. Далтон, Г. Милле, Ш. Диль, О. Демус) считали их произведением посл. четв.- кон. XI в. (1071-1096), другие, напр. В. Н. Лазарев, относили их к нач. XII в. В нише над входом помещена полуфигура ап. Марка в священническом облачении (мозаика 1545 г., по картону Лоренцо Лотто или Тициана), заменившая, очевидно, предшествующее древнее изображение Христа Пантократора. Иконография апостолов традиционна для визант. памятников. Исключением является изображение ап. Петра с тонзурой на голове, с ключами в руках; эти детали характерны скорее для произведений итало-визант. круга. Стиль мозаик находит параллели в визант. искусстве сер. XI-XII в. (напр., мозаики и фрески кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции). Вероятно, они выполнены греч. мастерами, приглашенными из К-поля.

Одновременно с мозаиками центрального портала (в 1093 или сразу после пожара 1106 г., по версии Демуса) или несколько позднее (в 1-й трети XII в., по версии Лазарева) возникли мозаики в центральной апсиде (пострадали в XV в., частично переложены). В конхе - восседающий на престоле Пантократор (1506; в оригинальном виде предположительно Богоматерь на троне или поясной образ Христа Пантократора). Ниже в апсиде, в простенках между окнами, представлены монументальные фигуры в рост 4 святых, апостолов Петра и Марка (в центре в апостольских одеждах) и свт. Николая Чудотворца и Эрмагоры, еп. Аквилеи (по бокам; в священническом облачении). Выбор этих святых для декорации главного алтаря обусловлен их особым почитанием в Венеции, присутствием здесь их мощей, а также местной традицией, в соответствии с к-рой они считались покровителями города и республики.

К 1-й пол. XII в., т. е. к раннему этапу украшения базилики, также относятся мозаики в нише над входом в капеллу Дзен (Богоматерь с Младенцем с 2 поклоняющимися ангелами; фигура Пресв. Богородицы полностью переложена в XIX в., за основу была взята визант. модель). В классической системе визант. храмовой декорации изображение Богоматери (на престоле или в рост) с фланкирующими ее ангелами (ростовыми или коленопреклоненными) часто занимало место в конхе алтарной апсиды.

Основная часть мозаик в интерьере и в нартексе базилики (за исключением мозаик в капеллах Сант-Изидоро и Масколи, в баптистерии и сокровищнице) выполнена в XII-XIII вв. К XII в. относятся мозаики в 5 куполах, боковых капеллах - Сан-Пьетро и Сан-Клементе (сщмч. Климента, папы Римского), на сводах и стенах южного и северного трансептов, к XIII в.- мозаики в зап. рукаве базилики, в нартексе и капелле Дзен (цикл ап. Марка).

В восточном куполе («купол Пророков») в центре в медальоне Христос Еммануил (отреставрирован в XIX в.), вокруг него на золотом поле - ростовые фигуры Богоматери «Оранта», пророков Исаии, Иеремии, Даниила, Авдия, Аввакума, Осии, Ионы, Софония, Аггея, Захарии, Малахии, Соломона, Давида с развернутыми свитками в руках; символы евангелистов в парусах (результат поздней реставрации); в центральном куполе («купол Вознесения») - сцена «Вознесение Господне»: медальон с Христом, восседающим на радуге, к-рый поднимают вверх 4 летящих ангела, окружен фигурами 12 апостолов, Богоматери «Оранта» (XIX в.) и 2 архангелов в белых одеждах, под ними в нижней части купола между окнами - 16 женских фигур, персонификации христ. добродетелей и блаженств; в парусах - евангелисты, сидящие за столиками, под ними - аллегории 4 райских рек в виде муж. фигур с кувшинами в руках; в зап. куполе («купол Пятидесятницы») - сцена «Сошествие Св. Духа на апостолов» (мозаики сильно пострадали во время пожара в XV в., последний раз отреставрированы в 50-х гг. XX в.): Этимасия в центральном медальоне, с расходящимися в стороны лучами, каждый из которых опускается на голову одного из апостолов, сидящих на золотых тронах с кодексами и со свитками в руках; между окнами барабана - парные фигуры (юноши и старца - персонификации народов, получивших через апостолов евангельскую весть); в парусах - ростовые образы архангелов. Изображения в куполах, расположенных на оси «восток-запад», образуют единую смысловую группу - главные события в деле спасения: ветхозаветное пророчество о пришествии Мессии, исполненное во Христе, и установление Св. Духом Церкви на земле. Эту группу сцен логически завершает пространная композиция «Страшный Суд» (полностью переложена в XIX в.), помещенная на зап. своде непосредственно над главным входом в базилику.

Мозаичные своды и купол базилики ап. МаркаМозаичные своды и купол базилики ап. Марка

Иконографические программы мозаик в северном и южном боковых куполах не имеют аналогов среди визант. памятников. В сев. куполе, посвященном ап. Иоанну Богослову, представлены сам святой в позе оранта (вост. склон) и его житийный цикл из 5 сцен: «Воскрешение Друзианы», «Воскрешение Статусы», «Разрушение храма богини Дианы», «Иоанн Богослов выпивает яд», «Воскрешение двух юношей, отравленных ядом, и обращение Аристодема и жителей Эфеса». Это самый ранний иллюстрированный цикл Жития ап. Иоанна Богослова (1-я четв. XII в.). В юж. куполе - ростовые изображения свт. Николая, папы Римского сщмч. Климента, мч. Леонарда Прованского и сщмч. Власия Севастийского. Образ св. Леонарда, главный в алтаре, расположен на вост. склоне купола; ему посвящен юж. придел базилики. В парусах юж. купола - 4 жен. образа: мученицы Доротея, Еразма, Евфимия и Фекла (все фигуры, кроме фигуры св. Доротеи, поздние), особо чтимые на севере Италии, и в частности в Градо.

Христологический цикл доминирует в мозаичном декоре базилики; он расположен в разных ее частях, преимущественно на склонах арок центрального купола. На восточном склоне - сцены «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение», «Крещение», «Преображение» (все переложены в кон. XVI в. по картонам Якопо Тинторетто); на сев. склоне (чудеса и исцеления) - «Брак в Кане», «Изгнание торгующих из храма», «Десять прокаженных, Христос и блудница», «Усмирение Христом бури», «Исцеление хромого», «Исцеление слуги сотника», «Исцеление кровоточивой жены», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление прокаженного», «Чудесный улов рыбы», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Христос и хананеянка»; на юж. склоне (начало Страстного цикла) - «Искушение Христа», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног»; на зап. склоне (Страсти Господни и Воскресение) - «Поцелуй Иуды», «Христос перед Пилатом», «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад», «Явление Христа по Воскресении мироносицам», «Уверение Фомы».

Капелла ДзенКапелла Дзен

Достаточно обширный Богородичный, или протоевангельский, цикл разделен на 2 части и занимает своды и торцевые стены южного и северного трансептов. Аналогичные циклы встречались в это время в монументальной живописи Др. Руси и Грузии и, очевидно, имели какие-то несохранившиеся к-польские прототипы. Сцена «Успение Богоматери» исключена из общего цикла и находится в нартексе. Мозаики в юж. трансепте полностью переделаны в XVII в.; в сев. трансепте они сохранились лучше, но также пострадали от позднейших вмешательств. Демус предлагает датировать мозаики трансепта ок. 1200 г. или нач. XIII в. (Demus. 1988. P. 53).

Цикл апостольских деяний и страстей занимает южный и северный склоны, справа и слева от западного купола; включает 12 композиций страданий апостолов. Он является продолжением темы Страстей Христа (на зап. арке центрального купола).

Икона Божией Матери «Никопея». XII в.Икона Божией Матери «Никопея». XII в.

Житийный цикл небесного покровителя Венеции и патронального святого базилики ап. Марка находится одновременно в неск. пространственных зонах внутри церкви (в капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе по сторонам главного алтаря, 1-я пол. XII в.) и снаружи (в капелле Дзен, на западном фасаде, ок. 1215-1280); он разбит на 3 части: деяния апостола, его страсти; история обретения и перенесения его мощей; посмертные чудеса. Отдельные сюжеты Жития (страсти и смерть святого в Александрии, перенесение мощей из Египта в Венецию) в мозаиках алтарной части и капеллы Дзен повторяются; в таких случаях художники используют разные иконографические схемы одной и той же сцены. На мозаиках в интерьере подчеркиваются прославление святого, его апостольское служение, миссия в распространении евангельской вести, в т. ч. в Сев. Италии и на венецианских землях. В капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе большое место занимают сцены деяния апостола: путешествие в Александрию и Египет по завещанию ап. Петра, проповедь Христа, обращение и крещение египтян, мучения и смерть. Др. часть житийного цикла (12 композиций) находится на своде в юго-зап. углу нартекса, в том месте, где до нач. XVI в. был вход в базилику (porta da mar), ближайший ко Дворцу дожей и к морской пристани. После того как в этом месте была устроена погребальная капелла кард. Джованни Баттиста Дзена, мозаики стали частью декора этого пространства. Их центральная тема - предвосхищение буд. славы ап. Марка в Венеции и особого почитания здесь его реликвий (напр., «Явление ап. Марку во сне ангела, возвестившего о том, что тело апостола будет покоиться в Венеции»). Еще один эпизод из истории мощей святого находится на зап. своде юж. рукава трансепта, рядом с входом в сокровищницу Сан-Марко (первоначально юж. вход в базилику и выход к Дворцу дожей). Это большая композиция, представляющая молитву венецианцев ко Христу в 1094 г. с просьбой обрести потерянные в базилике мощи ап. Марка. Согласно легенде, молитва была услышана и рука ап. Марка появилась из столба, справа от капеллы Сан-Клементе. Мозаика выполнена в кон. XII в., очевидно, венецианскими мастерами. Она представляет ценный документ по истории Венеции и базилики; содержит множество реальных исторических деталей (изображение престола Сан-Марко, 2 порфировых кафедр, священнических облачений; портреты венецианского дожа Доменико Контарини, дожа Витале Фальера, прокураторов базилики, местной знати и горожан; внутренний и внешний вид базилики с первоначальными деревянными куполами, облицованными свинцовыми пластинами). Последние эпизоды истории обретения и перенесения мощей ап. Марка украшают зап. фасад базилики Сан-Марко. Это мозаичные композиции «Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустиком из Торчелло в 828 г. в Александрии Египетской» (ок. 1660), «Мощи ап. Марка прибывают в Венецию» (ок. 1660), «Дож и венецианская Синьория встречают мощи» (1728-1729), «Процессия перенесения мощей святого в базилику» (XIII в.).

Сцены Житий ап. Петра и сщмч. Климента (мозаики 1-й пол. XII в.) занимают сев. стены одноименных капелл и сочетаются с монументальными ростовыми образами этих святых в апсидах.

Мозаики нартекса базилики (в малых и больших куполах, на сводах, стенах и в люнетах) выполнены венецианскими мозаичистами, работы велись в течение неск. десятилетий (ок. 1215-1280). Главная тема мозаичной декорации нартекса - ожидание пришествия в мир во плоти Спасителя мира (сюжеты от Сотворения мира и грехопадения до Воплощения). Повествование начинается в юго-зап. углу с иллюстрации событий ВЗ, взятых из книг Бытие и Исход, затем переходит на западную и северную стороны. В качестве иконографических образцов для мозаик нартекса (всего 110 композиций), вероятно, были использованы миниатюры из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI, кон. V в.).

В 11 куполах нартекса представлены сцены «Сотворение мира» (юго-зап. купол), истории праотца Авраама (зап. сторона), праотца Иосифа (в 3 куполах на сев. стороне) и прор. Моисея (сев. сторона). На сводах, стенах и в люнетах - подробные, полные деталей сцены ВЗ: в частности, в арках и люнетах двери, ведущей в капеллу Сан-Клементе,- истории Каина и Авеля, Ноя и изображение Всемирного потопа.

Мраморное убранство интерьера

Поцелуй Иуды. Мозаика. XII в.Поцелуй Иуды. Мозаика. XII в.

Мраморный мозаичный пол Сан-Марко, лучший из сохранившихся в Средиземноморском регионе, выполнен в XII в. Его неоднократно ремонтировали, немногочисленные оригинальные фрагменты сохранились в разных частях здания в виде вкраплений в более поздние участки. Мозаичный пол покрывает всю площадь здания, подчеркивая идею единого архитектурного пространства. Он выполнен в технике opus sectile - рисунок сложен из небольших мраморных пластинок различных форм и размеров. Реже применялась техника opus tessellatum, при которой используются мраморные плитки одинакового размера. Иногда обе техники применялись одновременно. Для пола базилики было использовано ок. 80 оттенков мрамора (Lazzarini. 2012. P. 51-107). Пол сочетает западноевропейские и византийские черты, что характерно для мн. памятников адриатического побережья. К зап. мотивам относятся геометрические узоры, а также изображения животных, соответствующие средневек. христианской символике. В византийских мотивах выполнены 8 крупных плит из проконнесского мрамора в зап. части базилики (в основании креста) и 12 плит из того же материала в центральной части под куполом с композицией «Вознесение». С работой худож. Паоло Уччелло связывают трехмерные интарсии под дверью капеллы Сан-Пьетро перед правым амвоном и в других пространствах базилики. Присутствие мастера в Венеции в 1425 г. зафиксировано в документах. Первый рисунок, воспроизводящий напольные мозаики, относится к 1-й пол. XVIII в.; выполнен Антонио Визентини.

В центральном пространстве базилики (на стенах, на столпах), в капеллах Дзен, Богоматери «Никопея» и в баптистерии находятся мраморные рельефные иконы Божией Матери, апостолов, евангелистов, избранных святых. Как правило, они большого размера, вертикального формата, иногда сохраняют следы полихромной раскраски (предположительно первоначальной). Среди наиболее известных мраморных икон в интерьере Сан-Марко - трехфигурный Деисус (XII в.), вставленный в облицовку юж. стены юж. нефа базилики. Часть икон выполнена греческими мастерами и, по-видимому, представляет собой трофеи, привезенные в Венецию из К-поля. Часть - работы зап. художников, ориентировавшихся на визант. образцы; они могли быть сделаны в Венеции местными мастерами. Все рельефные образы относятся к XII-XIII вв.

Сотворение мира. Мозаика юго-зап. купола. Ок. 1215–1280 гг.Сотворение мира. Мозаика юго-зап. купола. Ок. 1215–1280 гг.

Большинство колонн в интерьере использованы вторично и представляют собой образцы позднеантичных колонн из проконнесского мрамора. Все приспособлены к определенному месту, подобраны по размеру и цвету, при необходимости обрезаны или дополнены, поставлены на новые основания (Minguzzi. 2000. P. 41). Ограждения и балюстрады из проконнесского мрамора в большинстве случаев являются визант. сполиями; они украшены растительными и животными орнаментами, а также символическими мотивами. К XIII в. относятся киворий над главным престолом и амвоны по сторонам главного иконостаса. Крестовый свод кивория высечен из цельного куска зеленого мрамора и опирается на 4 резные колонны из греческого мрамора, украшенные рельефами со сценами из жизни Божией Матери и с евангельскими сюжетами. Эти колонны, предположительно 1-й пол. VI в., были привезены в Венецию после завоевания К-поля (1204). Киворий венчают статуи евангелистов (работа Сансовино) и 4 учителей Церкви (работа Джироламо Пальяри). За престолом установлен т. н. Золотой алтарь (Пала д'Оро) X-XII вв. Справа и слева перед иконостасом установлены амвоны. Северный имеет 8-угольное основание и 2 яруса, он используется для чтения богослужебных текстов; южный, называемый большим амвоном (pergolo grande), также октагональный по форме, предназначался для представления нового венецианского дожа после его избрания; оба амвона поставлены на колонны.

Центральный и 2 боковых иконостаса в капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе (оба кон. XIII в., в готическом стиле) - произведения братьев Якобелло и Пьерпаоло далле Мазенье. Алтарная преграда главного алтаря из темно-красного веронского мрамора увенчана большим Распятием, по сторонам которого установлены статуи 12 апостолов, Пресв. Богородицы и ап. Марка. Алтари св. Павла и св. Иакова в северной и южной частях трансепта, по сторонам амвонов, устроены в пандан друг к другу; они имеют аналогичные форму, размер и местоположение в пространстве базилики. Статуи святых помещены на престолах, в нишах ренессансных табернаклей. Они стилистически отличаются: статуя св. Петра выполнена позже статуи св. Иакова. Оба алтаря заказаны венецианским дожем Кристофоро Моро (1462-1471) и являются произведениями скульптора Антонио Риццо, работавшего в Венеции в XV-XVI вв. Самые поздние по времени скульптурные работы внутри базилики проведены Сансовино (1527-1570). Это двери ризницы, дверца алтаря Св. Даров за Пала д'Оро, статуи 4 евангелистов на балюстраде алтарной преграды главного престола, рельефы с историей ап. Марка, украшающие 2 маленькие певницы (cantorie) по сторонам иконостаса.

Крипта

Крипта базилики ап. МаркаКрипта базилики ап. Марка

Крипта базилики расположена под центральной и боковыми частями алтаря (капеллами Сан-Пьетро и Сан-Клементе). В нее можно спуститься по 2 лестницам, расположенным по сторонам центрального алтаря. Крипта представляет собой древнейшую часть базилики. Неизвестно, было ли это помещение криптой уже во время существования 1-й базилики или являлось 1-й церковью, построенной, чтобы вместить мощи ап. Марка, привезенные в 828 г. Второе предположение в настоящее время считается историками более вероятным. Покоившиеся здесь с 8 окт. 1094 г. мощи ап. Марка в 1835 г. были перенесены в центральную апсиду под совр. престол. На центральном своде крипты непосредственно над гробницей святого и в парусах сохранились фрагменты фресковой росписи с изображениями 4 неизвестных святых, по сторонам центрального образа Божией Матери с Младенцем. Эта живопись не имеет точной атрибуции, чаще всего ее относят к XV в. С левой стороны в алтаре помещен мраморный рельеф «Богоматерь с Младенцем и со святыми Петром, Марком, Екатериной и Урсулой» (1494), находившийся на главном престоле. Это вкладной алтарный образ братства Масколи (основано в 1222), к-рое собиралось здесь для совместной молитвы до тех пор, пока в 80-х гг. XVI в. крипта не была закрыта из-за ее затопления во время наводнения. Проблема подтопления крипты оставалась нерешенной несколько веков и была частично снята после работ, проведенных в XIX в. В 90-х гг. XX в. в крипте была выполнена гидроизоляция.

Баптистерий

Баптистерий базилики ап. МаркаБаптистерий базилики ап. Марка

Баптистерий базилики был построен и украшен мозаиками по заказу дожа (1343-1354) Андреа Дандоло ок. сер. XIV в. Во время археологических работ на северной стене было открыто изображение «Вознесение Господне», к-рое предположительно могло относиться к декорации открытого портика базилики, обращенного в сторону моря и располагавшегося на месте совр. баптистерия. Крестильная купель, следы которой обнаружены в зоне пресбитерия, может свидетельствовать о существовании предшествующего баптистерия в зоне алтаря. В наст. время вход в баптистерий осуществляется через базилику; первоначально было 3 входа со стороны площади, в каждой из 3 пространственных зон: антибаптистерии (нартексе), откуда заходили катехумены, основном пространстве баптистерия и алтарной части. Мозаики украшают верхнюю зону 3 компартиментов баптистерия; они расположены в куполах, на сводах, на подкупольных арках и на стенах. Стены заняты пространным житийным циклом св. Иоанна Крестителя - от «Благовестия Захарии» (правый от престола люнет) до «Усекновения главы Иоанна Крестителя» (левый от престола люнет). На стенах антибаптистерия сцены Жития соединяются с евангельскими сюжетами. В особом месте помещена сцена «Крещение Господне», она также выделена светом, проникающим внутрь через окна юж. стены стены. Иконография сцены восходит к лучшим визант. образцам: обнаженная фигура Христа окружена водами Иордана и словно обернута в погребальные пелены, что напоминает о Крестной Жертве; справа - фигура св. Иоанна Крестителя, возлагающего на голову Христу руку; слева - 3 поклоняющихся ангела; сверху - белый голубь, символ Св. Духа. Фигуры 12 пророков со свитками представлены на своде антибаптистерия. В центральном куполе над каменной купелью (бронзовые рельефы на ее крышке выполнены по проекту Сансовино в сер. XVI в.) помещена мозаика, представляющая 12 апостолов, совершающих крещение народов. В центре купола - Иисус Христос, сидящий на радуге, со свитком в левой руке с текстом Мк 15. 15-16: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». В восточном куполе - изображение райских кущей, в к-рых 9 ангельских чинов окружают мандорлу со Христом, поддерживаемую серафимами. В качестве алтарного образа на вост. стене в люнете над престолом помещена композиция «Распятие с предстоящими Богоматерью, ап. Марком, ап. Иоанном Богословом и св. Иоанном Крестителем» (напоминает о Крестной Жертве Христа, через к-рую человечество получает спасение по Воскресении). В 2 готических гробницах погребены тела дожей Джованни Соранцо († 1329) и Андреа Дандоло († 1354; он стал последним дожем, похороненным в Сан-Марко).

Капелла Сант-Изидоро

Интерьер базилики ап. Марка. Вид на алтарную преградуИнтерьер базилики ап. Марка. Вид на алтарную преграду

(La cappella di Sant'Isidoro) примыкает к сев. трансепту базилики и была возведена одновременно с баптистерием дожем Андреа Дандоло, который возродил в Венеции почитание мч. Исидора Хиосского. Лит. основой для мозаик капеллы, к-рые украшают циркульный свод и стены, стала хроника свящ. Чербано Чербани о переносе в Венецию в 1125 г. мощей мч. Исидора дожем Доменико Микьелем. Здесь представлены приезд мч. Исидора на Хиос, его страдания и смерть (юж. склон), обретение мощей и перенесение их в Венецию (сев. склон). На восточной и западной стенах капеллы друг против друга помещены 2 парных репрезентативных образа: Христос на престоле с предстоящими святыми Марком (слева) и Исидором (справа) и Богоматерь на престоле с предстоящими св. Иоанном Крестителем и свт. Николаем Чудотворцем. Мозаичные ансамбли в баптистерии и в капелле св. Исидора, созданные в сер. XIV в., представляют собой последние образцы живописи, с одной стороны принадлежащие визант. традиции, с другой - ориентированные на новшества мастеров, работавших в обл. Венето. Стены капеллы св. Исидора облицованы мраморными пластинами вост. происхождения. У вост. стены над престолом - саркофаг с мощами святого. Его лежащая фигура, арх. Гавриил и Богоматерь из композиции «Благовещение» выполнены в сер. XIV в. неизвестными скульпторами, вероятно венецианского происхождения, принадлежавшими к кругу Марко Романо. В пространной лат. надписи, помещенной над саркофагом, упоминается дата окончания работ над убранством капеллы - 10 июля 1355 г.

Капелла Масколи

Капелла Сант-ИзидороКапелла Сант-Изидоро

(La cappella dei Mascoli), т. н. новая капелла, посвященная Божией Матери, находится в сев. части трансепта, рядом с капеллой Сант-Изидоро. Это небольшое пространство полностью объединено с основным объемом базилики. Название она получила от братства деи Масколи, члены к-рого собирались здесь с 1618 г. для совместного богослужения. До наводнения 1580 г. они совершали службы в крипте, а затем на престоле ап. Иоанна Богослова до тех пор, пока над ним не была установлена икона Божией Матери «Никопея» (1618). Украшение капеллы было заказано венецианским дожем Франческо Фоскари (1423-1457). Престол (1430) со скульптурами Божией Матери с Младенцем, ап. Марка и ап. Иоанна в нишах и 2 ангелов с кадильницами на фронтальной стороне является готической работой венецианских мастеров, находившихся под влиянием тосканского искусства. Свод капеллы покрывают мозаики; сюжеты изображений взяты из канонических и апокрифических источников, сообщающих о жизни Божией Матери: «Рождество Богоматери», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение» - на левом склоне, «Встреча Марии и Елисаветы», «Успение Пресв. Богородицы» - на правом. В сценах «Рождество» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» доминируют изображения готических построек, внутрь к-рых словно вставлены фигуры нежных оттенков. Работа выполнена венецианским худож. Микеле Джамбоно. Характерное для готики изящество присутствует и в изображении «Благовещения». Архитектура в сценах «Встреча Марии и Елисаветы» и «Успение Пресв. Богородицы» ренессансная; фигуры, задрапированные в роскошные одежды, свидетельствуют о приходе нового стиля. Стилистический язык этого искусства напоминает произведения тосканского худож. Андреа дель Кастаньо, работавшего в это время в Венеции в ц. Сан-Дзаккария.

Капелла Дзен

Капелла МасколиКапелла Масколи

(La cappella Zen) получила название по имени Джованни Баттиста Дзена (Дзено) (1442-1501), кардинала и епископа Виченцы, после смерти в 1501 г. оставившего Венецианской республике богатое наследство и завещание похоронить его в базилике Сан-Марко. Собираясь исполнить завещание и одновременно желая избежать в дальнейшем устройства гробниц в базилике, прокураторы выбрали юго-зап. угол нартекса, изначально открытый и предназначавшийся для парадного входа в базилику со стороны площади и моря. Торцевую сторону и вход в капеллу заложили, превратив образовавшееся закрытое с 3 сторон пространство в капеллу. Вход в нее расположен в нартексе с правой стороны. Внутри сохранился портал, в полукруглой нише над которым - византийская мозаика с изображением Божией Матери и 2 поклоняющихся ангелов (XII в., сильно отреставрированные в XIX в.); ниже в узких нишах - ростовые фигуры 8 пророков (4 романские скульптуры и 4 чередующиеся между собой мозаики). По сторонам престола на вост. и зап. стенах - византийские мраморные иконы «Мадонна Аникетос» (слева), «Арх. Гавриил» (?) и рельеф «Рождество Христово» (справа). Своды украшены мозаиками XIII в. с житийным циклом ап. Марка (12 эпизодов). Именно их первыми видели верующие, входившие в базилику через парадный вход со стороны моря. Между 1504 и 1521 гг. были выполнены престол с киворием, примыкающий к юж. стене, и саркофаг со скульптурным изображением лежащей фигуры кардинала в центре капеллы. В соответствии с указаниями кард. Дж. Б. Дзена киворий напоминает киворий главного престола базилики, под ним, у юж. стены,- скульптурная группа в натуральную величину: Богоматерь на престоле с Младенцем, предстоящими ап. Петром и св. Иоанном Крестителем. В работе над украшением капеллы принимали участие несколько скульпторов и мастеров-литейщиков. Среди сохранившихся имен - скульпторы Антонио Ломбардо, Паоло Савин, Джамбаттиста Бруньо и литейщик Пьетро ди Цуанно.

Ризница

(La Sacrestia) базилики - образец венецианской ренессансной архитектуры, пристроена к алтарной части во времена дожа Агостино Барбариго, в 1486-1493 гг., по проекту Джорджио Спавенто. Вход в нее осуществляется через капеллу Сан-Пьетро. Потолок украшают мозаики (1524-1530), стены - деревянные панели, проход в алтарь оформлен бронзовыми дверями работы Сансовино. Ризница использовалась как место, где происходила подготовка светских церемоний и церковных богослужений, в частности связанных со службами Страстной недели, а также для приготовления Св. Даров. С этой функцией связана иконографическая программа мозаик на своде и стенах. На своде на золотом беспредметном фоне, представлены большой лат. крест с полуфигурой Христа (в центре) и 4 евангелистов (на рукавах креста) в медальонах; свободные от фигуративных изображений рукава креста заполнены растительным орнаментом, напоминающим цветочный ковер. Вокруг креста на склонах свода и в люнетах по периметру стен расположены медальоны с 12 пророками со свитками в руках (свод) и ростовые фигуры 12 апостолов (люнеты). Эскизы мозаик нек-рые исследователи приписывают Тициану; мозаичная декорация выполнена художниками Альберто Дзио, Марко Лучано Риццо, Франческо Дзуккато (1524-1530).

Сокровищница

Сокровищница Сан-Марко расположена в помещениях между базиликой и Дворцом дожей. Вход в нее в юж. рукаве трансепта через дверь, над которой в люнете помещена мозаика XIII в. с изображением 2 ангелов, держащих реликварий с частицей Животворящего Креста Господня, чудесным образом уцелевший во время пожара 1231 г. Здесь хранятся многочисленные реликвии, полученные Венецией в дар от Римских понтификов и светских правителей и происходящие из Византии, со Св. земли и из др. мест. Древнейшая часть этого собрания привезена в Венецию из К-поля, после его взятия крестоносцами в 1204 г. Сохранившиеся предметы уцелели после разорения сокровищницы имп. Наполеоном после падения Венецианской республики (1797), а также после вынужденной продажи драгоценностей в период между 1815 и 1819 гг. в связи с необходимостью реставрации базилики. В сокровищнице хранятся литургические предметы, 2 переносные иконы арх. Михаила с визант. перегородчатыми эмалями, произведения христианского и исламского (IX-X вв.) ювелирного искусства, 2 тканевые завесы для престолов (paliotti) - кон. XIII в. из базилики Сан-Марко с изображением патрона церкви (в великие праздники ею украшают главный престол базилики) и XV в. из ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло, переданная туда Римским папой Григорием XII. К сокровищам собора принадлежит епископский трон, т. н. кафедра евангелиста Марка (VI в.?), в наст. время установленный в алтарной части на Патриаршем месте. Он был выполнен александрийскими мастерами из проконнесского мрамора, привезен в Венецию из Градо, принадлежал патриарху Градо Примигению (630-648), к-рому был подарен имп. Ираклием в 630 г. На внешних стенках трона помещены символы евангелистов, на внутренней стороне спинки изображен агнец под деревом, из-под корней к-рого вытекают 4 райские реки, в соответствии с текстом Откровения ап. Иоанна Богослова. Часть сокровищницы Сан-Марко также представляют Пала д'Оро и икона Божией Матери «Никопея».

Сцены жития св. Исидора в капелле Сант-Изидоро. Мозаика. Сер. XIV в.Сцены жития св. Исидора в капелле Сант-Изидоро. Мозаика. Сер. XIV в.

Икона Божией Матери «Никопея» (с таким именем образ впервые упоминается в 1645) занимает особое место в истории базилики Сан-Марко и Венеции в целом. Это небольшого размера (48´ 36 см) образ, написанный на доске из тополя. Икона относится к иконографическому типу «Воплощение»: Богоматерь представлена фронтально, по пояс, держащей двумя руками строго перед Собой Младенца Христа. Одно из наиболее ранних изображений данной иконографии в монументальной живописи находится в базилике Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.), где фигура Богоматери помещена в нише, по сторонам от Нее - 2 жен. фигуры. Кроме того, этот образ известен по печатям визант. имп. Маврикия (582-602), на которых Богоматерь представлена с Младенцем в медальоне на груди. Аналогичное венецианской иконе мозаичное изображение (VIII-IX вв.) находилось в апсиде ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее. Документальных сведений о происхождении образа вплоть до XVI в. не сохранилось. Не исключено, что икона происходит из К-поля и оказалась в Венеции в XIII в., в период лат. господства в визант. столице (1204-1261). Икона находилась в сокровищнице базилики Сан-Марко с XIV в.; именно тогда, при доже Андреа Дандоло (1343-1354), для нее был выполнен золотой оклад с драгоценными камнями и византийскими эмалями XI-XII вв., близкими по стилю к пластинам Пала д'Оро (отреставрированным при Дандоло в знак благодарности за спасение во время шторма 1363 г.). С XIV в. икону, вероятно, уже выносили во время городских крестных ходов; она участвовала в молитвенных шествиях и литаниях; к ней обращались в случаях опасности, болезней, эпидемий, засух. Однако она не была объектом широкого поклонения. Во 2-й пол. XVI в. в Венеции появился итал. перевод соч. «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна, выполненный итал. историком, географом и гос. деятелем Венеции Дж. Б. Рамузио; сокращенный вариант текста был опубликован в Венеции в 1559 г. В текст Виллардуэна Рамузио сделал важную вставку (в оригинале эти сведения отсутствуют) о том, что икона Божией Матери «Никопея», принадлежавшая ранее визант. императорам, была захвачена венецианцами при взятии К-поля. Именно этот фрагмент лег в основу местной венецианской легенды о том, что образ написан ап. Лукой, принадлежал визант. императорам, к-рых он сопровождал во время военных походов (отсюда название «Никопея», т. е. «приносящая победу»); был захвачен крестоносцами и привезен в Венецию по указанию дожа Энрико Дандоло. Т. о., икону начали считать покровительницей Венецианской республики, после захвата К-поля турками (1453) претендовавшей на роль наследника Византийской империи; почитание образа приобрело гос. статус. 24 авг. 1589 г. икона была перенесена из ризницы собора в основное пространство. Сначала ее установили в капелле Сант-Изидоро над престолом, а затем переместили в капеллу ап. Иоанна Богослова, которая была в 1618 г. переосвящена в ее честь. В XVI-XVII вв. документы неоднократно фиксировали особое публичное почитание иконы: ее носили в процессиях, по случаю больших праздников размещали над главным алтарем базилики, совершали пред ней молитвы и пение гимнов. После спасения Венеции от эпидемии чумы (1630), к-рое приписывали заступничеству Божией Матери, икону начали почитать как целительницу от чумы. Предметом научных исследований и реставрации икона впервые стала в 1968-1969 гг. С нее сняли драгоценный оклад; авторская живопись была открыта из-под записей и укреплена; изучены материалы и техника исполнения. Стилистический анализ живописи, выполненный М. Хадзидакисом, позволил отнести создание иконы ко времени правления династии Комнинов и датировать ее нач. XII в.

Музей Сан-Марко

(Вход в него справа от главного входа в базилику) расположен на галерее-матронеуме, в зоне, изначально предназначавшейся для присутствия женщин во время богослужения. Музей был задуман в кон. XIX в. Пьетро Саккардо, чтобы собрать воедино различные произведения искусства, происходящие из Сан-Марко и связанные с историей базилики. В течение XX в. коллекция увеличивалась; пространство музея расширилось до 1 тыс. кв. м. Новая музейная экспозиция была открыта 8 окт. 2003 г. В коллекции хранятся: бронзовая позолоченная квадрига, перенесенная сюда в 1982 г. после реставрации, в течение более 700 лет находившаяся над главным порталом базилики; терракотовая скульптура Божией Матери с Младенцем худож. Сансовино (сер. XVI в.); произведения живописи (в частности, алтарь худож. Паоло Венециано с сыновьями, заказ дожа Андреа Дандоло (сер. XIV в.), представлявший своего рода чехол для Пала д'Оро); иллюстрированные рукописи XV-XVI вв.; драгоценные ткани (византийские XIII в., фламандские нач. XV в., иранские нач. XVII в.). В отдельном зале музея экспонируются фрагменты мраморных плит и капителей (V-XII вв.), дающие представление о многообразии материалов, использованных при украшении базилики; в них античная классическая традиция соединена с христ. символикой.

Лит.: Magno A. De mineralibus et rebus metallicis. Coloniae, 1569; Sansovino F. Venetia città nobilissima et singolare. Venetia, 1581; Tiepolo G. Trattato della Immagine della Gloriosa Vergine dipinta da S. Luca: Conservata già molti secoli nella Ducal Chiesa de San Marco della città di Venetia. Venetia, 1618; Demus O. The Church of San Marco in Venice: History Architecture, and Sculpture. Wash., 1960; idem. The Mosaic Decoration of S. Marco, Venice. Chicago; L., 1988; Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de la collection de l'Institut [Hellénique de Venise]. Venise, 1962; Gallo R. Il Tesoro di S. Marco e la sua storia. Venezia, 1967; Il Tesoro e il Museo di S. Marco / A cura di H. Hahnloser. Firenze, 1971; Jestaz B. La Chapelle Zen à S. Marc de Venise: D'Antonio à Tullio Lombardo. Stuttg., 1986; Cattin G. Musica e Liturgia a S. Marco. Venezia, 1990-1992. 4 vol.; Bertoli B. Le storie di S. Marco nei mosaici e le ragioni dell'agiografia // La basilica di S. Marco: Arte e simbologia. Venezia, 1993. P. 89-124; Dorigo W. Lo stato della discussione storico-archeologica dopo i nuovi lavori nella cripta di S. Marco // Vio E. e. a. Basilica patriarcale in Venezia: S. Marco: la cripta e il restauro. Mil., 1993. P. 25-41; idem. Venezia Romanica: La formazione della città medioevale fino all'età gotica. Verona, 2003. Vol. 1; Niero A. Simbologia dotta e popolare nelle sculture esterne // La basilica di S. Marco. Venezia, 1993. P. 125-148; idem. Le figure del coronamento gotico: un programma iconografico // Quaderni della Procuratoria. Venezia, 2009. Vol. 4: Il coronamento gotico. P. 10-28; Verdon T. Il battistero: Arte e teologia // La basilica di S. Marco. Venezia, 1993. P. 73-88; Vio E. Dalle volte ulteriori notizie sulla fabbrica marciana // Idem е. a. Basilica patriarcale in Venezia: S. Marco: La cripta e il restauro. Mil., 1993. P. 43-72; Tigler G. Cat. delle sculture // Le sculture esterne di S. Marco. Mil., 1995. P. 25-228; idem. Il portale maggiore di S. Marco a Venezia: Aspetti iconografici e stilistici dei rilievi duecenteschi. Venezia, 1995; Pincus D. Geografia e politica nel battistero di S. Marco: La cupola degli apostoli // S. Marco: Aspetti storici e agiografici: Atti del convegno di studi, Venezia 26-29 apr. 1994 / A cura di A. Niero. Venezia, 1996. P. 459-473; Daniele U. e. a. Le tarsie lignee della Basilica di S. Marco. Mil., 1998; Minguzzi S. Aspetti della decorazione marmorea e architettonica della basilica di San Marco // Marmi della basilica di S. Marco. Torino, 2000. P. 29-121; Bryant D. La tradizione musicale marciana // Lo splendore di S. Marco / A cura di E. Vio. Rimini, 2001. P. 184-187; Sinding-Larsen S. San Marco: Il rituale di stato // Ibid.; Il Museo di S. Marco / А cura di I. Favaretto, M. Da Villa Urbani. Venezia, 2003; Quaderni della Procuratoria: Arte, Storia, Restauri della basilica di S. Marco a Venezia. Venezia, 2006-2015. 10 vol.; Hamlett L. The Sacristy of S. Marco, Venice: Form and Function Illuminated // Art History. Oxf., 2009. Vol. 32. N 3. P. 458-484; Miele M. Il primiceriato marciano al tramonto della Repubblica di Venezia. Padova, 2010; Cavazzana Romanelli F. La basilica da cappella ducale a cattedrale di Venezia // Quaderni della Procuratoria. Venezia, 2011. Vol. 6: S. Marco tra liturgia e turismo. P. 20-31; Lazzarini L. I marmi e le pietre del pavimento marciano // Il manto di pietra della basilica di San Marco / A cura di E. Vio. Venezia, 2012. P. 57-107; Somerski S. La Nikopeia: Immagine di culto, palladio, mito veneziano. R., 2012.
Мария да Вилла Урбани, С. П. Заиграйкина
Рубрики
Ключевые слова
См.также